двери салуна на диком западе
Двери салуна на диком западе
Раздел «Американская мечта» переехал на сайт «Мы любим 80-е!». Дальнейшие обновления ищите там!
При слове «салун» нам сразу вспоминаются кадры из какого-нибудь американского вестерна: распахиваются сдвоенные двери-вертушки, и на пороге возникает силуэт ковбоя — он в большой шляпе и потёртых кожаных штанах, в его кобуре — револьвер, а вокруг пояса патронташ. Ковбой обводит мутным взором полутёмный зал, где сидят такие же, как он, «коровьи пацаны», и, звеня шпорами, подходит к стойке бара, где заказывает стаканчик виски. Этот эпизод настолько часто использовался в вестернах, что в какой-то момент стал киноштампом. В пародийной кино-трилогии «Назад в будущее-3» главный герой Марти МакФлай заказывает в баре не виски, а стакан воды со льдом.
История и происхождение
Как нетрудно догадаться, слово «салун» происходит от французского «салон», которое, в свою очередь, образовано от слова «salle» («комната»).
По мере роста новых городков, в них стали открываться и постоянные салуны. Так же как и все постройки, поначалу они размещались в наспех сколоченных избах или даже землянках. Известен случай, когда салун был открыт в корпусе старого парусного судна, выброшенного штормом на берег! Интерьер первых салунов был довольно аскетичным. В летнее время в них стояла жара, в зимнее они отпаливались дровяной печью.
К концу 50-х годов XIX века термин «салун» становится общепринятым для мест, где продавались алкогольные напитки и еда. Впрочем, грубый ковбойский сленг иногда давал им и собственные прозвища: «водопойное корыто» («watering trough »), «клоповник» («bughouse»), «хибара» («shebang»), «столовка» («cantina») и «джинница» («gin mill»).
С ростом населения городков происходило постепенно сращивание салунов с отелями и отелей с салунами.
Из незатейливой городской архитектуры салуны обычно выделялись широким массивным крыльцом. Над входом в салун была яркая вывеска с каким-нибудь экзотическим названием, вроде: «Бычья голова», «Святой Моисей», «Олений рог», «Большое дерево» или «Рыжий пёс».
На входе посетителей встречали сдвоенные маятниковые двери, придававшие заведению неповторимый колорит. В ковбойских фильмах эти двери неоднократно использовались в сценах драк и перестрелок; особенно красиво через них вылетали бандиты. Наверняка и вы хоть раз задумывались о том, почему в салунах такие двери? Без ответа на этот вопрос статья о салунах не может быть полной!
Почему в салунах такие двери?
За свою форму, напоминающую крылья летучей мыши, эти двери получили прозвище «batwing doors». Иногда в фильмах они выглядят маленькими и декоративными, но на самом деле, они были достаточно большими и массивными — взрослому человеку они доставали до плеча и заканчивались где-то на уровне колен.
Об их функциональном назначении и о том, откуда пошла такая мода, до сих пор нет единого мнения. Версий очень много, и в каждой из них есть доля правды. Кто-то считает, что такая форма дверей одновременно защищала салун от летевшей с улицы дорожной пыли и задолго до появления кондиционеров позволяла проветривать помещение от жары и густого табачного дыма.
Разделённая надвое дверь одинаково хорошо открывалась в обе стороны. Такого эффекта позволяла добиться тугая пружина или сдвоенные реверсивные петли со скошенными в разные стороны шлицами, неизменно приводившие двери в исходное состояние. Стало быть, подвыпившему посетителю не нужно было думать, с какой стороны её открывать — толкать или тянуть. Это было удобно, ведь поток посетителей по вечерам был нескончаем, и обычная дверь изнашивалась бы гораздо быстрее. Так заведение хорошо экономило на услугах плотника!
Двери открывались просто, но, в то же время, были всегда закрыты, скрывая от прохожих и гневливых жён царивший внутри разврат. Ковбойские жёны буквально ненавидели салуны, в которых их мужья часто просаживали получку до последнего цента, да ещё и изменяли им с проститутками. Всегда закрытая дверь не давала возможность женщинам заглянуть в салун с улицы.
Хотя то, что внутри было скрыто от посторонних глаз, звуки наружу проникали хорошо, привлекая прохожих доносящимися изнутри музыкой и смехом. Часто владельцы сажали музыкантов прямо у входа, чтобы своей игрой они завлекали публику. А в случае драки или перестрелки через такую дверь было легче позвать на помощь.
Самая экзотичная версия предполагает, что дверь-качалка позволяла узнать подошедшего к ней человека по шляпе и сапогам — будь то шериф или бандит Одноглазый Джэк и подготовиться — например, спрятать выручку или достать револьвер.
Даже сегодня такие двери выглядят очень экзотично, а уж в XIX веке и подавно — стало быть, дверь «летучая мышь» привлекала посетителей в салуны уже сама по себе. Фантазия их владельцев была неистощима: двери часто украшались самой причудливой резьбой, что тоже было хорошей рекламой.
Ещё одна экзотическая гипотеза связывает маятниковые двери с индейцами — в своих вигвамах они дверей не имели, и любая дверь во весь рост, якобы, представлялась им сплошной стеной. А так как основными пропойцами были именно они, то в салунах ставились двери, которые закрывали проём не полностью, дабы не смущать «детей природы». Однако едва ли это было так — краснокожих редко допускали в салуны, в основном, от них там отстреливались. И уж совсем невероятным кажется то, что кто-то стал бы придумывать двери специально для индейцев!
Ну и конечно маятниковая дверь облегчала работу вышибалам: сдерживая падение человека, она снижала риск разбить ему голову.
Но как же тогда салуны запирались? Ответ прост — до введения ограничений на часы работы питейных заведений большинство салунов работало круглосуточно и не закрывались никогда. На дверях-качалках не было ни защёлок, ни крючков, ни шпингалетов. Впрочем, в штатах с холодным климатом, например, на Аляске, в период «золотой лихорадки», в салунах были самые обычные двери, которые лучше сохраняли тепло.
Первым, что бросалось в глаза посетителю, была длинная барная стойка и десяток столиков, расположеных вдоль стен, за которыми можно было пообедать или поиграть на деньги. Популярными играми в салунах были покер, кости и фараон. В некоторых заведениях были также дартс, боулинг и бильярд.
В ирландских салунах стойка бара была стоячей, основным напитком в них был виски. Женщины туда не допускались, что-то купить они могли только с чёрного хода.
Немецкие салуны, как правило, имели большие светлые окна, стойка бара в них была сидячей, а основным напитком было пиво. Еда в них была более изысканной, ближе к ресторанной, а правила менее жёсткими. Иногда в них было даже семейное меню. Другие этнические группы — скандинавы, евреи, греки, итальянцы предпочитали менее крупные заведения да и пили меньше.
Как изготовить двери как в ковбойских салунах самостоятельно
Ковбойские двери — неотъемлемый элемент входных групп в салуны и символ Дикого Запада. Интересная конструкция привлекает внимание профессиональных историков и простых любителей ковбойских традиций. Рассмотрим, как устроено и какими особенностями обладает дверное полотно и можно ли его изготовить самостоятельно.
История
Ковбойскими дверями называются барные двусторонние двери, располагавшиеся в салунах. Сегодня их можно встретить в кафе, барах, ресторанах и других заведениях, интерьер которых стилизован под Дикий Запад. Однако история происхождения необычных конструкций неизвестна. Есть несколько версий, почему распашные конструкции стали так популярны в ковбойских салунах.
Салуны представляли собой закрытые помещения, где собирались ковбои, чтобы отдохнуть, выпить виски и другие алкогольные напитки. Внутри стоял такой густой табачный дым, что двери, закрывавшие лишь часть проема, являлись единственной системой кондиционирования, обеспечивающей циркуляцию воздуха.
Конструкция была также удобна для подвыпивших ковбоев, которые выходили и входили в салун. По вечерам посетителей было так много, что простое дверное полотно не выдерживало постоянного открывания и закрывания. Нередко ковбои попадали в салун прямо верхом на лошади, что затрудняло открывание и закрывание двери вручную.
Так как среди ковбоев часто встречались бандиты, распашные двери помогали вовремя заметить, кто пожаловал в салун: клиент, отъявленный головорез или шериф. Предупреждали такие конструкции и появление разгневанных жен, чьи мужья спускали все деньги в салунах и развлекались с проститутками.
Особенности ковбойских дверей
На профессиональном языке строителей распашная конструкция носит название «маятниковая дверь». Две перегородки держатся на петлях со скошенными шлицами и могут открываться в обе стороны. А благодаря тугой пружине они легко возвращаются в исходное положение. Перегородки достаточно массивные, взрослому мужчине доходят до плеча, а внизу заканчиваются на уровне колен. По форме перегородки похожи на крылья летучей мыши, за что среди ковбоев получили название batwing doors.
Форма дверей всегда оставалась неизменной, однако полотно красили в различные цвета, украшали причудливой резьбой. Конструкция была сродни рекламе, которая привлекала посетителей. И сегодня все желающие украсить интерьер в ковбойском стиле вольны в выборе дизайна дверного полотна. Главное, сохранить форму крыльев летучей мыши и сделать изделие распашным в обе стороны.
Как сделать своими руками
Сделать двери своими руками в стиле Дикого Запада несложно. Нужно лишь соблюсти принцип изделия: соорудить правильную форму и сделать распашные створки.
Подготовительные работы
Полотна batwing doors изготавливаются из дерева, реже — из металла. Сегодня можно встретить различные стилизации из пластика, однако этот материал не передает дух Дикого Запада. Чаще всего в строительстве используют сосну или ель. Доски должны быть ровными и не иметь изъянов. Перед началом работ доски обязательно сушат. Толщина доски — 3-4 см.
Основной элемент — механизм, обеспечивающий движение дверных полотен в обе стороны. Для этого понадобятся специальные двусторонние дверные петли со встроенной пружиной, которая возвращает полотна в исходное положение. Такие петли бывают:
На качающихся петлях устанавливали классические распашные дверные полотна. Маятниковые петли — более сложные изделия, однако лучше удерживают дверные полотна в исходном положении и выдерживают большую нагрузку.
Изготовление полотна
Для изготовления полотна понадобятся плотницкие инструменты, дрель, шуруповерт. Размер полотен обязательно обозначается на чертеже, в соответствии с этим вычисляется количество необходимого материала.
Готовые доски соединяют в единое полотно. Для этого используют любой из способов: склейка, пазовая сборка и т. д. Если изделие небольшое, то петли устанавливают сверху и снизу. Количество данных петель на одном большом изделии лучше увеличить до трех.
Монтаж
Перед тем как монтировать изделие, на дверной коробке карандашом отмечают место крепления петель. В коробке вырезают посадочные места, куда на саморезы врезаются петли. Так как петли имеют возвратный механизм, то натяжную пружину фиксируют в желаемом положении, поворачивая регулирующие гайки.
После монтажа петель на них вешаются двери. Если предусмотрена фурнитура, то она устанавливается в последнюю очередь. Чаще всего это замковые устройства, такие как шпингалеты, засовы или замки.
При слове «салун» нам сразу вспоминаются кадры из какого-нибудь американского вестерна: распахиваются сдвоенные двери-вертушки, и на пороге возникает силуэт ковбоя — он в большой шляпе и потёртых кожаных штанах, в его кобуре — револьвер, а вокруг пояса патронташ. Ковбой обводит мутным взором полутёмный зал, где сидят такие же, как он, «коровьи пацаны», и, звеня шпорами, подходит к стойке бара, где заказывает стаканчик виски. Этот эпизод настолько часто использовался в вестернах, что в какой-то момент стал киноштампом. В пародийной кино-трилогии «Назад в будущее-3» главный герой Марти МакФлай заказывает в баре не виски, а стакан воды со льдом.
История и происхождение
Как нетрудно догадаться, слово «салун» происходит от французского «салон», которое, в свою очередь, образовано от слова «salle» («комната»).
По мере роста новых городков, в них стали открываться и постоянные салуны. Так же как и все постройки, поначалу они размещались в наспех сколоченных избах или даже землянках. Известен случай, когда салун был открыт в корпусе старого парусного судна, выброшенного штормом на берег! Интерьер первых салунов был довольно аскетичным. В летнее время в них стояла жара, в зимнее они отпаливались дровяной печью.
К концу 50-х годов XIX века термин «салун» становится общепринятым для мест, где продавались алкогольные напитки и еда. Впрочем, грубый ковбойский сленг иногда давал им и собственные прозвища: «водопойное корыто» («watering trough »), «клоповник» («bughouse»), «хибара» («shebang»), «столовка» («cantina») и «джинница» («gin mill»).
С ростом населения городков происходило постепенно сращивание салунов с отелями и отелей с салунами.
Из незатейливой городской архитектуры салуны обычно выделялись широким массивным крыльцом. Над входом в салун была яркая вывеска с каким-нибудь экзотическим названием, вроде: «Бычья голова», «Святой Моисей», «Олений рог», «Большое дерево» или «Рыжий пёс».
На входе посетителей встречали сдвоенные маятниковые двери, придававшие заведению неповторимый колорит. В ковбойских фильмах эти двери неоднократно использовались в сценах драк и перестрелок; особенно красиво через них вылетали бандиты. Наверняка и вы хоть раз задумывались о том, почему в салунах такие двери? Без ответа на этот вопрос статья о салунах не может быть полной!
Почему в салунах такие двери?
За свою форму, напоминающую крылья летучей мыши, эти двери получили прозвище «batwing doors». Иногда в фильмах они выглядят маленькими и декоративными, но на самом деле, они были достаточно большими и массивными — взрослому человеку они доставали до плеча и заканчивались где-то на уровне колен.
Об их функциональном назначении и о том, откуда пошла такая мода, до сих пор нет единого мнения. Версий очень много, и в каждой из них есть доля правды. Кто-то считает, что такая форма дверей одновременно защищала салун от летевшей с улицы дорожной пыли и задолго до появления кондиционеров позволяла проветривать помещение от жары и густого табачного дыма.
Разделённая надвое дверь одинаково хорошо открывалась в обе стороны. Такого эффекта позволяла добиться тугая пружина или сдвоенные реверсивные петли со скошенными в разные стороны шлицами, неизменно приводившие двери в исходное состояние. Стало быть, подвыпившему посетителю не нужно было думать, с какой стороны её открывать — толкать или тянуть. Это было удобно, ведь поток посетителей по вечерам был нескончаем, и обычная дверь изнашивалась бы гораздо быстрее. Так заведение хорошо экономило на услугах плотника!
Двери открывались просто, но, в то же время, были всегда закрыты, скрывая от прохожих и гневливых жён царивший внутри разврат. Ковбойские жёны буквально ненавидели салуны, в которых их мужья часто просаживали получку до последнего цента, да ещё и изменяли им с проститутками. Всегда закрытая дверь не давала возможность женщинам заглянуть в салун с улицы.
Хотя то, что внутри было скрыто от посторонних глаз, звуки наружу проникали хорошо, привлекая прохожих доносящимися изнутри музыкой и смехом. Часто владельцы сажали музыкантов прямо у входа, чтобы своей игрой они завлекали публику. А в случае драки или перестрелки через такую дверь было легче позвать на помощь.
Самая экзотичная версия предполагает, что дверь-качалка позволяла узнать подошедшего к ней человека по шляпе и сапогам — будь то шериф или бандит Одноглазый Джэк и подготовиться — например, спрятать выручку или достать револьвер.
Даже сегодня такие двери выглядят очень экзотично, а уж в XIX веке и подавно — стало быть, дверь «летучая мышь» привлекала посетителей в салуны уже сама по себе. Фантазия их владельцев была неистощима: двери часто украшались самой причудливой резьбой, что тоже было хорошей рекламой.
Ещё одна экзотическая гипотеза связывает маятниковые двери с индейцами — в своих вигвамах они дверей не имели, и любая дверь во весь рост, якобы, представлялась им сплошной стеной. А так как основными пропойцами были именно они, то в салунах ставились двери, которые закрывали проём не полностью, дабы не смущать «детей природы». Однако едва ли это было так — краснокожих редко допускали в салуны, в основном, от них там отстреливались. И уж совсем невероятным кажется то, что кто-то стал бы придумывать двери специально для индейцев!
Ну и конечно маятниковая дверь облегчала работу вышибалам: сдерживая падение человека, она снижала риск разбить ему голову.
Но как же тогда салуны запирались? Ответ прост — до введения ограничений на часы работы питейных заведений большинство салунов работало круглосуточно и не закрывались никогда. На дверях-качалках не было ни защёлок, ни крючков, ни шпингалетов. Впрочем, в штатах с холодным климатом, например, на Аляске, в период «золотой лихорадки», в салунах были самые обычные двери, которые лучше сохраняли тепло.
Интерьер
Первым, что бросалось в глаза посетителю, была длинная барная стойка и десяток столиков, расположеных вдоль стен, за которыми можно было пообедать или поиграть на деньги. Популярными играми в салунах были покер, кости и фараон. В некоторых заведениях были также дартс, боулинг и бильярд.
В ирландских салунах стойка бара была стоячей, основным напитком в них был виски. Женщины туда не допускались, что-то купить они могли только с чёрного хода.
Немецкие салуны, как правило, имели большие светлые окна, стойка бара в них была сидячей, а основным напитком было пиво. Еда в них была более изысканной, ближе к ресторанной, а правила менее жёсткими. Иногда в них было даже семейное меню. Другие этнические группы — скандинавы, евреи, греки, итальянцы предпочитали менее крупные заведения да и пили меньше.
Салуны Дикого Запада — фото настоящих ковбоев
Салун с дверьми-крыльями – традиционный элемент интерьера салунов, которые существовали на Диком Западе, а ныне радуют глаз на территории вестерн-фильмов. На английском они называются «batwing doors», то есть “двери-крылья-летучей-мыши”, которые открываются в обе стороны. Однако Америка – страна очень большая, в северных её регионах двери в ковбойских трактирах всегда крепко закрывали проем, чтобы в него не проникал холодный воздух. Безусловно, север практичен, но не слишком романтичен и кинематографичен, поэтому в сознании простого обывателя закрепился именно южный вариант дверной конструкции, которая помогала осуществлять вентиляцию в жарком помещении и позволяла прохожему ещё с улицы понять, какое веселье разгорается внутри. А заодно двери-крылья предоставляли посетителям возможность эффектно входить в бар-салун, открытый для ковбоев, охотников, рейнджеров, старателей-золотоискателей, шахтеров, путешественников, игроков в карты, бандитов и другого народонаселения Америки двухсотлетней давности.
Салуны Дикого Запада
Популярность салунов Дикого Запада можно оценить хотя бы по такому факту : в городке Ливингстон, штат Монтана таких трактиров к 1880-му образовалось 33 штуки, при общем количестве городского населения в три тысячи. И это стандартная ситуация для Америки второй половины девятнадцатого столетия, где салун-бар одновременно позволял выпить, закусить, поиграть в дартс, боулинг, бильярд, кости или карточные игры, а также посмотреть танцы молодых веселых девушек в сопровождении музыкальных партий на пианино.
Фотографии ковбоев в салунах
После исторической справки самое время перейти к визуализации образа, для чего ниже имеется замечательная коллекция фотографий ковбоев в салунах дикого запада. Представленным фото настоящих ковбоев в барах 19 начала 20 века примерно по 100-150 лет и нам следует радоваться, что практически одновременно с появлением салун-баров родилось искусство фотографии, чтобы запечатлеть для истории памятные сцены, как ковбойский народ отдыхал от своих рабочих будней.
Видео: Почему в салуне такие странные двери
При слове «салун» в памяти всплывают кадры из вестернов про Дикий Запад, где бравые ковбои заходят в бар, встают у барной стойки и заказывают себе стаканчик виски со льдом. Обшарпанная мебель, небритый бармен в мятой рубашке, пыль с улицы и ветер, который свищет через странные половинчатые двери. Но откуда родилась идея салунов, и почему именно такие двери стали символом питейных заведений Америки позапрошлого века? Об этом рассказывает автор ролика, прикрепленного ниже.
«Салун» происходит от французского salle (комната). Впервые такое заведение возникло в Вайоминге, США, еще в 1822 году. Штат славится обилием животных, а потому он приманивал охотников за мехом. Переселенцы образовывали небольшие города, и единственным развлечением в таких местах стала выпивка. Изначально местные жители предлагали самодельную выпивку и табак, но по мере того, как рос город, строились салуны, где люди могли выпить, расслабиться и поговорить. В крупных городах салуны оснащали гостиничными номерами, где путник мог остановиться.
Помимо выпивки и веселья, салуны имели и другие функции. Если город был небольшой, то там собирались городские собрания, вместо ратуши. Также бары выполняли функцию кадрового агентства — именно там люди узнавали, какие вакансии свободны в городе. Во всех городах архитектурное решение салунов похоже: деревянное помещение с широкой верандой и ярким логотипом. На входе были двойные маятниковые двери, которые отличали питейное заведение от любого другого.
Несмотря на то что двери были большими, люди с улицы могли видеть головы и ноги посетителей салуна. Есть масса предположений, почему именно такая конструкция стала пользоваться спросом, но вероятнее всего так люди решали проблему проветривания и охлаждения людного помещения во времена отсутствия кондиционеров и вентиляций. Двери могли открываться в обе стороны благодаря пружинам. Учитывая высокую проходимость, обычные двери быстро приходили в негодность, а маятниковые могли служить годами и поддаваться даже самому «веселому» человеку. Если вам нравится тема Дикого Запада, то рекомендуем почитать, почему ковбои крутят револьверы на пальцах.