Иллюстрация чудесный сон к хору римского корсакова на севере диком
Музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков
Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков. И великим сказочником в русской музыке.
Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:
Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.
Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.
Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную, сказку — оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна. Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:
Бочка по морю плывет
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины
оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта
тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски — «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре — тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! Огромная дубовая бочка! А в ней плачет,
бьется царица: всхлипывают флейты и кларнеты, вскрикивают скрипки и гобои. А как же царевич?
не по дням, а по часам».
Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия — тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к валторнам, звучащим более низко, мужественно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Постепенно напряжение в оркестре спадает. Грозный рокот стихий сменяется ласковым журчанием скрипок и деревянных духовых инструментов. Наши герои спасены. Занавес поднимается, и мы видим, как из разбитой бочки на берег неизвестного острова выходит Гвидон со своей матерью царицей Милитрисой.
Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царевич Гвидон.
Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. И все эти три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.
Белка песенки поет, и орешки все грызет
Полет на черте Вакулы
Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, и всюду мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись. Взять хотя бы полет на черте кузнеца Вакулы в опере «Ночь перед рождеством». Музыка точно воспроизводит картину из повести Гоголя: «Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рои
духов». В музыке вы услышите и «увидите» все подробности этой фантастической картины.
Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Иллюстрация чудесный сон к хору римского корсакова на севере диком
Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков. И великим сказочником в русской музыке.
Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:
Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.
Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.
Сказка царе Салтане
Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную, сказку — оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна. Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:
Бочка по морю плывет
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины
оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта
тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски — «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре — тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! Огромная дубовая бочка! А в ней плачет,
бьется царица: всхлипывают флейты и кларнеты, вскрикивают скрипки и гобои. А как же царевич?
не по дням, а по часам».
И растет ребенок там не по дням а по часам
Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия — тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к валторнам, звучащим более низко, мужественно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Постепенно напряжение в оркестре спадает. Грозный рокот стихий сменяется ласковым журчанием скрипок и деревянных духовых инструментов. Наши герои спасены. Занавес поднимается, и мы видим, как из разбитой бочки на берег неизвестного острова выходит Гвидон со своей матерью царицей Милитрисой.
Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царевич Гвидон.
Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. И все эти три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.
Белка песенки поет, и орешки все грызет
Полет на черте Вакулы
Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, и всюду мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись. Взять хотя бы полет на черте кузнеца Вакулы в опере «Ночь перед рождеством». Музыка точно воспроизводит картину из повести Гоголя: «Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рои
духов». В музыке вы услышите и «увидите» все подробности этой фантастической картины.
Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков.
«На севере диком», композитор С.И. Танеев. МГДМШ им. Гнесиных – старший хор
«На севере диком стоит одиноко…» — не один романс, а несколько романсов на одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова.
Романс известен с музыкой очень многих композиторов.
Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».
Стихотворение было создано великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ[1][2][3].
Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко»), сочиненного Гейне в 1822 году[1] или в 1827 году[3] (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения[3].
Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.
Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне[2][1] — уж слишком много в него своего, собственной боли вложил Лермонтов.
Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.
Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»[3].
До Лермонтова свой перевод этого стихотворения сделал А. А. Фет, и его перевод был опубликован в 1841 году в журнале «Москвитянин», № 12[3]. Существуют и более поздние переводы того же стихотворения Гейне, и к ним сочиняли музыку разные композиторы.
Но наибольшую известность получил перевод Лермонтова. Его стихотворение вошло в классику русской литературы. В лермонтовском переводе в стихотворении особенно зазвучала главная его тема — боль одиночества, безысходность.
Проникновенность и лиризм строчек Лермонтова привели к тому, что они вдохновили на создание музыки более 100 композиторов, вот неполный список их: Х. Г. Пауфлер (1845), А. С. Даргомыжский (1850), И. Маренич (1853), Н. А. Римский-Корсаков (1876), М. Н. Офросимов (1877), Э. Я. Длусский (1889), С. В. Рахманинов, женский хор без сопровождения (1895), М. А. Балакирев (1896), М. М. Ипполитов-Иванов (смешанный хор без сопровождения, 1896), Е. Безродная, В. И. Ребиков (двухголосный хор без сопровождения, 1900), А. Б. Гольденвейзер (1902), Г. А. Алчевский (1908); С. В. Панченко, смешанный хор без сопровождения (1909), Н. К. Метнер, Б. В. Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, А. Ф. Гедике, С. И. Габель (1879, под названием «Сосна» с посвящением певице Вильгельмине Ивановне Рааб-Плющевской), К. Ю. Давыдов, А. А. Дерфельдт (под названием «Сосна и пальма»); З. А. Левина, А. В. Мосолов[4], Н. Д. Дмитриев (посвящен певцу Александру Додонову); В. Г. Агафонников (1965), Н. А. Маныкин-Невструев (1914) и т. д.[3][5].
И. Шишкин. «На севере диком»
К 50-летию смерти Лермонтова (1891 г.) художник И. И. Шишкин создал иллюстрацию к этому стихотворению — картину «На севере диком».
Появляются новые поколения музыкантов, которые тоже, вдохновленные строками Лермонтова, кладут их музыку — уже собственную музыку, своего сочинения, на современное им звучание.
Романс продолжает существовать в разных музыкальных интерпретациях.
[править] Современные романсы
[править] Источники
Сочинения Николая Андреевича Римского-Корсакова с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
История создания стихотворения лермонтова на севере диком
[править] История создания
История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова (к 1891 г.) петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта[3]. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.
И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»[1][4]. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.
Сочинение по картине Шишкина «На севере диком»
Вариант 1
В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр. Примеров может быть множество. Картина И. Шишкина «На севере диком» не является исключением. Великого художника сподвигло на это стих Лермотова под название «Сосна».
Разглядывая полотно можно увидеть одинокую сосну, присыпанную суровыми снегами. Стоит она на самом краю пропасти. Если вы прочтёте этот стих — то нетяжело уловить логическую нить – это одиночество. Шишкин заметил это моментально, и взялся писать эту картину. Место, на котором стоит дерево, засыпано снегами и покрыто льдом, всё это показывает её неприступность. Лишь лунный свет немного её освещает и не даёт скрыться во тьме суровой северной ночи.
Но, несмотря на всё это, дерево выглядит мужественно, и как будто уверяет зрителя, что будет жить несмотря ни на что. Вокруг сосны уже не осталось ничего живого, всё умерло под действием северных морозов. Лунный свет отражается от света на её ветвях, придавая ему суровости. Также стоит обратить внимание на небо, оно настолько низко, что вот-вот упадёт на несчастную сосну. Это, неизменно, придаёт еще капельку грусти. Это дерево не сломит ничто: ни морозы, ни ветер, ни снег, ни одиночество. Оно дождётся своей весны.
Как было уже сказано ранее, И.И. Шишкин воодушевился этим стихотворением и изобразил максимально чётко зиму на севере. Для картины были удачно подобранны цвета, они совершенно точно передают эмоции стиха. Оттенки прекрасно переливаются друг в друга. Всё, что к читателю пытался донести Лермонтов, воплотилось на этом полотне. Если вы ещё не видели этой картины – то обязательно посмотрите и будете в восторге от увиденного.
Вариант 2
Шишкин И. И. написал картину в 1890 году. Вдохновение автор черпал из стиха Лермонтова на тему одиночества. Шедевр назван первой строчкой из стихотворения.
На картине время года – суровая зима России. Изображена величественная сосна. При лунном свете стоит красивое дерево на краю обрыва, окруженное тишиной и белым снегом. Дерево сверкает от лежащего на ветвях снега, оно клонит голову земле от снежной тяжести. Яркий лунный свет придает живости пейзажу.
Автор передал с помощью красок свои чувства. Картина навевает мысли о бесконечном одиночестве. О том, что в обширных далях неописуемой красоты, можно оставаться одним. Вокруг нет ничего живого. Сильная сосна одна, она безмолвна, но в нас всегда есть желание верить в то, что все будет хорошо. В стихотворении Лермонтова высказано, что сосна предается снам об одиноко стоящей пальме. Так и в картине четко передано чувство веры в лучшее.
Какими мыслями живет дерево, о чем мечтает? Об обществе, о том, чтобы рядом оказалось столь возвышенное, величественное дерево, или о таком же просторном уединении? В картине торжественно подано неясное желание сосны.
