двери хоттабыч старик хоттабыч
Сеть магазинов «Старик Хоттабыч» убралась с рынка
Федеральная торговая сеть товаров для ремонта и декора «Старик Хоттабыч» закрывается. Об этом «Известиям» сообщили сразу несколько источников на рынке ритейла. Владельцы магазинов некогда успешной сети не нашли инвестора и покупателя и решили ликвидировать сеть.
Это подтверждает и управляющий партнер ГК Management Development Group Inc. (розничные сети «ПродЭКО», «Гастрономчикъ», «Марка») Дмитрий Потапенко, которому руководство «Старика Хоттабыча» предлагало выкупить магазины.
Сеть товаров для дома «Старик Хоттабыч» работает на российском рынке с 1994 года и входит в группу НЭКС, которая также развивает с 2006 года DIY-сеть «Стройдепо». Основал сеть товаров для дома известный предприниматель Игорь Сосин, совладелец супермаркетов модной одежды Modis (более 40 магазинов), сети магазинов зоотоваров Cats & Dogs (более 50 магазинов), а также ООО «Сделай своими руками» — совместного предприятия с немецкой OBI, развивающей в России одноименную сеть строительных гипермаркетов.
В ноябре прошлого года сеть избавилась от магазинов «Старик Хоттабыч» в регионах — Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Казани и Новокузнецке. Как сообщили в единственном работающем на данным момент региональном магазине сети, — в Нижнем Новгороде — с июня 2014 года и он перестанет существовать.
В московских магазинах рассказали, что сейчас в них проходят глобальные распродажи, а сами точки готовятся к закрытию. К марту единственным работающим магазином на какое-то время останется «Старик Хоттабыч» на Большой Дорогомиловской улице, но и он позже закроется.
В самой компании не стали комментировать информацию о закрытии сети. По словам аналитиков рынка ритейла, концепция «Старика Хоттабыча» давно устарела и стала неактуальной. Отсюда и проблемы с продажами. Владельцы сети несколько лет пытались продать свой бизнес, однако переоценили себя и не нашли ни покупателя, ни инвестора, говорит управляющий партнер ГК Management Development Group Inc. (розничные сети «ПродЭКО», «Гастрономчикъ», «Марка») Дмитрий Потапенко.
— Они очень долго пытались продать сеть, но ничего не вышло, — говорит Дмитрий Потапенко. — Они предлагали нам их купить, но выставили очень высокие условия по цене. Магазины неясного формата никому не интересны, поэтому «Старик Хоттабыч» просто умер.
Участники рынка ритейла вторят: «Старик Хоттабыч» не смог найти свою нишу в условиях, когда российский рынок непродовольственных товаров заполонили DIY-компании («сделай сам». — «Известия»). Если 10 лет назад «Старику Хоттабычу» удалось нащупать новую нишу и успешно продавать в своих магазинах напольное покрытие, то сейчас конкурировать в этом с DIY-ритейлом невозможно.
— На тот момент напольное покрытие никто из российских ритейлеров не продавал. Сейчас ситуация другая: ассортимент гипермаркетов полный, и конкурировать с ними по отдельным позициям сложно, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Макисм Клягин. — Кроме того, формат, в котором компания продолжала работать в последнее время, не удовлетворяет требованиям маржинальности — издержки были слишком большими (точки «Старика Хоттабыча» располагались в выгодных местах с дорогой арендой. — «Известия»).
Волшебник улетел
Что привело сеть «Старик Хоттабыч» к бесславному закату
Сеть товаров для дома «Старик Хоттабыч» перестала существовать. Как получилось, что старейший игрок с 20-летней историей и выручкой несколько миллиардов рублей бесславно ушел с рынка?
Текст: Динара Мамедова
«Моя ошибка — уверенность, которая у меня когда-то была, что можно одновременно управлять несколькими компаниями»,— говорил в 2011 году в одном интервью совладелец группы компаний «Нэкс» и сети «Старик Хоттабыч» Григорий Кожемякин.
Теперь одним бизнесом у Кожемякина меньше — сеть «Старик Хоттабыч» ушла с рынка. Из 36 точек в Москве и регионах сейчас осталось две. Последний магазин в Нижнем Новгороде, по словам сотрудников, закроется в июне, останется лишь аутлет на 26-м километре МКАД, его судьба пока неизвестна. Этот некогда солидный ритейлер в свое время изменил рынок DIY (от англ. Do It Yourself — «сделай сам»). Первые «Хоттабычи» появились в 1994 году, когда за обоями, плиткой, напольными покрытиями покупатели еще ездили на оптовые базы и рынки. Кожемякин и его партнеры Игорь Сосин и Артур Попельнюхов внедрили новые стандарты работы — сделали открытую выкладку, поставили в магазинах консультантов.
До конца прошлого года сеть еще была заметным игроком. В разные годы ее выручка составляла от 2,3 млрд до 5 млрд руб. В кризис «Старик Хоттабыч» закрыл несколько магазинов. По данным информационно-аналитического агентства Infoline, выручка с 1 кв. м в 2009 году упала у сети всего на 20%. Но в конце прошлого года бизнес пошел под откос: компания закрыла 20 из 36 магазинов, а в 2014-м свернула работу. С прессой владельцы «Старика Хоттабыча» не общаются. Однако СФ выяснил, почему пионер рынка DIY не смог сохранить бизнес.
43% российского рынка DIY по итогам 2013 года занимают 50 крупнейших сетей. В целом современные форматы торговли составляют на нем 70%, по данным исследования РБК
Ковер-самолет
«Создание собственной розницы для нас было логичным продолжением оптового бизнеса,— рассказывает бывший совладелец сети Игорь Сосин.— Мы с Григорием Кожемякиным тогда торговали оптом напольными покрытиями, хорошо знали региональный спрос. Нам не составило труда открыть свои магазины товаров для ремонта и дома».
Первую точку площадью около 600 кв. м предприниматели открыли в Москве на проспекте Вернадского. К 2000 году они имели уже свыше 10 объектов. Сеть «Старик Хоттабыч» позиционировала себя как супермаркет: площадь магазинов в среднем составляла 1,5 тыс. кв. м, ассортимент — 5 тыс. наименований.
В 2002 году среди акционеров произошел раскол: из состава учредителей «Старика Хоттабыча», продав долю партнерам, вышел Игорь Сосин. «Мы тогда разошлись во взглядах на стратегию развития компании»,— говорит бизнесмен. Сосин хотел развивать крупный DIY-формат площадью 10 тыс. кв. м, который на тот момент еще не был представлен в России. В 2003 году он зарегистрировал совместное предприятие с немецкой сетью OBI и начал открывать одноименные гипермаркеты.
«Сосин, Кожемякин и Попельнюхов были как лебедь, рак и щука. Они все хотели увеличивать прибыль, только тянули компанию в разные стороны»,— вспоминает бывший топ-менеджер «Старика Хоттабыча». По его словам, Сосин активно занимался маркетингом и продажами и после его ухода эти функции «просели». Двое оставшихся партнеров договорились, что будут курировать проект по очереди каждые два-три года.
Стратегия не принесла успеха. Как только менялся «рулевой», менялась и концепция развития компании. Кожемякин мог кого-то уволить, а Попельнюхов этого же человека брал на работу в один из своих собственных бизнесов. «Кожемякин — харизматичный человек, он умеет зажечь людей,— говорит экс-менеджер компании.— Но у него нет методичности, он загорается какой-то идеей, а через некоторое время может поменять решение или потерять к идее интерес».
В результате наемные гендиректора не задерживались в компании надолго: по словам одного из сотрудников, за двадцать лет в «Хоттабыче» сменились 13 руководителей. Среди них были и экспаты: в 2005-м Кожемякин пригласил экс-сотрудника французского «Ашана» Марка Эшвена. Но француз плохо разбирался в специфике DIY, не говорил по-русски и спустя несколько месяцев покинул компанию. По словам бывших сотрудников сети, после ухода Сосина компаньоны задумались о продаже бизнеса или его части. Кожемякин стал больше внимания уделять другим проектам. В 2006 году он принялся развивать в небольших городах сеть «Стройдепо», для России это был сравнительно новый формат DIY — магазин-склад, где значительную часть ассортимента составляют строительные, а не отделочные материалы. Несмотря на то что «Стройдепо» и «Старик Хоттабыч» работали на одном рынке, синергии у бизнесов не было — закупки и логистика осуществлялись отдельно.
Дела в «Стройдепо» поначалу шли неважно, и в кризисный 2009 год Кожемякин даже думал о закрытии проекта, но в итоге нанял очередную команду управленцев. Они оптимизировали товарные запасы, пересмотрели контракты с поставщиками, активно взялись за ценообразование, чтобы соответствовать формату дискаунтера (см. СФ N5/2012). В итоге ситуация выправилась. В 2013 году выручка «Стройдепо», по данным Infoline, увеличилась на 33% по сравнению с 2012 годом и составила 4,4 млрд руб. «Хоттабычу» повезло меньше.
Стройка встала
Нашествие викингов
Рынок DIY до кризиса рос примерно на 25% в год, это притягивало новых игроков. В 2003-м в России начала открывать гипермаркеты немецкая компания OBI, в 2004-м — французская «Леруа Мерлен», в 2006-м — британская Castorama, расширялась петербургская сеть «Максидом».
Ассортимент гипермаркетов насчитывал свыше 40-50 тыс. наименований, почти в 10 раз больше, чем у «Старика Хоттабыча». «Хоттабыч» мог предложить более широкий выбор лишь в нескольких категориях — обои, напольные покрытия, сантехника и ковры, зато здесь были представлены бренды европейских производителей, которых не было в крупных сетях.
Но по ценам «Хоттабыч» соперничать с конкурентами не мог. По словам генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в крупных сетях за счет высоких оборотов наценка на основные товары была в полтора раза ниже, чем у «Старика Хоттабыча» (в среднем по рынку наценка достигает 40-80%). Кроме того, «Хоттабыч» много тратил на оплату труда продавцов-консультантов (в одной точке было до 25 продавцов), тогда как гипермаркеты работали по системе самообслуживания. Проигрывал «Старик Хоттабыч» и в проходимости точек. Конкуренты открывали магазины по соседству с крупными торговыми центрами, обеспечивая себе потоки покупателей. А у «Хоттабыча» отдельные магазины были расположены неудачно, так как ради экономии на арендных платежах компания использовала собственные помещения, купленные группой «Нэкс» еще в середине 1990-х годов. По данным Infoline, 25 из 36 точек сети находились в собственности владельцев.
Магазин на замке. 20 лет назад «Старик Хоттабыч» стал пионером цивилизованного рынка DIY, но сказка закончилась печально
Фото: Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС
Чтобы отстроиться от конкурентов, «Старик Хоттабыч» решил провести рестайлинг и более четко позиционировать себя как сеть специализированных магазинов. В 2006-2008 годах компания обновила логотип, поменяла выкладку товара, навигацию в точках, ввела единые стойки оплаты товара, оформления кредитов, запустила студию дизайна. Штатные специалисты делали для клиентов на компьютере дизайн помещений (при покупке на сумму от 30 тыс. руб.— бесплатно) и подбирали под него отделочные материалы и мебель.
Однако выручка «Старика Хоттабыча» не росла — по итогам 2008 года она составила 5,3 млрд руб., примерно столько же, сколько в 2005-м. Тем временем конкуренты отъедали у него долю рынка: «Леруа Мерлен» в 2008 году выручила 21,5 млрд руб., OBI — 17,8 млрд руб., «Максидом» — 10,7 млрд руб.
В кризис положение «Хоттабыча» ухудшилось. По данным Infoline, обороты DIY-рынка в 2009 году упали на 12,3% по сравнению с 2008 годом. Покупатели стали из экономии ходить в недорогие магазины, поэтому выручка у Castorama, «Леруа Мерлен» и OBI в 2009-м выросла. А «Старик Хоттабыч» стремительно терял клиентов: по данным «СПАРК-Интерфакс», в том же году выручка сети упала на 15,7%, до 4,2 млрд руб. (долговая нагрузка при этом составляла 1,5 млрд руб.). В 2010 году при выручке 3,7 млрд руб. чистая прибыль «Старика Хоттабыча» составила 1,7 млн руб., почти в 50 раз меньше, чем годом ранее. Долг сократился незначительно, до 1,4 млрд руб.
3 игрока рынка DIY — петербургские сети «Интексо», «Искрасофт» и красноярская «Армада» — ушли с рынка в 2013 году из-за высокой конкуренции со стороны гипермаркетов
Кризисное снижение
Пытаясь спасти компанию, владельцы решили перепозиционировать сеть из среднего ценового сегмента в эконом и выставить на полках более дешевый товар. Это было ошибкой. «Формат сети начал размываться, людям стало непонятно, зачем ехать за обоями в «Старик Хоттабыч», если их можно купить дешево в «Леруа Мерлен», а заодно сделать и другие покупки»,— рассказывает бывший сотрудник сети.
Найти инвесторов владельцам не удавалось. В частности, в 2011 году Кожемякин предлагал управляющему партнеру группы компаний Management Development Group (владеет шестью магазинами сегмента DIY «Парад планет») Дмитрию Потапенко купить сеть целиком, но стороны не сошлись в цене.
В феврале 2011 года пост гендиректора «Старика Хоттабыча» занял Алексей Скрыпников. Он ввел комлекс антикризисных мер — сеть вернулась в ценовую категорию «средний и средний плюс» за счет расширения линейки дорогих эксклюзивных брендов. Скрыпников расширил высокомаржинальную категорию «декор» (шторы, текстиль, постельные принадлежности и т. д.), поскольку наценка здесь была в два раза выше, чем на сантехнику и напольные покрытия, и составляла примерно 160%.
Лидером по продажам стали обои — они насчитывали свыше 900 наименований и давали сети примерно половину выручки. «Если 50% оборота «Старика Хоттабыча» приносили обои, это означает, что по остальным категориям компания недорабатывала»,— считает совладелец сети гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент.
В августе 2011 года Скрыпников попытался диверсифицировать бизнес и открыл новый магазин площадью 400- 500 кв. м. В нем не было товаров для ремонта, акцент был сделан на интерьерные решения — декор, светильники, предлагались услуги по дизайну и пошиву штор. По словам сотрудников, первая точка работала на арендованных площадях довольно успешно. Но в марте 2012 года гендиректор сети в очередной раз сменился, владельцы решили сконцентрироваться на основном формате и проект закрыли.
Старик Хоттабыч (ред. 1938 года) (2 стр.)
— Меня зовут Волька,- ответил наш герой, продолжая раскачиваться под потолком.
— А имя отца твоего, да будет он благословен во веки веков?
— Папу моего зовут Алёша… то есть Алексей.
— Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алёша, что я буду делать впредь всё, что ты мне прикажешь, ибо ты меня спас из страшного заточения, и я твой раб.
— Почему ты так чихаешь? — осведомился ни с того ни с сего Волька.
— Несколько тысяч лет, проведённых в сырости, без благодатного солнечного света, в глубинах вод, наградили меня, недостойного твоего слугу, хроническим насморком. Но всё это сущая чепуха. Повелевай мной, о мой юный господин! — с жаром закончил Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, задрав вверх голову, но продолжая оставаться на коленях.
— Я желаю немедленно очутиться на полу,- неуверенно промолвил Волька.И в то же мгновение он оказался внизу, рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем в дальнейшем величать нашего нового знакомого. Первым делом Волька схватился за штаны. Штаны были абсолютно целы.
— Повелевай мной! — продолжал старик Хоттабыч, глядя на Вольку преданными глазами.- Нет ли у тебя какого-нибудь горя, о Волька ибн Алёша? Скажи, я помогу тебе. Не гложет ли тебя тоска?
— Гложет,- отвечал застенчиво Волька.- У меня сегодня испытание по географии.
— Не беспокойся, о мой повелитель! — возбуждённо заорал старик.- Знай же, что тебе неслыханно повезло, о красивейший из отроков, ибо я больше всех джиннов богат знаниями по географии, я — твой верный раб Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мы пойдём с тобой вместе в школу, да будут благословенны её фундамент и крыша! Я тебе буду незримо подсказывать ответы на все вопросы, и ты прославишься среди учеников твоей школы и среди учеников всех школ твоего великолепного города.
— Замечательно! — сказал Волька.
Он уже открыл дверь, чтобы пропустить вперёд Хоттабыча, но тут же снова закрыл её.
— Придётся тебе сменить одежду.
— Разве мои одежды не услаждают твой взор, о достойнейший из Волек? — огорчился Хоттабыч.
— Безусловно услаждают,- дипломатично ответил Волька,- но всё же слишком уж они будут бросаться в глаза в нашем городе. Через две минуты из дома, в котором с сегодняшнего дня проживала семья Костыльковых, вышел наш герой, держа под руку старика Хоттабыча. Хоттабыч был великолепен в новой пиджачной паре из белого полотна, украинской вышитой сорочке и твёрдой соломенной шляпе канотье. Единственной деталью его туалета, которую он ни за что не согласился сменить, были туфли. Ссылаясь на мозоли трёхтысячелетней давности, он остался в вычурных, богато расшитых золотом и серебром туфлях, которые в своё время свели бы, наверное, с ума самого большого модника при дворе калифа Гаруна аль Рашида…
— Костыльков Владимир! — торжественно провозгласили за столом, где сидела комиссия.
Волька нехотя встал из-за парты, неуверенным шагом подошёл к столу и вытащил билет № 14 — «Форма и движение Земли».
— Ну что ж,- сказал директор,- докладывай.
— Так,- сказал разомлевший от жары член комиссии и вытер платком вспотевшее лицо.- Так, так, Костыльков. Что же ты можешь рассказать о горизонте?
Старик Хоттабыч, притаившийся за дверьми в коридоре, услышав этот вопрос, что-то беззвучно зашептал.
А Волька вдруг почувствовал, что какая-то неведомая сила против его желания раскрыла ему рот.
— Горизонтом, о высокочтимый мой учитель,- начал он и тут же облился холодным потом,- я осмелюсь назвать, с твоего позволения, ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
— Что такое, Костыльков? — удивился экзаменатор.- Как понимать твои слова насчёт хрустального свода небес и края Земли: в переносном или буквальном смысле?
— В буквальном,- прошептал за дверью старик Хоттабыч.
И Волька, чувствуя, что несёт несусветную чепуху, вслед за этим ответил:
— В буквальном, о учитель!
Он не хотел этого говорить, но слова вылетали сами, помимо его желания.
С экзаменатора мгновенно сошло сонное настроение, а ученики, изнывавшие на партах в ожидании своей очереди, встрепенулись и зажужжали, как шмели.
— В переносном,- подсказал ему Серёжа Кружкин трагическим шёпотом.
Но Волька снова громко и внятно произнёс:
— Конечно, в буквальном.
— Значит, как же? — забеспокоился экзаменатор.- Значит, небо — это твёрдый купол?
— Твёрдый,- отвечал убитым голосом Волька, и крупные слёзы потекли по его щекам.
— И, значит, есть такое место, где Земля кончается?
— Есть такое место,- продолжал против своей воли отвечать наш герой, чувствуя, что ноги у него буквально подкашиваются от ужаса.
— Да-а…- протянул экзаменатор и с любопытством посмотрел на Вольку.- А что ты можешь сказать насчёт формы Земли?
Старик Хоттабыч что-то трудолюбиво забормотал в коридоре.
«Земля имеет форму шара»,- хотел было сказать Волька, но по не зависящим от него обстоятельствам отвечал:
— Земля, о достойнейший из учителей, имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекою — Океаном. Земля покоится на шести слонах, а те, в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Так устроен мир, о учитель!
Старик Хоттабыч в коридоре одобрительно кивнул головой.
Весь класс помирал со смеху.
— Ты, наверно, болен, Воля? — участливо спросил у него директор школы и пощупал его лоб, мокрый от пота.
— Благодарю тебя, о учитель,- отвечал ему Волька, изнемогая от чувства собственного бессилия.- Благодарю тебя. Я, хвала Аллаху, совершенно здоров.
— Придёшь, когда выздоровеешь, Воля,- мягко сказал ему тогда директор и вывел его под руку из класса.- Придёшь, когда выздоровеешь, и я сам проверю твои знания по географии.
По ту сторону дверей Вольку встретил сияющий Хоттабыч. Он был весел, как жаворонок, очень доволен собой.
— Заклинаю тебя, о юный мой повелитель,- сказал он, обращаясь к Вольке,- потряс ли ты своими знаниями учителей своих и товарищей своих?
— Потряс,- ответил, вздохнув, Волька и с ненавистью посмотрел на старика Хоттабыча.
Старик Хоттабыч самодовольно ухмыльнулся.
Домой идти не хотелось. На душе у Вольки было отвратительно, и хитрый старик почувствовал что-то неладное. Добрых три часа он рассказывал своему спасителю, сидя на скамейке на берегу реки, о разных своих похождениях. Потом Волька вспомнил, что мама дала ему деньги на билет в кино. Предполагалось, что он пойдёт в кино сразу после того, как сдаст географию.
— Знаешь что, старик,- сказал Волька, загоревшись,- сходим в кино!
— Твои слова для меня закон, о Волька ибн Алёша,- смиренно отвечал старик.- Но скажи мне, сделай милость, что ты подразумеваешь под этим непонятным для меня словом: «кино»? Не баня ли это? Или, может быть, это так у вас называется рынок, где можно погулять, побеседовать со своими друзьями?
— Каждый ребёнок знает, что такое кино. Кино — это…- Тут Волька неопределённо поводил в воздухе руками и добавил: — Ну, в общем, придём — увидишь.
Около кинотеатра стояла большая очередь в кассу.
Над кассой висел плакат: «Детям до шестнадцати лет вход воспрещён».
— Что с тобой, о красивейший из красавцев? — всполошился Хоттабыч, увидев, что Волька вдруг снова помрачнел.
— А то со мной,- с досадой ответил Волька,- что из-за твоих россказней мы опоздали на дневной сеанс. Теперь пускают уже только с шестнадцати лет. И потом — видишь, какая очередь. Прямо не знаю, что теперь делать… Домой идти не хочется…
— Ты не пойдёшь домой! — заорал на всю площадь старик Хоттабыч.- Не пройдёт и одного мгновения, как нас пропустят в твоё кино, и мы пройдём в него, окружённые вниманием и восхищением.
«Старый хвастунишка!» — выругался про себя Волька, сжав кулаки. И вдруг обнаружил в правом кулаке два билета в восьмом ряду.
— Ну идём,- сказал старик Хоттабыч, которого буквально распирало от счастья.- Идём. Теперь-то они тебя пропустят.
— Ты уверен в этом? — осведомился Волька.
— Так же, как в том, что тебя ожидает великое будущее. Пусть попробуют не пропустить,- сказал он и подвёл Вольку к зеркалу, висевшему около контроля.
