двери павильона 67 вднх
Павильон № 67 «Карелия» («Советская печать») (Москва)
Построен в 1954 году как павильон «Карело-Финская ССР» по проекту архитекторов Ф. Рехмукова и А. Резниченко.
С 1957 года – «Академия наук СССР», с 1958 года – «Наука», с 1959 года – «РСФСР. Культура и быт», с 1964 года – «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», с 1967 года – «Советская печать».
В период ВВЦ – павильон «Карелия»: в 1999 году был передан Республике Карелия под выставочно-коммерческий центр.
Главный фасад павильона решён в виде шестиколонного портика с деревянным резным фронтоном. Колонны облицованы блоками красноватого оттенка из финского гранита, залежами которого славилась Карелия, и украшены накладными элементами из меди. Они поддерживают мощный резной фронтон, в тимпане которого размещено пять монументальных рельефов скульптора Л.А. Кардашева, посвящённых основным отраслям народного хозяйства Республики Карелии — земледелию (посевная и уборочная), животноводству, рыболовству, а также заготовке леса, являвшимся основным богатством республики. Выразительность скульптурного рельефа подчёркнута фактурой дерева, его теплой шоколадной тональностью, что придаёт павильону своеобразный северный колорит, показывает красоту и самобытность сурового северного края. Венчает фронтон резной щит обрамлённый лавровым венком и развернутой книгой. До 1957 года на нём держался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР, выполненный по проекту Б.А. Орлова из бронзы и покрытый позолотой. Позже его заменили на герб РСФСР, ранее украшавший снесённый к тому времени павильон Центральных российских промобластей. Любовью к природе края, к зодчеству его народа проникнуты и деревянная резьба входного портала с дверью, и фронтончики крылец, и скульптурные украшения по углам фронтона («акротерии»), а также каждая деталь архитектурного убранства павильона. Переплетения еловых ветвей, фигурки птиц и белок, изящная ручка с еловой шишкой и орнаментальное оформление портала завершают самобытный образ павильона Карело-Финской ССР.
Внутреннее убранство здания также не было лишено художественного оформления: пейзажные художественные полотна, выполненные В.В. Мешковым, вместе с панелями из дуба и резными кружевами по дереву демонстрировали целостность образа Республики Карелии, её природных богатств и народных промыслов.
Доминантой главного зала экспозиции являлась вырезанная из дерева скульптурная работа, выполненная С.Т. Коненковым, трёхметровая фигура «Рунопевец» (сегодня размещается в фондах ГМИИ Карелии). Скульптура вырезана из полутораметрового пня ивы, у ног певца автор изобразил белочку, а на постаменте – лису, также изображены: филин, заяц и большая щука. На коленях певца лежит инструмент, напоминающий гусли (кантеле).
В июле 1956 года Карело-Финская ССР была ликвидирована, ей был возвращён статус автономной республики в составе РСФСР с дальнейшим преобразованием в Карельскую АССР. Экспозиции, представленные в павильоне № 67, стали выставляться на другой демонстрационной площади, в другом павильоне.
В 1957 году в павильоне начала действовать иная экспозиция, и павильон сменил название на «Академия наук СССР», годом позже, в 1958 году павильон получил название «Наука», где советские граждане впервые увидели точную модель первого искусственного спутника планеты Земля, выведенного на орбиту 04 октября 1957 года. В 1959–1963 гг. павильон вновь был переименован и стал называться «Культура и быт народов РСФСР», в 1964–1966 годах – «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», и уже в 1967 году – «Советская печать».
Объект культурного наследия федерального значения.
Павильон 67 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Карелия»
Павильон 67 на ВДНХ-ВВЦ своим фасадом обращен на фонтан «Дружба народов». После окончания строительства в 1954 году здесь разместилась экспозиция тогда еще существовавшей Карело-Финской ССР, сменившая до этого события несколько павильонов.
До войны 1941-45 годов экспозиция Карелии находилась в павильоне 64 и была включена в состав выставки «Ленинград и Северо-восток РСФСР». После административной реорганизации в марте 1940-го, когда Карелия из автономной стала полноправной союзной республикой, ей выделили отдельное здание — бывший павильон освоения Арктики.
Архитектура и история павильона
Как говорилось выше, в 1954-м году экспозиция Карело-Финской ССР получила вновь отстроенное здание — павильон №67. Проект разработал архитектор Фарид Измайлович Рехмуков в соавторстве с Алексеем Яковлевичем Резниченко.
Новый павильон выдержан в строгих формах, по подобию крестьянских изб русских северных земель.
Главный фасад строения украшает портик в шесть колонн с фронтонным завершением. Колонны декорированы плитами из финского гранитного камня красноватого оттенка с включением медных накладных элементов.
Мощно устроенный резной фронтон, где в тимпане размещены рельефные изваяния работы скульптора Леонида Алексеевича Кардышева, отражает главные народно-хозяйственные отрасли Карелии — рыбную, лесозаготовительную, животноводство и сельское хозяйство.
Особую роль в восприятии рельефной композиции фронтона на павильоне 67 на ВДНХ играет фактура использовавшегося дерева и его обработка в тепло-шоколадных тонах, что еще больше придает строению дух Севера.
Завершением фронтона стал резной щит в обрамлении венка из лавра и раскрытой книги. До 1957-го года в его центре размещался герб Карело-Финской республики, выполненный из бронзы и покрытый позолотой. Затем его заменили на герб РСФСР, который ранее украшал снесенный к тому времени павильон Центральных российских промобластей.
Парадный подъезд павильона №67 украсили резными дверями, выполненных художником Николаем Ивановичем Чижовым. Хитросплетение елового лапника, наличие резных изваяний белок и птиц, оригинальная ручка в виде еловой шишки добавило еще больше самобытности павильону «Карелия».
Внутреннее убранство здания также поражало художественным оформлением и монументальностью. Панели из дуба, резные кружева по дереву, пейзажные художественные полотна работы Василия Васильевича Мешкова, расшитые узорчатые полотенца придавали целостность образу Карелии, ее природных богатств и народных промыслов.
Стоит отметить, что некоей доминантой главного зала экспозиции являлась скульптурная работа Сергея Тимофеевича Коненкова «Рунопевец» (сегодня размещается в фондах ГМИИ Карелии).
В июле 1956-го Карелия из союзной вновь становится автономной республикой и вводится в состав Ленинградской области. Вся ее экспозиция в павильоне 67 демонтируется и выставляется на демонстрационных площадях последней, но уже в другом павильоне. Здесь же — в 1957-м — начала работать экспозиция Союзной Академии наук.
Интересный факт. Именно в павильоне «Наука» советские граждане могли увидеть модель первого искусственного спутника планеты Земля, выведенного на орбиту 4 октября 1957 года.
В 1959-м на выставочных площадях павильона демонстрировалась уже выставка «Культура и быт народов РСФСР». Большинство зрителей стремилось попасть в раздел, где были представлены живописные полотна, графика, скульптурные композиции и изделия народно-промысловых артелей.
Помимо этого, на подиуме перед парадным подъездом выставили работы известных скульпторов, среди которых были произведения Веры Игнатьевны Мухиной и Елены Александровны Янсон-Манизер.
В 1964-м павильон вновь переформатировали и он стал называться «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», а в 1967-м уже «Советская печать».
Сегодня в павильоне 67 на ВДНХ проводят различные выставки. В зимние месяцы с 2014-го на 2015-й здесь размещалась резиденция Деда Мороза в Москве.
Когда построен, кто автор
Павильон построен в 1954 году, архитекторы — Ф.И. Рехмуков, А.Я. Резниченко.
Смена названия
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Павильон открыт для посещения.
История создания
Первой экспозицией этого Павильона стала «Карело-Финская ССР», насчитывавшая к 1954 году уже немало лет своей собственной истории. На довоенной Выставке материалы, посвященные Карельской АССР, входили в большой тематический раздел «Ленинград и северо-восток РСФСР», занимавший павильон №64.
31 марта 1940 года КАССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. Под экспозицию новой союзной республики потребовалось отдельное здание. Им стал бывший павильон Советской Арктики. Он располагался в глубине озелененного участка в отдалении от площади Колхозов. Этот довольно низкий, одноэтажный павильон выделялся своей центральной частью, главными деталями оформления которой были большой входной портал и модель самолета.
Возведенное в 1937 году под руководством архитектора М. Селезнева здание позже было перестроено по проекту Б. С. Виленского и Г. И. Глушенко. В результате реконструкции павильон получил новый фасад, который стал постаментом для модели самолета. Монументальный характер здания усиливало ребристое остекление, напоминавшее нагромождение льдин. Над входом, во всю высоту фасада, была изображена карта Арктики с отмеченной на ней дрейфующей станцией «Северный полюс» — стоянкой легендарного исследователя этого региона И. Д. Папанина. Окружающая павильон растительность — лишайники, мхи, кустарники, карликовые деревья тундры и т.п. — рассказывала посетителям о суровых природных условиях Севера. С размещением здесь экспозиции Карело-Финской ССР место самолета занял герб республики в окружении знамен, а карту Арктики скрыло большое красное полотнище с выдержкой из закона о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР на русском и финском языках.
После закрытия ВСХВ в 1941 году павильон был уничтожен пожаром. На его месте к открытию выставки в 1954 г. построено одно из летних кафе. Павильон Карело-Финской ССР построен на новом месте, рядом с павильоном «Сибирь».
На послевоенной ВСХВ для экспозиции Карело-Финской ССР был построен павильон по проекту, разработанному Ф. И. Рехмуковым при участии А. Я. Резниченко. Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов русского севера. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. Колонны облицованы красным финским гранитом и украшены накладками из меди. Они поддерживают мощный резной фронтон, в тимпане которого помещено пять монументальных рельефов скульптора Л. А. Кардашева, посвященных основным отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию (посевная и уборочная), лесному хозяйству, животноводству и рыболовству. Выразительность скульптурного рельефа подчеркнута фактурой дерева, его теплой шоколадной тональностью, что придает павильону своеобразный северный колорит. Венчает фронтон резной щит, обрамленный лавровым венком и развернутой книгой. До 1957 года на нем держался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (Б. А. Орлов). Сейчас павильон венчает герб РСФСР с фасада несохранившегося павильона центральных промышленных областей России.
Главный вход в здание украшают резные двери работы Н. И. Чижова. Переплетения еловых ветвей, фигурки птиц и белок, изящная ручка с еловой шишкой и орнаментальное оформление портала завершают самобытный образ павильона Карело-Финской ССР.
История экспозиций
Не только внешнее, но и внутреннее оформление павильона отличалось строгостью и художественностью. Дубовые панели, резьба, вышитые полотенца и пейзажная живопись В. В. Мешкова создавали цельную картину Карелии, ее природы и народного творчества. Пожалуй, главным элементом убранства павильона стала скульптура «Рунопевец» С. Т. Коненкова, установленная в центральном зале павильона (сейчас хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Карелии).
«Академия наук СССР»
16 июля 1956 года было принято решение о переформировании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе Ленинградской области. Посвященные Карелии материалы, в том числе скульптура «Рунопевец», теперь демонстрировались в разделе достижений Ленинграда и северо-запада РСФСР. А в залах ее бывшего павильона уже в 1957 году открылась новая экспозиция — «Академия наук СССР», уже в следующем сезоне работы Выставки получившая название «Наука».
Здесь отражались основные достижения в сфере науки и техники, в том числе в области космонавтики, которой был выделен первый зал. Именно эта экспозиция впервые в СССР представила широкой аудитории модель искусственного спутника Земли, запущенного 4 октября 1957 года.
«Культура и быт народов РСФСР»
В 1959-м павильон был посвящен теме «Культура и быт народов РСФСР». Особый интерес вызывал у посетителей раздел изобразительного и декоративно-прикладного искусства, где можно было увидеть произведения живописи, графики, скульптуры лучших мастеров Российской Федерации, а также изделия мастеров художественно-промысловых артелей и художественного фонда РСФСР.
