Гуманисты в эпоху возрождения выступали с критикой чего
Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права
Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).
Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».
Гуманизм в эпоху Возрождения
В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.
До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.
Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.
Что такое светский гуманизм
«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:
Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры
Отделение церкви от государства. Свобода совести
Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма
Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум
Моральное образование. Нравственное воспитание детей
Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном
Разум. Рациональные методы исследования, логика
Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира
Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития
Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты
Гуманизм в российском праве
В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.
УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма
1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Ренессансный гуманизм
Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.
Содержание
Термин
Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, по указанию Баткина, впервые применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.
Концепция и деятельность
Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).
Образ жизни и идеалы гуманистов
Гуманистические занятия, как правило, оставались частным делом гуманистов, их увлечением, не являясь их профессией, хотя они и приносили репутацию, а вследствие неё и подарки от меценатов.
Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет [9] пять важных условий, необходимых для учёных занятий:
Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).
При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причем последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-ученые ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республики — см. Гражданский гуманизм. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.
Новый идеал человека
В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.
Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».
Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.
Добродетель
«Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:
К Аристотелю же восходит понимание добродетели как разумного самоограничения страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон сформулировал мысль о том, что добродетель — врожденное свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она «не что иное, как природа достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени».
Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путем неутомимого познания и полезной деятельности.
Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:
И мы скажем так: через доброту человек создает и укрепляет в себе истинное и бесконечное спокойствие и безмятежность души, и живет сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (. ) Истинное счастье — это спокойствие и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой собой.
Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека (uomo universale). Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.
Прочие тезисы
Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует отметить:
Навыки, знания и убеждения гуманистов
Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.
Отношение к античности
Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.
Отношение к христианству
Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.
Гуманистическая теория искусства
Жанры творчества гуманистов
Эпистолы
Франческо Петрарка. «Письмо к потомкам» (отрывок) |
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то |
Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.
Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.
Периоды ренессансного гуманизма
Принято разделять на [1] :
Известные гуманисты
В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.
§ 21. Гуманизм и Возрождение
Как гуманистические идеи повлияли на культуру Возрождения?
Чем отличаются взгляды гуманистов на предназначение человека от религиозных представлений? Почему гуманистов интересовала античная культура? (История Нового времени, 7 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 21. Гуманизм и Возрождение |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Вторник, 28 Декабрь 2021, 05:36 |
Оглавление
1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения
Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.
В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?
Ренессанс начался с Италии — самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.
Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей. Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.
Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.
Открытие новых земель и континентов привело европейцев к пониманию ошибочности христианского описания мира с представлениями о плоской Земле и движении Солнца вокруг нее. Достижения в области астрономии, дальние плавания и кругосветные путешествия показали людям реальный мир. Расширение пространственных горизонтов требовало новой интерпретации действительности и места человека в ней. Идеал средневекового монаха-аскета больше не удовлетворял активную, предприимчивую часть европейского общества.
2. Гуманизм – философия Возрождения
На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.
Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свойственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание неограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.
Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.
В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.
Основные идеи Ренессанса нашли отражение в литературе. Итальянские писатели Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, писатели-гуманисты Франсуа Рабле из Франции, Уильям Шекспир из Англии, Мигель де Сервантес из Испании обратили свой взор на человека как личность, свободную от религиозных предрассудков, со сложными чувствами, стремлением познать окружающий мир через здравый смысл и личный опыт.
2-1. Изменения в духовной жизни и культуре
Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.
Одним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.
В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.
3. Искусство Возрождения
В эпоху Возрождения появились новые светские направления живописи, новая скульптура и архитектура, которые отражали изменения во взглядах на окружающий мир и на человека.
Художники, используя игру света и тени, научились передавать ощущение пространства. Все многообразие мира и богатство личности человека стремились отобразить на своих полотнах выдающиеся живописцы Возрождения, работавшие в XVI в.: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и Тициан в Италии, Питер Брейгель Старший в Нидерландах, Альбрехт Дюрер в Германии и др.
Значительный вклад в технику живописи внесли фламандские художники. Они первыми стали экспериментировать с красками на масляной основе. Новые краски, в отличие от использовавшихся ранее темперных, высыхали медленнее и легче смешивались. Поэтому художники смогли передавать на своих полотнах неуловимые тени и тончайшие оттенки цвета.
В эпоху Ренессанса художники вернулись к классическим принципам греческого и римского искусства. Они путешествовали по Италии, черпая вдохновение в созерцании древнеримских сооружений и скульптур.
Чтобы реалистично изображать человеческое тело, художники обратились к анатомии, которую они стали изучать по телам умерших. Из-за преследований церкви делать это приходилось втайне. В эпоху Возрождения благодаря изучению строения человеческого тела было создано много шедевров скульптуры и живописи.
Радикальные изменения произошли и в архитектуре. Инженерные принципы, разработанные Филиппо Брунеллески в XV в., использовал при проектировании купола собора святого Петра в Риме знаменитый Микеланджело Буонарроти.
3-1. Женщина в эпоху Ренессанса
В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу к учебе и стремящейся к большей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.
Тем не менее в XVI в. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них — королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская в Испании, Мария I Тюдор и Елизавета I в Англии.
Шотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину к господству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… и справедливости».
В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, в частности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать в жизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т. Мора видели в женщине в первую очередь мать, которая должна воспитывать детей.
Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы в Италии и Франции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.
Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа. Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей. С 12 лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.
Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение в университетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.
Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-х гг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа и Маргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой и живописью. Некоторые из них стали профессионалами в области искусства.
Своими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в 27 лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее и подражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.
Об изменении отношения к женщине в европейском обществе эпохи Возрождения свидетельствует культура того времени. Подчинение человека Богу, проповедовавшееся в Средневековье, сменилось преклонением перед красотой. При этом особое место отводилось изображению женской красоты. В искусстве Ренессанса появился новый идеал — чувственная, физически крепкая женщина-мать. Не удивительно, что в эпоху Возрождения было создано так много изображений Венеры и Девы Марии. Бледных, изможденных женщин с огромными глазами, устремленными к Богу, на полотнах сменили белокурые и золотоволосые красавицы Ренессанса, пышущие здоровьем.
Вопросы
1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).
2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?
2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.
3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?
4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».
5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.