Дабл трек что это
Дабл трек в электронной музыке
Дабл трек – это эффект, который очень часто используют звукоинженеры при записи вокала, гитар и других инструментов. Он очень популярен среди рок музыкантов. Однако это не означает, что дабл трек нельзя использовать в электронной музыке (trance, techno, house, chill out, dubstep и др.).
Что же такое дабл трек?
Дабл трек – это дублирование одной и той же партии дважды.
Смысл этого эффекта состоит в следующем.
Одна и та же партия (лид, пэд, соло и др.) направляется на разные каналы микшера. Сигнал, направленный на первый канал панорамируется влево, а сигнал, направленный на второй – вправо. Кроме того, на втором канале устанавливается задержка сигнала до 30 мс. За счёт этого звук становиться намного богаче и шире.
Однако, это все слова.
Наверняка Вам было бы интересно сравнить сигнал до использования эффекта «дабл трек» и после.
Пример использования дабл трека
Для создания эффекта «double track» я воспользуюсь плагином Waves Super Tap 2-Taps Mono. Этот плагин создает эффект дилэй. Однако я буду использовать лишь одну линию задержки, для того чтобы сдвинуть вторую копию исходного сигнала во времени.
Открою программу FL Studio и напишу не сложную партию лида. Направлю сигнал на Insert 1 и повешу плагин Voxengo MSED, для того чтобы сделать сигнал полностью в моно.
Далее настрою Voxengo MSED следующим образом:
— добавлю немного моно составляющей для компенсации в потере стерео (Mid = 2 db).
Все эти операции я проделал для того чтобы в полной мере Вы могли ощутить разницу в звучании.
Теперь направлю выход с Insert 1 на Insert 11 и Insert 12. Панорамирую Insert 11 влево, а Insert 12 – вправо.
Вешаю на Insert 12 плагин Waves Super Tap 2-Taps и настраиваю его вот так:
— выключаю сухой сигнал Direct;
— включаю одну линию задержки;
— устанавливаю время задержки 16 мс.
Таким образом, сигнал, который панорамирован вправо будет отставать от сигнала панорамированного влево на 16 мс. Это и создаст нужный эффект от применения дабл трека.
Давайте послушаем результат.
До применения эффекта «double track»
После применения эффекта «double track»
Можно отметить, что партия лида звучит намного шире.
Этот простой примём использования дабл трека можно применять для расширения стерео лидов, пэдов, различных атмосферных звуков, эффектов и других инструментов.
Можете сами поэкспериментировать на эту тему.
Я использовал в примере плагин от компании Waves.
Однако для создания эффекта «double track» можно использовать любой удобный для вас инструмент (как встроенный, так и установленный отдельно).
Применяйте этот эффект в своем творчестве и Ваши треки могут зазвучать совершенно по-другому.
Пол Уайт. Вокальный дабл-трек
Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2009 года
Я думаю, что дабл-треки были придуманы в тот же день, когда изобрели многодорожечный магнитофон! Если певец исполнит одну и ту же партию дважды, то одновременное воспроизведение обоих треков может дать волшебное и богатое утолщение звука. Однако, этот метод очень зависит от способности певца один в один пропеть дублирующую партию – с такими же высотными, артикуляционными и прочими нюансами. Некоторые исполнители способны на это каждый раз, другие – не могут и двух раз одинаково пропеть одну и ту же фразу, что приводит не к утолщению, а к мешанине.
Реальный дабл-трек
Есть много способов сымитировать двойной вокальный проход, и немного позже мы поговорим о них, но пока что давайте рассмотрим некоторые уловки, которые можно использовать для улучшения настоящей двухдорожечной вокальной записи.
1) Если Вы хотите, чтобы дублирующая партия звучала максимально близко к основной, то попытайтесь записать дабл сразу же после базового трека. У певца будет ещё «свежо» впечатление от первого прохода, и он сможет воссоздать в дабл-треке такое же чувство. Тем более, у Вас будет одинаковое положение микрофона, одинаковое окружение и всё остальное. Конечно, скорее всего будут некоторые отклонения, но комбинированный результат должен звучать чётко и плотно.
2) Предположим, что Вы делали исходную запись, не задумываясь создании дабл-трека. Но позже у Вас возникла потребность в нём. Будет неплохо, если вдруг сохранился удачный дубль (тейк). Большинство песен имеет повторяющиеся секции, и если чувство трека в течение песни изменяется не слишком сильно, то Вы можете скопировать эти места из дубля и подложить их под соответствующие секции (либо скопировать всю секцию целиком вместе с дублем и вставить в нужных местах). Тем не менее, будьте внимательны, поскольку использование одинаковых дабл-треков по всей песне может привести к слишком однообразному звучанию.
3) Если возникают проблемы с интонированием, Вы можете использовать программное обеспечение для исправления высотных огрехов – такое, как Auto-Tune или Melodyne. Но не стоит слишком радикально подходить к обработке: легко сгладить все естественные маленькие различия в высоте, которые и дают нам богатый звук!
4) Если певец поёт точно в ноты, то у Вас может проявиться аналогичная проблема – особенно на длинных нотах, когда две партии будут сливаться в одну без какого-либо положительного эффекта. Есть неплохая уловка, могущая заставить такого идеального вокалиста спеть немного в «сторону»: пропустите тот микс, который поступает в его наушники, через питч-шифтер и оттранспонируйте его на несколько центов. Благодаря этому, певец споёт новую партию чуть-чуть выше или ниже оригинала. С другой стороны, ничто не мешает подвергнуть подобной обработке и уже записанные треки.
5) Если окончания слов приходятся на твёрдые согласные звуки (такие, как Т или Д), то комбинированный результат может звучать очень грязно, если певец заканчивает их не синхронно с основной партией. Для начала, Вы можете попросить, чтобы вокалист смягчал окончания слов при записи второго прохода. Благодаря этому отчётливыми останутся только лишь твёрдые окончания базовой партии.
В более тяжёлых случаях Вы можете использовать средства, которые сейчас имеются в практически любой DAW. При их помощи можно легко порезать дублирующую партию на отдельные слова и фразы, и потом визуально выстроить их в одну линию с соответствующими местами основного трека. Если некоторые слова в дублирующем треке заканчиваются позже, то для их укорочения Вы можете использовать фейды или автоматизацию уровня. Но, если же индивидуальные слоги являются слишком длинными или короткими, то, вероятно, Вам придётся порезать слова на отдельные слоги и использовать тайм-шифтинг, чтобы подогнать их под базовый трек. Такая функциональность доступна сейчас в любой современной DAW. Например, в Cubase 5 не понадобится даже резать файл: при помощи такой функции, как VariAudio, Вы можете откорректировать нужные участки прямо внутри целого файла. Тем не менее, если Вам приходится тратить много времени на такую работу, используйте специализированное программное обеспечение – такое, как Synchro Arts Vocalign (недавно вышла и VST-версия).
Искусственный дабл-трек
В процессе развития технологии было сделано множество попыток найти такую обработку, которую можно применить к единственной вокальной партии, и заставить её звучать так, как будто имеется настоящий дабл-трек. Некоторые из этих попыток оказались довольно успешными, другие же потерпели неудачу на техническом уровне, но зато стали отдельными самоценными эффектами.
1) Первая, и самая очевидная технология носит название ADT (automatic double-tracking). Использовался магнитофон, при записи на который одновременно включался и мониторинг записанного сигнала (то есть, воспроизводящая головка сразу же считывала записанный звук). Это создавало короткую «slap-back»-задержку. Именно эта технология даёт эффект, знакомый нам по бесчисленным ранним рок-н-ролльным записям, и который также мастерски эксплуатировался такими артистами, как Джон Леннон.
Вы легко можете получить подобный эффект и при помощи современных технологий. Просто добавьте цифровую задержку примерно с таким же уровнем, с каким звучит оригинальная партия, выставьте время задержки 80 – 120 мс и установите обратную связь на минимум (чтобы был только один повтор).
4) Теперь у нас есть такие плагины, как Antares Duo, который пытается максимально близко приблизится к эффекту настоящего дабл-трека. Он достигает этого, внося маленькие случайные изменения в высотные и временные характеристики копии оригинального сигнала. Другие плагины могут создавать не только вторую вокальную линию, но и несколько дополнительных партий. Кроме того, они позволяют смещать форманты голоса, чтобы создать различный характер для каждой из дополнительных партий.
