Что относится к повышению эффективности надзорной деятельности
Что относится к повышению эффективности надзорной деятельности
Ст. 30 вступает в силу с 01.03.2022.
Статья 30. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов
1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов входят:
1) ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;
2) индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
3. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для видов федерального государственного контроля (надзора) утверждаются положением о виде контроля, индикативные показатели для видов федерального государственного контроля (надзора) утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.
4. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения, индикативные показатели для видов регионального государственного контроля (надзора) утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения, индикативные показатели для видов муниципального контроля утверждаются представительным органом муниципального образования.
6. В случае, если на ключевые показатели вида контроля влияет деятельность нескольких контрольных (надзорных) органов, для такого вида контроля разрабатываются и утверждаются межведомственные ключевые показатели вида контроля.
7. Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
8. Контрольные (надзорные) органы ежегодно осуществляют подготовку доклада о виде контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
9. На основании докладов о видах контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, ежегодно готовится сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.
10. Требования к подготовке докладов о видах контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации ежегодно не позднее 1 июля направляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также размещается для всеобщего сведения на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети «Интернет».
12. Методическое обеспечение оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
«Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России»
Об утверждении перечней показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности» 1 и во исполнение сводного плана приоритетного проекта «Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом от
21 февраля 2017 г. № 13(2) заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности», п р и к а з ы в а ю:
1.1. Перечень показателей результативности и эффективности федерального государственного пожарного надзора МЧС России (включая контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры) (приложение № 1).
1.2.Перечень показателей результативности и эффективности федерального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение № 2).
1.3.Перечень показателей результативности и эффективности государственного надзора в области гражданской обороны (приложение № 3).
1.4. Перечень показателей результативности и эффективности государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок (приложение
№ 4).
1.5. Целевые значения показателей результативности федерального государственного пожарного надзора (приложение № 5).
1.6. Целевые значения показателей результативности федерального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение
№ 6).
1.7. Целевые значения показателей результативности государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок (приложение № 7).
2.2. Обеспечить контроль за достижением главными управлениями
МЧС России по субъектам Российской Федерации целевых показателей результативности.
Департаменту готовности сил и специальной пожарной охраны, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление по полугодиям до 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом, данных по установленной форме, в Федеральные государственные бюджетные учреждения «Всероссийский ордена
«Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны
МЧС России» (далее – ФГБУ ВНИИПО МЧС России) и «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России) соответственно.
4. Департаменту надзорной деятельности и профилактической работы и Управлению безопасности людей на водных объектах во взаимодействии с Управлением организации информирования населения обеспечить до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом, размещение информации о достигнутых значениях показателей результативности и эффективности деятельности по видам надзора на официальном портале МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.
ФГБУ ВНИИПО МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
МЧС России:
обеспечить обобщение поступающих сведений, расчёт и анализ показателей результативности и эффективности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, представление результатов в ДНПР и УБВО до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Установить, что сбор и размещение на официальном портале МЧС России показателей результативности и эффективности по индикативным показателям, характеризующим различные аспекты контрольно-надзорной деятельности, и не использующихся для расчёта показателей группы А и Б, осуществляется в автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России с момента ввода в эксплуатацию соответствующих сервисов.
Определить Управление безопасности людей на водных объектах ответственным структурным подразделением МЧС России за организацию взаимодействия и обмен данными с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, в целях исключения случаев дублирования данных, используемых для расчета показателей результативности и эффективности государственного надзора во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.
Возложить ответственность за достоверность сведений, качество заполнения и представления форм отчетности на начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и специальных управлений федеральной противопожарной службы МЧС России.
Признать утратившим силу распоряжение МЧС России от 11.08.2016 № 335 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности при осуществлении надзора в области пожарной безопасности».
Контрольные (надзорные) мероприятия – 2021: виды, порядок проведения, особенности правового регулирования
MVmaster / Depositphotos.com |
1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:
Стоит отметить, что определения понятия «контрольно-надзорное мероприятие» в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:
К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.
Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:
Наименование контрольного
(надзорного) мероприятия
Суть мероприятия
Содержание мероприятия
(контрольные (надзорные) действия)
Требование предварительного
уведомления контролируемого лица
Срок проведения
Особенности
проведения
Норма права
Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица
Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка
Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов
Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов работ, услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица
Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза
Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов
При необходимости возможна фиксация процесса мониторинговой закупки посредством фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации
Отбор проб образцов продукции (товаров) для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, проводимый по месту хранения или реализации контролируемыми лицами продукции (товаров)
О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются
Определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы
Проводится по месту хранения или реализации продукции (товаров)
Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлеченных к проведению мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа
Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
Оценка соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день
Проводится в отношении всех контролируемых лиц, владеющих, пользующихся или управляющих объектом контроля, или неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории
Может проводиться с участием экспертов и специалистов
Может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия
Проверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды: с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления; с момента направления информации о выявлении ошибок или противоречий в документах, о несоответствии сведений и требования представить письменные пояснения до момента представления пояснений
Проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа
При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов
Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, с целью оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов)
Срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту
Конкретные сроки устанавливаются положением о виде контроля
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением ряда случаев
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информсистемах
Срок назначается контрольным (надзорным) органом
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями
Обследование, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований
Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов
Проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля
Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).
Контрольные (надзорные) действия
Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:
Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).
Особенности правового регулирования
Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
***
С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.
Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).
По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.