Да начнется матриархат что означает
Значение слова «матриархат»
[От лат. mater, matris — мать и греч. ’αρχή — власть]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАТРИАРХА’Т, а, м. [от латин. mater — мать и греч. archē — власть] (этнол.). Форма родового первобытного общества, при к-рой родовые группы создавались на основе родства по женской линии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
матриарха́т
1. форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам ◆ Лебедев был женат на сестре Георгия Александровича Натэлле, и в доме у них царил матриархат. Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Оказывается, во время раннего палеолита, когда царствовал матриархат, стояла теплая погода, и стада человекообразных обезьян кормились за счет особей женского пола. Артем Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова махновщина (существительное):
Матриархат: что это такое, для какой эпохи характерен
Что такое матриархат простыми словами?
Матриархат (гинекократия) — так называют главенствующую роль матери в политике, в своём доме, семье и общественной жизни. Учитывая тот факт, что большинство здоровых женщин могут стать матерями (и становятся ими) они обладают определённой властью над всеми людьми. В том случае, когда им предоставлены определённые льготы и привилегии в управлении государством, то такое общество называют матриархальным.
Своему появлению термин обязан двум греческим словам. «μήτηρ» («μάτηρ»), которое можно дословно перевести на русский язык, как «мать» и «ἀρχή» — «власть», «господство» или «начало».
Как можно определить основные свойства и признаки? Здесь всё просто. Если мы видим, что командиром является женщина, а мужчины у неё в подчинении, то это самый настоящий матриархат. Так сложилось с доисторических времён. Не зря же существует такое выражение, как «хранительница домашнего очага».
Они всегда занимали высокое положение в обществе. Вспомним цариц в Древнем Египте и Вавилоне. Жрицы в храмах и монастырях, предсказательницы и пифии, знахарки и ведуньи. Мужчинам не нравилось такое положение дел. Они вечно пытались всё изменить и взять власть в свои руки.
Всё это существовало с очень древних времён. Можно вспомнить мифы и сказания о воинственных амазонках. Они активно участвовали в легендарной Троянской войне. После того, как они попали в плен к грекам, оставшихся в живых, вывезли на 3-х кораблях в Грецию.
По пути они смогли перебить охрану, но управлять кораблём не умели. Ветер и течение принесли их к берегам теперешнего Крыма. Именно там они сошлись со скифами и основали племя савроматов.
Каковы основные признаки и свойства?
Если мы выйдем на улицу, то сразу поймём, кто стоит во главе угла в той или иной семейной пары. И дело тут даже не в том, кто несёт полные пакеты и сумки. Это может быть просто врождённым чувством такта и желании помочь с тяжёлой ношей. Всё ясно по манере общения и принятию решения. За кем остаётся последнее слово, тот и самый главный.
Учёный из Швейцарии И. Я. Бахофен считает, что всё началось ещё в Древнем Египте. Исида – Верховная Мать (женское начало), доминировала над своим мужем и одновременно братом Осирисом. Он использовал тогда другие термины «материнский закон» и «гинократия».
Он поделил ту раннюю историю становления человечества на несколько этапов. Самым первым, по его мнению, был «гетеризм». Тогда самую большую роль отдавали богине Афродите. Институт брака полностью отсутствовал. Процветали беспорядочные половые связи. Вполне нормальным считали «промискуитет».
Вторым он считает такую форму отношений, когда стал важен брак. Но при этом преимущество положения женщин сохранялось. Бахофен назвал это «гинократией». Это был период эры Деметры. Богини, которая была главной ответственной за сельское хозяйство и брак. Женщину представляли аналогом земли, а мужчина был пахарем, который её оплодотворяет.
Тот переход между этими этапами он характеризовал «бунтом материнства» — «амазонством». Для того чтобы улучшить условия проживания и упорядочить свою личную жизнь, дать отказ желаниям похотливых кобелей, они решили взять власть в свои руки.
Наши дни
Не стоит путать такие понятия, как матриархат и феминизм. Феминистки борются за равноправие во всех отраслях. Ведь ни для кого не секрет, что существуют условия при которых выполняя одну и туже работу, женщины получают гораздо меньшую заработную плату. Существует дискриминация в разных сферах жизнедеятельности.
Буквально совсем ещё недавно им даже не давали право голоса на выборах. «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) именно этими тремя словами до недавнего времени ограничивали их круг интересов.
В современное время в социальной сфере этот термин нигде уже практически не используют. Он фигурирует лишь только в историческом контексте. В широком значении слова так называют доминирующее господство прекрасной половины человечества в хозяйственной, общественной, а также и семейной жизни. Некоторые считают его отражением в мировоззрении и духовной культуре.
Матриархат в истории человечества и современном мире
Что такое матриархат, основные черты, отличия от патриархата. Гинекократия в Европе, Азии, Африке и России.
Матриархат (гинекократия) — это первая из известных форм правления, подразумевает власть женщин в обществе. На бытовом уровне подразумевается ситуация, когда в семье всем заправляет жена.
Что такое гинекократия или матриархат?
Матриархат существовал с древнейших времен. Некоторые исследователи первобытного общества считают, что свидетельства о нем можно почерпнуть из древнегреческих мифов об амазонках.
Амазонки участвовали в Троянской войне, греки взяли их в плен и на трех кораблях везли в Грецию. Воинственные женщины перебили охрану, но не смогли управлять кораблями. Течения и ветра прибили их к берегам Азовского моря. Так амазонки появились в Крыму и в союзе с мужчинами-скифами положили начало племени савроматов.
Матриархат в истории человечества означал первенство мужественных женщин, жили они обособленно, мужчины были нужны им только для продления рода. Девочек воспитывали в своем духе, а мальчиков отдавали на воспитание в иные племена.
Так что если говорить об эпохе матриархата, под этим следует понимать безраздельное властвование женского пола над мужским.
Причинами матриархата нужно считать низкий уровень производительных сил в первобытном обществе. Женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага, она воспроизводила в детях свой род, ей приписывалась магическая сила. В древности у многих народов существовал культ Матери-Земли, она представляла верховное божество в пантеоне языческих божеств.
В первобытном матриархате обожествляли женское начало жизни. Людей родила Мать-Земля, ей поклонялись, в ее честь устраивали праздники. Такое почитание автоматически переходило на простую земную женщину: она рожает, жизнь рода не угасает. Авторитет женщины-матери в первобытном обществе был непререкаемым.
Суть матриархата в том, что права наследования передавались по материнской линии. Называлось это матрилинейностью. Такая практика существовала у многих народов мира в эпоху перехода от собирательства даров природы к земледелию, когда стали выращивать пшеницу и рожь, другие полевые и овощные культуры. Занималась этим преимущественно женщина.
Основные черты матриархата
Впервые времена матриархата исследовал швейцарский ученый, исследователь первобытного общества Иоганн Якоб Баховен (1815-1887). В книге ««Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире» он выдвинул несколько тезисов о преобладающей роли женщины в давнее время.
По его мнению, возникновению матриархата служили неразборчивые половые связи (гетеризм по Баховену). В первобытном обществе женщина вступала в близкие отношения со многими мужчинами, даже ближайшими родственниками. Низкий уровень жизни и высокая мужская смертность обуславливали такую «любовь». Установить в этаком случае, кто же являлся отцом ребенка, не представлялось возможным. Зато мать была налицо. Наследование по материнской линии стало основным признаком матриархата. Так было у всех народов на начальном этапе развития человеческого общества. В эту эпоху женщина стала главой семьи, хранительницей домашнего очага. В религиозном понимании древних женская сущность ассоциировалась с культом Матери-Земли. Прародительницу всего живого обожествляли, это поклонение перед ней перенесли на женщину-мать.
Развитие матриархата в разных сообществах имело свои особенности. Например, в Центральной Индии живет народ «тода», у него до настоящего времени практикуется полиандрия, хотя официально в стране многомужество запрещено. Связано это с тяжелыми условиями жизни: люди занимаются скотоводством в горах. Такой труд посилен только мужчинам, чтобы семья жила в достатке, нужно много мужских рук. Женщина заводит несколько мужей, которые способны прокормить семью, ее авторитет среди них высок.
Отличительной чертой матриархата служила передача по материнской линии титулов и имущества. Так называемая матрилинейность распространена была в древности у многих народов. Примером племен с матриархатом можно назвать американских индейцев — ирокезов или тробрианцев. У них наследование шло по матери, допустим, умирал бездетный брат женщины, ее сын унаследовал имущество своего дяди.