При помощи PSP Audioware Lexicon PSP42 Вы можете создать очень короткие, яркие модулированные задержки, дающие богатый и насыщенный эффект, подобный «настоящему» ADT.
Попытайтесь объединить вышеописанные способы, чтобы найти свой собственный рецепт получения искусственных дабл-треков. Вот, для начала, некоторые стратегии:
Во-первых, скопируйте вокал на другой трек, задержите его на 80 мс (или около того) и довольно радикально обработайте каким-нибудь автотюном (чтобы очень близко подтянуть к нотам, но не до такой степени, когда возникает «роботизированный» эффект). Даже если оригинальная партия была очень хорошо спета, должны проявиться достаточные высотные различия, дающие положительный слышимый эффект. Если зайти с автотюном слишком далеко, в вокале может возникнуть «фейзероподобное» звучание. В таком случае, используйте более медленное время срабатывания. Тем не менее, стоит отметить, что хотя этот «фейзероподобный» эффект обычно нежелателен, он имеет свою самостоятельную ценность и может дать прекрасные результаты при обработке такого инструмента, как гитара.
Antares Duo создаёт из одного источника две немного различающиеся партии. Он слегка изменяет высоту, тайминг и некоторые другие факторы. Хотя результат и не совсем такой, как при использовании настоящего дабл-трека, он тоже может добавить приятную толщину к вокальной партии.
В дополнение к этому можно использовать программное обеспечение, позволяющее изменять глубину вибрато, присутствующего в исполнении (не изменяя номинальную высоту нот). Некоторые DAW (как Cubase 5), имеют такую встроенную функциональность. Если Вы используете программу, не имеющую таких возможностей, применяйте продукты от сторонних производителей (как Melodyne). Уменьшая или увеличивая вибрато в дублирующей партии (которая, в идеале, должна быть всё-таки немного задержана), Вы можете получить вариации, создающие желаемый эффект.
Итоги
Дабл-трек может добавить приятную толщину к вокалу, и хотя ничто не звучит настолько убедительно, как реальная вещь, у каждого «искусственного» подхода есть свой собственный характер, который может удовлетворить Вашей песне. Даже если Вы отвергаете искусственный дабл-трек на своём лид-вокале, Вы можете использовать его для утолщения бэков. Стоит не забывать, что подобная обработка, как правило, заставляет вокал немного отдаляться от слушателя. Таким образом, следует «поиграть» с эквализацией и уровнями, чтобы получить сбалансировано звучащий микс. Если Вы считаете, что Ваш певец способен на такую работу, то, в первую очередь, попробуйте записать дабл-трек живьём. В конце концов, ничто не мешает скомпоновать из множества разных дублей самую лучшую версию. А дальше Вам все карты в руки…
Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2009 года
Дабл-трек. Реализация
Что такое дабл-трек и способы его реализации для вокала, гитар или других инструментов
Гитаристы и люди, имеющие опыт записи вокала для более-менее серьёзных проектов, скорее всего уже знают что такое дабл-трек, а для всех остальных сейчас расскажу о его принципе, а также как и почему стоит использовать дабл-треки при записи музыки. Ok, начнём.
Что такое дабл-трек?
Дабл-трек это очень старый приём, позволяющий при записи одного инструмента добиваться более плотного и насыщенного его звучания, а при определённых условиях может также служить и интересным художественным эффектом.
Принцип этого приёма заключён в самом его названии — double track в переводе с английского означает дублирование трека (ну или двойной трек). То есть получается, что в миксе у нас оказывается не одна, а 2 одинаковых партии одного и того же инструмента.
Кстати, совсем необязательно ограничиваться только двумя копиями, в современной музыке не редкость и 3-4 и больше дублей. Всё зависит от задачи и пределом здесь может быть разве что фантазия продюсера
Как реализуется дабл-трек на практике?
Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём. Итак,
Реальный дабл-трек
Допустим, нам понадобилось ввести в трек партию гитары. Хорошо, наши действия следующие:
Готовим цепь предварительных эффектов если они нужны (для дабл-трека они не имеют значения) и записываем отрепетированную партию на отдельный канал секвенсера. Далее дублируем канал, удаляем из него существующий аудиоклип (ну или просто пишем вместо него) и записываем ещё одну копию нашей партии, стараясь максимально точно её повторить. Разводим каналы по панораме в противоположную сторону, слушаем что получилось и, при необходимости, записываем дополнительные дубли.
Вот и всё. Гитара здесь просто пример. Таким же образом делается дабл-трек и для вокала, и для любого инструмента. Не важно, записывается аудио или midi-дорожки. С искусственным дабл-треком процесс выглядит немного иначе.
Искусственный дабл-трек:
Главное отличие искусственного дабл-трека от реального состоит в том, что для его реализации используется только одна партия. А дальше — кому что ближе: кто-то копирует дорожку нужное количество раз и изменяет звук с помощью вопринга и аналогичных техник, различных настроек эффектов или вручную двигает их по таймлайну на небольшое количество миллисекунд; кто-то использует плагины (например, doubler из пакета Waves); кто-то «по старинке» использует задержку с помощью дилея (для этого в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется задержка от 80 до 120 мс).
Но, блин, приятель. Я всё таки рекомендую тщательнее репетировать и пользоваться реальным дабл-треком. Разница между этими способами колоссальна, причём не в пользу искусственного, конечно.
Разве что можно дать несколько полезных советов:
Какие преимущества даёт дабл-трек и на каких инструментах его использовать
Как уже было сказано выше, дабл-трек может в корне изменить звучание и настроение трека: микс уплотняется, а звучание становится более оживлённым. На каких инструментах использовать этот приём — решать тебе. Есть устоявшаяся практика использовать дабл-треки вокала и гитар, но настоятельно рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами. Так, я, например, очень часто применяю дабл-треки для перкуссии.
Двойная дорожка (double track)
В 1970-е годы в грамзаписи, на телевидение и радио началось активное внедрение многодорожечной записи. Среди различных экспериментов со звуком появился приём (вокальный и инструментальный), получивший название double track (двойная дорожка).
Суть эффекта double track
Суть этого эффекта в том, что запись проводилась путём последовательного наложения (двойного, а иногда тройного и более) музыкального материала на фонограмму. То есть исполнитель записывал дважды и более одну и ту же партию. В результате записанный дабл-треком материал приобретал тембральную плотность, звучал объёмно и довольно энергично. А если эти треки распределялись ещё и по панораме (слева и справа), то пространство фонограммы поглощалось полностью, иногда даже не оставляя место остальным тембрам.
Для чего нужен double track
Как мы уже сказали, материал, записанный «двойным наложением» позволяет добиваться плотности звучания, придавать объём и добавлять ощущение энергичности трека. Кроме этого этот приём будет полезен если аранжировка очень насыщена и, например, вокал просто задыхается в ней из-за отсутствия той самой тембральной плотности. Double track в таком случае просто необходим, чтобы вокал не утонул в песни. Однако, здесь есть свои тонкости.
Исполнительские проблемы при записи double track
Применение double track не создаст проблем при сведении, если вокалист исполнит свой материал точно совпадая по интонации и темпоритмике, также это касается и согласных звуков, эмоционального состояния и т. п. Что касается инструменталиста, например, гитариста, то обе партии также должны быть исполнены ритмически точно и максимально одинаково. Но как вы понимаете точное копирование удается далеко не каждому. А если этого не происходит, то получается просто два трека вокальных или инструментальных, которые не создадут нужного эффекта, а лишь будут негативно влиять на баланс или вообще искажать партию и даже всю композицию.
Простое решение исполнительских проблем при записи double track
Чтобы не записывать один и то же материал несколько раз на помощь пришла техника. Оказалось, что double track можно легко реализовать, да ещё и без всяких вышеперечисленных проблем, если просто продублировать записанный сигнал с небольшой задержкой (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).
Как реализовать эффект double track на практике
Сегодня реализовать этот эффект не составит проблем, не нужно даже применять никаких обработок и плагинов. Достаточно просто взять один записанный трек, продублировать его, а затем сдвинуть копию относительно первого трека немного вправо (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).
Более сложный вариант выглядит так. Покажем на примере Cubase.
