Что значит яркая речь
яркая речь
Смотреть что такое «яркая речь» в других словарях:
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
яркий — ая, ое; я/рок, ярка/ 1) Очень сильный, сияющий, излучающий сильный свет; солнечный. Яркая лампа. Яркая вспышка. Яркое солнце. Не проходит вечера или ночи без отдаленного грома и очень яркой молнии (Миклухо Маклай). Синонимы: ослепи/тельный … Популярный словарь русского языка
Тирада — (французское tirade) или лэсса (французское laisse monorime) строфа старофранцузского стихосложения, соединяющая одним ассонансом или, позднее, рифмой известное число стихов одного размера. Обычно Т. состоит из десяти или двенадцатисложных стихов … Литературная энциклопедия
Тирада — ТИРАДА краткая, но яркая речь действующего лица в драме, по содержанию как бы выходящая из хода пьесы и имеющая общее значение вне сюжета пьесы. Часто это прямое обращение к зрителям, рассчитанное на то, чтобы вызвать их рукоплескания и… … Словарь литературных терминов
О педагогическом общении : Кан-Калик В. А. — В. А. Кан Калик был одним из основателей исследований проблем Пед. О., рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное Пед. О. как систему приемов и навыков органичного… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Галлюцинации — (лат. hallutinatio – бред, видения). Расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможности непроизвольного, опосредованного отражения в Г. прежнего жизненного опыта больного.… … Толковый словарь психиатрических терминов
Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Герцен, Александр Иванович — — родился 25 го марта 1812 г. в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколению, которое Г. впоследствии называл «иностранцами дома, иностранцами в… … Большая биографическая энциклопедия
Как сделать свою речь яркой и выразительной
Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.
С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении.
Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, — писал Аристотель, — делает незаметными как характеры, так и мысли».
Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании. Не украшают речь и шаблонные метафоры. Некогда яркие и оригинальные, они потеряли свою выразительность и эмоциональность.
Качество ораторской речи снижает также однообразие метафор, которое свидетельствует не о богатстве, а о бедности языка. Например, у одного лектора в большом ходу было слово золото. Хлопок для него белое золото, лес — зеленое золото, каменный уголь — черное золото, нефть — жидкое золото, горючие сланцы — коричневое золото, пушнина — мягкое золото, кукуруза — желтое золото. И не приходит ему, очевидно, в голову, что слова эти уже не золото, а тусклая позеленевшая медь, что они в ущерб точности, ясности и простоте речи, что это уже не украшение, а «красоты» речи, которых лектор должен избегать», — так комментирует это специалист по культуре речи.
Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото, и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».
Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж волнуется», «Варшава приняла решение» и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, «Беларусь» синонимично сочетанию белорусский народ, «Украина» — украинский народ.
3. Синекдоха — троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое — вместо части, множественное число — вместо единственного.
Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:
Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!
Так, А.В. Луначарский, выступая на Всесоюзном съезде учителей, говорил о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:
Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.
В данном примере наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).
Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется другим. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Все это приводит к лучшему усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего. Когда читается книга, статья, то непонятное место можно перечитать, вернуться к нему еще раз. Когда же слушается выступление, то, как правило, только после его окончания можно попросить пояснить то, что оказалось непонятным.
Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения — в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.
Так, например, показал роль фактов в науке И.П. Павлов, обращаясь к молодым ученым:
Приучите себя к сдержанности и терпению. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без фактов вы никогда не сможете взлететь. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
В устных выступлениях сравнения нередко используют, чтобы привлечь внимание слушателей к предмету разговора. Для этого прибегают к сложному, развернутому сравнению, позволяющему слушателю лучше понять освещаемую проблему, глубже осмыслить тему разговора.
Яркие, выразительные сравнения придают речи особую наглядность, образность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: «храбрый, как лев»; «трусливый, как заяц»; «отражались, как в зеркале»; «проходят красной нитью» и др.Недостатком следует считать и использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственно растянутой.
6. Эпитеты — художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания.
Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, исторического деятеля, писателя, поэта. Они дают возможность говорящему выразить и свое эмоциональное отношение к предмету речи.
Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности. Полезным в этом отношении может оказаться совет А.П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:
Читая корректору, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву; сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу.
Живая, яркая, плотная и весомая речь
Не правда ли, очень живая и доходчивая речь?
скачать видео
Мимика, Жесты, смена интонаций и высоты голоса делают речь живой и яркой. Речь, лишённая выразительности, какие бы содержательные мысли она ни передавала, производит впечатление мёртвой, безжизненной.
Сенсорная очевидность речи
Когда человек понимает что-то только головой, он может это учесть, но настоящей реальностью это для него не является. Человек ощущает реальность тогда, когда может видеть, слышать и ощущать, когда он вовлечен в это всем своим вниманием и погружен телом, а вовлекается душой и погружается телом он только во что-то живое.
Да. И что из этого следует? Предельно конкретные вещи: если вы хотите, чтобы ваша речь была действенной, реальной, результативной, вы должны каждый раз обеспечивать ей:
Может быть, ваш текст будет чередованием ярких и впечатляющих картинок, тем более в обрамлении наглядных иллюстраций.
Хорошо, если он будет звенеть четкими, укладывающимися на слух формулировками.
Он впечатается, если будет телесно переживаться до дрожи и мурашек на коже.
Вы можете сделать акцент на любой из сенсорных модальностей, но ваш текст должен быть не только наполнен понятиями, чей тезаурус рефлекторно отключает смыслообразующие импульсы синаптических узлов коры головного мозга высших млекопитающих, а речью такой, где каждое слово слышится в звуке, видится картинкой и весомо кладется на дыхание.
Весомая речь
Задачи: набрать больший психологический вес; научиться СЛЫШАТЬ собственную речь и, следовательно, не только говорить, но и одновременно думать ЧТО говорить (для женщины задача непосильная).
ОЗР: 1) Отчетливо осознавать КАЖДОЕ сказанное слово (интонация, смысл, кому и зачем говорю, что хочу получить в результате этого гениального спича), 2) Сделать свою речь немногословной, но емкой.
Один минус (зато существенный): нельзя в подобном стиле общаться все время, потому что речь становится авторитарно-давящей, безапелляционной, собеседник чувствует явный дискомфорт (о чем несколько несознательных граждан, не понимающих пользы и выгоды данного упражнения, не постеснялись мне заявить. Вот и отрабатывай на таких “если б я тебя…”).
Что означает красноречиво? Как научиться говорить красиво?
Делайте богаче свой лексикон
Конечно, красивая речь не обязательно должна изобиловать вычурными оборотами и книжными словами, но вы должны уметь выразить свою мысль максимально точно и максимально ярко – это и есть красноречие.
Не ограничивайтесь одними словами: знакомьтесь с красивыми фразеологизмами, крылатыми фразами и благозвучными синонимами слов, которые уже набили оскомину. Учитесь придумывать метафоры и проводить меткие сравнения.
И помните, что недостаточно просто знать какие-либо слова и выражения. В красноречии значение имеет только активный словарный запас.
Искусство риторики
Что это — риторика? Риторика
Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.
С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?
Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.
Все эти проблемы с успехом решает риторика.
Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:
Избавьтесь от ошибок
В первую очередь, вам необходимо избавиться от речевых ошибок, то есть ошибок в употреблении слов. Для начала разберитесь с паронимами. Вам необходимо отличать адресата от адресанта, зачинщика от зачинателя и невежду от невежи.
Обязательно уделите внимание орфоэпии: бАлованный или балОванный? нормИровать или нормировАть? завАдно или зАвидно?
Также правильно используйте фразеологизмы и соблюдайте стилистические нормы. О других возможных ошибках советуем прочитать здесь (а вообще вы вполне можете записаться на онлайн-программу «Русский язык», пройдя которую вы улучшите свою речь).
Развитие красноречия
Каждый день тренируюсь в произношении и запоминании не меньше 20 минут. Учу по 3 строчки в день( за 10 дней полностью выучу). Тренировка происходит следующим образом: Я несколько раз прочитываю полностью скороговорку (останавливаясь и отрабатывая те места, которые получаются плохо). Потом начинаю учить на память несколько строчек. Выучив, повторяю 3 раза по памяти без ошибок( если ошибся, попытка не засчитывается, и повторение продолжается до тех пор, пока я не смогу безупречно произнести, то что выучил). После, читаю всю скороговорку несколько раз( не забывая работать над сложными местами).
Записываю на диктофон произношение до и после тренировок.
В среднем скороговорку произносят, за 2:30 минуты. Достигнув этой отметки, буду уменьшать время, увеличивая скорость, но не теряя качество произношения.
Пример проговаривания скороговорки:
Более скоростной вариант с несколькими ошибками:
Избавьтесь от того, что портит вашу речь
Мы говорим о словах-паразитах, нецензурной лексике и жаргонизмах. Избавляйтесь от них. Предлагаем две стратегии:
Лучше, конечно же, совмещать обе стратегии. Также можете вести дневник прогресса, в котором будете отмечать, насколько ваша речь была чиста в течение дня.
Искусство говорить красиво
Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.
Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:
Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.
Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.
Берите пример
Старайтесь регулярно читать авторов, чей слог вам нравится. Пытайтесь выделить, что именно вас привлекает. Возможно, это определённый стиль речи, возможно богатство словарного запаса, возможно, что-то другое. Выявляйте самое «вкусное» в чужом тексте и заимствуйте это.
То же самое и в отношении ораторов: что вам нравится, что нет? Почему одно выступление производит сильное впечатление, а другое забывается через пару дней? Пытайтесь ответить на эти вопросы. Наблюдайте за другими людьми и учитесь у них самому лучшему.
Упражнения для самостоятельных занятий
Для развития красноречия подходят любые упражнения, предполагающие непрерывную, спонтанную и длительную речь. Вы можете находить варианты для тренировок даже в повседневном быту. Например, включите футбольный матч, выключите звук телевизора и представьте, что вы футбольный комментатор, ведущий прямой репортаж. Подойдите к делу серьезно, постарайтесь не сбиваться и не делать долгих пауз. Даже если вы не осилите все 90 минут матча, то, по крайней мере, точно будете знать, сколько времени успешно «держите строй».
Игры на развитие ассоциативного мышления
Ассоциация для оратора – важный инструмент, позволяющий без особых затруднений менять тему разговора, делать необходимые отступления, а также придавать речи наглядность и убедительность в зависимости от ситуации. Подбор ассоциаций у хорошего оратора доведен до автоматизма: он, не задумываясь, выдаст целый перечень вариантов как только возникнет необходимость. Людям без специальной подготовки повторить такой трюк будет очень сложно, т. к. в повседневной жизни это умение им практически не пригождается.
Оратор с развитым ассоциативным мышлением способен говорить более гибко и искусно придавать своей речи необходимое направление незаметно для слушателя. С помощью ассоциации можно плавно увести разговор в любую сторону и задать ему любой вектор развития.
Развивать ассоциативное мышление лучше всего в играх. Стандартная игра «ассоциации» строится на том же принципе, что и «города», «имена» и прочие подобные игры. В нее можно играть с друзьями, корректируя правила на свой вкус и адекватно способностям.
Интервью
Самое тяжелое – не теряться в режиме живого интервьюирования, особенно когда журналист норовит ввернуть провокационный, каверзный, двусмысленный или компрометирующий вопрос. Такое интервью – настоящее испытание даже для умелого оратора, именно поэтому оно незаменимо в качестве упражнения на развитие красноречия. Вам понадобится партнер, который возьмет на себя роль журналиста. С ним у вас будет своего рода дуэль: он делает выпады в вопросах, вы парируете ответами. Его задача – сбить вас с толку, ваша – сохранять контроль над ситуацией и каждый раз плавно уводить разговор от неблагоприятного для вас развития. По результатам можно меняться местами, ведь задающий вопросы также проходит серьезную тренировку на импровизацию и гибкость речи.
Практикуйтесь постоянно
Практика – это главный секрет развития красноречия. Многие люди, которые решили сделать свою речь более красивой, заучивают новые слова, учатся строить сложные конструкции предложений и т.д., но делают это в какое-то строго отведённое время, а, например, с друзьями продолжают общаться так же, как и раньше.
Конечно, такой подход к хорошему результату не приведёт, а если и приведёт, то путь этот будет слишком долгим и неоправданно сложным. Нужно тренировать своё красноречие постоянно. И в повседневном общении в том числе. Мы бы даже сказали «особенно в повседневном общении». Научитесь красиво говорить с друзьями и домашними – научитесь делать это в любых других условиях. А хорошим подспорьем в этом станет наш курс «Ораторское искусство: уроки риторики».
Желаем вам успехов!
Советуем также прочитать:
Как развить красноречие: простые советы и упражнения
Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно. Под красноречием подразумевается искусное владение живым словом и оказание воздействия на слушателя.
Хотите этому научиться?
Что такое красноречие?
Определение этого термина подчеркивает две главные составляющие — искусство украшения речи и искусство убеждать.
Украшают речь хорошая дикция, приятный тембр голоса, нужный темп, живая интонация, богатый словарный запас, грамотное и выразительное изложение. Без умения говорить красиво вряд ли получится убедить кого-либо в чем-либо.
И наоборот. Бессодержательная, непонятная, сумбурная, полная безосновательных аргументов и фактов, не имеющая четкой структуры речь неубедительна. Но если ее подать красиво, то внешне эффектная и многословная она послужит примером не красноречия, а краснобайства.
Как развить красноречие?
Итак, учимся овладевать сердцем и умом собеседника. Красота речи — для сердца, убедительность — для ума.
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.
Упражнение позволяет бросить вызов
умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.
Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка
упражнения, описывающая
все подводные камни его проведения
, все тренерские тонкости и нюансы.
упражнение для
тренинга целеполагания, успешности
или
тренингов личностного роста.
Это упражнение «для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели
, которые человеку будет по-настоящему
радостно реализовывать
, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение «Миллион евро» всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!
Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты
, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.
Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…
Объем тренерской методички: 8 страниц.
Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.
Как развить красноречие — это вопрос, который интересует многих людей, занимающихся общественной деятельностью. Красивое изложение информации значительно повышает статус оратора в глазах собеседников и акцентирует их внимание, помогает общаться уверенно и естественно с любой аудиторией. Такое искусство обогащает словарный запас, увеличивает грамотность, улучшает духовный мир человека. В настоящее время существует потребность в овладении навыком. Поэтому разработаны различные методики, с помощью которых можно обучиться говорить правильно.
Уроки риторики
Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.
Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.
Учимся общаться
Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.
Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.
Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.
В процессе занятий школьники научатся:
Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:
«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».