Гусарская баллада это что
Гусарская баллада
Содержание
Сюжет
Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной модницей. Но Шурочка — воспитанница двух старых вояк — дяди-майора и его денщика, заменившего ей няньку — отлично держится в седле, умеет фехтовать. Желая показать дяде маскарадный костюм для предстоящего бала, она выбегает в сад, одетая корнетом, и… сталкивается нос к носу с будущим женихом. Ржевский принимает Шурочку за родственника своей невесты и пытается выяснить, насколько та глупа и жеманна. Такое предвзятое отношение возмущает девушку, и она решает ему слегка отомстить. При их встрече Шурочка вовсю и с явным удовольствием играет роль недалёкой девицы, голова которой забита модными романами, вышиванием и мечтами об «идеальной любви». Ржевский в ужасе: его хотят окрутить с дурой! При первом же удобном случае он спешит выбежать из комнаты, изрядно повеселив тем молодую проказницу. Тем не менее, ей нравится поручик, хоть она не признаётся в этом даже себе. Неизвестно, как бы повернулись события дальше, если бы в жизнь России не вмешалась война с Наполеоном.
На следующее утро, проезжая через поле, Шурочка находит тяжело раненого курьера и берётся доставить его пакет по назначению. Случайно она натыкается на французов, которые бросаются в погоню. Отбиться от неприятеля ей помогают русские войска. Привезшего важный пакет корнета принимают в дивизию и определяют в штаб корпуса.
Проходит полгода. Случайно Шурочка встречает Ржевского: она привезла пакет для партизанского отряда Давыда Васильева, где воюет Ржевский. Гусары оставляют молодого корнета поужинать, и за столом Шурочка передаёт поручику «привет от кузины». Если она хотела смутить Ржевского, то глубоко просчиталась. На расспросы других гусар «что за кузина? Вот попался Ржевский! Держи ответ…» поручик начинает рассказывать байку о том, как уродливая племянница майора, на которой его хотят женить против его воли, влюбилась в него по уши с первого взгляда. На попытки Шурочки возразить, что «кузина», конечно глупа, но вполне милая девушка, Ржевский горячо возражает, что корнет совсем не разбирается в женщинах. Заканчивается тем, что Ржевский и Шурочка заключают пари: если поручик спасёт от какой-либо опасности глупую модницу, какой он выставил кузину Азарова, то он на ней женится. Застолье прерывается известием о появлении французского обоза. Партизаны захватывают его и в одной из карет обнаруживают певицу Луизу Жермон. Когда-то между Жермон и кавалергардом Пелымовым из их отряда был роман, но потом влюблённые поссорились. Ржевский пытается понравиться Луизе и приносит ей живые цветы, невесть каким образом достав их среди зимнего леса. Однако Луиза отдаёт цветок «тому, кто мне милей всех нынче». Нет, не Пелымову, как все ожидали, а… молоденькому безусому корнету. Между Шурочкой, которая, дразня поручика, приняла подарок, и Ржевским вспыхивает ссора, переходящая в дуэль. Лишь появление самого Давыда Васильева предотвращает стычку. Пользуясь случаем, Шурочка просит Давыда Васильева принять её в отряд, но получает отказ.
Возвращаясь в штаб, Шурочка и Иван видят, как французы захватывают в плен русского генерала, который оказывается адъютантом императора графом Балмашовым. Вдвоём они отбивают его и доставляют в штаб. На ступенках штаба девушка сталкивается с графом Нуриным, их соседом, который в удивлении спешит к Кутузову с сообщением, что корнет Азаров на самом деле — женщина. Вызвав Азарова, фельдмаршал узнаёт правду и взбешён до крайности: «Чтоб баб — в солдаты? Без такой подмоги мы перешибли Бонапарту ноги, и выгоним его с Руси без баб!» На все просьбы оставить её в войсках Шурочка получает приказ сию же минуту отправляться домой. Не помогают даже чисто женские слёзы. Лишь появление императорского адъютанта Балмашова прерывает этот разнос. Балмашов рассказывает, как на него напали французы, и быть бы ему в плену, если бы не молоденький корнет, который так и не назвал себя. Кутузов говорит, что это — истинный герой, достойный ордена. Шурочка обиженно шмыгает в углу носом. Тут её замечает Балмашов и признаёт в корнете своего спасителя. Кутузову не остаётся ничего другого, как наградить лихую девицу. После ухода адъютанта он таки позволяет ей остаться, присваивает ей чин корнета официально и разрешает перейти в партизанский отряд Давыда Васильева.
Спустя какое-то время отряд выходит к имению Азаровых. Шурочка, зная тут все тропинки, предлагает план дезинформации противника и захвата дома. Для лучшего осуществления планов решено переодеть её в форму наваррских стрелков, снятую с пленного испанца Винсенто Сальгари. Придя к французам, Шурочка выдаёт себя за потерявшего свою часть испанца, но тут в дом приходит настоящий Винсенто, которому удалось бежать. На удивлённые вопросы французов Сальгари, помня хорошее обращение Шурочки с ним в плену, заявляет, что она — его младший брат, по семейной традиции тоже носящий имя «Винсенто». Всё идёт по плану, пока не появляется майор Азаров и, узнав Шурочку, раскрывает её секрет. Обман обнаруживается, обоих «братьев» французский генерал Дюсьер велит расстрелять на рассвете. Следившие за операцией в окно Пелымов и Иван спешат в отряд.
Партизаны нападают на имение, выбивают оттуда французов. При этом гибнет Сальгари, перешедший на сторону русских. Шурочка, памятуя о пари, переодевается собственной «кузиной» и кидается на грудь поручику. Когда она встречает его уже в виде корнета, то напоминает Ржевскому о его обещании жениться на спасённой девице. Однако, тот заявляет, что уж мальчишке Азарову на свадьбе не гулять: их дуэль так и осталась незавершённой. Появившийся майор Азаров раскрывает карты: бесстрашный корнет не племянник ему, а племянница. Ржевский осознаёт, что любит Шурочку, и эта история счастливо заканчивается.
В ролях
Съёмочная группа
Интересные факты
На 73 минуте фильма на каминной полке в доме Азаровых, занятом французами стоит бутылка Мартини, тогда как первый вермут под маркой Мартини был выпущен в 1863 году.
Гусарская баллада это что
Режисcер Эльдар Рязанов
Сценарий Александр Гладков, Эльдар Рязанов
Оператор Leonid Krajnenkov
Композитор Tikhon Khrennikov
Диплом жюри Международного кинофестиваля комедийных фильмов 1963 года в Вене.
Яковлев великолепен!
Голубкина не очень, но голос у неё хороший, «Колыбельная Светланы» мне очень понравилась.
В целом фильм мне понравился.
Недавно, если честно, впервые посмотрел. Очень понравилось, причем и песни тоже, хотя и не люблю такое в фильмах. Отличная комедия.
Войну любил он страстно и дрался, как петух,
И в схватке рукопашной один он стоил двух!»
.
А если еще вспомнить, когда снимался этот фильм (1962 год!), то, имхо, ему можно простить все мелкие и несущественные недостатки!
«Гусарская баллада»: гусары, ментики и пистолеты – лучшая историческая кинокомедия в истории российского кино!
Военное кино снимали всегда. Как и фильмы на исторические темы. Снимали его и в СССР, как, впрочем, снимают и сейчас. Причем и тогда были глупые министры, разбиравшиеся во всем на свете, существовали цензура и «телефонное право», были вожди, указывавшие режиссерам, что в фильме хорошо, а что плохо. Однако, несмотря на все это, почему-то именно у нас были сняты такие шедевры мирового военно-исторического кино, как «Александр Невский», «Петр Первый», «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли». Но есть в этом списке и такой замечательный, военный, патриотический, искрометный, задорный кинофильм, как… «Гусарская баллада»!
«…И на родном приволье, приволье/ Сражаясь, умереть». И музыка, и слова… Сделано как надо!
Шурочка Азарова, поручик Ржевский, Кутузов… Для любителей советского кино это были не просто персонажи этого кинофильма, снятого в жанре комедии, за ними стояли реальные образы героев Отечественной войны 1812 года. Блестящая игра актеров, высокопрофессиональная работа режиссера, великолепный сценарий – все вместе вылилось в интереснейший, легкий, но запоминающийся фильм. Хотя судьба этой картины была совсем не проста, и сколько пришлось преодолеть преград Э. Рязанову, режиссеру, знал, наверное, только он один. Но обо всем по порядку…
Слева гвардейский казак, справа Шурочка в полушубке. И – да, именно так и было зимой 1812 года.
Вначале была пьеса. Ее автора, Александра Гладкова, сесть за перо подтолкнули детские воспоминания. Тогда, в далеком детстве, мама за две зимы прочитала вслух маленькому Саше и его брату две весьма серьезные книги – «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Детское воображение настолько ярко рисовало сюжетные картины, что Саше порой казалось, что он и сам участвует в событиях 1812 года, слышит звуки орудийной стрельбы, видит скачущих всадников и ощущает запах порохового дыма. А потому, когда осенью 1940-го года у него возникла идея написать пьесу о войне 1812 года, то странным образом в воображении Гладкова соединились в одно целое давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире». И стало ясно, что должна родиться пьеса, причем непременно веселая.
Выпушки, шитье, пуговицы – все достоверно на все 100%!
Театр Революции, первым взявший пьесу, приступил к постановке лишь в 1943 году в городе Ташкенте. Театральный художник П.В. Вильямс успел еще до эвакуации изготовить великолепные эскизы декораций к спектаклю, но в страшной эвакуационной спешке все материалы к спектаклю были безвозвратно утеряны, и в Ташкенте пришлось обращаться к другому художнику с просьбой помочь с оформлением декораций. Как вспоминал Гладков, он до мелочей помнил все принципы изготовления макетов, но при эвакуации были утеряны все экземпляры пьесы, которые находились на тот момент в этом театре.
Партизаны. Какие типажи и образцы униформы: казак с бородой слева, улан справа, лейб-гвардии гусарский офицер в центре…
А между тем еще в 1941 году в осажденном Ленинграде в день празднования годовщины Октябрьской революции в нетопленом театре был показан этот спектакль. Причем сам автор пьесы узнал об этом несколько дней спустя, прочитав заметку в газете «Правда».
А вот это Александрийский гусарский полк – весь мундир черный с белым шитьем. Но в фуражной шапке, кивер, видно, потерян.
Ну, а ставший кинорежиссером этого произведения – Эльдар Рязанов, впервые увидел эту постановку в 1944 году в Театре Советской армии. А 17 лет спустя молодому режиссеру захотелось его экранизировать. Тем более что приближалась дата – 1962 год, а к датам в СССР относились очень серьезно!
Поручик Ржевский слева «в голубом», то есть он был, судя по униформе, гусаром Мариупольского гусарского полка: желтое шитье, желтый воротник. За ним гусар лейб-гвардии Гусарского полка, что видно по его красному ментику, голубым чакчирам и орлу на кивере. Во всех остальных гусарских полках на кивере была «розетка».
И вот весной 1961 года Рязанов перечитывает пьесу «Давным-давно». Веселая, озорная, она просто просилась на кинопленку. Повод был вполне подходящий: в сентябре 1962 года вся страна должна была праздновать 150 лет со дня Бородинской битвы. Но этот повод стал одновременно и серьезной преградой: большой юбилей великого исторического события и вдруг – кинокомедия?!
Кавалергард Пелымов. Уж как он-то прибился к партизанам?
Для Рязанова «Гусарская баллада» была первой картиной, основанной на историческом материале, и это была первая экранизация пьесы. В то время пьеса «Давным-давно» была известна и театралам, и зрителям, и перед Рязановым стояла очень серьезная задача: сделать картину не хуже оригинала. По замыслу режиссера это должен был быть жанр, который соединит в себе и героическую комедию, и обворожительный водевиль с превращением девицы в корнета, да и любовный сюжет чтоб был в ней не на последнем месте.
Татьяна Шмыга в роли Жермон Луизы: «Меня позови, избранник мой милый, забудем, что было, избранник мой милый!» Вот так она и охмуряла Пелымова, и ведь добилась своего в итоге!
И по сценарию, и в самой пьесе роль народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не главная, но знаковая и важная. На все роли подбирались комедийные актеры, и у Рязанова не было сомнений, что фельдмаршала Кутузова тоже должен играть комик. Но при этом Кутузов не будет смешон, а будет добр и мудр. И Рязанов предложил своему старому другу Игорю Ильинскому сыграть Кутузова, но тот наотрез отказался. Причин несколько: слишком маленькая, почти эпизодическая роль, несерьезная для актера такого масштаба. А еще, по возрасту Ильинский был моложе, чем фельдмаршал в 1812 году. Поэтому играя старика, это могло получиться не очень естественно. Рязанов старался, как мог. Он и уговаривал, и врал, что вся студия только и мечтает, чтобы именно он сыграл эту роль. Наконец уговорил.
«Давыд Васильев – командир партизан». Очевидно, имеется ввиду легендарный гусар-партизан Денис Давыдов. И если это так, то, да, все верно: на нем мундир Ахтырского гусарского полка, в котором тот и служил: коричневый ментик, голубые чакчиры.
Снег в некоторых эпизодах кинофильма был с ароматом… нафталина. Да-да, в кино и не такое бывает. Особенно когда зимнюю пору снимают чуть ли не летом. А по сценарию действие происходит в трескучий мороз! Проблему, а у режиссера это называлось «охотой за снегом», решали так: двор усадьбы, выстроенной из полуразвалившейся церквушки, абсолютно вся съёмочная группа присыпала остатками весеннего снега. Сверху его присыпали опилками, затем слоем мела и… нафталином. Крышу дома, где жила Шурочка Азарова, просто покрасили в белый цвет. Перила обложили ватой, тоже присыпанной нафталином. Труды не прошли даром: иллюзия морозной, снежной зимы была полная. Сложнее было с лошадьми, техникой и пиротехникой. Дрались актеры бутафорскими деревянными саблями и в азарте боя превратили «оружие» в большую дровяную кучу.
Но все искупалось главным – прекрасно состоявшимся дуэтом Шурочки и поручика Ржевского. Кандидатов на эти роли было предостаточно, причем это были уже «звезды кино». Пробовались на роль поручика и Лазарев, и обожаемый Рязановым Тихонов, и Юрский. И всё-таки одержал верх Юрий Яковлев. И все бы ничего, но, когда надо было снимать сцены, где он ездит верхом на лошади… усаживали его в седло по семь человек одновременно. Лошадь понесла с места в карьер, и Яковлеву просто повезло, что она его не сбросила на землю.
На роль Шурочки тоже было несколько претенденток, одна достойнее другой: Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко. Но чего-то им всем не хватало. А подходящая актриса оказалась молоденькой студенткой, юной Ларисой Голубкиной. Роль Шурочки Азаровой стала для нее дебютной. Так почему же Лариса Голубкина подошла на роль Шурочки-корнета? Тонкая талия, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, и главное… ничего ещё нет – «ни тут, ни там».
«Мундир стрелков наваррских…» И тоже очень идет Голубкиной. А вы представьте себе в нем Алису Френдлих того времени? Один смех, да и только!
Лариса признавалась потом, что она ужасно боялась мышей, а еще прыгать с высоты. Но, набравшись смелости, все-таки спрыгнула со второго этажа, и, к сожалению, после нескольких дублей повредила ногу. Травма давала о себе знать очень долго. Впрочем, оно того стоило! Картина настолько удалась, что многие воспринимали ее как подлинную историю кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Хотя общего между этими двумя женщинами было совсем немного, разве что участие в Отечественной войне 1812 года, да личное знакомство с Кутузовым. Мундиры и те были разные. Надежда Дурова служила в уланах. Гусарский мундир был ей не по средствам!
Когда фильм был отснят и его копию отправили в Министерство культуры, студию посетила Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР. Рязанов вспоминает: «Я пошел толочься в директорском предбаннике в надежде увидеть министра, выяснить, смотрела ли она картину и каково ее мнение». Фурцевой он таки попался на глаза. Екатерина Алексеевна была крайне недовольна и высказалась довольно резко по поводу Ильинского в роли Кутузова. Министр была категорически против актера-комика, сыгравшего в «Карнавальной ночи» Огурцова, а теперь получившего роль великого полководца. Фурцева негодовала. При том, что талант Ильинского ценился министром очень высоко, тем не менее, она считала бестактным то, что ему пришлось играть роль великого Кутузова. А зритель, по ее мнению, непременно будет встречать его появление смехом.
Вот он – Игорь Ильинский в роли Кутузова. И чем плох?
Но дальше случилось так, что в редакции газеты «Известия» незадолго до юбилейной даты состоялся просмотр новой картины. Ничего странного в этом не было. В редакции каждой крупной газеты один день в неделю отводился для просмотра нового фильма, либо проводилась творческая встреча с людьми искусства. Главным редактором газеты в то время был А.И. Аджубей, зять Никиты Хрущева.
Во время сеанса весь редакторский коллектив хохотал без умолку, а после показа горячо аплодировал создателям фильма. Как говорится, премьера прошла с успехом.
Спустя пару дней в еженедельнике «Неделя», приложении к «Известиям», появилась небольшая заметка Нателлы Лордкипанидзе. Она дала фильму довольно высокую оценку, но особые слова предназначались игре Игоря Ильинского. Автор заметки не поскупилась на комплименты в его честь. Министерство культуры отреагировало на заметку аджубеевской «Недели» незамедлительно. Прошел еще один день, и на фасаде кинотеатра «Россия» – на тот момент лучшем в столице – выставили красочные афиши, приглашающие на премьеру «Гусарской баллады». И вот 7 сентября, точно в день годовщины Бородинской битвы, состоялся официальный премьерный показ. На открытие были приглашены фоторепортеры, здесь произносились речи и вручались букеты цветов. На сцене сидели актеры, исполнители главных ролей в фильме. Среди них был и широко улыбающийся «обидчик» Кутузова Игорь Владимирович Ильинский.
«А девкой был бы краше!»
Картина имела оглушительный успех. Лидер проката 1962 года, занявшая в прокате второе место по количеству зрителей, посмотревших фильм – почти 49 млн. зрителей. «Гусарская баллада» получила диплом жюри Международного кинофестиваля комедийных фильмов в Вене в1963 году.
Французов в кинофильме немного, но униформа у них показана хорошо. Слева генерал в мундире с серебряным шитьем, справа – уланский лейтенант!
Ну, а еще этот фильм прямо-таки учебник по военной истории 1812 года, так сказать наглядное ее воплощение. Хотя… и на «Солнце есть пятна». «Мундир у вас, конечно, павлоградский?» – спрашивает Шурочку поручик Ржевский, имея ввиду, что на ней надет мундир Павлоградского гусарского полка? И получает ответ: «Ах нет, то есть да!» И ответ неправильный! На ней прекрасно сшитый мундир Сумского гусарского полка – красные чакчиры, серый ментик и доломан с серыми же выпушками. И почему бы так и не спросить, а ей также и не ответить: «Мундир у вас, конечно, сумский? Ах нет, то есть да!» Но, увы, советское кино тогда дотошностью в исторических «мелочах» не отличалось. Пушки в фильме при выстрелах тоже, разумеется, не откатываются, хотя чего проще? Привязал трос к лафету, пылью присыпал и по команде – р-раз! – солдаты за экраном рывком тянут! Зато в небе очень натурально рвутся шрапнели – создатели фильма в этом проявили себя молодцами!
Калибр ствола. Не маленький, не так ли? Больше, чем у ДШК и ПТРД.
Ну, а это пули к этому пистолету. Попадет в вас такая – мало не покажется!
Ну, а теперь рассмотрим его боковую проекцию.
В фильме хорошо видны пистолеты, из которых собираются стреляться Шурочка и Ржевский. Но они… капсюльные, а в 1812 году были кремневые! Но это, пожалуй, и все! А так, безусловно, кинофильм замечательный: патриотизм без нажима, героика без излишней пафосности, люди показаны людьми, а не плакатными манекенами, да и играют красиво. Словом, вот так бы нам и сегодняшнее кино снимать!
А это «народ» в роли обаятельного Николая Крючкова. Ну, как же без него? И важно, что в конце кинофильма именно он поет следующий куплет: «А коли враг в слепой надежде / Русь покорить придет к нам вновь / Его погоним, как и прежде. / Давным-давно… Давным-давно.
55 лет художественному фильму «Гусарская баллада»
По текстовому объему пьеса примерно в полтора раза превышала метраж сценария.
Причем, написанная стихами, пьеса особенно трудно поддавалась текстовому сокращению. Здесь нужно было сохранить и ритм, и размер стихотворных строф, и не исказить содержания диалогов.
Режиссер попытался «объять необъятное»: и содержание не потерять и текст не исказить. Работа эта была чрезвычайно трудной, но безумно интересной. Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии сам стал писать стихи.
Худсовет возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на хитрость.
Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже невозможно.
На роль Шурочки Азаровой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Валентина Малявина и другие известные актрисы.
Сначала была пьеса Геннадия Гладкова «Давным-давно». Потом спектакль на сцене Театра Советской Армии. И, наконец, в 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова).
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского леген дарного Ю. В. Яковлева.
Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
«Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы.
После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд.
Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».
«Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать!
Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».
Но главной засадой стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали). И — снег: к съемкам зимы приступили лишь 1 марта. С первым выручила группа циркачей под руководством Михаила Туганова. но цирковые лошади ведь выступают в тепле. бегают по кругу против часовой стрелки.
А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными. лезли на любую лошадь. Рязанов холил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову:
— Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные…
Тем временем началась настоящая охота за снегом. Сперва снимали в тени – там где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса… Снег подвозили на машинах. Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось в помине…
Весь двор усадьба засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу покрасили в белый цвет. Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком.
Глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок. А сытый Белов шутил, ослабляя подпругу спящих в седле товарищей. Когда те просыпались — оказывались на земле…
Как-то коллеги отомстили ему выстрелив из газового пистолета в комнату. Белов резко совершил «прыжок веры» из окна — причем в исподнем…Усмехнулся и умчался на площадку.
На роль леген дарного Ржевского пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.
Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…
«Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе».
«Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость. И внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой.
Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминает Лариса Голубкина.
Совершенно невероятно – 1,5-2 года назад я была в школе, и вдруг через 2 года стою на Мосфильме в гусарском костюме. Ко мне все относились очень трепетно, я даже помню на съемочную площадку пришли два молодых человека – Коля Бурляев и Никита Михалков, которого утвердили на Петю Ростова. Они пришли и на меня смотрели восторженно – девочка в гусарском костюме.
Гусарская баллада» принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность. После фильма у нее появилась целая дивизия фанаток. Девушки изображали из себя гусар, разговаривали басом и покуривали цыгарки.
…Мы снимали сцену драки в павильоне. Лариса, наряженная в мундир испанца, должна со шпагой в руке спрыгнуть с антресолей в залу и ввязаться в фехтовальный бой. Командую: «Начали!» Лариса подбежала к краю антресолей, собралась прыгнуть, но вдруг ей стало страшно, и она воскликнула: «Ой, боюсь!» Я начал уговаривать ее.
Снова скомандовал — снимаем второй дубль! Кричу: «Начали!» Лариса с разбегу приблизилась к краю антресолей — и опять включился внутренний тормоз. Тогда я, рассерженный задержкой, в запале закричал: «Посмотри, сейчас я оттуда запросто соскочу!» Когда я подбежал к краю, то сразу же понял испуг Ларисы. Снизу высота не казалась такой большой. Однако, если я струхну, кадр не снимем… Выхода нет… Будь что будет!
И, закрыв глаза, я безрассудно нырнул вниз. Судьба оказалась ко мне милостива, и я приземлился благополучно. Поднимаясь с пола, я проворчал таким тоном, будто для меня подобные соскоки — сущие пустяки: «Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно».
На этот раз Лариса прыгнула без задержки. Правда, на третьем дубле у нее подвернулась лодыжка, и ее на носилках унесли в медпункт. Но кадр был в кармане, а травма у артистки, по счастью, оказалась легкой.
Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов о поручике Ржевском (см. в комментариях).
Также запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги,
первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной,
И музыка. Прекрасная музыка Тихона Хренникова.
Пожалуй лучшая историческая кинокомедия нашего кино.
Всё о кино
11.7K постов 41K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Когда я была маленькая, мне мама пела «Колыбельную Светлане». А потом и я свое дочке пела.
«А девкой был бы краше!» (с)
Щас набигут всякие поклонские, или еще какие нибудь дуры и начнут запрещать за сексизм, трасвестизм и всякое такое )
надо пересмотреть, годная картина, давно нее видал
один из моих самых любимых фильмов
через 55 лет этому фильму будет 110 лет
Что-то на картине «женщина» больно страшная..
«уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского леген (подожди-подожди) дарного Ю. В. Яковлева.»
Где то у меня газета лежит со статьей о премьере.
как же это было давным-давно.
тупее комедий не бывает, когда мужик переодевается в бабу или наоборот.
фильм хороший, но не шедевр (для меня)
Из жизни Ларисы Голубкиной: «Подумаешь, снялась в кино! Видали мы таких артисток! Чтоб в десять часов была дома!»
Сегодня свой день рождения отмечает самый прекрасный «гусар» советского кинематографа, актриса театра и кино, певица, Народная артистка РСФСР Лариса Голубкина (род. 1940).
Молодая Лариса Голубкина исполняет романс Бориса Прозоровского на слова Павла Германа «Совсем чужие». Партия фортепиано – Борис Мандрус, партия гитары – Владимир Дубовицкий. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Ходит легенда, что свою картину «Русская красавица» известный художник Константин Маковский писал с бабушки Ларисы Голубкиной. Но сама Лариса Ивановна признаётся, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть эту историю, поскольку весь архив их семьи погиб во время войны. А свою бабушку Агафью она видела от силы два-три раза, но знает, что та действительно славилась красотой, и эта красота, несомненно, передалась Ларисе Ивановне.
Лариса Голубкина родилась в Москве, в семье военнослужащего Ивана Голубкина и закройщицы Клавдии Голубкиной. Она с раннего детства мечтала быть артисткой, но не театра или кино. Маленькая Лара мечтала выходить на сцену в красивом платье и петь, благо голос у неё действительно был замечательный. Как это часто бывало с будущими звёздами, чьи родители не принадлежали к творческой среде, родители Ларисы были против её артистических амбиций. Отец, человек военный, считал актёрскую профессию слишком распущенной и легкомысленной, и категорически не одобрял такую стезю для своей дочери. И, опять же, как это часто бывает, окончив восемь классов, Лариса, ничего не сказав родителям, подала документы в Московское музыкальное педагогическое училище.
К счастью, отец, который всю жизнь оставался для Ларисы значимым человеком, не стал занимать тиранскую позицию и требовать от дочери забрать документы, он лишь просил её хорошо подумать и после окончания училища выбрать более достойную профессию. Иван Голубкин хотел, чтобы дочь училась на биофаке, и Лариса даже некоторое время посещала лекции биологического факультета по физике и химии в университете, но это только ещё больше убедило девушку, что её призвание – актёрское.
В 1959 году, после окончания Московского музыкального педагогического училища Лариса была принята на музыкальное отделение Государственного института театрального искусства (ГИТИС) на отделение музыкальной комедии (училась в классе Марии Максаковой /1902-1974/).
И вот однажды посмотреть студенческую постановку под названием «Давным-давно», где одну из ролей исполняла Голубкина, пришёл режиссёр Эльдар Рязанов. Если верить истории, он искал для своего фильма на основе этого же сюжета романтичную, чистую девушку-подростка, в которой ещё не угадывалась бы женщина, и, увидев Ларису, он пригласил её на главную женскую роль Шурочки Азаровой – корнета Азарова. Рассказывают, что до этого Рязанов никак не мог найти актрису, которая бы к тому же так легко перевоплощалась, а Лариса справилась, быстро научилась ходить по-мужски, освоила верховую езду и прекрасно смотрелась в военном мундире. Кстати, в конкурсе на эту роль Голубкина обогнала многих именитых актрис, среди которых были такие звёзды, как Гурченко, Фрейндлих. В картине Голубкина проявила себя и как певица, спев «Колыбельную Светланы» на музыку Тихона Хренникова, и этот романс в исполнении актрисы тоже запомнился и полюбился зрителям.
Ларисе Голубкиной тогда было 22 года, она училась на втором курсе. А после выхода на экраны «Гусарской баллады» её знала и обожала вся страна. Роль гусара-девицы Шурочки Азаровой принесла ей невероятную славу. Но ещё одним очень важным итогом этой счастливой истории стало то, что профессию дочери одобрил Иван Голубкин. И, тем не менее, Лариса Ивановна всегда с грустью вспоминала о том, что в семье её никогда не хвалили: «Чего бы я ни достигла, близкие воспринимали это как само собой разумеющееся. Даже когда я выросла, снялась в «Гусарской балладе», и толпы поклонников ходили за мной по пятам, папа реагировал примерно так: «Ну что здесь особенного? Так и должно было быть».
С 1964 года, после окончания ГИТИСа, и по сей день Лариса Голубкина служит в Центральном академическом театре Советской Армии. Актриса подарила поклонникам десятки замечательных, разноплановых и всегда – запоминающихся, женственных ролей в театре и в кино. И даже снимаясь в кино или играя в театре, Лариса всегда шла за своей детской мечтой и не переставала петь. Она объездила с концертами всю Россию, исполняя популярные песни и романсы.
В одном из интервью Лариса Голубкина как-то призналась: «Все думают, что я поющая актриса, а не певица, о чём, кстати, жалею… Жаль, не было рядом со мной человека, который не пустил бы меня в драму, заставил бы всё подчинить голосу… Нельзя зарывать талант, а я его благополучно зарыла».
Приведу ещё две выдержи из интервью Ларисы Голубкиной разных лет. Они мне кажутся очень честными.
«Я специфически отношусь к актёрской профессии. Она требует неуёмного тщеславия, фанатического желания первенства. А у меня никогда не было таких амбиций. Я не из тех, кто дерётся за роли, пробивает лбом любую стену, ставит режиссёрам и коллегам жёсткие условия.»
«— Быть и актрисой, и женой такого мужа было трудно?
— Всё как у всех – завтраки-обеды-ужины, стирки-уборки. Я себя прекрасно чувствовала на кухне. Любила готовить, принимать гостей, а они у нас бывали часто. Одно знаю точно: жена заслуживает того мужа, какой у неё есть, а муж – такую жену. И чем бы ты ни занималась, что бы из себя ни представляла, уступать должна именно ты: где-то промолчать, где-то помочь, где-то не полезть в бутылку. Жизнь короткая и жалко её тратить на ссоры и размолвки.»
Возможно именно эта женская мудрость стала залогом семейного счастья Ларисы Голубкиной и Андрея Миронова: актёры прожили вместе до самой кончины Миронова в 1987-м. И даже дни рождения у них были рядом: у Миронова – 8 марта, у Голубкиной – 9-го… После его смерти актриса больше не пыталась устроить личную жизнь («Выйти снова замуж? Это невозможно. После Андрюши – даже смешно…»), и даже в квартире, где они были счастливы вместе, всё по-прежнему сохраняется так, как при жизни Андрея Александровича.
Мы поздравляем Ларису Ивановну с днём рождения и желаем ей долгих лет!