Гуманистические критерии что это

Гуманистические критерии что это

Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.

2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.

3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.

4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.

5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.

Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:

Социальный критерий — это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т. д. Основные двигатели социального развития — это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий — это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий — самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий — нравственное развитие — один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот — регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий — это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче — инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.Но он не является универсальным. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Источник

Понятие общественного прогресса

Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравненияТрадиционное (аграрное) общество
Особенности исторического процессаДлительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами.
Отношения общества и природыГармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
Особенности экономического развитияВедущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель.
Социальная структура обществаЖёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
Положение личности в обществеЛичность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.

Критерии для сравненияИндустриальное (западное) общество
Особенности исторического процессаРезкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны.
Отношения общества и природыСтремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
Особенности экономического развитияПреобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
Социальная структура обществаОткрытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Критерии для сравненияПостиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процессаЭволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
Отношения общества и природыОсознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума».
Особенности экономического развитияПреобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций.
Социальная структура обществаОткрытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.

Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.

Источник

Гуманистические критерии

Для осуществления психологического проектирования производственной организации эти показатели должны отражать в себе, в первую очередь, требования, которые человек предъявляет к производственной организации. Поскольку эти требования имеют свою специфику в зависимости от формы человеческой составляющей, необходимо рассмотреть их на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

Критерии эффективности индивидуального уровня

Как правило, соответствие производственной организации требованиям человека, оценивается по его удовлетворенности, которая является эмоциональной оценкой человеком результатов взаимодействия со своим окружением. Однако показатели удовлетворенности – это показатели самого общего, поверхностного уровня. Психологу, участвующему в проектировании организации, необходимо пользоваться более детализированной системой показателей, отражающих спектр жизненных интересов человека. Это – задача следующих разделов данной работы.

Критерии эффективности группового уровня

Выше было сказано о том, что группа как одна из форм человеческой составляющей производственной организации рассматривается как субъект производственной деятельности. Поэтому выделяемые показатели эффективности на групповом уровне являются характеристиками группы как субъекта. Необходимо указать на то, что, скорее всего, показатели эффективности на этом уровне связаны с показателями оптимизации структуры и динамики группы, однако эти показатели разработаны еще не в той мере, чтобы дать более или менее полное представление об эффективности производственной организации на уровне группы.

Критерии эффективности социального уровня

Таким образом, каждый уровень производственной организации характеризуется специфическим набором критериев эффективности всех трех групп — производственно-экономическими, системными и гуманистическими. Так, система «человек — рабочее место» характеризуется производительностью труда на данном рабочем месте, резистентностью (способностью противостоять помехам, связанным как с человеком, так и с оборудованием), лабильностью, удовлетворенностью человека, работающего на данном рабочем месте, и другими специфическими для данного уровня критериями.

Выводы:

2. В рамках системного подхода социальную организацию можно определить как социальную систему, ориентированную на достижение определенных социальных целей, имеющую определенную структуру и включающую в себя людей, обеспечивающих функционирование этой структуры.

4. В настоящее время основным подходом к организации выступает целевой подход, в соответствии с которым именно цели определяют структуру и динамику организации. В организации выделяются две группы целей и соответствующие им системы управления – производственные и социальные. Перспективным в развитии организаций выступает сочетание в процессе управления как производственных, так и социальных целей.

5. Основная группа показателей организационной эффективности для психолога – показатели гуманистические. Эта группа показателей требует своей разработки для осуществления на этой основе психологического проектирования социальной организации.

6. Организационная культура выполняет функцию регуляции нерегламентированной активности организации. Поэтому влияние организационной культуры выше в организациях, существующих в условиях высокой неопределенности. Основу организационной культуры составляют организационные ценности. Эти ценности определяют стратегические цели организации и соответствующие им критерии эффективности. Организационные нормы обеспечивают реализацию основных организационных ценностей. Организационные ценности и нормы представлены в базовых представлениях членов организации, которые в своей совокупности образуют концепцию (образ) организации.

Философия организации представляет собой эталонную составляющую организационной культуры и включает в себя эталонные ценности, цели и принципы, которые реализуются в кодексе организации, лозунгах, истории организации, мифах, легендах, ритуалах и обрядах. Когнитивная составляющая философии организации – эталонный образ организации. Презентация философии организации представляет собой миссию организации.

7. Общими особенностями прогрессивных организаций выступает хорошо определенная философия организации, ориентация на человека (персонал и потребитель), гибкость и динамичность, выраженное самоуправление. А ядром прогрессивной организации выступает высококомпетентный, креативный работник, ориентированный на реализацию своего потенциала в процессе труда.

9. Разработка гуманистических критериев эффективности производственной организации является задачей прикладной психологии. Результаты этой работы служат основанием для определения социальных технологий, направленных на удовлетворение жизненных интересов персонала.

4. Современные западные прогрессивные организации

5. Современные восточные прогрессивные организации

в организации можно выделить две основные группы целей – организационные и гуманистические, обеспечивающие реализацию жизненных интересов членов организации. Соответственно этим целям выделяются и две системы управления – организационное и социальное. Именно вторая система – социальное управление – предполагает наиболее активное включение психолога в его реализацию.

Конфуцианская концепция, основанная на «мягкой» модели управления, направлена на моральное совершенствование руководителя и подчиненных. С точки зрения Конфуция, основная направленность управления – на ценности общества, к чему руководитель призывает подчиненных и показывает эти на собственном примере. Идеалом руководителя в этой связи выступает «благородный муж», демонстрирующий в своем поведении следование долгу, стойкость, человеколюбие, гуманность.

Таким образом, общие социальные условия и соответствующий им тип социальной организации побуждает к использованию той или иной модели управления. В настоящее время, по общему мнению, в Юго-Восточной Азии преобладает «мягкая» модель управления, основу которой составляет конфуцианская философия, сочетающаяся с гуманистическим подходом в западном управлении и некоторыми элементами управления, характерными для бывшего СССР. (Характерно то, что развернутая информация об опыте работы социально-психологической службы производственного объединения «Курганприбор» была, прежде всего, опубликована в японских журналах).

Источник

Общественный прогресс

Гуманистические критерии что это

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Источник

Гуманистический ориентир и критерий развития человека

В Московском университете культуры и искусства в этом году в третий раз был проведен Московский международный форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке. Культура человека и человек культуры».

Участники форума акцентировали свое внимание на актуальных задачах, стоящих перед нашим обществом: на создании условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, на интеграции в мировой культурный процесс и сохранении культурного наследия РФ. Мы попросили и. о. ректора Московского университета культуры и искусств, доктора педагогических наук, профессора Татьяну Кузнецову рассказать о форуме-2012.

– Все знают, что педагоги высшей школы занимаются не только обучением студентов и аспирантов, ведением дополнительных программ, но и, в значительной мере, научно-исследовательской работой, – сказала Татьяна Викторовна. – И мы давно почувствовали, что ведется мало исследований, связанных с влиянием культуры на экономический потенциал страны, отдельных ее регионов, как, впрочем, и мира. И совершенно нет разработок, связанных с воздействием культуры на опережающее развитие. Когда стало понятно, что в масштабах одного вуза замкнуться мы не можем, это проблема общегосударственная, наш руководитель Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович предложил провести Московский форум культуры с привлечением деятелей науки и искусства из регионов, видных политиков для того, чтобы посмотреть, чего мы достигли и над чем следует работать дальше. Форум назвали «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» и с выводами консолидированного сообщества решено было ознакомить Правительство и Президента РФ.

Если посмотрите опубликованные материалы, увидите, что каждый форум посвящается отдельной проблеме. Если в 2010 году мы говорили о понятии культурной политики в целом, в прошлом году вели речь о том, как культура влияет на проектирование культурной среды в субъектах РФ, то в этом году акцент был сделан на понятиях «человек в культуре и культура человека».

Говорили в этом году и о национальной идее и пришли к мысли, что в качестве национальный доктрины развития культуры в России нужно принять Декларацию прав культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева. Все-таки лучше него никто о культуре не говорил, а он, в частности, во второй статье выразил суть вопроса: «Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла». Мы направили Обращение Московского форума культуры о Декларации прав в администрацию президента и считаем, что именно этот документ станет дополнительным духовно-нравственным стимулом для творчества деятелей культуры и искусства и будет способствовать очищению культурной жизни от невежества и массовой коммерческой культуры, послужит духовному обновлению.

Документы мы передали на имя советника Президента РФ Владимира Ильича Толстого, то есть выход на руководителей государства у нас есть. Что касается прошлогоднего форума, он был посвящен проблеме развития регионов РФ и говорить о его воздействии на политику государства в сфере культуры в целом мы не можем. У нас есть ряд проектов, которые реализуем в 8 регионах с целью изменить их культурное состояние. И эффект от проведения форума видим в том, что, используя потенциал, который есть в регионе, мы создаем модель новой социально-культурной среды, которая будет способствовать развитию культуры. Кроме того, с начала этого года мы написали письма в 5 субъектов Федерации с предложением высадить научный десант, который помог бы выстроить сообразную систему развития культуры.

Большая проблема сейчас с музыкальным воспитанием детей, во время последней встречи с московским правительством мы сказали о том, что готовы принять группу учителей музыки, чтобы они прошли у нас переквалификацию. Детей необходимо привлекать к инструментальному исполнительству и хоровому пению, а специалистов со средним образованием художественного рода становится все меньше. Одержаны некоторые победы на библиотечном фронте. По данным статистики, из 150 тысяч библиотек в России 47 тысяч работают в средних школах и только 5 процентов библиотекарей имеют специальное образование. По предложению Русской школьной библиотечной ассоциации в школах была введена должность педагога-библиотекаря, это сразу повысило его статус, и потребовалась другая система подготовки. Об этой проблеме в прошлом году говорилось на нашем форуме. И сейчас подтягиваем систему подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации.

Остается сказать, что на форуме мы не только читаем доклады, но и слушаем выступления артистов. Так, в этом году нас порадовали наши педагоги – народный артист РФ, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик и Республики Адыгея Заур Тутов и кандидат педнаук, лауреат международных конкурсов Василий Щербаков – внук Кабалевского. Думаю, тему для следующего форума предложит сама жизнь.

Организовали форум Министерство культуры РФ, министерства и департаменты культуры субъектов РФ, МГУКИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *