Гуммиарабик в акварели для чего
Как использовать гуммиарабик для акварели?
О применении гуммиарабика раньше я только слышала. Впрочем, надо сказать, слышала совсем немного — а) что он есть в составе акварельных красок; б) что его делают из смолы тропических деревьев; в) что применение его позволяет каким-то неизвестным образом сделать цвета акварельных красок ярче; в) что он, кроме всего прочего, еще и пищевая добавка, хоть к теме это и никак не относится:) Но как гуммиарабик применять акварелисту? Пробуем изучить вопрос на практике путем экспериментов:).
Внятной инструкции в интернете о том, как правильно применять гуммиарабик для акварели, я, увы, не нашла. Точнее, находила разные рекомендации — но в них в большинстве случаев были лишь общие слова, выглядящие примерно так:
Использование гуммиарабика в качестве медиума для акварели уменьшает впитывание краски в бумагу и тем самым делает рисунок ярче. Добавляя гуммиарабик в раствор красок, мы увеличиваем их разносимость и замедляем время высыхания (цитата из статьи Дзен-блога магазина «Малевичъ»)
Попадалась информация, что гуммиарабик для акварели нужно разводить водой в пропорции 1:5, 1:10 — но какой вариант при применении гуммиарабика лучше. Производители этой добавки рассказывали о том, что может получиться вследствие использования гуммиарабика, но куда и как конкретно добавлять его при рисовании, в воду или в разведенную краску, — сколько его нужно добавлять для достижения того или иного эффекта и как рассчитать нужное количество гуммиарабика, если у тебя просто несколько капель воды на палитре — этих данных не было нигде. Поэтому пришлось экспериментировать на ходу:)
Привет, гуммиарабик!:)
Как уже говорила, нет возможности точно просчитать, сколько добавить для использования гуммиарабика в краску для получения того или иного прогнозируемого эффекта — так что для теста я просто решила покрыть часть бумаги раствором гуммиарабика и дать ему просохнуть. Таким образом, в краску попадет примерно одинаковое количество добавки.
Как ведет себя гуммиарабик для акварели на хлопковой бумаге
Поскольку тестировать применение гуммиарабика с акварелью я планировала на разных бумагах, начала со страничек скетчбука от фирмы Скетчстори — в них хлопок плотностью 250 г. Я рисую на них довольно часто, и поэтому решила, что если работа с применением гуммиарабика будет как-то отличаться, сразу это замечу.
Лист скетчбука я разделила на три части, одну часть покрыла раствором в пропорции 1:5, одну — 1:10, одну ничем не покрывала. Краски для тестирования — Белые Ночи от Невской Палитры.
В пропорции 1:5 раствор гуммиарабика был более вязкий, немного похож на апельсиновый сок по консистенции. Сох тоже чуть дольше первого раствора. Общее время высыхания листов с покрытием — ну, наверное, минут 5-10. Но это хлопковая бумага, для нее долгое просыхание — обычное дело. При нанесении раствора гуммиарабика для акварели лист бумаги ощутимо выгибается, больше, чем если бы я смачивала его водой — но потом все разглаживается.
У Royal Talens я нашла информацию о том, что можно использовать гуммиарабик в качестве маскировочной жидкости — поэтому в выкраски я добавила еще и промывку плоской кистью.
Вот такой результат использования гуммиарабика у меня получился.
Как видно, по сравнению с самой правой частью листа, где применялась только вода, самая левая, с предварительным применением гуммиарабика, действительно стала ярче — но не для всех красок. Из текущего набора увеличилась яркость у перилена фиолетового, кадмия красного светлого, и ультрамарина темного. Чуть ярче стала полоска с травяной зеленой. Средняя часть, где было покрытие раствором в пропорции 1:10, яркость особо не поменяла.
Зато результаты промывки плоской кистью при использовании гуммиарабика ощутимо разные. На самом правом участке, где ничего не применялось, акварель достаточно сильно впиталась в хлопок, и полностью смыть ее не получилось. На самом левом, где применяла гуммиарабик, промывка шла оочень легко, но все же вот прямо до чисто белой бумаги промыть слой краски не получилось — так что маскировочную жидкость в полном смысле у гуммиарабика в акварели здесь заменить не вышло.
Раствор 1:10 по итогам этого теста мне показался недостаточно насыщенным, и я увеличила насыщенность гуммиарабика в нем. Следующие тесты использования гуммиарабика — уже с более высокой концентрацией его в растворе, 2 части порошка на 5 частей воды.
Применение гуммиарабика на целлюлозе с хлопком
Образец бумаги для этого теста — от фирмы Палаццо, из альбома «Романтика старого дома». Ее плотность 280 г/кв.м, состоит на 70% из хлопкового волокна и имеет зернистую поверхность. Здесь я не разделяла линией часть с гуммиарабиком и часть без него, но разница между ними все равно заметна.
Вот результат применения гуммиарабика на этом образце.
Слева — более яркая часть с гуммиарабиком. Полоса промывки на ней также более светлая, но хочется обратить внимание вот еще на что. На левой части образца, с применением гуммиарабика, границы между цветными полосами четче, чем слева. Нанесенная поверх гуммиарабика, акварель становится более управляемой, она гуще и не растекается так бесконтрольно. И сами «расплывы» акварели, возникшие на границе цветных полос, на части без использования гуммиарабика — плавные и мягкие, а с ним — скорее похожи на протуберанцы. Это особенно заметно на границе фиолетовой и зеленой полос (оттенки фиолетовый хинакридон и майская зеленая). Умбра (третья полоса сверху) стала более гранулирующейся. Земля зеленая (самая верхняя полоса) практически никак не изменилась.
Использование гуммиарабика в акварели на целлюлозе
Из целлюлозной бумаги у меня были образцы от Potentate плотностью 300 г, Hahnemuhle (кусочек склейки «Britannia», также 300 г), и скетчбук от Малевичъ для акварели Waterfall «Nature», 200 г/м.
На целлюлозе покрытие раствором гуммиарабика для акварели добавляло заметный глянцевый эффект. Круглый листик — Potentate, прямоугольный — Hahnemuhle. Выгнутость бумаги была не такой заметной, как в случае с хлопком, но тоже давала себя знать.
На всех ниже приведенных выкрасках слева — часть с предварительным применением гуммиарабика на акварельной бумаге, справа — без него. Подбор разных цветовых полос абсолютно случаен:)
Вот такими в итоге получились выкраски акварели с гуммиарабиком на целлюлозной бумаге (акварель слева — с гуммиарабиком, акварель справа на образце — без него). В отличие от хлопка, я не заметила какой-либо ощутимой разницы в цветах на левой и правой стороне образцов. Единственное исключение по изменению цвета — полоса марса коричневого на бумаге Hahnemuhle (вторая снизу). Полосы промывки стали еще белее, и вот тут как раз, возможно, использование гуммиарабика в качестве маскировочной жидкости вполне уместно. А вот, используя скетчбук от Малевичъ, я бы, пожалуй, и вообще гуммиарабик в акварель не добавляла — без него, мне кажется, было лучше)
Бычья желчь и гуммиарабик: что это такое, зачем нужно и как использовать
Бычья желчь и гуммиарабик – это компоненты, которые придадут изюминку вашей работе или помогут достичь определенного эффекта, который вы воображаете. Без них работа могла бы сложиться иначе, они толкают на эксперименты.
С гуммиарабиком все мы знакомы, даже не зная об этом. Это традиционное связующее для акварельных красок, причем натурального происхождения. Художники пользовались им еще несколько веков назад, и не только при изготовлении красок. Это желтоватая и несколько плотная жидкость, которая в малых пропорциях прозрачна и не будет желтить работу даже через несколько лет или столетий (посмотрите на работы мастеров прошлого).
Бычья желчь увеличивает текучесть краски, а также более активно «растаскивает» пигмент по бумаге, взаимодействуя с водой и компонентами краски. Это особенно заметно с гранулирующими красками.
Как использовать бычью желчь?
Итак, посмотрим на них в действии. Единицей обозначены области, в которых использовалась смесь бычьей желчи и воды. В какой пропорции? Бычьей желчи много не нужно – несколько капель пипеткой из банки, перенесенные в небольшой флакон с водой (примерно 30 мл). Если захотите развести краску бычьей желчью, сделайте это на керамической палитре, не в самой краске. Даже в работе с раствором желчи лучше использовать синтетические кисти, либо не ваши любимые: со временем ворс высыхает и может ломаться под воздействием компонентов желчи.
