девичье поле в москве его история
Клинический городок на Девичьем поле: экскурсия с медбратом и писателем
Клинический городок на Девичьем поле – градостроительная находка конца XIX в.: на 18 га разместилось 13 клиник и 12 институтов. Экскурсию для «Города» проводит Алексей Моторов, автор автобиографических книг о медбрате Паровозове, первая из которых вошла в лонг-лист премии «Большая книга». Моторов, работавший медбратом в реанимационном отделении, разбавляет исторические хроники анекдотами из жизни основоположников отечественной медицины и студентов Первого меда, куда сам поступил только с шестого раза.
Сквер, откуда стартует экскурсия, организованная Домом культуры Льва Лурье, и где сегодня компактно размещаются четыре памятника, один из заброшенных подземных командных пунктов управления, старейший общественный туалет Москвы и стадион «Буревестник» – последний клочок Девичьего поля.
Полтора века назад это было место народных гуляний. «Есть даже кинохроника того времени: народ с мрачными лицами ходит туда-сюда и что-то покупает в киосках», – рассказывает Моторов. В 1885 г. городская Дума постановила уступить университету этот участок земли под строительство Клинического городка. Плюс к этому крупнейший факультет Московского университета – медицинский – получил из казны 2 150 000 руб. С условием: клиники должны быть построены в течение 5 лет, количество коек в них должно быть не менее 600, и часть из них должна действовать во время каникул. Колоссальная цифра, если учесть, что на начало века в первых трех российских медучреждениях – Клиническом, Хирургическом и Институте повивального искусства – было 12 коек на всех и обучалось там плюс-минус столько же студентов.
Современный Клинический городок – это город в городе с аллеями, проездами, храмами, пищеблоками, легендами и героями – врачами и меценатами. Цвет московского купечества – Пасхалова, Хлудов, Солодовников, Базанова, Алексеева, Шелапутина, Морозовы – Варвара Алексеевна и Тимофей Саввич – добавили на строительство Клинического городка не меньше, чем было выделено казной. На многих зданиях есть таблички с именем благотворителя, на чьи деньги они построены. Перед многими клиниками – памятники врачам.
В халате и шапочке сидит перед входом в клинику акушерства и гинекологии один из отцов-основателей гинекологии профессор Владимир Снегирев. Розовое здание со светлыми палатами и по тем временам неслыханными удобствами за его спиной появилось на Поле одним из первых. Позже клинику нарастили с двух до пяти этажей. На фоне современных больниц она смотрится, как Грибоедовский загс на фоне районных. Во дворе, где обычно прячутся котельные, прачечные и прочий больничный быт, «аллея жизни» – так в народе прозвали сквозной проезд между улицами Погодинской и Большой Пироговской, по обе стороны которого выстроились медучреждения. Начинается «аллея жизни» с храма Михаила Архангела, где крестили и продолжают крестить новорожденных. Деньги на строительство храма дал тогдашний директор акушерской клиники Макеев. В конце аллеи – церковь Дмитрия Прилуцкого. Там отпевают усопших. В советское время концепцию жизни урезали, ограничив аллею клиникой Снегирева в начале и Патологоанатомическим центром – в конце. Но теперь храмы отреставрированы и действуют.
В палисаднике медико-профилактического факультета Первого меда виден бюст Федора Эрисмана. «История Эрисмана как врача-гигиениста началась с большой работы о проблеме близорукости у школьников. Дальше его потянуло усовершенствовать школьную мебель. Так появилась знаменитая парта Эрисмана – с наклонной крышкой и дыркой для чернильницы», — рассказывает экскурсовод. Эрисман влюбился в первую русскую женщину-врача Надежду Суслову, ради нее бросил невесту – первую женщину-врача Швейцарии, приехал в Россию и выдержал 26 экзаменов на русском языке – с тем чтобы подтвердить свою профпригодность. За бюстом до сих пор растет посаженный Эрисманом дуб. По воспоминаниям экскурсовода, еще двадцать лет назад в городке вместо плитки и садиков за чугунной оградой были трава и сирень: на картине Михаила Врубеля «Сирень» – садик психиатрической клиники им. А. А. Морозова, где содержался художник.
На соседней улице сохранилась голубая Погодинская изба – осколок Погодинской усадьбы, в которой Гоголь впервые читал на публику поэму «Мертвые души», а Лермонтов – отрывок из поэмы «Мцыри». Здесь бывали декабристы, Щепкин, Островский и Толстой. Последний был частным гостем в Клиническом городке, где слушал лекции, навещал Чехова в клинике Остроумова и через специальную калитку в больничном саду ходил на спектакли и концерты, которые устраивали в Морозовской психиатрической клинике.
Клиника венерических болезней, построенная на деньги скряги и богача Гаврилы Гавриловича Солодовникова, известна своим муляжным музеем, где представлены объемные шанкры из воска и прочие физиологические подробности.
У подножия самого нового из памятников – Николаю Склифосовскому – на углу Абрикосового переулка и Большой Пироговской есть схема Клинического городка образца 1897 г. Можно свериться: что было – что стало. А чего на схеме точно нет – это клуба «Каучук» работы Мельникова, дома, где жил Булгаков, зданий из красного кирпича, где размещались казенные винные склады, бывших женских курсов и других, которые напрямую не относятся к Клиническому городку, но являются частью его истории.
Памятник основоположнику военно-полевой хирургии Николаю Пирогову с помощью выпускников-медиков раз в год обзаводится шапочкой, халатом, а вместо давно пропавшего пуговчатого зонда дипломированные специалисты вкладывают в руку хирургу стакан. Но прочие народные гулянья на Девичьем поле были упразднены по просьбе самих медиков еще в 1911 г. – во избежание шума и антисанитарии.
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Районы-кварталы: Плющиха и Девичье поле
Изначально мы собирались сделать очередную публикацию в нашу постоянную рубрику Районы-кварталы про Хамовники. Остоженку и Пречистенку, которые формально входят в этот район мы отбросили сразу, про них можно писать книгами, в процессе планирования и отмечания достопримечательностей жилой части этого района за Садовым кольцом поняли, что Хамовники — это тоже слишком много, поэтому решили взять район Плющихи и Пироговских улиц, и уже в процессе съемок поняли, что и это уже целый мир, поэтому осталась только Плющиха и знаменитое Девичье поле, по которым мы (также кратко) и прогуляемся.
Почему Плющиха, где те самые три тополя, с чего вдруг Девичье поле, самые старый общественный туалет Москвы и многое другое —>
Плющиха — это целый мир. Удивительная улица. С одной стороны такая простая и жилая, а с другой, как и Арбат, наполненная живыми историями, прекрасной архитектурой
От Смоленской площади Арбат уходит дальше в центр, а Плющиха изгибаясь подобно Арбату, наоборот, вглубь московского полуострова, окаймленного Москвой-рекой. Идет она в сторону Девичьего поля, еще до середины 19века жизнь здесь была практически деревенская, загородная. Писательница Л. А. Авилова, жившая на Плющихе в конце 19 в пишет: «Жили мы на Плющихе, очень широкой и тихой улице, по которой рано утром и вечером пастух собирал и гнал стадо на Девичье поле… Пастух играл на рожке и хлопал кнутом так, что этот звук был похож на выстрел. Коровы мычали, ворота хлопали…».
В самом начале Плющихи сразу за гостиницей «Золотое кольцо», коробкой 1970-х стоит неприметный особнячок.
Сейчас здесь располагается управление ГИБДД, и дом перестроен до неузнаваемости, а еще в 1837 году его сняла семья Толстых с девятилетним Львом Толстым, который описал впечатления от житься в этом доме в повести «Детство». В этом доме Николенька «…подбегал к окну, приставлял ладони к вискам и стеклу и с нетерпеливым любопытством смотрел на улицу…».
Правда, уже летом 1838 года скончался глава семейства — граф Николай Иванович Толстой, и семье пришлось переехать в более скромное жилище.
Так до выглядел уже в начале 20 века, когда здесь располагалась частная женская гимназия Н.В.Мартыновой
Район по правой стороне улицы сейчас был радикально перестроен в «брежневское» время, да и рельеф был сильно выровнен
А еще в начале 20 столетия эти места назывались Мухиной горой и выглядела малопрезентабельно:
К счастью, в первое десятилетие 20 века этот совершенно неказистый, непрезетабельный и никому не интересный тогда район отфотографировал член Императорского Московского Археологического общества Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе. Ну в самом деле, кому сейчас придет в голову подробно снимать типовые спальные районы?! Тогда и эта съемка никому не была нужна, а сегодня благодаря этим фотографиям мы можем окунуться в старую Москву, которой уже давно нет.
Эти хитропереплетеные и ныне семь Ростовских переулков (некогда в этих местах была резиденция ростовского архиерея).
Каким-то чудом среди советских домов уцелел один-единственный деревянный дом старой застройки:
Сейчас здесь офис, а с 1903 по 1958 гг. здесь жил и работал художник Василий Бакшеев.
В.Н. Бакшеев «Московский дворик». Явно писалось с натуры в этом районе.
Не избежал Василий Бакшеев и своевременной тематики, написав полотна «Восстание в тылу у белой флотилии», «Ленин в Разливе» и «Ленин и Крупская в селе Кашино».
Оглянемся назад по Плющихе.
Еще на самой Плющихе стоит старый деревянный дом, слева в застройке нет еще ведомственной кремлевской поликлиники, а на заднем плане строится гостиница Белград-2.
На заднем плане гостиницы Белград и Золотое кольцо, бывшие Белград-1 и Белград-2 (реконструирована, надстроена и переименована в 1990-х)
Направо в сторону Садового кольца от Плющихи отходит Ружейный переулок. Здесь проявляется та же арбатская традиция называть переулки по ремесленным слободам. В этих местах некогда располагалась слобода ружейников.
Два корпуса «цэковского» дома 4 по Ружейному разрывает удивительной красоты дореволюционная постройка — доходный дом Исакова, 1914 г. в псевдорусском стиле. Местные называют постройку не иначе как «кошкин дом» и большинство из них почему-то уверены, что раз уж дом так изящно выглядит, то до революции в нем ничего другого, кроме «дома терпимости» располагаться не могло, хотя никаких подтверждений этим слухам не имеется.
Благодаря все тому же Готье-Дюфайе мы можем посмотреть на то, как выглядел переулок примерно с этого места до революции:
Если отойти чуть в сторону, то в Земледельческом переулке можно увидеть Дом офицеров, в котором располагается также и репетиционная база Ансамбля им. А.В.Александрова
Еще в начале 2000-х к зданию примыкала огромная автобаза Министерства Обороны, а теперь слева от здания огромный новодел, который еще только-только сдается. Автобаза возникла здесь также не на пустом месте.
Посмотрим на мемориальную доску на доме офицеров:
Ленин выступал здесь перед выпускниками кавалерийской школы, которая занимала это здание вплоть до самого расформирования кавалерии уже в советское время, а вместо появившейся здесь автобазы огромную территорию занимал манеж для тренировок и конюшни, так легко переделанные в гаражи.
В 6-м Ростовском переулке, отходящем от Плющихи в сторону набережной сохранился и, видимо, доживает последние свои годы уникальный дом:
Ныне расселенный и официально заброшенный домишко совершенно голландско-немецкого вида — это экспериментальная постройка недорогого кооперативного жилья времен НЭПа. Эксперимент сначала не пошел дальше одного дома, а потом и НЭП прекратился, так и оставив в этом районе лишь одну подобную постройку по европейским лекалам.
Здесь же на месте гаражей напротив снимался знаменитый фильм про Плющиху. На месте этих гаражей для съемок сделали бутафорское кафе «Три тополя».
Так 6-й Ростовский переулок выглядел в фильме в 1967 г. (раскрашенный кадр):
Самое интересное, где-то в этих же местах еще в 19 веке располагался трактир «Плющиха», по которому и была названа улица. А вот почему сам трактир так назывался уже история умалчивает, то ли владел им некий Плющев, то ли фирменное блюдо там делали из плющеного гороха.
Героиня Дорониной из деревни приезжает в город на Плющиху в «Дом Архитектор» на Ростовской набережной
Что интересно, фильм «Три тополя на Плющихе» снимался по повести Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» (там тоже было кафе), но в 1960-х Шаболовка начала прочно ассоциироваться с телевидением и место действия перенесли в другой спокойный московский район.
Дом Архитектор начали имеет свою интересную историю. Его начали строить еще в 1930-х по проекту самого архитектора Щусева.
В связи со строительством снесли Храм Благовещения, хотя Щусев хотел его сохранить в полукруглом дворе дома
Изначально проект был более чем амбициозный и предусматривал не только шикарную отделку здания, но и преобразование ландшафта вокруг него со ступенями к воде, набережной и причалом:
Но сначала война, потом нехватка средств, а затем и вовсе Никита Хрущев сделал доклад об «архитектурных излишествах» и недопустимости перерасхода на них «народных средств». В результате уже в процессе строительства дому не стали делать дорогую отделку, а крылья так и вообще остались голыми кирпичными:
Такие дома архитекторы называли «обдирными». Шикарные сталинские проекты, которые по легкому мановению руки Хрущева уже в процессе строительства теряли отделку и оставались величественными коробками без прикрас.
Мухина гора так и не была переделана, здесь и сейчас просто ровный холм, с которого несмотря на небольшую высоту открываются поистине одни из лучших видов Москвы.
А мы вернемся обратно в переулки Плющихи
Здание в Земледельческом, 7 принадлежит ныне Академии художеств.
Здесь успел пожить и поработать Илья Репин.
Причем именно здесь он работал над такими картинами как «Отказ от исповеди» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
По улице Бурденко стоит еще более удивительный дом:
В 1818 году его построил чиновник Г.А.Палибин. Дом полностью деревянный, но с претензией, резной «лепниной и даже полукруглым окном мезонина (см. нашу публикацию про строительные традиции Москвы «Дешево, но богато»).
До революции это был Долгий переулок и, опять же благодаря неутомимому Готье-Дюфайе мы можем видеть, как выглядела ординарная застройка этих мест начала 20 века (дом Палибина слева):
Здесь же в с Плющихи можно увидеть Храм Воздвижения Честного Животворящего Креста в Тружениковом переулке, возведенный еще в начале 18 века, но полностью утративший купола и колокольню в советское время (восстановлены в 1990-х).
В этой отдаленной от центра церкви 25 мая 1901 г. венчались Антон Чехов и Ольга Книппер. Об этом непубличном венчании интересно вспоминает Станиславский:
Однажды Антон Павлович попросил А. Л. Вишневского устроить званый обед и просил пригласить туда своих родственников и почему-то также и родственников О. Л. Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и наконец получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь венчаться, а из церкви поедет прямо на вокзал и в Самару, на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли бы помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума. Свадебная помпа так мало отвечала вкусу Антона Павловича
Если пройти по Плющихе дальше, то можно увидеть дом 17 по 1-му Труженикову переулку, один из последних цэковских домов, который строился уже при Ельцине, и куда тот заселил многих людей из своего аппарата, включая, например, Чубайса.
А на переднем плане, сильно перестроенный особняк занимает недешевый ресторан.
На участке, примыкающем к ресторану сохранился ныне заколоченный изящный дом:
Этот особняк в романтических традициях Средневековья для себя заказал известный врач-гинеколог В.Ф.Снегирев, проживший в доме с 1895 по 1916 гг.
Одним из самых смелых и примечательных зданий Плющихи, конечно, является дом культуры завода «Каучук», построенный к десятилетней годовщине октябрьской революции.
Здание построено в виде барабана с лестинцами сразу на второй этаж. Проект архитектора Константина Мельникова (см. нашу подробную публикацию про его собственный дом снаружи и внутри)
Углубимся в небольшой треугольный парк Девичьего поля. Это все что осталось от обширного поля, бывшего здесь еще в начале 20 века. По разным версиям название происходит то ли от того, что оно тянулось до Новодевичьего монастыря, то ли от того, что во времена татаро-монгольского ига здесь собирали девушек и угоняли в данью в Орду.
В конце 19 и начале 20 вв. поле было традиционным местом для народных массовых гуляний, например, на Масляницу.
Слева на обеих фото выше можно видеть Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле постройки 1890-х, также обезглавленный в советское время и восстановленный в 1990-х
От этого храма, где часто крестили младенцев, рождавшихся в находящемся рядом роддоме (ныне институт акушерства и гинекологии) по территории больничного городка идет аллея и упирается в морг. Еще до революции эту аллею от роддома и храма до морга прозвали аллеей жизни и, что самое интересное, среди медиков это название употребляется до сих пор.
Продолжаем гулять по Девичьему полю.
