Гуманистический подход что это
Гуманистическая психология — кратко и понятно
Гуманистическая психология – это особое направление, которое зародилось в 1960х годах в США. Она противопоставлялась безличному подходу к человеку, авторитарно-административному стилю воздействия. В качестве философской основы был выбран экзистенциализм.
В направлении высшими ценностями считаются человек и его самосовершенствование
Что это за подход
В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.
Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.
У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.
Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.
В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.
Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.
Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.
В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский
Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.
Принципы
Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:
Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.
Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.
Сильные стороны
Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.
Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни
Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.
Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.
Сторонники
Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.
Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.
Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики.
Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.
После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.
Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.
Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.
Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни
Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.
Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.
Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.
Критика
Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.
Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.
Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.
Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.
Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.
Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.
Практическое применение
Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.
Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.
Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.
Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах
Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.
Видео
Гуманистическая психология
Насчет гуманистической психологии как метода.
культурно выражаться сложно. Но попробую.
Понимаю, что очень многим приятны и близки идеи личностного роста, собственной уникальности, поиск смыслов там, где их, скорее нет, и прочее прочее.
Что я по этому поводу думаю?
– Что каждая обезьяна думает о том, что она не обезьяна.
По-сути, гуманистическая психология представляет собой некий навязываемый директивный набор взглядов и систему ценностей.
То есть гуманистическая психология представляет собой догматичную структуру.
А успех метода обуславливается тем, что люди куда с большим удовольствием выбирают «системы» с подобной догматичной структурой. Люди нуждаются в подобном, чем-нибудь, дающим им ориентир.
Другой вопрос в гибкости, здравости любой догматичной структуры.
И гуманистическая психология с присущей ей взглядами и позициями может иметь сложности с тем, как например объяснить отсутствие «счастья» у человека, который везде успел, всем помог, накормил миллионы, придумал тысячи вакцин, родил 20 детей, жертвует кучи денег бездомным.
Как метод, она может и прививает человеку некие ориентиры, в которых он так нуждается.
Но навязываемые методом ориентиры, при всем уважении, вряд ли могут претендовать на объективный характер.
Выбирая метод, старайтесь хотя бы на пальцах представить и объяснить как он работает, и может ли он в данном случае Вам «помочь».
Многим подобный подход помогает. Каждому, как говорится, своё.
Гуманистическая психология:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основоположники:
Основная идея:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Главной целью терапии становится личностный рост клиента, основанный на стремлении к самоактуализации. Основное отличие от психоанализа и бихевиоризма в том, что психолог воздерживается от интерпретаций и не дает конкретных указаний, он является максимально аутентичным и выполняет роль чистого «зеркала», отражая мысли и чувства клиента, побуждая его глубоко исследовать свои переживания. Психолог стремится быть аутентичным и придерживается безусловного отношения к клиенту и безусловного принятия всех его проявлений, стремится эмпатично понять устройство его мира.
Основным рабочим инструментом в терапии является глубокий контакт, взаимоотношения клиента с терапевтом, формируя у первого опыт переживания безусловного принятия и искренней заинтересованности в его личности. Именно поэтому психологу важно постоянно самосовершенствоваться, работать над своей личность, иметь опыт личной терапии и обращаться за супервизией.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ
Cамоактуализация имеет первостепенное значение для всей гуманистической психологии и отражает направленность данного течения.
Автор определял самоактуализацию как стремление человека и процесс воплощения им своего потенциала, реализацию наибольшего количества возможностей.
В человеке изначально заложены возможности для позитивного развития, а разрушительные силы не являются частью человеческой природой, а появляются вследствие неудовлетворенности основных потребностей. Маслоу считал, что исследовать психические патологии уместно только после того, как будет изучено состояния «нормы», структура психики здорового человека. А образцом здоровой психики является самоактулизирующийся человек.
Самоактуализации невозможно достигнуть один раз и навсегда, это процесс развития, понимания себя, изучения своей природы длиною в жизнь. Маслоу описывал личность, стремящаяся к самоактуализации, следующим образом: человек принимает себя, мир и окружающих; имеет хорошие отношения с другими людьми; адекватно оценивает ситуацию; сосредоточен на задаче, а не на себе, стремится к автономии от окружающей среды и культуры; он спонтанный, независимый, имеет богатую внутреннюю жизнь, креативен и демократичен.
Принципиально отличным от всех других существ человека делает творчество. Оно может проявляться во всевозможных формах и является врожденной способностью личности. Однако эта способность может утратиться в процессе подчинения жестким общественным стандартам и усвоения культурных норм, ограничивающих свободу.
Абрахам Маслоу является автором известной пирамиды потребностей.
Автор описывал человека как «желающее существо», у которого присутствует множество разноуровневых потребностей, требующих удовлетворения.
Гуманистический подход в психологии (А.Маслоу).
Основные положения гуманистической психологии:
v человек должен изучаться в его целостности;
v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).
Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.
Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);
4) потребность в уважении и признании (самоуважение);
5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).
Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:
v принятие (себя, других, природы),
v чувство сопричастности, единения с другими,
v «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе);
v философское мировосприятие,
v демократичность в общении,
v более глубокие межличностные отношения
Гуманистическое направление психологии личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности гуманистического подхода к пониманию личности
Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.
Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.
Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.
Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.
Готовые работы на аналогичную тему
Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.
Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:
Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.
Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.
Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.
Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:
Теория самоактуализации А. Маслоу
Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.
Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.
Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.
Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личностных черт Олпорта
Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.
Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.
Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:
Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.
Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личности Роджерса
Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.
Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.
Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гуманистическое направление в психотерапии. Теория кратко
Один из виднейших представителей этого подхода Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Поэтому гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и когнитивно-поведенческой терапии.
В это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.
В период становления гуманистического подхода, его сторонники критиковали психоанализ за
— низведение мотивов до уровня инстинкта,
— за преувеличение значимости безсознательных процессов,
— игнорирование характера (особенностей здоровой личности)
— за рассмотрение тревоги как негативного фактора
КПТ была подвергнута критике за
— дегуманизацию, акценты только на внешнем поведении, лишение человека глубины и духовного
— внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу
Возможно поэтому новое направление (опытное) было названо гуманистическим:
— личность рассматривается как целостное образование, за счет отдельных проявлений понять ее невозможно.
— личность рассматривается как постоянно меняющаяся, стремящаяся к своему полному самовыражению, самореализации и тд. не как заранее что то данное.
— тревога здесь может рассматриваться как конструктивная эмоция, подталкивающая к развитию.
В итоге, получается следующее: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.
Самоактуализация. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности.
Согласно Маслоу необходимо удовлетворять сначало низшие потребности. чтобы перейти к высшим. Также он подчеркивал, что самоактуализация связана с освоением нового, а значит с риском, возможностью ошибок, и поэтому это усиливает потребность к безопасности, а значит, чревато возвратом к старым стереотипам.
Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим:
— открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью,
— способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих,
— чувство свободы, высокий уровень творчества.
Организм. Организм в данном случае понимается не только как биология, но и как сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это не только опыт ощущений и набор поведенческих реакций, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано.
Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита».
Картинка про Я реальное и Я-идеальное:
По материалам учебника «Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов»
Лига психотерапии
4.2K постов 22.7K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
Настольная литература от психолога
Я клинический психолог, закончил первый мед. Сеченова, работал в психиатрии при СИЗО, наркологии и т.д.
И сегодня по просьбам подписчиков я озвучу топ-9 книг, так или иначе связанных с психологией, которые я рекомендовал бы к прочтению как психологам, так и просто для общего развития.
Топ-9
«Патопсихология»
Б.В.Зейгарник. Это скорее учебное чтиво, но переработав его, вы, возможно, научитесь видеть границы между адекватностью и патологией в психике человека.
Топ-8
«Сочини что-нибудь»
Чак Паланик. Это, пожалуй, мой любимый писатель, автор «Бойцовского клуба» и многих других шедевров.
Топ-7
«Психопатология обыденной жизни»
Зигмунд Фрейд. Это классика основы бессознательного от кокаинового наркомана. Откуда пошла глубинная психология, все ответы там.
Топ-6
«Клиническая наркология»
Д.И.Малин и В.М.Медведев. Это 150 страниц о наркомании, еë проявлениях и процессе формирования зависимости. Наркотики — это чума 21 века, эта маленькая книжечка расскажет всë необходимое.
Топ-4
«Игры, в которые играют люди»
Эрик Берн. Эта книга описывает модели поведения и наши внутренние социальные роли, очень рекомендую, если хотите договориться с миром и самим собой.
Топ-2
«Эриксоновский гипноз»
Михаил Гинзбург
Это пожалуй лучший сборник техник и упражнений, я сам учился по этой книге, и учу по ней и сейчас.
P.S. мой канал с кучей непотребства https://t.me/prizma_psy
Ответ на пост «Даже билборды издеваются»
В моей психологической практике работе с прошлым уделяется большая часть работы. Люди не могут «отпустить» воспоминания потому, что не умеют это делать. А не умеют потому, что им никто не объяснил.
Основная техника, используемая мною в работе — перепроживание травматичного эпизода. Мы раскладываем ситуацию на отдельные элементы: участники ситуации, травмирующее событие, мысли и ощущения о травмирующем событии, концептуализация травмирующего события и т.д. После этого пересобираем ситуацию, меняя взаимодействие между действующими лицами, формируем новую концепцию ситуации (что на самом деле произошло и что это значит?), и проверяем полученную концепцию в текущей жизни, в ситуациях, похожих на травматичную.
Подробно технику пересмотра/перепроживания я писать не буду, поскольку она сильно зависит от индивидуального материала самого клиента. Тем более что конкретные кейсы я уже описывал ранее в своих постах, там вы сможете ознакомиться с тем, как это примерно происходит.
Стоит отметить, что не все ситуации можно отработать таким образом. Тяжелые случаи, вроде изнасилований, участия в боевых действиях, непреднамеренные убийств и т.д. требуют иного отношения.
В оригинальном посте пишется о «глупых моментах», которые человек не может отпустить. Предположу, что речь идет о ситуациях, за которые стыдно/неловко. Именно их мы рассмотрим, и именно на них я дам несколько рекомендаций по самостоятельной работе.
Мы не будем заниматься теоретизированием, выясняя откуда и почему берется стыд, это вы можете изучить самостоятельно, у авторов вроде Карен Хорни или Альфреда Адлера. Сконцентрируемся на материалистической стороне вопроса. Что в сущности происходит?
1. Вы находитесь в нейтральном состоянии —>
2. Поступает сигнал (из внешней среды, или путем саморефлексии), который ассоциативно напоминает о неком событии в прошлом —>
3. Вы погружаетесь в воспоминание, и начинаете испытывать неприятное ощущение, которое называете стыдом —>
4. Некоторое время вы прокручиваете воспоминание в своей голове, усиливая неприятное ощущение стыда —>
5. Через некоторое время ощущение становится очень неприятным, и вы пытаетесь его как-то уменьшить. В абсолютном большинстве случае человек пытается отвлечься (переключится) на какое-то занятие, например залипание в социальных сетях (пикабушечке!), компьютерных играх, уборке, работе и т.д.
6. Это так или иначе помогает, поскольку голова занятое другой деятельностью, мозг реагирует на другие сигналы, и первоначальный сигнал, в виде воспоминания, уходит на задний план и гаснет.
Вроде бы всё понятно. Проблема в том, что первоначальный стыд никуда не делся, и как только вы вновь столкнетесь с сигналом, ассоциативно напоминающим о постыдной ситуации, вы вновь испытаете чувство стыда, и вам вновь надо будет отвлекаться. Замкнутый круг.
Как проработать первоначальный сигнал, чтобы воспоминание перестало терзать? Я дам одну полезную технику, но сначала оговорюсь. Поскольку эффективность той или иной психологической техники сильно привязана к индивидуальному материалу, то может получиться так, что рекомендации ниже у вас не сработают. Это нормально, значит конкретно ваш случай требует другого подхода. Универсальных методик, которые работают у всех и всегда не существует, как бы не пытались убедить в обратном многочисленные психолухи.
Наблюдение за ощущением
Техника, простая в понимании, но непростая в исполнении. Суть её в том, что вы сознательно наблюдаете за вашим неприятным ощущением всякий раз, когда она возникает. С соблюдением нескольких принципов:
Ваше ощущение стыда ни плохое, ни хорошее. В нём нет никакого иного значения, кроме того, что это некоторая автоматическая реакция вашего организма. Солнце на 73 процента состоит из водорода, это хорошо или плохо? Это никак. Ваше ощущение это такое же «никак».
Вы не пытаетесь контролировать ощущение, вмешиваться в работу вашего организма, пытаться подавить ощущение или усилить его. Вы наблюдаете за ощущением как за чем-то, что живет и развивается само по себе, без вашего участия и вмешательства.
3. Удержание внимания;
Всё ваше внимание направлено на наблюдение за динамикой вашего ощущения. Вы не думаете о чём-то еще, и если какие-то мысли будут отвлекать вас от наблюдения за ощущением, вы мягко возвращаетесь обратно, без самообвинения.
Вы — сторонний наблюдатель. Это ощущение — нечто внешнее, по отношению к вам. Это происходит не с вами как с личностью, а с вашим телом. Вы как будто бы наблюдаете за динамикой ощущения в некотором теле, похожим на ваше.
Звучит запутанно, как это делать конкретно?
Шаг 0: Вы вспоминаете о событии, которое вызывает чувство стыда;
Шаг 1: Вы фиксируете в теле ощущение стыда и описываете его про себя или вслух примерно следующим образом:
«Прямо сейчас, в моём теле, возникло ощущение, которое я называю стыдом. Это ощущение возникло в солнечном сплетении, и ощущается как сильное сжатие. Так же, я ощущаю жар, и легкую тошноту. По всему телу возникает напряжение, как будто бы хочется спрятаться, скрыться»
Шаг 2: Вы входите в без оценочную позицию, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Эти ощущения неприятны, но не плохи. Не все неприятное — плохое, не всё плохое — неприятно. Эти ощущение неприятны, но не хороши. Не всё приятно хорошо, не всё хорошее — приятно. Это ощущения ни хороши, и не плохи. Это ощущение, которые произвел мой организм, без моего ведома и желания, в ответ на определённый внешний раздражитель. Я отказываюсь от любых оценок этого ощущения, и собираюсь просто понаблюдать за ним, как за чем-то внешним».
Шаг 3: Вы постулируете свое невмешательство, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Я не собираюсь вмешиваться в работу своего организма. Я не буду пытаться уменьшить это ощущение, или увеличить его. Я не буду пытаться взять его под контроль. Я буду наблюдать за естественной динамикой ощущения. Если оно будет усиливаться — значит будет так, если будет ослабляться — значит будет так, если останется прежним — значит будет так.»
Шаг 4: Вы отсекаете отвлечения, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Во время наблюдения мне будет захотеться отвлечься, переключиться, подумать о чем-то другом, кроме самого ощущения. Это нормально, поскольку ощущение для меня неприятно, и естественно пытаться снизить его неприятность через отвлечения. Всякий раз, как я буду отвлекаться, я буду мягко возвращаться к наблюдению за ощущением. Я не буду себя осуждать за переключения, поскольку не могу их полностью проконтролировать»
Вот и вся техника. Вы механически проговариваете про себя текст, продолжая удерживать внимание на ощущении.
Сколько нужно наблюдать? Практика показывает, что наблюдать требуется не более 5 минут. У абсолютного большинства моих клиентов неприятное ощущение проходит в течение двух-трех минут.
Сделать технику нужно не менее 10 раз для того, чтобы точно понять, работает она для вас или нет. Первые несколько раз у вас может не получиться, это абсолютно нормально, вы учитесь.
Несколько проблем, которые возникают во время выполнения техники:
1. У человека не получается удерживать внимание на ощущении, он постоянно отвлекается то на внешнее (какие-то звуки вовне), либо на внутреннее (погружается в само воспоминание).
Разумеется, технику лучше делать в тихом спокойном месте, желательно в одиночестве, чтобы ничего вас не отвлекало. Однако даже в этом случае людей может отвлекать что-то внешнее. В качестве возможного решения я могу порекомендовать использовать ритмичный внешний раздражитель, вроде тиканья часов, метронома, или простой ритмичной музыки. Вы кладете часы/метроном рядом, или надеваете наушники с музыкой, вспоминаете нечто постыдное, и начинаете выполнять технику.
Если ваши отвлечения в большей мере внутренние, рекомендую взять ручку и начать выстукивать простой ритм, вроде 1-1-3 всякий раз, как ловите себя на отвлечениях. Заметили, что залипли на воспоминании, выстучали ритм, вернулись к наблюдению за ощущениями.
2. Человек боится, что ощущение усилится до такой степени, что станет невыносимым;
Это нормальный страх, который лечится опытным путём. Организм не сможет произвести такое ощущение, которые вы будете неспособны вынести, это невозможно физиологически. Так же, организм не способен поддерживать такое ощущение неопределённо долго. Даже если во время выполнения упражнения чувство стыда усилится, то продолжайте наблюдение — усиление не будет долгим. Но это всё увещевания, убедиться вы сможете в этом самостоятельно.
Возникает вопрос — неужели эту технику теперь нужно будет делать всю жизнь? В этом и вся прелесть — конечно же нет. Нескольких десятков раз хватит для того, чтобы воспоминание перестанет вас волновать и вызывать чувство стыда. Останется только нейтральное ощущение вроде «Ну было и было».
Не будем погружаться в психофизиологические дерби, вы можете это сделать самостоятельно через книги вроде «Думай медленно — решай быстро», либо через лекции Павлова, в которых он описывает конфликты стимулов. Приведу только иллюстрирующую метафору: сознательное наблюдение за сигналом помогает этот сигнал проработать, или «довести до конца». Представьте себе, что внутри вас есть костёр, который никак не может догореть до конца, потому что вы постоянно его тушите. Отвлекаясь от ощущения стыда, вы не даете организму обработать этот сигнал до конца, постоянно обрывая процесс в начале, либо в середине. Ресурсы тратятся, а результат никакого.
Выполняя технику наблюдения, вы позволяете вашему организму доработать сигнал до конца, исчерпать его и вас наконец-то может отпустить. С учетом перечисленных мною ограничений.
Не откладывайте в долгий ящик, если у вас есть постыдные воспоминание сразу же попробуйте его отработать по технике. Через 5-10 раз опишите ваш опыт в комментариях, я постараюсь ответить на вопросы и скорректировать вашу работу.
На сегодня всё, увидимся в комментариях и следующих психологических заметках)
P.S. Почта для связи psy.kuz@yandex.ru
Буддизм vs психология
Во всяком случае, одна из лучших
Отчаяние иногда сменяется благодарностью
последнее время пребывал в депрессии небольшой. Вскрылись большие пласты замороженных чувств.
Это нелегко принимать, с этим надо работать.
В основном чувства очень неприятные. И я даже решил прекратить психотерапию. Испугался. Решил заморозиться обратно).
Это учитель алгебры и геометрии в пятом классе, когда меня чуть не оставили на второй год.
Вот) пока только их вспомнил.
Что нет людей которые примут вас и помогут вам бескорыстно.
Попытайтесь вспомнить, и думаю получится.
Все будет хорошо. Всем добра.
6. Психология. Абрахам Маслоу
Продолжение разборов тем, которые интересны мне или которые предлагают читатели.
Абрахам Маслоу (психолог, доктор, публицист, основатель гуманистической психологии) изучал то, как на нас влияют вещи, которых нам не хватает. По его идеям, мы во многом детерминированы тем, чего у нас нет, так как эти вещи диктуют нам то, что мы будем желать (а в следствии и делать). Наши желания определяют во многом наше поведение, а значит и жизнь. Его теории также поспособствовали развитию экономики.
Человек обречён вечно удовлетворять свои бесконечные желания. Удовлетворённые низшие потребности сменяются неудовлетворёнными высшими (он корки хлеба до достижения Ницшеанского уберменша). Не желают ничего только мёртвые и буддисты.
* Желания свои пытаться устремлять во вне себя. Как-то так получается, что мы сами себя не можем принять и удовлетворить, однако, когда мы кого-то удовлетворяем безвозмездно, наше состояние бездонности преображается во вполне донное. Это, возможно, связано с субъектно-объектным мировосприятием и интерпретацией фактов.
Абрахам во многом по своим размышлениям совпадает с мыслителями стоиками, поэтому он видит выход из «обреченности» в том, чтобы контролировать свои желания, ограничивать постоянно расширяющиеся потребности в рамках разумного.
Потребность в знаниях
Человек нуждается в правде: ему нужны точные знания о мире и себе. Когда человека пичкают ложью, он становится циничным, недоверчивым, боязливым.
Знакомая однажды углубилась в теории заговора больше чем следовало. Этот тип информации на символическом уровне означает «не всё, что ты воспринимаешь является тем, что есть на самом деле». Это вылилось в экзистенциальный кризис и страх, выраженный в недоверии к собственному восприятию реальности.
Подмена фактов и невозможность получить объективное знание о действительности плохо влияют на психологическое состояние человека.
Потребность в созерцании красоты
Оказалось, что кроме прочего, человек ощущает себя плохо если он не имеет возможность созерцать прекрасное. «Эстетическая потребность» человека выражается в том, что он ищет в себе, мире и окружающих красоту. Если он не видит или не способен видеть вокруг себя прекрасное, то это увеличивает его шанс впасть в деgрессию. (угрюмые, серые пятиэтажки смотрят на тебя)
Образно говоря, человек созерцающий уродство вокруг и внутри себя имеет больше шансов потерять своё психическое здоровье, чем человек, который созерцает красоту мира или внутри себя. То же самое можно сказать и о людях, производящих уродство или красоту.
Потребности и детство
Человек, который в детстве получал достаточно еды, воды, защиты, поддержки, внимания, любви, имеет больше шансов стать полноценной независимой личностью. Так как наши «недосдачи» из детства диктуют наши потребности, надежды, желания во взрослой жизни, то можно понять во что преобразятся эти пробелы в потребностях.
1. Как с большей вероятностью вырастить храброго человека?
Не избивать его в детстве.
2. Как с большей вероятностью вырастить щедрого человека?
Обеспечить его потребности в детстве.
3. Как с большей вероятностью вырастить заботливого человека?
Удовлетворять его потребности в заботе в детстве.
* Способность одаривать людей любовью и вниманием от части продиктовано убеждённостью в то, что мне самому хватает любви и заботы.
Ценности и миропонимание
Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и Личность» утверждает то, что ценностная иерархия в нашей голове влияет на то, какую мы будем иметь память, какое будем иметь внимание, что мы будем запоминать и. короче, ценности влияют на когнитивные способности.
Это можно достаточно легко продемонстрировать на примере:
* Человек, ценящий знания и компетентность, будет более умным.
Ценности здесь повлияли на когнитивную систему в целом.
* Ребенок, высоко оценивающий умение играть в Майнкрафт, помнит все блоки и их свойства, но не может вспомнить таблицу умножения.
Ценности здесь повлияли на то, что будет храниться в памяти.
Это какая-то магия. Можно изменить (частично) свои умственные способности просто ценя одни вещи и отвергая другие. Это можно применить прямо сейчас, и это действительно работает.
Это опять же напоминает мне о стоической философии, которая учит правильному построении своей иерархии ценностей.
Не редко психотерапевты описывают случаи, когда пациенты «исцеляются» за один сеанс. Эти люди получают внимание, заботу, интерес к своей персоне и понимание, то есть заполняют свой пробел потребности, после чего происходит «чудо».
Прискорбно то, что некоторые люди страдают от нехватки одной/некоторыми/всеми из вышеперечисленного в гораздо большей степени. Они безуспешно пытаются восполнить их отсутствие искусственно замещающими средствами, что может ухудшить положение. Такого рода нехватки невозможно решить одним сеансом. Иногда их даже сложно определить, так как они могут быть спрятаны за пеленой измененных ценностей и неспособности человека точно осмыслить что ему нужно.
Живя в век одиночества и иллюзорной самодостаточности не могу не согласиться.
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.
Истории психолога #2
Всем привет! Совсем забыл о существовании пикабы) Решил рассказать ещё несколько историй из своей практики, возможно, мои клиенты будут интересны вам так же, как интересны мне, поехали)
На вчерашнем сеансе я решил, что пора его уже немного провоцировать на «путь к себе», на осмысленное самокопание под моим присмотром. И вроде бы появились паузы в его прежде беглой речи. На один из моих вопросов он сказал: «О да, у Юнга была теория как раз об этом. «.
Он снова перестал копать вглубь и стал аппелировать к своим знаниям, к своему уму. Получилось так, что вопрос был задан этому парню и именно про этого парня, и я ждал субъективный ответ, но как видите, он стал уводить в сторону объективности, то есть мне была нужна его мысль, а за него эту мысль мне сказал как бы Юнг.
Я снова остановил его и напомнил о важности субъективности, о том, чтобы он говорил своими словами, а не учёных, пускай даже именитых.
Сеанс прошёл хорошо, мы вышли на пару действительно интересующих его вопросов. Вопросов, которые он мог задать с самого начала, но боялся, и его можно понять. Порой так и получается, что самый страшный путь это путь вглубь себя.
Мы все так стараемся быть объективными, поскольку принимаем объективность за абсолютную добродетель. Но в погоне за объективностью так часто теряем себя, свои мысли, чувства, эмоции, переживания, свои внутренние конфликты, свою боль, свою пустоту.
Мы так стараемся быть неуязвимыми и сильными, что за этой силой и за этой бронёй перестаём видеть самих себя, порой слабых, маленьких и просящих о помощи.
Всем мир, друзья. Берегите себя)