Гумно с ригой что это
Мамино детство. Рига и гумно
На сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Гумно (Википедия) нашел определение:
Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно. Также для молотьбы зерна может быть возведён отдельный деревянный сарай, называемый клуня. Иногда под гумном понимают одно большое деревянное сооружение, построенное для вышеперечисленных целей. В больших хозяйствах для надсмотра за гумном назначается человек, называемый гуменщиком или гуменным.
На Новгородском сайте http://www.novgorod.ru/ приведена статья с описанием этих понятий и фотографиями. Так как Псковские земли осваивали выходцы из Новгорода, то технологии и культура этих русских земель близки. В указанной статье сказано:
Я спросил маму, чем отличается гумно от риги, то она рассказала следующее.
Когда они жили на хуторе Белый, то там у них был большой участок земли (около 2 га). Там стоял их дом с хозяйственными постройками во дворе (сараи, хлев для скота и птицы). За ними поля для огорода и посевов. Здание гумна и риги стояло на границе участка у дороги на Максимов хутор.
Так вот гумно – это своего рода крытый ток с большими воротами, чтобы через них можно было въехать на телеге, на которую высоко нагружены снопы сжатых зерновых или льна. Пол в гумне был ровно покрыт глиной. Здесь из снопов с колосьями добывали зерно.
Рига – это помещение с большой печью и антресольными полками из тонких бревен. Между бревнами полок были зазоры для прохода теплого воздуха, поднимающегося снизу от печи к крыше. На эти полки укладывали снопы (вернее ставили колосьями вверх) для высушивания, если погода была сырая, или для досушивания после сушки в поле на солнце. В поле снопы долго сушиться не могли, т.к. колосья могли перезреть и осыпаться. Под свесами крыши в стенах делали небольшие окна – продухи, чтобы создавалось проветривание.
После сушки снопы развязывали и выкладывали на полу в круг колосьями к центру круга для обмолота – выбивания зерен из колосьев. В новгородской статье сказано:
«Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.»
То есть по новгородской версии снопы укладывали не в круг, а в два параллельных ряда.
Затем граблями с длинными деревянными зубьями обтряхивали колосья, а солому убирали. В кругу оставались колосья с остями, зерна и сорняки. Все это собирали и ссыпали на черновой грохот в гумне – это большое сито на веревках с большими ячейками и большими размерами – около 2 метров. Здесь отсеивали сорняки. Потом веяли на грохоте для отсева остей. Обычно грохот подвешивали в проеме ворот, чтобы ветром сдувало ости и шелуху. Добивались получения зерна без колосьев, остей, но в полове (наружной шкурке зерна).
В новгородской статье сказано:
«Теперь вряд ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ…
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки…».
В Озерцах в 50-х годах в гумне стоял паровик – паровая машина на колесах, похожая на паровоз. Она использовалась для привода в движение самых разных механизмов в гумне и пилорамы снаружи здания. Для передачи движения здесь применялись длинные ременные передачи с огромными колесами. Паровик в деревню притащили военные, когда освободили Гдовский район весной 1944 года от немцев. Это была «бартерная» операция в обмен на лошадей, которые они забрали для нужд армии в колхозе.
Совершенствование и механизация сельскохозяйственных операций все более исключает ручной труд и технологические приемы. Города могут накормить крупные агропредприятия, оснащенные всеми необходимыми ресурсами. Время мелких хозяйств уходит. Однако тот старинный опыт может пригодиться в форс-мажорных обстоятельствах – крупные катастрофы глобального характера. Вот тогда может и пригодиться опыт выживания наших предков, когда вдруг не окажется нужной техники, складов, производств, транспорта. Когда вдруг еда перестанет появляться в магазине.
В деревне Озерцы, куда семья мамы и с другими семьями с хутора Белый были переселены в 1939 году, здания гумна и риги до войны были скотными дворами. В отдельном здании был телятник, а там, где после войны было гумно и пилорама, был скотный двор для взрослого стада коров. Свинарник был у озера там, где из него вытекала наша речка. Овчарни для овец были на дальнем конце деревни за часовней рядом с конюшней. Поэтому в районе лесопилки было поле без леса. Здесь был выгон для скота.
В моем в детстве в 50-х годах детей в деревне было много, особенно летом, когда сюда приезжали семьи из Питера с детьми в отпуск и на каникулы. Лучшим местом для наших игр у нас было здание риги, где был много разных помещений для пряток, а также огромный навал бревен для распиловки на пилораме. А еще нам нравилось кататься на тележках пилорамы по рельсам.
В начале 50-х, когда мне было года 3-4, я видел, как растапливали топку паровика. Вокруг суетилось много народа. Потом начинало крутиться его огромный шкив диаметром больше метра. Колесо начинало двигать широкие ремни и колеса, подвешенные на стенах. С колеса на стене ремень передавал вращение колесо пилорамы, стоящей под навесом на улице. Если нужно, то ремни надевали на приводное колесо веялки, льномялки или механического сита, или для вращения жерновов мельницы, когда нужна была мука.
В начале 60-х мой дядька Леня работал трактористом и на тракторе «Белорусь» он с деревенским умельцем Августом придумали, как заменить паровик. В тракторе из коробки передач вывели конец вала. На него насадили шкив под широкий ремень. Надевали ремень на этот шкив, заводили двигатель трактора на холостом ходу и шкив начинал вращаться и ремнями приводили в движение пилораму. Надо сказать, что в 1962 году в деревне еще не было электричества. Вот так народ находил решение проблем.
Мамино детство. Рига и гумно
На Новгородском сайте http://www.novgorod.ru/ приведена статья с описанием этих понятий и фотографиями. Так как Псковские земли осваивали выходцы из Новгорода, то технологии и культура этих русских земель близки. В указанной статье сказано:
Я спросил маму, чем отличается гумно от риги, то она рассказала следующее.
Когда они жили на хуторе Белый, то там у них был большой участок земли (около 2 га). Там стоял их дом с хозяйственными постройками во дворе (сараи, хлев для скота и птицы). За ними поля для огорода и посевов. Здание гумна и риги стояло на границе участка у дороги на Максимов хутор.
Так вот гумно – это своего рода крытый ток с большими воротами, чтобы через них можно было въехать на телеге, на которую высоко нагружены снопы сжатых зерновых или льна. Пол в гумне был ровно покрыт глиной. Здесь из снопов с колосьями добывали зерно.
Рига – это помещение с большой печью и антресольными полками из тонких бревен. Между бревнами полок были зазоры для прохода теплого воздуха, поднимающегося снизу от печи к крыше. На эти полки укладывали снопы (вернее ставили колосьями вверх) для высушивания, если погода была сырая, или для досушивания после сушки в поле на солнце. В поле снопы долго сушиться не могли, т.к. колосья могли перезреть и осыпаться. Под свесами крыши в стенах делали небольшие окна – продухи, чтобы создавалось проветривание.
После сушки снопы развязывали и выкладывали на полу в круг колосьями к центру круга для обмолота – выбивания зерен из колосьев. В новгородской статье сказано:
«Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.»
То есть по новгородской версии снопы укладывали не в круг, а в два параллельных ряда.
Затем граблями с длинными деревянными зубьями обтряхивали колосья, а солому убирали. В кругу оставались колосья с остями, зерна и сорняки. Все это собирали и ссыпали на черновой грохот в гумне – это большое сито на веревках с большими ячейками и большими размерами – около 2 метров. Здесь отсеивали сорняки. Потом веяли на грохоте для отсева остей. Обычно грохот подвешивали в проеме ворот, чтобы ветром сдувало ости и шелуху. Добивались получения зерна без колосьев, остей, но в полове (наружной шкурке зерна).
В новгородской статье сказано:
«Теперь вряд ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ…
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки…».
В Озерцах в 50-х годах в гумне стоял паровик – паровая машина на колесах, похожая на паровоз. Она использовалась для привода в движение самых разных механизмов в гумне и пилорамы снаружи здания. Для передачи движения здесь применялись длинные ременные передачи с огромными колесами. Паровик в деревню притащили военные, когда освободили Гдовский район весной 1944 года от немцев. Это была «бартерная» операция в обмен на лошадей, которые они забрали для нужд армии в колхозе.
Совершенствование и механизация сельскохозяйственных операций все более исключает ручной труд и технологические приемы. Города могут накормить крупные агропредприятия, оснащенные всеми необходимыми ресурсами. Время мелких хозяйств уходит. Однако тот старинный опыт может пригодиться в форс-мажорных обстоятельствах – крупные катастрофы глобального характера. Вот тогда может и пригодиться опыт выживания наших предков, когда вдруг не окажется нужной техники, складов, производств, транспорта. Когда вдруг еда перестанет появляться в магазине.
В деревне Озерцы, куда семья мамы и с другими семьями с хутора Белый были переселены в 1939 году, здания гумна и риги до войны были скотными дворами. В отдельном здании был телятник, а там, где после войны было гумно и пилорама, был скотный двор для взрослого стада коров. Свинарник был у озера там, где из него вытекала наша речка. Овчарни для овец были на дальнем конце деревни за часовней рядом с конюшней. Поэтому в районе лесопилки было поле без леса. Здесь был выгон для скота.
В моем в детстве в 50-х годах детей в деревне было много, особенно летом, когда сюда приезжали семьи из Питера с детьми в отпуск и на каникулы. Лучшим местом для наших игр у нас было здание риги, где был много разных помещений для пряток, а также огромный навал бревен для распиловки на пилораме. А еще нам нравилось кататься на тележках пилорамы по рельсам.
В начале 50-х, когда мне было года 3-4, я видел, как растапливали топку паровика. Вокруг суетилось много народа. Потом начинало крутиться его огромный шкив диаметром больше метра. Колесо начинало двигать широкие ремни и колеса, подвешенные на стенах. С колеса на стене ремень передавал вращение колесо пилорамы, стоящей под навесом на улице. Если нужно, то ремни надевали на приводное колесо веялки, льномялки или механического сита, или для вращения жерновов мельницы, когда нужна была мука.
В начале 60-х мой дядька Леня работал трактористом и на тракторе «Белорусь» он с деревенским умельцем Августом придумали, как заменить паровик. В тракторе из коробки передач вывели конец вала. На него насадили шкив под широкий ремень. Надевали ремень на этот шкив, заводили двигатель трактора на холостом ходу и шкив начинал вращаться и ремнями приводили в движение пилораму. Надо сказать, что в 1962 году в деревне еще не было электричества. Вот так народ находил решение проблем.
Гумно с ригой
Коллективизация привела к объединению и перестройке гумен из малых в большие. В послевоенные 50-70-е годы потребность в гумнах стала отпадать. Они либо заброшенные разрушались, либо разбирались на дрова, либо приспосабливались для других нужд, например, как сараи для хранения сена, соломы, как конюшни и прочего. Вместо гумен появились комбайны, значительно облегчающие крестьянский труд. Они косят, молотят, грузят зерно на автомашины, солому сбрасывают в большие кучи, которые можно скирдовать или отвозить в хранилища, те же сараи.
В сушильной камере делались балки и по ним из толстых жердей свободно укладывались колосники. На них-то и укладывали снопы для просушки. В стенах овина и риги под потолком прорубали небольшие оконца типа волоковых, которые затыкали ветошью и раскрывали после просушки партии снопов для выпуска дыма.
Со стороны гумна в сушильную камеру вела вторая небольшая дверца для загрузки и выгрузки снопов.
Помещение сушильни обычно делается значительно уже гумна. Оно может располагаться по продольной оси всего здания или быть смещено. Крыша на ней обычно выше, чем на гумне.
Теперь вряд-ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ.
Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.
При слаженной работе звучала своеобразная музыка, поскольку звуки выходили у каждого свои. Люди при этом часто разговаривали, иногда и пели.
Сейчас современная эстрадная музыка буквально заражена ударной ритмикой. Без нее она ничто. Это какая-то болезнь, эпидемия. Мне приходилось слушать музыку молотьбы и даже, иногда, участвовать в ней. Да поверит мне читатель, что современные эстрадные ударные ритмы ничто по сравнению с музыкой молотьбы. Они примитивны и даже убоги. Слушаешь их и хочется.
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки.
Увы, от этих оригинальных и остроумных сооружений ничего (!) не уцелело. Жаль.
Теперь конкретно о гумне с ригой из д.Горбухино. Оно в деревне было не одно. Заброшенные, как и другие хозяйственные и производственные постройки, оно выглядело еще хорошо. Состояло из трех частей: риги и двойного гумна. Задняя часть гумна пристроена была явно позднее, при коллективизации. При этом пожертвовали торцовой наружной стенкой старого гумна, выпилив ее и тем ослабив общую конструктивную жесткость и цельность. К тому же щеповая кровля на крыше пристроенной части прохудилась, стропила распирали стены, и в начале разборки эта часть неожиданно рухнула полностью. Впрочем, ее и не предполагалось перевозить. Пол в ней отсутствовал.
Гумно стояло за крестьянскими огородами. Музей приобрел его у колхоза для Витославлиц. Мужик, живший напротив его, прознав, видимо, про это, решил запастись дровишками, и стал разбирать некоторые части сушильни в риге. Устраивать с ним разбирательство было поздно. Бревна были уже перепилены, да и командировочное время было ограниченным.
Разборка и перевозка гумна проводилась в декабре 1981 годы (с21 по 29). Два дня были потрачены на дорогу туда и обратно. В работе участвовали, кроме автора, архитекторы Попов В.А., Ковалев А.А., прораб Малышев Ю.П. (короткое время), плотники Карташов А.А. (бригадир), Маляров Г.А., Финагин Б.М., Колосов М.П., Михайлов А.П. и Сидоров С.Н.
Дни стояли морозные. Жители жилье не давали. Колхоз отвел нам брошенное и совершенно промерзшее помещение правления колхоза в д.Кирва в 4-х километрах от Горбухина. К концу работы стены и пол отведенной рабочим обители удалось прогреть.
Для очистки дороги от снега и площадки для складирования материала пришлось нанимать местного бульдозериста.
Разработка проекта реставрации не вызывала затруднений. Все основные конструкции гумна и его риги сохранились. Утраченные или искаженные и переделанные части и детали легко восполнялись по уцелевшим остаткам, врубкам и деталям. Посложнее было с крышей. Но над ригой все ее конструкции уцелели. Над гумном врубок и отпечатков на стене и фронтоне риги было вполне достаточно. Кровля запроектирована драничная на основе тех колотых еловых досок, которые найдены на риге. Кстати, в деревне имеется несколько бань, амбаров и пелевен, где кровли до сих пор драничные. Их делали в послевоенные годы. Этот материал был самым распространенным по Новгородчине и в самом Новгороде. Ему уступали даже соломенные и тростниковые кровли.
Обмерные чертежи и проект реставрации выполняли те же три архитектора.
Место для гумна определено в северо-восточном секторе за будущей улицей и огородами. Строительные работы начаты с большим опозданием. Начиная с 1981-82гг. НСНРУ (Новгородское специальное научно-реставрационное управление) резко снизило темпы ремонтно-реставрационных работ в Витославлицах. В лучшем случае работают 3-5 плотников и то не более 3-х месяцев с перерывами. Порой работы вообще затихают, тем более что финансирования их почти нет.
Реставрация гумна началась лишь осенью 1985г. с закладки столбчатых фундаментов, после перевозки спустя почти 4 года. И шла очень медленно. Все операции выполнялись в соответствии с проектом, сопровождались надзором и руководством научного руководителя. И. до сих пор не закончены. Не доделана глинобитная печь, не завершено минимальное благоустройство у стен памятника и. не сделана постоянная драничная кровля. Постройка и посетители довольствуются. временной рубероидной, как и на двух житницах. Короче, памятник не введен в число действующих экспонатов уже более 15 лет. Такое положение ни объяснить, ни оправдать невозможно. Кто-то за это должен нести ответственность.
Часовня из Гари, житницы из Борихина и Лямцины, кузница из Спас-Пископца, гумно из Горбухина и не собранная еще изба из Усть-Кирвы обозначили основные контуры северо-восточного сектора. Нужно закончить реставрацию свезенных памятников и привезти предусмотренные проектом. Лишь в этом случае западная часть музея Витославлицы получит хоть не совсем полное, но завершение. В ином случае Новгороду не стоит гордиться, тем более хвастаться своим музеем народного деревянного зодчества.
Гумно
В искусстве гумно встречается в картине А. Г. Венецианова «Гумно» и произведении М. Ю. Лермонтова «Родина».
Содержание
Пословицы и поговорки
Примечания
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Гумно» в других словарях:
гумно — гумно, гумна, гумна, гумен, гумён, гумну, гумнам, гумно, гумна, гумном, гумнами, гумне, гумнах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
гумно — См … Словарь синонимов
гумно — диал. гувно, укр., блр. гумно, ст. слав. гоумьно ἅλως, болг. гумно, гувно, сербохорв. гумно, словен. gumno, чеш., слвц. humno, польск. gumno, в. луж. huno, н. луж. gumno. Древнее сложение из *gu (см. говядо, говно) и к. мять, мну, лит. minù,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
ГУМНО — ГУМНО, гумна, мн. гумна, гумён, гумнам, ср. Отгороженное место, где в особых постройках складывают сжатый хлеб. || Расчищенная площадка для молотьбы; то же, что ток. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГУМНО — ГУМНО, а, мн. гумна, гумен и гумён, гумнам, ср. Площадка для молотьбы сжатого хлеба, ток 3 (в 1 знач.). Свезти хлеб на г. Крытое г. | прил. гумённый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гумно — Гумно, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
гумно́ — гумно, а; мн. гумна, гумен, гумнам … Русское словесное ударение
Гумно — ср. 1. Площадка для молотьбы; ток. 2. Помещение, сарай для сжатого хлеба. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
гумно — а; мн. гумна, гумен и гумён, гумнам; ср. 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Крытая площадка для молотьбы; ток. ◁ Гуменце, а; мн. род. гуменцев и гуменец; ср. Уменьш. Гумённый, ая, ое. Г ые корма (с. х.; грубые корма отходы: солома, полова… … Энциклопедический словарь
гумно — іменник середнього роду тік діал … Орфографічний словник української мови
гумно — гумно, род. гумна; мн. гумна, род. гумен и гумён, дат. гумнам … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Гумно с ригой что это
Рига — постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна и обмолота снопов. Иногда ригой называют обычный сарай.
В деревнях они ставились на расстоянии «в 30 саженей» от домов, что примерно равно 80 м. Просушку и обмолот снопов крестьяне, как правило, оставляли на позднюю осень, и присутствие этих хозяйственных построек позволяло молотить хлеб даже в непогоду, когда дожди затягивались на несколько недель. Вместе с тем, иногда сушку и обмолот в риге начинали уже в августе, одновременно с уборкой первых хлебов. Так поступали, в основном, бедные крестьяне, у которых к тому времени уже не оставалось хлеба от прежнего урожая.
Также как бани и амбары, риги на протяжении веков не претерпели значительных изменений. Немецкий путешественник Адам Олеарий Эльшлегер, посетивший Россию в 1633–1639 гг., так описал эти постройки: «В каждом сельском имении имеются особо построенные сараи или дома, называемые у них ригами. В них хлеб, пока он в колосьях, накладывается на бревна над печью, вроде такой, как в пекарне, затем разводят огонь, и над подымающимся жаром зерно сушится. Часто бывает, что подобные риги сгорают вместе с хлебом».
Конструкционно, рига — это срубная постройка, значительной высоты, перекрытая двускатной крышей с большими свесами. Крышу крыли тесом или дранкой. Иногда устраивался навес над крыльцом. Риги не украшались причелинами и полотенцами, подобно домам и амбарам, но в прошлом на некоторых из них от конька свисала резная доска, которая первоначально служила оберегом. Дверь, в целях сохранения тепла, всегда делалась низенькой, она могла состоять из двух частей — верхней, значительно меньшей по размеру, и нижней. При этом во время топки открывали только верхнюю часть, которая служила для выхода дыма. Для этой же цели в одной из стен прорубалось волоковое окно.
Пол в ригах, также как и в амбарах, поднимался высоко над землей, во избежание сырости. Делался он из толстых тесин, плотно пригнанных друг к другу. Печь складывалась из дикого камня на глиняном растворе, ставилась она не у входа, как это было в банях, а напротив двери, на деревянном опечье. На высоте человеческого роста в стены врубались две балки–матицы, на которых размещались подвижные еловые жерди — «колосники», толщиной 7–10 см. Привезенные с поля снопы заносили в ригу и поднимали на колосники, ставя их колосками вверх, вплотную друг к другу, чтобы снопы не падали, но не слишком тесно, чтобы зерно сохло равномерно. При этом комлевую часть снопа разделяли надвое, чтобы он как бы «сидел верхом» на колоснике.
Приступая к просушке снопов, печь–каменку затапливали рано утром. «Теплили» (т.е. топили) ригу до позднего вечера, используя березовые или ольховые дрова. Топили очень осторожно, чтобы семена от перегрева не потеряли всхожесть (иногда семенное зерно сушили отдельно, при более низких температурах). Следили за топкой старшие члены семьи, детям эту работу не доверяли. Xодили в ригу очень часто, «поминутно». Едкий дым и сухой жар, который постепенно достигал температуры 90 градусов, уничтожали всех паразитов, надежно консервируя поверхность зерен. После завершения топки дверь и окно риги плотно закрывали, чтобы зерно досыхало. Дверь непременно запирали на замок, а то и не на один. Ночью хозяин часто ходил проведывать ригу — хлеб очень берегли. За ночь хлеб просыхал, и к утру начинался обмолот снопов. Молотили тут же в риге или на гумне, если таковое имелось (гумном называли место для обмолота, крытый ток). На работу надевали поношенную, «нежалимую» одежду. Молотили цепами – «пригузами». В молотьбе участвовали от трех до семи человек, из них 2–4 человека молотили, остальные поправляли снопы, убирали солому и пр.
Обмолоченное зерно веником сметалось в кучу. Далее следовало провеять его, чтобы отделить зерно от мякины и прочего мусора. Веяли чаще всего на улице, где для этого случая расстилали половики. Зерно бросали веяльной лопатой против ветра, при этом мякину относило в сторону, а зерно падало на половик. Если погода была дождливой, то могли работать прямо в риге. В этом случае зерно набирали в совок и бросали его «веером» об стену. Ость и мякина, как более легкие, падали ближе к веяльщику, а зерно — ближе к стене. Лучшее, самое тяжелое зерно, которое шло на семена, ложилось у самой стены. Обмолоченное и провеянное зерно ссыпали в мешки и отвозили на мельницу или в амбар, где оно и хранилось: то, что для еды, отдельно от посевного.
Строили риги трех типов: однокамерные (собственно рига), двухкамерные (рига с гумном), изредка встречались трехкамерные (рига–гумно–рига).
Однокамерная рига представляет собой квадратный или прямоугольный в плане сруб, который, в большинстве случаев, имеет значительную высоту. В риге с гумном, последнее составляло по площади две трети всего помещения. Крыша была двускатной безгвоздевой, опиралась на курицы и длинные выпуски бревен (придававшие особую художественную целостность всей постройке), имела тесовое или драночное покрытие. Риги не украшались резными досками типа причелин или полотенец (как, например, жилые постройки или амбары), но в прошлом на некоторых ригах от конька свисала резная доска, которая первоначально служила оберегом.
В риге всегда делалась невысокая дверь. Иногда она состояла из двух частей — верхней, значительно меньшей по размеру, и нижней. Во время топки открывалась только верхняя часть, которая служила для выхода дыма. Над дверью, на противоположной стене или одной из боковых стен также для выхода дыма прорубалось небольшое волоковое окно. Пол, делавшийся из толстых досок-тесин, во избежание сырости был высоко поднят над землей.
В углу, напротив двери, прямо на земле ставилась печь-каменка, сооружавшаяся, например, в Кижах из сланца (камня-плитняка), который в отличие от песчаника не рассыпался при длительном нагреве. Примерно на высоте человеческого роста в стену врубались два бревна-матицы, на которых размещались подвижные «колосники» — еловые жерди толщиной 7-10 см.
Последним этапом в обработке зерновых была их переработка на муку, крупу и толокно. Для этих целей служили мельницы. Принципиально они делились на два типа: водяные и ветряные. Главным в работе мельницы было приведение в движение мельничных жерновов, которыми, собственно, и размалывали зерно. Для этого, в первом случае использовалась энергия воды, а во втором – энергия ветра.
Обмолоченные «кубачья» — вновь связанные после обмолота снопы (они были больше по размерам) выносили из риги и складывали в высокие («пока руки хватают») скирды. Зимой солома использовалась на корм скоту.
Мякину и солому собирали в специальные корзины — «колосовые бураки», «колосники». Корзины делались из лучины, ручки из березовой вицы. Они отличались большими размерами — до двух метров в длину. Мякину от овса относили в сарай в особый закуток — так называемый «мякинник» или «пелушня».
С ригой было связано много поверий, примет, обычаев. Так, считалось, что в риге живет ригачник или ригачница, которых следует почитать. Во время «осенних праздников» в риге, по окончании работ (особенно в ненастную погоду) собиралась молодежь деревни. По воскресным дням молодые люди собирались на «пабедно» — гулянье, которое проводилось в риге или на гумне. Звучала музыка (гармонь, балалайка), молодежь танцевала кадрили. Для деревенской молодежи рига была своеобразным клубом — центром встреч и веселья.