Автор сотворил картину к 50-летию со дня гибели поэта. Это был сборник иллюстраций с другими популярными художниками (Врубель, Серов, Поленов).
Иван Иванович Шишкин не только пейзажист, живописец, но и гравер. У него немного работ зимней тематики. Истинно прекрасные картины: «Утро в сосновом бору», «Туманное утро», «Перед грозой», «Рожь», «Лес зимой». Его картинами можно наслаждаться вечно. Открытая русская душа излита в творениях. Настроение, получаемое от картин, изменчиво, но впечатление глубинное, природное, остается с нами. Известно, что художник умер неожиданно, в момент создания нового шедевра.
Искусство вечно. Время ему не подвластно. Великие художники оставили нам картины, вдохновляющие современных талантов. Сейчас направлений много, но передача красоты русской природы остается неповторимой, многогранной, не каждому доступной.
Вариант 3
Перед нами картина одного из известнейших художников России Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Данная картина Шишкина не стала такой же знаменитой, как его известная всем нам с детства картина “Утро в сосновом лесу”, но я думаю она не менее прекрасна и гениальна. Очень интересна история её создания. К пятидесятилетию Михаила Юрьевича Лермонтова Петром Петровичем Кончаловским было издано собрание сочинений поэта. Над этим изданием работало несколько человек, в том числе и Иван Иванович Шишкин. Там он увидел перевод Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворения великого Генриха Гейне:
“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…”
Это стихотворение вдохновило автора на написание картины под названием “На севере диком”.
“Главным героем” картины является сосна, стоящая в самом центре композиции. Её ветви согнулись под огромным слоем снега, они больше не в состоянии выдерживать этот груз на своих тонких спинках. Снег на севере покрывает толстым слоем не только деревья, но и всю землю. И не удивительно ведь север есть бескрайняя череда снежных полей.
Если разбирать картину с точки зрения колорита, то в картине преобладают, присущие любому снежному пейзажу, сине-белые краски. Несмотря на ночное время суток в картине использованы краски светлых тонов, что даёт нам право предположить: на картине изображено полнолуние. Интересной деталью является одинокая тень, изображённая прозрачно серыми красками поверх белого холста. Так же можно отметить, что на картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придаёт особый шарм картине.
Мне очень понравилась картина Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Я думаю, она очень интересная и, рассматривая эту картину, можно найти много скрытых деталей. Надо только внимательно присмотреться…
Это интересно: Сочинение по картине «Зима пришла. Детство» С. А. Тутунов.
[править] Стихотворение Лермонтова
Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко». Для неграмотных — см. видеоролик.
Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский
Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ[3][5]. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»)[3][6], сочиненным Гейне в 1822 году[3] или в 1827 году[5] (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения[5].
Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.
Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне[6] — уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.
Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.
Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»[5].
Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и одноименных романсов более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, И. Маренич, Н. А. Римский-Корсаков, М. Н. Офросимов, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. В. Асафьев, Н. Д. Дмитриев, С. И. Танеев, В. И. Ребиков и мн.др.[5]
«На севере диком» картина Шишкина сочинение для 9 класса
Вариант 1
Картина «На севере Диком» была написана в 1891 году И.И. Шишкиным. Художник — мастер пейзажа, ему удавалось наиболее реалистично передать характер природы, рисуя с натуры. Картина названа первой строкой известного стихотворения Лермонтова, была иллюстрацией к нему и в ней раскрывается та же тема — тема одиночества. В иллюстрации этой картины приняли участие и другие именитые художники.
Картина нарисована в холодных тонах, преимущественно используются белый и оттенки синего цвета. Главный замысел художника — тема одиночества, показать борьбу дерева в этом мертвом холоде, когда вокруг нет никого и ждать помощи неоткуда. Но мы не видим, что сосне плохо в такой обстановке, возможно, она нашла свое место в жизни.
Центральный план занимает заснеженная сосна. Когда смотришь на картину, то взгляд не можешь отвести от этого загадочного дерева. Оно растёт на краю горы, склон настолько мастерски прорисован, что мы видим крупные хлопья снега, которые усыпали его. Сосна — некий символ человеческой гордости, покорения вершин и храбрость перед неизведанным. Можно сравнить образ сосны с человеком, она обладает таким твёрдым духом, смелостью и выдержки. Никакие преграды и препятствия не сломают ее. Высота сосны показывает ее величие перед такими условиями жизни.
За деревом мы видим хмурое небо и бездонное ущелье. Что хранят в себе его глубины? Ущелье кажется нам неприступным, никто не сможет добраться до одинокого дерева и нарушить его величественный покой. Тень отчётливо падает от сосны на снежную поляну, а значит уже глубокая ночь. Мы не видим на полотне луну, но мы видим этот легкий свет, который она излучает на сосну. Неизвестно, сколько лет — это дерево живет в таких условиях.
Краски тёмные, от глубоких синих до чёрных, они отражают свой цвет на снег голубым оттенком. Такой приём используется для того, чтобы максимального передать холод и мороз Севера.
Можно представить, что вокруг тишина, которую иногда нарушает шуршание веток сосны, которые величественно держат шапки снега. Мы смотрим на картину, и, кажется, что ничто не сможет нарушить величественный покой этого дерева. Неизвестно, сколько морозов и ветров оно выдержало. Смотря на сосну, нам не хочется ее пожалеть. Чувство, вызванное увиденным — чувство тихой грусти. Картина наводит на философские размышления, заставляет задуматься о своём существовании.
Вариант 2
Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины. Скала, на которой стоит сосна, показана неприступной. Вокруг нее – снег, лед и тьма. Это сочетание дает ощущение холода, который будто веет на зрителя. Лишь луна немного освещает ледяное ущелье и снежную даль, которая бесконечна.
Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.
Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.
Вариант 3
Картина Шишкина «На севере диком» имеет любопытную историю создания. Художник начал свою работу под впечатлением от стихотворения Лермонтова. Стих так и называется «Сосна». Когда читаешь стихотворение, то чувствуешь, как каждая строчка наполнена одиночеством писателя. Вот это и изобразил Шишкин в своей работе, и ему это прекрасно удалось.
Описание картины Шишкина «На севере диком»
В центре картины мы видим одинокую сосну, на чьих ветвях лежит тяжелый снег, и судя по всему, снег пойдет вновь. Ведь мы видим, как клубятся и опускаются к земле тяжелые белые снежные тучи. Сосна гордо возвышается над пропастью и не страшны ей ни снег, ни ветер, ни безлюдные дали. А ведь вдали и правда нет ни одного огонечка, ни одного дома, который бы свидетельствовал о том, что рядом есть населенный пункт. Одна лишь сплошная темнота. Сама же сосна расположена на утесе, а вокруг, куда ни посмотри, снег и лед. В описании картины «На севере диком» хотелось бы остановиться на палитре красок, которые были выбраны художником и это не просто белоснежный белый. Это разные оттенки серого, фиолетового, голубого с примесями зеленого, поэтому картина Ивана Шишкина «На севере диком» интересная и ее с удовольствием хочется рассматривать еще и еще.
Вариант 4
Картину «На севере диком» И. И. Шишкин написал в 1890 году. На полотне мы можем заметить романтический отпечаток живописи Куинджи, с которым в тот период Шишкин был очень дружен.
В этой картине ощущается тема одиночества. На голой неприступной скале, в сумерках, посреди снега и льда, стоит одинокая сосна. Мы видим мрачное ущелье, освещенное луной и бесконечную, покрытую снегом даль. Кажется, в этом холодном царстве не существует ничего живого. Но наперекор ветрам, морозам и снегам дерево живет.
Сосна вся покрыта снегом, как ризой, а над ней – хмурое небо с синим отливом и мрачные-мрачные тучи. Но все же на пасмурном небе есть просвет. Дерево отбрасывает на снег свою тень. На дальнем плане видны другие заснеженные холмы. Далеко за сосной расположен темный, мрачный, безжизненный лес.
Сама сосна напоминает нам заколдованную красавицу в красивом кружевном платье. На ее хрупких ветвях лежат тяжелые хлопья сверкающего снега. Шапка снега на макушке сосны будто сливается с летящими по грозовому небу облаками. Пейзаж словно излучает сгущающийся мрак и царящее вокруг безмолвие.
О чем грезит, о чем мечтает бедная сосна? Возможно, о далекой и родной душе, такой же возвышенной и одинокой? Мы не знаем об этом и даже не представляем, что в мире есть такая сила, которая сможет подчинить ее себе, сломать сосну. Глядя на эту картину, создается впечатление, что стройное, беззащитное дерево когда-то было юной девицей. Но злой ведьме стало завидно, и она навсегда превратила красивую девушку в сосну, чтобы тоже была такой одинокой…
У Шишкина не много «зимних» картин. Полотно «На севере диком» – одно из самых колоритных произведений художника на тему зимнего пейзажа. Мы видим, что суровый характер севера пленяет живописца своей силой и красотой. Используя богатую цветовую палитру, автор мастерски передает и чувство гнетущего одиночества, и состояние зимнего оцепенения.
Эта картина вызвала у меня очень трогательные чувства, поскольку создается впечатление, что сосна может обломиться под тяжестью снега и упасть вниз. Пейзаж «На севере диком» – написан по мотивам стихотворения великого поэта Лермонтова. Наверное, автор стихотворения оценил бы по достоинству великий талант Шишкина.
[править] Работа над картиной
Карандашный рисунок (1890 г.) Фрагментарный эскиз для картины На севере диком… 1890
Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника — И. И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году[7]), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869—1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови[2][8].
В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе у дочери.
Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина[3].
Собственно, в этот период и там же им были написаны сразу три картины: помимо «На севере диком…», еще «Морозный день» и «К вечеру»[4](от нас: мы ни в одном списке произведений И. Шишкина картин с подобными названиями «Морозный день» и «К вечеру» — не обнаружили; по всей видимости, у них другие официальные названия)
[править] Сюжет
Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих[2]. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается, а совсем близко зияет бездна…
Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие[2].
По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.
Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — А. И. Куинджи[1], и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…
Известны слова художника Бялыницкого-Бирули, сказанные им по поводу этого полотна: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив»[3][1].
[править] Источники
«На севере диком» Шишкин — описание картины
Вариант 1
Знаменитая работа «На севере диком» Шишкина была создана в 1890 году и является художественным воплощением мотива одиночества, воспетого Лермонтовым в поэтическом произведении «Сосна». Она имеет некоторое сходство с романтической живописью Куинджи, с которым автор в то время поддерживал дружеские отношения.
Посреди холодной тьмы, в окружении снегов и льдов, на голой и недоступной вершине скал возвышается гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, озаренное холодным лунным светом, и бескрайние заснеженные просторы.
Мы видим, как суровая северная природа пленила художника совершенно неземной, похожей на сказку, красой и невероятной силой духа. При помощи богатой цветовой гаммы оттенков и переходов, мастеру удалось передать и чувство холодного безмолвия, и гнет одиночества.
И в этом морозном царстве, на первый взгляд, уже нет ничего живого. А одинокое дерево продолжает жить, вопреки морозу, ветрам и снегам.
Могучая сосна застыла в немом забвении и ожидании лучших времен. Сколько гордости и достоинства в этом силуэте. На ее сильных ветках, как расшитая золотом риза на плечах у священника, притаились тяжелые снежные холмики. А на макушку взгромоздилась белоснежная шапка. Она практически достает снежные облака и сливается с ними в полете по пасмурному небу. Вокруг царит ощущение холодного оцепенения и тоскливого молчания.
Невольно задумываешься, о чем же грезит в это суровое время, гордое дерево на скале? Возможно, о близкой и родственной душе, так же возвышенной в своем одиночестве? Об этом нам, к сожалению, никогда не узнать, но возникает чувство восхищения за сосну, которая не подчиняется никаким невзгодам. Это, наверное, символ человеческой гордости и достоинства, без которых человек не сможет подняться на вершину, тем более устоять на ней.
Вариант 2
Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит отпечаток романтической живописи Куинджи, с которым Шишкин в тот период своей жизни был очень дружен.
Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.
Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.
О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.
Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» — один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.
Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.
Помимо описания картины И. И. Шишкина «На севере диком», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.