Берём исходный трек (желательно записанный в моно, иначе эффект от применения double track будет незначителен)
Чтобы сделать сигнал полностью в моно (если вдруг понадобится) можно использовать плагин: Voxengo MSED ( скачать плагин можно здесь )
Нужно параметр Side отключить (убрать стерео составляющую).
Далее создаём, два FX канала. Направляем звук сигнала (одного трека) на оба этих канала.
Затем разводим по панораме. FX 1 полностью влево, FX 2 полностью вправо. Затем в FX 1 в Insert ставим любой штатный дилэй. Например, Mono Delay.
Открываем плагин Mono Delay. Регулируем настройки (главный параметр это задержка где-то от 7 до 30 миллисекунд (регулируем на слух), микс на 100, feedback по желанию, можно и установить на 0):
Но всё-таки (на мой взгляд) живое исполнение партии двойным (и более) наложением, особенно в треках, где подразумеваются акустические музыкальные инструменты, намного лучше и естественнее, чем искусственный double track вышеперечисленными способами.
Несколько нюансов по сведению гитар при double track
Когда у вас имеется два трека (акустической или электрогитары), то первым что может захотеться сделать для придания объёма звучанию это распределить треки по панораме. Действительно будет звучать лучше, чем моно. Но если распределить один трек в крайнее левое, а другой в крайнее правое положение могут возникнуть фазовые проблемы, которые на слух распознать очень трудно. Поэтому, чтобы этих проблем не возникло, используйте прибор под названием коррелометр (измеритель степени моносовместимости сигнала). Почему это важно? Дело в том, что при воспроизведении в стерео никаких изменений в звучание не будет, но вот когда этот трек (имеющий фазовые проблемы) будет воспроизводиться в моно часть спектра гитары может просто исчезнуть. (можете прочитать в этой статье « где сегодня используется моно «)
Как пользоваться коррелометром?
Такая же история и при распределении овердрайв гитар, записанных двойным double track. То есть четыре трека. Два из них распределяют в одной точке панорамы справа, а два слева (в этой же точке панорамы, что и справа — 50 и 50, 75 и 75 и т. п.).
Коррелометром таким способом можно применять, не только к double track гитар, но и к другим музыкальным инструментам, вокалу.
Применение double track
Сегодня этот эффект довольно популярен, особенно при записи гитар и вокала. А среди жанров музыки часто используется в рок музыки, где необходима плотность, мощь и напор. Хотя это не означает, что double track нельзя использовать в других жанрах. Главное, чтобы это было драматургически оправдано в миксе.
Также применение double track позволит сделать богаче любой необходимый в миксе тембр, будь то пэды, лиды, атмосферные звуки, эффекты и т. д.
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
FAQ по записи гитары: зачем нужен дабл-трекинг?
Сегодня поговорим о плюсах и минусах подхода с дабл-трекингом гитары и расскажем, как лучше записывать гитару таким способом.
При записи и сведении групп, в которых есть гитаристы, одна из самых сложных задач – добиться того, чтобы треки звучали так же плотно, мощно и громко, как и вживую. Для достижения этой цели звукорежиссеры используют различные техники, и на сегодняшний день дабл-трекинг является одной из ключевых из них.
Этот термин не требует пояснений, поскольку в целом он относится к практике записи одного и того же инструмента дважды или более раз на отдельные дорожки, а затем панорамирования этих дорожек влево и вправо в миксе. Идея заключается в том, чтобы заставить гитары звучать объемнее и плотнее, а также добавить ширины миксу.
Установка двух микрофонов на разные динамики и их одновременная запись – это не даблтрекинг. Если дублирование делается эффектом, то вы просто используете в два раза больше места на жестком диске, чем вам нужно. Эффект двойного трекинга работает только из-за несоответствий во времени и настройке, которые неизбежно возникают между двумя отдельными дублями. Мы гарантируем, что в первый раз, когда вы попробуете это сделать и широко раскинете в миксе свои любимые пауэркорды, вы будете впечатлены. То есть незаметное несовершенство вашей игры и разница двух дублей играет в данном случае вам на руку!
