Что значит хейм в скандинавии
Миры скандинавской мифологии
Девять миров — одно из первых явлений с которым стоит познакомиться перед погружением в большой интересный и жестокий мир скандинавской мифологии.
Сейчас я расскажу тебе о всех девяти мирах скандинавской мифологии. Мой раздел северная мифология славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.
В древние времена, когда не было ни одного живого существа. В непроглядной бездне Гинунгап стояли два первейших мира:
Однажды, первейшие миры соприкоснулись. Из яростного огня и спокойного хлада родилось первое бесполое существо — великан Имир. Имир стал прародителем всего живого. И боги и великаны и мы, люди — все обязаны своим рождением этому существу.
Всего миров в скандинавской мифологии — девять. все они, кроме древнейших Муспельхейма и Нифлхейма были созданы богом Одином и его братьями Вили и Ве. Располагаются миры вертикально на трех больших уровнях — по три мира в каждом:
Верхние миры — небесные:
Средние миры — земные:
Нижние миры — подземные:
Верхние миры
На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.
I. Асгард
Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:
К асам относятся такие известные боги как Тор — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.
В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.
Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его Хеймдаль — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.
II. Ванахейм
Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.
Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:
III. Альвхейм
Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.
Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.
В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».
Средние миры
От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.
IV. Мидгард
Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.
V. Ётунхейм
В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.
VI. Муспельхейм
Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.
Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.
Нижние миры
Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.
VII. Свартальвхейм
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.
VIII. Хельхейм
Смерть, тишина и могильный холод. Большая каменная крепость — обитель мертвых. Богиня Хель забирает в свое царство всех умерших от старости, болезни и голода.
Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.
Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.
Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.
IX. Нифлхейм
Царство вечного мрака и холода — тёмный мир. Нифлхейм — древний мир первичного льда и тьмы. Мир давший начало всему живому. Бесконечные пустоши и ядовитые реки. Ни единой души не встретишь в этом мире — он есть сама пустота и одиночество.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию
Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе.
«На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры.»
2. Ванахейм (Vanaheim)«Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю.»
Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны — Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет
Божественная направленность ванов:
3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)
«Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь. в следующий момент они могут позволить Вам упасть.»
4. Мидгард (Midgard)Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является «миром смертных».
Мидгард был создан Одином и его братьями ( Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозг — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) — первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира — Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество — великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров.
5. Ётунхейм (Jotunheim)«Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут.»
6.Нифльхейм (Niflheim)«Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени.»
7. Свартальфхейм (Svartalfheim)«Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель.»
Тёмные альвы (гномы)
8. Хельхейм (Helheim)«Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной.»
«Младшая Эдда», написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.
В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).
Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.
Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.
9. Муспельхейм (Muspelheim)«На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир.»
Muspelheim, то есть огненная земля — страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.
Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар), как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) — в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) — Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками («Путешествие Тора в Утгард»).
Ссылки для более подробного ознакомления с темой.
Какие миры существуют на дереве Иггдрасиль в рунической магиив
Мировой ясень Иггдрасиль – древо жизни в скандинавской мифологии. Оно символизирует само мироустройство. Дерево Иггдрасиль – универсальная модель, которая описывает все процессы, происходящие в мире. Оно состоит из девяти миров. Эти миры можно рассматривать с точки зрения мифологии, истории древних цивилизаций, социальной иерархии, психики, магии.
Мир Хель
Хель – мир мёртвых. Тут живут люди, умершие соломенной смертью, люди, преданные забвению. С точки зрения социальной иерархии в Хель живут иждивенцы и дети. Это люди, которые не могут сами себя обслужить и обеспечить, они бы умерли, если бы их никто не содержал и не поддерживал. Все мы родом из детства, все мы были в Хель, но приходит пора становиться на ноги и отделяться от родителей, учиться самого себя обеспечивать, заводить свою семью. Хель – это отчий дом, связь с родом, предками. Качества Хель – это то, что мы взяли в свою взрослую жизнь из детства: врождённые данные, родовые программы и воспитание.
Мир Свартельхейм
Свартельхейм – мир двергов. Это карлики, гномы. В северной традиции их называют тёмными альвами. Сварт – тёмный, альф – альв, хейм – мир. В плоти Имира завелись черви. Это были альвы. Есть тёмные альвы – это дверги (гномы, карлики), и светлые альвы – это феи, эльфы. Тёмные альвы (дверги, гномы) – хорошие работники, они умеют работать руками, могут изготавливать волшебные предметы – артефакты. Б.М. Моносов утверждает, что на Земле действительно существовала такая раса людей – дверги.
С точки зрения социальной иерархии в Свартельхейме живут работники. Но это совсем не обязательно человек первой касты. Работники – это люди, которые работают на работе. Они уже могут себя обеспечить, но они живут от получки до получки, кое-как сводя концы с концами. К системе вертикальной эволюции это не имеет никакого отношения. Точка сборки, каста может быть любая. Маг тоже может быть «работником», если живёт он худо-бедно.
Дерево Иггдрасиль в данном случае описывает социальную иерархию. Человек, развиваясь по рунам, поднимается на более высокий социальный уровень, его развитие становится более эффективным. Вне зависимости от места положения точки сборки руны одинаково полезны людям любых каст. Способность, которая развивается в Свартельхейме, – трудолюбие.
Мир Муспельхейм
Муспельхейм – мир огня. Он населён огненными великанами. В переносном смысле огненные великаны – это яркие, харизматические личности, звёзды. Способность, которая развивается в Муспельхейме, – активность, умение быть на виду, готовность показать себя. Если человек стесняется, боится быть на сцене, это значит, что у него проблемы с Муспельхеймом. Магия Муспельхейма – это всевозможные энергетические практики, работа с энергией.
Мир Ванхейм
Ванхейм – мир ванов. Ваны – группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они ниже рангом, чем асы. Ваны – боги плодородия. Б.М. Моносов говорит о том, что 40 тысяч лет назад была на Земле цивилизация ванов. Ваны были созданы йотунами для того, чтобы уничтожить вторичные города асуров (асов. Ваны были воинами, их основной интерес в жизни – война, победа.
Ванхейм с точки зрения социума – это мир активных, целеустремлённых людей, спортсменов, бизнесменов, правителей. Качества, которые развиваются в Ванхейме, – это организаторские способности, способность управлять людьми, а также владеть собой, самоорганизованность.
Мир Мидгард
Мидгард – мир людей, мир нормальных обычных людей. Люди Мидгарда отличаются от Свартельхейма стабильностью. Им не нужно бороться за жизнь, они особо ни к чему не стремятся, им хорошо, комфортно, есть работа и свободное время, семья, хобби. Качество Мидгарда – спокойствие, размеренность в жизни, в быту.
Мир Йотунхейм
Йотунхейм – мир йотунов. Йотуны – инистые великаны, древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям.
Б.М. Моносов йотунами называет инопланетных пришельцев. Йотуны раньше жили на Марсе, а до этого на планете Фаэтон, которая вращалась вокруг Солнца между Юпитером и Марсом, там, где сейчас пояс астероидов. Йотуны высокого роста – от 3 метров. Они покрыты шерстью и внешне напоминают прямоходячих медведей или обезьян. Живут они высоко в горах, потому что в обычных условиях им жарко, комфортная температура для них минус 40 градусов. Их ещё называют йети – снежный человек. Йотуны занимались генной инженерией и выводили расы людей. Можно назвать их экспериментаторами.
Йотунхейм – мир учёных и изобретателей. Качество этого мира – необычное мышление, нестандартный взгляд на вещи.
Мир Нифельхейм
Нифельхейм – мир льда и тумана, в нём живут ледяные великаны. Это сильные мира сего, люди не знаменитые, но значимые, это серые кардиналы, а также тайные магические ордена Люди не активные, но влиятельные. Влияние осуществляется через крепкие связи. Есть у вас знакомый профессор, но вы с ним не общаетесь, люди занятые, пустой болтовнёй не занимаетесь, просто знакомы и всё. Вы однажды выразили какую-то умную мысль, профессор это сказал студентам – и они устроили революцию. Получается, что вы вызвали глобальное изменение в мире. Нифельхейм – это геополитика.
Качество, которое нарабатывается в Нифельхейме, – это способность понимать причинно-следственную связь, чувствовать, куда мир катится. Есть естественные процессы развития цивилизации. Невозможно двигать мир против течения естественного хода трансформации. Но если ваша воля соответствует воле системы, то вы сможете произвести глобальные изменения.
Мир Альфхейм
Альфхейм – мир альвов (эльфов). В германо-скандинавском и кельтском фольклоре это волшебные существа, маленькие феи, прыгающие с цветочка на цветочек.
У Джона Толкина эльфы – один из свободных народов, населявший мир Средиземья в отдалённом прошлом. Они высокие, красивые, высокочастотные, обладающие чудесными магическими способностями. Б.М. Моносов говорит, что альвы – одна из рас, выведенных йотунами на Земле. Йотуны создали альвов сразу волшебниками. Альвы могли масштабироваться, трансформировать своё тело.
Альфхейм – мир мечты. Альвы могут делать то, о чём люди только мечтают. В Альфхейме живут люди, достигшие такого уровня, о котором другие могут только мечтать. Это очень хорошо реализованные люди. Чтобы не провалиться ниже, они должны иметь хорошую опору на все расположенные ниже миры:
Если человек собрал в себе качества этих пяти миров, то он оказывается в Альфхейме. Про трудолюбие Свартельхейма и врождённые данные Хель я и не говорю, это само собой разумеется.
Мир Асгард
Асгард – мир богов, асов. Это самая вершина дерева Иггдрасиль, вершина мироздания. В социальной иерархии это вершина устремлений. Стать богом – значит стать единственным в своём роде во всём мире. Возможно, те боги, которых мы знаем сейчас, когда-то были людьми. Если человек превращается в легенду, его имя переживает века, он становится «богом».
История о древних цивилизациях Б.М. Моносова имеет много общего с германо-скандинавской мифологией. Может быть, он заимствовал мифологические сюжеты для того, чтобы составить из них картину о древних цивилизациях. А может быть, северные мифы – это не мифы вовсе, а самые настоящие предания о доисторических временах.