граффити вандализм на стенах
Осторожно: закрашено В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство?
Российский стрит-арт имеет репутацию культурного маргинала — им восхищаются, презентуют на выставках, но в то же время всячески пытаются зарегулировать и «одомашнить». С помощью граффити можно оживить безликие серые «панельки», но рисунки обычно уничтожают сразу после нанесения. Когда автор работы заранее сообщает коммунальщикам, что хочет сделать граффити на этом фасаде, убивается сама суть явления, и даже соблюдение всех протоколов не гарантирует отсутствия конфликтов с общественностью. Протест против красоты — в материале «Ленты.ру».
Стрит-арт остается чем-то пограничным: вроде и не искусство в классическом понимании, но и не детские каракули. Вопрос, где проходит эта граница, остается спорным: иногда и всем знакомые пенисы на заборах пытаются выставить как полноценные картины. В настоящее время все чаще слышны призывы о необходимости развивать уличное творчество, но в то же время художникам связывают руки, навязывая свои правила игры.
В конце мая в Санкт-Петербурге напротив музея Иосифа Бродского появился портрет знаменитого поэта. Его нарисовали художники из объединения «URBAN-фреска» — галереи под открытым небом. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — сказано в Instagram художников. Однако на следующий день арт-объект закрасили. Выяснилось, что к этому причастна завхоз школы №189 — работа была на ее территории.
«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! (Государственную административно-техническую инспекцию — прим. «Ленты.ру») Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — заявила женщина.
Разочарованные горожане неоднократно пытались соскрести краску и даже начали оставлять стихи на месте бывшей фрески. «Жаль, что слова «Х**» и «П****» на стенах не замазывают столь стремительно! Висят годами!» — пожаловалась одна из интернет-пользователей. Художнику Олегу Лукьянову, лидеру объединения, передали, что если он хочет, чтобы его работы не трогали, — надо уведомлять администрацию и все согласовывать.
«Праздник искусства для всех»
История с Бродским, к сожалению, весьма типична: уличное произведение искусства ввиду его неформатности объявляется вне закона. Случаи, когда рисунок удалось отстоять, — настоящая победа, и таких историй единицы (речь идет не о фестивальных работах, а о стихийных изображениях). Хотя если вспомнить становление стрит-арта в России, то оно было весьма революционным, зато шло в одну ногу с политикой государства и не противоречило ей.
В 1918 году творческое объединение ЛЕФ («Левый фронт искусств») опубликовало декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)». Его подписали поэт Владимир Маяковский, художник, поэт и авиатор Василий Каменский, а также поэт и художник Давид Бурлюк. Все литераторы ЛЕФа проповедовали документальность и так называемый социальный заказ — отражение тенденций и настроений общества.
Материалы по теме
Попали в переделку
Документ провозглашал, что в связи с началом новой эпохи «проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах» — закончилось. Теперь для картин нашли новое место — «Свободное Слово» творческой личности написано «на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
По мнению авторов манифеста, улицы должны были превратиться в «праздник искусства для всех», а горожане благодаря этому могли бы насладиться «глубиной мысли великих современников» и «созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня». «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали лефовцы.
Самым известным последователем объединения стал авангардист Казимир Малевич — автор знаменитого «Черного квадрата». В 1920 году художник расписал вместе со своей творческой группой УНОВИС («Утвердители нового искусства») несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма — такое благоустройство приурочили к третьей годовщине Октябрьской революции.
Следующим арт-объектом стал Дом Моссельпрома в Москве — памятник авангардизма и конструктивизма. На его фасаде остались надписи по эскизам фотографа, плакатиста и графика Александра Родченко (соратника Маяковского по «Окнам РОСТА»). На стенах здания изобразили продукцию (конфеты, папиросы, шоколад, пиво и воду в бутылках) с лозунгом «Нигде кроме как в Моссельпроме!» — его придумал Владимир Маяковский. По воспоминаниям современников, товары в Моссельпроме были дорогими, и им требовалась агрессивная реклама.
Фактически история российского уличного искусства началась с прославления новых устоев. На Западе оно было скорее декларационным и протестным. Первым «памятником» стала надпись «Здесь был Килрой» (Kilroy was here) — ее якобы оставлял бостонский инспектор Джеймс Килрой, который в годы Второй мировой войны проверял корабли на верфях.
Со временем популярность тегов (автографов) стремительно возросла, их, например, активно начали оставлять на вагонах поездов. Но в те моменты, когда молодежь была чем-то недовольна и ходила на митинги, число граффити резко увеличивалось — на стенах появлялось множество анархистских слоганов и сатирических рисунков. Позже многие банды стали использовать стрит-арт как метку для районов, на которые распространялась их власть. Так граффити перестали быть чем-то заведомо безобидным и в зависимости от контекста могли быть как эффективной рекламой, так и способом протеста.
Ради вашего блага
Власти практически всегда реагировали на граффити-райтеров (авторов надписей) по принципу «найти и обезвредить». Работы планомерно и методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Обычно в каждом регионе действуют свои правила в отношении стрит-арта, определяющиеся нормами местного закона о благоустройстве. Например, в Москве такие поправки депутаты внесли на рассмотрение в 2018-м, однако они вступили в силу только спустя год из-за множественных согласований. По новым правилам, все существующие и будущие граффити должны быть согласованы со столичным департаментом ЖКХ, а рекламные граффити необходимо закрасить.
Глава департамента средств массовой информации и рекламы Иван Шубин рассказал, что отныне художник при подаче дизайн-проекта обязательно должен представить техническое заключение о состоянии фасадной части, иначе документы не примут. Потом в течение максимум 30 дней проект будут согласовывать с другими городскими службами. Но это далеко не полный перечень ограничений. Рисунок должен соответствовать определенной тематике: наука, искусство, спорт, исторические события и выдающиеся личности.
Важно получить и согласие собственников дома. «Кроме того, нанесение рисунка должно быть оформлено договором — чтобы все понимали, на какой срок он размещается (не более пяти лет), кто и как будет следить за его техническим состоянием, а также его восстановлением в случае необходимости», — объясняет Шубин. В случае утверждения граффити наносить его на здание можно с 1 апреля по 1 ноября, причем в оговоренный срок в зависимости от площади изображения, к примеру, на 500-метровую уличную работу дается неделя.
Такая политика фактически поставила крест на деятельности граффити-райтеров. «Чиновники хотели отрегулировать отрасль, но выплеснули ребенка с водой. Работа уличных художников будет невозможна из-за такого количества согласований», — говорит организатор тематических фестивалей Иван Пантелеев. Он не понимает, как с разрешенными тематиками «рисовать граффити о туризме, космосе или деторождении», и сомневается, что у сотрудников департамента ЖКХ из комиссий «найдет понимание работа художников-иностранцев».
Чиновники, в свою очередь, объяснили поправки заботой об облике Москвы и ее привлекательности для туристов. «Поддерживаю проект закона, потому что мне нравится жить в чистом городе. А не нравится мне, когда какие-то надписи или сомнительные изображения портят мнение гостей о столице. Нарушителей нужно жестко наказывать. Предложенный алгоритм хорошо проработан правительством Москвы. Документ понятен и прозрачен. Уверен, что большинство москвичей согласятся с нами», — заявил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев.
Презумпция вандализма
Под каток новых ограничений попало сразу несколько знаковых граффити столицы. Например, с Бауманской улицы убрали портрет театрального режиссера Константина Станиславского (работу даже занесли в путеводители по Москве) — якобы потребовался капитальный ремонт фасада.
Однако подобные случаи происходят не только в Москве — в Челябинске вообще случилось нечто вопиющее. Там закрасили согласованный со всеми инстанциями и жильцами дома мурал (большое изображение, как правило, во всю стену) — девушку с караваем, встречающую гостей. Несмотря на то что данный дизайн-проект выиграл конкурс по благоустройству, это не помешало местным рекламщикам закрасить работу — они претендовали на фасад здания, чтобы разместить свои баннеры.
Наказание за граффити
Борьба с нелегальным уличным творчеством происходит во всём мире, а её отличительной чертой является отсутствие чёткости в определении того, чем является оставление каких-либо надписей или изображений в городском пространстве. Это можно назвать самовыражением, искусством, но ещё и хулиганством, вандализмом и даже экстремизмом. Грань между тем и этим достаточно зыбкая, поэтому и универсальное наказание за граффити законодатели не смогли придумать ни в одной стране мира.
Как обстоят дела в России?
В нашей стране статья УК РФ за граффити отсутствует, но уличные художники могут быть привлечены к ответственности по ряду других, относящихся к административному и уголовному кодексу.
Практика показывает, что вежливость, спокойствие и рассказы сотрудникам полиции о том, что художники имеют цель сделать этот мир ярче и лучше, хоть это и странно звучит, играют большую роль. Если стражи правопорядка видят перед собой людей не от мира сего, художников, а не маргинальных хулиганов, то обычно относятся к представителям искусства вполне лояльно, даже видя на руках и одежде следы краски.
Может ли увлечение стрит-артом принести что-то страшное?
Самое страшное наказание, которое только может ждать человека с баллончиком, связано с экстремизмом. Разумеется, для этого нужно, чтобы надписи или изображения несли соответствующий смысл — содержали бы какую-то запрещённую символику, пропагандировали идеи терроризма, агрессии, ненависти или вражды. Делать выводы о том, так это или нет будут эксперты, а они, в подавляющем большинстве случаев, принимают сторону обвинения. Поэтому всем художникам нужно понимать возможное отношение власти к их творчеству, если они коснутся протестной тематики. Впрочем, политический протест некоторым людям теперь мерещится везде и всюду. Такой судебной практики пока ещё нет, но вряд ли стоит удивляться, если она возникнет уже завтра.
К счастью, суровое наказание за граффити в России пока ещё применяется крайне редко. Наиболее негативно к художникам чаще всего относятся в компании ОАО «РЖД» и всех тех, что связаны с подземным и надземным железнодорожным транспортом. Рисование на вагонах в наше время может быть чревато достаточно серьёзными последствиями. А вот штраф за граффити на стенах хоть один раз заплатил чуть ли не каждый уличный художник.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Административная ответственность
Основная статья, которая используется в настоящее время против того, что представляет собой стрит-арт на практике, — это 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за незначительное повреждение чужого имущества. Это штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ. Она предусматривает наказание за мелкое хулиганство — штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток. Однако, если нарушители окажут неповиновение, то размер штрафа увеличивается до 2500 рублей.
Региональные законы
Но это не говорит о том, что наказание будет только таким и никаким другим. Кроме федеральных есть ещё и региональные законы. Те, что можно трактовать против художников, найдётся чуть ли не в каждом субъекте федерации. Недавно московские законодатели приняли закон, согласно которому вне правового поля окажутся все изображения на стенах домов, которые не были согласованными с правительством Москвы. Владельцев зданий обяжут закрасить их своими силами. Если они этого не сделают, то работы будут проведены за счёт мэрии, но та может заставить собственников перечислить деньги в бюджет Москвы в судебном порядке. В основном этот закон направлен на рекламное граффити. По подсчётам специалистов, суммарный доход исполнителей равняется примерно 1 млрд рублей в год.
Обычное уличное граффити, которое создаётся в рамках порыва душевного и тяги к естественной выработке адреналина, такие законы вряд ли ограничат, поскольку штрафы вольным художникам и так грозят всю историю их существования. Обязать же оплачивать ещё и закраску стен будет очень трудно. Впрочем, не следует забегать вперёд истории. Поживём — увидим…
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Отрываем руки вандалам: 8 эффективных способов
Стрит-арт – это хорошо и зачастую (если работа выполнена профессиональными мастерами) красиво, он оживляет город и иногда позволяет скрыть мелкие недостатки. В особо удачных случаях граффити может стать новой городской достопримечательностью или целым культурным явлением, хотя сами художники не особо расстраиваются, если их работу через какое-то время сменяет новая.
Совсем другое дело – граффити на транспорте. Во-первых, общественный транспорт не предназначен для граффити. Это просто неудобная площадка. Вы видели когда-нибудь хорошее граффити на вагоне поезда или метро? Я – нет, если только под это специально не выделили какой-нибудь товарный вагон со сплошным и довольно ровным бортом. Чаще всего подвижной состав просто покрывают уродливыми тегами, царапают окна, закрашивают фары. Зачем это делается, не очень понятно.
Во-вторых, каждое граффити на транспорте – это шаг к более серьёзным преступлениям. Вспомните «теорию разбитых окон». Среда так сильно влияет на поведение людей, что вандализм просто создаёт плацдарм для воровства, мародёрства или чего похуже. Люди видят, что за порядком никто не следит, и готовы нарушать закон.
В-третьих (этот пункт следует из первого), общественный транспорт, разрисованный граффити, просто становится некрасивым. Зачем уродовать то, чем ежедневно пользуются миллионы людей? Намного приятнее ведь смотреть во время поездки в чистое окошко, чем в испещрённое царапинами, в которые навечно забилась грязь.
Общественный транспорт должен ходить в аккуратных и красивых ливреях. Желательно, чтобы для всего города был разработан фирменный стиль. Отличия тут допустимы (и даже логичны) разве что для разных видов транспорта, их можно просто подчеркнуть цветом. Никаких граффити и тем более никакой рекламы на вагонах трамваев, метро и электричек, на автобусах и троллейбусах быть не должно.
Вариант 1. Быстрое удаление граффити
Больше 20 лет назад станции и вагоны нью-йоркского метро были сплошь покрыты граффити. В окна вагонов невозможно было смотреть, потому что они полностью были замазаны краской. Но в 1984 году город запустил программу по избавлению от граффити. Метрополитен нанял специальный персонал, который с тех пор постоянно инспектирует станции и вагоны и моментально смывает или закрашивает любые рисунки и надписи.
Большая часть проверяющих работает на конечных станциях метро. Между поездками они полностью проверяют поезда и в случае чего сразу же удаляют новые граффити. Чем раньше они примутся за дело, тем легче будет отмыть рисунки, поэтому проверки проводятся максимально часто. Также есть мобильные отряды, которые по ночам проверяют состояние станций и стирают появившиеся за день рисунки.
Большие граффити и процесс их удаления всегда записывается на пленку. Все эти материалы потом предъявляют в суде в случае, если вандала удастся поймать (их, кстати, ловят довольно часто благодаря полицейским патрулям и системе видеонаблюдения). По видеозаписям суд устанавливает, во сколько обошлась работа сотрудников метро, чтобы осужденный потом мог выплатить точную сумму ущерба.
Нью-йоркский метод борьбы с граффити основан на выводе, что вандалы изрисовывают вагоны и станции ради того, чтобы их работу увидело как можно больше людей. Поэтому сотрудники просто лишают их аудитории, максимально быстро стирая все рисунки и надписи. Таким образом вандалы теряют мотивацию портить вагоны и станции.
Вариант 2. Наблюдение и компьютерный анализ
В Лондоне тоже была большая проблема с вандализмом в транспорте, но там её решили совсем другим способом. В 1982 году британцы создали в транспортной полиции специальное подразделение по борьбе с вандалами. Оно очень эффективно справлялось со своими обязанностями, и в 1996 году его даже решили закрыть, потому что проблему вандализма удалось побороть. Но уже в следующем году подразделение снова восстановили, потому что вандалы вновь распоясались и начали разрисовывать стены метро и исцарапывать стекла.
Методика полицейского подразделения по борьбе с вандалами основана на компьютерном анализе. Полицейские сохраняют все надписи и рисунки в базу данных, и компьютер с помощью системы видеонаблюдения помогает им выявлять вероятных и постоянных нарушителей. Как показывает статистика, в основном это молодые люди от 14 до 30 лет. Они рисуют свои граффити практически в одних и тех же местах, где их может увидеть максимальное количество людей.
Все собранные материалы передаются в суд, и после этого полицейские получают разрешение на проведение обысков в домах у подозреваемых. В поисках улик также проверяются компьютеры и смартфоны. Если размер нанесенного ущерба превышает 8 тысяч фунтов, дело передают в вышестоящую инстанцию, и там нарушителю выносят более суровое наказание, иногда даже в виде тюремного заключения.
Вариант 3. Антивандальная информационная кампания и общественный контроль
В 2000 году расходы на устранение последствий вандализма в стокгольмском транспорте превысили 100 миллионов шведских крон. Деньги уходили не только на закрашивание граффити, но и на замену исцарапанных стекол в поездах и восстановление сломанной мебели в общественном транспорте. В тот момент власти Стокгольма осознали, что нужно придумать новый метод борьбы с вандалами.
С тех пор управляющая компания стокгольмского общественного транспорта развернула информационную войну с вандалами. В дома, где были дети от 11 до 13 лет, начали рассылать буклеты о том, что вандализм — это плохо и опасно. По телевидению запустили антивандальную рекламу, направленную на молодую аудиторию. А по школам начали ходить представители компании с уроками об общественном вреде вандализма в виде граффити.
