На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли не кладут на колени или на стол.
Репертуар гуслей очень разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Репертуар для шлемовидных гуслей прежде всего игра песенных мелодий, но не исключала игру под пляску и танцы.
Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (коклес, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, сынквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени. До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до
Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Содержание
История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтырь. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху.
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.
Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.
История возникновения гуслей очень поэтична. Название этого струнного щипкового музыкального инструмента, по одной из версий, восходит к слову «гусла». Именно так в Древней Руси называлась тетива лука. При выстреле она издавала характерный звук, в котором древние люди услышали необыкновенную мелодичность. Добавив к «гусле» резонатор, получим примитивный музыкальный инструмент.
Не стоит думать, что это уникальный и неповторимый музыкальный инструмент. В культурах других народах существует множество аналогов:
Существуют и потомки гуслей, знакомые всем, это величественная арфа и изящная лира.
Первое упоминание именно о русских гуслях встречается в византийском источнике V века. Но более полную картину о распространенности и важности гуслей можно получить из фольклорных источников: былины, летописи, сказания, песни и т.д. С гуслями связаны некоторые обряды, религиозные наставления. А сюжеты сказок о гуслярах схожи с библейскими сюжетами о царе Давиде.
Манера игры на этом, важном для русичей, инструменте некоторыми исследователями сравнивается с ткачеством. Положение гусляра напоминает человека, за станком, который перебирает нити, нити судьбы.
Но какова судьба самих гуслей? Этот музыкальный инструмент не так прост, как может показаться. Выделяют несколько типов гуслей по форме:
— крыловидные. Это самый древний тип. Количество струн на таком инструменте колебалось от 3 до 7. Сейчас именно на таких гуслях обучают игре в музыкальных школах.
— шлемовидные. Название говорит само за себя: корпус по форме напоминает шлем. Количество струн колебалось от 11 до 36, но самое большое распространение получили гусли с 25 струнами. Именно этот тип гуслей изображен в красных буквах книг «Псалтырь» и «Служебник». Если первое слово новой главы начиналось с букв Д или Т, то в начертании этих букв присутствовал человек, играющий на шлемовидных гуслях.
— столообразные. По форме они напоминали шлемовидные, но конструкция их была усовершенствована. Они дополнены крышкой, закрывающей от 55 до 66 струн. Такой музыкальный инструмент получает большое распространение в XVIII в. и часто встречается в домах именитых господ.
Общим для всех типов гуслей является принцип извлечения звука (щипание) и конструкции.
Любые гусли состоят из корпуса, струнодержателей и струн. В корпусе различают несколько элементов: верхняя и нижняя дека, обечайка и резонаторное отверстие. На верхней деке располагаются подставка и порожек, они служат для равномерного натяжения струн и способствуют передаче звука в резонатор, притянуты струны колками и штифтами.
Чтобы добиться уникального звучания, для изготовления корпуса предпочитают ель, кедр, рябину или клен. Заготовки должны быть хорошо просушены, не иметь дефектов (гниль, трещины, выпадающие сучки). Полость резонатора необходимо отшлифовать, а заготовке придать соответствующую форму.
Настройка инструмента происходит при помощи колков, которые установлены под углом для лучшего натяжения струн. В древности струны делали из жил, позже – из металла. С металлическими струнами гусли зазвучали и стали называться «звончатые».
Это поистине самый русский музыкальный инструмент, прочно связанный в русским духом, бытом и культурой.
Кто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах.
На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.
Звучат гусли и в народных песнях и сказках («гусли – самогуды»): «- Лежат гусли не налажены, Коляда! — Во тереме то гусли лежати, Ай да некому во гусли играти. »
Гусли, а так же кюсле, крезь, коклес, кантеле прочие гуслеподобные инструменты балтов и финно-угров имели форму крыла (северный, «новгородский», прибалтийский тип), а так же шлема, усеченного треугольника, псалтыри* (южный, «киевский» тип). Естественно, они имели множество видов, впрочем, сводимых в рамки этих двух типов. Корпус выдалбливался из дерева (на севере это ель или сосна), сверху покрывался тонкой декой с резонаторным отверстием, над ней натягивались струны. Струны первоначально могли быть волосяными, льняными, кишечными, но в былинах они уже металлические, «звончатые», и могли «перержаветь».