Бычья желчь, как я уже писала ранее, хорошо «разгоняет» пигменты и лучше показывает свои способности на фактурных листах бумаги. Бычья желчь по сухой бумаге равномерно распределяет пигмент по листу, образуя небольшие пятна (верхний левый круг). Если в такой круг ввести пятна краски («мокрым-по-мокрому»), получится эффект, как на следующем круге, − в виде расплывающихся звезд с нечетким контуром. Третий круг: если бумагу сперва намочить раствором, подождать немного и добавить краску, получатся более выделенные тональные переходы. Это же видно и в голубоватой волне ниже.
После высыхания бычья желчь никак не проявляет себя, на нее можно спокойно накладывать новые слои краски, а также использовать сверху линеры или ручки.
Как использовать гуммиарабик?
Так же, как и бычью желчь, гуммиарабик не нужно брать прямо из банки – лучше накапайте пипеткой на керамическую палитру (1 мл) и смешивайте краску там. При высыхании у гуммиарабика появляется блеск, но только в том случае, если вы переборщили или специально добивались блеска. Гуммиарабик делает акварель прозрачнее, увеличивает время ее высыхания, что важно при работе с большими участками фона, особенно когда его перекрывают другие изображения, когда он не сплошной.
На первых двух кругах примера с номером 2 показано растяжение краски по сухой бумаге. На следующих двух кругах, в правом углу, показано введение краски в смоченный ранее лист с использованием небольшого количества гуммиарабика. В последнем круге образуются характерные звезды с более четкими краями, этот эффект получается потому, что гуммиарабик, словно мед, тормозит расползание пигмента по бумаге.
Если чистый гуммиарабик наложить на бумагу толстым слоем и дать ему просохнуть пару дней, а затем свернуть и согнуть бумагу, получится желтоватый лист с кракелюрами – это хорошая техника состаривания бумаги. Рисовать сверху в этом случае не надо – гуммиарабик растворится.
Помимо всего этого есть особенность, которой вот уже многие века пользуются художники. Гуммиарабик используется в качестве маскирующей жидкости. Он не портит кисти (даже ухаживает за ними), контуры при смывании его с листа получаются мягкими, не режут взгляд, как бывает с синтетическими латексными и прочими масками. Важно наносить чистый гуммиарабик и дать ему полностью высохнуть. Можете нанести в два слоя с промежуточной сушкой; видите, что поверхность блестит и нелипкая на ощупь − можно приступать к рисованию акварелью.
Гуммиарабик в акварельной живописи. Эксперимент!
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу вас познакомить с еще одним материалом для акварельной живописи – гуммиарабиком.
Гуммиарабик – прозрачная масса, которую выделяют различные виды акаций. Спектр его применения довольно широк: в производстве начинки для конфет, йогуртов, газировки для уменьшения образования пены и засахаривания; в промышленности как клеящее вещество и для создания кракелюр (трещин) в декораторских целях.
Но сегодня я вам расскажу о применении гуммиарабика при рисовании акварелью.
Когда я пристрастилась к акварели, меня стали интересовать разные необычные материалы для создания интересных эффектов, такие как радужный медиум, акварель “металлик” и конечно гуммиарабик. Информации в интернете о них к сожалению крайне мало.
Поэтому я, не долго думая, решила провести свой эксперимент 🙂 Лучше уж самой выяснить для чего он лучше всего подходит и не слушать никого!
Для тех, кто не знает – акварель – это клеевые краски, в которых в роли связующего используется как раз гуммиарабик. Поэтому если варьировать его количество, то и свойства красок изменятся.
1. Повышает ли он яркость красок?
Первым делом решила проверить делает ли он акварель ярче, насыщеннее… Помню кто-то писал, что если темные цвета кажутся недостаточно темными в них можно добавить немного … и тогда они станут ярче!
Я взяла темную зеленую и рисовала ей в разных условиях – с применением гуммиарабика и без. Вот что получилось:
без применения гуммиарабика | акварель по мокрому гуммиарабику | 1/3 гуммиарабика + 2/3 воды |
Честно говоря, повышения яркости не заметила – это миф!
2. Замедляет ли он высыхание акварели?
В какой-то момент я поняла, что мне нравятся эффекты, которые получаются при работе по сырой бумаге. Только вот бумага очень быстро сохнет…
Тогда я еще не знала о том, что можно под мокрую бумагу положить смоченную ткань и искала средство для замедления высыхания – наткнулась на информацию о гуммиарабике.
просто по-сырому | на чистом гуммиарабике | 1/4 гуммиарабика + 3/4 воды |
Мне кажется, для замедления высыхания использовать можно, но можно и без него – просто положить бумагу на мокрую ткань 😉
3. Размывается ли он водой?
Где-то прочла, что после применения гуммиарабика нельзя накладывать еще слои краски – он сильно размывается. Решила проверить.
Первые два образца: пыталась смыть обычную акварель водой. Третий и четвертый образец: краска с гуммиарабиком отмылась до белой бумаги.
Так что тут и правда нужно быть осторожным – еще один слой краски может размыть предыдущий!
4. Гуммиарабик улучшает нанесение краски на жирную бумагу!
Может быть, вы когда-нибудь рисовали по загрязненной бумаге – в местах, где на ней остался жир от пальцев краска не ложится.
Конечно, такое случается крайне редко, но очень неприятно найти такой замасленный участок в середине работы!
Как видите после нанесения гуммиарабика (мазок справа) краска легла хорошо. Можно применять 🙂
Ну и последний тест!
5. По гуммиарабику краска меньше расплывается чем по-сырому?
Вы можете возразить: если хочешь чтобы краска не расплывалась – рисуй по-сухому. Однако это хорошо, когда вам нужны четкие мазки. А если нужно нарисовать например отражение от дерева в луже, нужно чтобы мазки расплывались, но не сильно растекались, как по-сырому.
Что ж, действительно гуммиарабик помог. Сверху мазки тонкой кистью по сыроватой бумаге, снизу – по гуммиарабику.
Таким образом гуммиарабик:
Нужен ли он решать только вам! Мне скорее нет, потому как жирная бумага попадалась мне только один раз 🙂
При выборе акварели вы можете найти информацию о том, что связующим в той или иной линейке является натуральный гуммиарабик.
Этот компонент способствует равномерному распределению пигмента по рабочей поверхности и (что самое главное) сцепляет пигмент с бумагой.
⠀
ГУММИАРАБИК (лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) — твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций.
Изначально гуммиарабик собирался из Acacia nilotica, в настоящее время добывается в основном из двух родственных видов, а именно Acacia senegal и Vachellia (Acacia) seyal.
Смола собирается в коммерческих объемах с диких деревьев в основном в Судане (80%) и на всей территории Африки от Сенегала до Сомали.
Другое название смолы акации — растворимая камедь.
⠀
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
растворимся камедь является пищевой добавкой и имеет код Е414.
⠀
В ЖИВОПИСИ
гуммиарабик используют не одно столетие. Это вещество прекрасно растворяемся в дистиллированной воде.
В красках используют раствор гуммиарабик 1:4.
⠀
Пигмент находится в камеди в виде тонкой суспензии, в результате чего образуется акварельная краска.
Вода действует как разбавитель и помогает переносить краску на бумагу.
Использование гуммиарабика в качестве медиума для акварели
уменьшает впитывание краски в бумагу и тем самым делает рисунок ярче.
Добавляя гуммиарабик в раствор красок мы увеличиваем их разносимость и замедляем время высыхания.
Эти свойства очень помогают при работе по-сырому.
⠀
Акварельные и гуашевые краски общего назначения (НЕпрофессиональные линейки) производят на более дешёвом связующем — декстрине (крахмал) и т.п.
⠀
Это была основная информация о самом важном компоненте связующего акварельных красок.
⠀
ДОСТАВКА ПО РОССИИ ОТ 150 рублей
Акварель как рисовать, все о бумаге, фиксативе
Акварель. Как рисовать акварелью
СОДЕРЖАНИЕ:
Бумага для акварели
Гуммиарабик был превосходен для акварели
Зачем фиксировать акварели?
Акварель на саркоколле
Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Все работы, выполненные красками, растертыми с гуммиарабиком, могут разрушаться от одних и тех же причин и требуют одинаковых забот для их сохранения. Поэтому обо всем этом мы скажем в настоящей главе, посвященной акварели вообще.
БУМАГА
Бумага должна быть проклеена равномерно во всей своей массе, а не только с поверхности; в противном случае после продолжительной работы верхний слой износится и обнажит следующий слой — непроклеенный, с неравномерной пористостью, что может вызвать при работе образование пятен.
Бумага должна быть сухой не только тогда, когда художник приступает к работе, но ее следует всячески оберегать от влаги в процессе изготовления, так как иначе клей начинает загнивать — он разлагается и делает бумагу негодной182. Фабриканты-англичане, которым неизвестно почему принадлежит монополия снабжения всеми материалами акварели, посылают громадное количество бумаги во Францию и из-за экономии везут ее водой до самого Парижа. Во время перевозки бумага многие недели находится в трюмах судов; после выгрузки она попадает на склады комиссионеров-оптовиков, у которых лежит грудами на полу и в подвалах до тех пор, пока не распродается мелким торговцам. Здесь она, наконец, просохнет, но. она уже испорчена.
Самим делать бумагу, конечно, невозможно, но общества художников могли бы организовать получение бумаги от фабрикантов при лучших условиях перевозки. Пока этого нет, единственное средство иметь доброкаявственную бумагу — это внимательно и с осторожностью выбирать ее. Купив лист, другой, и испробовав их, следует запастись бумагой, оказавшейся годной. Сохраняемая в сухом месте при ровной температуре бумага не портится и делается даже лучше.
Все жалобы и претензии к торговцам, комиссионерам и фабрикантам даже со стороны художников с именем не достигают цели; эти господа обращают на них внимания не больше, чем живодеры на крик ягнят.
КАМЕДИ (ГУММИ)
Акварельные краски растираются на воде с гуммиарабиком, качество которого не безразлично. В свое время гуммиарабик был превосходен для акварели, но, к несчастью, его больше не употребляют по очень простой причине: его больше не существует.
Не говоря уже о фальсификациях, теперешний гумми, привозимый из Аравии, уже не тот. Получаемый на родине из тех же сортов акаций, растущих в Сенегале, но при изменившихся условиях климата, он в значительной мере утратил свои достоинства. Полагают, что аравийский гумми обязан своими качествами тому жаркому солнцу, при котором он долго оставался на ветвях дерева. Акации же могли выносить жару только потому, что корни их омывались подземными ключами. В настоящее время ключи эти высохли, и акации исчезают. О том, что сильная жара необходима для получения гумми высокого качества, свидетельствует следующее: теперешний сенегальский гумми, подвергнутый действию высокой температуры в сушильном шкафу, приближается по своим свойствам к старинному гуммиарабику. Употребляемый теперь гуммиарабик именно такого происхождения, т. е. представляет собой гумми, привезенный из Сенегала и других мест и подвергшийся вышеуказанной обработке.
В продаже имеются, конечно, различные сорта, в том числе и фальсификации, и даже такой гумми, который счастливо избежал утомительной перевозки из Аравии: приготовляют пасту из декстрина, желатины и т. п. с водой, затем пропускают через сито, и в результате получается вид „слезок» настоящего гуммиарабика; остается подождать только, пока „слезки» засохнут, и истолочь их, — чем он, этот гумми, не арабский?
Акварельные краски должны быть настолько нерастворимы, чтобы можно было при работе накладывать второй тон на первый, не рискуя размыть его, и в то же время, чтобы их можно было бы снова развести водой на палитре. Этого нельзя достигнуть у всех красок с одним и тем же гуммиарабиком. Почти во все краски вводится гумми, выдержанный в сушильном шкафу, так как после выдержки он хорошо разводится водой. Но для некоторых красок предпочтительнее натуральный сенегальский гумми, а для иных, как, например, для изумрудной зеленой, берут декстрин
Пигменты для акварели те же, что и для масляных красок, и к выбору их следует относиться с той же заботливостью и предусмотрительностью в отношении их чистоты
В акварельных красках, имеющихся в продаже, конечно, немало дефектов и один из главных — неодинаковое содержание связующего вещества (камеди), что делает такую акварель неудобной для подмалевок.
Чтобы достигнуть равномерного распределения камеди, нужно проверять краски во время растирания и добавлять камедь до тех пор, пока высохшая краска будет того же тона, что и до высыхания.
В угоду художникам, предпочитающим краски более мягкие, в плитках, производители добавляют в них мед, глицерин и сахар, что далеко небезопасно. Все эти вещества впитывают влагу, при избытке которой краски размягчаются и поэтому акварели, лежащие в одной и той же папке, часто склеиваются друг с другом. Однако сахар притягивает не только влагу, но и мух. Порча, которую они делают, непоправима; всюду на свеженанесенных красках они оставляют следы своего хоботка, напоминающие как бы легкие прикосновения микропористой губки. Мы видели женскую головку, необычайно тонко написанную, которая после нашествия имела вид обезображенной оспой
Нередко, чтобы облегчить выполнение работы, особенно на больших участках (например, написанное небо), встречается необходимость задержать слишком быстрое высыхание, и поэтому нужно поддерживать бумагу во влажном виде, для чего можно прибавлять в воду очень немного глицерина, пользоваться раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко. Средства эти эффективны, но небезопасны, так как замедление высыхания обуславливается их гигроскопичностью, а это делает акварели подобными барометру.
В акварельной живописи слои краски прекрасно скрепляются друг с другом, так как положенный верхний слой, будучи влажным, слегка растворяет нижний и образует с ним прочное соединение на клее. С этой стороны, следовательно, никаких забот и предосторожностей не понадобится; посоветуем только не злоупотреблять излишней густотой письма. Если придется, работая с белилами, положить светлый тон по темному, то лучше избежать густого слоя белил и, смыв прежний тон, уже по смытому (хотя и грязноватому) писать краской с белилами.
В самой акварели нет ничего, что могло бы повести к ее разрушению, но на нее могут влиять воздух, вода и пр.; для защиты от всех этих случайностей и заботясь о прочности акварели, ее следует фиксировать.
ФИКСАТИВ
Фиксатив этот, глубоко проникая в бумагу, покрывает камеди и красящие пигменты как бы цементом,— бесцветным, прозрачным и крепким, как стекло, неплесневеющим и совершенно влагонепроницаемым; кислоты его не разрушают, а пигменты, разрушающиеся от действия газов, присутствующих в воздухе, при защите фиксативом приобретают прочность. Помимо того, что фиксатив парализует действие указанных двух причин гибели акварелей — влаги и сухости — он устраняет и другие вредные влияния: бумага на воздухе со временем желтеет, а пыль и копоть забираются даже и под стекло, что не может случиться, если акварель покрыта фиксативом. В случае загрязнения достаточно легкой промывки с помощью мягкой губки, воды и мыла, чтобы вернуть акварели прежний вид и свежесть. Вот услуги, которые оказывает фиксатив любителю, ревниво оберегающему свои сокровища-акварели. Для художника же, который из скромности не думает о долговечности своих произведений, фиксатив может облегчить самый процесс работы. Можно покрыть фиксативом всю акварель или часть ее, чтобы делать поправки сверху, подряд несколько раз, во время работы; можно с помощью жидкости для растворения фиксатива снять фиксатив с акварели целиком или только с какой-нибудь ее части, требующей поправок, и получить акварель в том виде, в каком она была до покрытия фиксативом. В случае, если краска не ложится по зафиксированному участку, достаточно это место смочить с помощью кисти жидкостью для растворения фиксатива и подождать, пока он испарится, — после этого уже краска легко ложится.
Кроме всего этого, с помощью фиксатива легко обнаружить краски, которые нужно выбросить с палитры. Сделав на бумаге пробные мазки всех применяемых красок, их покрывают фиксативом или просто жидкостью для растворения фиксатива; при этом тотчас же растворяются все краски, содержащие несветостойкие анилиновые красители и гуммигута.
АКВАРЕЛЬ, ФИКСИРУЕМАЯ ОГНЕМ
В главе о стенной живописи мы говорили уже об этом способе, который применим и к акварели.
Пользоваться им можно, работая по бумаге, дереву, материи и вообще во всех тех случаях, когда материал может выдержать требуемую для фиксирования температуру нагрева от 120 до 150°. Краски в тюбиках186 сохраняются бесконечно долго и месяцами остаются на палитре невысохшими. Если хотят работать долго по сырому, их разводят водой или смесью воды пополам с глицерином. Когда их оставляют высыхать на бумаге, они приобретают вид пастели, но их можно снова смочить водой из пульверизатора и после фиксирования путем нагрева они производят впечатление мокрых. Фиксирование производится при помощи спиртовой лампы, снабженной изогнутой трубкой с отверстием; этой лампой водят перед живописью
Когда краска под влиянием нагрева примет блестящий вид, ей дают остыть и затем обильно моют водой, чтобы удалить глицерин. Мыть можно прямо под краном или же губкой так, чтобы вода стекала вниз в вертикальном направлении; если же акварель не велика, то просто помещают ее в ведро с водой.
После этого живопись должна хорошо просохнуть; сушку можно ускорить, поместив на значительном расстоянии от акварели лампу. Когда влага совершенно испарится, лампу приближают, и акварель, сделавшаяся было белесоватой, под влиянием нагревания снова примет свой первоначальный вид; в таком случае фиксирование окончено.
После этого продолжайте писать, не боясь ничего размыть. Можно даже производить промывку губкой, как у масляной живописи; не забывайте, конечно, при этом, что имеете дело с бумагой, и поэтому не нажимайте слишком сильно.
В эту живопись можно вводить воск, растворенный в глицерине с помощью нашатырного спирта (см. стр. 185); раствор этот сохраняется великолепно в бутылке и добавляется к краскам во время работы, но лучше, если слой его нанести до живописи. Начав писать с воском, не следует забывать пользоваться им при новом прописывании, так как расплавленный при фиксировании воск препятствует сцеплению с новым слоем краски, чего не случается, если воск введен и в последующий слой.
Этот способ, безусловно, требует от работающего известной практики, в особенности для умелого обращения со спиртовой лампой, но зато после навыка он становится очень легким по выполнению и в результате дает акварели необыкновенной прочности, по внешнему виду представляющие собой что-то среднее между пастелью и акварелью. Желательно для светов оставлять чистую бумагу, чтобы не быть вынужденным прибегать к корпусному наложению белил (белила должны быть цинковыми, так как ни свинцовые белила, ни мел не выдерживают высокой температуры фиксирования). Исполненные этим приемом акварели (без воска) можно покрыть легким яичным лаком (1е уегшз а ГоеиГ)188, а сверху лаком-ретуше, или фиксативом, или же лаком для живописи; наконец, можно лакировать шеллаком, растворенным в воде с помощью буры
Если же акварель писана с воском, то достаточно покрыть ее слоем воска, растворенного в глицерине, и подогреть лампой; воск расплавится, а глицерин выделится на поверхности в виде капель росы, которые устраняют легкой промывкой. Вторичный нагрев распределит воск более равномерно по поверхности.
Если приходится работать по материалам, имеющим окраску (например, по дереву, картону и т. п.), полезно сделать белую грунтовку. Для этого надо взять цинковые белила на воде (без глицерина) и тщательно нанести их кистью, что делает излишним мытье и двойное подогревание основы. Когда грунт высохнет и сделается мучнистым, как пастель, довольно одного подогревания, чтобы закрепить его
Если во время работы понадобится изменить некоторые места, уже фиксированные, и получить вновь белую поверхность, не прибегая к белилам, следует такие места протереть льняной тряпкой, смоченной жидкостью, растворяющей акварельный фиксатив, и потом промыть водой. Затем уже можно возобновить грунтовку слоем цинковых белил с водой, как это делалось вначале. На бумаге это, конечно, излишне, так как после одного промывания жидкостью, растворяющей фиксатив, бумага обнажается.
К этим краскам может быть добавлен гуммиарабик, но тогда при растирании красок надо уменьшить количество глицерина. В таком виде краски разводятся чистой водой и употребление их такое же, как простых акварельных; после подогревания их не нужно мыть водой, так как глицерина в них содержится слишком мало. Эти краски, фиксированные путем нагрева, гораздо более непроницаемы, чем обыкновенные акварельные, но все же не вполне, так как содержат немного гуммиарабика. Для большего укрепления их можно покрыть фиксативом, но делать это надо очень быстро, так как фиксатив может растворить другие связующие вещества, присутствующие вместе с гуммиарабиком в красках.
АКВАРЕЛЬ НА САРКОКОЛЛЕ
Саркоколл — камедь-смола, растворимая в воде и спирте. Мы пробовали иногда пользоваться им в качестве связующего вещества для акварельных красок. Камедь эта была известна еще в античную эпоху, особенно в Италии. Плиний говорил о ней, как о веществе, очень полезном для художников и хирургов, употреблявших ее для пропитки бинтов, накладываемых на раны, на что указывает и само название ее
В аптечном обиходе ее заменил липкий пластырь, а художники вот уже несколько веков забыли о ней, так что теперь почти невозможно найти ее в продаже. Тем не менее раздобыть саркоколл можно, природа поставляет его в изобилии.
Камедь эту необходимо подвергать обработке для обесцвечивания и извлечения той части ее, которая пригодна для акварели и называется сарко-коллином.
Саркоколлин, заменяющий в акварели гуммиарабик, сообщает краскам поразительные блеск и интенсивность. Сверх того, краски, тертые на саркоколлине, не так легко размываются кистью, как с гуммиарабиком, что позволяет делать лессировки по гуаши и значительно облегчает наложение одного тона на другой. Недостатком этих красок является то, что, засохнув на палитре, они почти не растворяются; связующая способность камеди так велика, что она, высыхая, отдирает эмаль акварельных ящиков до белой жести; поэтому сохранять краски следует влажными в небольших стеклянных широкогорлых флаконах, прибавляя время от времени смесь воды со спиртом. Наличие спирта задерживает ферментацию. Брать краски приходится кончиком ножа.
Разводя краски водой со спиртом, взятых в разных соотношениях, и даже чистым спиртом, можно варьировать быстроту высыхания, что иногда бывает очень удобно. Надо ли говорить, какое удобство представляет быстро высыхающая акварель в тех случаях, когда приходится работать по более или менее непроницаемым основам, на которых краски, разведенные чистой водой, имеют тенденцию к растеканию и смешиванию друг с другом.
Краски на саркоколлине, разбавленные спиртом, имеют еще то преимущество, что они очень хорошо ложатся по жирным поверхностям, а это позволяет писать акварелью по масляной живописи, что иногда также может быть очень заманчиво. Это способ очень быстрый и позволяет достигнуть исключительно сильных эффектов.
Очень удобна такая живопись при отделке стен жилых помещений, где не хотят пользоваться масляными красками. Законченную роспись можно покрыть лаком или воском, в зависимости от того, какую живопись хотят получить — блестящую или матовую. Этот род акварели не следует покрывать фиксативом, так как последний содержит спирт, растворяющий саркоколлин.
Еще одно замечание акварелистам, имеющим дурную привычку брать кисть в рот: саркоколлин на вкус очень горек, вроде алоэ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая эту книгу, нужно сказать, что, приступая к ней, мы были далеки от претензий делать указания художникам, знающим столько же, сколько и мы, и не имели в виду давать уроки живописи любителям, которые нуждаются в советах мастера; наша цель значительно скромнее и ограничивается только попыткой разрушить предрассудки и установившиеся дурные привычки, а также сообщить художникам необходимые сведения для того, чтобы получать наилучшие результат при помощи средств, которыми они располагают, выбирать прочные материалы и пользоваться ими так, чтобы произведения их насколько возможно дольше оставались такими, какими они вышли из-под кисти. Надежда, что эта книга будет полезна тому, кто ее прочтет, весьма естественна, но нас не покидает вера и в то, что она сослужит службу даже для тех, кто ее не будет читать.
Благосклонный прием, оказанный учениками Школы изящных искусств курсу лекций о средствах живописи, и та внимательность, с которой они были прослушаны, убеждают, что эти вопросы для них не безразличны; а наши ученики — это будущее!
Вкус к знанию возрастает по мере изучения, и это служит залогом того, что уроки прошлого не пройдут бесследно для нового поколения и оно, быть может, займется поисками утерянных традиций.
Плохое изготовление художественных материалов — факт установленный, и мысль об урегулировании этого вопроса, которым вчера вовсе не интересовались, сегодня занимает и объединяет всех. Всюду чувствуются признаки реакции против невежества, и мы наблюдаем эволюцию психологии. Художник сможет не краснеть, если его заподозрят в знании своего ремесла, и не станет бравировать заявлением: „я не интересуюсь совершенно тем, что сделается с моими картинами, после того как они проданы», — это покажется таким же смешным, как безразличное отношение архитектора к прочности порученной ему постройки. Пора положить этому конец, и так уже слишком долгое время господствует эта школа невежества и фантазерства.
Путь, проложенный старыми мастерами великого прошлого, — благодарный пример для подражания. Рубенс—один из наиболее эрудированных людей своего времени, Ван-Дейк — выдающийся химик, Леонардо да Винчи — инженер и математик, Микельанджело — живописец, скульптор, архитектор и поэт, и многие другие — яркое доказательство того, что знание не вредит гению. Будем надеяться, что наука и живопись, столько времени разъединенные, побратаются прочно в будущем, как это было в прошлом, и в этом будет заключаться самая большая награда за наш труд.