Гусиные лапки и раковые шейки чем отличаются
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Совсем недавно мы разбирались как могло такое получиться, что советские конфеты назвали «РАДИЙ»!. Но многие же в курсе, что это не самое странное название. Можно вспомнить еще и «Гусиные лапки», «Раковые шейки», «Кара-Кум» и «Птичье молоко» например. Ну как у людей могло хватить фантазии так назвать сладкие продукты — конфеты?
Об этом нам сейчас расскажет Екатерина Бушмаринова:
Не нужно быть специалистом в области нейминга, чтобы понять, чего ждёт потенциальный покупатель от названия и внешнего вида конфеты. В идеале они должны невербально доносить до покупателя хоть какую-то информацию о продукте. При этом обёртка должна привлекать внимание, а название – быть позитивным и запоминающимся.
К сожалению, две последние характеристики (позитивность и запоминаемость) иногда вступают в серьёзное противоречие. Например «Кара-Кум» дословно переводится как «чёрный песок» (тюркск.) и напоминает о суровом и безрадостном климате пустыни, буревестник же, как все мы знаем из одноимённого произведения М. Горького, предвещает бурю (возможно, в желудке). «Лапки», «шейки» и «птичье молоко» излишне физиологичны, и не очень понятно, что они делают в конфетах.
Почти все эти названия появились давно и обросли легендами.
С «Птичьим молоком» всё наиболее очевидно: одноимённые конфеты (с начинкой из маршмеллоу, аналогом нашего зефира, но без яйца) в 1930-х гг. были популярны в Польше. Тридцать лет спустя наши кондитеры создали свой вариант «Птичьего молока», впоследствии начав использовать в качестве желирующего агента агар-агар. Название сохранили. Считается почему-то, что оно связано с пьесой Аристофана «Птицы», в которой счастье обещается в виде «млека», «да не тёлок, а птиц». Пьесу прочитала, усомнилась. Это вообще-то сатирическое произведение, вряд ли поляки хотели назвать свои конфеты «Якобы счастье». Думаю, что тут всё просто: словосочетание «птичье молоко» является синонимом чего-то волшебно-прекрасно-недостижимого, существует русская пословица: «Всё есть, опричь птичьего молока». Вероятно, авторы названия конфет хотели, чтобы оно ассоциировалось со сказкой, с изобилием, «полной чашей», обретением некой диковины, последнего штриха, которого не хватало для полноты жизни.
В составе конфет «Кара-Кум» есть вафельная крошка, она хрустит на зубах (как песок). На всех фантиках «Кара-Кума» можно увидеть верблюдов и пустыню, но на некоторых встречаются ещё почему-то и пальмы, а раньше, говорят, были и пирамиды.
Версия об украинском происхождении названия конфет «Радий» («радый») не выдерживает критики, там же атом нарисован! Так что, скорее всего, это название из условной серии «Научно-технический прогресс», к которой можно отнести также конфеты «Космические» и «Стратосфера».
«Гусиные лапки» и «Раковые шейки» начали производить ещё во времена «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей», учреждённого в 1880 г., а в 1899 г. удостоенного почётного звания «Поставщик двора его императорского Величества» (с 1922 г. – кондитерская фабрика им. Бабаева, с 1998 г. – Кондитерский концерн «Бабаевский»). Рассказывают, что оба названия придумал сам Алексей Абрикосов. Головогрудь – наиболее вкусная и мясистая часть рака, деликатес. Иногда её называют шейкой, иногда – хвостом. Абрикосов обнаружил внешнее сходство новой конфеты с отваренной раковой шейкой и предложил такое название. Что касается «Гусиных лапок», тут мнения расходятся. Существует версия, что при изготовлении данного лакомства кондитеры использовали в качестве загустителя гусиный жир. Но, даже если это так, вызывает сомнение желание увековечить этот эксперимент в таком необычном названии. Тем более, что поначалу эта самая карамель называлась вовсе не «Гусиные лапки», а «Утиные носы».
Известно, что Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял много внимания продвижению продукции, часто используя для этого нестандартные методы. Скажем, однажды появилась газетная «утка» – сообщение о том, что в одном из магазинов Товарищества Абрикосовых работают продавцами исключительно блондинки, а в другом – только брюнетки. Все пошли смотреть! И, разумеется, купили много конфет. Большое значение придавал Абрикосов и упаковке продукции. Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев, цех упаковки, где работало 30 человек, возглавлял известный художник Фёдор Шемякин. Именно «абрикосовские» фантики и рекламные плакаты были одними из первых оформлены в стиле модерн, с использованием флористических и анималистических мотивов. Например, в рекламе мармелада «Лилипут» (тоже не очень приятное название, кстати) использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки.
Абрикосов придумал способ изготовления карамели с начинкой – выдувалась трубка из карамели, заполнялась начинкой и разрезалась горячим ножом на маленькие кусочки, которые запаивались с двух сторон. Может быть, первые произведенные таким способом карамельки показались Абрикосову похожими на утиные носы? А может быть, он дал конфетам такое имя, чтобы продолжить анималистическую тему в рекламе и упаковке.
Всё-таки в основном сладкая продукция рассчитана на детей, а детям интереснее рассматривать фантики с изображением зверей и птичек, чем с историческими сюжетами (которыми тоже славились фантики Абрикосова).
Встречается интуитивно понятное оформление упаковки конфет. Например, карамель «Лимончики» (кондитерская фабрика «Рот-Фронт») по форме, цвету и интенсивности последнего напоминает одноимённый фрукт, в составе – цитрусовая подварка и ароматизатор идентичный натуральному «Лимон». Логичное название, жёлтый фантик с зелёными буквами (жёлтый и зелёный цвета, соединённые вместе, вызывают ассоциации с кислым вкусом). Карамель «Снежок» того же производителя – белого цвета, хрустит на зубах, обёртка в бело-голубых «морозных» тонах с нарисованными снежинками. Или карамель «Мечта», тоже рот-фронтовская. Конечно, «мечта» – абстрактное понятие, но ясно, что создатель названия просто недоговаривает, а хотел сказать: «Не конфета, а мечта!». Образ конфеты-мечты удачно дополняется розово-белым «девчачьим» фантиком. Из шоколадных конфет можно вспомнить «Золотые купола», конфеты куполообразной формы в золотой фольге.
Но, увы, в форме купола (или грибочка) делают и конфеты «Трюфель», в то время как первые настоящие французские конфеты-трюфели из кремовой массы «ганаше», состоявшей из шоколада и сливок, были сделаны в форме не идеального шара – и названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом – трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа!
К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Об этом можно прочитать в статье «Нейминг по-русски».
И вот «Уралкондитер» выпускает конфеты «Умелочка» в привычной для глаза обёртке конфет «Белочка».
Казанская фабрика «Заря» переименовывает «Птичье молоко» в «Птичку-пеночку-зарничку». ОАО «Приморский кондитер» теперь вместо конфет «Василёк» производит конфеты «Васёк», а вместо «Красного Мака» – «Красный Маг». А «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирской кондитерской фабрики «Любава» превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, созданной в своё время для «Эйнема» промышленным художником Эммануилом Мануйловым по мотивам картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…
Более того, меж собой «Объединённые кондитеры», видимо, тоже поделили «старые названия», иначе трудно объяснить, почему «Петушок – золотой гребешок» «остался» у «Красного Октября», а концерн «Бабаевский» (Пензенская кондитерская фабрика) выпускает конфеты похожей рецептуры с пугающим псевдофольклорным названием «Петушок – масляна головушка».
Кондитерская фабрика «АтАг» (ИП Ю. А. Атомян) (Шексна, Вологодская обл.) поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»! Название лично у меня вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно солнечное, конечно. С другой стороны, всё же, как мне кажется, следует избегать в названиях пищевой продукции, т.е. объектов потенциального употребления вовнутрь, таких слов, как «душа», «Бог», «Мироздание» и т.п.
Впрочем, у той же фабрики «АтАг» есть и совсем неожиданные названия конфет – «Мама Женя», «Кочегар Петя» (в блестящих фантиках, различающихся по цвету в зависимости от вкуса конфет, а они бывают со вкусом кокоса, кунжута, апельсина в шоколаде и т.д.) и эпатажный «Укус женщины». Безусловно, трудно считать удачным названием для конфет слово «Форсмажор» (форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, мешающие сторонам выполнить договорные обязательства). Однако «АтАг» производит линейку таких конфет. Как звучит: «Форсмажор со вкусом “Заварной крем”!»
Какие еще странные названия конфет вы вспомните?
Я вот что еще нашел:
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
[ источники ] источники
Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru
http://article.unipack.ru/56056/
Для того, чтобы быть в курсе новых постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которой нет в блоге!
Шоколадная империя Абрикосовых: знания, капитал, связи, технологии
История кондитерского дела семьи Абрикосовых
Конфеты «Раковые шейки» и «Гусиные лапки» — одни из любимых лакомств советских, да и российских детей. А кто знает, что рецепт этих кондитерских шедевров создан на фабрике семьи Абрикосовых? Определенно, единицы. Между тем, торговый дом династии Абрикосовых в начале XX века был одним из самых успешных в России. В чем секрет бизнеса Абрикосовых? Как кустарная мастерская превратилась в крупнейшее фабричное производство и торговое предприятие страны? Есть ли чему поучиться у семейства Абрикосовых современным управленцам и собственникам бизнеса?
Содержание
Сладостями торгового дома Абрикосовых в начале XX века лакомился каждый второй житель Российской империи. Ассортимент фабрики был огромен — 230 наименований: карамель «Раковые шейки» и «Утиный нос от кашля», мармелад «Лилипут» и «Царский», кофе, какао, зефиры, пироги, марципаны, пряники, печенье, компоты, варенье, пастила, каштаны в сахаре… Некоторые изделия были уникальны, например, «ералаши» (коробки с конфетами ассорти), шоколадные зайцы и дед-морозы, а также прародители киндер-сюрпризов — ларцы конфет с вложенными игрушками, открытками, мозаиками.
Абрикосовы первые в России освоили технологию консервирования фруктов, ягод и овощей, начали производство глазированных фруктов, зефира, конфет от кашля. На фабриках торгового дома был запущен один из первых паровых двигателей в России. Здесь же загорелись чуть ли не первые лампочки в стране. Рабочие Абрикосовых имели свои больницы, столовые и комфортабельные общежития. Производительность фабрики для того времени была уникальной, как и качество продукции. О конфетах Абрикосовых ходили легенды.
Четыре поколения трудились над созданием бренда, но все же больший вклад в развитие семейного дела внес Алексей Абрикосов — новатор, гуманист, превосходный управленец и отличный семьянин.
Из крепостных в бизнесмены
История династии началась в 1804 году в селе Троицкое Пензенской губернии, когда 64-летний молодожен Степан Николаев купил вольную и отправился в Москву варить варенье и мармелад.
Незадолго до смерти Степан Николаевич создал торговый дом. По требованию российского законодательства владелец отвечал всем своим имуществом по обязательствам своей компании, поэтому в названии должна была находиться его фамилия. И он взял фамилию Абрикосов, потому что его самым успешным продуктом был абрикосовый пат, это такая тугая пастила.
потомок купеческой династии Абрикосовых
К 1849 году торговый дом Абрикосовых вновь встал на ноги. Правда, уже под руководством сына Ивана — Алексея. Оборот предприятия к 1850 году достиг 20 тысяч рублей, что в условиях жесткой конкуренции того времени — немало.
Алексей Иванович первое время и не пытался с ними тягаться — вместо этого стал для некоторых крупных предприятий поставщиком, отлично на этом зарабатывая.
Образование — ваш лучший и, может быть, единственный капитал.
На рассвете шоколадной империи
Еще на этапе становления собственного дела будущий шоколадный король понимал, что для успешного бизнеса необходимы четыре компонента:
Знания у новоиспеченного бизнесмена были. Вопрос с капиталом на некоторое время также был решен сбережениями, кредитом и удачной свадьбой. А вот связей, то есть поставщиков и покупателей, явно не хватало. Для решения проблемы Алексей стал участвовать в ярмарках, которые в те годы были главными центрами торговли и налаживания коммерческих контактов. Здесь он нашел постоянных покупателей и выгодных продавцов сырья, а со временем открыл на Нижегородской ярмарке свою оптовую лавку.
Розничной торговлей Алексей Абрикосов на начальных порах не занимался — он поставлял свои сладости лишь крупным игрокам.
С техническим оснащением все было плохо. В первые годы открытия производство было построено на ручном труде, что делало бизнес малорентабельным. Единственным средством «автоматизации», если можно так сказать, была лошадь, на которой Алексей Иванович ездил на Болотный базар покупать ягоды и фрукты для приготовления сладостей.
Чуть позже предприниматель купил станки для терки миндаля и прессовки монпансье, наняв для работы на них 24 человека. Однако за упаковку товара продолжали отвечать жена и старшие дети. Все процессы, а также рецептуры в те годы Алексей Иванович контролировал лично.
Расцвет империи
Вместе с семьей растет и бизнес. В 1865 году Алексей Иванович приобретает просторный каменный особняк с одноэтажным флигелем, в котором организует мануфактуру. Дополнительно он строит несколько помещений для цехов и проживания уже 120 рабочих.
На заметку
У Алексея Абрикосова и его жены Агриппины было 22 ребенка: 10 мальчиков и 12 девочек
В 1873 году на фабрике установлена паровая машина на 12 лошадиных сил, что позволило механизировать ряд процессов и существенно повысить производительность труда.
В 1877 году «кондитерское заведение» было преобразовано в «Фабричное торговое товарищество А.И. Абрикосова Сыновей». В 1880 году в связи с присоединением к товариществу младших детей Алексея Ивановича предприятие получило новое название «Фабрично-торговое товарищество на паях А.И. Абрикосова Сыновей». Первоначальный капитал составил два миллиона рублей.
На заметку
В семье Абрикосовых было установлено, что отцовское наследство неделимо. Все паи товарищества были распределены между членами семьи. Посторонние лица к прямому управлению не допускались. Благодаря этому в семье не возникали имущественные споры.
Так, кустарная мастерская стала крупнейшим кондитерским предприятием страны наряду с шоколадными фабриками «Эйнемъ», «Сиу и К°», «Жорж Борман» и др.
Развитие
Производство оснащено по последнему слову техники: современное оборудование, в том числе шведское и английское, электричество, газ. Подведена отдельная ветка Ярославской железной дороги. На 1884 год фабрика является самым крупным кондитерским предприятием страны.
В 1880–1890 годы фабрика Абрикосовых входит в пятерку производств, поставляющих около 50% всей сладкой продукции на внутренний рынок. В 1890 году товарищество производит 53 000 пудов конфет и карамели, 4500 пудов варенья. Годовой оборот — 1 800 400 рублей. На фабрике работает около 600 человек.
Любопытно
По расположению, богатству отделки, культуре обслуживания и выучке продавцов и приказчиков магазины Абрикосовых были в ряду лучших в стране. И это не было пустой блажью собственников. Расходы многократно окупались — многочисленные визиты «из любопытства» почти всегда завершались покупкой.
Крымская экспансия
Фрукты были основным сырьем для производства кондитерских изделий Абрикосовых. Потому вопрос их сохранения был очень важен. Решений было несколько:
Создать перерабатывающее производство в непосредственной близости к сырьевой базе, в идеале — на месте выращивания фруктов и ягод.
Разработать технологии консервации скоропортящихся продуктов.
Обе задачи были решены с покупкой участка земли и открытием филиала фабрики товарищества в Симферополе.
Место для строительства было идеальным по всем позициям:
Близость к железной дороге.
Близость к бесплатному водоему с ключевой водой.
Дешевая рабочая сила. Месячный оклад крымских рабочих при 12-часовом рабочем дне был втрое ниже столичного при 10-часовом рабочем дне — 15 рублей против 45.
Наличие бирж сезонных рабочих. Так как с апреля по октябрь фабрика работала круглосуточно, на этот период нужны были дополнительные рабочие.
Фабрика обустроена очень грамотно, с учетом технологических и управленческих ноу-хау. Например, все корпуса соединены рельсовыми путями. На фабрике установлены две паровые машины и две машины для консервирования и маркировки. Благодаря этому ежедневно фабрика выпускает до 3000 банок при браке менее 1%. Для сокращения логистических издержек на фабрике было собственное жестяное производство.
Справка
Фабрика включала обширные садовые территории и три корпуса. В первом находились фруктовый, томатный и паровой цеха, контора и магазины. Во втором — шоколадный и карамельный цеха, цех по термообработке фруктов, жестяной цех и паросиловые установки. В третьем — цех фасовки и погрузочно-разгрузочный блок.
Здесь же открыта специализированная лаборатория по консервации и глазированию фруктов, руководит которой французский эксперт по паровому нагреванию продуктов. Именно в этой лаборатории была отработана технология производства нового для России продукта, сделавшего Абрикосовых самыми популярными кондитерами России. Речь о глазированных фруктах, рецепт которых до этого был известен лишь европейским мастерам.
Тайну заморских кондитеров Абрикосов раскрыл самостоятельно. Путешествуя по Европе, он непременно посещал многочисленные кондитерские, витрины которых украшали фрукты в глазури. Заводил знакомства с местными кондитерами и напрашивался на кухню на экскурсию. Не правда ли, очень похоже на промышленный шпионаж?
Новые технологии, созданные с участием иностранных экспертов, позволили Абрикосовым сократить потери сырья чуть ли не до нуля. Некондиционные фрукты и ягоды перерабатывались в пюре, которое шло на производство джема и мармелада. Спелые и красивые — шли в цех консервации, где их расфасовывали в стеклянные прозрачные литровые и пол-литровые банки либо в жестяные емкости до 5 литров. Отборная же продукция глазировалась.
В 1899 году прибыль фабрики только от производства консервов составила 336 600 рублей. Один пуд глазированных изделий приносил прибыль в 15 рублей, компотов — 8 рублей 90 копеек, пресервов — 7 рублей 77 копеек, томат-пасты — 2 рубля 39 копеек.
После переработки на симферопольской фабрике продукция отправлялась по Лозово-Севастопольской железной дороге в Москву. Здесь полуфабрикаты поступали на фабрику на Малой Красносельской, откуда в виде готовой кондитерской продукции расходились по фирменным магазинам и оптовым базам торговой сети Абрикосовых.
В 1884 году Абрикосовы приобретают в Крыму сахарный завод. Это позволяет наладить бесперебойные поставки сахара высокого качества — основного ингредиента кондитерского производства. Предприятие укомплектовано шестью паровыми машинами мощностью 60 л.с. В штате — 300 человек.
Завод ежегодно производит 117 тысяч пудов сахарного песка и 26 тысяч пудов патоки на общую сумму 460 тысяч рублей.
На заметку
Во второй половине XIX века сахарная промышленность была очень развитой и прибыльной отраслью. В стране насчитывалось 237 сахарных заводов. Они не только удовлетворяли весь внутренний спрос, но и работали на экспорт.
Достижения
К началу XX века товарищество Абрикосовых выпускает в год 400 тонн кондитерских изделий. В штате — 2000 рабочих. Годовой оборот превышает 2,5 миллиона рублей.
При всем этом качество продукции продолжает оставаться на высоте, что подтверждают награды всероссийских торгово-промышленных выставок в 1882, 1896 и 1899 годах.
На выставке 1899 года товариществу Абрикосовых также присвоено звание поставщика двора Его Императорского Величества. С тех пор этот знак изображается на упаковке всех изделий Абрикосовых.
Надо понимать, что двор — это государство. И поставками двора занималось Министерство двора. Двор проводил разные благотворительные мероприятия, куда производителям предлагалось поставлять свою продукцию бесплатно. Если компания соглашалась, то двор начинал присылать свои заявки: такого-то числа поставить столько-то пудов того-то, столько-то пудов сего-то на благотворительное мероприятие, посвященное тому-то. Если компания 10 лет поставляла свою продукцию и не было нареканий, то она автоматически получала право на размещение герба «Поставщик двора Его Императорского Величества» на своей упаковке и в рекламе. При этом качество оценивалось каждый год. Право могли продлить или отнять.
потомок купеческой династии Абрикосовых
Непрерывное совершенствование
Абрикосов понимает, что для поддержания высокого статуса и сохранения конкурентных преимуществ необходимо постоянно совершенствовать производство. Он убежден, что фабрики нуждаются в переоснащении каждые 10 лет.
На заметку
Накануне революции в списке официальных поставщиков Его Императорского величества числилось 105 компаний.
Следуя этому правилу, в начале XX века он инициирует реконструкцию московской фабрики. В целях сокращения лишних передвижений продукции производственные цеха переносятся в одно здание: на первом этаже размещаются шоколадная и яблочная мастерские, на втором — пастильная, на третьем — конфетная и карамельная. В соседнем корпусе теперь упаковочный цех и общежитие для рабочих.
После реконструкции существенно выросла производительность, что отразилось на финансовых показателях компании. Если в 1900 году годовая стоимость продукции составляла 2 526 240 рублей, то в 1913 году — уже 3 880 000 рублей.
Несмотря на впечатляющие показатели, фабрика Абрикосовых по объемам производства почти вдвое уступает своим ближайшим конкурентам — «Эйнемъ», «Сиу и К°». Причина — фокусировка на дорогой продукции и нежелание привлекать к работе иностранных экспертов. При всем этом к началу Октябрьской революции фабрика продолжает входить в тройку лидеров кондитерской индустрии.
Закат шоколадной империи
Началась новая эпоха.
Парадоксально, но фабрика в Сокольниках стала одним из центров революционного движения в Москве. Притом, что ее рабочие жили на порядок лучше братьев по цеху. Высокие зарплаты, премии и подарки, комфортабельное общежитие, бесплатные столовая, больница, детский сад и даже свой кинотеатр… Все это не спасло шоколадную империю.
Любопытно
После революции многие предприятия царской России были переименованы. Это касается и кондитерского производства:
«Красный октябрь» — шоколадная фабрика «Эйнемъ», основанная в 1851 году.
«Кондитерский концерн Бабаевский» — фабрика Абрикосовых, основанная в 1804 году.
«Большевик» — наследие торгового дома «Сиу и К°», основанного в Москве в 1855 году.
«РотФронт» — торговый дом Леновых, ведущий свою историю с 1828 года.
Однако память о гении Абрикосовых, их удивительном трудолюбии, уважении к людям и труду, тяге к знаниям, новаторстве, парадоксальных маркетинговых способностях и тонком понимании психологии покупателей хранят в себе любимые с детства сладости — «Гусиные лапки» и «Раковые шейки», зефир и глазированные фрукты.
Подробнее об управлении кондитерской империей и способностях ее основателя читайте в статье «Управленческий гений Абрикосова: визионер, гуманист, маркетолог»