Интерпретация снов по фрейду
Сонник Фрейда
Символы снов из Сонника Фрейда
История создания сонника Фрейда
Известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд по праву считается основателем теории психоанализа.
Фрейд создал ряд фундаментальных работ, в которых стремился объяснить сущность такого психологического феномена, как сновидения. Согласно его теории, желания человека, которые не смогли осуществиться, вытесняются из сферы человеческого сознания и переходят в область бессознательного. В бессознательном они сохраняются и продолжают оказывать существенное влияние на поведение человека в повседневной жизни. Стремясь прорваться назад в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными установками и одерживают над ними победу во время таких состояний сознания, как сновидения, дневные грёзы и т.д. Поэтому, используя правильные толкования символов и образов сновидений можно судить о бессознательных переживаниях человека.
Толкование сновидений – одна из самых значимых работ Фрейда (ставшая впоследствии основой для Сонника Фрейда), в которой он показал, что сон является не бессмысленным набором образов, а искаженным и завуалированным осуществлением вытесненного желания. Основываясь на этой и других работах Фрейда, которые были посвящены исследованию снов, и был составлен сонник Фрейда, который занял определенную нишу среди других популярных сонников современности.
Большинство толкований сонника Фрейда имеют привязку к сексуальной стороне жизни людей, взаимоотношениями между противоположными полами. Именно эти аспекты лежат в основе и других работ знаменитого психоаналитика. В связи с этим толкования сонника Фрейда могут показаться несколько не однозначными, однако не стоит полностью пренебрегать его толкованиями, хотя бы потому, что на работу над сонником Фрейд потратил не один год своей жизни и считал его венцом своей деятельности.
Биография Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд) появился на свет 6 мая 1856 года в небольшом городке Фрайберг в Австрии.
Отец мальчика, Якоб Фрейд занимался торговлей тканями и скотом.
Он был дважды женат и от первого брака у него было два сына.
Мать будущего создателя психоанализа звали Амалия Фрейд (Натансон), и она была на 20 лет моложе супруга.
В 1859 году Якоб был вынужден закрыть свой бизнес и вместе с семьей переехать сначала в Лейпциг, а затем в Вену.
Изначально образованием Сигизмунда занималась мать, а затем в 9-летнем возрасте мальчик поступил в гимназию.
Зигмунд увлекался литературой и философией, владел несколькими языками. В 17 лет он успешно закончил гимназию и в 1873 году поступил на медицинский факультет. Больше всего при обучении его интересовала психология и физиология.
Коллеги этот выбор не одобряли и впоследствии Зигмунд отказался от этой идеи.
В 1882 году Сигизмунд познакомился со своей будущей женой,Мартой Бернейс. Через несколько лет они поженились, и в браке у них появилось 6 детей.
В 1899 году вышла в свет книга Фрейда «Толкование сновидений», но ее восприняли в обществе довольно негативно.
Более сорока лет Фрейд посвятил разработке теории и практике психоанализа, опубликовал несколько книг, которые и по сей день считаются основополагающими в психоанализе.
Из-за еврейского происхождения в 1938 году Зигмунд вместе с семьей попал в гетто. Благодаря одной из своих пациенток ему удалось освободиться из плена и переехать в Лондон.
Умер известный психоаналитик в 1939 году в возрасте 83 лет.
Сонник Фрейда
ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, великий новатор, основоположник психоанализа.
Ранние его работы посвящены локализации мозговых функций, проблемам физиологии и анатомии головного мозга. Он занимался проблемой детского паралича, в 1884 году первым открыл болеутоляющее действие кокаина. С 1895 года разрабатывал методы лечения неврозов, в частности истерии. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности. В 1900 году выдвинул гипотезу о строении психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и бессознательным влечением.
Подробная информация о личности Зигмунда Фрейда представлена в энциклопедии.
Толкование снов по соннику Фрейда
В нашем толкователе вы найдете сонник Фрейда для толкования снов и интерпретации сновидений от великого психотерапевта.
Принципы толкования снов по Фрейду
Фрейд говорил о себе, что он принадлежит к тому сорту людей, которые, по выражению Хеббеля, нарушили покой мира. Его работы в корне изменили облик психологии XX века, осветив коренные вопросы устройства личности. Они раскрыли природу конфликтов между страстями и чувством долга, выявили причины душевного дискомфорта и иллюзорность представлений человека о самом себе.
Много и углубленно Фрейд размышлял о снах. В книге Толкование сновидений, увидевшей свет в 1900 году, он тщательно анализирует порождающие их механизмы и роль, которую они играют в жизни человека.
Основной тезис ученого понятен: сновидение является продуктом нашей психической активности, выражением нереализованных и подчас безотчетных потребностей, которые мы можем удовлетворить во сне благодаря усилиям собственного воображения и таким образом обрести душевное равновесие.
Однако, по Фрейду, подлинные душевные переживания спящего, или содержание сна, выражаются лишь в символических и на первый взгляд абсурдных образах – так называемой продукции сна, которая есть не что иное, как уловка подсознания, стремящегося обмануть внутреннего цензора – разум и дать выход страстям, которые находятся под запретом. Таким образом, символы сновидений – это код потаенных желаний человека. Чем более значимо для человека то или иное переживание, тем более фантастический характер оно приобретает во сне. Раскрыть же тайный смысл сна, считал Фрейд, можно лишь с помощью психоанализа.
Главные типы снов по Фрейду
Фрейд выделяет три типа сновидений.
Во–первых, сна вполне осмысленные, понятные, то есть не вызывающие никаких затруднений при их истолковании.
Во вторых, сна в определенной степени логичные, но странные: их смысл трудно связать с происходящим наяву.
И наконец, сна бессвязные и спутанные, понять которые вообще невозможно. Последние требуют к себе особенного внимания, поскольку при правильном истолковании могут стать для сновидца источником очень важной информации о его жизни и о нем самом.
Опубликованные на сегодняшний день сонники Фрейда представляют собой перечень повторяющихся символов из мира сновидений, которые описывает и интерпретирует в своих работах сам Фрейд. Задача таких сонников – ознакомить читателя с практической стороной учения австрийского психиатра. Примеры толкования снов по Фрейду представлены в нашем сборнике 55 сонников хотя, конечно, не в полном объеме.
Стадии интерпретации снов в соннике Фрейда
Фрейд разбивает цензорский процесс, который мы называем «работой над снами», на несколько стадий:
Проследив за тем, как и что вы контролируете во время ваших сновидений, вы сможете многое узнать о ваших истинных желаниях и побуждениях (если верить его теории). Давайте посмотрим, что же представляет собой каждая стадия работы над снами.
Вторичный процесс при толковании сна по Фрейду
Это способ, при помощи которого нам удается создать целостную историю из нашего сна, пусть даже странного и несвязного.
Подумайте об этом так: предположим, вам поручили эпизод из «Зайнфелда» и сказали, что там должны присутствовать такие персонажи, как Илейн на одноколесном велосипеде с котенком в волосах и пагодой под мышкой, ваш университетский преподаватель гуманитарных наук в виде Крамера, Джерри, учреждающий Библиотеку Конгресса, и Джордж с пирогом, на котором изображена Дженет Рено.
Ваши попытки извлечь смысл из всего этого подобны тому, что совершает вторичный процесс с историей, включающей в себя все эти элементы. Но, совершая свою работу, он тем самым маскирует первичное содержание вашего сна.
Смысл, который он извлекает из всех этих разрозненных частей – сон, который мы видели – называется «явным содержанием». Фрейд был убежден, что вы должны разгадать явное содержание вашего сна и найти в нем скрытое значение или «скрытое содержание» сна.
Стадия конденсации при толковании сна по Фрейду
Конденсацией считается способность создавать из ряда скрытых в снах мыслей одну краткую мысль. Выдающийся психоаналитик и писатель Чарлз Райкрофт утверждает, что при конденсации отдельные детали наших снов символизируют собой несколько тем. Два или более образа могут представлять собой смешанный образ, значение которого имеет отношение к каждому из отдельных образов.
Например, если вам снятся кушанья, готовые сгореть в духовке плиты, которую вы помните с детства, конденсированный образ плиты может обозначать и то, что вы тоскуете по прошлому, и то, что настоящее положение ваших дел «жаркое».
Стадия замещения при толковании сна по Фрейду
Это способ, при помощи которого мы можем смягчить наши беспокойство и тревогу, представляя их себе во сне в безопасном виде. Вы выражаете свою настоятельную потребность, но вы направляете ее на другого человека или на другой предмет. Например, представьте себе, что вы даже не подозреваете, насколько вы сердиты на своего сына–подростка. В мире инстинктов «ид» вы, почувствовали бы, что ваш гнев носит смертоносный характер. Но вместо сна, в котором вы убиваете своего ребенка (а это вызовет у вас тревогу, и вы проснетесь), вам снится сон, что Бевис и Бутхед (его любимые телевизионные герои) погибают от несчастного случая, катаясь на лыжах.
Короче, когда мы производим замещение, мы используем символ как замену значения сна. Отсюда происходит широко известный фрейдистский символизм: любой предмет, хотя бы отдаленно напоминающий фаллос, является символом пениса (ружья, трости, Эйфелева башня..)., а все, что хотя бы отдаленно похоже на вместилище, символизирует влагалище (чашка, пещера, коробка..)..
Проекция как способ толкования сна по Фрейду
Она похожа на замещение, но она сокращает процесс на один шаг. В ваших снах, когда вы проецируете свои угнетенные фантазии на кого–то или на что–то другое, вам все равно снится сон об этом же, но вы не берете на себя ответственность за такие постыдные желания. Пользуясь предыдущим примером о родителе–убийце в области проекции, мы можем сказать, что ваш сын был бы обезглавлен, но только не вами, а кем–нибудь еще. Немножко жестокий пример, не так ли? Просто вы помните: это всего лишь чувства, которые каждый способен испытывать время от времени. Естественно, что вы никогда не приведете их в действие.
Методика толкования снов по Фрейду
Для того чтобы помочь своим пациентам понять, что же означают их сны, Фрейд предлагал им воспользоваться методом свободных ассоциаций, то есть попросту сказать по поводу каждого образа или действия во сне первое, что придет в голову. Когда ясное содержание снов было проанализировано методом свободных ассоциаций, сон можно было понимать как попытку исполнить свое желание.
Ясно, что толкование снов по методу Фрейда – дело нелегкое. Аналитики–фрейдисты проходят долгую подготовку, прежде чем они приступают к этому. Но даже простое знакомство с методами толкования сновидений может помочь вам разобраться в значении ваших снов.
Роль подсознания при толковании снов согласно соннику Фрейда
Что общего между айсбергом и человеческой душой?
Сдаетесь? Ну ладно, мы вам скажем. Говорят, что у них невидимая часть гораздо больше видимой. У людей та часть айсберга (их души), которая остается невидимой, называется «подсознанием». А видимая часть – это та, которая нам известна, наши сознательные мысли. Хотя философы, писатели и мыслители на протяжении всей истории намекали на существование подсознания, именно Зигмунд Фрейд первым выработал концепцию схемы человеческой души и создал термин «подсознание».
Фрейд считал, что в нашей жизни ничего не происходит случайно. Все действия и мысли мотивированы подсознательными конфликтами, вызванными агрессией, сексуальными импульсами и неослабевающим желанием получать удовольствие. Он полагал: для того чтобы нам войти в цивилизованное общество необходимо умерить свои первобытные аппетиты. Но поскольку люди неспособны вырвать их с корнем, они вынуждены загонять их в глубины души.
Он говорил, что трудность подавления такой властной структуры, как «ид»
является причиной того, что она возникает то здесь, то там в замаскированном виде. Этого нельзя отрицать. Она найдет способ проявить себя так или иначе. Иногда это проскальзывает во «фрейдистских оговорках». Эти оговорки могут возникнуть и в реальности, и в наших снах.
Но погодите. Если это правда, и вы на самом деле имеете шанс исполнить в своих снах ваши скрытые желания, тогда почему же вам иногда снятся
Ну, теперь дело принимает по–настоящему интересный оборот.
Хотя, согласно Фрейду, наш внутренний сторож теряет бдительность во время сна, все же он не покидает своего поста. Даже во сне вы можете испытывать сожаление и беспокойство по поводу властных желаний или эмоций, проявляющихся в ваших снах. Для защиты сна (вспомните, Фрейд однажды сказал, что целью сновидений является защита сна) ваша душа заставляет вашего цензора трудиться сверхурочно. Таким образом, вы получаете лучшее от обоих миров: сны можно считать компромиссом, потому что они выражают желания в завуалированной форме, они вам не угрожают, и в то же время вы сладко спите.
К чему снятся тревожные сны по Фрейду?
Фрейд также утверждал, что тревожные сны – продукт наших подавленных сексуальных импульсов. Это приводит нас еще к одному источнику критики теории Фрейда о том, что все, начиная с сигары и кончая зубочисткой, символизирует собой фаллос, а пещеры, кувшины, ямы и прочие вместилища символизируют собой женские половые органы.
Фрейд сам был продуктом своего пола, расы, класса и поколения. Его сексуальная озабоченность, происходила из–за ханжества в отношении секса во времена викторианской эпохи и из–за его собственного отношения к сексу.
Совершенно очевидно, что то значение, которое он приписывал этим символам, может рассказать нам о нем и его времени больше, чем что–либо другое. Его утверждение, что женщины представляют собой испорченный вариант мужчины, и его невежество относительно движущих сил, существующих между матерью и дочерью, конечно же ставят под сомнение многие из его умозаключений.
Опять же, многие из теорий Фрейда, включая и теорию сновидений, позже вызывали еще более сильную неприязнь– потому, что он настойчиво пытался объяснить буквально все нашей подавленной сексуальностью и скрытыми желаниями. Когда дело доходило до толкования снов, многие обращались к одному из его последователей, Карлу Юнгу, чтобы почерпнуть вдохновение в его трудах.
Отношение Фрейда к снам и его утверждение, что они имеют большое значение в жизни человека, было удивительно. Но это не означает, что он был прав на все сто процентов. Мысль о том, что сна представляют собой «безопасную» форму исполнения желаний, неоднократно подвергалась критике. Вы изумитесь, узнав, что среди числа этих критиков был и сам Фрейд. С годами он перестал быть ярым приверженцем этой идеи.
Фрейдистский механизм работы со снами
Как мы уже говорили, бессознательное было известно еще до Фрейда. Но важность, которую Фрейд приписывал бессознательному, была поистине революционной. Сила бессознательного открылась Фрейду, когда он работал с истеричными пациентами. Он увидел, что их истерия была следствием эмоциональной травмы, о которой сами пациенты уже не помнили. Их болезненные воспоминания и неприемлемые желания были вытеснены и удерживались глубоко в бессознательном. Защитное вытеснение запретных желаний было причиной того, что его пациентам реальность представлялась искаженной. Ум восставал против своих собственных желаний, чтобы избежать столкновения с безжалостным внешним миром. Фрейд не только считал истерию своих пациентов иллюзией, но и использовал их страстные излияния, чтобы изучить их бессознательное и обнаружить основные подавляемые желания. Такое открытие неизменно приводило к излечению.
Что такое бессознательное по Фрейду?
Позже Фрейд утверждал, что бессознательное вторгается не только в сознательную жизнь пациентов–невротиков. Бессознательное проявляется и в жизни нормальных людей. Материал, вытесненный в бессознательное, прорывается на поверхность явлением, с которым мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно. Все мы совершаем незначительные, но досадные ошибки — забываем имена, путаемся, неправильно читаем слова, слышим не то, что было сказано, иногда ошибается наш язык, а иногда — перо. В основе таких ошибок лежит страх, память или желание, которые были вытеснены из области сознательного мышления, которые чаще всего не исчезают, а ищут способ вернуться в сознание. «Случайная ошибка», скорее всего, окажется вытесненным материалом.
В повседневной жизни мы повсюду встречаемся с проявлениями бессознательного. Ошибки не имеют ничего общего с болезнью и наблюдаются даже у очень здоровых людей. Фрейд называл их оговорками. Шутки и анекдоты — это следствие работы подобных бессознательных механизмов. Наши сны — еще одна игровая площадка, где бессознательное может выразить себя. Более того, для Фрейда сновидения стали прямым путем к бессознательному любого человека, способом разглядеть его бессознательные мысли и воспоминания. Фрейд был уверен, что каждый сон — это желание, стремящееся к воплощению.
Как интерпретировать детские сны по Фрейду?
Простые и ясные детские сны становятся все сложнее и сложнее, по мере того как ребенок растет и учится скрывать свои желания и побуждения. Необходимость быть скрытными приходит, когда детей приучают к горшку. Они быстро понимают, что любоваться своими экскрементами нехорошо. Наоборот, это считается «грязным». В равной степени это относится и к генитальному влечению, которое также следует сдерживать.
