гранитная стена вдоль набережной
«Гранитная стена набережной — это дыра для бюджета, которая никогда не затянется»
Челябинцы заметили, что начала разрушаться построенная полтора года назад гранитная набережная у Краеведческого музея. Урбанист Лев Владов поясняет — сама идея этого глухого парапета была ошибкой.
Поврежденные плиты на участке набережной от улицы Красной до здания Исторического музея Южного Урала обнаружили на этой неделе. Сколы и трещины на граните были замазаны эпоксидной смолой. В администрации прокомментировали, что повреждения нанесла техника при уборке тротуара, и пообещали устранить проблему, когда температура воздуха будет стабильно выше нуля.
Ситуацию прокомментировал лидер движения «Челябинский урбанист» Лев Владов. Он уточнил, что к этой набережной претензии возникли еще на этапе строительства: они касались укладки тротуарной плитки, которая из-за несоблюдения технологии пошла ступеньками, хотя должна быть заподлицо. А заковывание стенки в гранит было ошибочным решением изначально — по его мнению, городские власти (а следовательно — и налогоплательщики) будут и дальше вкладывать свои средства в ремонт.
Набережную возле Исторического музея сдали полтора года назад, осенью 2019 года. На благоустройство потратили 54 млн руб. На данный момент это единственный доступный для прогулок участок на правом берегу реки Миасс: стройку напротив цирка, сроки которой сорвал прежний подрядчик, собираются завершить к сентябрю 2021 года, тогда же планируют реализовать проект пешеходной зоны по другую сторону моста на Красной — вдоль РК «Мегаполис».
Гранитная стена вдоль набережной
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как набережные Петербурга гранитными стали
Впрочем, не будем злорадствовать над убогими, а просто обратимся к истории строительства Петербурга и всё всем станет ясно. Ниже следуют выборки из прекрасной публикации В.И. Кочедамова «Набережные Невы», 1954г.
Зодчие Петербурга–Ленинграда, развивая лучшие древнерусские градостроительные традиции, прекрасно использовали природные особенности местности, создав на Неве цепь чередующихся архитектурных комплексов, органически связанных между собой и с широкими просторами реки.
Одновременно с их застройкой берега Невы укреплялись вначале деревянными, а со второй половины XVIII века постоянными гранитными набережными.
Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных. Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше
бутовой плиты. Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.
Драгоценная оправа Невы — гранитный пояс ее берегов создавался постепенно. Первым и самым значительным его звеном явилась набережная, построенная в 1763–1788 годах «от Галерного двора до Литейного дома», которая включает нынешние набережные Красного флота, Дворцовую и Кутузова. Только Адмиралтейство, в то время окруженное рвом и валом, с доками на берегу Невы, разрывало сообщение вдоль берега. Адмиралтейская набережная возникла на столетие позже.
Набережная, застроенная дворцами и особняками, требовала прочного и хорошо оформленного берега. В свою очередь сооружение гранитной стенки, естественно, повышало требования к архитектуре застройки.
Задолго до того, как в 1763 году началось сооружение первой гранитной набережной «от Галерного двора до Литейного дома», в разное время делались попытки построить ее на отдельных небольших участках.
Еще в 1720 году, одновременно с укреплением берегов сваями, сооружается каменная набережная на территории Летнего сада — «от летнего дома царского величества до мыльни», то есть от Фонтанки до Лебяжьего канала. Строилась она по проекту Неронова. Ящики, заполненные камнем, опускались на дно реки, создавая основание под стенку.
Набережная просуществовала всего три года. Видимо, из-за неопытности строителей она оказалась непрочной и стала разрушаться. В 1723 году последовал приказ «при летнем доме с левой стороны стенку каменную разобрать и делать фашинами». Такая же участь постигла и другую каменную набережную на канале, прорытом в 1718–1719 годах из Мойки в Неву, к первому Зимнему дворцу (теперешняя Зимняя канавка). Этот канал подходил вплотную к дворцу, и у дворового фасада была устроена небольшая гавань; уже в 1720 году архитекторам предлагается «осмотреть и подкрепить фундамент у канала к палатам, которые по берегу Невы, а именно побить сваи и вести к палатам из плитного камня косую стенку. Ту же стенку, что в прошлом году делана, разобрать и посмотреть фундамент, и буде не крепок, то побить сваи и сделать фундамент из дикого камня».
Неудачи с постройкой первых двух каменных набережных не остановили поисков решения этой сложной по тому времени инженерной проблемы.
Забота о создании каменного невского берега проявляется особенно настойчиво с началом сооружения в 1754 году по проекту архитектора В. В. Растрелли нового зимнего дворца. Известны четыре чертежа, относящиеся к проектированию каменной береговой стенки этого времени. Два чертежа 1758 года разно решают проблему устройства основания набережной (рис. 14 и 15).
По первому из них ящики, наполненные камнем и опущенные на дно реки, укрепляются сваями, забитыми с обеих сторон, а по верху связываются ригелями, служащими одновременно и ростверком для каменной кладки стенки. Второй чертеж этого же года предусматривает замену ящиков сложной системой свайного основания с заполнением пространства между сваями булыжным камнем. Такая же конструкция указана и на третьем чертеже 1760 года (рис. 16)
В эти годы решается частная задача укрепления берега только против Зимнего дворца. По проектам гранитная стенка состояла из пяти рядов крупных блоков, скреплявшихся между собой железными анкерами. Ограждение набережной предполагалось из каменных балясин между каменными тумбами — в камне повторялись формы деревянной набережной. Но при постройке балясины были заменены сплошным гранитным парапетом.
Обычно принято считать, что грандиозное строительство гранитной стенки набережной левого берега Невы в 1763 году началось с участка перед Зимним дворцом. Между тем набережная здесь была построена в 1762 году. Единственное изображение ее с двумя прямыми лестницами к воде мы находим на рисунке М. Махаева, относящемся именно к 1762 году (рис. 18). Это подтверждает и один из первых историков города А. Богданов.
Решительный сдвиг в создании каменной стенки набережной левого берега Невы наметился в результате деятельности созданной в 1762 году «Комиссии о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы». Первым архитектором, привлеченным к разработке проекта, был
опытный строитель С. А. Волков. Ему поручается произвести «исчисление, сколько по берегу зимнего каменного дома до Литейного двора и против казенных и партикулярных мест саженей будет».
. Подготовка к строительству велась энергично. Не только в Петербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге производился наем «работных людей».
Свайная бойка под набережную первой дистанции началась в феврале 1763 года. За полмесяца забивается свыше 1 500 свай. С началом работ в «Контору строения невского берега» прикомандировывается из государственной военной коллегии инженер А. Дьяков, который принял активное участие в строительстве набережной.
Развернулось грандиозное по тому времени строительство. Помимо набережной длиной около 4 км, нужно было построить мосты: через Фонтанку и Лебяжий, Красный, Зимнедворцовый и Крюков каналы. Это был первый опыт сооружения каменных мостов, раньше все мосты в городе были деревянными.
Работы производились по специально составленным инструкциям. От прежних деревянных набережных следовало выступать в реку до 4 м и больше. Основание каменной стенки должно было покоиться на семи рядах свай. В первом ряду сваи забивались через 70 см одна от другой, за ними следовал в сторону берега второй сплошной ряд, и затем еще пять рядов. На первый ряд укладывался брус «ниже ординарной летней воды», по следующим трем рядам к сваям железными болтами прикреплялся растверк и возводилась стена набережной, еще три ряда служили «ради контрфорсов».
К 1767 году работы на первых трех дистанциях в основном были завершены. Оставалось доделать мосты. Летом 1768 года спешили закончить всю набережную, но для мостов не хватило «сводного камня» и его тесали из камней, оставшихся от кладки стенки. Построенные одновременно с набережной мосты (Прачечный через Фонтанку, Нижне-Лебяжий через Лебяжий канал, Эрмитажный через Зимнюю канавку) — интересные памятники русской мосто-строительной архитектуры середины XVIII века. Их формы как бы вылеплены искусными ваятелями. Благодаря совершенству найденных соотношений пролетов к аркам и устоям мосты мягко сочетаются с
массивной гранитной стеной, составляя с ней единое архитектурное целое.
Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозернистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина ее вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет размером 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположены спуски и съезды к воде. До нашего времени сохранилось 18 спусков и 3 съезда.
