Губернатор самовыдвиженец что это такое
Губернатор самовыдвиженец что это такое
Статья 41. Самовыдвижение кандидата
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
2. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией. В случае несоблюдения данных требований действительным считается выдвижение, о котором окружная избирательная комиссия была уведомлена в соответствии с настоящей статьей или со статьей 43 настоящего Федерального закона раньше, если в течение суток после приема окружной избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве уведомления, представленного ранее.
3. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
5. Одновременно с уведомлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
Ст. 41 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;
3) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;
4) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.
6. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего регионального отделения политической партии, общественного объединения. В этом случае в избирательных документах используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии (за исключением политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам), общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат согласует с одним из указанных органов политической партии, иного общественного объединения и окружной избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона «О политических партиях», положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично и в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В этом случае подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов (копий документов), указанных в части 8 настоящей статьи, выдать кандидату (иному лицу, представившему документы в соответствии с частью 3 статьи 43 настоящего Федерального закона) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
10. Если к моменту подачи кандидатом уведомления о самовыдвижении и прилагаемых к нему документов формирование окружной избирательной комиссии не завершено, указанные уведомление и документы представляются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая до сформирования окружной избирательной комиссии осуществляет ее полномочия по работе с поданными кандидатами документами. После сформирования окружной избирательной комиссии и назначения ее председателя избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает указанные документы в окружную избирательную комиссию.
11. Окружная избирательная комиссия или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает в сети «Интернет» (в режиме «только чтение») сведения о кандидатах, выдвинутых в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, и информацию об изменениях в этих сведениях в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Несколько врио губернаторов смогут пойти на выборы самовыдвиженцами
Соответствующие поправки уже приняты в Чувашии, Пермском крае и на Камчатке, аналогичный законопроект внесен в Законодательное собрание Иркутской области. О том, что в региональное законодательство имеет смысл внести изменения, дающие кандидатам в губернаторы возможность самовыдвижения, говорил и председатель избиркома Республики Коми Дмитрий Митюшев.
Во всех этих регионах во второй половине 2019 г. или в 2020 г. сменились губернаторы, и осенью там предстоят выборы. Врио главы Иркутской области вместо коммуниста Сергея Левченко стал Игорь Кобзев, главу Чувашии Михаила Игнатьева сменил депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Николаев, место пермского губернатора Максима Решетникова занял Дмитрий Махонин, в 2016 г. выдвигавшийся в Госдуму от «Яблока», Камчатский край вместо Владимира Илюхина возглавил Владимир Солодов, а Республику Коми – сменивший Сергея Гапликова Владимир Уйба. Всего осенью прямые выборы губернаторов должны пройти в 18 регионах. Таким образом, в пяти из девяти регионов, где на выборы пойдут врио губернаторов, уже приняты или обсуждаются поправки о самовыдвижении на губернаторских выборах.
«Ведомости» обратились в пресс-службы врио губернаторов этих регионов с вопросом о том, планируют ли они идти на выборы от какой-то партии или самовыдвиженцами. Пресс-служба главы Чувашии сообщила, что в настоящее время решение об участии Николаева в выборах еще не принято, остальные запросы пока остались без ответа.
Медведев против самовыдвижения кандидатов от власти на губернаторских выборах
Тогда же единороссы вернулись к практике назначения глав регионов секретарями региональных отделений партии власти. До конца 2019 г. партийными лидерами стали 13 губернаторов, а в 2020 г. – еще восемь, включая двух врио (Владислав Шапша в Калужской области и Ростислав Гольдштейн в Еврейской автономной области).
Широкое использование самовыдвижения кандидатов в губернаторы от власти началось с 2018 г. Тогда близкие к Кремлю собеседники «Ведомостей» объясняли это попыткой кандидатов дистанцироваться от «Единой России», терявшей популярность из-за пенсионной реформы. Кроме того, по их словам, часто это были ситуативные решения, связанные с низкими рейтингами партии власти в конкретных субъектах.
Самовыдвижение зависит от политической конструкции и ситуации в каждом регионе – оно делает политическую игру более комбинационной и интересной, сказал «Ведомостям» заместитель секретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов: «Это дополнительная возможность для участников выборов, речь же не идет о том, что кандидаты от партий пойдут самовыдвиженцами, это возможность для кандидатов не от партий принять участие в выборах. Чем выше будет политическая конкуренция, тем качественнее будет отбор, потому что сейчас приходит время решительных антикризисных менеджеров вне зависимости от того, к какой они партии принадлежат или идут на выборы самовыдвиженцами. Побеждать должны сильнейшие, то есть те, кто в новых экономических и политических условиях будет добиваться результата». Станет ли «Единая Россия» помогать самовыдвиженцам в сборе подписей и прохождении муниципального фильтра, будет зависеть от конкретных политических конструкций, добавил единоросс: «Задача партии – побеждать на всех уровнях выборов. Поэтому все будет зависеть от ситуации в каждом конкретном регионе и принятых региональным и федеральным руководством партии решений».
Самовыдвижение губернаторов за прошлые годы стало регулярной практикой, и, даже если это не всегда нравится «Единой России», полностью изжить эту технологию не удастся, считает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Всегда найдутся «особые случаи», главное, чтоб их не было слишком много. Тогда у единороссов будет возможность говорить, что большинство глав регионов выдвигаются от них». Регионы, где уже приняты такие поправки, – это как раз и есть «особые случаи», отмечает эксперт: «Выдвижение от «Единой России» в протестной Иркутской области не технологично. В Пермском крае и Чувашии идут выходцы из «Яблока» и «Справедливой России», что тоже делает партийное выдвижение неоптимальным. А в Коми и на Камчатке врио глав совсем внепартийные фигуры, к тому же там нужно учитывать риски протестного голосования». Но независимо от того, как будут выдвигаться действующие губернаторы, на выборах после эпидемии и на фоне экономических проблем у них все равно будет большой крен в сторону ведения кампании на максимально объединяющей и если не внепартийной, то надпартийной риторике, предполагает Бадовский: «Дело тут не только в рейтинге правящей партии, но и в том, что в нынешних условиях людям вообще немного не до партий на выборах губернаторов, где основной запрос на эффективность управления и государственных мер поддержки. А для партийных баталий остаются в основном выборы в заксобрания и предстоящие в 2021 г. выборы в Госдуму».
Принятие очередных поправок о самовыдвижении кандидатов в губернаторы говорит о том, что декларации руководства «Единой России», по сути, девальвируются, считает политолог Александр Кынев: «Реальные решения принимаются не там, а на уровне администрации президента и кураторов по регионам. Все планы «Единой России» по управлению избирательными кампаниями, обновлению партии выглядят самонадеянными, поскольку это не центр принятия решений. Заявления Медведева – это попытка руководства «Единой России» набивать себе цену, но на практике все идет ровно наоборот». Работающие в регионах политтехнологи оценивают ситуацию на местах, а то, что она там тяжелая, очевидно, говорит эксперт: «У них стоит задача избрать своего кандидата на пост главы, и они, естественно, предпринимают для этого все шаги, а за результат отвечают не перед руководством «Единой России». Это тот случай, когда благие пожелания партийной номенклатуры находятся в одной реальности, а политическая жизнь – в другой. Есть вертикаль избирательных штабов в виде региональных управлений по внутренней политике, которые завязаны на конкретный результат и несут за это ответственность. С них будут спрашивать за результат, а не за то, от кого кандидат выдвигался».
Что же касается конкретных регионов, то врио главы Чувашии – член «Справедливой России», ему комфортнее идти в качестве надпартийного кандидата, продолжает Кынев. Махонин в Пермском крае идти на выборы от «Яблока» не может, поскольку рейтинг этой партии ему не поможет, а от «Единой России» идти не может по имиджевым причинам. В Иркутске протестные настроения, рейтинг «Единой России» низкий и выдвигать кандидата от партии – значит «топить» кандидата, у которого там и так будет много проблем, отмечает эксперт. Про Камчатку сказать сложно, там нет сильной оппозиции и ситуация обычно была управляема, добавляет Кынев: «В Коми же ситуация крайне протестная, там есть раздражение правлением Гапликова, и сейчас связь с «Единой Россией» там противопоказана».
Как в России назначают губернаторов. Инструкция для желающих
Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост и.д. Любопытен, к примеру, и такой вопрос: получение многомиллионных взяток – это врожденная привычка Хорошавина или благоприобретенная им за время работы на высоком посту? И вообще, – может ли рядовой гражданин России стать губернатором и тоже обзавестись некоторыми привычками?
Владелец ручки стоимостью 36 миллионов рублей губернатор Хорошавин
Отвечаю сразу – может. Но при соблюдении определенных условий и неукоснительном соблюдения инструкции, разработанной «РР» для кандидатов на этот пост.
Владимир Путин назначает
При этом надо четко уяснить, что, что бы там ни говорили, но в современной России глав регионов назначает президент, в настоящий момент Владимир Путин. Именно назначает, даже если их потом еще и «избирают». По данным ЦИК губернаторские выборы в нынешнем году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список далеко не окончателен. Поскольку вот уже на Сахалине образовалось вакантное место, поговаривают, что и в некоторых других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Вероятно также, что некоторые главы регионов захотят, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы. Там дерзать есть где.
Согласно этому «медведевскому» закону, кандидаты на должность губернатора выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
Кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов
В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией, либо в порядке самовыдвижения.
Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Муниципальный фильтр пройти не так-то просто
Оксана Дмитриева например, не смогла
Этот так называемый «муниципальный фильтр» пройти не так-то просто. К примеру, в минувшем году на выборах губернатора в Санкт-Петербурге его не смогла преодолеть известный политик, депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. И это притом, что ее поддерживала парламентская партия «Справедливая Россия». Поэтому самовыдвиженцу пробиться в губернаторы тяжело, хотя бы потому, что он не наберет минимального количества голосов от депутатов. Так что перед тем, как стать губернатором, вам необходимо состоять в какой-нибудь из партий, и заручиться их поддержкой. Можно вступить в уже существующую или создать свою собственную – дело за вами.
У вас есть небольшой шанс пробиться в губернаторы, если вы проживаете в Калининградской области или Москве. В этих регионах минимальный барьер составляет пять-шесть процентов и предусматривается возможность самовыдвижения.
Но еще лучше, если вы находитесь в так называемом «президентском кадровом резерве», в который включает потенциальных кандидатов на высокий должности в исполнительной власти, в том числе региона. Этот резерв – одно из немногих новшеств Дмитрия Медведева в его недолгую бытность президентом страны. Он начал формироваться в 2009 году и состоит из нескольких уровней. Это собственно федеральный резерв, в который входит так называемая «президентская тысяча», это окружные резервы, это субъектовые резервы, это муниципальные резервы.
Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв было предоставлено должностным лицам Администрации Президента, членам правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
Совет Федерации одновременно и «кадровый резерв», и «дом престарелых» губернаторов
В числе «резервистов» – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях.
В положении сказано, что подбором кандидатов в губернаторы занимается глава администрации президента. В свою очередь, рекомендуют ему потенциальных губернаторов главы федеральных округов. Причем предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам и не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего губернатора, а в случае досрочного прекращения полномочий – в течение 10 дней. Учитываются авторитет и деловая репутация кандидата, опыт публичной деятельности, а также мнение общественных объединений субъекта федерации. Под общественными объединениями, очевидно, подразумеваются партии. Ясно также, что наибольшее количество очков набирают кандидаты, принадлежащие к партиям, лояльным к действующему президенту.
К предложению по кандидатуре прилагаются: копия декларации о доходах, справка о результате предварительных консультаций, информационные или иные справочные материалы (другими словами, досье), а также заявление кандидата о согласии в случае избрания губернатором прекратить деятельность, несовместимую со статусом (например, коммерческую).
Это, так сказать, идеальная схема отбора кандидатов в губернаторы, ее формальные признаки. На практике же все происходит несколько иначе.
Последнее слово — всегда за президентом
Притом, что последнее слово здесь всегда остается за президентом, очень важен первоначальный этап отбора кандидата. Особенно в том случае, когда хотят, чтобы он попал в первую сотню, а не в основную массу резерва, которую составляют, в основном, статисты.
На первом этапе, грубо говоря, работают все. Начиная с самого кандидата, который для начала обозначает свое желание, заканчивая представителями крупных партийных и общественных организаций, от которых он решил идти на губернаторские выборы. Есть понятные всем группы влияния – Администрация Президента, силовики, приближенные к высшему лицу люди (главы корпораций и компаний). Они также могут формировать мнение высшего лица.
Стоит отметить, что кандидатов всегда несколько, и именно от самого кандидата и от его команды зависит кто из них победит в итоге.
Многие ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы
То есть, как будет сформировано мнение элит в отношении этого кандидата.
Многие желающие занять должность главы региона часто совершают одну и ту же ошибку, говорит эксперт «РР»: они ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы если не с главным, то хотя бы с его приближенными, и тогда они получат карт-бланш для того, чтобы действовать далее, начинать критику действующего главы региона и готовиться к выборам.
Но так бывает очень редко, и только в тех случаях, когда кандидат сильно желателен для Кремля или, опять же, для тех, кто его проталкивает…
Итак, что же необходимо, чтобы стать главой региона? К примеру, есть Х, желающий стать губернатором. В первую очередь понятно, что это должен быть человек с хорошим управленческим опытом либо на производстве, либо в исполнительной власти, а еще лучше, если есть и то, и другое. Возраст – до 65 лет. У человека должна быть команда, которой он доверяет – в основном из тех, кому не раз приходилось заниматься кулуарными договоренностями, а также формированием проектов, интересных нужным людям. Ставка на некоего одного куратора в Москве – будь то человек из власти или из крупных корпораций – таит в себе немалые опасности. Такой куратор может просто руководствоваться меркантильными или какими-либо иными собственными интересами, и весьма грамотно водить кандидата за нос. Поэтому разнонаправленные векторы и верная команда, которая все это сканирует – таков залог успеха.
Как говорится, в России возможно все.