Иллюстрации к снам раскольникова
Э. Неизвестный Иллюстрации к «Преступлению и наказанию»
Трудно назвать эту графику «иллюстрациями». Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Неизвестным.
Говорят учителя
Светлана Васильевна Ерина
Подобные иллюстрации можно плодотворно использовать, поскольку позволяют сравнить символику текста романа и символику рисунка.
Отзывы учащихся
ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА
(по иллюстрациям к «Преступлению и наказанию»)
«Чёрное солнце» (Ракитина Елена)
Но не только «чёрное солнце» заставило героя перейти в тёмный мир. Также у него в голове сидит чёрный человек, как бы показывая, что в голове у Раскольникова та самая тёмная идея. Не только обстоятельства извне заставили героя переступить, но и его второе тёмное «я». Этот чёрный человек в голове зародился в то время, когда герой задался вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Лицо Раскольникова покрыто трещинами, что показывает раскол души, мыслей, идеалов. Он идёт на преступление, тем самым разрушая себя, убивая.
Светлана Яновская:
«Арифметика»
Раскольников после убийства давит на некоторых людей (Соня, Порфирий Петрович и самая последняя голова с расколотым черепом — жертва Раскольникова). Всех он держит в своём кулаке, держит над ними некую власть, издевается над их чувствами. Люди страдают, каждое страдание показано художником по-своему.
Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Его душевное состояние как бы сдавливает людей вообще и людей, которых он любит: одно из лиц напоминает Соню. Он приносит страдания этим людям, они мучаются.
Это теория Раскольникова. Большое лицо — это лицо “необыкновенного” человека или возомнившего себя необыкновенным. Все люди находятся под его властью, страдают, рука крепко сжимает их, и им некуда деться.
На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика».
На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.
Овчинников Никита «Арифметика»:
В художественном произведении «Арифметика» автор описывает момент уединения Раскольникова. Это происходит после убийства. Главный герой преступил законы (Божий, государственный и моральный), из-за этого он отдаляется от всех людей, понимая, что, совершив грех, обрёк себя на казнь, которая заключается в уединении от людей. В Санкт-Петербурге (в кулаке) все жители связаны, даже те, кто покинул этот мир, но я вижу личность, у которой черты лица более выделены, следственно, есть отличие, которое заключается в непохожести на других.
«Между крестом и топором»
На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.
Здесь изображено душевное состояние Раскольникова до убийства. Он показывается с двух сторон. Правая сторона означает, что Раскольников готов совершить убийство, поэтому рука держит топор. А левая сторона иллюстрации означает, что душа не принимает убийства (рука держит крест). Между крестом и топором нарисована голова Раскольникова, означающая, что он находится в нерешимости перед преступлением.
Крест и топор символизируют Раскольникова, разрывающегося между преступлением и раскаянием. Выше креста и топора парят образы Сонечки и Раскольникова, которые как бы должны слиться в едином поцелуе. Их лица исстрадавшиеся (глубокие морщины на лбу, от раздумий, наверно). Раскольников изображается как бы слепым, а Соня — зрячая.
Лица на картине символизируют раздвоение личности у Раскольникова. В нём как бы борются два человека: один — праведник, другой — преступник, бессердечно убивший старушку.
Лицо, находящееся между крестом и топором, — это лицо Раскольникова. Топор символизирует его убийства, а крест — это кара, которую он несёт за свои преступления. Всё вместе выражается на его мучающемся лице.
Крест символизирует благие намерения и желания Раскольникова. В его голове происходит конфликт между добром и злом. На иллюстрации есть три еле заметные линии, образующие треугольник, который расходится и исходит из головы Раскольникова. Возможно, он создан для объединения его противоположных мыслей.
Внизу изображён сам Раскольников (меньшая часть картины), а большая (верхняя) часть отведена внутреннему миру героя. В верхней части картины изображены две противоборствующие стороны в душе Раскольникова: разум и сердце. Такие пропорции в работе не случайны. В романе Достоевского Раскольников интересует нас не со стороны его внешнего вида, а его душевное состояние, мировоззрение, внутренний мир. Руки с крестом и топором — аргументы к теории Раскольникова: за и против.
Картина изображает Раскольникова до крушения его теории и после, то есть это Раскольников обыкновенный и необыкновенный, и то, как мучился Раскольников в постоянном противоречии с самим собой. “Между крестом и топором” — главная проблема всего романа. Что выберет Раскольников? Поэтому изображается человек с крестом, человек с топором и маленький человек между ними. Лица одновременно грозные и выражающие страдание. Выбор, неизвестность… Это постоянная внутренняя борьба.
«Убийство» (Бабичев Даниил)
У всех людей, относящихся к убийству, проходят линии по головам. Это говорит о расколе каждого. Жизнь перевернулась в миг у каждого из них. Луна же у автора неполная, очень тонкий полумесяц. Она выражает тёмный час смерти.
Это художественное произведение очень хорошо показывает и описывает события и смысл произведения. Оно написано абстрактно, но если присмотреться, то можно увидеть, насколько точное и правильное выражение мыслей.
«Болезнь» (Шестернёнкова Кристина)
«Личина Раскольникова» (Купин Максим)
Личность расколота. Рука с топором как бы вырывает кусок плоти из тела. Вырывает веру Раскольникова, уродует его внутренний мир, обезображивает. Показан тот самый миг, когда герой замахнулся топором на себя. Топор расколол зеркало души. Если перевернуть вверх ногами иллюстрацию, то картина изображает чёрную фигуру в мантии, а над ней лежит бездыханное тело.
«Личина Рраскольникова» (Комарова Дарья)
На этой иллюстрации я вижу лицо Раскольникова, которое будто расколото на маленькие кусочки. Герой находится в беспамятстве, что доказывает его искорёженное лицо. Он находится на распутье, не знает, куда ему идти. Это доказывает рука, которая приложена к его голове. Раскольников терзает себя сомнениями в выборе своего пути: путь к покаянию либо путь преступника.
«Смеющаяся старуха» (Трошина Анна)
«Самоубийство Свидригайлова» (Янченко Илья)
«Мысль-возмездие» (Жердева Марина)
Картина Неизвестного «Мысль-возмездие» наводит меня на мысль о том, что Бог мстит Раскольникову за его грехи. Здесь изображён молодой мужчина, такой же, как и сам главный герой. Он закрывает лицо рукой, как будто стыдится позора, ведь Раскольников и правда стыдится, его мучает совесть. Мужчина держит в руке кресты, Раскольников распял себя, как Иисус, на кипарисовом кресте, который дала ему Соня. Картина показывает состояние Родиона на протяжении всего произведения после убийства старухи. Причём на картине мужчина держит два креста, что ассоциируется с двумя убийствами, которые совершил герой.
«Мысль-возмездие» (Подшибякина Анастасия)
На картине Неизвестного изображён Раскольников, который закрывает лицо рукой и держит два креста. Лицо мужчина закрывает рукой, потому что хочет скрыть своё преступление, ведь ему стыдно и он раскаивается. Кресты символизируют распятие Раскольникова, он соединяется с Богом, взваливает на себя кипарисовый крест, который ему дала Соня, чтобы искупить своими страданиями свой грех. А два креста символизируют два убийства.
Анализ иллюстрации «Груз убитых» Эрнста Неизвестного.
Все иллюстрации Неизвестного можно разделить на три группы: представляющие эпизод, идею героя, либо идею романа. Последняя группа, к которой принадлежит и «Груз убитых», в свою очередь, делится на три части. Первая часть относится к тому периоду, когда Раскольников только начинает понимать, что предпосылка для возникновения его теории была неверной. Здесь ещё не очень много мелких деталей. Вторая группа олицетворяет размышления Раскольникова, в конце концов приводящие его к осознанию ошибки (это уже 3-я группа). В последних двух группах иллюстраций присутствуют повторяющиеся элементы: топор и крест. В третьей группе крест олицетворяет душевное возрождение Родиона. «Груз убитых» я бы отнесла к первой группе иллюстраций: нет повторяющихся элементов и мелких деталей, да и по смыслу она больше напоминает начало рассуждений Раскольникова, чем логическое завершение.
Присутствие цвета на этой картине показалось бы неестественным, многоцветье здесь будет мешать. Любопытно и то, что нет даже серого цвета, который вполне может присутствовать на графических картинах – цветовая гамма чётко делится на два цвета: чёрный и белый. Первая ассоциация: плохое и хорошее, преступление и наказание, обыкновенные и необыкновенные люди… По всему роману идёт в разных местах разделение надвое, то же происходит и на иллюстрациях. Если бы картина была написана краской, то это бы ещё усложнило её восприятие, ведь у цветов тоже есть свои значения, они тоже с чем-то ассоциируются. А наличие лишь двух цветов с какой-то стороны упрощает понимание этой нетрадиционной, если не сказать больше, иллюстрации.
Я не могу сказать, что картина запутала или изменила моё восприятие романа. Скорее, она дополнила его. Ничего не изменила, а именно дополнила, как если бы к роману была дописана ещё одна часть. От иллюстраций остаётся такое же мрачное впечатление, как и после прочтения книги, они дополняют изображение слов Раскольникова, личностей Свидригайлова, Сони, Достоевского и других, раскрывая черты характеров и ситуации, которые описал Фёдор Михайлович, подробнее.
«Вера и отчаянье» (Симонова Катерина)
«Вера и отчаянье» (Шилова София)
Рассмотрев картину, можно заметить на ней вторую половину. Старая женщина изображена кричащей. Это старуха-процентщица. Это ужас и отчаяние. Этот крик навсегда останется в голове Раскольникова, хотя старуха и умерла молча.
«Очищение через страдание» (Касаткина Ксения)
Загадки рисунков Достоевского: что скрывается за набросками в рукописях гения
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Рисунки в рукописях Достоевского не всегда просто иллюстрации к тексту. Во многих из них — ключи к образам его героев, другие рассказывают, о чем думал Федор Михайлович, когда писал. Вот лишь пять примеров таких «говорящих» набросков.
1. Печальный Наполеон и святой доктор
На этом листе сверху изображён человек похожий на Наполеона. Это — одна из ключевых фигур для героя «Преступления и наказания» Родиона Раскольникова и его сверхидеи.
Нам давно раз и навсегда объяснили, что автор осуждает теорию по определению великих и ничтожных людей, живым воплощением которой для него был император французов. Однако в этом портрете нет ни иронии, ни пародии (которая присутствует, например, в уничижительном описании Наполеона Л.Н. Толстым). Напротив, на рисунке Достоевского император выглядит скорее трагическим героем: асимметричное лицо, взгляд обращён как бы внутрь себя — напоминает «Воздушный корабль» Лермонтова, где бывший правитель бесконечно одинок. Судя по этому портрету, Достоевский, похоже, сочувствовал его трагической судьбе, хоть и не считает его путь верным.
А ниже — изображение московского «святого доктора» Гааза, известного своей бескорыстной помощью заключённым. Завуалированное упоминание о нем есть в романе «Идиот» (когда Ипполит рассказывает историю «старичка-генерала»). И, как мы видим, автор думал о нем и когда писал «Преступление и наказание», хотя в самом романе речи о нем нет.
Судя по всему, эти рисунки говорят о том, что писатель размышлял, как показать несбыточное желание главного героя стать одновременно и Наполеоном, и доктором Гаазом, ради великой цели поправ нравственный закон. И как Наполеон и Гааз становятся двумя «лицами» идеи Раскольникова.
Кроме того, рядом с портретом Наполеона Фёдор Михайлович каллиграфически вывел: «Поруч. Достоевский». Что это? Быть может, намёк на то, как он сам когда-то решил для себя «проблему Наполеона», подав в отставку в тот же день как получил звание поручика?
2. Семья Раскольникова или. самого Достоевского?
Мы видим изображение Раскольникова (справа), его матери (слева) и сестры (внизу). В портретах Пульхерии Александровны и Дуни исследователи усмотрели внешнее сходство с матерью Достоевского Марией Фёдоровной и его сестрой Варварой Михайловной.
