Гуманитарный класс и математический в чем разница
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Гуманитарий или математик: как определить склад ума у ребенка
Зачем нужно определять склонности детей к разным наукам? По каким признакам определяют “гуманитариев” и “технарей”? Можно ли разобраться в этом самостоятельно и как это поможет в воспитании? Даем ответы на эти интересные вопросы.
Способ познания действительности
Гуманитарии: пропускают через себя все эмоции и ищут решение, опираясь на чувства. Когда ребенок будет читать сказку про трех поросят, он обязательно будет переживать за то, что теперь герои остались без домиков, им грустно, потому что негде жить.
Аналитики: опираются на логическое обоснование. Трех поросят, конечно, жалко, но есть вопросы и поважнее: неужели они не знали, что соломенный домик рухнет? Где теперь они будут жить? А почему кирпичный домик не разрушился?
Способ познания действительности
Гуманитарии: опираются на готовые знания. Это те детки, которые всегда узнают правила игры, прежде чем начать играть в нее, и редко от них отступают. Им интересно узнавать, что и как работает, но они “верят на слово” и не пытаются проверить истинность информации.
Аналитики: не принимают вторую точку зрения. Поэтому у них наблюдается бОльшая склонность к точным наукам: им легко запомнить, что 2х2 всегда 4, а вот почему запятая иногда ставится, а иногда не ставится перед определенными словами, им понять бывает сложновато.
Гуманитарии: наглядно-образное. Развитое воображение и способность легко и детализированно представлять разные предметы и ситуации дают таким людям возможность решить проблему, что называется, в уме. С помощью этого типа мышления дети с гуманитарным складом ума домысливают логические цепочки и могут выводить из известных данных новые, порой в очень оригинальных сочетаниях.
Аналитики: абстрактно-логический. Дети с таким типом мышления мыслят абстрактно, категориями, обобщая известную информацию и не вдаваясь в детали. При этом логические цепочки они выстраивают на основе точно известных данных.
Предпочтения в науках
Гуманитарии: гуманитарные, творческие, требующие “полета мысли”.
Аналитики: естественные и технические, требующие точности.
Ты гуманитарий или математик?
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Я в седьмом классе, и пойду на гуманитарий 🙂
Я в седьмом классе, и пойду на гуманитарий 🙂
В конце 4 класса мне приходилось решать куда я хочу и я захотела в математический, но из за четвёрка по математике меня не приняли поэтому я в гуманитарном классе
В конце 4 класса мне приходилось решать куда я хочу и я захотела в математический, но из за четвёрка по математике меня не приняли поэтому я в гуманитарном классе
Блин я актив подняла 🙂
Блин я актив подняла 🙂
У нас не разделяют классы по гуманитарным и математическим, только в 10-11 классах, но сама я гуманитарий.
У нас не разделяют классы по гуманитарным и математическим, только в 10-11 классах, но сама я гуманитарий.
У нас классы разделяют в 10 классе, и я решила, что пойду в хим-био.
А так я больше математик, чем гуманитарий.
У нас классы разделяют в 10 классе, и я решила, что пойду в хим-био.
А так я больше математик, чем гуманитарий.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Понятия не имею, будут ли разделять нас с 10-го класса, но я и не пойду в него.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Понятия не имею, будут ли разделять нас с 10-го класса, но я и не пойду в него.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
у нас будут разделять в 10-ом классе, но неизвестно одно: пойду ли я после девятого в колледж/техникум/училище?
ибо сейчас я не могу определиться с выбором профессии.
а так хочу в гуманитарный класс ибо математика мне не под силу.
у нас будут разделять в 10-ом классе, но неизвестно одно: пойду ли я после девятого в колледж/техникум/училище?
ибо сейчас я не могу определиться с выбором профессии.
а так хочу в гуманитарный класс ибо математика мне не под силу.
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
Вся моя жизнь оказалась ложью.
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
Вся моя жизнь оказалась ложью.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас вообще такого разделения нет
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас вообще такого разделения нет
я гуманитарий, хоть и учусь в математическом классе, абсолютно не шаря за математику. определили туда благодаря «хорошим результатам по двум предметам», а мне и все равно. как-то вытянусь, надеюсь.
я гуманитарий, хоть и учусь в математическом классе, абсолютно не шаря за математику. определили туда благодаря «хорошим результатам по двум предметам», а мне и все равно. как-то вытянусь, надеюсь.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас не разделяют классы, но больше я склоняюсь к гуманитарному
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас не разделяют классы, но больше я склоняюсь к гуманитарному
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
Математическое и гуманитарное: преодоление барьера
Владимир Андреевич Успенский,
доктор физико-математических наук,
заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ
«Химия и жизнь» №4, 2010
Зачем мне учить математику, если я собираюсь быть юристом или искусствоведом, а калькулятор всегда со мной? Такие вопросы все чаще задают юноши, обдумывающие житье. Если бы они только знали, как им нужна математика! Да не только им — любому из нас. Почему? Об этом рассуждает известный математик и лингвист Владимир Андреевич Успенский, ученик блистательного Андрея Николаевича Колмогорова, профессор, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Как преодолеть барьеры между гуманитариями и математиками, говорящими на разных языках, чем математика может помочь гуманитарным наукам и почему она остается неотъемлемой частью духовной культуры? Ответы на эти вопросы В. А. Успенский дает в своей прекрасной книге «Апология математики», умной, доброжелательной, интересной. Книга выпущена издательством «Амфора» в 2009 году. Вы можете поискать ее в книжных магазинах или купить через Интернет. С разрешения автора мы публикуем фрагменты одной главы в надежде, что каждый наш читатель захочет познакомиться с этой книгой целиком.
Никто не знает, сохранят ли грядущие века и тысячелетия сегодняшнее деление наук на естественные и гуманитарные. Но даже и сегодня безоговорочное отнесение математики к естественным наукам вызывает серьезные возражения. Ее родство с естественными науками, прежде всего — с физикой, очевидно, и нередко приходится слышать, что математика является частью физики, поскольку описывает свойства внешнего, физического мира. Но с тем же успехом ее можно считать частью психологии, поскольку изучаемые в ней абстракции суть явления нашего мышления, а значит, должны проходить по ведомству психологии. Не менее очевидна и логическая, приближающаяся к философской, природа математики. Скажем, знаменитую теорему Гёделя о неполноте, гласящую, что какие бы способы доказывания ни установить, всегда найдется истинное, но не доказуемое утверждение — причем даже среди утверждений о натуральных числах, — эту теорему можно считать теоремой теории познания.
В 1950-х годах по возращении с индийских научных конференций московские коллеги-математики с изумлением рассказывали мне, что в Индии математику — при стандартном разделении наук на естественные и гуманитарные — относят к наукам гуманитарным. И на этих конференциях математикам приходилось сидеть не рядом с физиками, как они привыкли, а с искусствоведами. К великому сожалению, у людей гуманитарно ориентированных математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение. Неуклюжее (и по содержанию, и по форме) преподавание математики в средней школе немало тому способствует.
Лет сорок назад было модно подчеркивать разницу между так называемыми физиками (к коим относили и математиков) и так называемыми лириками (к коим причисляли всех гуманитариев). Терминология эта вошла тогда в моду с легкой руки поэта Бориса Слуцкого, провозгласившего с 1959 году в стихотворении «Физики и лирики»:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Однако само противопоставление условных физиков условным лирикам вовсе не было вечным. По преданию, на воротах знаменитой Академии Платона была надпись: «Негеометр (нематематик. — В.У.) да не войдет сюда!» С другой стороны, самое математику можно называть младшей сестрой гуманитарной дисциплины юриспруденции, ведь именно в юридической практике Древней Греции, в дебатах на народных собраниях, впервые возникло и шлифовалось понятие доказательства.
Можно ли и нужно ли уничтожать ставшие, увы, традиционными (хотя, как мы видим, и не столь древние!) границы между гуманитарными, естественными и математическими науками, об этом я не берусь судить. Но вот разрушать барьеры между представителями этих наук, между лириками и физиками, между гуманитариями и математиками — это выглядит и привлекательным, и осуществимым. Особенно благородная цель — уничтожить этот барьер внутри отдельно взятой личности, то есть превратить гуманитария отчасти в математика, а математика — отчасти в гуманитария.
По всеобщему признанию, литература и искусство являются частью человеческой культуры. Ценность же математики, как правило, видят в ее практических приложениях. Но существование практических приложений не должно препятствовать тому, чтобы и математика рассматривалась как часть человеческой культуры. Да и сами эти приложения, если брать древнейшие из них — такие, как, скажем, использование египетского треугольника (то есть треугольника со сторонами 3,4, 5) для построения прямого угла, — также принадлежат общекультурной сокровищнице человечества. (Какой сокровищнице принадлежит шестигранная форма пчелиных сот, обеспечивающая максимальную вместимость камеры при минимальном расходе воска на строительство стен, — этот вопрос мы оставим читателю для размышлений.) В Древнем Египте, чтобы получить прямой угол, столь необходимый при строительстве пирамид и храмов, поступали следующим образом. Веревку делили на 12 равных частей, точки деления, служащие границами между частями, помечали, а концы веревки связывали. Затем за веревку брались три человека, удерживая ее в трех точках, отстоящих друг от друга на 3, 4 и 5 частей деления. Далее веревку растягивали до предела — так, чтобы получился треугольник. По теореме, обратной к теореме Пифагора, треугольник оказывался прямоугольным, причем тот человек, который стоял между частью длины 3 и частью длины 4, оказывался в вершине прямого угла этого треугольника.
Раздел математики, сейчас называемый математическим анализом, в старые годы был известен под названием «дифференциальное и интегральное исчисление». Отнюдь не всем обязательно знать точное определение таких основных понятий этого раздела, как «производная» и «интеграл». Однако каждый образованный человек должен иметь представление о «производном числе» как о мгновенной скорости и об «определенном интеграле» как о площади. Поучительно получить представление и о знаменитых математических проблемах (разумеется, тех из них, которые имеют общедоступные формулировки) — решенных (проблема Ферма, проблема четырех красок), ждущих решения (проблема близнецов) и тех, которые заведомо не имеют решения (из числа задач на геометрическое построение и простейших задач на отыскание алгоритма). Ясное понимание того, что чего-то не существует — чисел ли с заданными свойствами, или способов построения, или алгоритмов, — создает особый дискурс, который можно было бы назвать культурой невозможного. И культура невозможного, и предпринимаемые математиками попытки познания бесконечного значительно расширяют горизонты мышления.
Все это, ломая традиционное восприятие математики как сухой цифири, создает образ живой области знания, живой в двух смыслах: и связанной с жизнью, и развивающейся, то есть продолжающей жить.
Вообще, образованность предполагает ведь знакомство не только с тем, что непосредственно используется в профессиональной деятельности, но и с человеческой культурой как таковой, чьей неотъемлемой частью — повторим это еще раз — является математика.
Однако образование состоит не только в расширении знаний. В не меньшей степени оно предполагает расширение навыков мышления. Математик и гуманитарий обладают различными стилями мышления, и ознакомление с иным стилем обогащает и того и другого. Скажем, изучение широко распространенного в математике аксиоматического метода, при котором в рассуждениях дозволяется использовать только ту информацию, которая явно записана в аксиомах, прививает привычку к строгому мышлению. А знакомство со свойствами бесконечных множеств развивает воображение. Потребуется ли когда-нибудь, скажем, историку аксиоматический метод или бесконечные множества? Более чем сомнительно. Но вот строгость мышления и воображение не помешают ему.
Поучительно сравнить между собой методы рассуждений, применяемые в математических и гуманитарных науках. На самом деле речь здесь идет о двух типах мышления, и человеку полезно овладеть каждым из них. Автор не берется (потому что не умеет) описать эти типы, но попытается проиллюстрировать на двух примерах свое видение различий между ними.
Все знают, что такое вода. Это вещество с формулой H2O. Но тогда то, что мы пьем, это не вода. Разумеется, в повседневной речи и математик, и гуманитарий и то и то называют водою, но в своих теоретических рассуждениях первый тяготеет к тому, чтобы называть водою лишь Н2О, а второй — все, что имеет вид воды. Потому что математик исследует идеальные объекты, имеющие такой же статус, как, скажем, круги и треугольники, которых ведь нет в реальной природе; гуманитарий же изучает предметы более реалистические.
Второй фактор более глубок и заключается, по-видимому, в том, что занятия математикой и сопряженное с ними систематическое использование точной терминологии определенным образом сказываются на психологии, по крайней мере в части восприятия слов. Привычка к профессиональному восприятию значений слов приводит подчас к забавным эпизодам. Вот один из них. Дело происходит в 1950-х годах на механико-математическом факультете Московского университета. На семинаре академика С. Л. Соболева (его имя сейчас носит Институт математики Сибирского отделения РАН) докладчик произносит: «А теперь я должен ввести целый ряд обозначений». Соболев, полагая, что не расслышал определения, спрашивает: «Простите, какой ряд вы называете целым?» (Поясню, что в математике, при терминологическом употреблении, слово «ряд» означает, грубо говоря, суммирование бесконечного числа слагаемых.)
Пожалуй, существует и третий фактор, неупомянутый нами по той причине, что он, возможно, проявляется лишь в одном (но очень важном) слове. Фактор этот заключается в том, что для обозначения одного важнейшего — и не только для математики! — понятия в русском языке отсутствует нужное слово. А в математике понятие, о котором идет речь, обозначается словом «ложь».
Толковые словари так определяют русское слово «ложь», выводя его смысл из глагола «лгать»: «неправда, намеренное искажение истины». Подчеркнем здесь слово «намеренное». Мы видим, что значение русского существительного «ложь» непременно подразумевает субъекта и его злонамеренность. Но субъект со своими намерениями чужд математике. Вместе с тем в математике ощущается острая потребность в слове, обозначающем любое ложное утверждение. В качестве такового и выбрано слово «ложь». Таким образом, математика употребляет это слово, лишая его какой-либо нравственной оценки и отрывая от слова «лгать».
Заметим, что в английском языке обнаруживаются два слова, соответствующие русскому слову «ложь»: это lie, передающее обычный, бытовой его смысл, и falsehood, заключающее в себе смысл математический. Заметим также, что слово, обозначающее любое истинное утверждение, в русском языке существует — это слово «истина». Можно сказать: «Дважды два четыре — это истина», — и при этом не иметь в виду никого, кто бы собирался нас просветить. Но в математике можно сказать: «Дважды два пять — это ложь», — не имея в виду никого, кто бы стремился нас обмануть. (Вот тема для любителей философии языка: истина в русском языке объективна, а ложь субъективна.)
Было бы замечательно, если бы математик был способен понимать точку зрения гуманитария, в значительной степени отраженную в языке, а гуманитарий — точку зрения математика, в еще большей степени отраженную в языке математика. И то и другое трудно. Еще труднее не требовать признания одной из точек зрения единственно правильной. А потому призовем гуманитариев и математиков сделать шаг навстречу друг другу. И начинать надо с преподавания.
Изучение математических моделей реальных явлений позволяет осознать границы моделирования, задуматься над соотношением между моделью и моделируемой реальностью. Но помимо этой философской миссии изучение математических моделей явлений экономики, психологии или лингвистики выполняет и другую, позволяя лучше понять сами моделирующие явления.
Можно согласиться с теми, кто не устает напоминать об ограниченности математических моделей. Под ограниченностью понимается обычно их неспособность охватить описываемое ими явление во всей его полноте. Но нельзя согласиться с теми, кто в этой ограниченности видит слабость. Скорее, это сила. Математическая модель должна быть проста, а потому огрублена. Проиллюстрирую сказанное таким примером. Всем известно, что Земля — шар. Те, кто получил некоторое образование, знают, что Земля — эллипсоид вращения, сдавленный у полюсов. Геодезисты уточнят, что Земля — геоид; геоид есть геометрическая фигура, поверхность которой совпадает с поверхностью Земли без учета таких мелких деталей, как горы и т. п. (точнее, совпадает с той поверхностью, которую образовал бы Мировой океан, если бы все материки и острова были бы залиты водой или, еще более точно, были бы срезаны по уровню Мирового океана). Мы имеем здесь три математические модели, с возрастающей точностью описывающие моделируемый ими объект — форму планеты Земля. Самая важная из этих моделей — самая первая, она же самая неточная. Хотя для прокладки авиамаршрута нужна, возможно, вторая, а для запуска баллистических ракет — даже третья.
Математическая модель для представителей гуманитарной науки — то же, что скелет для художника, рисующего человека. Художник не изображает скелет, скелет скрыт и от него, и от разглядывающего картину, но, чтобы грамотно изобразить человеческую фигуру, полезно представить ее себе в виде скелетного каркаса, обросшего плотью. Так, гениальный математик Андрей Колмогоров очертил скелет понятия падежа, указав, в частности, основные исходные представления, необходимые для образования этого понятия. Гениальный лингвист Андрей Зализняк облек этот скелет лингвистической плотью в своем знаменитом трактате «Русское именное словоизменение».
Поэма о ДНК
Это стихотворение написано более пятидесяти лет назад, когда автор был молодым и лихим математиком. Уже умер Сталин и началась хрущевская оттепель. И хотя лысенковщина продолжала процветать, о молекулярной генетике все же стало возможно говорить. Интерес к материальному носителю наследственной информации — дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК) захватил едва ли не всех. Разговоры на эту тему, прежде всего на московских кухнях, были особенно частыми между годом 1953-м, отмеченным не только смертью диктатора, но и расшифровкой структуры ДНК, и годом 1962-м, когда авторам этого открытия была присуждена Нобелевская премия. Приводимые ниже строки датированы 1957 годом. Напомним, что ДНК состоит из пуринов и пиримидинов.
Где вы, смятые постели,
Ночи, полные огня?
Бьют часы, бегут недели —
Ты не смотришь на меня.
Милый морщит ясный лоб,
Милый смотрит в микроскоп.
Неужели в самом деле
Я уж так нехороша?
Аль какая сыпь на теле?
Аль на голове парша?
Милый смотрит в микроскоп,
Ему виден там микроб.
Только милый встал со стула —
В микроскоп я заглянула.
Кровь отхлынула от губ,
Зуб не попадет на зуб:
Там, на стеклышке на чистом,
Вся в сиянии лучистом,
Инфузория лежала,
Себя бесстыдно обнажала.
Как уйдет мой милый в библьотеку,
Я платок накину — и в аптеку.
Знать, в аптеках неспроста
Продается кислота!
Фармацевт седая, в буклях,
Мою знает простоту,
Все скажу начистоту,
Выпиши, скажу, мне ту,
Ту, дезоксирибонукле-
Иновую кислоту.
Фармацевт, эй, фармацевт,
Выпиши скорей рецепт!
Я нарушила бактерии покой:
Я бактерию кормила дээнкой.
На засов замкнула двери я,
Не уйдет теперь бактерия.
За жестокую измену,
За безнравственное ню,
Совершу пуринов смену,
Код тебе я изменю.
Изменю тебе я код —
Будешь, будешь ты урод!
Что ж теперь молчишь, как рыба?
Думала, скажу спасибо?
Разевай бесстыжий рот!
Получай дезоксирибо-
Нуклеиновых кислот!
Вряд ли мы когда-нибудь до конца познаем реальное строение окружающей нас Вселенной. Однако именно математические модели приближают нас к такому познанию и — это главное — объясняют, каким строение Вселенной может быть. А ведь если вдуматься, то понимание некоторых сторон устройства пространственно-временного континуума (а может, вовсе и не континуума, а чего-то дискретного) существенно для выживания человечества — или, точнее, того, во что превратится человечество в далеком будущем.
Из только что сказанного как бы напрашивается вывод, что главная цель обучения гуманитариев математике состоит в обучении их математическим моделям языка или хотя бы в создании фундамента для такого обучения. Однако это не так.
Главная цель обучения гуманитариев математике — психологическая. Эта цель состоит не столько в сообщении знаний и даже не столько в обучении методу, сколько в расширении психологии обучающегося, в привитии ему строгой дисциплины мышления. «Математику уже за то любить стоит, — писал М. В. Ломоносов, — что она ум в порядок приводит».
Помимо дисциплины мышления я бы назвал еще три важнейших умения, выработке которых должны способствовать математические занятия. Перечислю их в порядке возрастания важности: первое — это умение отличать истину от лжи; второе — это умение отличать смысл от бессмыслицы; третье — это умение отличать понятное от непонятного.
Влить элементы математической психологии в сознание гуманитариев (противники такого вливания назвали бы его индоктринизацией, а то и интоксикацией) можно как прямо, путем обучения в классах и аудиториях, так и косвенно, путем проведения совместных исследований, участия математиков в проводимых гуманитариями семинарах и т. п. К косвенным формам влияния относятся даже вопросы, задаваемые математиками в ходе лекций на гуманитарные темы. Здесь на память приходит известный случай из истории психологии. В конце XIX века в одной из больших аудиторий Московского университета была объявлена лекция на тему «Есть ли интеллект у животных?». Просветиться собралось несколько десятков, а то и сотен заинтригованных слушателей. Председательствовал заслуженный ординарный профессор математики Московского университета Николай Васильевич Бугаев, президент Московского математического общества (с 1891 по 1903 г.) и отец Андрея Белого. Перед началом доклада он обратился к аудитории с вопросом, знает ли кто-нибудь, что такое интеллект. Ответ оказался отрицательным. Тогда Бугаев объявил, что, поскольку никто из присутствующих не знает, что такое интеллект, лекция о том, есть ли он у животных, состояться не может.
Разумеется, математики не претендуют на то, чтобы разрешить проблемы, возникающие в гуманитарных науках (хотя, как уже упоминалось, именно математику Колмогорову принадлежит первое научное определение лингвистического понятия «падеж»). Но они помогают гуманитариям лучше уяснить суть этих проблем и критически отнестись к попыткам их решения.
Роль математики в подготовке гуманитариев можно сравнить с ролью строевой подготовки в обучении воина. Все эти ружейные артикулы, повороты, строевой шаг и иные движения, которым обучают молодого бойца, вряд ли находят применение в реальном бою. Но во всех армиях мира они рассматриваются как необходимая основа всякого военного обучения, поскольку приучают выполнять команды. Строевая подготовка вырабатывает дисциплину — только не дисциплину мышления, как математика, а дисциплину действий.
Спросите у «человека с улицы», в чем состоит аксиома о параллельных и в чем заключается открытие Лобачевского. Эксперимент показывает, что на первый вопрос ответ будет в большинстве случаев таким (причем и в России, и в Америке): аксиома состоит в том, что параллельные прямые не пересекаются. А в ответ на второй вопрос вам, скорее всего, скажут: Лобачевский доказал, что параллельные прямые пересекаются. При этом отвечающий, как правило, знает, что прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
Вопрос про аксиому о параллельных не является, разумеется, вопросом на испытание памяти. Точно также вопрос про открытие Лобачевского не призван проверить эрудицию. Оба вопроса — на понимание смысла делаемых утверждений. Строго говоря, вся ситуация лежит не в сфере математики, а в сфере семантики русского или иного естественного языка. И это довольно типично: значительная часть уроков математики для гуманитариев как раз и должна, по нашему разумению, состоять в обсуждении этой семантики, а отчасти и в обучении ей. Математики впитывают семантику неосознанно, поскольку занятия математикой невозможны без четко сформулированных утверждений. Столь же неосознанно у гуманитариев семантика размывается — не без влияния расплывчатых гуманитарных текстов.
К воспитываемой на уроках математики дисциплине мышления относится осознание отчетливого различия между истиной и ложью (в вышеуказанном математическом значении слова «ложь»), между доказанным и всего лишь гипотетическим, ведь эти различия нигде не проявляются с такой четкостью, как в математике. Автору очень хочется сказать, что математика — единственная наука, где достигается абсолютная истина, но он все же на это не решается, так как подозревает, что абсолютность истины не достигается нигде. Но в любом случае математические истины ближе к абсолютным, чем истины других наук. Поэтому математика — наилучший полигон для тренировки на истину. Истина — основной предмет математики.
Духовная культура состоит не столько в знаниях, сколько в нормах. Нормы проявляются прежде всего в противопоставлениях. Эстетика учит нас противопоставлению между прекрасным и безобразным, высоким и низким. Этика — между должным и не должным, между нравственным, моральным и безнравственным, аморальным. Юриспруденция — между законным, правовым и незаконным, неправовым. Логика — между истинным и ложным. Но логика сама по себе не создает истин. Ее законы носят условный характер: если истинно то-то и то-то, неизбежно истинно то-то и то-то. Знаменитый силлогизм про смертность бедного Кая не утверждает, что Кай смертен, а утверждает лишь, что если все люди смертны и если Кай человек, то и он, Кай, смертен.
Истину же поставляют конкретные науки, в том числе математика. Кажется, что математика становится тем самым на одну доску с другими науками. Но нет, это не так: ее, и только ее, истины могут претендовать на абсолютность, они если не «совершенно», то «почти» абсолютны.
Казалось бы, что может быть важнее и первичнее умения отличать истинные высказывания от высказываний ложных? Однако еще более важным, еще более первичным является умение отличать осмысленные высказывания от бессмысленных. Вот характерный пример бессмысленного высказывания: «Рассмотрим совокупность всех слов, имеющих хотя бы одну общую букву». Это заявление бессмысленно, поскольку такой совокупности не существует. (В самом деле, «рот» и «сыр» имеют общую букву «р» и потому должны принадлежать к этой совокупности. Слово «око» должно к ней принадлежать, поскольку имеет общую букву со словом «рот», и не должно, поскольку не имеет общих букв со словом «сыр».) Мы потому назвали пример характерным, что подобные псевдоконструкции, ничего на самом деле не конструирующие, были довольно типичны для литературы по языкознанию несколько десятилетий назад. Возникала даже парадоксальная удовлетворительность, когда некоторое утверждение можно было квалифицировать как всего лишь ложное, — возникала потому, что ложность утверждения свидетельствовала о его осмысленности.
Когда знаменитого педиатра доктора Спока спросили, с какого возраста следует воспитывать ребенка, он, узнав, что ребенку полтора месяца, ответил: «Вы уже опоздали на полтора месяца». Не следует ли способность отличать осмысленное от бессмысленного и истинное от ложного неназойливо прививать уже с начальных классов школы? И не является ли это главным в школьном преподавании?
Надо сказать, что квалификация высказывания как ложного, бессмысленного или непонятного, как правило, требует некоторого усилия — иногда почти героического. Как же так, уважаемый человек что-то говорит или пишет, а ты осмеливаешься его не понимать или, поняв, возражать? Не все и не всегда способны на такое усилие.
Способность к такому усилию вырабатывается (во всяком случае, должна вырабатываться) на уроках математики и при общении с математиками. Дело в том, что математика — наука по природе своей демократическая. На ее уроках воспитывается — а при некотором косвенном воздействии прививается — демократизм. Внешние формы такого демократизма произвели большое впечатление на автора этих строк в его первые студенческие годы, когда он стал обучаться на механико-математическом факультете Московского университета. Если почтенный академик обнаруживал, что выступающий вслед за ним студент собирается стереть с доски им, академиком, написанное, он с извинениями вскакивал с места и стирал сам. Для профессора мехмата было естественно самому написать и вывесить объявление — но не для профессора гуманитарного факультета.
Эти внешние проявления косвенно отражают глубинные различия. Ведь математическая истина не зависит от того, кто ее провозглашает, академик или школьник; при этом академик может оказаться не прав, а школьник прав. Чем наука дальше от математики, чем она, так сказать, гуманитарнее, тем сильнее убедительность того или иного высказывания зависит от авторитета того, кому это высказывание принадлежит. «Это верно, потому что сказано имяреком» или даже «Это верно, потому что сказано мною» — такие императивы, изреченные в явной или, чаще, в неявной форме, не столь уж редки в гуманитарных науках. В естественных науках и в математике они невозможны.
Нет в математике и «царского пути». Здесь я ссылаюсь на известную историю, то ли подлинную, то ли вымышленную, героями которой одни называют великого математика Архимеда и сиракузского царя Гиерона, другие — великого математика Евклида и египетского царя Птолемея. Царь изъявил желание изучить геометрию и обратился с этой целью к математику. Математик начал его обучать. Царь выразил недовольство тем, что его учат совершенно так же, в той же последовательности, как и всех других, не принимая во внимание его царского статуса, каковой особый статус, по мнению царя, предполагал и особый способ обучения. На что математик, по преданию, ответил: «Нет царского пути в геометрии».