На специальном подиуме у входа в павильон были установлены монументальные произведения В. И. Мухиной, Е. А. Янсон-Манизер и других выдающихся скульпторов.
«Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность» и «Советская печать»
В 1964 году на здании появилось новое название — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», а в 1967-м в нем разместилась экспозиция «Советская печать». Она раскрывала историю издательского дела начиная с первых дней советской власти. В павильоне демонстрировались образцы продукции всех центральных и республиканских издательств СССР.
Кроме книг и периодических изданий, посетители Выставки могли ознакомиться здесь с различным полиграфическим оборудованием, буквоотливными машинами и другими новейшими техническими разработками.
В 1977 году в рамках экспозиции ВДНХ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции в павильоне была представлена выставка Литовской ССР.
«Первый деревянный заповедник»
В 2020 году в павильоне прошла выставка «Первый деревянный заповедник», организованная ВДНХ и Московским государственным объединенным музеем-заповедником. Гости тематической экспозиции не только увидели уникальные предметы русского деревянного зодчества, но и поучаствовали в костюмированных экскурсиях. За два месяца ее посетили более 25,5 тысяч человек.
Дожили: с карельского павильона на ВДНХ убрали название «Карелия». Легендарное здание ветшает, пока республика тратит миллионы впустую
Бывший павильон Карелии на ВДНХ давно не принадлежит республике и в последние годы вообще никак с ней не связан. А недавно с его фронтона исчезло и наименование «Карелия», которое раньше золотилось крупными буквами. Массивные двери павильона — резьба по дереву известного карельского художника Кронида Гоголева — тоже обветшали и требуют реставрации. В павильоне сейчас от случая к случаю проходят различные мероприятия, но они никак не связаны с Карелией.
Совсем иначе обстоят дела с соседним павильоном «Армения». На нем не только висит название — павильон непосредственно связан с закавказской республикой. Здесь проводятся связанные с Арменией выставки, продаются армянские товары и продукты, работает ресторан. Есть даже историческая экспозиция «Армения в годы Великой Отечественной войны». Но ничего похожего, к сожалению, нет в ветшающем бывшем павильоне Карелии.
На ненормальную ситуацию обратила внимание депутат Заксобрания Карелии, председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова. Она считает, что республика может взять павильон в аренду у московских властей и использовать его для продвижения Карелии.
— Недавно я опять была на ВДНХ, там идет масштабная реконструкция. Наш бывший павильон закрыт, и даже надпись «Карелия» исчезла с фронтона. Остались только следы. Я все это сфотографировала, отправила на телефон [главе Карелии] Артуру Олеговичу Парфенчикову. Я думаю, с московскими властями можно было бы провести разговор об аренде или других форматах сотрудничества по использованию этого павильона, — уверена Слабунова.
По ее словам, этот вопрос она поднимала еще осенью 2017 года во время принятия бюджета Карелии. В проекте бюджета тогда обнаружились два сомнительных пункта расходов — создание ситуационного центра в Карелии за 60 миллионов и представительства республики в Москве за 20 с лишним миллионов рублей.
— Тогда, выступая, я сказала, что самым лучшим представительством республики был бы работающий павильон Карелии на ВДНХ, — говорит Слабунова. — За последние два года я несколько раз побывала на ВДНХ. Этот павильон находится стратегически в самом выгодном месте — рядом с центральным входом. И люди часто подходят, спрашивают: «А где Карелия?» и видят только закрытые двери.
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
1 августа 2009 года Всероссийскому выставочному центру исполняется 70 лет. В моем сознании выставка так и осталась как ВДНХ. Здесь я гуляла не раз, да и когда-то жили рядом с ней. |
1 мая 1958 была открыта станция метро «ВСХВ» (ныне «ВДНХ»).
В 1992 году комплекс получил своё нынешнее название.
У меня дома сохранился набор из 27 открыток 1955 года выпуска, и я попыталась сравнить эти фотографии с современными видами.
Павильон 2.
Построен в 1954 году как павильон «Северный Кавказ» по проекту архитектора С.П. Полупанова. После перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа он назывался «Народное образование». Сегодня — это представительство Республики Грузия.
Легкость и простота, живописность и ажурность выделяют его среди остальных. Просторный зал под открытым небом перед входом в павильон образует стройная колоннада. Высокие окна фасада создают впечатление, что она продолжается внутри здания. Низкие, вытянутые в длину аркады — ряды арок по бокам здания — как бы останавливают разбег колонн, направляя их движение вверх. Лепной изящный растительный орнамент украшает карнизы и капители колонн.
Венчает здание невысокая ажурная аркада, обрамляющая световой стеклянный фонарь крыши.
Павильон 4.
Постороен в 1954 году как павильон Эстонской ССР. Архитекторы — Х.А. Арман, А.Х. Вольберг, Н.К. Тарвас. Главный художник павильона П.Э. Аавик.
После перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа он назывался «Биология».
2004 году в павильоне планируется открытие выставочно-коммерческого центра Кыргызской Республики.
Павильон выделяется мраморным портиком и майоликовым ковровым узором фасадной стены с входным порталом.
Фасад его украшен барельефами на темы сельскохозяйственного производства республики и орнаментами, отражающими ее природу и выполненными в манере народного творчества Эстонии. В наружной отделке павильона использованы местные породы камня и майолики, во внутренней отделке — столярные изделия и узорчатые каучуковые полы.
Павильон 5.
Постороен в 1954 году как павильон Латвийской ССР по проекту архитекторов А.Я. Айварс, В.И. Закис, К.Я. Плуксне.
После перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа он назывался «Физика».
Павильон отличают черты народного зодчества: оконные проемы фасадной стены заполнены цветными витражами, великолепные резные деревянные входные двери украшены оправленным в бронзу крупным золотистым янтарем. Павильон отделан художественной керамикой, майоликой, бронзой. Крыша зазубрена узором из бронзовых позолоченных носов кораблей.
В настоящее время это выставочный павильон.
Павильон 6.
Построен в 1954 году как павильон Литовской ССР по проекту архитекторов А.Я. Кумписа, Ю.А. Лукошайтиса и К.К. Шешельгиса.
Архитектура павильона изящно проста. Его фасад отделан камнем местных пород и цветной керамикой; оконные проемы заполнены цветными витражами; некоторые проемы ограждены коваными решетками.
В отделке залов широко использованы морены дуб, цветное стекло, керамика, янтарь, льняные ткани — излюбленные декоративные материалы литовских народных строителей.
После перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа он назывался «Химия».
Павильон 10.
Построен в 1954 году как павильон Молдавской ССР по проекту архитекторов Ф.П. Наумова, А.И. Захарова, В.П. Туканова. После перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа он назывался «Стандарты».
Ярко расписанная национальным орнаментом входная лоджия, рисунок металлических решеток на окнах, портал входа — выдержаны в мотивах молдавских национальных форм.
Фронтон павильона увенчан красиво нарисованным картушем с гербом республики. Залы павильона тонко отделаны в духе молдавского крестьянского жилища. Красивы резные дубовые стены павильона.
Павильоны Казахской ССР и Грузинской ССР 1954 года..
Павильон 15.
Построен для ВСХВ-39 как павильон «Поволжье» по проекту архитектора С.Б. Знаменского. В 1954 году павильон перестроен по проекту архитекторов Е.В. Яковлева и И.М. Шошенского. После перехода на отраслевой принцип показа назвался «Радиоэлектроника и связь».
На ВСХВ-39 павильон «Поволжье» представлял из себя стальной мост над бурным каскадом вод «Большой Волги». Вдали — Куйбышевский гидроузел. Слева — входной портал, богато обрамленный орнаментом. Справа — барельеф, рассказывающий о земледелии. Над павильоном высится конная статуя легендарного народного героя В.И. Чапаева.
Реконструированный павильон «Поволжье» на ВСХВ-54 привлекал внимание посетителей шумом живых водных потоков, вырывающихся из-под грандиозных витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона. Для сбора воды около цоколей стен устроены небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом.
На углах боковых стен высечены горельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицином и Сталинградом. Завершались углы боковых стен фасада скульптурными фигурами матроса и солдата. Интерьер павильона был украшен живописными панно, изображающими пейзажи края и картины его сельскохозяйственного производства.
Павильон 18.
Построен в 1939 году как павильон Белорусской ССР по проекту архитекторов Г.А. Захарова и З.С. Чернышева. С 1963 года — павильон «Электротехника».
Павильон привлекал внимание самобытной архитектурой. Перед фасадом павильона расположена монументальная колоннада из двух рядов колонн. За колоннадой — открытый полукруглый дворик. Колонны, обрамляющие дворик, обвиты красочными гирляндами плодов (барельеф из майолики); передние колонны отделан цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом; пол дворика выложен керамической мозаикой.
Над центром здания высится башня, верхняя часть ее увенчана золоченой скульптурой колхозницы со снопом и венком.
Павильон 58.
Построен как павильон «Украина» в 1939 году по проекту архитекторов А. Тация и К. Иванченко.
Фасад из гипсовых плит украшают золотые колосья, арка входа обрамляется снопами разной величины. Над входом — витраж, выполненный из блестящей цветной пластмассы, впервые использованной для оформления зданий.
В ходе реконструкции ВСХВ в 1947-1954 годах павильон изменил свой внешний облик. Архитектор А. Таций широко использовал в его убранстве элементы народного зодчества — облицованный украинской майоликовой плиткой фасад, пышно украшенный вход и декоративный керамический венок, обрамляющий арку входа. Над входом в павильон помещен витраж «Переяславская рада», выполненный художниками Г. Боня, В. Давыдовым, С. Кириченко, С. Отрощенко.
Тогда же, сверкая золотом, поднялась над зданием «сплетенная» из цветов, трав и колосьев ажурная корона со шпилем, увеличив высоту сооружения до 42 метров.
На ВДНХ СССР павильон, после некоторых видоизменений, получил название «Земледелие». А в 2002 году он вернул свое название «Украина».
Павильон 26.
Павильон «Хлопок» был построен в 1939 году по проекту архитекторов П.П. Ревякина, А.М. Громова, В.Ф. Туканова, И.А. Игнатьевой. На ВСХВ-54 это павильон «Земледелие». С 1963 года — «Транспорт СССР». Портик павильона является памятником истории и культуры государственного значения.
Павильон «Хлопок» на ВСХВ-39: изящной прорисовки колоннада, образуя пространство в виде буквы «П», подводит нас к входу. Над ажурной дверью большое ганчо, изображающее стилизованный куст хлопка с цветами и зрелыми коробочками. Внутри стены нарядных зал увешаны разноцветными тканями. Около павильона разбит участок, демонстрирующий ирригационную систему хлопковых полей и условия выращивания хлопка.
На ВСХВ-54 павильон «Земледелие» отличался стройностью и изяществом. Тонкие колонны с капителями в виде стилизованного букета листьев удачно выражают характер растений, их рост, хрупкость и стремление к солнцу. Стена фасада окрашена в сочный зеленый цвет, оттеняющий белую лепку с декоративными мотивами из ветвей деревьев и растений.
Фасадная часть павильона завершается скульптурной группой тракториста и колхозницы с книгой и снопом. Два центральных входа соединяют колоннаду главного фасада с огромным вводным залом, потолок которого покрыт росписью, а стены — многочисленными красочными панно.
В настоящий момент это выставочный павильон.
Павильон 32.
Павильон «Механизация» был построен для ВСХВ-39 по проекту архитекторов В.С. Андреева, И.Г. Тараканова. С 1964 года — «Космос». Павильон является памятником истории и культуры государственного значения.
Павильон «Механизация» на ВСХВ-39 главным фасадом выходил на площадь Механизации и был сооружен из железа, стекла и бетона в форме эллингобразного перекрытия над Главной аллеей. Отовсюду были видны сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах. Техника непрерывным строем двигалась по конвейерам, что по замыслу авторов проекта создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
На послевоенной ВСХВ павильон получил имя «Механизация и электрификация сельского хозяйства» и в соответствии с проектом тех же архитекторов значительно «вырос». Только он состоял из двух частей, объединенных в одно целое. Большой эллинг заканчивался теперь заново сооруженным двухэтажным купольным залом. Высота стеклянного с металлическим каркасом купола — 60 метров (общая высота павильона — 75 метров), диаметр его основания — 40 метров. Пролет входной арки выполнен из зеркального стекла. По обе стороны главного фасада — граненые башни, увенчанные скульптурами рабочего и колхозницы. Передние грани башен покрыты барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства.
С 1964 года павильон стал называться «Космос» и не очень изменил свой внешний вид.
В планах ВВЦ — внутренняя реконструкция павильона, цель которой не просто увеличить экспозиционную площадь, а сделать его объектом, соответствующим требованиям развивающегося рынка отечественной выставочной индустрии.
Павильон 55.
Построен в 1939 году как павильон «Животноводство» по проекту архитектора П. Ревякина. Реконструирован по проекту Л.И. Браславского в 1967 году.
На ВСХВ-39 павильон отличался массивным, несколько тяжеловатым видом. В скульптурном убранстве фасада использованы головы животных и гирлянды кормовых овощей и трав. Ярко-оранжевый цвет стены за колоннадой хорошо оттеняет белые лепные украшения стены и колонны, завершенные скульптурными капителями и богатым карнизом, отделанным горельефами голов животных. Фасад увенчан высоким аттиком с фигурами животноводов.
После перехода на отраслевой принцип показа назывался «Электрификация».
Сейчас павильон «Электрификация» — филиал ОАО «Фирма ОРГРЭС». В павильоне организуются тематические выставки энергетической направленности.
Павильон 59.
Построен в 1939 году как павильон Московской, Рязанской и Тульской областей по проекту архитектора Д. Чечулина.
Павильон является памятником истории и культуры государственного значения.
Построен из камня, бетона и зеркального стекла. Его украшением стала рубиновая звезда и обрамлявшие фасад барельефы с фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов.
Силуэт здания напоминал и павильон СССР на выставке в Париже в 1937 году, и башню Кремля с символическими крепостными зубцами.
Автор проекта использовал набор украшений и символов, близких и понятных тогдашнему поколению.
К открытию ВСХВ 54 павильон был реконструирован по проекту того же Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо пятидесятидвухметровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность. Но в целом павильон сохранил облик Кремлевской башни и стал третьим по высоте после Главного павильона и павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства».
В 1959 году на ВДНХ СССР павильон получил имя «Московская область», а после перехода выставки на отраслевой принцип показа — «Зерно».
Павильон 64.
Построен в 1939 году как павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» по проекту архитектора Е. Левинсона при участии архитектора И. Вильнера.
Памятник истории и культуры государственного значения.
На ВСХВ-39 павильон отличался строгой и внушительной архитектурой. Перед центральным портиком была установлена статуя С.М. Кирова и две ростральные колонны. В павильоне было 8 залов, посвященных областям: Архангельской, Вологодской, Кировской, Горьковской, Ленинградской, Свердловской и Карельской, Марийской, Удмуртской, Чувашской, Коми АССР.
На ВСХВ-54 это павильон «Ленинград и Северо-Запад». Это сооружение отличается строгой, несколько схематизированной архитектурой в стиле русского классицизма, оно величественно и нарядно. От повышенной центральной части расходятся в обе стороны крылья, которые обращены на площадь галереями, увенчанными скульптурами и отделанными росписью и лепкой. Стены павильона местами украшены стилизованными барельефами. За павильоном разбит садик с декоративными вазами и скульптурой. Садик невольно напоминает о садах Петродворца, Павловска, о суровых пейзажах севера. Ансамбль этого павильона удачно передает суровость и строгий ритм классических ансамблей Ленинграда, некоторую «пустынность» его северной природы.
После перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа павильон назывался «Оптика».
Павильон 66.
Построен в 1939 году как павильон «Узбекская ССР» по проекту архитектора С. Полупанова. Реконструирован для ВСХВ-54.
Павильон является памятником истории и культуры государственного значения.
Архитектор С. Полупанов сохранил идею своего проекта павильона Узбекской ССР, построенного для ВСХВ 39, и создал редкое по красоте и изяществу оригинальное здание.
Белоснежная ажурная ротонда возведена на просторной террасе перед павильоном. Легкость и изящность ее колонн подчеркивает фонтан.
Вокруг — просторный дворик, образованный центральной частью здания и его боковыми крыльями.
Во времена послевоенной ВСХВ боковые крылья украшали живописные панно художника П. Котова, которые рассказывали о проведенной в республике за годы советской власти ирригации. К сожалению, панно не сохранились.
Декоративная отделка здания дополняет его красоту и неповторимость. Сочный затейливый узор деревянных дверей, наполненное светом майоликовое оформление входа, сверкающие на солнце витражи, растительный орнамент с изображением кустов и коробочек хлопка, украшающий карнизы, капители колонн и кровлю ротонды — все это сохранившиеся работы лучших мастеров Узбекистана.
Павильон 67.
Построен в 1954 году как павильон Карело-Финской ССР по проекту архитекторов Ф. Рехмукова и А. Резниченко.
Памятник истории и культуры государственного значения.
Авторы проекта в архитектурных формах сумели выразить красоту и самобытность сурового северного края, показать его природные богатства. Так, колонны «сложены» из блоков темно-красного гранита, залежами которого славилась Карелия. Треугольный фронтон, целиком вырезанный из дерева, говорит о том, что основное богатство республики — лес.
Самобытность облика здания усиливают вырезанные на фронтоне фигуры, выполненные Л. Кардашевым. Языком декоративного искусства он рассказал о традиционных занятиях жителей Карелии, раскрыл в пластических, внешне сдержанных, но исполненных большой внутренней силы, образах черты народного характера.
Рассказ о крае, но уже поэтическом, продолжала помещенная у самого входа в павильон, тоже вырезанная из дерева, трехметровая фигура «Рунопевца» всемирно известного скульптура С. Коненкова. Лицо певца, его чуткие пальцы, перебирающие струны, были так выразительны, что казалось, будто слышишь и музыку, и голос, поющий руну — народное сказание.
На ВДНХ СССР этот павильон назывался «Советская печать».
С ноября 1999 года в павильоне работает Выставочно-коммерческий центр Республики Карелия.
Павильон 68.
Был построен как павильон Сибири в 1954 году по проекту архитекторов Р. Кликса и В. Таушканова.
Павильон «Сибирь» на ВСХВ-54 уже своими габаритами и монументальностью говорит о богатстве этого края. Здание — шестиугольной формы, что позволило вокруг высокого центрального зала удобно разместить выставочные залы. В средней его части расположены закрытый двор и вводный зал, перекрытый куполом. В вводный зал павильона ведет монументальный, стройный портик, украшенный скульптурами механизатора, животновода, агронома.
На ВДНХ СССР этот павильон назывался «Угольная промышленность».
С 2003 года в павильоне работает Выставочно-коммерческий центр Республики Армения.
Павильон 71.
Павильон РСФСР был построен для ВСХВ-54 по проекту архитекторов Р. Бегунца и С. Никулина.
Павильон является памятником истории и культуры государственного значения.
Построенное по проекту архитекторов в типично классическом стиле, здание отличается подчеркнутой парадностью, стройностью и лаконичностью. Особое изящество общей композиции сооружения придают белизна стен, сочетание их выпуклых и вогнутых поверхностей, четко проработанный фасад, колонны монументального главного входа и боковых портиков.
С 1963 года павильон назывался «Атомная энергия».
Павильоны, которых больше нет.
Павильон Совхозов.