Федор Михайлович вряд ли мог использовать в романе какие-то воспоминания, связанные с матерью: когда он попал на каторгу, Мария Фёдоровна уже умерла. Однако глубокую привязанность Раскольникова к матери он описал действительно с автобиографической точностью. По словам жены писателя, «Фёдор Михайлович охотно вспоминал о своём счастливом, безмятежном детстве и с горячим чувством говорил о матери». В памяти всех, кто ее знал, она осталась доброй, мягкой женщиной, а крестьяне называли её «душевной барыней».
Интерпретировать появление изображения Дуни Раскольниковой с лицом Варвары Достоевской гораздо сложнее: в романе есть сюжет, больше связанный с другой сестрой автора — Верой. Именно она по совету родственников в 17 лет вышла замуж за врача Александра Павловича Иванова, который был вдвое старше её и виделся с ней до свадьбы всего три раза. Все это напоминает намерение Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы обеспечить мать и брата. Впрочем, брак Иванова и Достоевской оказался удачным, и у писателя не было повода изображать жениха сестры в неприглядном образе Лужина. Возможно, это была только подсказка сюжетной линии.
А вот с Варварой Достоевской связана поистине мистическая история. Она отличалась патологической скупостью, чем спровоцировала грабителей, решивших, что она очень богата. В газете «Московский листок» заметка о ее убийстве вышла под заголовком «Жертва скупости». Так Варвара Михайловна повторила печальную судьбу старухи-процентщицы, но… через много лет после смерти писателя.
3. На кого похож убийца?
Здесь изображён Раскольников в момент убийства Лизаветы. И вот что удивительно — у персонажа есть явное сходство с автором. Да, многие знают, что в историю Раскольникова Достоевский вплел некоторые факты своей биографии: вспомним хотя бы каторгу, через которую он прошел, и на которую попадает его герой. Но этот рисунок показывает, насколько сильно — не только в биографических деталях, а во всем вплоть до внешности — мог Достоевский ассоциировать себя с Раскольниковым.
4. Что за красивые буквы!
Герой романа «Идиот» князь Мышкин в совершенстве владел каллиграфией и поражал этим окружающих. Рисунки самого Достоевского показывают, что автор и его наделил какими-то своими чертами.
Да, зачастую рукописи Достоевского разобрать трудно, но порой он вдруг начинает выводить очень красивые буквы — чувствуется и талант каллиграфа, и знания, полученные во время обучения в инженерном училище. И это не просто увлечение. Это проявление извечной темы Достоевского — попытки проникнуть в тайны красоты, поиска совершенной гармонии.
5. Русский писатель и. готика!
Достоевский прекрасно владел перспективой: даже буква в его рукописях порой разрастается до трёхмерного изображения. Эту профессиональную точность в рисунках, да и саму склонность к визуальной фиксации своих мыслей писатель приобрёл еще в Главном инженерном училище. А после его окончания Достоевский успел еще поработать в Чертёжной Инженерного департамента — правда, всего год. Но интерес к архитектуре сохранил на всю жизнь — это видно по рисункам готических сооружений в его рукописях.
Он еще во время учёбы выбрал в качестве учебного проекта чертёж Кёльнского собора. Правда, когда впервые увидел его вживую — разочаровался и назвал этот шедевр готики «галантерейной вещицей вроде пресс-папье на письменный стол, сажен в семьдесят высотою». За внешней «красивостью» он сперва не разглядел глубокого художественного замысла и вдохновения. Однако уже спустя месяц, вновь проезжая через Кёльн, «хотел «на коленях просить у собора прощения» за то, что «не постиг в первый раз его красоту».
Это впечатление отразилось в набросках элементов готического храма в черновиках «Бесов». Причем в некоторых из них стрельчатое окно увенчано луковицей православной церкви и все это создает контур горящей свечи, одного из важнейших для Достоевского образов. Не случайно лица на многих портретах в его рукописях изображены как бы при свечах.
Иллюстрации к снам раскольникова
Эрнст Иосифович Неизвестный
(1925 – 2016)
Иллюстрации
к роману «Преступление и наказание» [1]
В редакцию серии «Литературные памятники»
Издательства «Наука»[2]
Гениальные создания искусства живут вечно. На каждом новом историческом этапе потомки находят в них новые начала, новые черты и произносят о них новые суждения, что свидетельствует о неисчерпаемости их содержания. Положение вполне применимо не только к литературоведам и критикам, но и к художникам, стремящимся передать на своем языке, своими специфическими средствами содержание и смысл иллюстрируемых произведений.
Превосходную серию рисунков к «Преступлению и наказанию» оставил Боклевский, превосходную серию рисунков к роману дал Шмаринов. Ни тот ни другой не закрыли пути для других поисков. Передо мной лежит сигнальный экземпляр «Преступления и наказания» с рисунками Э. Неизвестного – рисунки эти имеют все основания встать в один ряд с лучшими своими предшественниками.
Достоевский в «Преступлении и наказании» прибегал к двукратному портретированию персонажей, один раз до кульминации сюжета, другой – после кризиса. Э. Неизвестный рисует Раскольникова два раза, на стр. 17 до преступления, на стр. 65 – после убийства. Первый портрет, начертанный скупыми линиями, показывает человека, прекрасного по исходным своим задаткам, с опущенными веками, сосредоточенного уже на своей идее. Лоб мыслителя, рот и подбородок трагичны. Второй портрет («Черное солнце») – портрет человека потрясенного, взорванного осуществлением своего злого замысла, понявшего, что он сделал не то: солнце для него потухло, из-за черного солнца выглядывает страж закона, Порфирий, возмездие. Оба портреты выразительные и понятны, оба соответствуют тому, о чем писал Достоевский, оба дают зрительный образ, помогающий понять Раскольникова. Есть еще третий портрет, на стр. 33 – «Личина Раскольникова». Вероятно замысел Неизвестного может быть сформулирован словами Блока: «простим угрюмство, разве это сокрытый двигатель его». Такая нота звучит отчасти и у Достоевского. Однако Неизвестный нарисовал другое. Он дал зрительный образ полного распада личности Раскольникова, нравственного и физического. Распад выражен ярко, экспрессивно. Превышение рисунка над заданием, сформулированным в подписи, не делает его менее ценным. После этого рисунка становится совершенно понятным рисунок на стр. 337 – «Несовершившееся величие», крах, крушение претензий Раскольникова на роль властелина над человечеством. Что-то важное и интересное найдено в портрете Сони, стр. 353: безмерная мука, надломленная, но не сломленная гордость, способность выдержать все, обращение к небу, все это есть в Соне.
Мне хочется выделить два великолепных листа: «Арифметика», стр. 64 и «Вера – отчаяние», стр. 416. Я не представлял себе, что воплощенные в них моменты романа могут быть выражены изобразительно Арифметика: одно убийство старушонки и сто, тысяча добрых дел на награбленные деньги. Напряженный мозг в мучительно сосредоточенной голове и эти ужасные пальцы, на которых, на пальцах, подсчитываются добрые дела! У Достоевского есть запись: Свидригайлов – отчаяние самое циническое, Соня – надежда, самая неосуществимая. Запись эта родила рисунок, точный по смыслу и в котором изумительно точны образы и Свидригайлова и Сони (Соня тут лучше чем на отдельном листе).
Есть рисунки не достигающие цели или даже мало удачные. Однако причина малой удачи их не в выразительных средствах художника, а в некоторых окостенелых литературоведческих представлениях, от которых не мог освободиться Э.Неизвестный. Таковы «Двойники», стр. 272, «Внутренний мир Свидригайлова», стр. 273, но «Убийство Свидригайлова», стр. 336 – превосходно. Свидригайлов – не двойник Раскольникова, и Свидригайлов не просто вульгарный злодей. Не литературовед А. Блок это прекрасно понимал.
Альтернатива «между крестом и топором» не передает смысла трагедии Раскольникова. Так думал Орест Миллер, так полагает Ю. Завадский – роман Достоевского много выше этого наивного представления. Страдание, о котором пишет Достоевский в «Преступлении и наказании» не совпадает с тем страданием, к которому призывает христианство. Раскольников говорит о страдании человека, возложившего на свои плечи ответственность за управление делами мира сего (в том числе о страданиях совести). Лист «Очищение через страдание», стр. 401 не соответствует идее романа. Более соответствует мысли Достоевского «Крест Раскольникова», стр. 257, но этот рисунок, на мой взгляд, не достигает необходимой трагической силы.
«Полифония», стр. 193 и «Открытый финал», стр. 417 продиктованы не Достоевским, а Бахтиным, талантливым аналитиком «металингвистики» Достоевского, не претендовавшим, однако, на объяснение семантики его творчества. Нельзя, однако, отказать Неизвестному в праве публиковать рисунки, продиктованные идеями, которые в ряде случаев преподносятся с кафедр наших вузов и со страниц наших книг.
В целом же иллюстрации Э. Неизвестного к «Преступлению и наказанию» оригинальны, талантливы, передают на своем языке смысл и тональность «Преступления и наказания». Они понятны, гуманистичны – книгу надо выпустить в свет.
Конечно, задача иллюстрирования «Преступления и наказания» может быть решена и в иных планах, и будет еще не раз решаться по-новому.
Как же быть в таком случае с теми, кто не принимает рисунков Э. Неизвестного? Наша общественность выработала для этого определенный и правильный метод. Приведу пример из области литературы, более знакомой мне, чем изобразительное искусство. Чингис Айтматов написал повесть «Белый пароход». Повесть вызвала разногласия. Нашлись и резкие противники ее. «Литературная газета» дала возможность высказаться разным точкам зрения, а затем подвела итог дискуссии. Так нужно поступить и в данном случае. Книга готова. Ее будут обсуждать литературоведы и текстологи. Если ее иллюстрации вызывают разногласия, то у нас есть достаточно газет и журналов, где их можно обсудить. А портить книгу, вырывать из нее листы, перепечатывать – это не только материальный, но и культурный ущерб.
Книга обогащает советское достоеведение и советскую художественную интерпретацию романа. Я решительно высказываюсь за то, чтобы выпустили на прилавки том как он напечатан, и чем скорее, тем лучше.
В. Кирпотин
Кирпотин В.Я. (1898–1997) – советский литературовед и критик. Книги о М.Е. Салтыкове-Щедрине, Ф.М. Достоевском, статьи о советской литературе
1. Источник: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: Наука, 1970 (серия «Литературные памятники»).
Э. Неизвестный начинал свой путь в области иллюстрации с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, издание было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука». (вернуться)
2. Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным. (вернуться)
3. Портрет Достоевского – Э. Неизвестный о работе над иллюстрациями к Достоевскому:
«Думаю, что я сделал более 600 рисунков, связанных с Достоевским. Иногда это совсем уходило в сторону, даже от сюжета, иногда приближалось.
Итак, портрет Достоевского, почему именно такой?
Из всех портретов Достоевского мне больше всего нравится портрет работы Перова. Хотя это может показаться странным. Это не претенциозный, очень честный реалистический портрет, без попытки к каким-либо обобщениям. Он является как бы иконографическим свидетельством, каким был Достоевский. Выше, чем фотография. Потому что способный человек рисовал.
Я же себе поставил задачу не делать потрет Достоевского в собственном смысле этого слова. Для меня Достоевский полифоничен, как и его произведения и я представлял себе Достоевского, например, которого пишет М.Т. Бабо – представляете ужас, как он ухмыляется, изобразить такого Достоевского – это одна сторона. Изобразить другого Достоевского – другая сторона. Как бы лицо Достоевского непохоже на Достоевского. Почему так, например, Рабле похож на Рабле, Толстой похож на Толстого, а Достоевский пожалуй и не похож.
Поэтому я сделал некоторый знак, как бы структуру головы без психологии, это просто как бы знак. Удивительно, что это было понятно и, кстати, вот этот портрет был знаком года Достоевского на юбилейной сессии ЮНЕСКО. Они выпустили даже значки, визитные карточки. Именно они поняли, что это значок. (вернуться)