Что не относится к процессу управления
Процесс управления
Процесс управления решает две задачи:
Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.
Предметом труда в управлении являются документы управления, получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.
Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.
Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».
Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.
Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.
Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).
Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.
Управленческие работы различаются:
Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.
Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.
Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.
По содержанию управленческие работы бывают:
Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.
Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.
Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:
При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.
Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.
Понятие процесса управления
Понятие процесса
Процесс (продвижение) характеризует последовательную смену состояний (явлений) в развитии определенной ситуации. Процесс также представляет собой последовательные действия при достижении определенного результата (например, при производстве продукции, подготовке управленческих решений).
Понятие процесса управления
Все существующие в организациях процессы сферы производства и управления можно считать процессами труда, так как производство и управление представляют собой совместный человеческий труд, целенаправленные действия по соответствующей программе. Понятие процесса управления включает в себя характеристики (параметры), к которым относятся: предмет и средства труда, продукт и исполнитель трудового процесса.
Понятие процесса управления находится в тесной взаимосвязи с понятием потенциала управления, который представляет собой совокупность располагаемых управленческой системой ресурсов и возможностей (информация, материальные, трудовые, финансовые ресурсы, опыт и квалификация кадров, традиции управления).
Состав процесса управления
Понятие процесса управления состоит из общих функций управления, которые выполняются во всех компаниях вещественного и духовного производства.
Формирование конкретных функций происходит в зависимости от специфики системы производства, а также сферы деятельности организации. По этой причине список конкретных функций может быть различным (малым или большим) в соответствии с размерами предприятия и масштабами его производства.
Каждая конкретная организация в процессе управления задействует все общие и некоторые конкретные функции для того, что бы подготовить управляющее воздействие, подготовить, принять и реализовать решения.
Характеристика процесса управления
Понятие процесса управления включает в себя деятельность субъекта управления в сфере согласования совместного труда работников для достижения целей предприятия. В качестве научного понятия, понятие процесса управления, может включать в себя единство 3 составляющих: содержание, организацию, процедура осуществления (технология управления).
С содержательной точки зрения понятие процесса управления характеризуется в качестве целенаправленного воздействия на состояние частей, которые образуют систему управления. Данный процесс отражает единство нескольких единичных процессов (технические, экономические, социальные и др.), которые исполняются аппаратом управления в соответствующих пространственных и временных границах.
Организационные характеристики понятия процесса управления выражают пространственную и временную последовательность его существования, которая определяется циклом управления.
Элементы процесса управления
На уровне организации можно выделить несколько типовых компонентов системы управления в качестве объектов приложения процесса управления: подсистема линейного руководства, целевая подсистема, функциональная подсистема, подсистема обеспечения управления.
Подсистема линейного руководства состоит из совокупности линейных руководителей. Целевая подсистема охватывает управление выполнением производственных планов и поставок товара, качеством изделий, ресурсами, производственным развитием, социальным развитием персонала, управление охраной окружающей среды.
Функциональные подсистемы можно характеризовать специализацией управленческой деятельности в области выполнения конкретных и специальных функций управления.
Подсистема обеспечения управления включает в себя делопроизводство, правовое и информационное обеспечение, организацию и внедрение нормативного хозяйства, оснащение организации техническими средствами управленческого труда.
Понятие процесса управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс управления представляет совокупность определенных видов деятельности, которые направлены на координацию и упорядочение в функционировании и развитии организации и ее элементов для достижения целей, стоящих перед ней. В процессе управления решаются задачи:
Обычно, процессы управления организацией довольно многообразны и многомерны, характеризуются сложной структурой. Процесс управления в общем смысле состоит из общих функций управления, объединенные в циклы управления (рис. 1).
Рис. 1. Цикл управления
Как видно, данный процесс можно охарактеризовать как непрерывный, с циклическим повторением отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; принятия решений и организации выполнения их), неравномерный, инерционный, с некоторым запаздыванием управленческих действий. Процесс управления совершенствуется и развивается вместе с организацией.
Сущность управленческого процесса
Предмет и продукт управленческого труда – это; в первом случае она является «сырой», а поэтому на практике не применяется; но для подготовки решения она служит основой, ею руководствуются для осуществления определенных действий.
Самостоятельное существование преобразованная информация приобретает и затем накапливается, что ведет к усложнению управленческого процесса, росту господства решений, принятых в прошлом, над текущими. Последнее может быть в некоторой степени полезным, поскольку порождает организационный порядок, который обеспечивает срабатывание в автоматическом режиме механизмов управления и выполнение соответствующего действия без специального распоряжения. При этом он ограничен из-за того, что подчинить и координировать все элементы организации не в состоянии.
Готовые работы на аналогичную тему
Средства управленческого труда – это все то, что способствует при осуществлении операций с информацией. При этом выделяют: средства составления документов, оформления и обработки документов, группировки и хранения документов, средства выполнения вычислительных операций, оперативной связи.
Формы управленческого труда
Управленческий труд реализуется в трех ключевых формах:
Эвристический труд – это совокупность действий по анализу и изучению определенных проблем, стоящих перед фирмой, и на основе этого разработке ряда вариантов их решения — экономических, управленческих, технических.
В зависимости от характера и сложности этих проблем труд выполняется специалистами или руководителями.
Операторный труд имеет направленность на техническое обеспечение необходимой информацией производственных и управленческих процессов.
Он включает работы по документированию (оформлению, размножению, сортировке, и хранению различных документов); учету (сбору статистической, бухгалтерской и другой информации о процессах, протекающих в организации); коммуникации, вычислению и последовательной обработке собранной информации. Данный труд возложен на специалистов и исполнителей.
Управленческие работы и операции
Процесс управленческого труда включает в себя элементарные действия, или операции, то есть однородные, логически неделимые части управленческой деятельности, с одним или группой информационных носителей от момента поступления их до передачи в преобразованном виде другим или же на хранение.
Управленческие операции могут быть: поисковые, вычислительные, логические, описательные, графические, контрольные, коммуникационные и т.п.
Комплекс самостоятельных операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, оформлению их), который заканчивается определенным по форме и содержанию результатом в виде сообщения или документа называется управленческой работой.
Управленческие работы классифицируют:
Последняя классификация является важнейшей характеристикой управленческого труда.
Сложность управленческого труда определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, масштабом, количеством и составом проблем, связи между ними, применяемыми методами, организационными принципами.
Во-вторых, необходимостью принимать все новые, нетрадиционные решения, зачастую в условиях риска и неопределенности, что требует глубочайших профессиональных знаний, опыта и эрудиции.
В-третьих, наконец, сложность управленческого труда характеризуется уровнем оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые надо принимать. Менеджер в процессе принятия решения, берет на себя часто ответственность не только за благосостояние людей в материальном плане, но за здоровье и даже их жизнь.
Управленческая процедура представляет собой документально зафиксированную последовательность выполнения элементов процесса управления, определяющая состав, содержание составляющих его операций, их очередность. Процедура отражает цель работы, разрабатываемые и используемые документы, содержание их, порядок прохождения.
Технология процесса управления
Способ выполнения операций управления и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном разделении между исполнителями в зависимости от их квалификации и затрат рабочего времени называют управленческой технологией.
Главные задачи управленческой технологии:
Технология управления должна быть минимально сложной и трудоемкой. Рассмотрим их подробнее.
Линейная технология характеризуется строгой последовательностью определенных фаз, которые друг из друга вытекают и сменяются в соответствии с ранее установленным планом. Если невозможно оценить положение дел точно, выделить главную проблему и наметить цель однозначно, управленческая технология может быть разветвленной.
Технология управления по отклонениям, начавшимся на предыдущей фазе, исходит из того, что последние частично вообще не потребуют корректировки; а их преодоление и частично внесение изменений в процесс управления возможно силами самих исполнителей; лишь при значительной величине их следует вмешаться руководителю.
Технология управления по ситуации может применяться в случае, когда управленческий процесс осуществляется в условиях неопределенности.
Технология управления по результатам характеризуется тем, что при отсутствия определенности ситуации и расплывчатой конечной цели, после каждой из фаз, в зависимости от степени достижения на предыдущей запланированных результатов, совершается уточнение последующих действий.
Таким образом, процесс управления представляет собой деятельность объединенных в некую систему субъектов управления, которая направлена на достижение целей организации через реализацию определенных функций с использованием управленческих методов.
Процесс управления. Понятие процесса управления
Главная > Лекция >Менеджмент
В этой теме для изучающих менеджмент будут освещены следующие вопросы:
• понятие процесса управления;
• свойства процесса управления;
• содержание процесса управления;
• этапы процесса управления;
• стадии процесса управления;
• роль управляющего воздействия в процессе управления;
• понятия: «действие», «воздействие», «взаимодействие»;
• направления и типы воздействия;
• источники воздействия в процессе управления.
В предыдущей теме мы показали, что каждая из систем предприятия (как системы управления) – управляемая и управляющая – имеет свою организационную структуру, которая служит формой существования процесса. Следовательно, каждая из названных систем имеет и свой процесс. Ранее уже шла речь о процессе управляемой (производственной) системы, называемом производственным, независимо от того, материальное это или духовное (нематериальное) производство, где он протекает.
Процесс управления, протекающий в управляющей системе, имеет сходство с производственным процессом и свои особенности, объясняемые природой управленческого труда. Производственный процесс направлен на производство благ и услуг, а итогом процесса управления является подготовка управляющего воздействия и решений. В этом основное различие этих процессов.
8.1. Понятие процесса управления
Процесс (от лат. processus – продвижение) означает:
• последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь;
• совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (производство продукции, подготовка решений).
Процесс управления – это совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения целей организации.
Материал, заготовки, деталь и др.
Инструмент, оргтехника, вычислительная техника и др.
Оборудование, оснастка, устройства и др.
Информация в преобразованном виде (решение, план, отчет)
Деталь, узел, агрегат, изделие
Исполнитель трудового процесса
Руководитель, специалист, технический исполнитель
Целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор варианта действий (выработка решения), организационно-практическая работа
Заготовительная, обработочная, сборочная, испытательная
Рабочее место исполнителя трудового процесса
С широкими границами
С узкими границами
Параметры процесса управления. Все протекающие на предприятии процессы (в сфере производства и управления) прежде всего являются процессами труда, поскольку и производство и управление – это совместный труд людей, совершающих целенаправленные действия по определённой программе. К параметрам (характеристикам) процесса управления можно отнести:
• исполнитель трудового процесса (рис. 8.1.1.).
Общие функции выполняются во всех без исключения организациях с вещественным и духовным производством. Формирование конкретных функций зависит, как известно, от специфики производственной системы, сфер деятельности предприятия. Поэтому перечень конкретных функций может быть как угодно малым и как угодно большим в зависимости от размера организации и масштаба её производства.
На каждом конкретном предприятии в процессе управления задействованы все общие и конкретные функции для подготовки управляющего воздействия, подготовки, принятия и реализации решений.
8.2. Общая характеристика процесса управления
Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации.
Как научное понятие процесс управления выступает в единстве трёх своих сторон:
3) процедуросуществления (технологии управления).
1. С содержательной стороны процесс управления может быть охарактеризован как целенаправленное воздействие на состояние элементов, образующих систему управления. Процесс этот выражает единство различных частичных процессов (технических, экономических, социальных и др.), выполняемых аппаратом управления в определённых пространственных и временных границах применительно к конкретным объектам и уровням управления.
2. Организационная характеристика процесса управления выражает пространственную и временную последовательность его протекания, определяемую циклом управления. Последний включает 1) определение целей и 2) осуществление функций управления. Важная роль в этом аспекте принадлежит делению процесса управления по принадлежности к компонентам системы управления и её уровням.
На уровне предприятия различают следующие типовые компоненты системы управления как объекты приложения процесса управления:
1) подсистему линейного руководства;
2) целевые подсистемы;
3) функциональные подсистемы;
4) подсистему обеспечения управления.
Подсистема линейного руководства включает всех линейных руководителей – от мастера до директора предприятия. Целевые подсистемы охватывают:
• управление выполнением плана производства и поставок продукции;
• управление качеством продукции;
• управление развитием производства;
• управление социальным развитием трудового коллектива;
• управление охраной окружающей среды.
Функциональные подсистемы характеризуются специализацией управленческой деятельности по выполнению соответствующих 1) конкретных и 2) специальных функций управления.
Подсистема обеспечения управления охватывает:
1) правовое обеспечение;
2) информационное обеспечение;
3) организацию и внедрение нормативного хозяйства;
5) оснащение предприятия техническими средствами управленческого труда.
3. С процедурой (технологической) стороны процесс управления представляет собой связь определённых его стадий и фаз, получающих своё выражение и закрепление в их дальнейшем членении на виды работ, операции и действия, а также процедур, алгоритмов и т. д.
Понятие процесса управления тесно связано с категорией потенциала управления, под которым понимается совокупность располагаемых системой управления возможностей и ресурсов управления информационных, материальных, трудовых, финансовых, опыта и квалификации кадров, традиций управления.
8.3. Содержание процесса управления
Процесс управления с содержательной стороны может выглядеть так (рис. 8.3.1.):
Содержание процесса управления носит комплексный характер и делятся на:
Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития воздействия в каждом акте его осуществления
Этап – это совокупность операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и однородностью и отражающих необходимую последовательность их существования.
Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов:
• постановки цели (целеполагание),
• выработки управленческого решения.
Раскроем поэтапную последовательность процесса управления наглядно (рис. 8.3.2).
Цель – это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система. В научном определении её можно сформулировать как идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы. Процесс управления начинается с постановки цели воздействия. Если он является сознательно осуществляемым процессом, целенаправленным и целесообразным, он может начинаться только с уяснения, определения и постановки цели воздействия.
Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемой относительно цели. Под ситуацией было бы неправильно понимать лишь отклонение от программы либо конфликтные случаи работы. Управление осуществляется независимо от того, есть отклонение или нет, конфликтна или неконфликтна обстановка. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели, следовательно, всегда существует ситуация.
Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество противоречий. Акт воздействия необходим для разрешения этих противоречий, для приближения состояния системы к цели. Но это возможно лишь в том случае, если мы найдём ведущее противоречие, разрешение которого поведёт за собой разрешение всех остальных.
Проблема – это ведущее противоречие ситуации и цели, на разрешение которого должно быть направлено воздействие. Без определения проблемы невозможно управленческое решение.
Управленческое решение – это нахождение путей разрешения проблемы и организационная работа по реализации решения в управляемой системе. Является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.
Функциональное содержание процесса управления. Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы: