Гуманистическая психология характеризуется тем что
Гуманистическая психология
Содержание
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [2] :
Литература
Примечания
См. также
Ссылки
Психология
Полезное
Смотреть что такое «Гуманистическая психология» в других словарях:
Гуманистическая Психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоакт … Психологический словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950 х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и бихевиоризму … Новейший философский словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Гуманистическая психология — направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Гуманистическая психология — – современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50 х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893).… … Словарь-справочник по социальной работе
Гуманистическая психология — психологическое течение в общественной науке, изучающее психологию личности, как самости, как самоценности человеческого существования. Ее задача – способствовать расширению возможностей сознания человека, его саморазвитию, самоактуализации… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком много внимания уделяет тому, что является невротическим и… … Толковый словарь по психологии
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в совр. зарубежной, гл. обр. амер., психологии, признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50 х гг. 20 в. Ведущие представители А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. п. противопоставила себя … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманистическая психология
Насчет гуманистической психологии как метода.
культурно выражаться сложно. Но попробую.
Понимаю, что очень многим приятны и близки идеи личностного роста, собственной уникальности, поиск смыслов там, где их, скорее нет, и прочее прочее.
Что я по этому поводу думаю?
– Что каждая обезьяна думает о том, что она не обезьяна.
По-сути, гуманистическая психология представляет собой некий навязываемый директивный набор взглядов и систему ценностей.
То есть гуманистическая психология представляет собой догматичную структуру.
А успех метода обуславливается тем, что люди куда с большим удовольствием выбирают «системы» с подобной догматичной структурой. Люди нуждаются в подобном, чем-нибудь, дающим им ориентир.
Другой вопрос в гибкости, здравости любой догматичной структуры.
И гуманистическая психология с присущей ей взглядами и позициями может иметь сложности с тем, как например объяснить отсутствие «счастья» у человека, который везде успел, всем помог, накормил миллионы, придумал тысячи вакцин, родил 20 детей, жертвует кучи денег бездомным.
Как метод, она может и прививает человеку некие ориентиры, в которых он так нуждается.
Но навязываемые методом ориентиры, при всем уважении, вряд ли могут претендовать на объективный характер.
Выбирая метод, старайтесь хотя бы на пальцах представить и объяснить как он работает, и может ли он в данном случае Вам «помочь».
Многим подобный подход помогает. Каждому, как говорится, своё.
Гуманистическая психология:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основоположники:
Основная идея:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Главной целью терапии становится личностный рост клиента, основанный на стремлении к самоактуализации. Основное отличие от психоанализа и бихевиоризма в том, что психолог воздерживается от интерпретаций и не дает конкретных указаний, он является максимально аутентичным и выполняет роль чистого «зеркала», отражая мысли и чувства клиента, побуждая его глубоко исследовать свои переживания. Психолог стремится быть аутентичным и придерживается безусловного отношения к клиенту и безусловного принятия всех его проявлений, стремится эмпатично понять устройство его мира.
Основным рабочим инструментом в терапии является глубокий контакт, взаимоотношения клиента с терапевтом, формируя у первого опыт переживания безусловного принятия и искренней заинтересованности в его личности. Именно поэтому психологу важно постоянно самосовершенствоваться, работать над своей личность, иметь опыт личной терапии и обращаться за супервизией.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ
Cамоактуализация имеет первостепенное значение для всей гуманистической психологии и отражает направленность данного течения.
Автор определял самоактуализацию как стремление человека и процесс воплощения им своего потенциала, реализацию наибольшего количества возможностей.
В человеке изначально заложены возможности для позитивного развития, а разрушительные силы не являются частью человеческой природой, а появляются вследствие неудовлетворенности основных потребностей. Маслоу считал, что исследовать психические патологии уместно только после того, как будет изучено состояния «нормы», структура психики здорового человека. А образцом здоровой психики является самоактулизирующийся человек.
Самоактуализации невозможно достигнуть один раз и навсегда, это процесс развития, понимания себя, изучения своей природы длиною в жизнь. Маслоу описывал личность, стремящаяся к самоактуализации, следующим образом: человек принимает себя, мир и окружающих; имеет хорошие отношения с другими людьми; адекватно оценивает ситуацию; сосредоточен на задаче, а не на себе, стремится к автономии от окружающей среды и культуры; он спонтанный, независимый, имеет богатую внутреннюю жизнь, креативен и демократичен.
Принципиально отличным от всех других существ человека делает творчество. Оно может проявляться во всевозможных формах и является врожденной способностью личности. Однако эта способность может утратиться в процессе подчинения жестким общественным стандартам и усвоения культурных норм, ограничивающих свободу.
Абрахам Маслоу является автором известной пирамиды потребностей.
Автор описывал человека как «желающее существо», у которого присутствует множество разноуровневых потребностей, требующих удовлетворения.
Возникновение и развитие гуманистической психологии
Возникновение и развитие гуманистической психологии
Гуманистическая психология это направление в психологии. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
– человек целостен и должен изучаться в его целостности;
– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;
– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;
– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
Одним из «отцов» гуманистической психологии и психотерапии считается американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу (1908—1970).
Это был человек с интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.
Личность и биография
Абраха>ч Маслоу родился в многодетной еврейской семье, не отличавшейся теплыми отношениями.
К тому же он чувствовал себя и физически ущербным, щуплым, слабым, некрасивым, был замкнут и нелюдим, предпочитая книги компании своих сверстников Он настолько стеснялся своей непривлекательности, что старался садиться в пустые вагоны, чтобы никто его не рассматривал.
Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) старался компенсировать (термин Адлера) спортом, но не смог добиться больших успехов, а физкультурники в то время в Америке были не в моде.
Но так как у человека всегда присутствует потребность любить кого-то, то за неимением лучшего объекта маленький Маслоу испытывает очень нежные чувства к своему отцу — пьянице, гуляке, дебоширу и ворчуну.
Он пытался найти научное объяснение высшим духовным проявлениям, экстатическим эмоциональным состояниям (он назовет их « вершинные (пиковые) переживания»), одним из которых оказалась его робкая любовь к своей кузине, трудное признание, неожиданно встретившее полную взаимность. Рано поженившись, они долго прожили в любви и согласии.
Методы
Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники — например, опросник «Чувства. Реакции. Убеждения.», разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.
Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:
Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.
Гуманистическая психология критика. Критика чистого «общения»: насколько гуманистична «гуманистическая психология»
В настоящее время кажется, что для
психологии нужнее всего, чтобы психотерапия
обрела человеческое измерение, измерение
человеческих феноменов. Поэтому уместен
вопрос, был ли этот шаг реально предпринят
направлением, которое получило
наименование движения «гуманистической
психологии». Хотя и было заявлено,
что логотерапия «присоединилась»
к этому движению В действительности
понятие общения-встречи было привлечено
скорее из экзистенциалистской, нежели
из психологической литературы. Оно было
введено Мартином Бубером, Фердинандом
Эбнером и Якобом Л. Морено, вклад которых
в экзистенциалистскую мысль состоит в
интерпретации существования как
со-существования, совместного
существования. В этом контексте
общение-встреча понимается как
взаимоотношение между «Я» и «Ты»
— взаимоотношение, которое по самой
своей природе может быть установлено
только на человеческом и личностном
уровне.
Но дело в том, что в таком воззрении
нечто упущено, не более и не менее чем
целое измерение. Это можно понять,
вспомнив теорию языка, предложенную
Карлом Бюлером. Он различал три функции
языка. Во-первых, язык дает возможность
говорящему выразить себя, то есть служит
средством самовыражения. Во-вторых,
язык-это обращение, адресуемое говорящим
тому, с кем он говорит. И в-третьих, язык
всегда представляет нечто, то «нечто»,
о котором человек говорит. Иными словами,
когда кто-то говорит, он а) выражает
себя, б) обращается «к» кому-то
другому; однако если он не говорит при
этом «о» чем-то, то не оправданно
называть этот процесс «языком». Мы
будем в таком случае иметь дело со своего
рода псевдоязыком, который действительно
не более чем способ самовыражения (и
которому иногда недостает даже обращения
к партнеру). Есть шизофреники, разговор
которых может быть интерпретирован как
такой «язык», выражающий лишь
настроение, но лишенный обращения к
реальности*.
Гуманистическая психология основатель. Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая психология
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.
Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».
Понятие
Гуманистическая психология — это направление, анализирующее понятия, которые присущи исключительно человеку — творческая деятельность, самоактуализация личности и ее развитие, высшие человеческие ценности, любовь, свобода.
За основу берутся гуманистические качества личности, которые и отличают человека от животного, а также способствуют его совершенствованию на протяжении всей жизни.
Гуманистическая направленность — это нравственные качества личности, определяющие его поведение согласно гуманистическим идеям. Прежде всего, это признание ценности человеческой личности, ее исключительных прав на развитие и благополучие.
Под данными качествами подразумевается комплекс таких черт характера, как терпимость человека к окружающим, стремление им помочь, доброта, уважение к другому человеку, понимание.