Как наследие дореволюционных гуляний в сквере до сих пор сохранился и функционирует общественный туалет в отдельном изящном павильоне:
Этот небольшой павильон по праву можно назвать самым старым отдельно стоящим общественным туалетом Москвы
Внутри, конечно же, все уже не раз переделали, а снаружи здание все то же
Нельзя не отметить и примечательное здание на другой стороне Большой Пироговской:
Это городской дом начальных училищ по Большой Царицынской (ныне Большая Пироговская)
По моде начала 20 века дом построен в псеводрусском стиле с теремными завершениями крыш и панно с Георгием Победоносцем (про замечательные изображения Георгия Победоносца мы также делали отдельную публикацию)
На стрелке парка, там где от Большой Пироговской отходит улица Льва Толстого с домом-музеем писателя стоит памятник
Что интересно, памятник этот установили в 1972 г. вместо другого памятника Толстому:
Этот странный по виду памятник был изготовлен скульптором Меркуровым еще до революции, но московские власти посчитали его уродливым и отказались устанавливать. А в первые советские годы благодаря Плану монументальной пропаганды о нем вспомнили, как писателя близкого к народу решили увековечить. Что интересно, этот памятник после замены не пропал, а был перенесен на Пречистенку, во двор еще одного музея Льва Толстого.
По иронии истории, весь проезд Девичьего поля (на местном канцелярском языке ПэДэПэ) занимают военные — Общевойсковая военная академия, различные ее управления и общежития для офицеров с семьями.
Куб на углу здания сейчас смотрится куцым обрубком, а когда здание завершили к 1937 г. Выглядело все совсем иначе:
На кубе стоял деревянный макет какого-то несущетсвующего монстра-танка. Чистая фантазия архитектора Руднева. Однако во время войны здание маскировали от бомбежек, и танк, сильно выдававший военное назначение здания, для конспирации спешно демонтировали, а после войны так и не восстановили.
В 2000-х была про танк вспомнили и решили как-то компенсировать утрату, установив на кубе настоящую боевую машину пехоты, которая никак не вязалась с пропорциями здания и, более того, сильно усилила нагрузку, на и без того прохудившуюся крышу, почему и была через несколько лет демонтирована.
До сих пор куб украшает цитата, при первом прочтении которой возникает стойкое ощущение опечатки.
Опечатки однако нет. Это цитата из живой речи Сталина, соответственно, в оригинале после “своей земли” шла длинная пауза, здесь же стоит еле заметная крохотная запятая.
Долгое на фасаде был указан и автор высказывания. Но после развенчания «культа личности Сталина» в 1956 году сначала замазали надпись полностью, но в брежневские времена текст вернули, но фамилию автора так и оставили замазанной (говорят, еще в 1970-х она периодически проступала).
Напротив главного входа стоит бюст Фрунзе и фонтан, одновременно служащий вытяжкой для многочисленных подземных сооружений под академией.
Центральный вход. Сейчас просто Общевойскова Академия, раньше была им. Фрунзе, основавшего академию Рабоче-крестьянской красной армии.
Мемориальные доски по фасаду распределились неравномерно.
С одной стороны Фрунзе и Чапаев, но они в этом здании 1930-х не бывали, а имели отношение к академии, когда она еще только была основана и располагалась в одном из особняков на Пречистенке
А с другой стороны идут доски военноначальников, уже непосредственно работавших в этом здании:
После войны к зданию военной академии была пристроено круглое здание общежития — «шайба» на местном жаргоне.
В начале 2000-х гг военная академия решила применить инновацию в области экономии краски и до сих пор здание стоит в таком виде:
Часть, видная с проезда Девичьего поля окрашена и надраена, а часть с улицы Бурденко стоит десятилетиями нетронутой. Если идти по Новоконюшенному переулку можно увидеть тонкую грань на барабане, где окрашенная часть переходит в неокрашенную.
Ну, а дальше мы бы хотели рассказать про Девичье поле и Большую Пироговку, про обдирные дома на Фрунзенской и прекрасные кварталы вокруг Красной розы, но это тянет еще на несколько публикаций.
Самые внимательные на многих фото могли заметить одну и ту же белоснежную машину.
Отдельную благодарность приносим компании Lexus за предоставленный шикарный автомобиль Lexus GS 350. Подробный тест-драйв этого автомобиля с интересными местами Москвы можно посмотреть в личном блоге редактора.