Самые древние пятиструнные гусли были найдены на втором Троицком раскопе в 1975 году. Они найдены во дворе жилой усадьбы, принадлежащей в XI в. богатому новгородцу. Здесь же, во дворе этого дома, найдена берестяная грамота № 526, перечисляющая должников на довольно-таки большую сумму: 16 гривен и 4 куны. Среди множества бытовых предметов (стальные кресала, янтарные перстни, бронзовые булавки, столовая посуда и т. п.) найдено ожерелье из аметистовых граненых бус, бусы стеклянные золочёные бочковидные, бусы стеклянные битрапециоидные серебрёные и т. п. Гусли были в свое время сломаны и тремя частями брошены во дворе. Сохранились в довольно хорошем состоянии полностью дека, окрылок с небольшой частью корытца и обломок нижней части корытца гуслей. Все фрагменты гуслей прекрасно соединяются друг с другом, для полноты не хватает лишь средней части корытца. Общая их длина 83 см. ширина окрылка 13см. в его верхней фигурной части расположены пять круглых отверстий для колков диаметром 0,8 см. расстояния между отверстиями по линии натяжения струн 2,5 см., 2,2 см., 1,7 см. и 1,7см. Длина окрылка до деки 20см. Ширина резонаторного корытца у нижнего конца гуслей 5,5 см. В средней части гуслей ширина корытца 10 см., глубина 3,8 см., толщина стенок корытца 0,6 см. Окрылок и корытце гуслей сделаны из одного бруска сосны.
На боку корытца аккуратно вырезано слово «СЛОВИША». Имя владельца или мастера, сотворившего гусли (вполне возможно это был один и тот же человек, так как, как правило, мастер, изготавливающий гусли, является одновременно и отличным гусляром).
Бесподобно мастерство Садко, завораживающего своей игрой стихию и духов, даже царь морской (Водяник) веселится под игру гусляра:
«Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты: Поиграй же мне в гусельки яровчаты. Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море.»
Пение и игра на музыкальных инструментах были глубоко взаимосвязаны: обрядовое песнопение способствовало рождению музыкальных инструментов, установлению их строя. И здесь музыка сочеталась с танцем, недаром языческие обряды получили ещё и название «игрищ». Христианство, естественно, не могло положительно относиться к музыке, песням и танцам, справедливо видя в них не просто забаву, но языческий обряд и наделяя этими атрибутами Дьявола и бесов. В «Житии святого Исакия» рассказывается о явлении к нему бесов в виде прекрасных юношей «их же лица бяху аки солнце»: удариша (бесы) в сопели, тимпаны и гусли, Исакиа же поемше, начаша с ними скакати и плясати на мног час, и утрудивше его, оставиша еле жива суща, и тако поругавшееся ему исчезоша». (Печёрский патерик).
В сказании «О русальях», приписываемому святому Нифонту (рукопись XIV в.) читаем: «якоже труба гласящи собирает вон, молитва же творима совокупляеть ангелы божии; а сопели, гусли, песьни неприязньскы, плясания, плескания собирают около себя студныя бесы; держай же сопельника в сласть любляй гусли и пенья, плесканья и плясанья, чтить темного беса». Далее следует рассказ о видении святого Нифонта, как нечистые духи радуются при встрече с сопельником, влекут за ним толпы народа и прельщают «овы плясати, а другие плескати вспевающе»; вместе с ними пляшут и бесы: «народи же не видяху бесов, только блаженный Нифонт».
В «Слове христолюбца» (Паисьевский сборник XIV в.) песни, пляска и музыка отнесены к одному разряду с идольскою жертвою: «не подобает крестьянам игр бесовьских играти, еже есть: плясанье, гуденье, песни мирьские и жертвы идольские».
В послании Елеазарова монастыря игумена Памфила псковскому наместнику и властям (1505г.) говорится: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празнование, радость и веселие сотонинское. Егда бо приходит великий праздник день Рождества Предтечева, а тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятежся и взбесится бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. встучит бо град сей и возгремят в нем людии ей безаконием и погибелью лютою, злым прельщением пред Богом, стучать бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверныя песни, бесовская угодня свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание».
В «Домострое» (XVI в.) песни, пляски, скакание, бубны, трубы и сопели называются «делами богомерзкими». В наказах монастырским приказчикам XVII века предписывалось наблюдать, чтобы крестьяне «в бесовские игры, в сопели и гусли, и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли, и в домах у себя не держали».
Царская окружная грамота 1648 года требует, чтоб православные не призывали к себе скоморохов, «никаких бесовских див не творили, и по ночам на улицах и полях, и во время свадеб песен не пели и не плясали и в ладони не били, и скоморошья платья и личин на себя не накладывали». Ибо все эти действия, по словам окружной грамоты, указывают на забвение Бога и православной веры и потому воеводам предписывалось отбирать, ломать и жечь музыкальные инструменты, а тех, у кого они найдутся, бить батогами и ссылать в «украйные места».
По свидетельству Олеария, ещё раньше, при Михаиле Фёдоровиче, по распоряжению патриарха, не только у скоморохов, но и вообще по домам были отобраны музыкальные инструменты (пять возов) и публично сожжены, как орудие дьявола.
Стоит отметить, что католицизм, допускающий участие музыки в своём богослужении, относился к народной музыке несколько мягче. У чехов дуда и кобза употреблялись при церковных службах, а у поляков кобзы знаменитых «игрецов» вешались в храмах под иконами. И только со времени Петра I закончились протесты духовенства и запретительные меры правительства против так называемых «бесовских действ». Но свое дело они сделали, и Фаминцын в конце XIX века отмечал, что «ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление».
Не думаю, что положение изменилось в лучшую сторону и сейчас, в начале XXI века. Звучат ли гусли в городах и деревнях России, изучается ли игра на гуслях в музыкальных школах, наряду, к примеру, с домрой и балалайкой, можно ли их купить так же просто, как, скажем, гитару? Думаю, не стоит продолжать, исключения только подтверждают правило. Гусли и поныне являются редкостью, диковинкой, своеобразной «славянской экзотикой» (наряду с лаптями и косовороткой «а ля рус»). Все о них знают, видели (возможно, не только в кино и на картинках), но много ли народу на них играет? _____________________ • Изображение гуслей-псалтыря можно встретить на древнерусских миниатюрах уже в XIV веке. Обычно с ними изображался царь Давид. «Царь Давидъ пасяше овцыи играша въ гусли егда бъ младъ у отца своего Ieфъя». В русском азбуковнике XVI столетия встречаем: «Псалтирь во Евреяхъ бъ сотворенъ сосудъ деревянъ, на немъ же бяху десять струнъ и нарицашеся той сосудъ по гречески псалтирь, а по славенски иъсневецъ». Самое раннее изображение гуслей-псолтыря помещено в Новгородской Симоновской (Хлудовской) псалтири конца XIII века. Следует отметить, что в XVIII веке гусли в руках Давида замещаются арфой.
Светозар Озерский жрец озерской общины ССО СРВ май 2015 года
Знаете ли вы, что такое гусли? Это музыкальный инструмент, по внешнему виду напоминающий деталь от деревянной балалайки. Ведь действительно, на корпусе присутствуют и натянутые струны, и «голосник», и ремешок для удобной игры. Сегодня мы поговорим о том, в каком веке были изобретены гусли, кем и для чего они использовались и когда завоевали признание общества?
Краткая история происхождения
Как ни странно, национальные гусли – совсем не уникальный музыкальный инструмент. Они были изобретены в Древней Руси по образу и подобию латвийских, литовских, польских, финских, эстонских и даже греческих. Примечательно, что ещё в русских преданиях встречается упоминание об этом загадочном инструменте. С ним, по мнению народа, расхаживал Садко и Добрыня Никитич.
