Гуттаперчевый мальчик это что
«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник
Всего получено оценок: 155.
Всего получено оценок: 155.
«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сироты, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич
Название: Гуттаперчевый мальчик
Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1883 год
Главные герои
Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.
Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.
Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.
Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.
Сюжет
Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.
Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.
Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.
Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.
Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.
После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.
План пересказа
Главная мысль
Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.
Чему учит
Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.
Отзыв
Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.
Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»
Всего получено оценок: 776.
О произведении
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная и никого не оставляет равнодушным.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Место и время действия
События повести происходят в XIX веке в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава I
Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления и готовы покинуть помещение цирка.
Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.
Глава II
Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной каморке и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.
Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь: никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.
Глава III
Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.
Глава IV
Глава V
Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.
Глава VI
Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.
Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.
Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.
Глава VII
На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось: его «уже не было на свете» …
Заключение
Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.
После прочтения краткого пересказа «Гуттаперчевого мальчика» рекомендуем прочесть повесть Григоровича в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание повести Григоровича – читать пересказ онлайн
Жанр и история создания
Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы. Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика». Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.
Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:
Анализ произведения «Гуттаперчевый мальчик» Д. В. Григорович
1) Дмитрий Васильевич Григорович
2) «Гуттаперчевый мальчик»
5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.
6) Время действия повести – конец XIX века.
мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.
Сюжет произведения: мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.
После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.
Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.
9) Отзыв: автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.
Полезный материал по теме:
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи. Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился. Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.
Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было. Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами. Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.
Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.
С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.
На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.
И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:
Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.
Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.
Сюжет
Пете было всего пять лет, когда его мать умерла, и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.
Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и все тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания – ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.
Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад теплому комочку, но все испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.
Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.
Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.
После увиденной трагедии Верочка еще долго не могла успокоиться – ей было до слез жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь, между тем, продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.
Анализ произведения
Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.
Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.
Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять. Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать. На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.
В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.
Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.
Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:
Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.
Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.
Так что в Верочке постоянно борются две стороны:
Другие герои
Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.
Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.
Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.
Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.
А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.
Развитие событий
Однажды Варвара взяла подопечного за руку и отвела в цирковой павильон. Оказывается, акробат согласился его взять к себе, но сначала хотел провести смотр. Он сразу обратил внимание на прекрасную гуттаперчивость мальчика — тот был невероятно гибким от природы.
Мальчишка очень боялся строгого Беккера, но самое сложное ждало его впереди. Ежедневные тренировки выматывали маленького артиста. К тому же во время акробатических трюков нужно было улыбаться, а у него от страха лицо становилось каменным. Жизнь Пети в новых условиях практически не изменилась, он:
Совсем другая обстановка была в доме графа Листомирова — там было тепло, комфортно и весело. Для детей были созданы все условия. За хорошее поведение и отличные оценки тетка обещала отвести ребят на цирковое представление, поэтому в комнате наблюдалась возбужденная атмосфера, все пребывали в ожидании сказки. Отпрысков в семье было трое:
Старшая девочка внимательно следила за младшими, чтобы они не хулиганили. Она опасалась, что родители отменят поход в цирк. Но все-таки долгожданный день настал: они надели красивые наряды и отправились смотреть представление.
Заняв свои места, дети с большим интересом разглядывают зал. Открывает шоу веселый клоун Эдвардс. За ним поочередно выступают:
Завершают представление Беккер и маленький Петя. Мальчик выполняет опасные прыжки на шесте, который удерживает его наставник, а затем демонстрирует самый сложный трюк. Но вдруг что-то идет не по плану, и юный акробат падает с большой высоты.
Несчастный случай до глубины души трогает зрительницу Верочку, она весь вечер льет слезы и думает о несчастном акробате. Цирк продолжал работать в прежнем режиме, но уже без маленького Пети. Так выглядит рассказ «Гуттаперчевый мальчик» в сокращении.
Отзывы читателей
Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.
Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.
Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.
Николай Дубников
Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.
Основные персонажи
В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:
Краткий пересказ
У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.
В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.
После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.
Краткое содержание по главам
Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.
Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).
Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.
Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.
Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.
Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.
Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.
Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.
В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».
Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин
Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.
Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:
«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»
Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.
«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»
Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.
Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.
Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.
Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.
В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.
Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.
Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.
Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.
Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов
Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.
После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».
Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.
Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.
Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.
В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.
Основная идея повести
Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.