Гуманистические идеалы это что

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА

Смотреть что такое «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

Гуманистический Манифест — (англ. Humanist Manifesto) – общее обозначение трёх манифестов, излагающих принципы современного гуманистического видения мира и носящих следующие названия: «Гуманистический манифест» (1933, также часто называемый «Первым гуманистическим… … Википедия

Гуманистический манифест — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Гуманистический манифест (англ. Humanist Manifesto) – общее обозначение трёх манифестов, излагающих принципы современного гуманистического видения мира и носящих… … Википедия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — Исследуя природу и общественную сущность человека, характер «болезни» современного капиталистического общества, идеал «здорового» общества и подлинной человеческой жизни, сочетая различные учения о человеке, главным образом психоанализ,… … Психотерапевтическая энциклопедия

Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ — особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно истор. общности с единым культурно генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образному определению Поля Валери, все,… … Энциклопедия культурологии

Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи … Энциклопедический словарь

Расцвет и упадок культуры Возрождения в Италии — Конец XV и первые 30 лет XVI столетия были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что … Всемирная история. Энциклопедия

Рабле — Франсуа (Francois Rabelais, 1494 1553) знаменитый писатель, крупнейший представитель гуманизма во Франции. Родился в окрестностях Шинона (в Турени) в семье зажиточного землевладельца и адвоката. Рано отданный в монастырь Францисканского ордена,… … Литературная энциклопедия

Ренессансный гуманизм — Ренессансный гуманизм, классический гуманизм европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию,… … Википедия

Гуманизм — (от лат. humanitas человечность, humanus человечный, homo человек) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный… … Википедия

Источник

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманистические идеалы это что

Гуманистические идеалы это что

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».

Гуманизм в эпоху Возрождения

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистические идеалы это что

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Гуманистические идеалы это что

Что такое светский гуманизм

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

Гуманистические идеалы это что

Гуманизм в российском праве

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Источник

Что такое гуманистическое мировоззрение

Гуманистическое мировоззрение отражает систему взглядов, признающих ценность человеческой личности, утверждающих право индивида на свободу, развитие, счастье. Концепт гуманности определяет благо индивида, как основной оценочный критерий деятельности социальных институтов. В контексте гуманистической психологии желаемые нормы взаимоотношений между людьми – равенство, справедливость, доброта, сострадание.

Гуманистические идеалы это что

Определение в психологии

Гуманистическое мировоззрение – это идеология, которая определяет абсолютную ценность и значимость человеческой жизни. В рамках идеи отвергается разделение людей по национальному, экономическому или другим признакам. В контексте идеологии формируются этические установки, которые предполагают ответственность каждого члена социума, в том числе ученых и политиков.

Необходимость отвечать за действия обусловлена возможными негативными последствиями деятельности людей для человечества и окружающей среды. В первую очередь это касается научных открытий и принятых политических решений, способных нанести вред природе, физическому и психическому здоровью членов общества. Гуманизм, как мировоззрение, следует рассматривать с учетом значения термина.

Слово «humanitas» в латинском языке означает «человеколюбие». Идеи гуманизма с древних времен вели человека к вершинам развития, вселяли надежду на счастливое будущее, стимулировали улучшать условия жизни, как уже было упомянуто в философских источниках. В современном обществе на фоне улучшения материального благополучия нередко наблюдается духовное обеднение личности, отчужденность, жестокость, бесчувствие.

Гуманность и милосердие – понятия, основанные на единых взглядах и жизненных ценностях. Милосердие рассматривается психологами как готовность помочь ближнему из человеколюбия, сострадания. Принципы гуманизма – фундамент знаний, которые служат объединению людей, препятствуют духовной и нравственной деградации личности. Гуманистические взгляды – это совокупность принципов, которые отражают общечеловеческие ценности и приоритеты:

Гуманистические идеалы это что

Гуманный и гуманистический – близкие по смыслу понятия, которые определяют характеристики человека (в первом случае) или особенности взглядов, принципов, общества (во втором случае). Простыми словами, гуманный человек отличается гуманистическими взглядами. Общая характеристика гуманизма включает совокупность таких воззрений, как признание, принятие и уважение прав и свобод личности.

Ценность каждого индивида – неоспоримый тезис и непререкаемый ориентир независимо от уровня его благосостояния и занимаемого положения в обществе. В центре гуманистической системы – интересы индивида. Гуманное отношение к окружающему миру предполагает проявление чуткости, отзывчивости ко всему живому – людям, представителям фауны и флоры. Гуманные цели:

О гуманистической направленности личности говорят, когда поведение индивида соотносится с нормами этики и гуманистической морали. Потребности – основные структурные компоненты, определяющие направленность личности. Идеал – ориентир, который выступает в качестве эталона. На основе идеала формируется система нравственных устремлений, определяется система критериев, которые служат опорой при оценке поступков и поведения в разных жизненных ситуациях.

Гуманистические идеалы это что

В значениях слов «гуманизм» и «гуманность» отсутствует разница, если речь идет о проявлении человеколюбия и сострадания, доброжелательном отношения к человеку. Определение слова «гуманизм» во втором значении подразумевает прогрессивное движение, зародившееся в эпоху Возрождения, направленное на формирование новых взглядов, свободных от застойных влияний феодализма и католицизма.

Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили свободу личности, обозначили право человека на удовлетворение потребностей и счастье, выступили против религиозных догматов, принуждающих к аскетизму и всесторонним ограничениям. В представлении современных философов гуманизм – забота о благе людей, создание условий, благоприятных для развития личности и комфортной жизни.

Теория Маслоу

Автор теории гуманистической психологии А. Маслоу утверждал, что каждый человек – уникальное целое. Гуманистическая психология представляет собой совокупность теоретических подходов к понятию личности и природы человека. Американский психолог рассматривал отдельного человека, как цельную индивидуальность, которую некорректно рассматривать как набор дифференцированных компонентов.

Маслоу утверждал, что мотивация влияет на поведение индивида в целом, а природа человека характеризуется, как нейтральное или положительное начало. В этом вопросе взгляды Маслоу кардинально противоположны мнению Фрейда, который относился к природе человека с пессимизмом, считал, что поведение индивида определяют бессознательные, иррациональные силы.

По мнению Маслоу, жестокость, бессердечие, желание крушить и разрушать возникают вследствие фрустрации – невозможности удовлетворить потребности. Индивид, осознающий самоценность, способен к самосовершенствованию и саморазвитию. Маслоу придерживался позитивного взгляда на человечество, возвышая личность, ведущую осмысленную, значительную жизнь.

Гуманистические идеалы это что

В рамках мировоззренческой позиции Маслоу акцентировал внимание на творческом потенциале индивида. Он полагал, что творческие способности заложены в каждом человеке от рождения. Любая форма творчества ведет к самовыражению и самореализации. Чрезвычайно важной в теории Маслоу представляется мотивация, которая стимулирует определение личных целей и их достижение.

Маслоу полагал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения. Индивиду свойственно желать, удовлетворять потребности и ставить перед собой новые задачи, обусловленные новыми желаниями и потребностями. В иерархии потребностей на первом месте находятся физиологические нужды (желание есть, пить, спать). Индивид нуждается в защите и чувстве безопасности, в любви и самоуважении, в личном самосовершенствовании.

Признаки

Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в результате стремления человека объединить желаемое и действительное. Гуманность, как сущность отношения к ближнему, определил древнегреческий философ Панетий Родосский, живший в 185-110 годы до нашей эры. Гуманные качества – это совокупность свойств, которые указывают на приоритетную ценность человеческой жизни. Признаки гуманной личности:

Гуманистические идеалы это что

Диалог в контексте гуманистического отношения к окружающим характеризуется социальной природой, является реализацией потребности общаться, сотрудничать, взаимодействовать, заниматься совместным творчеством. В структуре диалога преобладают когнитивный и чувствительный компоненты, что отражается в характеристиках взаимоотношений:

Гуманисты не приемлют иных целей и задач кроме поиска способов взаимопонимания между людьми, построенных на принципах безопасности, психической комфортности, ситуативной адаптивности и адекватности. Выделяют виды гуманизма – либеральный, социалистический, эволюционный.