Правила матриархата существовали тысячелетия, по мере развития человеческого общества, с улучшением условий жизни, они стали архаичными. Человек по своей природе собственник, мужчинам надоело делить одну женщину на «всех», которая к тому же командует «парадом». Каждому хотелось иметь одну-единственную, и чтобы безоговорочно подчинялась его прихотям, а дети от нее наследовали по мужской линии. Так возникли проблемы матриархата, которые сказались на развитии общества и цивилизации в целом. Подтверждением могут служить мифы разных народов о женщинах-воительницах, которые, сторонясь мужчин, жили обособленными сообществами. Амазонкам мужская компания нужна была только для акта деторождения, а там — «гуляй себе парень!». Романтику любовных отношений они не признавали.
Последствием матриархата стал переход к моногамной семье, когда все семейные права стали закрепляться за мужчиной, он передавал их по наследству своему старшему сыну. Иные сыновья были ущемлены в привилегиях. В средневековой Европе существовал так званый «майорат», когда наследство отца отходило к старейшему по годам отпрыску, а младшие фактически оставались бедными, нередко уходили в монастырь или становились «рыцарями с большой дороги», а попросту — грабителями.
Переход от матриархата к более высокой ступени развития первобытного строя характеризовался сменой отношений между мужским и женским полом. Мужчины постепенно стали «прибирать» женщин к рукам.
Связано это с развитием орудий труда и переходом к оседлому скотоводству и пашенному земледелию. Большую роль сыграло изменение отношения мужчины к конечному результату своей работы. Пищу теперь стало добывать легче, ее стало больше, а это в свою очередь привело к увеличению продолжительности жизни.
Женщина стала терять свою исключительную роль в семье и обществе как хранительница семейных традиций, когда происхождение и наследственные права учитывались по женской линии (матрилинейность). Собственно, в этом и заключалось главное отличие матриархата от патриархата.
На определенном этапе развития первобытного общества возникли большие противоречия между властью женщин и лишенными такого могущества мужчинами. Последние начали бороться за свои мужские права.
Мужчины считали себя первыми добытчиками семейного благополучия. Их уже не устраивало делить одну женщину на несколько мужских особей. Инстинкт мужского эгоизма стал проявляться в попытке закрепить за собой исключительные права на женский пол.
Борьба полов закончилась установлением такой организации общества, когда мужчина возглавил общественную и политическую жизнь, перехватил авторитет в семье и стал диктовать женщине свои права. По сути он превратился в семейного деспота.
Это радикальным образом коснулось семейных отношений. Брак стал моногамным, хотя мужчина оставил за собой право иметь на стороне любовниц. Женщине заводить любовников запрещалось законом, прелюбодеяние жестко наказывалось.
Советский историк и этнограф Марк Косвен в работе «Переход от матриархата к патриархату» считал, что женская форма организации первобытного общества стала сдавать свои позиции с появлением авункулата — таких отношений между племянником и его дядей по матери, когда последний отставляет ему наследство.
Матриархат и патриархат мирно сосуществовали друг с другом в течение многих веков, пока окончательно на смену материнскому праву не пришло отцовское.
Господство матриархата в Европе
Матриархат в Европе получил широкое распространение в эпоху раннего неолита (6000-5500 гг. до н. э.). На европейских просторах от берегов Атлантического океана до Уральских гор, заселенных разнородными племенами, широко распространился культ Богини-Матери. В это время власть женщины в семье становится полной и непререкаемой.
В каких странах матриархат был распространен? Здесь следует назвать Украину, Румынию, Венгрию, Молдавию. Именно на территории этих современных государств была широко распространена Трипольская культура.
Матриархальные черты сохранились до нашего времени в культуре карпатских гуцулов. Примером может служить ярко расцвеченный праздничный наряд гуцульских мужчин, обязательным элементом их костюма являются кружевные панталоны и шляпы с цветами.
Среди стран с матриархатом можно выделить Чехию. Считается, что основательницей Праги была княгиня Либуше. Хронист Козьма Пражский в своей «Чешской хронике» рассказывает легенду о замке Девин, где в 739 году воительница Власта образовала женскую республику, просуществовавшую 7 лет.
Пережитки матриархального времени, когда женщине принадлежала руководящая роль в обществе и семье, сохранялись долгие века. Об этом свидетельствует средневековый культ «прекрасной дамы», царивший во многих европейских странах. Мужчина обожествлял свою избранницу, посвящал ей стихи и пел серенады, дрался за ее честь на дуэли.
