Гугеноты и католики в чем разница
История гугенотов: кто это такие, с кем воевали и чем отличались от католиков?
В переводе с немецкого языка слово «гугенот» значит «соратник», «собрат», «союзник». Кто такие гугеноты? Определение этого термина и его восприятие в разные времена имело различный смысл. Так, в 16 веке во Франции гугенотами стали называть членов женевского союза, протестующих против герцога Савойского. Сначала это слово имело негативный характер, однако, впоследствии с успешным распространением реформации по стране, сами французские протестанты начали называть друг друга гугенотами. С 16 века термин «гугенот» означает «гражданин Швейцарской Конфедерации».
Гугеноты и протестанты — чем они отличаются от католиков?
Взаимоотношения между католиками и протестантами были проблематичными не столько по идеологическим, сколько по политическим соображениям. Согласно решению Тридентского собора в 1563 году все служители католической церкви обязаны были бороться с протестантами, чтобы защитить неприкосновенность средневековых устоев католицизма. Но это решение французская католическая церковь не поддерживала до тех пор, пока не усилилось опасное влияние гугенотов.
Основными тезисами протестантов и гугенотов являются:
Основные тезисы католической церкви:
Католическая церковь имеет в своём вероучении следующие доктринальные положения, которые позволяют ответить на вопрос, в чем разница между гугенотами и католиками:
Войны гугенотов – с кем они воевали и почему проигрывали?
Пропагандисты протестантского учения — Фарель, Лефевр, Руссель, Кальвин, сторонники французской реформации, находились под покровительством королевы Наваррской Маргариты, которая приходилась сестрой королю Франциску I. Благодаря этому им удавалось организовывать тайные лютеранские общины. Лидером гугенотов был Наваррский король Генрих Бурбон, ставший впоследствии королём Франции Генрихом IV.
В 1534 году все, кого называли гугенотами, подверглись массовыми арестам и казням после того, как протестанты распространили листовки во всех крупных городах. В листовках были грубо высмеяны священники и месса, что послужило причиной резкого изменения отношения верховной власти к протестантам.
По указу короля Франциска I были конфискованы все протестантские сочинения и запрещены под угрозой смертной казни протестантские церковные богослужения. Однако это не остановило распространение реформаторского движения.
Во время правления Генриха II, который активно искоренял «ересь» и угрожал протестантам сожжением на кострах, было образовано около пяти тысяч кальвинистских общин. Гугеноты мужественно боролись против преследований, и в 1559 году они составили заговор, согласно которому предполагалось выдвинуть требование о свободе совести и прекращении преследования протестантов. В противном случае заговорщики планировали захватить короля и потребовать от него передачи власти Бурбонам, которые были расположены к кальвинизму — Людовику Конде и Антуану Наваррскому. Однако в результате раскрытия заговора гугеноты и католики вступили в бой в городе Амбуаз, в котором в тот момент находился король. В ходе боя гугеноты потерпели жестокое поражение.
Тем не менее, несмотря на то что власти продолжали подавлять протестантов, реформаторское движение активно поддерживали французские аристократы. После смерти Франциска II власть была передана несовершеннолетнему королю Карлу IX. Однако фактически страной управляла его мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить все религиозные конфессии, и со временем давление на протестантов становилось всё меньшим.
Варфоломеевская ночь
Сторонниками прежней власти, оставшихся недовольными уступками протестантам, был образован так называемый триумвират. Борцы с гугенотами вступили в переговоры с Испанией, где преобладала католическая вера, с целью совместной борьбы против протестантов.
Для того чтобы завоевать доверие протестантов, Екатерина Медичи приняла решение связать брачными узами Генриха Наваррского с сестрой Карла IX. К тому времени Франция жила спокойно и мирно, поэтому королева Наваррская без боязни приехала в столицу на свадьбу Генриха и сестры короля.
На торжественном бракосочетании присутствовали многие знатные гугеноты, в том числе и Колиньи, пользовавшийся особенным благоволением короля и руководивший политикой Франции. Католикам же было ненавистно это сближение, да и королеве-матери прежде всего хотелось избавиться от Колиньи и его влияния. Вскоре после свадьбы военный и политический предводитель гугенотов Гаспар Колиньи подвергся нападению и чудом остался жив. Все эти обстоятельства привели к тому, что ночью 24 августа 1572 года, через шесть дней после бракосочетания, произошла кровавая резня гугенотов в Варфоломеевскую ночь, в результате которой, по разным данным, было убито около 30 000 человек.
Последовала новая череда войн, длившихся до 1593 года. После принятия французской короны Наваррским королём, который начал правление под именем Генриха IV, оставшиеся Гизы продолжали борьбу с гугенотами. Однако в 1598 году был заключен Вервенский мир, Испания признала Генриха IV королём Франции, и в этом же году был принят закон (Нантский эдикт), дарующий гугенотам право свободного вероисповедания. Религиозные войны прекратились на тот период времени, пока Францией правил Генрих IV. После его смерти гугеноты стали притесняться кардиналом Ришелье и религиозные войны во Франции снова возобновились.
Жизнь гугенотов после Генриха IV
В 1617 году король под давлением католического духовенства издал эдикт, согласно которому католическая религия была введена в чисто протестантской части Франции Беарне. При этом гугенотов обязали вернуть католической церкви всё имущество, которым они владели на протяжении 50 лет. Поскольку протестанты отказались подчиняться такому эдикту, король лично явился в Беарн и насильно вынудил его исполнить. Это стало причиной возобновления вооруженных восстаний, но все они заканчивались поражениями, так как действовали гугеноты под руководством бездарных предводителей.
Однако в Монпелье им всё-таки удалось заключить мир, получить амнистию и вернуть захваченное имущество. Запрещено было только устраивать религиозные сборища, предварительно не согласовав их с королём. Спустя некоторое время гугеноты вновь подняли восстание, поскольку королём не были выполнены многие условия договора, заключенного в Монпелье. Однако те, с кем воевали гугеноты, снова одержали победу.
После короткого перемирия война снова продолжилась. В ходе борьбы королевскими войсками была занята главная твердыня гугенотов — Ла-Рошель. Вновь был заключен мирный договор, условием которого стало уничтожение всех крепостных укреплений протестантов, а взамен на выполнение этого условия они получили амнистию и свободу вероисповедания.
Так, во время правления Ришелье и Мазарини протестанты получили возможность беспрепятственно пользоваться приобретёнными правами, но после смерти Кольбера, который находился во главе правительства Людовика XIV, последовало насильственное обращение протестантов в католичество, а в 1685 году король и вовсе отменил Нантский эдикт.
В результате многие гугеноты бежали в Англию, Швейцарию, Германию и Нидерланды. В 1688 году символом христианской религиозной веры стал крест гугенотов, изготовленный на основе Мальтийского креста золотых и серебряных дел мастером Мистром. Крест был украшен подвесным голубем — символом святого духа и жемчужной слезой, напоминающей об ужасных преследованиях мужественных гугенотов.
А Вы знали, кто такие гугеноты? Считаете ли Вы их гонения несправедливыми? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Видео о резне гугенотов в Варфоломеевскую ночь
Гугеноты и Варфоломеевкая ночь
Тема: История
Гугено́ты (фр. Huguenot(s)) — название с XVI века французских протестантов (кальвинистов). Происходит от франко-швейцарского eyguenot (aguynos), обозначавшего члена женевского протестантского союза против герцога Савойского. Слово eyguenot в свою очередь восходит к с.-в.-нем. eitgenôz (современное нем. Eidgenosse) ‘собрат, соратник, союзник’. Начиная с XIV века Eidgenosse официально обозначает просто гражданина Швейцарской Конфедерации.
Появление протестантизма во Франции
Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано.
При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. К веротерпимости и реформам призывал даже католический епископ Брюсонне.
В 1534 году протестанты наводнили крупные города листовками, грубо высмеивавшими священников и мессу. В ответ начались массовые аресты и казни еретиков. Реформированная церковь во Франции была вынуждена уйти в подполье.
Религиозные войны
Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не смогли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и с особенным рвением принялся за искоренение “ереси”. Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием знатного семейства Гизов, в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия — “огненная палата”, следившая за исполнением эдиктов о еретиках.
Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам. Но заговор был открыт и король бежал.
Только при Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами между ними был устроен религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.
Как только был издан Январский эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франсуа де Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Всего войн было восемь.
Варфоломеевская ночь
В 1572 году, чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи, королева Франции, решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского (лидера гугенотский войн этого периода). Временно во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.
На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим, в последствии, и были вызваны события Варфоломеевской ночи.
По мнению историков, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии. Но ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню.
Сигнал к началу устранения опасных гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5 000 до 30 000 человек.
Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.
Продолжение противоречий
Решительная победа Генриха Наваррского над лигой и его восшествие на трон под именем Генриха IV (1594) ознаменовали конец религиозных войн. Генрих принял католичество по политическим соображениям, а Нантский эдикт (1598) предоставил гугенотам широкие права, легализовал издание протестантской литературы, даровал все гражданские и политические права, свободу торговли, право на наследование собственности, доступ во все школы, участие в местных и национальном парламентах. Для разбирательств судебных дел гугенотов при парламентах были созданы особые палаты, состоявшие наполовину из гугенотов.
В правление Людовика XIII кардинал Ришелье постепенно урезал привилегии протестантов; политическое влияние они утратили с падением крепости Ларошель (1628), но сохранили большинство гражданских свобод.
Людовик XIV приступил к насильственному обращению протестантов: солдаты размещались на постой в протестантских домах, пока их обитатели не присоединялись к официальной религии. Нантский эдикт был отменен 18 октября 1685, и гугеноты стали покидать Францию, эмигрируя в Англию, Нидерланды, Германию и Америку. Но и после массового исхода гугенотов из Франции протестантская вера там не умерла. Теперь к гугенотам принадлежали семейства торговцев и ремесленников.
Преследования продолжались, но официальную позицию властей в 18 в. можно в целом охарактеризовать как нейтральную.
Узаконивание прав
Гражданские права были возвращены гугенотам ноябрьским эдиктом 1787 года. Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.
XIX век
Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.
XXI век
В настоящее время во Франции существует несколько десятков протестантских организаций. Из них только три организации считают себя продолжателями дела гугенотов:
Католики и гугеноты: в чём разница?
За всё время своего существования христианская церковь пережила немало потрясений и расколов. В 1054 году единая церковь распалась на две ветви: греческое православие и римский католицизм. Православным иерархам удалось сохранить относительную целостность своей церкви, а католическим предстояло пережить ещё одно крупное потрясение — Реформацию. Реформацией называют идеологическое движение, возникшее в XVI веке в Европе. Основной его задачей было искоренение недостатков католицизма, ограничение власти Папы Римского, а также демократизация общественной и политической жизни. В результате деятельности реформаторов возникла новая ветвь христианства — протестантизм.
Во Франции XVI-XVII веков протестантов называли гугенотами. До сих пор неизвестно точное происхождение этого слова, вполне возможно, что оно восходит к искажённому немецкому — «Eidgenossen» («союзник»). При этом Франция оставалась преимущественно католической страной и одним из главных оплотов Папы Римского в борьбе со стремительно распространяющимся протестантизмом.
Догматические и обрядовые различия гугенотов и католиков
Представители протестантской и католической ветвей христианства по-разному смотрели на религиозные таинства и веру в целом. В частности их различало:
Столкновения между гугенотами и католиками
Противоречия между католиками и гугенотами вылились в целую серию религиозных войн в период с 1562 по 1598 год. Кульминацией этих событий стала Варфоломеевская ночь (1572), в течение которой было убито несколько тысяч гугенотов. Конец религиозным войнам положил Нантский эдикт о веротерпимости, изданный Генрихом IV Бурбоном, однако, конфронтация между приверженцами протестантской и католической церквей не прекратилась.
В 1685 году внук Генриха IV — Людовик XIV — отменил Нантский эдикт. Это событие сопровождалось гонениями на гугенотов и разрушением их церквей и школ. Протестанты начали массовое бегство из Франции. Многие из них впоследствии переплыли Атлантику и стали основывать свои поселения на североамериканском континенте.
Кто такие гугеноты и за какие права они боролись
Гугеноты — это французские кальвинисты (протестанты). Это имя укрепилось с XVI века. Термин Eyguenot немецкого происхождения, что в переводе означает «собрат». На сегодняшний день эти кальвинисты — простые граждане Швейцарского союза (конфедерации).Это духовное сословие отрицает поклонение святым мощам, иконам, а также осуждают выдачу индульгенций.
Папа римский и католики не собирались терпеть раскол и объявили гугенотов настоящими еретиками. Долгие десятилетия продолжались кровавые войны между людьми различного религиозного верования.
Происхождение слова
Противники протестантов использовали французский термин Huguenot в качестве насмешки над живущими во Франции гугенотами. Определение укрепилось здесь с приходом периода Реформации. В начале XVI века начинают возникать закрытые лютеранские сообщества после разрешения королевы Наваррской. Ещё раньше на французской земле пропагандировали известные учёные: Лефевр и Руссель.
Это интересно: барщина это что такое, примеры.
Доктрина Кальвина нашла большую поддержку среди среднего сословия и дворянства. Учение веротерпимости и Реформации звучало из уст епископа Брюсонне. Протестантское сообщество в 1534 году распространило листовки, высмеивающие мессу и католическое священство в крупных городах Франции. Эти действия породили массовые аресты и публичные казни еретиков. Кальвинизм был вынужден скрываться от преследования.
Противостояние гугенотов и католиков
Столкновения двух церковных ответвлений происходили во время правления остатков династии Валуа. Гугеноты во Франции подчинялись Бурбонам, а Екатерина Медичи стояла во главе католицизма.
Поддержка слоев населения
Гизы разбили армию Бурбонов, а стратег последних, Людовик I Конде, был схвачен. В 1561 г. французы выпустили нормативный акт, запрещающий применение смертной казни к еретикам. Вскоре враждующие стороны пытались провести религиозный диспут на тему примирения, но положительного исхода добыто не было.
Католики продолжали стремиться погасить деятельность гугенотов. При помощи политических спекуляций им удалось переманить на свою сторону герцога Наваррского. В 1562 принц де Гиз своевольно напал на совершавших богослужение кальвинистов. Это явилось началом первой междоусобицы. Через год гугенотам вновь посчастливилось получить разрешение на свободу исповедания. Протестантское движение поддерживалось дворянством и буржуазией, которое стремилось побороть абсолютизм во Франции.
Екатерина Медичи отменила все вольности католиков, захватив власть из рук Гизов. После множества взаимных успехов и поражений, а также всеобщей амнистии, разгорелась новая волна междоусобиц. Конде и Колиньи скрылись на западе Франции, а ненависть католиков к кальвинистам продолжала возрастать. Новым штабом протестантов становится город Ла-Рошель. Вскоре они получают помощь от королевы Англии и немецких князей. В 1569 году католики одерживают уверенную победу при Жарнаке. Маршал Таванн убивает Конде.
Другое войско гугенотов собралось в городе Коньяк. Предводителем стал сын Жанны Наваррской, Генрих. Успех продолжал переходить от одних противников к другим. После заключения Сен-Жерменского пакта удалось добиться мира и амнистии. Завоёванные протестантами города оставались в их руках.
Во время Варфоломеевской ночи
Екатерина Медичи выдаёт замуж сестру короля Карла IX за герцога Наваррского. Гугеноты под предводительством Колиньи ведут переговоры с Англией по поводу восстания на территории Нидерландов. Франция в этот период переживает затишье между военными действиями, поэтому приезд на бракосочетание всех важных персон состоялся.
Католики с колоссальной неприязнью смотрели на потенциальное воссоединение с гугенотскими слоями населения. Королева затеяла свержение с политического пути герцога Колиньи. В 1572 году состоялась ужасная расправа над гугенотами в Варфоломееву ночь. Спасшиеся протестанты защищались в своих крепостях. Через год наступило перемирие, а гугеноты вновь обрели свободу вероисповедания. Однако очередной заговор против династии Гизов подверг управляющих кальвинисткой партии (Наваррский, Конде) преследованиям.
