Гфу 134а что такое
Хладагенты
По степени озоноразрушающей активности озонового слоя Земли галоидопроизводные углеводороды разделены на 3 группы:
Хлорфторуглероды ХФУ (CFC)
Обладают высокой озоноразрушающей активностью. Хладагенты этого типа включают: R11, R12, R13, R113, R114, R115, R500, R502, R503, R12B1, R13B1.
Гидрохлорфторуглероды ГХФУ (HCFC)
Это хладагенты с низкой озоноразрушающей активностью. К ним относятся: R21, R22, R141b, R142b, R123, R124.
Гидрофторуглероды ГФУ (HFC), фторуглероды ФУ (FC), углеводороды (HC)
Не содержащие хлора хладагенты, считаются полностью озонобезопасными. Таковыми являются хладагенты R134, R134a, R152a, R143a, R125, R32, R23, R218, R116, RC318, R290, R600, R600a, R717 и др.
Каждая фирма-производитель хладагентов выпускает в продажу свою продукцию под собственным наименованием, например:
Поэтому, например, R407C может поступать на рынок под марками FORANE 407C, SUVA 9000 и т.д.
Наиболее распространенные смеси хладагентов и фирмы-производители
Номер | Торговая марка | Фирма-производитель | Состав смеси | Содержа ние, % | Заменяемый хладагент |
R401A | SUVA MP39 | DUPONT | R22-R124-R152a | 53-34-13 | R12 |
R401B | SUVA MP66 | DUPONT | R22-R124-R152a | 61-28-11 | R12, R500 |
R401C | SUVA MP52 | DUPONT | R22-R124-R152a | 33-52-15 | R12 |
R402A | SUVA MP80 | DUPONT | R22-R125-R290 | 38-60-2 | R502 |
R402B | SUVA MP81 | DUPONT | R22-R125-R290 | 60-38-2 | R502 |
R403A | ISCEON 69S | RHODIA | R22-R218-R290 | 75-20-5 | R502 |
R403B | ISCEON 69L | RHODIA | R22-R218-R290 | 56-39-5 | R502 |
R404A | FORANE FX70 | ATOFINA | R125-R134a-R143a | 44-4-52 | R502 |
R404A | SUVA HP62 | DUPONT | R125-R134a-R143a | 44-4-52 | R502 |
R405A | G2015 | GREENCOOL | R22-R142b-R152a-RC318 | 45-5.5-7-42.5 | R12, R500 |
R406A | GHG12 | MONROE AIR TECH | R22-R142b-R600 | 55-41-4 | R12 |
R406A | ICOR R406A | ICOR International | R22-R142b-R600 | 55-41-4 | R12 |
R406A | GHG/McCool | People’s Welding | R22-R142b-R600 | 55-41-4 | R12 |
R407A | KLEA 60 | ICI | R32-R125-R134a | 20-40-40 | R502 |
R407B | KLEA 61 | ICI | R32-R125-R134a | 10-70-20 | R502 |
R407C | FORANE 407C | ATOFINA | R32-R125-R134a | 23-25-52 | R22 |
R407C | KLEA 66 | ICI | R32-R125-R134a | 23-25-52 | R22 |
R407C | SUVA 9000 | DUPONT | R32-R125-R134a | 23-25-52 | R22 |
R407D | KLEA 407D | ICI | R32-R125-R134a | 15-15-70 | R12, R500 |
R407E | KLEA 407E | ICI | R32-R125-R134a | 25-15-60 | R22 |
R408A | FORANE FX10 | ATOFINA | R22-R124-R143b | 47-7-46 | R502 |
R409A | FORANE FX56 | ATOFINA | R22-R124-R142b | 60-25-15 | R12, R500 |
R409B | FORANE FX57 | ATOFINA | R22-R124-R142b | 65-25-10 | R12, R500 |
R410A | FORANE 410A | ATOFINA | R32-R125 | 50-50 | R22 |
R410A | GENETRON AZ20 | ALLIED SIGNAL | R32-R125 | 50-50 | R22 |
R411A | G2018A | GREENCOOL | R22-R152a-R1270 | 87.5-11-1.5 | R502 |
R411B | G2018B | GREENCOOL | R22-R152a-R1270 | 94-3-3 | R502 |
R411C | G2018C | GREENCOOL | R22-R152a-R1270 | 95.5-1.5-3 | R502 |
R412A | ARCTON TP5R | ICI | R22-R142 | 70-25-5 | R12, R500 |
R413A | ISCEON 49 | RHODIA | R134a-R218-R600 | 88-9-3 | R12 |
R414A | GHG-X4 | People’s Welding | R22-R124-R142b-R600 | 51-28.5-16.5-4 | R12, R500 |
R414B | HOTSHOT | ICOR International | R22-R124-R142b-R600 | 50-39-9.5-1.5 | R12, R500 |
pR-415A | MONCTON | R22-R23-R152a | 80-5-15 | R502 | |
pR-415B | MONCTON | R22-R23-R152a | 90-5-5 | R502 | |
pR-416A | FR-12 | ICI | R124-R134a-R600 | 39.5-59-1.5 | R12, R500 |
pR-416A | DI24 | AUSIMONT | R124-R134a-R600 | 39.5-59-1.5 | R12, R500 |
R507 | FORANE 507 | ATOFINA | R125-R134a | 50-50 | R502 |
R507 | GENETRON AZ50 | ALLIED SIGNAL | R125-R134a | 50-50 | R502 |
R508A | KLEA 5R3 | ICI | R23-R116 | 39-61 | R13, R503 |
R508B | SUVA 95 | DUPONT | R23-R116 | 46-54 | R13, R503 |
R509A | ARCTON TP5R2 | ICI | R22-R218 | 44-56 | R502 |
C10M1A | АСТРОН 12 | АСТОР (Россия) | R22-R21-R142b | 62-3-28 | R12 |
C1 | Хладагент-С1 | ИНТЕРТЕК (Россия) | R152a-R600 | 70-30 | R12 |
Вы также можете ознакомиться с другими страницами раздела:
R134a
Хладагент R −134a Формула CF3CFH2 (тетрафторэтан). Молекула R134a имеет меньшие размеры, чем молекула R12, что делает более значительной опасность утечек. Потенциал разрушения озона ODP = 0, потенциал глобального потепления GWP = 1300.
Хладагент R134a нетоксичен и не воспламеняется во всем диапазоне температур эксплуатации. Однако при попадании воздуха в систему и сжатии могут образовываться горючие смеси. Не следует смешивать R134a с R12, так как образуется азеотропная смесь высокого давления с массовыми долями компонентов 50 и 50%. Давление насыщенного пара этого хладагента несколько выше, чем у R12 (соответственно 1,16 и 1,08 МПа при 45 oС). Пар R134a разлагается под влиянием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких, как фторводород.
По классификации ASHRAE этот продукт относится к классу А1. В среднетемпературном оборудовании (температура кипения −7 oС и выше) R134a имеет эксплуатационные характеристики, близкие к R12. Для R134a характерны небольшая температура нагнетания (она в среднем на 8…10 oС ниже, чем для R12) и невысокие значения давления насыщенных паров.
В холодильных установках, работающих при температурах кипения ниже −15 oС, энергетические показатели R134a хуже, чем у R12 (на 6% меньше удельная объемная холодопроизводительность при −18 oС), и холодильный коэффициент. В таких установках целесообразно применять хладагенты с более низкой нормальной температурой кипения либо компрессор с увеличенным часовым объемом, описываемым поршнями.
В среднетемпературных холодильных установках и системах кондиционирования воздуха холодильный коэффициент R134a равен коэффициенту для R12 или выше его. В высокотемпературных холодильных установках удельная объемная холодопроизводительность при работе на R134a также несколько выше (на 6% при t0 = 10 oС), чем у R12.
Из-за значительного потенциала глобального потепления GWP рекомендуется применять R134a в герметичных холодильных системах. Влияние R134a на парниковый эффект в 1300 раз сильнее, чем у СО2. Так, выброс в атмосферу одной заправки R134a из бытового холодильника (около 140 г) соответствует выбросу 170 кг СО2. В Европе в среднем 448 г СО2 образуется при производстве 1 кВт*ч энергии, т.е. этот выброс соответствует производству 350 кВт*ч энергии.
Для работы с хладагентом R134a рекомендуются только полиэфирные холодильные масла, которые характеризуются повышенной гигроскопичностью. R134a широко используют во всем мире в качестве основной замены R12 для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне. Его применяют в автомобильных кондиционерах, бытовых холодильниках, торговом холодильном среднетемпературном оборудовании, промышленных установках, системах кондиционирования воздуха в зданиях и промышленных помещениях, а также на холодильном транспорте. Хладагент можно использовать и для ретрофита оборудования, работающего при более низких температурах. Однако в этом случае, если не заменить компрессор, то холодильная система будет иметь пониженную холодопроизводительность. R134a совместим с рядом уплотняющих материалов, в частости с прокладками, сделанными из таких материалов, как «Буна-Н», «Хайпалон 48», «Неопрен», «Нордел», а также со шлангами, футурованными нейлоном. Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134a имеет определенные перспективы.
Какие преимущества и особенности имеет фреон R-134А
Фреон R134A – представитель современных хладонов, используемых в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он имеет неоспоримые преимущества в сравнении с R12, однако обладает определенными особенностями, влияющими на эксплуатацию.
Описание и применение фреона R134A
Все фреоны представляют собой вещества, закипающие при низком давлении, и выпадающие в конденсат при высоком. Эти свойства позволяют успешно использовать хладагенты при создании климатического и холодильного оборудования.
Существуют различные виды хладонов:
К последним относится фреон R134A – хладагент, изготовленный без использования хлора. Бесцветный газ имеет химическое наименование – тетрафторэтан.
Чаще всего хладагентом заправляют кондиционеры в автомобилях, промышленные холодильные установки и бытовое климатическое оборудование. Его применяют в процессе создания других марок фреона. Хладагент предназначен для работы в среднетемпературном диапазоне.
Фреон R134A может использоваться в системах, в которых официально применяются другие хладагенты. Это возможно благодаря включению вещества в состав большинства хладонов.
Фреон используют в пневматическом оружии, заправляют в баллоны для пылеочистительных устройств, применяют для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество широко используется для охлаждения персональных компьютеров (системы для разгона).
Хладон имеет российский аналог, носящий название R-600A. Несмотря на схожие свойства фреона R134A и R12, их нельзя смешивать. Такие действия могут стать причиной выхода оборудования из строя. Отечественные производители утверждают, что их продукт создавался с учетом эксплуатации российских компрессоров.
Преимущества и недостатки
Хладон не воспламеняется и не обладает токсичностью. Давление насыщенного пара у R134A выше, чем у R12. Это означает, что теплообменник холодильного оборудования будет нагреваться дольше.
Основные преимущества хладона:
По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает наилучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.
Одним из весомых недостатков фреона является разложение с выделением вредных паров при нагревании выше 250 градусов. Кроме того, он имеет высокий коэффициент парникового эффекта, который в 1300 раз выше, чем у углекислого газа.
Еще один недостаток фреона R134A – высокая гигроскопичность. Когда при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему. При попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.
Особенности хладагента
Газ R134A лучше применять в средне- и высокотемпературных холодильных агрегатах. По сравнению с аналогами, он лучше справляется с ежегодным повышением температур, что позволяет его использовать в особых герметичных системах охлаждения.
Хладон применяют при модернизации оборудования, работающего при низких температурах.
Другие особенности бесцветного газа:
Таким образом, для использования R134A необходимы:
При тестировании техники с эфирными маслами применялись обычные металлические элементы. При использовании гибких шлангов эластомеры подбираются отдельно. Это условие обеспечивает минимальную проницаемость стенок и наименьшее количество остаточной влаги.
Все системы перед заправкой и заменой масла тщательно обезвоживаются. В холодильный контур устанавливают фильтры осушения, которые должны соответствовать по характеристикам молекулам R134A.
При грамотном подходе к использованию хладагента проблем при работе с ним не возникает.
Фреон R134A: характеристики
В таблице представлены технические данные вещества, которые помогут сравнить хладагент с имеющимися на рынке аналогами.
Наименование показателя | Числовое значение, мера измерения |
Температура кипения | -26,5 градусов |
Критическое давление | 4,06 МПа |
Критическая температура | 101,5 градусов |
Озоноразрушающий потенциал | 0 ODP |
Молекулярный вес | 102,03 г/моль |
Плотность жидкости | 126 кг/м3 |
Плотность газа | 5,28 кг м3 |
Растворимость в воде | 0,21 об/об |
Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.
В состав фреона R134A входят:
Тесты на хранение вещества выявили высокую гидролизную устойчивость на алюминии, меди, латуни и нержавеющей стали.
О новом порядке ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ. Подробный обзор ситуации
Уважаемые коллеги, в ответ на многочисленные вопросы руководителей климатических компаний, хотим, насколько возможно, внести ясность в вопрос ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ.
Сейчас уже бесполезно искать виновных в подписании Монреальского протокола и ратификации всех последующих поправок от лица нашей страны. Тем не менее, сегодня РФ обязана выполнять все требования этих навязанных нам извне документов, невзирая на реальное положение вещей и сигналы профессионалов от производства и бизнеса. Это и является причиной появления решений чиновников Евразийского экономического союза, а также Минприроды, Минпромторга и Росприроднадзора, затрагивающих интересы всех предприятий РФ, работающих с хладагентами.
Список хладагентов, на ввоз которых нужно разрешение
Итак, Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК)№30 от 16.03.2021г. вводится разрешительный порядок ввоза/вывоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза гидрофторуглеродов (ГФУ) из списка F (см. табл. 1), утвержденного на международном уровне в рамках Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу принятой 15 октября 2016. Целью данного соглашения, как утверждается, является минимизация эмиссии газов с высоким индексом потенциала глобального потепления (GWP).
Таблица 1. Список F веществ, для которых установлен разрешительный порядок ввоза
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС | ||
Формула | Вещество | Название | |
CHF2CHF2 | ГФУ-134 | 1,1,2,2-тетрафторэтан | Из 2903 39 290 0 |
CH2FCF3 | ГФУ-134а | 1,1,1,2-тетрафторэтан | 2903 39 260 0 |
CH2FCHF2 | ГФУ-143 | 1,1,2-трифторэтан | из 2903 39 290 0 |
CHF2CH2CF3 | ГФУ-245fa | 1,1,1,3,3-пентафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF2CH3 | ГФУ-365mfc | 1,1,1,3,3-пентафторбутан | из 2903 39 290 0 |
CF3CHFCF3 | ГФУ-227ea | 1,1,1,2,3,3,3-гептафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CF3 | ГФУ-236cb | 1,1,1,2,2,3-гексафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CHF2CHFCF3 | ГФУ-236ea | 1,1,1,2,3,3-гексафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF3 | ГФУ-236fa | 1,1,1,3,3,3-гексафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CHF2 | ГФУ-245ca | 1,1,2,2,3-пентафторпропан | из 2903 39 270 0 |
CF3CHFCHFCF2CF3 | ГФУ-43-10mee | 1,1,1,2,2,3,4,5,5,5-декафторпентан | из 2903 39 290 0 |
CH2F2 | ГФУ-32 | дифторметан | 2903 39 210 0 |
CHF2CF3 | ГФУ-125 | пентафторэтан | из 2903 39 240 0 |
CH3CF3 | ГФУ-143a | 1,1,1-трифторэтан | из 2903 39 240 0 |
CH3F | ГФУ-41 | фторметан | из 2903 39 290 0 |
CH2FCH2F | ГФУ-152 | 1,2-дифторэтан | из 2903 39 290 0 |
CH3CHF2 | ГФУ-152a | 1,1-дифторэтан | 2903 39 250 0 |
Группа II | |||
CHF3 | ГФУ-23 | трифторметан | 2903 39 230 0 |
Данное Решение, вступившее в силу 18.04.2021г., помимо самого факта своего появления, имеет ряд существенных недочетов:
Последствия не заставили себя долго ждать – задержка оборудования с моногазами на границе привела к огромным убыткам для бизнеса и недоплаченным налогам на прибыль и НДС в бюджет страны. По предварительным оценкам, потери бюджета составили миллиарды рублей.
Итоги Монреальского протокола и Кигалийской поправки: самые эффективные хладагенты – под запретом. На ввоз других требуется разрешение.
Как оформить разрешение и сколько это стоит
Процедура разрешительного порядка ввоза определяется на национальном уровне. Для Российской Федерации – это двухступенчатая схема: получение разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, и, на основании этого разрешения, получение лицензии в Минпромторге.
Минприроды в ответ на письмо АПИК (письмо 20-50/6331-ОГ от 11.05.2021), разъяснило, что действие Решения ЕЭК №30 распространяется намоно-хладагенты и оборудование их содержащее из списка F (например, ГФУ-32, ГФУ-134а), а также хладагенты, которые содержат в своем составе ГФУ из списка (например, R410a, который является смесью R32 и R125).
Вместе c тем, оборудование, работающее на смесевых хладагентах (в частности, на R410a) не упомянуто в разъяснениях Минприроды и не попадает под новое регулирование.
Выдача разрешения на ввоз/вывоз озоноразрушающих веществ (а теперь Решением ЕЭК №30 ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам) осуществляется Росприроднадзором на основании Регламента, утвержденного Минприроды Приказом 907 от 22.11.2011. В статье 13 регламента приведен исчерпывающий список документов необходимых для подачи в Росприроднадзор с целью получения Разрешения на ввоз или вывоз озоноразрушающего вещества.
На каждый контракт, необходимо получать отдельное разрешение. В большинстве случаев необходимо представить заключение химико-аналитической лаборатории. Из-за небольшого количества участников рынка озоноразрушающих веществ, количество лабораторий, выдающих заключения на озоноразрушающие вещества в РФ, не велико. Однако введение регулирования по ГФУ резко увеличило количество обращений в такие органы, что чревато образованием очередей.
Как уже говорилось, основанием для выдачи Минпромторгом Лицензии на ввоз/вывоз является Разрешение от Росприроднадзора.
Ориентировочные сроки получения лицензии таковы:
Итого, общий срок получения всех требуемых документов превышает 2 месяца при хорошей организации процесса и благоприятных на то обстоятельствах.
Стоимость оформления одной лицензии складывается из стоимости заключения химико-аналитической лаборатории – это несколько десятков тысяч рублей, госпошлины за выдачу разрешения – 160 000 рублей и пошлины за выдачу лицензии – порядка 7 500 рублей.
Парадоксы ситуации. А что будет дальше?
Необходимо отметить, что введение новых правил выдачи разрешений привели к парадоксальной ситуации – продать оборудование с ГФУ из РФ в страну ЕАЭС (или другую страну ближнего зарубежья) стало существенно дороже и хлопотнее, чем, например, из стран ЕС, где введен уведомительный порядок экспорта ГФУ. Прошло чуть более месяца после вступления в силу Решения ЕЭК №30, но уже сейчас можно уверенно констатировать критическое падение конкурентоспособности российского бизнеса на зарубежных рынках.
В связи с вышеизложенным, возникает законный вопрос: «А что дальше?»
А дальше, судя по всему, будет создаваться система распределения квотирования ввоза/производства ГФУ.
Если посмотреть на опыт Европы, применяющей регулирование ГФУ уже несколько лет, нам предстоит создать и внедрить систему распределения квот, основанную на эквиваленте СО2.
В рамках этой задачи представляется целесообразным:
Данные требования к перспективному регулированию оборота ГФУ ясно показывают отличия от регулирования оборота озоноразрушающих веществ.
Очевидно, что практика применения единых требований к обороту озоноразрушающих веществ и ГФУ приводит и будет приводить в дальнейшем к серьезным проблемам для производителей и торговых организаций в сфере строительства, климатического и холодильного бизнеса.
Всё более насущной становится необходимость юридически оформленного разделения требований к озоноразрушающим веществам и к ГФУ. Это просто необходимо для минимизации издержек бизнеса и государства по мере введения всё более жёстких требований к производству и трансграничному обороту ГФУ, обусловленных выполнением обязательств в рамках Кигалийской поправки Монреальского протокола.