галерея вдоль стены в церкви
м. мн. антресоли, полати, открытый полуярус, галерея, переходы вдоль стен покоя, на столпах с перилами. Встарь женщины стояли в церкви на хорах. Зрители пускаются, в дворянском собрании, на хоры. Хоры для музыкантов. Хорный, к хорам относящ
Последняя бука буква «ы»
Ответ на вопрос «м. мн. антресоли, полати, открытый полуярус, галерея, переходы вдоль стен покоя, на столпах с перилами. Встарь женщины стояли в церкви на хорах. Зрители пускаются, в дворянском собрании, на хоры. Хоры для музыкантов. Хорный, к хорам относящ «, 4 (четыре) буквы:
хоры
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова хоры
Определение слова хоры в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон. Первоначально (в раннее средневековье) Х. предназначались.
Примеры употребления слова хоры в литературе.
Хор Антистрофа 1 Слишком он долог, мой долгий век, Если мне, старику, пришлось Горе узнать такое.
Хор Антистрофа 3 Будут Афины в памяти Вечным проклятьем жить: Так много в Персии теперь Безмужних жен, матерей бездетных!
Хор Антистрофа 700 Нет, не могу подчиниться, Нет, не могу я решиться Сказать несказанное другу.
На ближних этих планах гравировщик передал весь путаный и разнородный хор улиц и закоулков, четкую выразительность карнизов, архитравов, архивольтов и пилястр, отсвечивающих в позднем и темном золоте пасмурного дня, погружающего все изломы и ниши в глубокую сепию тени.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Галерея вдоль стены в церкви
Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православной церкви хоры ярко выраженного функционального назначения не имеют.
В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Хоры» в других словарях:
ХОРЫ — По Гомеру, прислужницы богов; по Гезиоду, три богини времен года. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХОРЫ Род балкона внутри больших залов и церквей. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
ХОРЫ — муж., мн. антресоли, полати, открытый полуярус, галерея, переходы вдоль стен покоя, на столпах с перилами. Встарь женщины стояли в церкви на хорах. Зрители пускаются, в дворянском собрании, на хоры. Хоры для музыкантов. Хорный, к хорам… … Толковый словарь Даля
Хоры — верхняя (на уровне второго яруса) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон. В период средневековья хоры предназначались… … Художественная энциклопедия
хоры — хоров и хор, предлож. на хорах; мн. [от греч. choros хор] Открытая галерея или балкон в верхней части парадного зала или церковного здания (первоначально для помещения хора, музыкантов). Подняться на х. Разместиться на хорах. ◁ Хорный, ая, ое. *… … Энциклопедический словарь
хоры — галерея, балкон Словарь русских синонимов. хоры сущ., кол во синонимов: 4 • балкон (13) • галерея … Словарь синонимов
хоры — ХОРЫ, хоров и хор, предл. на хорах,мн Сооружение, представляющее собой открытую галерею или балкон, расположенные в верхней части большого парадного зала или церковного здания, первоначально предназначались для помещения хора, оркестра. Хоры были … Толковый словарь русских существительных
ХОРЫ — (эмпоры) верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, в парадном зале … Большой Энциклопедический словарь
ХОРЫ — ХОРЫ, хор и хоров, ед. нет (от греч. choros хор). Открытая галерея, обычно на колоннах, балкон в верхней части зала (первонач. для помещения хора, музыкантов). «С высоких хоров гудят смычки.» Баратынский. Места для публики на хорах. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
ХОРЫ — ХОРЫ, ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач. для помещения хора, оркестра]. На хорах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Хоры — (архит.) в церквах, галерея, устроенная вверху иногда тольконад западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северныхдверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молитьсяприсутствующие при богослужении. В публичных и в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Хоры — – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор … Католическая энциклопедия
ГАЛЕРЕЯ
Внешние Галереи, располагавшиеся выше боковых нефов, имели некоторые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе (908 год).
В церковных постройках Запада Галереи появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (около 800 года), построенная в подражание церкви Сан-Витале в Равенне, имела Галерею в верхнем ярусе. В оттоновский период Галереи над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (церковь святого Кириака в Гернроде, XI век). Галереи над боковыми нефами сооружали в романских храмах (церковь Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045 годы; церковь Сент-Этьен в Кале, 1065-1081 годы); U-образную планировку имела Галерея церкви Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250 годы). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Галерея (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.
Структура древнерусских храмов, следующая византийской традиции, также предполагала сооружение Галереи. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 год), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Святой Софии Киевской (1037 год) и Новгородской (1045-1057 годы) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я половина XI века; в церкви мученицы Ирины в Киеве, 1037 год). В этих храмах прослеживается константинопольская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й половине XI века хоры стали устраивать лишь над нартексом и западными углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве, 1070 год; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077 годы; церковь святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е годы XI века). Предназначались хоры в древнерусских церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.
С XII века, по мере формирования древнерусского типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Галерей, которые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в монастырях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Галереи могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская церковь в Переяславле, 1089 год, Галерея 1090 года; церковь святых Петра и Павла, середина XII века, Галерея 2-й половины XII века и церковь святого Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е годы XII века, Галерея 2-й половины XII века). Галереи были широко распространены как в южных княжествах, так и на северо-востоке Руси (церковь Покрова на Нерли, 1166 год; Успенский собор во Владимире, 1158-1160 годы, Галерея 1185-1189 годов), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в монастыре в Боголюбове).
Иллюстрация:
Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я половина XI века. Архив ПЭ.
ГАЛЕРЕЯ
В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела U-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов.
Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908).
В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); U-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.
Структура древнерус. храмов, следующая визант. традиции, также предполагала сооружение Г. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Св. Софии Киевской (1037) и Новгородской (1045-1057) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я пол. XI в.; в ц. мц. Ирины в Киеве, 1037). В этих храмах прослеживается к-польская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й пол. XI в. хоры стали устраивать лишь над нартексом и зап. углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого мон-ря в Киеве, 1070; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077; ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е гг. XI в.). Предназначались хоры в древнерус. церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.
С XII в., по мере формирования древнерус. типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Г., к-рые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в мон-рях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Г. могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская ц. в Переяславле, 1089, Г. 1090; ц. святых Петра и Павла, сер. XII в., Г. 2-й пол. XII в. и ц. св. Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е гг. XII в., Г. 2-й пол. XII в.). Г. были широко распространены как в юж. княжествах, так и на северо-востоке Руси (ц. Покрова на Нерли, 1166; Успенский собор во Владимире, 1158-1160, Г. 1185-1189), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в мон-ре в Боголюбове).
Особое значение Г. 2-го яруса приобрели в русско-итал. памятниках XVI в., где они охватывали храмы с 4 сторон, включая и восточную (Вознесения Господня церковь в Коломенском, 1532). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до сер. XVI в. (собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву, 1555-1560, зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие Г. были введены в сер. XVII в. в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского мон-ря, 1655-1656; собор Новоиерусалимского мон-ря, 1656-1685) и стали распространенным решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская ц. Высокопетровского мон-ря в Москве, 1690-1694; ц. Покрова в Филях, 1693; ц. Успения на Покровке, 1696-1699, архит. П. Потапов, не сохр.).
Поиск слов по маске и определению
Поиск по ключевому слову
ГАЛЕРЕЯ | ||||||||||||||||||||
ЛОУ |
СТОЯ |
АЙВАН |
КЛУАТР | |||||||||||
БОРГЕЗЕ | ||||||||
ГУЛЬБИЩЕ |
ИКОНОСТАС | |||
КИПРЕНСКИЙ | |