Вклад в развитие русских гуслей внесли и многие народы современной России. Своими идеями со славянами активно делились чуваши, марийцы, карелы и мордва.
Первое упоминание о предмете относится к восьмому-девятому веку. Интересным фактом является то, что русские люди поражали своей игрой иностранных купцов и помещиков. Даже несмотря на то, что у европейцев имелась собственная разновидность гуслей и отечественные музыканты, наши предки пользовались большой популярностью в кругах просвещённых людей.
Таким образом, можно сказать, что первые гусли появились почти пятнадцать столетий назад, а упоминания о них – несколькими веками позже. С того времени и началась история одного из интереснейших представителей национальной культуры.
Разновидности и типы гуслей
Важно знать, что русский народный инструмент гусли совсем не так прост, как кажется. Много веков назад, когда, казалось бы, людям жилось нелегко, были придуманы четыре вида инструмента. Позже в употребление был также введён клавишный вариант, однако его уже нельзя назвать элементом национального колорита.
Рассматриваемый нами щипковый инструмент подразделяется на крыловидные, лирообразные, шлемовидные и стационарные гусли. Давайте познакомимся с ними поближе.
Крыловидные
Эта самая простая и распространённая вариация нашего инструмента. Своё название он получил за схожесть с крылом крупной птицы. В народе также нередко именуется яворчатыми гуслями.
Звончатая разновидность появилась на Руси раньше остальных типов. Изготавливалась она, как правило, из коры белого клёна – одного из самых прочных и надёжных в то время материалов. Это дерево имеет название «яров», которое и подарило имя первому экземпляру. На корпусе присутствует 5-17 металлических струн.
Крыловидные гусли обладают очень ярким и звонким голосом. Их песню можно услышать в любом уголке большого концертного зала. Несмотря на это, чаще всего они играют роль «фонового» инструмента, аккомпанируя голосу певца или более яркому участнику оркестра.
Шлемовидные
Следующий тип впервые был представлен обществу лишь во второй половине четырнадцатого века. В народе их прозвали гусли-псалтирь за предполагаемое происхождение от западного псалтериума – щипкового инструмента с треугольным корпусом.
Считается, что играть на шлемовидных гуслях сложнее, чем на любых других. Это связано с тем, что на их корпусе присутствует от 10 до 26 струн. Для исполнения даже незамысловатой мелодии требуется хорошая реакция и ловкость рук.
Имеют форму древнерусского шлема, а техника игры была заимствована у населения нынешней республики Марий Эл. Согласно требованиям, правая рука отвечает за виртуозные ритмы и музыкальные фигуры, а левой в это время зажимаются аккорды.
Лирообразные
Знаете ли вы, что гусли – это близкие родственники арфы и цитры? Ярким доказательством этого факта является существование лирообразного инструмента, или гуслей с игровым окном.
В корпусе присутствует отверстие средних размеров, предназначенное для руки музыканта. Молодой человек мог просто взять такие гусли, прижать их к бедру более узким концом и наигрывать любимые мелодии даже на ходу. Поэтому без этой разновидности не обходились во время гуляний и праздников, считая их наименее громоздким вариантом.
На «теле» гуслей присутствует пять струн, благодаря чему они имеют технику игры, похожую на классическую гитару. Их родиной считается Великий Новгород, славившийся своими мастерами и умельцами. Сейчас лирообразные гусли считаются редкостью, а оставшиеся экземпляры содержатся в музеях под строгой охраной.
Стационарные
Прямоугольные непереносные гусли можно даже назвать «гуслеобразным роялем». На нём, как правило, играют сидя на специальном табурете. Чтобы освоить игру на таком инструменте, важно изучить нотную грамоту и «приучить» пальцы к поочерёдному нажатию на 55-60 струн. Техника похожа на классическую фортепианную.
Среди стационарных гуслей также выделяют подтип клавишных. Изобретены они были лишь в начале двадцатого века, благодаря стараниям Николая Фомина – советского композитора. Корпус инструмента разделён на части: клавиши и струны. Примерно пятую часть от его длины занимает клавишный сегмент. С его помощью музыкант создаёт аккомпанемент, играя левой рукой.
Струны перебираются правой рукой, наигрывая мелодию в диапазоне четырёх-шести октав. Иногда используется медиатор, но профессионалы чаще всего обходятся без него.
Такая разновидность гуслей является нередким участником ансамблей и оркестров и отвечает за «задний» план исполняемой композиции, то есть за аккомпанемент. Игра аккордами – приоритетный метод исполнения на клавироподобных гуслях.
Конструкция
Как же, собственно говоря, устроены гусли? На этот вопрос легко смогут ответить те, кто увлекается игрой на гитаре или на арфе. Являясь типичным струнным щипковым инструментом, гусли считаются простыми в освоении именно для гитаристов и многих скрипачей.
На картинках такого музыкального инструмента как гусли можно подробно рассмотреть их строение. Он состоит из деревянного корпуса, на «колышки» которого крепятся струны. Примечательно, что их может быть как мало, так и очень много. Например, известны простейшие трёхструнные гусли, а клавишный инструмент, как мы поняли, содержит до 60.
В зависимости от назначения предмета, в центре «тела» также присутствует голосник, необходимый для хорошего прохождения звука. Материал корпуса – как правило, хвойные породы деревьев, в особенности, ель и можжевельник. Но не забывайте, что крыловидный тип изготавливается исключительно из белого клёна.
Звучание
Песня, издаваемая гуслями, очень мягкая и приятная для любого, кто её слушает. Звук этого инструмента отлично ложится на фон основного оркестра, создавая нерезкий аккомпанемент. В сольных выступлениях часто используются тремоли и стокатто, позволяющие музыканту показать свой талант.
Представьте звучание национальной балалайки или арфы. Примерно такими же особенностями обладают и гусли, способные «околдовать» слушателя с первых секунд. Притом наш инструмент «поёт» достаточно звонко, ведь в давние времена гусляров было слышно в толпе народа.
Принцип игры и строй
На трапециевидных и треугольных гуслях, которые можно купить и сегодня, музицируют как взрослые, так и дети. Желая обучить ребёнка игре на национальном инструменте, родители отводят его в музыкальную школу и отдают предпочтение именно гуслям – яркому представителю русской культуры.
Для такого инструмента существует собственная нотная грамота. На детских экземплярах, содержащих от 9 до 12 струн, сразу нарисованы обозначения и весёлые подсказки для ребят.
Принцип игры прост: левой рукой вы зажимаете одну или несколько струн, то есть аккорд, а правой в это время нужно сыграть мелодию. Чем сложнее устройство инструмента, тем более виртуозным музыкантом надо быть для исполнения композиций на нём. Играть можно стоя, но большинство отдаёт предпочтение табуретам: главное – упереть инструмент в ногу и слегка наклонить к себе, чтобы спина и руки не устали во время игры.
Академически гусли, участвующие в оркестрах, имеют немного струн, а на сцене музыкант, как правило, чередует ансамблевые и сольные партии.
Гусли в современное время
Отличительной особенностью нашей страны является то, что русские люди чтят своих предков и традиции. То же происходит и с народными музыкальными инструментами: и сегодня вы можете приобрести гармонику, балалайку, трещотку, дудочку и, разумеется, гусли.
Немало в современном мире и любителей игры на этом инструменте: по сей день проходят концерты народной музыки, в которых гусли являются неотъемлемой частью картины. Более того, у вас есть возможность посетить сольное выступление гусляров и убедиться в том, что даже маленький инструмент способен удивить своей оригинальностью.
Заключение
Итак, сегодня мы узнали, что такое гусли, и чем они выделяются среди других национальных музыкальных инструментов. Его считают поистине уникальным, так как упоминания о нём можно встретить и в старинных преданиях, и в детских сказках, и даже в Библии.
И пусть сейчас на улице не встретить умелого гусляра, распевающего знакомые строки под собственный аккомпанемент, гусли всё равно остаются важным элементом национального колорита. Поэтому всегда чтите традиции и уважайте то, что нам оставил в наследство простой русский человек.