Когда это стоит делать
Проблема с дабл-трекингом заключается в том, что он может звучать настолько хорошо, что у вас может возникнуть желание сделать двойной трекинг вообще всего. Однако достижение четкой стереокартины в ваших миксах означает размещение отдельных элементов по левому/правому спектру с помощью регуляторов панорамы. Если вы сделаете двойной трек всех гитар, то все они окажутся в миксе друг на друге, и это создаст беспорядок, а не четкое и гармоничное разделение.
Передублировать дубли
При записи бэк-вокала вы могли заметить, как ничем не примечательные певцы начинают звучать вполне прилично после того, как они несколько раз записали одну и ту же партию. Проблемы с попаданием в ноты становятся менее заметными, а тембр становится более ровным и приятным. Но то, что работает для вокала, не всегда идет на пользу гитаре.
Очень часто возникает соблазн продолжить записывать все новые дубли гитар. Но наступает момент, когда большое количество дорожек начинает становиться безвкусным. Аккорды перестают звучать пронзительно, теряется четкость, и общее звучание начинает напоминать синтезатор. Это тоже может быть эффективно, но это также может быть звуковым эквивалентом нарисованного фона из десятков стеков Marshall, а не нескольких действительно работающих настоящих стеков Marshall.
То есть, вместо того чтобы придерживаться двух дорожек или четырех, возьмите три или пять. Фокус в том, чтобы панорамировать четное количество треков по ширине, а нечетный трек направить прямо в центр микса. Он даже не обязательно должен быть четко выражен в миксе, чтобы придать ему дополнительную четкость и выразительность.
Меньше однообразия
Эффект с нарисованными Маршаллами скорее всего возникнет, если вы будете использовать один и тот же звук каждый раз. Попробуйте внести небольшие изменения в тембр усилителя или настройки цепи эффектов между перезаписями. А может быть стоит попробовать использовать вовсе разные гитары, усилители, модели усилителей или педали перегруза. Вы также можете попробовать смешивать хайгейновые дубли для тяжести с более чистыми DI-треками для четкости и ясности. Это даст вам возможность тонко настроить текстуру гитар позже в миксе.
Игра с высотой тона
Если гитара была настроена идеально, а магнитофон возвращали к фиксированной скорости, то в итоге получались две гитарные дорожки с немного разным звучанием. Это создавало тонкий эффект хоруса с дополнительным масштабом и комплексностью.
В наши дни мало кто работает с многодорожечными магнитофонами, но вы можете управлять высотой тона в вашей DAW, а приложения для точной отстройки тона вы можете использовать для настройки гитары на несколько центов выше или ниже. Поэкспериментируйте с величиной смещения высоты тона и посмотрите, что подходит конкретно вашему треку. Лучше всего часто звучит вариант, когда отстроенные дорожки объединены с одной дорожкой, настроенной на небольшой питч и панорамированной по центру.
Задержка и реверберация
В те времена, когда в большинстве студий еще использовались 8- или 16-дорожечные магнитофоны, у продюсеров не было возможности записывать несколько гитарных дорожек. Вместо двухдорожечной записи было принято пропускать гитару через блок задержки, настроенный на 10 мс с одним повтором. Когда гитарная дорожка панорамировалась в одну сторону, а возврат задержки панорамировался в другую, можно было создать эффект искусственного дабл-трека. Этот эффект можно услышать на бесчисленном количестве записей, и он одинаково хорошо работает как с электро-, так и с акустической гитарой.
Поскольку идея двойного дублирования часто заключается в том, чтобы создать ширину и масштаб, а не стену из гитарного звука, вы можете экспериментировать с дилеем и реверберацией для достижения нужного эффекта. Вместо стереоэффектов попробуйте использовать моноэффекты реверберации и задержки и панорамировать их на противоположной стороне микса по отношению к сухому сигналу гитары. Это отличный способ создать ощущение пространства и движения в миксе.
Если вы записываете гитару в помещении c естественной акустикой, попробуйте использовать ближний и дальний микрофоны и записать их на отдельные дорожки, чтобы можно было панорамировать их с разных сторон. Если вы делаете дабл-трек, сделайте то же самое, но поменяйте местами панорамирование сухого и окружающего звука для овердаба. Если вы сделаете это правильно, звук будет действительно объемным и полнотелым.