Параллельно с этим транспортная компания собрала инициативную группу «Спокойные улицы». Ей поручили патрулировать маршруты общественного транспорта и предотвращать правонарушения и вандализм. В эту группу в основном входит безработная молодежь. Она следит за безопасностью в транспорте и заодно работает с бездельничающими подростками, вовлекая их в общественно полезную деятельность.
Нью-йоркский и лондонский методы борьбы с вандалами в Стокгольме тоже используются. У транспортной компании есть большая бригада, которая постоянно следит за чистотой и сохранностью автобусов и поездов. И своя компьютерная база тут тоже есть. А всю мебель в транспорте теперь специально делают из крепких и легко моющихся материалов, чтобы при необходимости её можно было быстро привести в порядок.
Вариант 4. Превращение транспортной инфраструктуры в арт-площадку
В Западном Мидленде (это регион в Великобритании) транспортную инфраструктуру решили отдать в руки профессиональных художников. В частности, с их помощью на многих трамвайных и автобусных остановках были установлены разные арт-объекты, которые так или иначе отражают историю места. Транспортная компания посчитала, что всё это создаст благоприятную среду для передвижений по городу и поможет предотвратить акты вандализма.
Прежде чем художники приступали к работе, транспортная компания заказывала исследование общественного мнения. Население разных городов и районов активно участвовало в разработке идей и тем для оформления остановок. Например, дизайн одной из них художники в течение года разрабатывали вместе с учениками местной начальной школы.
Этим участие обычных людей в жизни общественного транспорта не заканчивается. Транспортная компания часто привлекает добровольцев и энтузиастов к разным работам и спрашивает мнение общественности по поводу своих решений. На одном из вокзалов всех желающих пригласили поучаствовать в укладке мозаичного пола. И после того, как вокзал официально открыли, актов вандализма в нём практически не случалось, потому что люди начали более ответственно относиться к плодам собственной работы.
Вариант 5. Культурное просвещение
Британская железнодорожная компания Network Rail придумала свой способ борьбы с вандалами. В сотрудничестве с театральной компанией Catalyst она создала пьесу «Пересекая черту». В этой пьесе размышляется о том, почему молодые люди ввязываются в противозаконную деятельность, хотя они прекрасно осознают, что это неправильно и опасно. После показов пьесы зрители могли поучаствовать в обсуждении этой проблемы.
Вариант 6. Воспитательная работа с правонарушителями
В Нидерландах с вандалами борются намного жестче. Их просто отлавливают и отправляют на исправительные работы. Полиция передает пойманных правонарушителей в возрасте от 12 до 18 лет в управление под названием Halt. Там им назначают наказание, соразмерное с их проступком. Вандалы, как правило, отправляются отмывать свои или чужие художества. Кроме этого, все они проходят образовательный курс, на котором им рассказывают о последствиях разных правонарушений. Отбывают своё наказание они после школьных занятий.
В управление Halt можно попасть только дважды, причем второй раз должен случиться не раньше, чем через год после первого. В третий раз или после второго правонарушения за год на подростка уже заведут дело в полиции.
Главная цель этой организации — убедить подростков больше никогда не заниматься вандализмом и не совершать другие правонарушения. И у нее это довольно неплохо получается. В год через Halt проходит несколько десятков тысяч человек, и лишь около 10-20% из них вновь оказываются пойманными за чем-то незаконным.
Вариант 7. Создание легальных площадок для стрит-арта
Еще один прием из Нидерландов. В Утрехте для предотвращения актов вандализма власти города организовали легальную площадку для стрит-арта. Они установили стену протяженностью около 500 метров, на которой каждый мог самовыражаться по своему усмотрению. Эксперимент оказался очень успешным: количество новых граффити в округе и в транспорте после появления стены сразу же значительно сократилось.
Похожая инициатива была и в Венгрии. Там железнодорожная компания специально выделила больше 50 товарных вагонов и отдала их на растерзание уличным художникам при условии, что они не будут трогать остальной подвижной состав.
Вариант 8. Использование устойчивых к вандализму материалов и конструкций
Использование материалов, которые сложно сломать и легко отмыть от краски, не защитит от актов вандализма, но сведет к минимуму их последствия. Так, некоторые транспортные компании используют для обивки сидений прочную и долговечную ткань из стекловолокна, или просто делают пластиковые или металлические кресла. Поверхность стен внутри вагонов специально покрывают красками, устойчивым к растворителям, а лампы и фонари защищают металлическими решётками.