двери храма вооруженных сил
Какие важные символы зашифрованы в Главном храме ВС РФ
9 мая 2020 года к 75-летию победы в Великой Отечественной войне в подмосковном парке «Патриот» будет торжественно открыт Главный храм Вооруженных сил РФ или, как его еще называют, храм Победы.
Главный храм Вооруженных Сил России возводится в подмосковном парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сам собор и все, что связано с ним, пропитано символизмом в память о страшном времени борьбы с фашистами и всех павших на поле боя, а также в честь всех ветеранов.
Что же «зашифровали» архитекторы и строители храма в его размерах и убранстве?
На фасаде храма будет установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны.
На порталах северных и южных врат будут изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале. Это будет символизировать кампании Великой Отечественной и Советско-японской войн, в честь наиболее значимых побед армии и флота.
Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует 431 стрелковую дивизию, числящуюся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ.
Потолок храма украсят витражи на площади в 1418 квадратных метров, на которых будут изображены 40 орденов и знаков ордена имперского, советского и российского периодов истории нашей страны.
Икона «Спас Нерукотворный» представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное самим Спасителем слуге царя Авгаря V. Лик на иконе окружают образы Пречистой Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства.
В храме также будут установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.
Малый храм будет украшен мозаикой, керамической отделкой и живописью. Его пол будет покрыт природным камнем и высокохудожественным латунным литьем.
На территории комплекса будет создана галерея «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах, на протяжении которых длились боевые действия. Галерея с помощью технологии микрофотографии будет оформлена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны.
В работе над строительством храма и созданием всего его убранства задействованы с начала производства более четырех тысяч человек.
Возведение Главного храма ВС РФ осуществляется на добровольные пожертвования из личных средств военнослужащих, членов их семей, а также всех неравнодушных граждан и организаций. К моменту написания материала сумма пожертвований на строительство Храма превысила три миллиарда рублей.
Главный храм ВС РФ — место русской силы и славы
Храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли.
Вчера мы всей семьёй ездили в Кубинку, смотреть музей военной техники и посетить недавно построенный храм.
И сразу с женой договорились, что про выставочный комплекс будет отдельный текст, а про храм – отдельный. Потому что так правильно.
Данный текст, как очень особенный, мы тоже экспериментально написали вместе. Если сравнивать с рисунками (а я вижу текст, как узор), то к моей графике Ксения добавляла сочных и насыщенных красок.
Мы всегда считали, что для того, чтобы составить впечатление о каком-либо месте, нужно увидеть его непосредственно. Посмотреть, пощупать, услышать, прикоснуться, вдохнуть, ощутить. Потому что никакие фотографии или даже видео не передадут всей полноты.
Те, кто за последние месяцы написал тонны гадостей про этот храм – в нём совершенно точно не были.
Во-первых, потому что та чушь, которую они пишут (а мы внимательно ознакомились с частью подобной писанины), не имеет ничего общего с реальностью.
Во-вторых, потому что, побывав там, понимаешь, что это не просто «ещё один храм».
Строить храмы в честь больших знаковых побед – это многовековая традиция православия вообще и российского государства в особенности. Так, к примеру, на Красной площади стоит Покровский собор, который давно стал одним из символов России. Его история известна многим – Иван Грозный попросил талантливого зодчего Барму построить храм в честь взятия Казани. Храм Христа Спасителя воздвигнут на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле восхваляет мужество и силу русского народа, проявленные в борьбе с Золотой Ордой.
Таких храмов по всей Руси – великое множество. И спасибо им за то, что хранят память об этих событиях, о сынах русской земли, что сложили головы за её физическое существование, за независимость, за процветание, за суверенитет, за рост и развитие.
И поскольку Великая Отечественная война – самая тяжёлая и кровопролитная война в истории, то и храм, посвящённый ней, должен быть особенным и выдающимся.
Поэтому главный храм вооружённых сил – это не просто храм. Это комплекс. Комплекс памяти, состоящий из нескольких частей, неразрывно связанных между собой.
Внешний контур – кольцо, посвящённое Великой Отечественной войне. 1418 шагов к победе. И вы можете (а может даже и должны) эти шаги пройти.
Вид на храм открывается с небольшой обзорной площадки, куда надо взойти по ступеням. Пока поднимаешься по ним, храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли. Тёмно-зелёные стены, словно обросшие мхом, плечом к плечу вросли в землю и встали на века, увенчанные золотыми шлемами куполов. Да, храм этот не про небо, он про землю. И это много раз будет повторяться в архитектуре, в символах и украшениях храма внутри и снаружи.
Спускаясь по ступеням, попадаешь внутрь кольца – и это мемориальный комплекс. Каждая оборонительная или наступательная операция Красной Армии, и информация о братских могилах, с ней связанных. О каждой такой братской могиле – где расположена, сколько человек похоронено.
И ты понимаешь, что война – это не абстракция, не стрелочки на карте. Каждая военная операция – это братские могилы. Это очень много погибших, отданных жизней. Вот они, эти жизни – в этом селе могила, и в этом, и в этом. Вся Россия в них. В могилах, в храмах.
Всё это – наши предки, которые отдали свои жизни, чтобы мы могли жить.
В этом месте даже мой сын, который весь день лазил по военной технике и носился как угорелый, притих, и шёл, прижавшись ко мне.
А дальше… дальше памятник солдатским матерям… и тут я ничего писать не могу, потому что у меня до сих пор комок в горле. Тут снова слово моей жене.
Вы когда-нибудь видели дерево, выгоревшее изнутри от удара молнии? Стоит, расколотое, пустое внутри. Вокруг огрубевшая кора, а внутри пустота. Там, где текли жизненные соки, бьётся лишь ветер в кость.
Так выглядит убитая горем мать, которую как молнией поразило известие о гибели сына, выжгло внутри всё живое, иссушило жизненные соки, оставив лишь огрубевшую оболочку.
Внутри этой полой скульптуры горит вечный огонь – вечный огонь памяти, незатухающая свеча. Мурашки бегают по телу всё время, пока ты смотришь на эту фигуру. Это метафора, застывшая в скульптуре, метафора, интуитивно понятная всем. Найти в себе силы оторвать от неё взгляд непросто.
Считается, что Мать Сыра Земля забирает всю боль себе, всё стерпит. Это не совсем так. Боль не уходит. Её по-прежнему болит. И мы должны забирать у неё эту боль, понемногу, кто сколько может, чтобы прожить её в себе.
Для этого мы должны помнить. И я надеюсь, мы достойно пронесём эту память через свою жизнь и передадим её своим детям.
И только после всего этого можно говорить о храме.
Храм растёт из земли. Чем ближе ты к нему подходишь, тем ярче это ощущение. Стены не гладкие – они все украшены рельефными орнаментами – снова отсылки к древесному стволу. У «корней» – русские воины. Снова ставшие частью родной земли. Это рельефы на стенах, изображающие ратные подвиги наших дедов, отцов, мужей и братьев. На лицах воинов застыло напряжение, волевое усилие, сосредоточение и готовность к смерти. Они стоят у корней этого храма Вооружённых Сил.
Его зелёный цвет успел вызвать у некоторых странных людей бурю возмущения. Но именно такого цвета и должен быть главный храм вооружённых сил.
Цвет ржавой меди. Красный и зелёный. Окровавленное хаки.
Памяти всех погибших за Родину.
Не только в Великую Отечественную, а вообще всех.
Это ещё лучше понимаешь, когда попадаешь внутрь. Где древнерусские витязи в доспехах соседствуют с суворовскими чудо-богатырями и советскими солдатами. Где рядом стоят Александр Ярославич Невский, Александр Васильевич Суворов и Михайло Илларионович Кутузов.
Где выставлена личная икона маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Где фреска, на которой церковь передаёт Красной Армии танковую колонну имени Дмитрия Донского. Где серпы и молоты соседствуют с крестом. Это историческая правда. И это глубоко правильно.
Славянское язычество почитало предков как богов. Русское православие, в общем, не отвергло эту идею, но ассимилировало её в себя. И в этом храме, кажется, сделали акцент именно на ней – рядом с иконами висят советские знамёна. Рядом со святыми – русские прославленные полководцы. И рядом с каноническим святым Александром Невским стоит «неканонический» Суворов. И тоже с нимбом святого.
Оклады икон дополнены такими «мирскими» вещами как кусочек металла первого железного самолёта, серебряная подвеска в виде подковы одного из участников ВОВ. Ведь с точки зрения канона суеверие — грех, но с точки зрения исторической памяти личная вещь русского воина, при жизни даровавшая ему надежду и веру – это свято.
Однако первое, что видишь, заходя внутрь – изображение Христа на тёмно-синем фоне. Оно светится изнутри, оно сделано светом – не краской и не мозаикой, а именно светом. Там, где в традиционных храмах расположен иконостас, а выше всего висят главные иконы, находится такое современное и отходящее от традиций изображение Христа. Но это не перечёркивает традицию, это её развивает.
Вообще понятие святости в храме переосмыслено. Хочется сказать, что оно стало более современным и понятным простому человеку. Но это не вульгарная попытка духовенства стать ближе к простому современному человеку. Нет. Это наш глубинный народ непрерывно создаёт своё русское православие, корнями уходящее в глубину веков, в славянское язычество, где боги и предки плечом к плечу становятся на защиту русской земли.
Так и здесь, небесное воинство стоит плечом к плечу с земными солдатами, защищая врата и не давая аду прорваться в наш мир.
Не религия формирует русский народ, но русский народ рождает религию, наполняя её своими особенными символами и смыслами. И храм не только служит филиалом неба на земле, но и растёт из земли – в небо.
Это память, гордость и благодарность.
Это храм защитников Отечества. Всех и каждого.
Молитвы Министерству обороны
Год спустя после открытия Главного храма Вооруженных сил историк искусства Мария Дятлова проводит его новую ревизию
Ксения Лученко уже писала на Кольте в прошлом году о монструозной «церкви великого синтеза» в Кубинке, известной под именем Главный храм Вооруженных сил. Через год после открытия храма его еще раз анализирует — на этот раз с точки зрения художественной и религиозных традиций — историк искусства, аспирантка Европейского университета Мария Дятлова.
Год назад, 22 июня 2020 года, в подмосковной Кубинке был освящен Главный храм Вооруженных сил. Это, наверное, самый дорогостоящий, оригинальный и масштабный церковно-архитектурный проект в постсоветской России. Сравнить с ним можно разве что храм Христа Спасителя в Москве, но тот был лишь восстановлен по проекту XIX века. Храм ВС — редкий пример министерского храма, не относящегося к собственности РПЦ, и одновременно памятник, открытый в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне: это крупномасштабная попытка высказаться на языке церковного искусства о государственной идеологии в современной России.
Новое церковное искусство?
Высокий темно-зеленый храм виден сразу при въезде на территорию парка. Вокруг храма стоит мемориальный комплекс — галерея музея «Дорога памяти», памятник «Матерям победителей» и стенды, в которые вставлены гильзы с прахом из 15 тысяч захоронений советских солдат. Идея окружить храм мемориальным комплексом — отголосок традиции писать имена героев войны на стенах храмов-памятников: здесь эта стена как бы окружает храм снаружи. Обращение к концепции храма-памятника — лишь один из примеров использования традиционных художественных и функциональных решений в проекте. Авторы опирались на множество исторических образцов, чтобы создать памятник, как заявлено на сайте, «в монументальном русском стиле».
