Что значит утопия в литературе
Что такое утопия: понятие, примеры, признаки утопии
Приветствую Вас, друзья!
Слово «утопия» обычно употребляется, чтобы показать, что некие предположения или прогнозы звучат слишком красиво, но при этом абсолютно несбыточны. Примерный смысл данного термина очевиден каждому. При этом далеко не все понимают, что такое утопия на самом деле, сколько философских теорий стоит за данным понятием и как сильно различные утопические идеи повлияли на историю человечества. Сегодня мы восполним данный пробел, подробно ответив на эти и другие вопросы.
Что такое утопия?
Утопия – это вымышленное место с идеальными условиями для жизни и всеобщего счастья. В литературе этим термином называют жанр произведений, описывающих всевозможные утопические миры. Практически все такие произведения являются фантастическими и описывают либо отдаленное будущее, либо альтернативную реальность, либо никогда не существовавшее прошлое.
Существует две популярные версии о происхождении данного термина. Согласно первой, он образован от греческих слов οὐ (нет) и τόπος (место), поэтому его можно перевести как «несуществующее место». По другой версии в качестве первого слова выступает εὖ, что переводится как «благо». Соответственно, подразумевается «благое место».
Автором термина принято считать английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Он имел прекрасное образование, поскольку практически всю юность и молодость учился у лучших юристов, философов и гуманистов Королевства. Вооружившись таким редким сочетанием знаний и навыков, он разработал концепцию идеального государства, которую описал в своей знаменитой книге «Утопия», опубликованной в 1516 году.
Изначально у Мора Утопией назывался вымышленный остров, на котором располагалось идеальное государство. В дальнейшем слово стало нарицательным, и им стали обозначать подобные вымышленные миры с идеальными условиями для жизни, а также литературный жанр, описывающий эти миры.
Сегодня данный термин часто применяют в отношении любых несбыточных фантазий. К примеру, если человек начинает мечтать о будущем и описывает слишком красивые планы, говорят, что это утопия и ему следует рассуждать более приземленно. Если политик рассказывает о будущем и рассыпается в прекрасных обещаниях, о нём также говорят, что он произносит утопическую речь. В данном контексте слово «утопический» приобретает отрицательный оттенок и подразумевает, что данный политик – популист.
Признаки утопии
Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:
Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.
Примеры утопии
Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.
1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)
Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:
В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.
2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)
Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием.
Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.
3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)
В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.
Утопия и утопизм
Как мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации. Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности.
Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм. Наиболее известным примером в истории является, конечно же, учение Карла Маркса, которое изначально разрабатывалось с расчетом на воплощение в реальной жизни.
Концепция утопии Томаса Мора
У Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота.
У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.
Типичный рабочий день в 16 веке длился 12-16 часов, поэтому 6 часов было недостижимой мечтой для работяги того времени.
Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года.
Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула.
Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён.
Утопический социализм
Карл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии:
Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже.
Чем утопия отличается от антиутопии
Антиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию. Также антиутопия – это жанр литературы и кино, в котором описываются соответствующие ситуации.
Термин dystopia появился в литературе с подачи Гленн Негли и Макса Патрика, использовавших его в своей совместной работе «В поисках утопии», которую они опубликовали в 1952 году. Интересно, что термин «антиутопист» (англ. Dystopian) появился почти на столетие раньше. В 1868 году его использовал британский философ Джон Милль.
Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения (а позже и фильмы), описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи.
В качестве ярких примеров жанра можно назвать «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Машину времени» Герберта Уэллса, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Поклонникам отечественной литературы рекомендуется почитать «Землю» Валерия Брюсова, «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова. Конечно же, нельзя пропустить «Обитаемый остров» Стругацких и «Час быка» Ивана Ефремова.
Заключение
Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем. При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации.
Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития. Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.
Утопия
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») [1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.
Содержание
История
Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.
Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.
Классификация и признаки утопии
Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:
Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).
Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки». [2]
Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». [источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.
…не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. |