В первом случае предполагается высшая ценность каждого отдельного человека. Для социалистического гуманизма характерно доминирование интересов коллектива над потребностями и желаниями отдельной личности. Эволюционный гуманизм отражает теорию о высшей ценности человека, который в процессе эволюции развивается или деградирует.

Современный гуманизм

Мировоззрение неразрывно связано с моралью, общими правилами нравственности. Став целостной, сформировавшейся личностью, индивид намечает цели и осознает смысл жизни. Человек, который придерживается принципов добра, честности, порядочности, благородства и других нравственных идеалов, демонстрирует значимые в контексте пользы обществу модели поведения и ориентиры деятельности.

Выбранные ценности, в том числе гуманистические, служат основанием оценки событий, явлений, направляют процессы целеполагания и будущую деятельность. Современный гуманизм отражает гармонизацию взаимодействия социальных и природных систем. Отношения в рамках элементов человек-общество-природа строятся на основе принципов:

Гуманистические идеалы это что

По мнению многих философов, в том числе И. Канта, совершенствование и прогрессивное развитие индивида невозможно без формирования планетарного сознания (приоритет общечеловеческих ценностей над частными интересами). Концепт современного гуманизма предусматривает укрепление психической конгруэнтности – достижение состояния, когда индивид пребывает в согласии с собой и внешним миром.

Примеры

Примеры гуманности – благотворительность, волонтерство, что предполагает бескорыстную помощь нуждающимся людям и животным. Примером гуманистического общения в семье служит забота, помощь, внимание к своим детям, друзьям, возлюбленным. Примеры гуманизма в жизни ассоциируются с работой врачей, спасателей, пожарных.

Пример гуманности членов общества – признание ценности человека по факту его рождения, реализация понятий человечности, когда обеспечивается равное отношение к людям разных национальностей независимо от уровня дохода, внешней привлекательности, наличия образования. Понятие гуманности предполагает:

Гуманистическое мировоззрение – способность и желание относиться к каждому человеку по-доброму независимо от его национальной принадлежности и социального статуса, проявлять к окружающим уважение и великодушие.

Источник

Гуманистические идеалы это что

Гуманистические идеалы это что

Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистической категории человека как высшего идеала в развитии мировой философской мысли.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистический идеал, высшая ценность, свобода, справедливость, нравственность.

Человек, его внутренняя гуманистическая сущность, место и роль в общественных процессах и явлениях – одна из вечных философских проблем. Сколько существует философская мысль, столько данная проблема своей таинственностью и глобальностью захватывает мыслителей, которые в самых различных философских аспектах исследуют ее. И хотя на протяжении тысячелетий сформировалось много философских течений, школ и направлений, в центре социально-философских поисков которых – гуманистическая ценность человека, все же данная проблема остается актуальной, поскольку постоянно меняется человеческое общество, условия, в которых оно функционирует, и, следовательно, меняется и сам человек, его ценностные ориентации, вкусы, идеалы и мировосприятия. Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистического идеала в социально-философском дискурсе.

Компаративистское сопоставление исследований, в которых проблема человека рассматривается с позиций теологии, онтологии, гносеологии, феноменологии и др. концепций, дает основания утверждать, что в аксиологическом аспекте она на сегодняшний момент исследована в недостаточной степени, хотя представления о человеке как наивысшем гуманистическом идеале высказали мыслители еще задолго до нашей эры. Человек становился в центр внимания философской науки, которая только отделилась от мифологии, поскольку стремилась объяснить природу человека, его сущность, социальную роль, выявить, что человека делает человеком. Например, считается, что Сократ был создателем первой философской концепции человека. Он, по утверждениям Ксенофонта, в отличие от своих предшественников и современников хотел не только объяснить природу, вселенную и космос, но в первую очередь человека. Античная философия сформулировала принцип, согласно которому «человек есть мера всех вещей».

Однако уже в то время этот принцип толковался по-разному. Так, по Сократу, человек – мера всех вещей как носитель божественного разума. Протагор полагал, что человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют. У Гераклита, Демокрита, Аристотеля данное положение приобрело материалистически-антропологическое значение, оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие материалистического направления в философии. Существовало и множество других толкований данного гуманистического положения о человеке [1]. Гуманистический смысл данной максимы состоит в том, что человек уже в то время рассматривался как высшая ценность, являющаяся критерием для оценки предметов и явлений окружающего мира, в том числе и тех, которых он сам создает в процессе своей творческой деятельности. Так, по мнению софистов, человек и его высшая гуманистическая сущность всегда имеют относительную и историческую ценность. Им также принадлежит идея равенства народов, поскольку, по их мнению, все имеют единую человеческую природу.

Однако взгляды софистов и представителей других философских школ во многом различались между собой. Если софисты считали, что человек является центром культуры, создателем культурных ценностей, во всех своих поступках он руководствуется волей, чувствами, то Сократ полагал, что человек прежде всего – творец добра и цель самопознания. Сократа больше всего интересовал внутренний мир человека, его душа, моральные ценности, а также ценность самого человека. Критерием гуманистической ценности человека, его поступков Сократ провозглашает его моральные добродетели, широту кругозора и способность к самопознанию. Только истинное познание сути вещей и познание самого себя делают человека наивысшей ценностью. Отсюда он заключает, что основная задача человека – «познай самого себя» [2]. В дальнейшем, на протяжении развития человеческого общества после античного периода многократно изменялись взгляды относительно гуманистического идеала как наивысшей ценности человека в зависимости от изменений социокультурного устройства общества, смены мировоззренческих систем, ценностных парадигм и множества других факторов. Каждая из философских концепций раскрывала эту проблему по-новому, но никогда мыслители не обходили ее своим вниманием. Особо выделяется своей глубиной проникновения в данную проблематику христианская философская концепция, утверждающая гуманистические идеалы смирения, кротости, надежды и человеческой веры к Богу.

Согласно христианскому гуманизму, ценность человека измеряется не тем, насколько он достиг своего совершенства, а тем, насколько в нем проявляется божественное начало, куда после смерти попадет его бессмертная душа. Представители христианской религиозной философии Августин Блаженный и Фома Аквинский, утверждая божественное начало в человеке, пытались обосновать идею гуманистической самоценности человеческой души, ее бессмертие. Вся философия Средневековья была ориентирована на религиозные аспекты жизни человека. Бог утверждался высшим идеалом, но человеку также отводилось ведущая роль и значение, поскольку его возвышенный духовный образ приравнивался к Богу. Вследствие этого человеческая душа возводилась в ранг наивысшего гуманистического идеала. Кроме того, антропологическая гуманистическая тематика христианской философии (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.) утвердила новые гуманистические идеалы: веру, надежду, любовь [3]. Эпоха Возрождения характеризовалась бурным и радикальным обновлением всей европейской культуры, подняла образ творческого и активного человека как наивысшего гуманистического идеала. Гуманизм стал главной философской проблематикой в тот период. Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Проблема истины, добра и красоты в связи с гуманистической проблемой человека стала основой философских исканий мыслителей этого времени (Дж. Манетти, Фр. Петрарка, Л. Б. Альберти, Эразм Роттердамский, М. Монтень и др.). Бог философии Возрождения – не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен» миру и сливается с законом естественной необходимости.

Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной и творческой личности. Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полноценная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, науки и становлению гуманистического мировоззрения [3]. В период Нового времени, когда в мире зарождались и утверждались новые капиталистические отношения, ценность человека вновь занимает центральное место в философских поисках, ведь именно в этот период начинает меняться социальная роль и функции человека. Становление науки как социального института и ее выдвижение на передний план в социокультурном развитии является ведущей характеристикой Нового времени. В Новое время и эпоху Просвещения проблеме человека и ее гуманистической ценности уделяли внимание такие выдающиеся представители мировой философии как Дж. Локк, Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Вольтер, Ж. Руссо, Ж. Дидро, К. Гельвеций и многие другие. В философском дискурсе XVII–XVIII вв. понимание гуманистического идеала как особого социально-этического феномена общественной жизни и личностного бытия человека в основном сводилось к научному познанию и механизмам психики. Так, у Р. Декарта совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость определяются как свойства и проявления всеобщей психической конституции человека, как выражение его изначальных душевных импульсов. Б. Спиноза сводит специфическое содержание гуманистических идеалов к тому, что составляет природу и разум человека, проявляя тем самым рационально-натуралистические воззрения относительно гуманистического идеала. Т. Гоббс и Дж. Локк развивали социальные концепции, связывая сущность и реализацию гуманистического идеала с правильным построением общественного устройства. Трактовка ими социального идеала имела в целом сословно-корпоративный характер, т. е. была ориентирована на осмысление локальных групп и их конкретное положение в системе социальной иерархии [1]. Кроме того, философы Нового времени пытались определить назначение человека во вселенной, его роль в общественном процессе, а, следовательно, и его ценность. В частности, И. Кант, протестуя против

феодального закрепощения человека, стремился научно обосновать гуманистическую идею самоценности человека и его активности. Обосновывая двойственный характер природы человека и мира, немецкий мыслитель полагал, что человек, с одной стороны, обладает разумом и выступает активным преобразователем подвластных ему мира вещей, с другой – является ноуменом, вбирающим в себя чистый разум, волю и априорные возможности, и вследствие этого открыт миру свободы, трансцендентальной нравственности и абсолютных ценностей. Только за пределами теоретического разума человек в силу своих особых интеллектуальных априорных способностей способен трансцендироваться в сверхчувственной мир «вещей в себе», к которому Кант относил и человека [1].

Утверждение капиталистических отношений в странах Европы еще больше концентрировало философское внимание на проблему человека и его высшей гуманистического ценности. В мировой философии возникают такие новые течения и направления, как неокантианство, прагматизм, неотомизм, экзистенциализм, прагматизм и др., представители которых рассматривали образ и ценность человека в тесной взаимосвязи с новыми общественными отношения и политическими событиями. В ХХ веке трагичность взаимосвязи личности и общества, осознание реальной гибели человечества в мировых войнах определили внимание к гуманистической проблематике человека как наивысшей ценности и к его социально-этическим условиям бытия. Это время бурных социальных и культурных событий, развития науки и техники, качественных изменений в способе производства, возникновения глобальных проблем. Общий кризис культуры, стремление гармонизировать и усовершенствовать человека, общество, мир отразились и в обоснованиях идеалов гуманизма.

Свою задачу социальная философия XXI века видит в том, чтобы примирить эти две стороны, показав, что социальное бытие человека – действительность – может быть рациональна осмыслена, гуманизируема и вместе с тем содержит необъективируемый иррациональный компонент. Плюрализм точек зрения в современной философии сохраняется и по отношению к гуманистическому идеалу. Произошедший в Европе в начале XX века мощный социокультурный сдвиг и резкий научно-технический скачок отрыли перед человеком и обществом новую ситуацию. В организации социальнополитического бытия на передний план выдвигаются высшие ценности общественного блага и личностной свободы.

Поэтому современные социально-философские концепции в толковании гуманистического идеала прежде обращают внимание на соотношение справедливости и свободы как главных регулятивов института социальных отношений. Современные философские теории обосновывают гуманистический идеал свободного человека, понимая свободу как право быть самим собой. Кроме того, концепция утилитаризма Дж. Роулза выдвигает гуманистический идеал справедливости, который также получил в современном философском дискурсе широкое распространение.

1. Квятковский Д. О. Социально-философский дискурс гуманистического идеала // Научное познание: методология и технология. – 2012. – № 1 (28). – C. 79–83.

2. Квятковский Д. О. Особенности гуманистического идеала в философии Древнего Мира // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2015. – № 3. – С. 73–81.

3. Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социальнофилософский анализ): монография. – М.: Логос, 2014. – 132 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *