Что значит утрированно произносить звук

Артикуляционный аппарат, дикция.

Артикуляционный аппарат, дикция.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего. Вот упражнения вам в помощь.

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.

Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху — «высокое небо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. «Послушайте» и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы.

Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале. Движение (лучше сказать — усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие — не уставать, а в работе с артикуляционными органами — повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако у людей привыкших к регулярной работе, слово «упражнение» вызывает рабочее, активное состояние. Я говорю человеку: «Вообразите, что вы дуете на свечу», — и человек очень органично производит это действие, подключая и воображение. Если, работая с начинающим, я перед этой фразой скажу: «Сделаем упражнение», — то неопытный начинающий мгновенно теряет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:

1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».

2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.

11. Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхания. Убеждена, что вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля за его выдохом, концентрации, активности. Тихую речь тоже должны услышать ваши будущие слушатели.

12. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается — активность остается. Утрированное произношение в классе — в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация «удесятерения» согласных при произношении, особенно в пении.

13. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных :

белеет парус одинокий

Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток «вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань — свободной, дыхание — активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

16. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении.

17. Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Хорошо к этой работе подключить магнитофон. Словарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).

18. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

a) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

b) Очень важна работа с зеркалом.

c) В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза».

d) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

e) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Это были практические советы, а теперь немного теории.

Очень хорошо о вокальной артикуляции пишет в своей работе А.Г.Менабени (в дальнейшем я его часто цитирую).

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса.

Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. «Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно». В этом кроется один из секретов кантилены. «Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса». (С. Юдин)

Читайте также

Порнодвигательный аппарат

Порнодвигательный аппарат C порнографией в России вышло интересно. За это спасибо советской власти, которая запрещала и разрешала разные разности иррационально и непредсказуемо. После ее падения символами свободы и нравственности оказывались вдруг вещи, которые ни

Дикция

Дикция Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.Рот поющего должен быть свободен,

§ 13. Анкета и рабочий аппарат комплексного междисциплинарного исследования «картины мира современных детей в свете парадигмы толерантности»

§ 13. Анкета и рабочий аппарат комплексного междисциплинарного исследования «картины мира современных детей в свете парадигмы толерантности» I. Первая группа вопросов выявляет отношение к идее дружбы со сверстниками, отличающимися от самого испытуемого (когнитивный

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

1.1. Понятийно-категориальный аппарат сравнительной культурологии

1.1. Понятийно-категориальный аппарат сравнительной культурологии Сравнительная культурология – это гуманитарная наука, которая при сравнении культурных процессов и исторических типов культур по хронологической вертикали, а также национальных, этнических,

ДИКЦИЯ

ДИКЦИЯ Как было сказано выше, искусство речи – это единый неделимый акт. «Дело в том, что в речевом акте ничего не делится. Одно не работает без другого. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом.

Радио как коммуникативный аппарат Речь о функции радиовещания

Радио как коммуникативный аппарат Речь о функции радиовещания Наш общественный порядок, являющийся анархистским, если представить себе анархию его порядков, то есть механический и бессвязный беспорядок самих по себе уже значительно упорядоченных комплексов

Источник

Что значит утрировать

Что значит утрированно произносить звук

Примеры:
«Ты утрируешь. Все не так плохо»;
«Актер чересчур утрировал роль, получалось глупо»;
«Я специально утрирую, чтобы лучше донести свою мысль»;
«Карикатура всегда показывает черты человека в утрированном виде».

Синонимы к словам «утрировать» и «утрированный»

Синонимы глагола «утрировать»: гиперболизировать, преувеличивать, приукрашивать, прибавлять, раздувать, вдаваться в крайности, аггравировать.

Близкие по смыслу идиомы : делать из мухи слона, сгущать краски, делать трагедию, делать много шума из ничего, раздуть кадило.

Примеры употребления

Оно приводит только к тому, что потребность получает утрированный размер.
Н.Г. Чернышевский. Что делать? (1863)

Моего братца, который с детства страдал самою утрированною деликатностью, он. оставил на бобах.
Н.С. Лесков. «Обойденные» (1865)

Единственный во всем уезде портной. одевал нас в костюмы, которые даже карикатурист назвал бы утрировкой и шаржем.
А.П. Чехов. «Тайный советник» (1886)

Не желая утрировать аналогию, мы все-таки сравним бурлаков с отдельными музыкальными нотами, из которых здесь слагается живая мелодия.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Бойцы» (1883)

Многие авторы сонетов ломались, жеманничали и постоянно впадали в утрированный стиль.
М. М. Морозов. «Сонеты Шекспира в переводах С. Маршака» (1948)

Замечали, что у всех российских блатных шансонье утрированно «мужицкие» голоса? Страна комплексует.
Борис Гордон. «Ресторан WTO» // « Огонек » (2001)

Источник

Значение слова «утрировать»

Что значит утрированно произносить звук

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УТРИ’РОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов., без доп. и (реже) что [нем. utrieren, фр. outrer от латин. ultra — сверх] (книжн.). Преувеличить (преувеличивать), слишком подчеркнуть (подчеркивать), исказить (искажать) излишним подчеркиванием каких-н. сторон в чем-н. Актер слишком утрирует, играя Хлестакова. У. роль. У. слова. У. приемы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

утри́ровать

1. умышленно впадать в крайность, преувеличивать с целью подчеркнуть некую мысль, обратить внимание на что-либо ◆ Не желая утрировать аналогию, мы все-таки сравним бурлаков с отдельными музыкальными нотами, из которых здесь слагается живая мелодия бесконечной борьбы человека с слепыми силами мертвой природы. Мамин-Сибиряк, «Бойцы», 1883 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит утрированно произносить звукПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тарабанить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Этапы автоматизации звука [Р], важные правила и особенности

В норме устная речь у детей завершает свое формирование к шести годам. К этому сроку у них должны быть все компоненты речи и звуки. Если ребенок не «рычит» или он шепелявит, необходимо обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику и выявит причину нарушения.

Автоматизация звука [Р] проводится в три этапа. Первый – это слоги, второй – слова, третьи – словосочетания и предложения. Только такая последовательность поможет ввести чистый звук в самостоятельную речь.

Общая информация

Звуки [Р] и [Рь] относят к сонорным. Для их произношения нужна точная артикуляционная поза — кончик языка упирается в альвеолы, сильный выдох заставляет его вибрировать. На выходе получается громкий и своеобразный звук.

Проблемы с произношением у дошкольника возникают по разным причинам. Короткая подъязычная уздечка может мешать подъему языка. «Горловое» произношение получается при слабости мышц или недостаточно сильном речевом выдохе. Иногда звук [Р] заменяется на [Л], [Й], [Г].

Устранение такого дефекта требует длительного времени. В некоторых случаях он сохраняется и во взрослом возрасте. Нарушение звукопроизношения становится причиной комплексов у подростка.

Исправление дефекта может быть успешным в любом возрасте. Но школьнику потребуется больше времени на коррекцию. Взрослые тоже могут попробовать совладать с дефектом. Сложность в том, что если удается вызвать изолированный звук, то его сложно ввести в самостоятельную речь.

Поэтому лучше не затягивать с визитом к логопеду. Постановка звука начинается с отработки комплекса упражнений.

Гимнастика направлена на выработку вибрации и подъема кончика языка.

Ребенок должен делать ее каждый день перед зеркалом. Постепенно его мышцы окрепнут, а выдох будет сильным. Это небыстрый процесс, не стоит торопиться. Иначе не получится вызвать чистый звук [Р].

На логопедических занятиях проводят упражнения по развитию речевого слуха. Это необходимо для того, чтобы дошкольник научился различать нормативное и ненормативное произношение.

Для этого предлагают ребенку задания, где нужно различать неречевые звуки. Показывают картинки дождя, ветра, листьев и т. п. Включают образцы звучания. Задача дошкольника соотнести картинку со звуком.

Для вызова вибрации используют зонд с шариком на конце, соску, которую надевают на шпатель или палец. Ребенок произносит непрерывно звук [Д], инструмент раскачивает язык, в это время необходимо, чтобы дошкольник сделал сильный выдох. В итоге получится «рычание».

Звук [Р] сложный по артикуляции. Поэтому этап постановки сочетают с автоматизацией. Это необходимо для того чтобы сразу приучить ребенка к правильному звучанию.

Первый этап

На индивидуальных занятиях могут стоять разные задачи. Первая из них — приучить дошкольника к нужному положению языка. Для облегчения процесса занятия проводят лежа. Ребенок лежит на спине, логопед механически вызывает «рычание».

Автоматизировать звук [Р] лучше с сочетаний. Это кардинально отличает процесс от других звуков, где берут слоги прямые и обратные (согласный плюс гласный, гласный плюс согласный).

Не стоит давать детям дошкольного возраста понятие буквы и заниматься с ним чтением. Иначе они запутаются.

В логопедии есть множество материалов для введения звука в речь. Начинать лучше с сочетания «ТР», его еще называют треньканье. Для облегчения вызова поступают следующим образом: рот широко открыт, пальцы взрослого придерживают распластанный язык у нёба. Задача ребенка сильно выдохнуть. Сначала будет слышен звук [Ж], который постепенно уйдет.

Для выработки четкого «ТР» нужно развивать речевое дыхание. Для этого дошкольнику предлагают сдуть перышко либо подуть на вертушку или ветродуйчик. Обязательно требуется визуальный результат, так как дети в силу возраста не могут определить, насколько сильно они выдыхают.

Важно наблюдать, чтобы ребенок в момент выполнения задания не надувал щеки. В случае затруднений их слегка придерживают ладонями. Обязательно упражнения повторяют в домашних условиях. Это позволит ускорить этап автоматизации.

Если вместо [Р] слышится [Л], то это указывает на неправильную работу языка. Он не должен работать сам, вибрация образуется за счет сильного напора воздуха.

После того как удастся вызвать устойчивое «ТР», начинают его тренировать. Для этого ребенок раскатисто произносит: «Тррррррр». Не стоит пока акцентировать внимание на первом звуке. Первоначально оставляют механическую помощь, постепенно ее убирая.

Для этого используют небольшую хитрость: берут зонд, приставляют его, но движения являются мнимыми, конец инструмента не касается зонда. Постепенно дошкольник привыкнет выговаривать слоги самостоятельно.

На первом этапе используют слоги с сочетанием «ТР». Например, дошкольнику предлагается задание: произнести три раза слог «ТРА» и выложить столько же камушков на столе. Необходимо сначала давать слоговые дорожки, которые состоят из одинаковых слогов.

Со временем можно усложнить задачу, начать тренировать переключение артикуляционной позы, речевой слух. Предлагается: ТРО-ТРО-ТРО-ТРУ. Если четыре слога много, сокращают до трех. Можно попробовать два слога: ТРЫ – ТРО.

Когда удастся серьезно улучшить произношение, переходят к заданиям повышенной сложности. Дорожка из четырех разных слогов введет ребенка в сложную ситуацию, но это поможет ему в тренировках: ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ. Как и в предыдущем упражнении, в случае сложности, сокращают дорожку до 2-3 слогов.

Детям скучно заниматься автоматизацией. Механическое воспроизведение слогов быстро им наскучивает. В таком случае логопеду придется придумывать разные игры:

Вариантов может быть очень много. Все зависит от фантазии. Нужно учитывать, что каждое действие в игре – это один слог. Для развития речевого слуха можно использовать следующее упражнение: ребенок должен хлопнуть в ладоши на определенный слог, после чего взрослый называет ему цепочку.

Есть еще вариант с использованием подвижных игр. Для этого понадобятся распечатанные картинки. На них будут изображены отпечатки ног человека, которые повернуты в разные стороны. Их раскладывают на полу и предлагают ребенку повторить маршрут. Каждый его прыжок – один слог.

Пример такой игры:

Ребенок стоит у начала комнаты, перед ним цепочка картинок. Первый прыжок с поворотом направо − слог «ТРА», следующий налево − ребенок стоит лицом к окну и говорит «ТРО», дальше – прыжок вперед, слог «ТРЫ», еще дальше – прыжок налево, слог «ТРУ».

Слоги диктует взрослый. Можно усложнить задачу, предложив проходить быстро, в случае ошибки – штраф: произнести чистоговорку или выполнить дополнительное задание на лексику или грамматику.

Во время отработки прямых слогов используют чистоговорки. Слоги говорит ребенок, взрослый завершает. Например:

В картотеках можно найти множество разных чистоговорок. Для облегчения запоминания можно придумать разные картинки-символы. Не стоит торопиться вводить звук в связную речь. Лучше дольше посидеть на слогах, чем потом исправлять неправильное произношение.

После того как будут отработаны прямые слоги, нужно переходить к обратным. Для этого утрировано протягивают гласный звук: аааааааааааатр, оооооооотр, уууууууутр.

Технология отработки, как и с прямыми слогами. Сначала дорожки из одинаковых слогов, потом их нужно постепенно усложнять. Нельзя торопиться, так как ребенок может начать сбиваться.

Если звук [Р] в обратных слогах начнет принимать мягкое звучание, используйте простой прием: во время отработки слогов нужно взять чайную ложку, прикоснуться ее концом к внутренней части зубов. В итоге кончик языка непроизвольно отодвинется наверх.

Иногда сочетание «ТР» вызвать трудно. В таком случае лучше ставить «ДР». При произношении звука [Д] язык находится в верхнем положении, поэтому вызвать вибрацию проще. Механическая постановка такая же, как и при «ТР». Можно предложить ребенку произносить длинную очередь, будто он языком стучит по альвеолам, как из автомата: Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д. В это время логопед раскачивает язык зондом.

Автоматизация начинается с прямых слогов. Используются все те же приемы, что и с «ТР». Постепенно у дошкольника будет звучать все увереннее. Можно попробовать вводить слова с сочетанием: дрова, дрозд, драка, драп и т. п. Каждое слово лучше сопровождать картинкой, чтобы у ребенка был задействован зрительный анализатор.

Второй этап

Автоматизация звука [Р] в слогах начинается с избавления от призвука. Для того чтобы это произошло, нужно хорошо укреплять мышцы языка. С дошкольником продолжают делать артикуляционную гимнастику. Если возникают сложности, то это означает, что мышцы все еще слабые и без опорного звука, поэтому сложно вывести чистый [Р].

Нельзя торопиться переходить к фразам или стихам. Иначе ребенок продолжит произносить звук неправильно.

Отработку начинают с прямых слогов. Не стоит акцентировать внимание ребенка на изменениях. Иначе он неосознанно начнет делать ошибки. Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем. Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления.

Слоговые дорожки тоже используются. Для этого необходимо сначала давать одинаковую последовательность, постепенно увеличивая ее. Еще один хороший способ избавления от призвука: необходимо взять мячик, предложить ребенку сесть на пол. Задача логопеда назвать начало слова, а ребенок добавляет «Р». Например: хо…(мяч катится) р, ва… (мяч катится) р. Важно чтобы дошкольник сам не только добавлял звук, но и называл слово целиком.

Автоматизация звука [Р] в слогах направлена на выработку чистого звучания. Важно избавиться от помощи в виде опорного звука. На это уйдет много времени.

Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка. Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый [Р].

Усложнение последовательности слогов в дорожке тоже стимулирует память и речевой слух. Если сложно запомнить четыре слога, количество сокращают до двух. Можно совместить автоматизацию с активными играми.

Логопед и ребенок перекидывают мячик, вспоминая как можно больше слогов со звуком [Р]. Или взрослый раскладывает специальные бумажки по комнате. Каждая из них содержит особое задание. Например, произнести несколько раз слог, вспомнить артикуляцию звука, найти ошибку и т. п.

После того как прямые слоги будут отработаны, переходят к обратным. Способы автоматизации аналогичны предыдущему этапу. Постепенно ребенка готовят к звуковому анализу слов. Для этого в слоге утрировано произносят первый гласный: аааааааар, оооооооор, уууууууур, ыыыыыыыр.

Дошкольника просят обратить внимание на то, какой звук был первым, какой вторым. Для облегчения восприятия используют картинку-схему в виде птички. Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина. Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями.

После усвоения слогов переходят к следующему этапу – автоматизация звука [Р] в стихах, фразах, текстах.

Третий этап

Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.

Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.

Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.

Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.

Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.

Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п. Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом.

Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.

Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.

После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.

В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.

Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.

Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.

Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.

Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.

Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.

Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.

Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.

Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка.

Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.

Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.

Автоматизация во взрослом возрасте

У подростков и взрослых детей можно устранить ротацизм (в бытовом смысле – картавость). Но им нужно будет усиленно заниматься каждый день, так как придется самостоятельно вырабатывать навыки самоконтроля. В качестве материала используют все те же слоги, но это еще не вызывает затруднений.

Постановку лучше проводить с сочетанием «СШР». Его произносят шепотом, и таким образом удаётся добиться вибрации.

Сложнее всего со словами и текстами. Каждый день перед зеркалом взрослый тренируется произносить медленно и утрированно слова, где звук находится в первой позиции.

В зеркале нужно контролировать правильную артикуляцию. Ни одним моментом нельзя пренебрегать. Улыбку нужно держать широкую, чтобы были видны зубы, как дрожит язык у альвеол. Только после этого произносится медленно слово.

Некоторым скучно это делать, но постепенно с развитием навыка можно будет ускориться. Обязательно развиваются навыки слухового самоконтроля. Человек должен воспринимать свою речь как будто со стороны, своевременно выявляя проблемы, пресекая неправильное произношение.

Автоматизация звука [Р] в стихах может происходить на материале школьной программы по литературе. Предлагаются сложные скороговорки, тексты повышенной сложности. На избавление от дефекта уйдет до года и больше.

Перед зеркалом можно читать стихотворения, контролируя произношение. Занятия должны проводиться каждый день по часу. Только такой подход позволит ввести звук в самостоятельную речь. А правильная и грамотная речь дает доступ к ряду профессий, повышает самооценку, вырабатывает уверенность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *