Что значит утренняя звезда в библии
по Библии Иисус есть звезда утренняя
Здесь мы подошли к самому интересному, что только могла придумать Церковь. Ибо то, что сейчас будет сказано, является либо наглой провокацией, рассчитанной на самую, что только есть, темноту своей паствы, либо она действительно возомнила себя божественным инструментом, получившим самостоятельные права, и, Возгордившись от этого, начала творить всё, что угодно её воле.
Имя «Люцифер» является в христианстве синонимом зла. По интерпретации Церкви, он есть главный ангел, который был низвергнут за непокорность Богу и стал князем ада. Эта «аксиома» и она не обсуждается.
Версия Церкви ( смысл ею интерпретируется как отрицательный):
«…сам Сатана принимает вид Ангела света»
(2Кор 11:14)
Слова Иисуса:
«Я. Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
(Откр 22:16)
О каком Ангеле идёт речь? Кто должен придти после Иисуса» Ответ на этот вопрос даёт подстрочник параллельных мест Библии.
Откровение Иоанна. Гл.2, ст. 24-28.
«Вам, вам, которые не знают глубин сатанинских,
сказываю, что не наложу на вас иного бремени.
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца,
тому дам власть над язычниками,
и будет пасти их жезлом железным;
как сосуды глиняные, они сокрушатся,
как и Я получил власть от Отца Моего;
дам ему звезду утреннюю».
(Откр 2:24-28)
«И почитает на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не послуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина».
(Ис 11:2-5)
Два стиха – стих Откровения Иоанна (22:16), где Иисус назвал себя «звездою утреннею» (Люцифером, Светоносным Ангелом), и стих Исайи (11:1(2-5) 10), где говорится о посланнике – Судье, препоясанным истиной и правдой, связаны между собой подстрочным указателем параллельных мест. Значит, Церковь эти стихи отожествляет и одобряет. Получается, что Люцифер (Сатана) действительно Дух Господень, Дух мудрости и благочестия. Но почему тогда, вопреки написанному, преподносится противоположный результат?
Далее опять уже идёт знакомый вариант редакции Библии по своему усмотрению.
Второй отрывок из Откровения Иоанна (2:24-28), связанный «утреннею звездою» с первым (22:16), никак не показан в Библии.
Его нет в подстрочнике, как в Иоанне, так и в Исайе, но зато стих (2:28) связан с тремя другими стихами на общую тему – «Я есмь Первый и Последний, Начало и Конец», и одним стихом, задающим вопрос – «Кому уподобите Меня?» (богу из золота и серебра», идолу?)
Сам же стих Откровения (2:24-28), которого Церковь никак не отменила, говорит о двух сатанах.
Получается, что кругом одни рогатые демоны и только одна христианская Церковь во главе с её земным богом (Папой) оказывается правой.
Эта ситуация похожа на ту, в которой злоумышленника загнали в угол, а он, не имея возможности отпираться и сопротивляться, только кидается на всех и кричит – «сами вы такие».
Именно этот вывод подтверждают следующие стихи, которые сопутствуют вышеприведённому высказыванию из 2-го послания Павла к коринфянам(11:14). Приведём их все вместе, чтобы стало более ясно, о ком идёт речь.
«Ибо таковые лжеапостлы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их». (2кор 11:13-15)
В такой сложной путанице и кроется главный секрет могущества «великой блудницы» Откровения, которая «говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откр 18:-172). «За то в один день придёт на неё «возмездие», потому что силен Господь Бог, судящий ее» (откр 18:8) за то, что она пытается выдать за добро, а добро облечь одеждами зла.
«Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис 5:-21)
«Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют». (Дан 12:10-9.8.11)
Денница
Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утренняя звезда, заря; 2) люцифер, одно из имен диавола.
Гюстав Доре «Потерянный рай»
1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.
а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:
б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» ( Иов.3:9 ). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.
2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» ( Ис.14:12 ).
Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.
О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» ( Иез.28:14-15 ).
Став духом злобы, мироправителем тьмы ( Еф.6:12 ), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.
Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света ( 2Кор. 11:14 ) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» ( Откр. 22:16 ).
Кто такой Люцифер и что он сделал
Узнайте все самое интересное и важное о Люцифере, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Люцифер в Библии
Что означает это имя — «Люцифер»? Люцифер (в переводе с латыни — “светоносный”), или Денница (утренняя звезда), – сотворенный Богом величайший из ангелов. В определенный момент, возгордившись, захотел стать выше Бога, за что был низвержен с Небес. Люцифер – одно из имен сатаны, которое было дано ему до грехопадения.
В Библии его называют Денница (“сын зари”), в средневековом христианстве и до сих пор – Люцифером. Как утренняя звезда предваряет наступление нового дня, а заря указывает на скорый восход солнца, так и Люцифер был вестником Божьей славы.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Книга пророка Исайи 14:12-15).
Кто такой Люцифер — история падения
Люцифер был сотворен Богом наивысшим и любимейшим из ангелов прежде сотворения видимого мира и человека. По словам Иоанна Дамаскина, Люцифер был поставлен для охраны всей землей (Точное изложение православной веры 4.18). Бог наделил его невероятной красотой и свободной волей. В результате Люцифер начал восхищаться самим собой и возгордился. Недостаточно ему стало управления только землей, возжелал он стать выше Бога. Он решил стать властелином всего, что сотворил Всевышний. Падший ангел увлек за собой третью часть всех небесных сил.
Так началась война между сатаной и архистратигом Михаилом. В результате Люцифер и другие ангелы, принявшие его сторону, были низвержены с Небес на Землю. (Откр. 12.7-9) Люцифер стал дьяволом, а падшие ангелы – бесами. Применительно к дьяволу можно отнести ряд нарицательных имен. Например, сатана, лукавый, нечистый дух, великий дракон, змей, враг рода человеческого, отец лжи.
Дьявол возненавидел человека как существо, которое по своему духовному потенциалу способно стать выше ангелов. А также из-за того, что человек стал любимым творением Бога, Его образом и подобием. Именно сатана в облике Змея подтолкнул Адама и Еву к грехопадению (первородному греху).
Он хитростью и обманом научает людей нарушать волю Бога. Так лукавый сеет ростки греха в душах, ожесточая сердца людей. Грех всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. И только пришествие Иисуса Христа Сына Божьего дает возможность человеку получить исцеление и спасение.
Образ в искусстве
“Благий Бог сотворил ангелов. Однако от гордости некоторые из них пали и стали бесами. Бог создал совершенное творение – человека – для того, чтобы он заменил отпадший ангельский чин. Поэтому диавол очень завидует человеку – созданию Божию. Бесы горланят: «Мы совершили один проступок, и Ты нас тиранишь, а людей, у которых на счету так много провинностей, – Ты прощаешь». Да, прощает, но люди каются, а бывшие ангелы пали так низко, что стали бесами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё лукавее, всё злобнее. С неистовством они устремились на разрушение созданий Божиих. Денница был самым светлым ангельским чином! А до чего он дошел… От гордости бесы удалились от Бога тысячи лет назад, и по гордости они продолжают удаляться от Него и остаются нераскаянными” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).
Стоит отметить, что в искусстве и культуре популярен образ сатаны как свободолюбивого ангела, восставшего против гнетущей власти Бога. Так, в поэме “Демон” М. Ю. Лермонтова сатана предстает как “печальный Демон, дух изгнания” и приобретает романтический ореол. Многие литературные романы (поэма Джона Мильтона «Потерянный рай») и современные фильмы (например, сериал “Люцифер”) искажают образ дьявола. Ему придаются величественные и даже благородные черты. Такое искажение не имеет ничего общего с реальностью и христианским понятием о Люцифере как о “лукавом” искусителе и “отце лжи”.
За что Бог изгнал Люцифера
Люцифер был наделен великим даром – личной свободой и способностью к самоопределению. Он мог выбирать между взаимной любовью к Богу или же эгоистической чувством к самому себе. Денница превосходил всех ангелов достоинством и красотой. Но его стремление сравняться с Богом и стать выше Него, привело его к неминуемой гибели.
Гордость (гордыня) – это грех, который лежит в основе всех поступков, неугодных Богу и преступлений. Это чувство собственного превосходства над всеми остальными, в том числе и над Господом. Именно из-за гордости началось падение самого великого из всех ангелов, именно этот грех является первопричиной других грехов.
«Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость: она, как всеобъемлющая некая зараза, не довольствуется расслаблением одного какого члена, или одной части, но все тело повреждает смертельным расстройством, и стоящих уже на высоте добродетелей покушается низвергнуть крайне тяжким падением и сгубить. Всякая другая страсть довольствуется своими пределами и своею целью, и хотя тревожит и другие добродетели, однако против одной главным образом направляется, ее преимущественно теснит и на нее нападает» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин “Послание к Кастору, епископу Аптскому»)
Действие дьявола в мире
И чтобы не уподобиться падшим духам, человеку следует вести непрестанную борьбу со своей гордыней. Поиск человеческой славы, похвалы, превозношения себя над другими могут возрасти до небывалых масштабов. Тогда человек перестает видеть свои грехи и это ведет к неминуемой погибели.
Но если сатана не способен к раскаянию, то человек, обладая свободной волей, может принести искреннее покаяние в своих грехах. А значит, быть прощенным Богом и войти в Царствие Небесное. Самым действенным “лекарством” от гордыни является смирение и послушание Богу, Церкви и ее уставам, послушание советам Святых Отцов и опытных священников, а также молитва и пост.
“Исповедь лишает диавола прав над человеком»
Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).
На человека верующего, ходящего в церковь, исповедующегося и приступающего к Причастию, сатана не может негативно воздействовать. Он не обладает никакой силой и властью над человеком, который обращается к Господу за помощью и старается соблюдать Заповеди Божьи. Напротив, если человек не придает особого значения своей духовной жизни, в таком случае сатана обладает большой властью и подталкивает человека к пропасти, где царствует грех.
“— Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?
— Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство — все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца)
«Злые духи пали по гордости и злобе, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, – для всех человеков в том урок – смиряться пред Творцом, считать себя за ничто и все приписывать Творцу, и жить единственно Творцом и исполнением Его воли, и – дивны дела Твои, Господи! – то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при всей своей мудрости…” (Из книги “Моя жизнь во Христе”, том 2).
Кто такой Люцифер?
Сергей Худиев о «сыне зари»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Слово «Люцифер» в современном языке закрепилось для именования сатаны; именно в этом значении его использует бесчисленное количество голливудских триллеров на тему «Беспечные студенты, прочитав вслух древний манускрипт, случайно пробудили древнее проклятие, спавшее под зловещими руинами древнего замка, где некогда правил могучий чернокнижник, сожженный инквизицией. Из подвала вылез адский Люцифер и всех съел, кроме одной студентки, которая как-то перекантовалась до рассвета». В наш язык это слово попало, как легко догадаться, из английского. Его источник — классический библейский перевод Короля Иакова, где в книге Пророка Исайи 14:12 сказано «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!» В английский, в свою очередь, это слово попало из латыни, где оно означает буквально «светоносец» употребляется для именования утренней звезды, Венеры.
Обратимся к русскому переводу этой главы Пророка:
Он назван денницей, утренней звездой ради той славы, которой он обладал в то время — как утренняя звезда, Венера, на небосклоне гораздо ярче всех других звезд и видна даже тогда, когда они все пропадают из вида, так и царь вавилонский своим могуществом и великолепием затмевал всех правителей той эпохи.
Святой Люцифер Калаританский
Прямой и буквальный смысл слов Пророка именно таков — заносчивый языческий правитель пал под тяжестью своей непомерной гордыни. Но Библия — очень глубокая, многослойная книга; когда мы читаем эти слова, трудно отделаться от ощущения, что речь идет о хорошо знакомых нам тиранах не столь далекого прошлого. Под это описание подойдут и Наполеон, и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзе Дун — много кто. Это описание не просто одного гордеца, но гордыни вообще; и поэтому уже очень давно благочестивые читатели относили эти слова Пророка к первому из гордецов — дьяволу. Дьявол сравнивается с денницей, утренней звездой, в том смысле, что он был сотворен прекрасным ангелом, исполненным света и славы, но потом низвергся во тьму преисподней, восстав против Бога в своей гордыне и властолюбии.
Таким образом именование «Люцифер», «светоносец», применимо к сатане до его падения — именовать его Люцифером после этого было бы неточно. Традиция такого именования — довольно поздняя, и в первоначальном, латинском употреблении слово «lucifer» значит просто «утренняя звезда» или «светило», часто не имея никакого отношения к сатане. Например, латинский церковный гимн Lucis largitor splendide, обращенный, очевидно, ко Христу, содержит строчку «Tu verus mundi lucifer» (Ты — истинный Светоносец миру). Многие благочестивые христиане в первые века Церкви носили имя «Люцифер». Так звали, по крайней мере, двоих Епископов, причем один из них, святой Люцифер из Кальяри, был канонизирован.
Наверное, нам не стоит использовать слово «Люцифер» для именования сатаны — во-первых, теперь-то он уже точно никакой не светоносец, во вторых, не стоит обижать благочестивых людей, которые носили это имя, а в третьих — не стоит связываться с голливудской традицией люциферических страшилок, которые в духовном отношении могут сбивать с толку.
Противник наш диавол, увы, совершенно реален, только он имеет очень мало отношения к голливудским спецэффектам, внезапно вырастающим клыкам, диким завываниям, сине-зеленым рожам и тому подобному. Его цель — вовлечь нас в грех, и прежде всего, в тот же грех, который низверг с неба его самого, в гордыню; но также и во все остальные. Он не собирается демаскировать себя спецэффектами, и предпочитает действовать тайком и обманом.
А если, случайно, в зловещих руинах древнего замка, овеянных мрачными легендами, Вы найдете древнюю рукопись, испещренную таинственными знаками — ну, что же, отнесите ее в местный краеведческий музей, пусть специалисты разбираются.
Люцифер – как светлый бог стал падшим ангелом?
Многим людям знакомо предание о том, как Богом был низвергнут с небес ангел Люцифер. Позднее его имя стало отождествляться с демоническими силами и сатаной. Но мало кто знает, что изначально этот персонаж легенд имел совершенно иное предназначение и даже судьбу.
Оказывается, раньше имя Люцифера отождествлялось с добротой и верностью. Более того, в нём заложена основа “люкс”, что в переводе с латинского значит “свет”. Как же вышло, что светлый и добрый покровитель превратился в падшего ангела? Что могут поведать нам о Люцифере древнеримские мифы и христианские сказания?
Люцифер – сияющий бог
Образ бога-покровителя Люцифера появился ещё в Древнем Риме. Если рассмотреть его имя, то можно заметить, что оно состоит из двух основ: “люкс” и “феро”. В переводе с латинского языка сочетание этих слов можно трактовать как “несущий свет”.
Казалось бы, с чего бы падший ангел стал светоносным небожителем? Однако важно осознавать, что римский Люцифер и тот, что появился позднее, в христианскую пору Средневековья, очень различаются между собой.
Люцифер «Утренняя звезда» / © crow god / crowgod.artstation.com
Изначально Люцифер действительно был добрым и светлым божеством. Причём светлым во всех отношениях. Он отождествлялся с “утренней звездой”, как греки и римляне называли планету Венеру. Из-за своих особенностей расположения эта “звезда” была видна лишь перед восходом солнца, которое в дневное время затмевал её свет.
Древнеримские предания рассказывают, что светило на небосводе зажигал тот самый бог Люцифер. Кстати, как и образы многих других божеств, “портрет” Люцифера был сформирован на основе его греческого прототипа – Фосфора.
Люцифер превратился в Дьявола / © Christian Johnson / plazma.artstation.com
Как выглядел Люцифер?
В искусстве античности или эпохи Возрождения Люцифер представлялся сияющим ребёнком или юношей, в руках которого находился факел. Иногда на фресках бог представлен с сосудом, наполненным светом, который проливается в небесах.
В произведениях Овидия Люцифер называется сыном Авроры, богини зари. Возможно, именно поэтому поэты часто отождествляли бога с восходом солнца. Вместе со своей матерью-зарёй Люцифер возвещал мир о новом дне, рассвете и скором появлении солнца, что несло жизнь и радость всему живущему на земле. Римский историк Псевдо-Гигин в своей «Астрономии» пишет:
“Четвёртая звезда — это Венера, называемая Люцифером. Некоторые утверждают, что это звезда Юноны. Во многих описаниях говорится, что она также называется Геспером. Кажется, это самая большая из всех звёзд”.
В древнеримских легендах рассказывается, что Люцифер был главным любимцем богини любви и красоты Венеры. Она сделала его своим помощником и стражем святилища. Вергилий в «Энеиде» рассказывает так:
“Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой…
Блещет в ночи Люцифер, больше всех любимый Венерой [богиней],
Лик свой являя святой и с неба тьму прогоняя”.
Христианский образ Люцифера
Приход новой веры значительно изменил отношение ко многим персонажам прежних преданий и верований. Не стал исключением и Люцифер. И если в раннехристианские времена его имя и термин “утренняя звезда” часто упоминались в хвалебных песнях и при восславлении, то в Средние века всё круто меняется.
Во времена Средневековья имя Люцифера стало равнозначно сатане. Причиной тому стали аллегорические образы, использованные в Книге пророка Исайи, где сравнивается с утренней звездой вавилонский царь, однако подразумевается сатана. Упоминания о Люцифере есть в Библии, в каббалистических текстах, в старинных преданиях христиан.
Наиболее известная легенда рассказывает, что Люцифер был одним из серафимов – могущественных шестикрылых ангелов, что считались сыновьями Бога. Вместе со своими братьями Люцифер был создан задолго до сотворения Всевышним земли.
Он был необыкновенно красивым. Высокий лоб говорил об уме, вечно молодое лицо сияло здоровьем, а прекрасная осанка свидетельствовала о гордом нраве. Люцифер был любимым сыном Господа.
Антонио Мария Эскивель «Падение люцифера», 1840 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Восстание против Бога
Несмотря на то, что серафим проявлял смирение и доброту, заслуживая всеобщие любовь и уважение, его душе не было покоя. Люцифер замечал, что больше ангелов Бог уделяет внимание и доверяет Иисусу Христу. Именно это и задело гордый нрав серафима. Он считал себя самым талантливым и достойным среди сынов Божьих, а потом понял восстание против отца.
Люцифер хитро уверял остальных ангелов, что, стань он Владыкой Неба, другим не пришлось бы признавать первенств Иисуса. Вот только такие разговоры многим братьям его были не по душе. Прочие серафимы уговаривали Люцифера одуматься и очистить свою душу от зависти. Однако он не терпел подобных воззваний к разуму.
Архангелы изгоняют Люцифера / © Richie mason / richenks.artstation.com
Мятеж против Господа был подавлен, а часть восставших уничтожена. Люцифер же и значительная часть его соратников оказались низвергнутыми в ад. Как и мечтал серафим, он стал главным, однако не на небе, а в совсем ином царстве – мире мрака и греха.
Что примечательно, в Библии и священных книгах нет объяснения, почему Бог не поквитался с самим зачинщиком мятежа. На мой взгляд, он любил сына, как и любое своё создание, а быть может, даже надеялся, что тот когда-нибудь раскается и снова вернётся на путь Добра. Увы, этого так и не произошло.
Люцифер правит в Аду / © Harshanand Singh / harshanandsingh.artstation.com
Вот таким неоднозначным предстаёт Люцифер. В его случае уместно говорить не столько и сложности образа, сколько о метаморфозах, произошедших в отношении людей к нему. Из светлого божества, возвещающего рассвет, Люцифер стал противником самого Бога, превратившись во властителя всего тёмного и порочного. Но именно он испытывает людей, позволяя доказать, кто чего стоит.