двери исаакиевского собора описание
Наружные двери Исаакиевского собора
Вставки в стенах
Рельефы и скульптурные вставки в стенах, выполненные П. К. Клодтом и А. В. Логановским, разнообразят и оживляют строгие архитектурные плоскости. Рельефы в нишах портиков для северного фасада на сюжеты «Несение креста» и «Оплакивание» решены П. К. Клодтом в классическом стиле. Композиции имеют ярко выраженный фризовый характер. Их органическая связь со стеной достигается в значительной степени плоскостным решением, обобщенной трактовкой фигур, различной степенью рельефности. Изображения проникнуты спокойствием и сдержанностью.
Наружные двери Исаакиевского собора
Три большие наружные двери Исаакиевского собора выполнены скульптором И. П. Витали в 1841—1846 годах из дуба и бронзы. Несколько нарушают гармонию их композиции пилястры коринфского ордера, вертикали которых прерываются поясом надписи, сделанной славянской вязью, а также пышный орнамент в стиле итальянского Возрождения. Перегруженность дверей многофигурными трехплановыми рельефами с тщательной проработкой деталей зрительно создает в плоскости двери «проломы».
Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок —статуи Архистратига Михаила и Александра Невского. В нишах северных дверей установлены скульптурные изображения Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Выше расположены рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
Наиболее интересны в художественном отношении западные двери с прекрасно исполненным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках — композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах дверей — статуи святых Петра и Павла.
Двери исаакиевского собора описание
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
3. Исаакиевский собор — Большие двери
Запись опубликована С фотоаппаратом по Питеру. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.
В собор ведут, помимо небольших служебных дверей, три большие по размерам парадные двери. Они действительно большие: площадь каждой из них равна 42 кв.м, высота створок — 6.8 м, масса каждой створки по 9.7 т. Изготовлены двери из дуба и покрыты литьём из бронзы с нанесённой декоративной патиной. И снаружи и внутри они украшены многочисленными скульптурами, бюстами и рельефами. Изнутри каждая створка дверей разделена на четыре кессона, в которые помещены рельефы. Тематика художественного оформления дверей была предложена Святейшим Синодом. Авторство всех дверей приписано И. Витали, хотя понятно, что такой объём работы невозможно было выполнить одному и у него были помощники. На это указывает и разный уровень художественного мастерства рельефов и скульптур.
По традиции, главным входом в православный храм является западный, так как в восточной части устанавливается алтарь. Искусствоведы отмечают, что именно западные двери выполнены с наибольшим мастерством.
1. Большие Западные двери.
Над дверями начертано: «Кресту Твоему поклоняемся». Их оформление посвящено эпизодам из бытия апостолов Петра и Павла. На бронзовой табличке на пяти языках написаны основные сведения о Больших Западных дверях.
Двери исаакиевского собора описание
Архитектура
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Исаакиевский собор (интерьеры)
Исаакиевский собор (интерьеры)
Первая деревянная церковь
Вторая каменная Исаакиевская церковь
1940 г.
(Ленинград. Адресно-справочная книга.
1940.С.63. Отд.Объявления)
(добавил nikspb)
К.П. Брюллов.
Эскиз росписи купола.
(добавил IVa )
Путеводитель
по Ленинграду.
1937. С. 47
(добавил
peterburzhets )
Из-за царских врат возвышается громадный образ Воскресшего Спасителя, написанный во всю высоту и ширину запрестольного окна. Иисус Христос представлен являющимся в облаках. Его одежда ярко-пунцового цвета с широким золотыми узорами бордюром. Десница Спасителя поднята для благословения, в другой руке он держит развевающееся знамя победы. Образ составлен из квадратных стекол, наподобие крупной мозаики, спаянных оловянными прутьями и укрепленных в массивной железной раме. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка храма. По фасаду иконостаса три арки: первая посредине для царских врат, две остальные по бокам вводят в предельные храмы. Особенность этого замечательного иконостаса составляют восемь малахитовых и две лапис-лазуревые колонны, по ту и другую сторону царских врат.
Престолы, как главный в большом алтаре, так и малые в приделах, состоят из пяти квадратных столбов, покрытых сверх мраморной доски еще доской из кипариса. В престоле большого алтаря под доской положена золотая медаль, выбитая в память освящения собора; в среднем столбе поставлен ковчег со св. крестом, в котором находятся святые мощи. Подле престола пьедестал под дарохранительницу из белого мрамора. Сама дарохранительница, сделанная из серебра, представляет Исаакиевский собор в натуре, с соблюдением всех мелочей, даже в орнаментах его.
Горнее место в главном алтаре устроено возвышением, состоящим из двух степеней зеленого генуэзского мрамора с инкрустацией на верхней, с площадкой для кресла и спинкой за ним, вроде стенки из белого мрамора. На сделанной над этой стенкой тумбе стоит большой серебрянный вызолоченный семисветильник. На левой стороне алтаря, между колонною и пилястрою, на укрепленном в стене кронштейне, помещен парадный серебряный вызолоченный фонарь, употребляемый при крестных ходах.
Во втором ярусе большого иконостаса помещено шесть икон. В третьем ярусе, посередине, над царскими вратами находится «Тайная вечеря», а по сторнам ее десять икон. Образ св. блг. кн Александра Невского для левого придела исполнен мозаикой; работа начата в 1866 г., окончена в 1869 г. Мозаичный образ св. вмч. Екатерины для правого придела начат в 1869 г., окончен в 1872 г.
В соборе хранятся четыре знамени государственного подвижного ополчения 1855 г.; они устроены из зеленого гроденапля с золотыми в середине крестами, на которых сделано вензелевое изображение императора Николая I. Все четыре знамени стоят на солее в особо сделанных устоях, два за правым клиросом, а два за левым. К последним примкнуло еще одно старое знамя, бывшее также в ополчении 1855 г., но сохранившееся от ополчения 1812 г.
(Лавры, монастыри и храм на Святой Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. С. 30-34)
Исаакий и его настоящие хозяева. Кто отполировал дверь?
…и другие вопросы знатокам…
Исаакий, северный вход. Редкий баскетболист дотянется до такой высоты в олимпийском прыжке, так что уборщиц и ушлых любителей потереть статую на счастье можно смело освобождать от ответственности, а простых смертных к дверям не подпускают. Остаются служители. Может они под покровом ночи там на батутах прыгают? 0_о
Есть другие объяснения? )
Еще из интересного в Исаакие:
Бюст из пяти камней (офиц. версия).
Как думаете, возможно такое из камня сделать даже в наше время?
Если да, просьба предоставить ссылки, по которым можно ознакомиться с технологиями, очень интересно.
А вот это для чего, голубиной почты? )
Находятся они не в самом доступном месте — на уровне вытянутой вверх руки, т.е. примерно на высоте 2-х метров.
Для человека нашего генотипа использовать эти штуки совсем не комфортно, особенно когда они открыты и нужно рукой взяться за кольцо, скрытое крышкой. Некоторые и не допрыгнут.
А вот для 3-метровых товарищей высота в самый раз, примерно на уровне живота…
Заброшенный Петербург и смена мерности: от гигантов до сегодняшних людей
Исаакиевский Собор — допотопный Храм Солнца
Казанский и Исаакиевский соборы. Свежий взгляд на детали
Кто и когда все-таки построил Питер?
Почему на планете устанавливают уродливые памятники?
О. Это внушение. Когда человек созерцает красивое, он энергетически подтягивается вверх. Некрасивое – занижение вибраций. Человечеству пытаются навязать, что красиво, а что нет. Окно Овертона.
Н. Что именно закладывают авторы в такие памятники?
О. Все памятники связанны с оккультизмом. Излучают заложенную в них программу. Люди это считывают. Как современные вирусы из лаборатории. Созданы параллельно с антидотами. Цель — поменять ценности на планете. Изменить мировой порядок.
Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай, описанный через личную призму убеждений, миропонимания и доступных знаний рассказчика в текущем моменте. Эта призма может не совпадать с вашей или существенно отличаться от общепринятых концепций, ибо каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие реальности и точку зрения. Частное мнение рассказчика не обязано отражать другие мнения, знания, ожидания и «прописные истины», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса
Подписка: ВКонтакте Facebook YouTube ОK.ru Instagram Twitter Telegram Яндекс.Дзен
При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна. При нарушении чужой воли в любом виде вы даете прямое согласие на нарушение вашей воли и соглашаетесь с вытекающей ответственностью. Имейте уважение к чужому труду и собственному каналу.