По мере того как ребенок растет, родительский контроль усиливается. Родители предлагают ребенку свою любовь и угрожают ему наказанием. Постепенно ребенок усваивает эту внешнюю сдержанность. Родительский авторитет сменяется самоцензурой — сознанием. У ребенка не возникает стремления к некоторым действиям, если он осознает, что они вызовут неодобрение. Если же ребенок все же нарушает запрет, это вынуждает его к притворству, и тогда сознание наказывает его чувством раскаяния или вины. Хотя сам ребенок этого и не понимает, механизм, который ему внушили, не только оценочный. Он помогает цензору предупреждать неприемлемые желания.
Понемногу ребенок понимает, какие желания ни в коем случае не могут быть исполнены, и потому их даже невозможно сформулировать, а какие желания следует выражать скрытно. Вот так, постепенно, возникает конфликт между желанием и чувством вины, который продлится всю жизнь. Возможно, что аналогичный механизм работает и во сне, где дети учатся создавать похожую маскировку. По крайней мере, когда они становятся взрослыми, их сны больше не выражают непосредственное желание, а, как и при симптомах истерии, в сновидении несбывшееся желание предстает » искаженном виде.
Скрытая подмена происходит во сне неосознанно, и кажется, что сновидение не имеет ничего общего с желанием, требующим воплощения. Искажение — это работа тех же защитных сил сопротивления внутри человека, которые в обычной жизни помогают скрывать внутренние импульсы, а иногда и вовсе предотвращают их проявление. Так что «спящий может понимать смысл своих снов не более, чем истерик может понять взаимосвязь и значение своих симптомов».
Фрейдистское разделение снов по уровням
То, как Фрейд разделял сновидение на два различных уровня, принципиально отличалось от всех предпринимавшихся ранее попыток расшифровать сон. Все аналитики со времен античности рассматривали только явные образы сновидения. Они полагали, что этого вполне достаточно, чтобы объяснить смысл сновидения. Все интерпретации основывались на преобразовании явного содержания. Фрейд обратил внимание на совершенно новый материал, лежащий между образами сна и их интерпретацией — латентное содержание или мысли сновидения. «Именно из мыслей сновидения, а не из явного содержания сна мы извлекаем его смысл». Как только мы узнаем латентное содержание, сон немедленно становится понятным. Человек обычно пытается понять сон исходя только из манифестного содержания и приходит к ошибочному заключению о его смысле.
Фрейд сравнивал содержание сновидения с ребусом, мозаикой. Можно считать разрозненные образы нелепыми, абсурдными и потому бессмысленными картинами. Но лучше оставить в стороне критические замечания по поводу несовершенства композиции сна и попытаться заменить каждый его элемент чем–то другим. Когда все встанет на свои места, сон перестанет казаться бесполезным и обретет смысл.
Классификация снов по группам
Сновидения, по мнению Фрейда, можно разделить на три обширных группы в зависимости от степени искажения их латентного содержания. «Прежде всего, мы можем отличить те сны, которые имеют смысл и в то же время доступны для понимания». Их смысл легко понять в контексте нашей повседневной жизни. Обычно такие сны кратки и не содержат ничего необычного или странного. «Вторая группа состоит из снов, которые, несмотря на то, что они связны и явно осмысленны, все же приводят нас в замешательство, поскольку мы не можем понять, как соотнести их смысл с нашей умственной жизнью. Наконец, третья группа состоит из снов, которые лишены всякого смысла и совершенно непонятны, которые кажутся несвязными, запутанными и бессмысленными».
Классификация Фрейда близка к той, что была предложена нами ранее. К первой группе относятся буквальные сновидения из нашей классификации, а вторая и третья группы соответствуют категориям символических и незначительных снов. В древности толкователь должен был сначала убедиться, что сон поддается интерпретации. Если же смысл полностью отсутствовал, то такое сновидение считалось епиртоп. Фрейд изменил приоритеты и сосредоточился на поисках смысла в «несвязном» и «запутанном» епирпюп.
Очевидно, что только во второй и третьей группах, обозначенных Фрейдом, мы сможем установить разницу между латентным и манифестным содержанием сна. Сны, относящиеся к первой категории, вполне понятны, так как их явное и латентное содержание совпадают. Детские сны, как мы уже говорили, в большей степени обладают этим свойством, поскольку в них отсутствует всякая маскировка. Обычно третья группа вызывает наибольшее замешательство. В таких снах маскировка настолько эффективна, что латентные мысли полностью скрыты в образах сновидения.
Метод маскировки снов по Фрейду
Фрейд утверждал, что существует непосредственная связь между сложной природой сна и тем, как понимается его основное латентное содержание. Мы уже рассмотрели, как с помощью внутренней цензуры сон маскирует бессознательное желание, чтобы оно могло миновать цензора. Эта уловка напоминает детскую игру, когда дети разговаривают между собой на «птичьем» языке, чтобы взрослые не поняли, о чем они говорят. То есть дети скрывают то, что может вызвать наше неодобрение. Способ маскировки очень прост — после каждой гласной в слове вставляется «пи». Тогда вопрос той перепуганной матери (Что ты делаешь?) будет звучать примерно так: «Чтопи тыпи депилапиешь?» (Основным слогом в каждом слове становится «пи».)* Простой вопрос превратился в абсурдный набор звуков.
Можно ли объяснить странность сна тем, что в нем используется фиксированный и систематический метод перестановки мыслей сновидения, скажем, такой как «пи–язык» или программный код? Метод маскировки и сновидениях не только сложен и изменчив, но и затрагивает обширные области. Абсурдные сновидения, по Фрейду, — это результат чрезвычайно сложного процесса. Внутренняя цензура и засекречивание мыслей сновидения не может быть единственным механизмом, искажающим сон. Должно существовать еще что–то, некий фактор, придающий сновидению странные качества.
Фрейд назвал процесс трансформации латентного содержания в явное работой сновидения. Интерпретация, таким образом, стала обратным процессом исправления искажений, появившихся в результате работы цензора и работы сновидения. Работа сновидения, целью которой является маскировка неисполненных бессознательных желаний, состоит из четырех компонентов. Первый процесс — это сгущение, когда работа сновидения объединяет несколько элементов в одно бессознательное желание и представляет его в виде отдельного образа.
Сгущение и смещение сновидений
Сгущение исключает некоторые элементы из мыслей сновидения, или использует только их фрагмент, или объединяет два или более элемента в одно целое. Сгущение также применимо к месту, объектам и событиям. Чем менее знакомым кажется образ сновидения, тем он более странен. К тому же каждый образ может соответствовать множеству мыслей сновидения. Ни один механизм не делает сон настолько странным и непонятным, как изменение приоритетов — смещение. В первую очередь именно смещение искажает основные идеи и создает явные образы сна. Работа этого механизма рождает множество шуток.
Остается еще два процесса, говорит Фрейд, которые работают над искажением мыслей сновидения еще до того, как они будут восприняты спящим. Их работа станет более понятной, если мы продолжим рассмотрение нашего примера, который уже искажен двумя процессами — сгущением и смещением. Сны не говорят, они показывают. Для этого работа сна задействует еще один механизм, находящийся в ее распоряжении, визуальное представление, которое превращает текст мыслей сновидения в образы, и тем самым сон подвергается дальнейшим изменениям.
Вы замечали, как отличается книга от сценария к фильму, даже если это удачный сценарий? Визуальное представление может изменить наш пример, изобразив, как папа надевает шляпу. Команда становится частью священной церемонии. Наконец, механизм вторичного изменения ставит последнюю точку, и содержание сна становится связным повествованием.
Механизм работы со сновидениями Фрейда
Возможно, здесь будет уместно сделать короткую паузу и рассмотреть в более широкой перспективе выработанный Фрейдом механизм работы со сновидениями. Все мы знаем, что в языке сновидений есть некая странность. Сны содержат причудливые элементы, которые одинаково потрясают воображение святых, прорицателей и ученых. То, как они толковали сновидения, привело к появлению огромного количества теорий. Однако все они приписывали происхождение снов источнику, чуждому нашему бодрствующему сознанию.
Фрейд соглашался, что сны не зарождаются в сознании. Они происходят из бессознательного, и разрозненные образы сна указывают на основной подтекст, латентные мысли сновидения — смесь инстинктивных импульсов и запретных желаний. Их следует маскировать, чтобы обойти цензора. Работа сновидения — это механизм, который создает маскировку. Последующее искажение воспринимается во сне как абсурдный элемент, вот почему мы часто рассуждаем о таинственном мире сновидений. Образность, присущая снам, для Фрейда не просто особый язык, а результат намеренного искажения смысла основных желаний. Сновидение, таким образом, становится родом патологической умственной деятельности, аналогичной формированию невротических симптомов.
Практическая часть работы со сновидениями
Значение этих теоретических положений станет очевидным, если мы обратимся к практической части интерпретации сновидений. Поскольку сны скрывают истинные мотивы спящего, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, чтобы прийти к верной интерпретации. Каким бы соблазнительным ни было явное содержание сна, его следует целиком отложить в сторону. И, напротив, при свободном ассоциировании каждый фрагмент сна следует рассматривать независимо, как если бы он требовал отдельной оценки. При этом человек должен оставить критические замечания и подробно и по порядку рассказывать обо всех ассоциациях, которые приходят ему на ум в связи с каждым отдельным элементом сна. Цепочка ассоциаций будет складываться как бы сама по себе, и каждая ассоциация будет связана с предыдущей.
Человека просят привести цепочку словесных ассоциаций, связанных с одним из элементов сна. Как только этот поезд трогается с места, становится очевидно, что ассоциации в обратном порядке воспроизводят работу сновидения. Сложный образ может разбиться на несколько отдельных воспоминаний, причем в каждом будет нечто общее для всех, так что первоначальный образ действительно покажется сгущенным. Иногда в этот процесс вовлечены чувства, которые имеют контрастную эмоциональную окраску по сравнению с оригинальным образом. Или ассоциации могут привести нас к воспоминаниям, которые очень далеки от первоначальной картины, то есть происходит смещение.
Разрозненные ассоциации, естественно, не будут связными. Цепь ассоциаций в первую очередь разрушает результаты вторичного изменения, которое из нескольких воспоминаний составляет насыщенную сюжетную картину сновидения. В основном в визуальной картине сна отсутствуют очевидные связи с жизнью человека, но при свободных ассоциациях образы обретают словесное выражение, которое обычно сконцентрировано вокруг детских нарциссических комплексов. Это показывает, как работает во сне механизм визуального представления. Фрейд предположил, что свободные ассоциации могут в обратном порядке показать все, что происходило в процессе формирования сна, и в таком случае их можно использовать как ценный ключ к подсознательным импульсам, поддерживающим сон.
Свободные ассоциации не обязательно совпадают с латентными мыслями сновидения. Это просто инструмент, который помогает обнаружить информацию, переходы и связи для того, чтобы распутать сложную картину сна. Вскоре поток ассоциаций резко обрывается, и это происходит именно в той точке, где раскрывается основная мысль сновидения. В этой точке вмешивается аналитик, он проникает в образовавшуюся брешь, выносит бесспорное, но не окончательное заключение и подробно описывает то, что подсказали ему ассоциации. Вкратце свободные ассоциации раскрывают процесс работы сновидения, чтобы достичь латентного содержания.
Символы и ассоциации во фрейдистской теории трактовки снов
Фрейд убедился, что некоторые части сновидения могут быть понятными и без ассоциаций. Это устойчивое соотношение между элементом сновидения и его смыслом было описано Фрейдом как «символическое», а элемент сна как «символ» бессознательной мысли сновидения. Устойчивое символическое соотношение не заменяет ассоциативную технику, а дополняет ее. И действительности символы и ассоциации стали двумя звеньями одной цепи, которая связала явный сон с его основным и единственно важным латентным содержанием.
Для чего используются символы?
Тропинка ведет от сновидений к бессознательному, к инстинктивной жизни, а далее к сексуальности. Этот последний шаг — утверждение, что символы заведомо сексуальны, и сексуальная жизнь человека начинается не в период полового созревания, с психическим взрослением, но гораздо раньше, в детстве, и проявляется в отношениях ребенка с матерью, — возможно, вызвал наибольшее сопротивление идеям Фрейда. Он, тем не менее, настаивал на своей позиции и даже приводил экспериментальные доказательства.
Эксперимент проводился на глубоко загипнотизированных объектах, которым велели видеть сны на сексуальные темы. Их сны содержали те же символы, что и в теории Фрейда. В других экспериментах пациенты рассказывали вульгарные истории сексуального свойства и, когда их просили повторить, описывали сексуальные органы с помощью тех же символов, о которых упоминал Фрейд. Интересно, что некоторые пациенты представляли сексуальную связь как лестницу, что трудно объяснить одной лишь сознательной эвфемизацией. В свадебном ритуале панджаби в Индии, который совершается и сегодня, невесту украшают плащом (чунни). Его дарит жених, после особой церемонии освящения плаща.
Фрейд нарушил традицию, когда объяснил необычную форму сновидений не тем, что они содержат послания из мира сверхъестественного, а работой защитных сил. В интерпретации его интересовала не расшифровка некоего сообщения из внешнего источника, а распознавание внутренних импульсов, искаженных цензором. Сновидение, изгнанное из христианского мира, стало одним из рациональных инструментов анализа и терапии.
Для чего нужны сны по Фрейду?
Функция сновидения, согласно утверждению Фрейда, состоит в том, чтобы охранять сон. Сновидение должно надежно защищать спящего от двух сил — внешней и внутренней. Внешнее раздражение, например звонок будильника, может стать частью сновидения, скажем далеким звоном церковного колокола, таким образом, сон будет продолжаться. Защите от внешних раздражителей во фрейдистской теории отводится небольшая роль по сравнению с более важной защитой от внутренних стимулов, соматических (кровяное давление, головные боли) и психологических (пробудившиеся воспоминания). Как уже было замечено, Фрейд придавал наибольшее значение защите от пугающих внутренних импульсов (памяти), стремящихся вырваться наружу из бессознательного.
Концепция Фрейда о сновидениях и психологии известна как психоанализ и отличается от других психологических школ развития личности. Психоанализ — не только теория личности или сознания, но также и метод терапии, который направлен на понимание снов с помощью изучения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов. В классическом варианте методология психоанализа опирается на свободные ассоциации пациента. Таким образом, вытесненные желания, лежащие глубоко в бессознательном, выходят на поверхность, после чего с ними можно взаимодействовать.
Психоанализ Фрейда на основе снов
Психоанализ — это достижение западной цивилизации, и его действие не ограничивается профессиональной областью изучения умственного здоровья. Оно простирается гораздо дальше. Фрейд всегда старался понять связь между разумом и телом. Он заставил нас осознать, что каждое телесное состояние воздействует на разум, и все, что происходит в разуме, влияет и на тело. Только после Фрейда мы начали думать о телесных недугах как о связанных с разумом.
Фрейдистское разделение разума на сознательное и бессознательное повлияло на все аспекты жизни. Термины Фрейда, такие как подсознание, подавляемые влечения, торможение, фиксация и отождествление, перешли в повседневную речь. На психологических разоблачениях (в художественном понимании) строится содержание множества литературных произведений. Писатели, знакомые с процессом работы сна и особенностями бессознательного, эксплуатируют эти идеи в своем творчестве. Художники тоже вступили в спор с психоаналитиками и принялись свободно выражать элементы бессознательного в своих полотнах и скульптурах.
Толкование сновидений Фрейда теперь считается не просто книгой о сновидениях. Она излагает теорию Фрейда о разуме и показывает его движущие силы. Несмотря на то что идеи Фрейда вначале вызывали сопротивление, его теории оказались настолько убедительными, что захватили множество областей современной мысли: гендерные исследования, изучение памяти, литературную критику, описание устройства личности и так далее. Психоанализ освободил людей от запретов, налагаемых традиционной моралью, и привел к изменениям в обществе и сексуальной раскрепощенности. Он создал язык, на котором еще многие поколения будут обсуждать тему сексуальности.
Кем был Фрейд? Мастером сновидений, психологом, практикующим врачом, философом, социальным деятелем? В начале своей жизни он усвоил один урок условности — это смешно. Он спрашивал обо всем. Почему мы видим сны? Почему люди заболевают и как их излечить? Почему происходят войны? Почему некоторые группы людей подвергаются преследованиям? Он стремился понять и объяснить многие загадки природы и общества. Обладая редкой остротой зрения, он неустанно искал все, что могло приблизить его к решению. Как сказал о нем У. X. Оден, Фрейд «теперь уже не человек, а общественное мнение».