дверь подъезда внезапно распахнулась
Дверь подъезда внезапно распахнулась
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Дверь подъезда внезапно распахнулась, и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек, который, если бы Алексей не успел в последний момент посторониться, наверняка налетел бы прямо на него.
Запятая 1 разделяет предложения «Дверь подъезда внезапно распахнулась» и «на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек».
Запятая 2 выделяет придаточную часть «который наверняка налетел бы прямо на него».
Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «если бы Алексей не успел в последний момент посторониться».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Дверь подъезда внезапно распахнулась и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек который если бы Алексей не успел в последний момент посторониться налетел бы прямо на него?
Дверь подъезда внезапно распахнулась и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек который если бы Алексей не успел в последний момент посторониться налетел бы прямо на него.
1)указать знаки препинания
2)указать структуру предложения
3)выписать три словосочетания и указать тип связи
Дверь подъезда внезапно распахнулась, и на улицу выскочил
неопрятного вида крепкий молодой человек, который, если бы Алексей не
успел в последний момент посторониться, налетел бы прямо на него.
1 ], и [2сказ 2подл], (который, (если 3подл 3сказ), сказ.
Из любой художественной литературы выписать односоставные предложения?
Из любой художественной литературы выписать односоставные предложения.
Помогите пожалуйста и указать их вид.
Помогите зайки?
В предложении подчеркнуть определения и дополнения, указать их типы.
Сильный ветер внезапно налетел на деревеньку в шесть домов и нанес хозяйству её жителей значительный урон.
Помогите указать тип связи в словосочетания?
Помогите указать тип связи в словосочетания.
Схема для словосочетания : опушка лесаИ указать вид связи?
Схема для словосочетания : опушка леса
И указать вид связи.
Упр823, расстав?
Указать тип связи : паралл.
Вид связи ; цепной вид связи И какаой тип речи в тексте : повествование, описание, рассуждение.
Помогите выписать из предложения все словосочетания указать виды связи слов?
Помогите выписать из предложения все словосочетания указать виды связи слов.
Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
Помогите пожалуйста?
Выписать из художественной литературы 10 предложений с прямой речью, указать автора и произведение!
Червей мы перемешиваем с глиняным тестом и лепим пироги?
Червей мы перемешиваем с глиняным тестом и лепим пироги.
Выписать словосочетания, указать связь.
Выписать словосочетание и указать способ связи из предложения : на помощь пришли школьники игравшие неподалеку в хоккей?
Выписать словосочетание и указать способ связи из предложения : на помощь пришли школьники игравшие неподалеку в хоккей.
Выписать все словосочетания с предложения указать тип связи?
Выписать все словосочетания с предложения указать тип связи.
Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.
Стоит Алёна, платок зелёный, Тонкий стан, БЕЛЫЙ сарафан. (берёза) Он все время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит БЕЛЫМ Всё, что встретит на пути. (снег).
1) Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снегом) 2)Он тучей чёрной был сначала, Он белым пухом лёг на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег).
Трусость отвлечёные отвага отвлечёные растительность отвлечёные.
Дверь подъезда внезапно распахнулась
Дверь подъезда распахнулась строго,
Не спеша захлопнулась опять…
И стоит у школьного порога
Юркина заплаканная мать.
До дому дойдёт, платок развяжет,
оглядится медленно вокруг.
И куда пойдёт? Кому расскажет?
Юрка отбивается от рук.
…Телогрейка, стеганые бурки,
хлеб не вволю, сахар не всегда —
это всё, что было детством Юрки
в трудные военные года.
Мать приходит за полночь с завода.
Спрятан ключ в углу дровяника.
Юрка лез на камень возле входа,
чтобы дотянуться до замка.
И один в нетопленой квартире
долго молча делал самопал,
на ночь ел картошину в мундире,
не дождавшись мамы, засыпал…
Человека в кожаной тужурке
привела к ним мама как-то раз
и спросила, глядя мимо Юрки:
— Хочешь, дядя будет жить у нас?
По щеке тихонько потрепала,
провела ладонью по плечу
Юрка хлопнул пробкой самопала
и сказал, заплакав:
— Не хочу.
В тот же вечер, возвратясь из загса,
отчим снял калоши не спеша,
посмотрел на Юрку, бросил: — Плакса! —
больно щелкнув по лбу малыша.
То ли сын запомнил эту фразу,
то ли просто так, наперекор,
только слез у мальчика ни разу
даже мать не видела с тех пор.
Но с тех пор всё чаще и суровей,
только отчим спустится с крыльца,
Юрка, сдвинув тоненькие брови,
спрашивал у мамы про отца.
Был убит в боях под Сталинградом
Юркин папа, гвардии солдат.
Юрка слушал маму, стоя рядом,
и просил:
— Поедем в Сталинград.
Так и жили. Мать ушла с работы.
Юрка вдруг заметил у неё
новые сверкающие боты,
розовое тонкое бельё.
Вот она у зеркала большого
примеряет байковый халат.
Юрка глянул. Не сказал ни слова.
Перестал проситься в Сталинград.
Только стал и скрытней, и неслышней.
Отчим злился и кричал на мать.
Так оно и вышло: третий — лишний.
Кто был лишним? Трудно разобрать!
…Годы шли. От корки и до корки
Юрка книги толстые читал,
приносил и тройки, и пятерки,
и о дальних плаваньях мечтал.
Годы шли… И в курточке ребячьей
стало тесно Юркиным плечам.
Вырос и заметил: мама плачет,
уходя на кухню по ночам.
Мама плачет! Ей жилось несладко!
Может, мама помощи ждала.
Первая решительная складка
Юркин лоб в ту ночь пересекла.
Он всю ночь не спал, вертясь на койке.
Утром в классе не пошёл к доске.
И, чтоб не узнала мать о двойке,
вырвал две страницы в дневнике.
…Дверь подъезда распахнулась строго,
не спеша захлопнулась опять…
И стоит у школьного порога
Юркина заплаканная мать.
До дому дойдёт, платок развяжет,
оглядится медленно вокруг.
И куда пойдёт? Кому расскажет?
Юрка отбивается от рук…
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
9 кл. К 10 ноября (д.з.)
Размещено 7.11.16 в рубрике 9 класс
Составить схемы предложений, указав вид придаточных.
1) Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили. 2) Странно, что он не волновался и не радовался. (В.Шукшин) 3) Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. (Е.Майлин) 4) Черная вода озера была настолько тяжела, что, поглощая солнечный свет, не отражала его. (В.Константинов) 5) То, что я собираюсь рассказать, всем послушать будет полезно. 6) Как только я оказалась в людном, освещенном месте, мой страх прошел. 7) Пока не распутается этот узел, покоя мне не найти. 8) Когда этот человек улыбался, он становился привлекательным.
Пунктуация в сложносочиненном предложении
1) Внезапно солнце зашло за облако и панорама залива открывшаяся с высоты стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Засветились огни и слышнее стал говор. (Л.Толстой) 3) Перестрелка стала стихать и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л.Толстой) 4) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги и дверь распахнулась. (А. Адамов) 5) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 6) Облака вокруг были высокие и редкие с ярко-голубой от лунного света кромкой и небо из-за этого казалось в несколько раз выше чем обычно. (В. Пелевин)
Комментарии
2. 1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л.Толстой) 3) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л.Толстой) 4) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась. (А. Адамов) 5) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 6) Облака вокруг были высокие и редкие с ярко-голубой, от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин)
Здравствуйте, Елена Юрьевна. Я хотел спросить насчёт оценок. Они все в журнале стоят? Просто у меня должна быть 4 за изложение и за словарный диктант.
Илюша, спасибо за напоминалку. Сижу ставлю как раз оценки из своих тетрадей.
Здравствуйте, Елена Юрьевна. Можно не списывать предложения из первого номера? Спасибо.
Лучше списать. Но можно и не списывать, но выполнить на листочке, например.
1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л.Толстой) 3) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л.Толстой) 4) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась. (А. Адамов) 5) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 6) Облака вокруг были высокие и редкие, с ярко-голубой от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин)
1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л.Толстой) 3) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л.Толстой) 4) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась. (А. Адамов) 5) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 6) Облака вокруг были высокие и редкие, с ярко-голубой от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин)
Здравствуйте, Елена Юрьевна! У меня стоит двойка по русскому за седьмое число. Дело в том, что меня в этот день в школе не было (я болела с 31ого по 7ое, справка у Светланы Юрьевны). Из-за этой оценки, у меня вышла четвёрка в четверти (единственная). Можете, пожалуйста, посмотреть, за что эта отметка?
Неля, это сбой какой-то произошёл, видимо, поскольку я ставила 5. Исправила. Не переживайте. Извините нас с компьютером за этот глюк 🙂