гимнастика мозга пола деннисона для детей
Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию
Что такое деменция
При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.
Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:
Первые признаки деменции
При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).
На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы
Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.
Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».
Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).
Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.
Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.
В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.
При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.
Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.
Полезные упражнения для тренировки мозга
Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.
Вот несколько примеров эффективных занятий:
Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.
Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.
При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.
У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.
Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.
Еще несколько советов
1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.
2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.
3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.
4. Попробуйте время от времени смотреть фильмы без звукового сопровождения, при этом попытайтесь понять, о чем идет речь по жестам актеров и их движениям.
СЕРЕБРЯНАЯ АКАДЕМИЯ
Поиск по этому блогу
Гимнастика для мозга доктора Деннисона
Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга, известной во всем мире как Brain Gym®. Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется ментальная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!
Фото: Brain Gym Slovenija |
Что такое гимнастика для мозга?
Гимнастика для мозга призвана синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри. В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.
Задача нейрогимнастики, гимнастики для мозга – синхронизировать работу двух полушарий.
Др. Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон |
Упражнения нейрогимнастики Пола Денисонна очень просты, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста. В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.
Гимнастика для мозга
Не забывайте про перекрестные движения, когда гуляете в лесу. На лыжах – шире скользящий шаг и активнее отталкивайтесь палками. В скандинавской ходьбе – движения руками должны быть диагональными, палки провисают на темляках и при шаге активно выбрасываются вперед правая рука – левая нога и наоборот. Просто идёте – маршируйте, активизируйте работу двух полушарий – творческого и логического.
Для ежедневной гимнастики для мозга и сохранения здоровья для людей старшего возраста, мы выбрали 6 простых и эффективных упражнений. Эти упражнения справедливо называют гимнастикой для сосудов. Описаны в том же порядке, что и видеоуроке психолога Ольги Троицкой, которая вместе со своими учениками демонстрирует гимнастику для мозга.
Описание всех упражнений гимнастики для мозга отвечает на вопрос: Почему поможет?
Автор нейрогимнастики Пол Деннисон: колпак для думания. |
УПРАЖНЕНИЕ №1 «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»
loveyourbrain.org.hk |
Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.
Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.
loveyourbrain.org.hk |
Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.
Массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
Поменяйте руки
По логике это упражнение должно быть №1! Выполнять его следует сразу, как вы проснулись. Скорее всего многие знают, а некоторые испытали эффект микроакупунктуры в точки ушной раковины. Массаж ушных раковин – обязательный элемент всех видов восточной гимнастики.
loveyourbrain.org.hk |
Что нужно знать, чтобы с боⁱльшим эффектом выполнить упражнение, который позволит поменять «ночной колпак» на «колпак для думания»?
Ушная раковина – это проекция тела и ухо можно назвать его пультом управления. Человечек на ухе перевернут вверх ногами: на мочке уха проекция головы,противозавиток – позвоночник, начиная от мочки: шейный, грудной, поясничный отделы. В нижней чаще (углубление на уровне слухового прохода) проекция органов грудной клетки, в углублении выше козелка – точки брюшной полости, в углублении между ножками протиовозавитка – органы малого таза.
Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты, тело расслаблено.
Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд.
Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку. Большой палец руки на серединной линии тела, плавным движением руки описываем восьмерку не выпуская его из поля зрения.
Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, просто поставив одну ногу впереди другой, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги.
Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой. Упражнение «Крюки» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, ускоряет реакции.
Гимнастика для мозга детально представлена в книгах:
П. Деннисон, Г. Деннисон. гимнастика для мозга.[Dennison, Paul, and Gail Dennison. Brain Gym. 1989. Ventura, Calif.: Educational Kinesthetics.]
К. Ханнафорд «Мудрое движение. Мы учимся не только головой». [Hannaford, Carla. 1995. Smart Moves: Why Learning Is Not All in Your Head. Arlington, Va.: Great Ocean Publishers.]
Об авторах:
Пол Деннисон – доктор философии (доктор наук в образовании), американский психолог, создатель Образовательной Кинезиологии – науки об усовершенствовании процесса обучения через движение.
Карла Ханнафорд, доктор философии, биолог. Один из ее курсов: физиологическая основа обучения.
Зарядка для ума
Многие родители видят причину школьной неуспеваемости своих детей в высоких учебных нагрузках. «Ребенку так много задают, он просто не успевает все запомнить!» «Снова «неуд» по диктанту! А ведь дома подготовились, выучили все правила. Откуда такая невнимательность?!» Конечно, в каких-то случаях проблема в лени и отсутствии у ребенка интереса к учебе. Однако специалисты, изучающие мозговые процессы, утверждают, что плохой памяти и невнимательности не бывает. Все дело в неумении их тренировать. сегодня существуют специальные комплексы гимнастических упражнений для тренировки и эффективного развития когнитивных функций. Что это за упражнения? Как их освоить? Об этом и поговорим.
Ученые доказали, что наш мозг очень гибок и пластичен, а память поистине безгранична. В течение всей жизни в мозге постоянно отмирают одни и вновь формируются другие, новые, связи.
Именно мозг обеспечивает оптимальное функционирование таких процессов, как память, внимание, восприятие, мышление, речь
Причем все эти процессы имеют свойство динамично развиваться в благоприятных условиях и ухудшаться при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести нейропсихологические нагрузки в школе.
Действительно, напряженность современного учебного процесса требует от ученика полной отдачи в плане когнитивной, или познавательной, деятельности (от латинского cognitiо — «познание»).
«А если еще учесть высокий уровень заболеваемости сегодняшних школьников, становится понятно, что ученик не всегда может справиться с предлагаемой ему нагрузкой», — отмечает врач-невролог Елена Васильевна Ковалева.
Проблемы с успеваемостью, связанные с плохой готовностью когнитивной сферы, проявляются в процессе учебы в виде плохой памяти, нарушения запоминания, снижения внимания, повышенной утомляемости и снижения мотивация к познавательной деятельности. Такие дети пропускают буквы в диктантах, плохо считают устно, не могут сохранять внимание в течение всего урока.
Как же помочь ребенку стать более внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах и максимально использовать ресурсы своей памяти? Оказывается, для этого есть очень эффективный способ. Как специалист, Елена Ковалева видит решение проблемы в специальной тренировке мозга:
Включив в процесс обучения физические упражнения когнитивной гимнастики, мы сможем активизировать систему «интеллект-тело» и улучшить способность ребенка к обучению.
Выполнение специальных упражнений приводит к восстановлению межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, стимулирует развитие познавательных функций. Грамотно организованные движения способствуют созданию новых нейронных сетей и, соответственно, расширению резервных возможностей мозга. При этом упражнения довольно просты и понятны, поэтому не утомляют ребенка и не отягощают учебный процесс.
В основу упражнений когнитивной гимнастики положена программа «Гимнастика мозга», разработанная в 70-х годах американским ученым Полом И. Деннисоном для неуспевающих детей.
Замечательно то, что данный комплекс упражнений позволяет улучшить состояние ребенка и успеваемость в школе без какой-либо медикаментозной нагрузки на растущий организм.
Отметим, что занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. А наибольший результат можно достичь, если выполнять комплекс точно и систематически.
Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает у детей улучшение памяти, внимания, речи, повышение работоспособности и снижение утомляемости.
Крюки Деннисона
Упражнение стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.Упражнение гармонизирует эмоции и процессы мышления, ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную, состоит из двух частей.
Часть 1.
Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать — это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Часть 2.
Поставьте ступни параллельно.
Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени упражнение занимает от двух минут и больше.
Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.
Когнитивная гимнастика
Она представляет собой комплекс специальных упражнений, в ходе выполнения которого устанавливается связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Кроме когнитивной гимнастики в комплексе подготовки к учебному году в Центре используются:
Массаж мышц спины и головы
Массажные техники стимулируют и повышают тонус центральной нервной системы, оказывают расслабляющее воздействие, что положительно влияет на деятельность всех физиологических систем организма.
Гомеопатия
Гомеопатические препараты подбираются для каждого конкретного случая по закону подобия с учетом состояния пациента, его конституционального и психологического типа, хобби, настроения, пристрастий в еде, излюбленного положения во сне, зависимости жалоб от времени суток, холода или тепла, сырости, приема пищи и многих других индивидуальных характеристик.
Гимнастика мозга пола деннисона для детей
Оформление обложки А. В. Лейбман
« Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. — СПб.: ИГ «Весь», 2015.
Всем известно, что детям свойственно учиться через игру и движения. Веселые подвижные игры развивают крупную и мелкую моторику, которая влияет на структуру мышления и стимулирует умственные способности.
Авторы этой книги разработали уникальную методику обучения через движения, которую с успехом можно применять как в школе, так и дома. В ее основе лежит комплекс из 26 упражнений, которые очень нравятся детям. Занятия по методике улучшают память и скорость реакции, позволяют добиваться успехов в учебе, музыке и спорте. А главное — дети начинают получать удовольствие от процесса обучения! Даже после выполнения нескольких упражнений из комплекса школьники, которым прежде нелегко давалась учеба, начинают лучше усваивать учебный материал и добиваются значительных успехов.
Система движений на основе «Гимнастики мозга» была разработана для стимуляции индивидуального развития и помощи в усвоении знаний в различных областях жизни. Она состоит из несложных движений, которые подходят не только для маленьких детей и школьников, но и для взрослых и пожилых людей. Авторы методики предлагают вам опробовать упражнения, описанные в книге, убедиться в их действенности и насладиться радостью обучения через движение!
Тематика: Детям и родителям / Книги для родителей
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Эта книга посвящается всем детям (для которых естественно обучаться посредством движений), тем, кто признает роль движения в обучении и хочет его использовать в этом качестве, и нашим собственным детям и внукам, которые постоянно напоминают нам о том, что они всегда хотят играть.
OБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ
Д вижение необходимо для людей всех возрастов и физических состояний. Целесообразное движение, предлагаемое 26 упражнениями «Гимнастики мозга», подкрепляет любые образовательные начинания, но в особенности — помогает учителям и родителям поддерживать детей в их повседневной деятельности.
Упражнения способствуют постепенному усвоению новых движений и сенсорных навыков в соответствии с индивидуальными потребностями. Они сочетают в себе целесообразность и легкость исполнения, поскольку мышцы не должны испытывать чрезмерной нагрузки при освоении новых движений. И вообще — любое принуждение вступает в противоречие с философией «Гимнастики мозга».
Проконсультируйтесь с практикующим врачом (терапевтом, хиропрактиком, психотерапевтом или окулистом, работающим в сфере оптометрии развития), прежде чем приступать к освоению той или иной программы, связанной с использованием движений. Тем паче следует обратиться за советом к специалисту для определения конкретного физического состояния (пациента).
В программе «Гимнастика мозга» деятельность физической/психической системы организма рассматривается как динамичное, а не статичное взаимодействиие, поэтому и сам процесс обучения основывается на принципах функционирования, а не в плане развешивания ярлыков и укоренившихся представлений. Например, проблемы с сосредоточением описываются в таких терминах как сверх- или дефокусировка и рассматриваются применительно к конкретным задачам вместо употребления привычных уже штампов, вроде «гиперактивности» или «синдрома дефицита внимания». В соответствии с этой позицией издатель и Brain Gym® International не несут ответственность за неправильное использование содержания этой книги в диагностических целях.
Человеческий опыт настолько сложен, что никакая книга не может заменить навыки, которые привносят в процесс обучения профессионалы. Инструкторы Brain Gym® проходят многочасовое всестороннее обучение в области сенсорной и двигательной подготовки, прежде чем получают сертификат, позволяющий им заниматься преподаванием на курсах или проведением частных консультаций. Поэтому читателям, которые хотят продолжить обучаться методике, основанной на «Гимнастике мозга», следует сотрудничать с инструкторами Brain Gym®. Квалифицированный инструктор имеет право делиться своим опытом в индивидуальных консультациях, в классе или в ходе организации программы; только лицензированные инструкторы Brain Gym® могут использовать это название и заниматься преподаванием в данной специализированной области. По ссылке ниже можно найти списки инструкторов/консультантов Brain Gym® в вашем регионе для решения ваших конкретных потребностей.