Если говорить о матриархате в Италии, нужно понимать современные семейные отношения итальянцев. Они очень почитают свою мать. Фактически, она является главой дома. Чтобы удачно выйти замуж, девушка обязательно должна понравиться маме своего парня. Иначе о свадьбе говорить не приходится.
Гинекократия в Азии и Африке
Матриархат или гинекократия на территории Азии имеет древние корни. Об этом свидетельствует индийский эпос «Махабхарата». Принцесса Кунти с помощью волшебной мантры могла заманить в свои объятья любого бога и заниматься с ним любовью. Ее многочисленные сыновья стали мужьями царицы Драупади, которая безраздельно управляла ими.
Фактически, такой полиандрический брак, когда одна женщина имеет несколько мужей, подтверждает существование матриархата в древнем индийском обществе.
О матриархате у евреев, когда почиталась власть женщины, говорит Библия. В Священном Писании Тора (часть Библии) упоминается несколько женщин, имевших большое влияние и власть над своими подданными. Например, Мириам спасла еврейский народ от гибели во время египетского пленения.
Царица Шломит (Саломея) Александра правила 9 лет после смерти своего мужа и снискала славу мудрого правителя. Эсфирь, жена персидского царя Атраксеркса I, спасла еврейский народ от гибели, когда его хотели уничтожить враги. В честь ее евреи отмечают праздник Пурим.
Когда говорят о матриархате в Израиле современном, подразумевают большое традиционное влияние женщины в еврейской семье. Она — «корень дома», заправляет всеми домашними делами. По Талмуду «кошерной считается жена, умеющая сделать желание мужа». Именно «сделать». Умная супруга управляет своим мужчиной неназойливо и мудро, предоставляя ему право считать, что в семье все благополучно благодаря его воле.
О матриархате в Египте можно говорить относительно. В древности египетская женщина обладала правами наравне с мужчинами. Имела право наследования, могла составить завещание, подать иск в суд, вольно передвигалась по стране, после свадьбы оставалась лично свободной.
Черты матриархата можно увидеть в наследовании земельной собственности, она переходила по женской линии. Большая власть подразумевала много земли. В таких случаях женились на богатых женщинах, возраст и степень родства не играли никакой роли. Фараон Рамзес II, чтобы удержаться у власти, женился на своей дочери.
Во Вьетнаме матриархат сохранился у многих народностей, каждая имеет свои отличия по отношению к женщинам. У народа Эдэ они занимают главное положение в семье и обществе, самобытные Джарай ограничили свой женский пол в общественной жизни.
Ярким представителем вьетнамского матриархата является народность Чам. Отношения у них регулирует материнское право. Родство и наследование идет по матери. Все девочки живут с мамой, младшая дочка получает большую долю наследства. Девушка сама выбирает себе жениха и распоряжается деньгами в семье.
Мальчики лишены участия в дележе имущества, а потому часто уходят в монастырь. Монахи среди чамских мужчин — явление распространенное.
Матриархат в Китае, где живет много разных народностей, сохраняется до настоящего времени. Характерен в этом отношении народ Мосо, хотя у него свои особенности «власти» женщин, которые не совпадают с классическим описанием матриархального общества.
Мосо не заключают традиционные в европейском понимании браки, у них практикуется «гостевой брак». Такие вольные отношения подразумевают, что одна женщина может иметь несколько мужчин. В таком случае отца ребенка установить трудно. Недаром в языке этого народа отсутствует слово «ревность».
Наследство у мосо передается по материнской линии, но не всегда. Если один из «гостевых» мужей был богатым, сын от него наследовал отцовское имущество и становился знатным. Участь дочерей такого папаши была более печальная, они оставались крестьянками.
Когда говорят о матриархате в Японии, подразумевают сегодняшнее состояние дел. Борьба за равенство полов привела к доминированию женщин в обществе. Даже появились такие термины, как «травоядные мальчики» и «плотоядные девочки». Это значит, что девочки берут на себя более активную роль, которой были лишены во времена патриархата.
Мальчики стали более пассивными, у них появилось нечто женское в обличье и поведении, они начали уклоняться от интимных отношений. Японец занимается сексом в среднем раз 36 за год, тогда как американец 124 раза. Лучше уж имитировать сексуальную жизнь за компьютером, так считают японские юноши! Феминизация мужского пола в Японии налицо.
Значение мужчины в семье упало. Японская женщина достаточно защищена юридически. Высокий уровень жизни позволяет одиноким матерям успешно решать свои проблемы. Таких в стране достаточно, и называют их «семья мать и дитя». Можно говорить о возвращении матриархата в японское общество, но уже в новых современных условиях.
Матриархат на территории России
Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.
Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.
Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Что такое матриархат — смотрите на видео:
В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.
Что такое матриархат и есть ли он в современной России
Что такое матриархат
Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.
Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.
Составляющие матриархальной культуры
Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:
Как устроена матрилинейность
Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.
Когда и почему общество перешло к патриархату
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.
Существует ли современный матриархат
На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:
Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Возможно, древний матриархат — это миф
Что не так с концепцией Бахофена
«Материнское право» Бахофена всегда воспринималась научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.
Дискуссия между патриархистами и матриархистами
В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.
Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».
Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.
Как дискуссия о матриархате стала политической
На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как естественная данность. О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».
Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.
Мы можем неверно представлять древний матриархат
Многие сторонники концепции первобытного матриархата описывают его как эквивалент существующей патриархальной культуры. Однако, поскольку мужчины и женщины по-разному проявляют себя во власти, если матриархальное общество действительно существовало, оно могло быть более равноправным, чем патриархальное. Об этом, в частности, пишет американская антрополог Риан Айслер. Она утверждает, что матриархат предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые были разрушены с появлением «технологий войны», утвердивших превосходство грубой силы.
Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения, поскольку их результаты показывают, что женщины, которые занимают лидерские позиции, склонны вести себя более демократично и проявляют заботу о подчиненных, тогда как мужчины чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с разницей в эмоциональном интеллекте у мужчин и женщин. Однако, нельзя сказать однозначно, какие факторы больше влияют на управленческое поведение — биологические или социальные.
Почему Россия — не матриархальная страна
В русскоязычной общественной дискуссии можно встретить мнение, что Россия — страна победившего матриархата. У сторонников этой концепции есть несколько популярных аргументов:
Бытовой матриархат не делает жизнь россиянок лучше
В одном из своих выступлений политолог Екатерина Шульман заявила: «Мы — страна бытового матриархата. Причем это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живет семья, как живет, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну».
Высказывание быстро стало аргументом в пользу «ненужности феминизма в России», однако позже Шульман объяснила, что люди неверно восприняли ее слова. «Когда говоришь «бытовой матриархат», люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее», — объяснила политолог.
За детьми ухаживают женщины
На практике «бытовой матриархат» оборачивается для женщин «второй сменой». По статистике, россиянки тратят на неоплачиваемый домашний труд в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины — в три раза меньше: 1 час и 23 минуты. Сюда входит, в том числе, и уход за детьми (только 2% отцов уходят в декретный отпуск, хотя по закону у мужчин есть такое право).
После развода мужчины и сами не всегда хотят, чтобы дети оставались с ними — точных цифр по России нет, но в соседней Украине 70% отцов добровольно отказываются от воспитания. К тому же, судьи в своих решениях тоже могут полагаться на гендерные стереотипы, которые отводят женщине роль сиделки с детьми.
Женщины во власти представлены только на низших уровнях
Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются стеклянный потолок и разрыв в доходах — он составляет до 24%. При этом, даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше, например в школах, с повышением уровня власти гендерное распределение меняется — в сфере образования женщины руководят 42% компаний.
Чем выше уровень власти, тем меньше становится женщин
Сколько женщин-политиков в России:
Среди министров только одна женщина — министр культуры Ольга Любимова.
Доброжелательный сексизм
Часть женских «привилегий» и вовсе являются доброжелательным сексизмом. Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские».
На уровне государства беспокойство о женщинах приводит к спискам запрещенных профессий — например к запрету управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных ограничений связаны с риском для репродуктивного здоровья. При этом никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери. Заботой о женщинах, чей организм подорван родами, в Госдуме объясняют и разницу в возрасте выхода на пенсию.
С доброжелательным сексизмом связано и отсутствие женского призыва. Стереотипно мужчины воспринимаются как защитники Родины, а армия считается опасным местом, где нужна физическая сила — поэтому женщинам там, якобы, не место.
В избыточной мужской смертности виноват патриархат
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность. К тому же они не склонны заботиться о здоровье и вдвое реже проходят профилактические осмотры. В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса.