Конспект по родному (русскому) языку для 3 класса по теме «Заиграйте, мои гусли…»
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Родной (русский) язык
Тема: «Заиграйте, мои гусли…»
Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими народные инструменты.
Планируемые результаты: учащиеся научатся подчинять свое высказывание задаче взаимодействия, объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; согласованно работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию.
Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку
II.Проверка домашнего задания
— Какие названия улиц в нашем городе связаны с профессиями?
— Чем схожи и чем различаются по значению и употреблению слова «лекарь», доктор», «врач»?
(Эти слова схожи тем, что все они обозначают профессию людей, которые лечат, избавляют больных от болезни. Лекарь — устаревшее слово.)
Самоопределение к деятельности
— Послушайте внимательно. О каком инструменте идёт речь? (слайд 2)
Сам Балда на ней играл,
Три струны перебирал.
Скоморохи с ней ходили,
Песни пели, веселили.
Всех на ярмарке зевак,
Чтоб в карман упал пятак.
Самый шустрый, отвечай-ка,
Инструмент наш. (балалайка).
— Свяжите слово «балалайка» с темой урока. Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
— Какие поставим цели перед собой?
Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами, которые помогали отдыхать людям после тяжелой работы.
Озвучивают тему урока,
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте задание. Выполните самостоятельно по образцу.
— Знакомы ли вам, какие либо из этих инструментов?
— Какие из них видите в первый раз?
— На стр. 60 прочитайте рубрику «Из истории языка и культуры»
— Что означало слово «гудеть» в старину? ( Издавать звуки, звучать.)
— Как называли раньше музыку? ( гудьбой )
— Как назывались инструменты со струнами и лучком? ( Гудки, смык, скрипица )
— Как назывался инструмент со струнами, но без лучка? ( Гусли)
— Как называли гусли в сказках? ( гусли-погуды, гусли-самогуды)
— Прочитайте задание. Объясните, почему музыкальные инструменты так назывались? Пользуйтесь толкованием значений слов в таблице.
(слайд 3) Балалайка Любопытно уже само название инструмента. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей схожестью с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
(слайд 4) Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Сегодня кугиклы изготавливаются из трех-пяти различных полимерных и металлических трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).
— Сможете ли вы объяснить происхождение слова «смычок»? ( Смычок извлекает звук, вплотную соприкасаясь со струнами инструмента )
На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли не кладут на колени или на стол.
Репертуар гуслей очень разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Репертуар для шлемовидных гуслей прежде всего игра песенных мелодий, но не исключала игру под пляску и танцы.
Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (коклес, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, сынквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени. До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до
Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Содержание
История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтырь. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху.
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.
Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.
Гусли – самобытный инструмент для воспроизведения музыкальных звуков. Гусли издают звук благодаря наличию натянутых гибких струн. Каждая струна настроена на определенную тональность звука. Звук получается с помощью подушечек пальцев рук.
В XV веке это был музыкальный инструмент странствующих людей-скоморохов.
Бывает большое множество видов этого музыкального инструмента. Они отличаются по форме и размеру, по количеству струн и по технике настройки.
Гусли изготавливали из хвойных пород древесины, так как эти породы деревьев отличаются наилучшими резонаторными свойствами. Гусли создаются из трёх основных элементов: корпус, струнодержатель и колки. На корпусе с помощью штифтов закрепляются струны. Они натягиваются с помощью колочной системы, и размещается отверстие, без которого объемное яркое звучание невозможно. Металлические колки служат для натяжения струны. Они имеют цилиндрическую форму, и длиной не более 6 см.
В настоящее время гусли подразделяются на 4 вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь, делятся на 2 вида: клавишные и щипковые.
Крылообразные – это самый распространенный вид. Они именуются еще яворчатыми или звончатыми. Количество струн у этого вида может быть от 5 до 17 штук. Существует более 12 типов настройки яворчатых гуслей. Крылообразные делятся на подвиды: пиколо, приму, альт и бас. Подвид зависит от размера и высоты звучания.
Шлемообразные по другому называются псалтырь. По внешнему виду очень похожи на шлем, откуда и получили такое название. Количество струн варьируется от 10 до 26.
Лировидные гусли по внешнему виду напоминают лиру. Количество струн равнялось 5. В верхней части корпуса было сделано отверстие, где размещалась левая рука. А правая рука в это время щипала струны.
Клавишные гусли отличаются от других наличием механической системы с 12 кнопками. При нажатии на эти кнопки зажимаются только те струны, которые должны работать. Еще одно отличие от других видов наличие большого количества струн. Их число может быть как 49, так и 66 струн.
Щипковые имеют вид металлической рамки, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Гусли устанавливаются на стол или на подставку. Гусляр левой рукой нажимает на клавиши, а правой – перебирает струны.
Доклад №2
Славянское название музыкального инструмента гусли происходит от слова “гусль”. В древности так называли струну охотничьего лука. По другой версии от действия “гудеть”. Им обозначали звуки, извлекаемые при соприкосновении со струнами.
Тысячелетняя история скрывает от нас место рождения этого уникального инструмента. Зато на гуслях играли в княжеских хоромах и в избах простых людей. Гусли сопровождали исполнение былин и народных песен. Византийские цари в девятом веке были поражены игрой славянских гусляров.
Гусли делали различной формы: шлем (шлемовидные); трапеция (трапециевидные); крыло (крыловидные). Гусли ставили на колени или на подставку и перебирали струны обеими руками. Во время гуляний носили их на крепких кожаных ремешках.
Древнерусские мастера изготавливали их из древесины ели или клёна. Клён яров, используемый мастерами, дал название гуслям. Их стали величать “Яровчатые”. С появлением звонких металлических струн, закрепилось название “Звончатые”. Ученые предположили, что пятитоновый лад русской песни определил необходимое количество. На гуслях их число варьирует от пяти до 66 струн. Секреты изготовления инструмента передавались умельцами из поколения в поколение.
Постепенно менялась форма инструмента, детали его изготовления. Из народного он превратился в сценический. Его колоритное звучание придает оркестровой музыке новые краски.
Сегодня к этому народному инструменту относятся очень трепетно. Его можно встретить в любом оркестре, исполняющем народную музыку и композиторские произведения, которым гусли добавляют неповторимости.
Появляются новые модели. Например, клавишные гусли. Гусляры-сказители восстанавливают древние традиции игры.
Гусли – небольшой музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил именно в России.
Гусли изобрели очень давно. Первые, исторически зафиксированные, упоминания их относятся к пятому веку нашей эры. Ходит легенда, что прародителем гуслей, как и арфы, является натянутая струна лука. Отличительной особенностью гуслей является лишь то, что основой, на которую натягиваются струны, является доска из дерева, а не рамная основа. Известным является тот факт, что навыками игры на этом музыкальном инструменте обладали Добрыня Никитич, Садко и многие другие герои эпоса. На Руси гусли появились значительно позже, около одиннадцатого века. На тот момент существовало два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные. Очевидно, классификация основана на форме, в которой выполнен музыкальный инструмент. Крыловидные выполнялись треугольной формы. Число струн составляло от пяти до пятнадцати. Шлемовидные имели от десяти от тридцати струн.
Людей, обладающих мастерством игры на этом струнном инструменте, называли гусляры. На многих исторических источниках, что удалось сохранить до наших лет, гусляры изображались в сидячей позе. Музыкальный инструмент располагался на их коленях. Игра происходила за счет защипывания струн. В процессе игры музыкант, как правило, или напевал песни, или слагал былины.
В наше время гусли не теряют своей актуальности. Они активно используются, всячески модернизируются. В данный момент существует три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные. Прародителем звончатых гуслей являются те самые крыловидные гусли, о которых рассказано чуть выше. Единственное отличие от предков является их форма в виде трапеции. Игра на них была немного модернизирована: музыкант может играть методом защипа обеими руками, или же защипывать лишь одной рукой, второй – приглушать колебания струн. Последний метод игры схож с игрой на обычной балалайке. Гусли клавишного типа имеют основу из метала, с натянутыми на неё струнами. Их внешний вид и структура устройства схожи со звончатыми гуслями, но различается способ управления музыкальным инструментом. Он производится за счет активных нажатий клавиш, общее число которых – двенадцать.
Так как звончатый тип гуслей считается наиболее классическим, он используется, в основном, в творчестве русских народных ансамблей. Сочетание же гуслей щипкового и клавишного типа активно встречается в профессиональных музыкальных коллективах.
Вариант №4
С далеких времен люди старались развлекать себя звуками музыки и песнями. Гусли – один из самых древних музыкальных инструментов. Он появился еще тысячелетия назад, и узнать точную дату уже, увы, невозможно. Самое интересное, что он появился одновременно у нескольких народов мира. Названия, конечно же, разнились, но вид музыкального инструмента совпадал.
Первое упоминание гуслей есть в повести «О человеке и монашестве». К сожалению, точную дату рукописи сказать сложно. Ученые предполагают, что она была написана еще в Древней Руси. В ней присутствует миниатюра, некий образ человека играющего на гуслях. Возможно, некто изобразил певца Давида. Что характерно, образ был нарисован в заглавной букве «Д». Форма музыкального аппарата в руках певца напоминает гусли тех времен.
В Древней Руси аппарат изображали в виде плоского шлема и натянутых струн на него. Делался инструмент из дерева. Чаще всего это был клён, так любимый у мастеров музыкального дела. Это обеспечивало звуку хорошую проходимость и придавало звучанию особую глубину. Порода клена называлась «Явор», отчего гусли, сделанные из этого дерева, назывались «Яровчатые».
С тех пор изменилась форма – она стала больше трапециевидной, хотя не далеко ушла от оригинала. Изменениям подверглись и струны, их стало меньше, но они стали толще. Их начали делать из метала. Это дало звуку силу и «яркое» звучание.
Видоизменение струн изменило и название, гусли стали зваться «звончатые». После появились гусли крыловидные, которые звучат уже в наше время.
Мастера музыкального дела считали, что необходимо хранить секрет изготовлению гуслей и передавали его только своим наследникам. Часто гусляры пели о нелюбви к царю, власти и жестокости высших чинов. Это привело к тому, что аппаратом стали интересоваться все реже. Его усовершенствованием уже не хотели заниматься.
Современная конструкция инструмента так и осталась нетронутой уже много веков. Гусли остались как память о прежних смелых гуслярах, которые, не боясь наказания, пели людям правду о власти.
Музыка появилась практически с зарождением самого разумного человечества. Сначала люди слушали и подрожали звукам природы, к примеру, они могли слушать капли дождя и имитировать ритм с помощью доступных предметов. После этого появились и различные инструменты, которые позволили создавать музыку более разумно и многообразно.
Одним из самых первых музыкальных инструментов считается лук, точнее, его тетива, которая может издавать различные звуки. Как известно, если менять натяжение или зажать тетиву в какой-то части, то звук будет меняться. Об этом писал еще Пифагор, который измеряя длины струны определил частоту вибраций и выявил разные ноты.
Гусли тоже, по сути, являются потомками лука как музыкального инструмента. Только струны снабжались резонаторами – полостями, которые усиливали звук и использовались для того чтобы прикреплять струну. Кстати, издревле на Руси струна для лука называлась гусла, вероятно, отсюда и название самого распространенного струнного инструмента.
Сначала делали так называемые шлемовидные гусли, которые имели корпус похожий на шлем, но после этого стали делать крыловидные. Именно образ крыловидных гуслей наиболее распространен и появляется в сознании у большинства людей, которые слышат данное слово. По форме они напоминают трапецию, но есть сторона с красивым изгибом (хотя может и не быть) который похож на изгиб крыла.
Гусли известны на Руси с давних времен и были одним из основных народных инструментов, при этом во многих других странах гуслей не знали и мастерство русских музыкантов удивляло иностранцев. Изначально для создания инструмента использовали цельный кусок древесины. Чаще всего брали ель или клен, в котором выдалбливали полость нужного размера и натягивали сверху струны, которые со временем стали металлическими и давали характерный звон, поэтому и гусли такие стали называть звончатыми.
На протяжении существенного времени гусли были народным инструментом и прочно составляли существенную часть культуры страны. Они были связаны не только с музыкой и с традицией передачи сказаний и даже тайных знаний. Образы гусляров прочно вошли в народную культуру, к примеру, Садко является гусляром и он не просто играет на гуслях, но и обладает тайными силами, способен подчинить морского царя.
Со временем гусли исчезли из обихода, стали под запретом. Однако сейчас искусство создания гуслей постепенно возрождается снова.
Гусли-мзыкальный инструмент
Популярные темы сообщений
Египет имеет богатую историю и культуру. Прежде всего Египет ассоциируется с фараонами и древними пирамидами, которые поражают своим величием. Правление фараонов очень повлияло на развитие искусства в Древнем Египте.
Каменная соль относится к нерудным (неметаллическим) видам полезных ископаемых. Другое её название – «галит» произошло от греческого слова и означает «соль». Каждый из нас видел галит у себя на кухне в виде поваренной соли,
У такого понятие как защита, есть множество определений и смыслов. Защита – это в первую очередь предохраните от чего либо. В нашем организме функция защиты может включиться во время того, когда на нас нападает тревога, мы нервничаем,
«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.
Историю гуслей и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.
На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.
Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).
На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.
Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.
На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.
Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.
Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.
Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.
Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.
Разновидности
Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые.
Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.
Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей. Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.
Применение
Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.
Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.
Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.
Исполнители
Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.
Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:
Л. Муравьева, Г. Малярова, Д. Волков, Н. Дьяченко, Т.Костючкова, Т. Киселева, Е. Костина, М. Беляева, П. Лукоянов, И. Ахромеев, А. Байкалец, В. Иванов, Д. Парамонов, Е. Стрельников, К. Шаханов, С. Старостин и многие другие.
Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин, М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине.
История
История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».
То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.
Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.
С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.
Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.