«Машина» для забивания свай:
О работе в карьерах дают представление такие иллюстрации:
Кроме вышеописанного строительства гранитных набережных взамен деревянных в означенный период времени, можно просто проследить дальнейшую хронологию строительства прочих мостов и набережных Петербурга:
Итак, исходя из вышеизложенного мы можем убедиться в том, что набережные одевались в гранит на протяжении всей истории существования города Петербурга, а не возникли ВНЕЗАПНО из под зубила одного известного каменотёса, как это принято считать у товарищей немогликов.
Собственно, Суханов принимал непосредственное участие в строительстве и скульптурном оформлении набережных, облицовывая гранитом Крюков канал, устои Пантелеймоновского, Каменноостровского и Синего мостов.
Современник этого талантливого умельца, издатель «Отечественных записок» П. Свиньин писал о Суханове: «В 1807–1808 гг. им работана великолепная полукруглая набережная новой биржи, равномерно базы и цоколь из дикого камня для самого здания. В 1810 г. окончены им обе ростральные колонны, служащие ныне целым украшением биржи и столицы»
mylnikovdm
Дмитрий Мыльников
Разоблачаем ещё одну фальшивку официальной истории: построение первых гранитных набережных Санкт-Петербурга во второй половине 18-го века.
Набережная Невы у Летнего сада
«Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачу комиссии входило «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».
К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: «Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.
Далее, цитирую книгу «Набережные Невы», написанную в 1954 году В. И. Кочедамовым. http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf
«Ни один из городов мира в XVIII и XIX веках не знал столь значительных градостроительных мероприятий по укреплению берегов рек и каналов, как Петербург. Наряду с набережными Невы возводятся гранитные берега Екатерининского (теперь Грибоедова) и Крюкова каналов, рек Фонтанки и Мойки, осуществляется облицовка гранитом стен Петропавловской крепости и т. д. Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных.
Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Объём работы и на сегодняшний день грандиозный! На стр. 27 вышеуказанной книги вы может увидеть схему укрепления берегов и вбитые сваи в разрезе.
Если учесть, что все грандиозное строительство производилось вручную, представляется картина поистине титанической работы, в которой созидателем выступает народ. Тысячи крепостных, отпущенных помещиками «на оброк», в неимоверно тяжелых условиях нещадной эксплуатации подрядчиками возводили сложнейшие по тому времени сооружения. Много изобретательности и умения проявили инженеры и мастера-умельцы, в особенности при устройстве свайных оснований набережных.
В этой книге, как и во всей официальной истории, не упоминается о применении каких-либо механизмов, станков, оборудования, машин, технологий, транспортных средств, без которых построение гранитных набережных не представлялось бы технически возможным. Если упомянуть эти механизмы, станки и оборудование, то немедленно встаёт вопрос: а на какой энергии они все работали? А поскольку разглашение источников энергии было под строжайшим запретом, то есть никаких источников энергии в те времена официально не существовало, то логично, что имеханизмов, работающих на несуществующей энергии, тоже не существовало!
В исследованиях, посвященных архитектуре Ленинграда, как пра-
вило, не уделяется должного внимания гранитным набережным го-
рода.(Зачем уделять пристальное внимание построению гранитных набережных во второй половине 18-го века, ещё нарвёшься на неприятные вопросы, ответа на которые у официальной истории не существует.) Между тем значительная часть их построена во время расцвета
русского классицизма, и они являются прекрасным примером инже-
нерных сооружений, которые благодаря единству конструкции и ар-
хитектурной формы стали выдающимися произведениями зодчества.
Подготовка к строительству велась энергично. Не только в Пе-
тербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге производился
наем «работных людей», которые из-за спешки в строительстве ночами вынуждены были работать при свечах: «работные люди работы свои производят под
сделанными шатрами часу до десяти вечера при свечах»
Свайная бойка под набережную первой дистанции началась в фев-
рале 1763 года. За полмесяца забивается свыше 1 500 свай.
Художественные качества гранитной стенки набережной Невы на-
столько совершенны, что она воспринимается как выдающееся пла-
стическое произведение. Тяжелый и плотный материал — гранит
приобрел искусные формы полукруглых спусков, причем сохраняется
ощущение большого веса сооружения и его надежной устойчивости,
с одной стороны, силе прибоя невской волны, с другой — напору
массы земли берега. Построенная во второй половине XVIII века, на-
бережная является одним из ранних памятников архитектуры русского
классицизма.
Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозер-
нистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина ее
вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3
780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет разме-
ром 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположены
спуски и съезды к воде. До нашего времени сохранилось 18 спусков и
3 съезда
«Один только гранит, — указывал Росси, — может придать вели-
чавый характер и обеспечить это исключительное преимущество. По-
этому следует применять этот материал для всех частей сооружения,
подвергающихся воздействию воздуха».
Где находились каменоломни по добыче гранита для построения набережных в Санкт-Петербурге?
Книга даёт ответ на этот вопрос: «Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.»
«Вы́борг — город в России, административный центр Выборгского муниципального района Ленинградской области. Находится в 68 км к северо-западу от административной границы и в 122 км от исторического центра Санкт-Петербурга.»(Википедия).
Добытый в выборгской каменоломне гранит надо было транспортировать до места строительства 122 км! Каким образом это происходило? На это официальная история ответит без запинки: конечно, запрягали лошадей!
Это сколько ж надо лошадей запрячь, чтобы в течение 20 лет доставляли необходимое для постройки 30 км. набережных количество гранита!
Железных дорог в те времена, согласно официальной истории, не существовало. Первая российская железная дорога была открыта только в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.
Вот такую комичную фальшивую историю про набережные Санкт Петербурга преподносят нам официальные историки. Чтобы убедиться, насколько эта придуманная официальная история лжива и не имеет под собой никакой реальной почвы, давайте посмотрим, как в наше время добывается, транспортируются и обрабатываются гранитные блоки, чтобы убедиться в том, что вручную строить набережные невозможно!
Добыча гранита в карьерах:
Добыча и обработка гранита
Добыча натурального природного камня. Гранит, габбро.
Как добывают гранит
Посмотрите, как ведётся погрузка и выгрузка гранитных блоков, а заодно обратите внимание, на каких транспортных средствах ведётся их транспортировка.
Погрузка каменных блоков гранита, габбро.
Выгрузка гранитных блоков с помощью манипулятора
Какие механизмы существуют в наши дни для резки прямой и фигурной резки гранита:
Резка гранитных блоков
Обработка гранита и габбро в цеху.
Станок канатный для распиловки мраморных и гранитных блоков
Тросовик для фигурной и прямой резки камня
А вот так забивают сваи:
Забивка свай на пирс
Как мы видим, сочинения своры официальных историков не имеют абсолютно ничего общего с реальностью! Вот бы собрать вместе всех господ официальных историков и заставить их вместе построить хотя бы сотню метров набережной из гранита, чем они хуже тех крепостных?
Что определяет архитектурный фасад города у воды? Гранитная набережная!
По словарю Ожегова, набережная – это укрепленный бетоном, деревом или гранитом берег реки и идущая вдоль него улица. Однако это сухое толкование не передает и сотой доли того, что на самом деле значит настоящая набережная для жителей и гостей города. Одетые в гранит берега служат наглядным показателем благосостояния города. По набережным с удовольствием гуляют и местные жители, любуясь плещущими волнами, и гости мегаполисов.
На набережных чаще всего организовывают различные культурные мероприятия и концерты. Сюда, на речной или морской берег стекаются многочисленные мамочки с колясками, чтобы вдоволь нагуляться с малышом и подышать свежим воздухом. И, наконец, именно набережная может стать ключевым элементом в архитектурном ансамбле города, обрамляя собой городскую застройку.
Первые набережные России
Первые набережные в Санкт-Петербурге строили владельцы особняков, расположившихся на берегу Невы. В 1719 году был издан указ, обязывающий хозяев привести берега в порядок и соорудить причалы. Взошедшая на престол Екатерина продолжила дело своих предшественников и издала указ об отделке берегов камнем. Так появилась невероятной красоты гранитная Дворцовая набережная, которая протянулась от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки.
В Москве, укреплять берега рек начинали примерно в это же время – XVIII век. Сначала крепили деревянными бревнами, затем, через несколько десятков лет, сменили их на камень-песчаник. В 1930 году было принято решение использовать для этих целей гранит. Сейчас в столице замощено гранитом более ста километров прибрежной территории.
Строительство каменных набережных в других российских городах началось в основном в XIX веке и получило активное развитие в советскую эпоху, сопровождавшуюся индустриализацией и ростом городов. Некоторые берега облицовываются камнем и в наши дни: так, два года назад была открыта Набережная Цесаревича во Владивостоке, а в черноморском Геленджике до сих пор растет набережная, признанная самой протяженной в мире.
Вечные, гранитные набережные
Виды гранитной продукции для набережных
Создать что-то действительно шедевральное можно в том случае, если тщательно подобрать все составляющие ансамбля, выдержать единое архитектурно-стилистическое решение с учетом объектов, которые будут окружать набережную. Такой целостный проект обычно носит название «морской (речной) фасад города». Поэтому для гранитной набережной, нужно подбирать элементы, которые органично вольются в общую картину и придадут ей законченный вид.
Наша компания поставляет все вышеперечисленные виды гранитной продукции со склада и под заказ по привлекательным для клиентов ценам! По вопросам приобретения гранитных изделий обращайтесь по тел. 8-800-700-85-45 (звонок по России бесплатный), (495) 766-13-30 (тел. в Москве) или (423) 276-19-76 (тел. во Владивостоке)
Фотогалерея
Статьи по теме
Тротуарная брусчатка
Тротуарная брусчатка – финансово оправданный выбор, когда вы хотите получить высокое качество дорожного покрытия по адекватной цене. Тот редкий случай, когда стоимость материала на 100% соответствует характеристикам прочности, долговечности, эстетической привлекательности.
Столешницы из камня
Кухонные столешницы из камня, признанного одним из самых прочных и подходящих материалов для оформления рабочих поверхностей, нередко становятся главным украшением кухни.
Зелень вместо бетона: как сделать идеальную набережную
В 2015 году обустройство набережных в российских городах и возвращение прогулочных зон к воде вышло на первый план при долгосрочном развитии территорий. Масштабные планы реновации прибрежных зон опубликовали Москва и Казань, новые проекты появляются в Санкт-Петербурге. Обустройство набережных приводит к подорожанию недвижимости с видом на водоем, повышает инвестиционную привлекательность прибрежных участков.
По просьбе «РБК-Недвижимости» архитекторы выбрали пять главных компонентов, которые необходимы каждой хорошей набережной в крупном городе.
Концепция
Основа любой набережной — концепция, на основе которой возникают все структурные элементы. При создании проекта архитектор всегда может выбрать один из типовых вариантов, уже опробованных в других городах, но по-настоящему выдающиеся набережные имеют собственную концепцию, созданную для конкретного города и конкретных условий, в которых будет использоваться прогулочная зона. Помимо внутреннего удобства и единообразия, концепция предполагает эффектный вид снаружи — с противоположного берега или с высоты птичьего полета.
Так, концепция Симоновской набережной в Москве подразумевает постиндустриальное мышление. Новая набережная словно превращает промышленное наследие в объекты городской среды, отбирая город у заводов и возвращая его людям.
Набережна в Салониках
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Я участвовал в проекте реконструкции набережной города Салоники в Греции. Нашей задачей было обустроить пространство на довольно узкой территории между водой и уже существующими постройками. Когда-то это место было заполнено небольшими частными садами, которые формировали береговую линию, так что современная концепция немного напоминает историческую. Сейчас набережная Салоник — это система сменяющих друг друга садов со своим собственным характером. Здесь есть Сад песка, Сад теней, Сад скульптур, Сад музыки. Обустройство 13 небольших участков заняло несколько лет. Прогуливаясь по набережной, человек будто бы переходит из одной комнаты под открытым небом в другую, при этом одна уникальная атмосфера сменяется следующей, и только водное пространство остается неизменным.
Интересные прогулочные маршруты
Набережная может выглядеть красиво и стильно, но если по ней неудобно гулять, туда никто не придет. Чтобы сделать берег активной частью города, набережной необходима продуманная сеть маршрутов для разных групп горожан — пенсионеров, мам с детьми, велосипедистов, молодых пар и многих других. Каждой группе необходим маршрут, по которому будет интересно и удобно передвигаться.
Сергей Труханов,
глава архитектурного
бюро T+T Architects
— Это может быть система переходов, чередование разных пешеходных участков или просто широкий бульвар c локальными точками притяжения: смотровыми площадками, фонтанами, скульптурными формами, кафе. Желательно, чтобы наряду с пешим маршрутом была велосипедная дорожка с качественным гладким покрытием. При зонировании надо учитывать, с какой скоростью будут двигаться потоки, и выделить для каждого отдельную территорию. Например, аллея, где неспешно прогуливаются пожилые люди, влюбленные пары и мамы с колясками, не должна пересекаться с более скоростной трассой для велосипедистов, роллеров и скейтеров. А для экстремального катания желательно выделить отдельную огороженную площадку. При этом важно сохранить ощущение доступности берега и визуальную связь с водным пейзажем.
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Один из самых интересных проектов в мире по благоустройству береговой зоны — создание набережных в Нью-Йорке. В процессе исторической застройки почти весь берег оказался отрезанным от города промзонами, железнодорожными и автомобильными магистралями. Но благодаря грандиозному проекту по созданию нового «водного фасада Нью-Йорка» город приобрел современную экологичную и удобную береговую зону с единой системой пешеходных и велосипедных маршрутов. В некоторых местах, где пролегает скоростная автострада, архитекторы вынесли участки набережной на специальные платформы, подвешенные над водой, а другие части разместили под автострадой.
Инфраструктура
Инфраструктура набережной — это зоны отдыха, кафе, тренажеры под открытым небом, лодочные станции, детские и спортивные площадки, а также все остальные точки притяжения, благодаря которым человеку хочется вернуться на побережье. Примером продуманной инфраструктуры можно назвать набережную Москвы-реки в Нагатино у нового жилого комплекса у кромки воды. Архитектурное бюро T+T Architects не только выполнило зонирование набережной, но и предусмотрело скверы для прогулок, яхт-клуб, детскую парусную школу и стеклянное двухэтажное кафе с террасами, откуда гости смогут наблюдать за рекой и окрестным пейзажем.
Набережная у нового ЖК в Нагатино
Значительная часть новых набережных, проектируемых в России, появится на месте бывших промышленных территорий — а значит, риск получить загрязненную зону вместо пространства для прогулок очень велик.
Прогрессивные экологичные набережные все чаще появляются в Европе и США. Так, на побережье Ист-Ривер в Нью-Йорке построили целый приливной парк под названием «Дом мидий», где из остатков старого бетонного пирса соорудили искусственный риф для моллюсков. В результате мидии получили комфортную среду обитания, а люди — площадку для наблюдения за фауной.
Амир Идиатулин,
генеральный директор
IND Architects
— Самый важный аспект обустройства набережных — экологический. Дело в том, что большая часть городских набережных, над которыми идет работа сейчас, совсем недавно были промышленными зонами. Экология этих мест оставляет желать лучшего, поэтому стоит проводить очищение и оздоровление водоемов. Конечно, это требует немалых затрат, но дело того стоит. Например, сейчас мы совместно с французским бюро BASE Paris разрабатываем проект благоустройства набережной озера Кабан в самом сердце Казани. Мы планируем за счет специальных растений очистить воду таким образом, что там можно будет даже купаться. Кроме того, очень важно сохранить естественную среду и ритм ландшафта, это гораздо важнее строгой композиции.
Реконструкции берега реки Марна
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— Мы участвовали в реконструкции берега реки Марна во французском городе Ле Пере-Сюр-Марн. Проект был нацелен на то, чтобы вернуть горожан на набережную. Бетонные ограждения превратились в зеленые стены, для которых полноводье — только в радость, появилось ночное освещение, навесы для создания тени, малые архитектурные формы. Мы грамотно распределили потоки людей в зависимости от скорости их движения. У реки разместилась также игровая площадка с зоной тренажеров. За два года это место превратилось в популярный парк у воды, где можно заниматься спортом, отдыхать, наслаждаться пикниками и дружескими встречами. В итоге люди стали менять свой образ жизни, проводить здесь действительно много времени.
Дизайн
Последняя, но оттого не менее важная деталь — дизайн. Мощение, озеленение, малые архитектурные формы и даже мусорные корзины — это именно то, что создает индивидуальность и формирует лицо улицы. Некоторые архитекторы украшают свои набережные скульптурами, другие — фонтанами, третьи интегрируют прибрежную зону с инсталляциями или произведениями современного искусства. В конечном итоге запоминается дизайн — хотя без правильной концепции, инфраструктуры, экологии и грамотных маршрутов даже самый выдающийся дизайн останется ненужным и непонятым.
Набережная реки Сона
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— В проекте по обустройству набережной реки Сона в Лионе мы создали новую среду, в которой городской и природный ландшафты связаны совершенно неожиданным образом. Вдоль реки был построен контрастный маршрут с большим количеством развлечений. Также мы воплотили решения, позволяющие максимально приблизиться к воде — например, с помощью понтона.