Что называют волокном 5 класс технология
Урок технологии по теме «Текстильные волокна». 5-й класс
Разделы: Технология
Класс: 5
Оборудование: компьютер, проектор, экран, коллекции «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна», альбом «Ассортимент тканей», схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, тканей полотняного переплетения, образец полотняного переплетения, лупа, рабочая тетрадь, цветная бумага, укладки
Методы обучения: рассказ, лабораторная работа
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: литература, история, природоведение, математика.
І. Организационный момент
1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
ІІ. Сообщение темы урока
Основным материалом для швейных работ является ткань. Из чего и как ее получают? Почему существует огромное разнообразие тканей? Об этом мы узнаем с вами сегодня на уроке.
ІІІ. Повторение изученного материала.
Мы с вами закончили изучение большой темы «Кулинария» и прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим. (Слайд «Кроссворд»)
1. Горячий напиток, тонизирующий и стимулирующий физическую и психологическую активность человека
2. Тонкий кусочек хлеба, покрытый маслом, ломтиком сыра или ветчиной
3. Холодное блюдо из овощей, порезанных на кусочки
4. Кухонное оборудование для приготовления пищи
5. Способ заготовки продуктов на длительное хранение.
6. Их недостаток вызывает цингу, рахит, «куриную слепоту»
7. Бывает чайный, кофейный, столовый
8. Культура поведения за столом
9. Пищевой продукт животного происхождения в скорлупе.
По вертикали: искусство приготовления пищи
Этапы изучения темы
Дидактические средства.
Презентация
Изучение нового материала
Слайды «Применение текстиля»
– Она состоит из отдельных нитей, тесно переплетенных между собой.
– А теперь возьмите на парте кусочек ткани (образец № 1). Рассмотрите её.
– Из чего состоит ткань? (Из ниток плотно переплетающихся между собой.)
– Возьмите одну ниточку и попробуйте с помощью булавки распушить конец нити. Посмотрите на распушенный конец нити в лупу. Видите отдельные тонкие волоски?
Таким образом, ткань состоит из переплетенных между собой нитей, а каждая нить из отдельно скрученных между собой волокон. (Зарисовать схему в тетрадь)
По своему происхождению все волокна делятся на две группы: натуральные и химические
Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, газа и другого исходного сырья.
Натуральные волокна – это волокна растительного и животного происхождения.
Слайды «Классификация волокон»
Вспомните, как называлась сказка, в которой сестра спасала своих братьев рубашками, связанными из крапивы? (Дикие лебеди)
Позднее с развитием земледелия начали возделывать хлопчатник и лен, из которых до сих пор изготавливают очень хорошее, прочное волокно.
Хлопковое волокно получают из растения хлопчатник.
Хлопчатник – теплолюбивое однолетнее растение древовидной формы высотой от 70 до 200 см. После цветения хлопчатника образуются плоды – коробочки. Внутри коробочек находятся семена, покрытые тонкими волокнами. Эти волокна называются хлопком.
Длина волокна 20–55 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным тонким, прозрачным волокном.
Коробочки одного куста созревают (раскрываются) в разное время, поэтому хлопок собирают в несколько приемов вручную или с помощью хлопкоуборочных комбайнов.
Основную массу хлопкового волокна перерабатывают в пряжу, и лишь из небольшой его части, а также из пуха изготавливают медицинскую, одежную, мебельную вату.
Ассортимент хлопчатобумажных тканей широк. Ситец, сатин, бязь, батист, байка, бумазея, фланель. Из этих тканей шью сорочки, пижамы, фартуки, спортивную одежду, блузки, брюки, платья, костюмы, постельное белье.
Их хлопчатобумажной пряжи получают трикотаж, нитки, шнуры, веревки, канаты, ленту и др.
Из семян после шелушения отжимают пищевое и техническое масло. Засохшие стебли хлопчатника – гузу – местное население применяет как топливо, из них вырабатывают бумагу, получают спирты и кислоты. Таким образом, хлопчатник целиком используется человеком.
(Просмотр коллекции «Хлопок»)
Лен –однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Это уникальное волокнистое растение с длинными, гибкими прочными волокнами. Волокна льна расположены в коре стебля растения в виде пучков. В каждом стебле 350-650 волокон. Стебель льна достигает длины от 60 до 120 см.
В переводе с латинского слово лен обозначает нить самая полезная.
Уже девять тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно.
А какие хорошие ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шелковые. Не случайно космонавты, отправляясь в полет, надевают льняное белье.
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую, прозрачную ткань. Про нее говорили: «Легка, как дыхание ребенка». Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть сквозь перстень. И при этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари да жрецы. К сожалению, секрет изготовления таких тканей утерян. Некоторые ученые думают, что в Древнем Египте умели выращивать особый, тонковолокнистый лен, который в наше время уже нигде не растет.
Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – бланды. Еще на Руси умели изготавливать льняное полотно с рисунком: ни одной крашеной нитки, а на ткани – то ромашки, то ветки рябины, то петухи.
В России выращивают два вида льна – лен – долгунец (для получения волокон), лен – кудряш (масличный лён).
Из льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусину, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки, холст.
Из семечек льна получают льняное масло, которое используется в косметологии
Из отходов изготавливают плиты, используемые для стенных перегородок, в мебельном производстве, применяют как топливо.
Презентация к уроку по технологии (5 класс) «Классификация текстильных волокон»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классификация текстильных волокон. 5 класс Агафонова Е.В. – учитель технологии ООШ с. Поляна
Материаловедение – это наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов.
Производство хлопка. Волокна хлопка представляют собой сплющенные извитые трубочки Хлопчатник Волокна хлопка – сырца Предварительная очистка Отделение волокон от семян Прессование в кипы
Вид волокна Отличительные признаки: По внешнему виду На ощупь Хлопок Лён
Вид волокна Отличительные признаки: По внешнему виду На ощупь Хлопок Вата, цвет белый,матовый. Мягкий, пушистый. Лён
Физминутка Мы трудились и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И работать все начнём.
Лён. Однолетнее травянистое растение Для получения волокон выращивают лен-долгунец волокна находятся в длинных прямых стеблях до 1м.
Производство льна. Лён – долгунец Мочка льняной соломы сушка
Лен мнут потом расчёсывают Этапы получения льняного волокна. Затем треплют
Вид волокна Отличительные признаки: По внешнему виду На ощупь Хлопок Вата, цвет белый, матовый. Мягкий, пушистый. Лён Сено, светло-серое, блестящее. Грубый,жёсткий
Вид волокна Отличительные признаки: Образцытканей. По внешнему виду На ощупь Хлопок Вата, цвет белый, матовое. Мягкий, пушистый. Лён Сено, светло-серое, блестящее. Грубый,жёсткий
Нити, идущие вдоль ткани, называют основой или говорят долевая нить. Нити, идущие поперёк ткани, называют уточными или поперечными.
Определение в ткани нити основы и утка. 1. По кромке Кромка –это неосыпающиеся края с двух сторон ткани. 2. По растяжимости (Нить основы тянется меньше) 3. По хлопку (Основа хлопает звонче) 4. По извитости (Нить основы – прямая, Нить утка –извитая)
Домашнее задание. Тетрадь Учебник Клей Ножницы Картон любого цвета Игла Нити «Мулине» Лоскуты хлопчатобумажной ткани размером 5/5 см: С кромкой Цветной Гладкокрашенный Ворсовый (фланель) Белый, однотонный.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-934070
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоандреевская школа имени полного кавалера ордена Славы
Осипова Василия Алексеевича» Симферопольского района Республики Крым
ул. Школьная, 6А, с. Новоандреевка, Симферопольский район, РК, 297511
ОКПО 00797278, ОГРН 1159102007822, ИНН/КПП 9109008321/910901001
«Классификация текстильных волокон»
Мартилова Валерия Петровна
С. Новоандреевка 2021
Название предмета: Технология
Тема урока: Классификация текстильных волокон
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: Познакомить учащихся с, видами текстильных волокон, понятием волокно процессом получения тканей.
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
Оборудование : Образцы ткани, схемы – тренажеры «виды переплетений»
Проверка присутствующих в классе.
2. Актуализация знаний.
Какие инструменты используют для швейных работ?
Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
Что такое фурнитура, приведите примеры.
Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На уроках технологии мы выяснили, что есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.
— Интересно, из чего же шьют одежду? (из ткани). Т
ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
Дети конспектируют в тетрадь понятие Ткань
А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор и т.д).
Как вы думаете, надо разбираться в тканях? Для чего!? Давайте узнаем, из чего состоит ткань и как она изготавливается?
4. Первичное усвоение новых знаний.
— А как получают волокна ваши бабушки? (они прядут шерсть). Посетив музей Новоандреевского ДК, вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.
Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край. Почему это происходит? Что такое ткачество? Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника «Классификация текстильных волокон» Рассмотрим технологические,Механические и физические свойства волокон (Работа с учебником с. 64)
Как делятся текстильные волокна? – натуральные и химические.
Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.
Учащиеся конспектируют схему «Классификация текстильных волокон».
Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения.
Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным
В основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным
В основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным переплетением.
— Выполнение переплетения из цветного картона.
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(Повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей,
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
Приседает целый класс.
Ноги надо нам размять.
От разминки польза есть?
Что ж, пора за парты сесть.
6. Первичная проверка понимания.
Какие ткани производят из хлопка?
Сейчас производят много хлопчатобумажных тканей: ситец, сатин, бязь, батист, фланель, вельвет, джинс.
Почему их называют хлопчатобумажными?
Потому что производятся из хлопка и целлюлозы.
Благодаря каким свойствам эти ткани нашли широкое применение в быту?
Эти ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточно длительный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.
Какие изделия производят из льняной ткани?
У каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях, пользуемся льняными скатертями, салфетками и полотенцами.
Какими свойствами обладают эти изделия?
Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся, быстро впитывают и испаряют влагу, легко отстирываются.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Фронтальная беседа с учащимися:
· Что нового узнали на уроке?
· Что научились делать на уроке?
· Что интересного узнали о свойствах растительных волокон?
· Что нового узнали о свойствах волокон животного происхождения?
8. Домашнее задание : Подготовить сообщение о других видах волокон растительного происхождения
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по технологии на тему «Классификация текстильных волокон» (5класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классификация текстильных волокон Презентацию выполнила: учитель технологии МБОУ СОШ №2 Стрельченко Нина Николаевна Основы материаловедения
Классификация текстильных волокон Волокна, существующие в природе Натуральные волокна растительного происхождения животного происхождения лён хлопок шёлк шерсть стебель растения пушистые волоски, покрывающие семена растения тонкая нить, выделяемая гусеницей волосяной покров животных
Натуральные волокна – это волокна, которые образуются без вмешательства человека в природу.
Хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, гигроскопичны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.
Хлопок в нашем доме
Виды хлопчатобумажных тканей Ситец, сатин Байка, фланель Бязь Джинс Махровая ткань
Лён ЛЁН – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 см. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность.
Растение Лен-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань
Свойства льна Длина волокон равна 35-90 мм. Цвет: от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность больше, чем у хлопка. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. Горит как бумага.
Производственные этапы изготовления ткани Волокно Нити (пряжа) Ткачество Суровая ткань Отделка Готовая ткань Процесс, в результате которого из волокон получают пряжу, называют прядением. Ткань- это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей или пряжи.
На прядильной фабрике
В цехах ткацкой фабрики
Интересно что… Для изготовления банкнот используют бумагу, содержащую большое количество хлопковых и льняных волокон.
По преданию этот кусок льняной ткани был погребальным саваном Христа…
Египтяне- мумификаторы использовали льняную ткань для обертывания мумий
Вопросы для закрепления Что называют волокном? Какие натуральные волокна вы знаете? Что является сырьем для получения натуральных волокон? Что такое гигроскопичность? Назовите свойства тканей?
Рефлексия Я узнала. Я научилась. Мне пригодится это.
Молодцы. Спасибо за урок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-935856
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.