Каллиграфия и орнаментика — лишь один из элементов декоративного богатства храма. Стены покрывает мозаика, стилистически чрезвычайно разнообразная: звезды на синем фоне на потолках нижнего храма прямо отсылают к позднеантичным церквям Равенны, а многофигурные портреты героев войны и батальные сцены напоминают, скорее, мозаики московского метро. Потолки частично состоят из витражей, двери украшают скульптуры, некоторые иконы выполнены в технике эмали, а в бронзовые панели, покрывающие бетонную конструкцию здания, и в алтарную преграду вставлены полудрагоценные камни. Все эти техники — чрезвычайно дорогостоящие. Более того, витражи и скульптуры нетипичны для православного храмоздательства. Самым «неправославным», но притом эффектным художественным решением тут, пожалуй, выглядит скульптура Христа в конхе алтаря. Золотая фигура на ярко-синем сияющем мозаичном фоне выступает из полусферы конхи навстречу каждому, кто заходит в храм, и немедленно приковывает к себе взгляд. По традиции Христа в конхе быть не должно: там обыкновенно изображается Богоматерь как собирательный образ Церкви, уместный над алтарем. Здесь же мы видим сюжет Воскресения, но в минималистичной монофигурной скульптурной трактовке. А сама идея поместить скульптуру в нишу напоминает, скорее, о диорамах, чем о церковных памятниках.
Бюро Дмитрия Смирнова называется «Сретенские мастерские», и они не случайно Сретенские. Их первый крупный проект — храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских в Сретенском монастыре на Лубянке, построенный в 2013–2017 годах по инициативе митрополита Тихона (Шевкунова), тогда еще архимандрита Сретенского монастыря. Через год ИП «Мастерская Смирнова» превратилось в «Сретенские мастерские» и открыло офис напротив монастыря на Малой Лубянке. Шевкунов выбрал исполнителя тоже не случайно: раньше они уже работали вместе над серией историко-патриотических выставок «Россия — моя история», где Смирнов был главным художником. С тех пор архимандрит Тихон, которого часто называют духовником Путина, был возведен в сан епископа, стал председателем Патриаршего совета по культуре, перевез выставки «Россия — моя история» в отдельный павильон на ВДНХ, в 2018 году уже в сане митрополита был отправлен на Псковскую кафедру и потенциально может занять патриарший престол. Несмотря на очевидный интерес митрополита Тихона к церковно-государственным историческим проектам и на его шефство в Патриаршем совете по культуре, при строительстве храма ВС он оставался в стороне, не приезжал на открытие и ни разу не высказывался о храме публично.
Храм ВС: руководство для пользователя
«Нужно приехать, чтобы стать частью великой истории», — говорится в рекламе на официальном YouTube-канале храма. Не прикоснуться к истории, не погрузиться, а стать ее частью: в этом призыве — главная идея всего сооружения.
Мемориальный комплекс предлагает посетителю не просто изучать информацию, но активно соучаствовать в воспоминании. Музей выстроен как галерея, пройдя по которой, посетитель должен сделать 1418 шагов — по количеству дней войны, — с каждым шагом приближаясь к Победе. Внутри можно обратиться к базам данных участников войны, найти членов своей семьи и нажать на свечу на экране — символически почтить их память и вспомнить о том вкладе, который внесли в Победу родные люди. Памятник «Матерям победителей» — это женская фигура, под одежды которой можно зайти, чтобы зажечь уже настоящую свечу в память о своих родных; несмотря на очевидные эротические коннотации, гостям парка «Патриот» интересны и такие ритуалы.
При этом в самом храме возжжение свечей — обыкновенный повод зайти в церковь для многих россиян — совсем не главное занятие. Сюда ходят смотреть и узнавать. Фоном из колонок звучат песнопения, и экскурсовод уверенно проводит посетителей к центру храма, а затем по часовой стрелке мимо приделов, посвященных разным родам войск, и вдоль западной стены, мозаики которой обращаются к основным сражениям Великой Отечественной войны. Вот святая мученица Варвара и адмирал Ушаков, вот апостол Андрей и Суворов, вот Дмитрий Донской пришел перед битвой за благословением к святому Сергию, вот его легендарные соратники Пересвет и Ослябя, а вот русские воины — все те, кого мы любим и ценим в русской истории, — соединились, чтобы вписать Россию в контекст священной истории и, отринув последние попытки рефлексии об исторической ответственности, триумфально шествовать, поминая победы.
Завершается экскурсия у мозаики с изображениями современных российских военных. Надпись под мозаикой гласит: «Гражданская война в Китае, война в Корее, вооруженные конфликты в Венгрии, Лаосе, Алжире, Йемене, война во Вьетнаме, вооруженные конфликты в Египте, Сирии, Мозамбике, конфликт в Чехословакии, конфликт на острове Даманский, войны в Камбодже и Бангладеш, война в Анголе, вооруженные конфликты в Эфиопии и Никарагуа, выполнение интернационального долга в Афганистане, вооруженные конфликты в Ливане, Чаде, конфликт в Карабахе, война в Югославии, вооруженные конфликты в Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, Первая и Вторая чеченские войны, принуждение Грузии к миру, борьба с международным терроризмом, воссоединение Крыма». Экскурсовод комментирует этот странный список: «В конце надписи, вы видите, оставлено свободное место — не дай Бог, снова война. » Выдержав паузу, экскурсовод прощается с группой.
Храм говорит с посетителями — и говорит на очень понятном, несложном символическом языке. Все цифры и метры священны. Диаметр барабана — 19,45 м ; высота колокольни — 75 м, так как храм открыт к 75-летию Победы; высота здания с нижним храмом — 96 м (отсылка к условной дате рождения князя Владимира — 960 году). Нижний храм — основание всего памятника — освящен в честь князя Владимира; внутри храма даже есть баптистерий, но это, скорее, декорация в память о Владимире Святом: едва ли там когда-то начнут регулярно крестить, если учесть, что в храме нет своего прихода. Даже церковная лавка не слишком церковная. Никаких «дневников кающегося» или проповедей: вместо духовной литературы полки занимают книги о войне.
Создатели храма ориентировались на византийскую крестово-купольную архитектуру и декларировали приверженность традициям, но все же он радикально отличается от византийского понимания храма. Византийцы мыслили храм как место, где собирается Церковь и небесное богослужение соединяется с земным. Пространство храма, подобно мирозданию, было устроено иерархически, и это отражалось на схеме росписи: в куполе обыкновенно располагался образ Христа Вседержителя, ниже — ангельские чины, затем сцены из Евангелия, а на уровне человеческого роста, где стоят прихожане, — образы святых. В конхе алтаря изображалась Богоматерь, в алтарной апсиде — святители за совершением Евхаристии, на западной стене — Успение Богородицы или Страшный суд как напоминание о конце. У каждого сюжета было свое неслучайное место. Сюжеты, расположенные рядом или друг напротив друга, вступали в своеобразный диалог, наполняя программу росписи богословским смыслом. И, хотя византийская живопись была вариативна, идея иерархичности и богословской согласованности сюжетов оставалась неизменной.
В храме ВС мы не увидим ничего подобного. От традиционных сюжетов здесь остались лишь Рождество и Вход Господень в Иерусалим да несколько святителей в алтаре. Вместо этого храм поражает посетителя разнообразием цветов и деталей, богатством смыслов, доступных каждому. Считывая нехитрые символы и становясь соучастником великой Победы, значение которой явно превосходит земной масштаб, зритель не замечает подмены: народная победа оказалась победой Министерства обороны. В храме нет изображений тыловиков и депортированных, здесь даже женщин нет, за исключением Богоматери, пары святых и летчицы Марии Долиной, чей портрет читается на одной из мозаик. И главное — в контекст священной истории здесь вписана не только Великая Отечественная, но и любые деяния современного российского государства — даже для будущих оставлено место.
С храмом ВС невидимый дирижер церковно-государственного идеологического оркестра митрополит Тихон (Шевкунов) и его команда вышли на новый уровень. Если с выставками «Россия — моя история» можно было не соглашаться и спорить, поскольку в них была хоть какая-то претензия на научность, то тут нарратив священной истории государства Российского зачищен от вопиющих исторических несуразностей, а затем заламинирован атмосферой сакральности и высококлассным исполнением. Потребитель остается доволен: здесь нет ничего незнакомого и непонятного, нет абстрактного искусства или сложного богословия. Символы считываются, цвета поражают, сочувствие жертвам и гордость за Родину переполняют сердце. Можно долго разглядывать детали, не утруждая себя вглядыванием и размышлением, которых требует как хорошее искусство, так и честная картина русской истории.