Генрих III продолжал борьбу против протестантов. Когда стало ясно, что Конде с большой помощью от немецкого императора, способен полностью захватить власть в стране, король решается подписать мирный пакт на выгодных условиях. Гугеноты восстанавливают свои права и получают новые крепости.
Образование партии католицизма
Для защиты собственной веры от влияния протестантизма Генрих Гиз создаёт Католическую лигу. Возросшая мощь гугенотов подвигла королеву пойти на большие уступки. Герцог Наваррский обладал правами на корону, поэтому Гиз, не желая отдавать трон еретику, пошёл на сделку с Испанией. Наследником назначили кардинала Бурбонского, человека преклонных лет. В 1585 г. католики вновь провозглашают свою веру главнейшей и отбирают права у протестантов.
Разразилась последняя (восьмая) религиозная война. Кальвинисты Германии присылали в помощь своим собратьям армию, Англия — деньги. В сражении при Кутра Генрих Наваррский одержал знаковую победу, однако, короны он добиться не смог. В 1598 году в свет вышел Нантский указ, разрешающий всем протестантам свободное право исповедания. Чтобы закрепить условия акта, гугеноты пошли на свершение очередного восстания.
События XVII-XVIII века
Во второй половине XVI века Францию захлестнули религиозные войны, вызванные назревшей необходимостью проведения радикальных церковных реформ, против которых яростно выступали сторонники католицизма, поддерживаемые Ватиканом. Тогда же их оппонентов, требовавших свободы вероисповедания, стали называть «гугенотами». Это было не что иное, как искаженное немецкое слово Eidgenjssen, в переводе означающее «заговорщик» или «клятвенный союзник». Что же известно об этих людях?
Кто такие гугеноты во Франции?
Прежде чем начать разговор о французском реформаторстве, уточним значение терминов, которые принято употреблять в отношении его главных участников. Нередко приходится слышать вопрос: «Кто такие гугеноты и протестанты и существует ли между ними разница? » Чтобы исключить всякие недоразумения, отметим сразу, что по своему значению эти термины идентичны. Особенности же их заключаются в том, что в самом начале реформистского движения, когда протестанты (от слова «протест») были немногочисленны, выражение «гугенот» («заговорщик») употреблялось по отношению к ним с некоторой насмешкой.
Дело в том, что у большинства населения оно вызывало ассоциации с широко распространенным швейцарским именем Гюга (аналогично русскому – Иван или немецкому – Фриц) и воспринималось как нечто чужеродное и несовместимое с национальной традицией. Впоследствии же, когда к протестантам присоединилась значительная часть населения страны, разница между этими названиями полностью исчезла. Гугенотами стали называть всех протестантов XVI и XVII веков.
Гугеноты и католики – в чем разница?
Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.
Разными были для них и источники вероучений. С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви. Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.
Мятеж в католическом государстве
Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения.
Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской – родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма.
Под знаменем кальвинизма
Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи – их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.
В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.
В обстановке кровавого террора
Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви.
Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I – родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах.
Оба монарха находились под сильным влиянием древнего аристократического рода Гизов, представители которого всегда являлись сторонниками крайне жесткого католицизма и исконными врагами протестантов. В 1559 году именно они стали инициаторами создания в рамках парламента печально известной «Огненной палаты», ведавшей расправой над еретиками.
Первое крупное сражение
Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции. В результате среди дворян-кальвинистов был составлен заговор, цель которого заключалась в свержении с престола Франциска I, удалении от двора Гизов и установлении в стране целого ряда религиозных свобод.
Вопреки принятым мерам, планы заговорщиков стали известны королю, и, бежав в город Амбуаз, он сумел укрыться в крепости, на защиту которой выступили регулярные воинские подразделения. Основная часть мятежников погибла в бою, а остальных предали казни. Несмотря на то что их разгром стал крупным поражением гугенотов, пролитая кровь не пропала даром – «Огненная палата» была упразднена, и положение инакомыслящих отчасти улучшилось. Однако участие в собраниях протестантов и проводимых ими богослужениях по-прежнему могло привести на эшафот. Лишь в 1561 году королем Карлом IX был издан эдикт, запрещавший применение смертной казни по отношению к еретикам.
Тем не менее разногласия между сторонниками сохранения католицизма в его прежнем виде и их противниками, призывавшими к немедленным реформам, привели к расколу в обществе и началу череды религиозных войн. Гугеноты на начальном этапе не были склонны к применению силы, и их действия стали лишь ответом на вероломство прокатолической правительственной группировки, возглавляемой в тот период маршалом Сент-Андре, коннетаблем Монморанси и герцогом Гизом.
Франция, залитая кровью
Историки насчитывают 8 религиозных войн, связанных с реформистским движением во Франции. Первая из них, проходившая с переменным успехом, началась в 1562 году, после того как отряд Франсуа де Гиза перебил большую группу протестантов, собравшихся на богослужение в городе Авиньоне. Через год военные действия завершились подписанием в Амбуазе мирного договора, согласно которому гугенотам была предоставлена свобода вероисповедания.
Однако королева Франции Мария Медичи, опасаясь их возросшего влияния, вскоре отменила изданный ею же документ, вернув все на прежний уровень. В ответ на это вождь гугенотов герцог Конде, происходивший из рода Бурбонов, вкупе с маркизом Калиньи предпринял попытку сместить короля и занять его место на троне. Затея не удалась, и после многодневной осады Парижа представители противоборствующих сторон вновь сели за стол переговоров. Ими был заключен очередной мирный договор, нарушение которого привело через полгода к началу гражданской войны.
Город Ла-Рошель, ставший центром протестантизма
Несмотря на то что идеи реформаторства нашли живой отклик у значительной части населения, приверженцы католицизма не прекращали совершать в отношении их акты насилия. Это стало причиной того, что вожди гугенотов были вынуждены покинуть Париж и укрыться за крепостными стенами приморского города Ла-Рошели, сделав его своей основной штаб-квартирой.
Туда со всех концов Франции стекались их последователи. В Ла-Рошель же прибыло подкрепление, посланное английской королевой Елизаветой и протестантскими князьями Германии. Но в марте 1569 года правительственные войска нанесли объединенным силам мятежников сокрушительное поражение. Герцог Конде был захвачен в плен и лишь благодаря случаю сумел вновь обрести свободу.
Кошмар Варфоломеевской ночи
Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс. человек, тогда как общее количество убитых в стране превысило 30 тыс.
У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I – Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты (получившей известность под именем королевы Марго) с видным гугенотом – Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого.
Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника – дня святого Варфоломея – началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий. В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений.
Последующие военные столкновения
В течение всего последующего года военные действия, спровоцированные резней в Варфоломеевскую ночь, гугеноты и их противники вели с особым ожесточением. Они продолжались в течение года и завершились подписанием очередного мирного договора, который ни одна из сторон не воспринимала всерьез. Подтверждение этому было наглядно продемонстрировано уже в июне 1574 года, когда на французский престол поднялся Генрих III – последний представитель династии Валуа.
Под скипетром лицемерного короля
Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.
В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.
Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.
Восьмая (и последняя) религиозная война
Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную – уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.
Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.
Заключение
Борьба между представителями двух религиозных направлений продолжалась и в последующие столетия, причем перевес сил часто оказывался на стороне католиков. Хотя открытые кровопролития постепенно отошли в прошлое, но они неоднократно вводили против своих оппонентов различные юридические санкции. Так, в 1617 году на основании королевского эдикта у протестантов была конфискована значительная часть имущества, что дало толчок их массовой эмиграции в Швейцарию, Германию, Англию и Нидерланды. Столетие же спустя были объявлены вне закона все браки, заключенные священниками-реформистами. Гугеноты это сочли унижением и, не имея возможности вести борьбу, вновь устремились на чужбину.
Лишь в 1787 году был издан эдикт, возвращавший гугенотам все гражданские права, а через два года на волне вспыхнувшей в стране Великой Французской революции они были уравнены с прочими гражданами и в политическом отношении. В настоящее время во Франции насчитывается несколько десятков религиозных организаций протестантского толка, часть которых считает себя прямыми наследниками гугенотов.