Волька обмер. Из зеркала на него глядело уродливое существо: в коротких штанишках, в пионерском галстуке и с бородой апостола на розовом мальчишеском лице.
Торжествующий Хоттабыч поволок Вольку по лестнице на второй этаж, в фойе.
Наш герой, онемевший от тоски, старательно прикрывал руками продолжавшие бурно расти бороду и усы.
Как выглядел в молодости Старик Хоттабыч, актер Николай Волков и как сложилась его судьба
Один из самых ярких и востребованных советских актеров впервые блеснул на советских экранах ролью звездочёта Гуссейна-Гуслия в комедии «Насреддин в Бухаре» 1943 года. Та тот момент Николай Волков уже был популярным артистом Одесского театра русской драмы.
Будущий актер родился в начале прошлого века в дворянской семье.
В актерскую профессию Николая привела революция. Советская власть настежь открыла двери социальных лестниц для выходцев из народа, но закрыла их для большинства представителей привилегированных сословий. Так карьера государственных служащих, которую планировали для сыновей родители, оказалась невозможной. В результате с детства увлекавшиеся театром Николай, его старшие сестра Валентина и брат Евгений избрали для себя лицедейство. От рождения они были Агуровы, для того чтобы братьев не путали Николай взял псевдоним Волков. Под именем Николай Волков артист стал ведущим актером одесского театра, молодой красавец играл в основном романтические роли.
Первые свои заметные роли в кино актер сыграл во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте. Затем актера с семьей перебросили в Кемерово, где Николай Николаевич вместе с супругой актрисой Антониной Гимбуржевской собрали разрозненных эвакуированных актеров и создали театр.
После войны семья вернулась в Одессу. Волков оказался востребован в послевоенном кино, он постоянно находился в разъездах, и супруга покинула театр, посвятив себя семье. Самая известная роль того периода хитроумный и расчетливый английский политик Вильям Питт, в двулогии Михаила Ромма, о героическом пути Федора Федоровича Ушакова: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
Когда измученная страна преодолела послевоенную разруху и вздохнула свободно, появилась потребность в веселых жизнеутверждающих фильмах. Тогда и вышла прекрасная и слегка нравоучительная сказка «Старик Хоттабыч». Во многом, своим очарованием картина обязана исполнителю роли волшебного джина, Николаю Волкову.
Благодаря мощнейшему таланту и дару к перевоплощению, несмотря на успех «Старика Хоттабыча» Волков не превратился в актера одной роли. Напротив, он стал одним из самых востребованных разноплановых актеров.
Многие из сыгранных Николай Волков ролей невозможно забыть. Эти, казалось бы такие разные по характеру и внешне герои, стали явлением для отечественной культуры. Индивидуальность для каждого нового образа создавалась не только гримом, но и пластикой самого артиста.
Конечно, более всего мы помним светлые сказочные, и колоритные комедийные образы:
Но были образы глубокие и трагические:
Выброшенный за ненужностью на обочину жизни старый коммивояжер Вилли Ломен в глубокомысленной картине «Мост перейти нельзя» (1960) по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Умирающий от неизлечимой болезни, но неунывающий художник жизнелюб Фёдор Феодосьевич в социальной драме «Тишина» (1963).
Столь виртуозная игра давалась непросто. Погрузившись в персонажа Волков, неустанно репетировал каждый диалог, каждый жест, доводя до совершенства любую мелочь. В домашних репетициях незаменимым помощником была супруга.
Во время съемок своей последней картины «Они были актёрами» 1981 года, Волков заметил за собой, что перестал удерживать в памяти текст. Великий актер был требователен к себе, и принял тяжелое решение покинуть кино. После выхода на пенсию здоровее актера резко ухудшилось. Он как будто надломился. Николай Николаевич умер в октябре 1985, ему было на тот момент 83 года. Последние лета своей жизни, он прожил в Москве в окружении многочисленной любящей семьи.