Что значит устное высказывание
Развитие устной речи. Виды устных высказываний.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной, неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, что бы его речь была логична и связана, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используются глаголы, возможна инверсия.
Рассмотрим более подробно особенности устных высказываний и их различия.
Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу.
Слово дискуссия происходит от латинского слова diskussio- рассмотрение, исследование. Дискуссия- это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовится к ней более основательно.
Слово диспут происходит от латинского слова disputare- рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
Доклад – публичное сообщение или развернутое изложение, какой –то новой темы. Например: прочитать доклад, выступить с докладом, научный доклад, прения по докладу. Доклад может быть представлен в виде устного или письменного сообщения начальнику о служебном деле. Например: доклад директору, командиру или явиться с докладом.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Как пройти итоговое собеседование на ОГЭ по русскому языку
Из чего состоит экзамен, как быстро подготовиться к пересказу текста и как вести диалог с экзаменатором.
С 2019 года на ОГЭ по русскому языку стало обязательным устное собеседование. На нём проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы. Зачёт по собеседованию — пропуск на ОГЭ, без него ученик не будет допущен к экзаменам. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.
Из чего состоит собеседование
В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания:
2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,
4. диалог с экзаменатором.
За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки.
Чтение текста
Что требуется. В первом задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к чтению даётся 2 минуты.
Советы. За эти 2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты, а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца. Во время подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.
Обратите внимание на:
Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. Очень важно прочитать верно слово, над которым стоит знак ударения — за ошибку в его чтении снимают один балл. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл.
При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.
Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.
Баллы. За чтение можно получить максимум 2 балла.
Пересказ текста
Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.
К пересказу предъявляются два основных требования:
1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.
2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.
При пересказе оценивается четыре момента:
Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.
Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.
Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.
Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.
Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:
Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.
Монолог
Что требуется. В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.
Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.
Советы. Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.
Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Соответствие коммуникативной задаче.
Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.
2. Учёт речевой ситуации.
1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.
3. Речевое оформление.
Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
Диалог
Что требуется. Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.
Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.
Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.
Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.
Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.
Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку.
За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.
Что нужно знать о порядке проведения экзамена
✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.
✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.
✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.
✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.
✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.
✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему
В данной статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9 классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе и ФГОС требуют от учителя такой организации обучения русскому языку, чтобы развивались и проявлялись коммуникативные способности школьников в урочной деятельности. Выбор вида творческого задания для государственной аттестации по русскому языку в 9 классе Цыбулько И.П., председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, объяснила так: «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать школьников в профильные классы. …Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной (познавательно-коммуникативной) направленности курса и деятельностном подходе». (Слайд №2)
Учителю для решения данной проблемы на предпрофильном этапе необходимо найти эффективное средство подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему.
Рассмотрим статистические данные выполнения задания «С2» учащимися 9-х классов Первомайского района города Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Из числа работ, которые оценивают эксперты, лишь 5% за выполнение сочинения на лингвистическую тему получили максимальное количество баллов. Примерно 12,5% получили баллы, соотносимые со школьной четверкой, сочинения 62,5% выпускников 9-х классов слабы, в некоторых из них лишь просматривается коммуникативный замысел, около 20% обучающихся вовсе не приступали к выполнению творческого задания. По оценке экспертов, речь девятиклассников шаблонна, аргументация недостаточно убедительна, подменяется лишь примерами.(Слайд №3)
Сравнив форматы итоговой аттестации в 9 и 11 классах, мы вынуждены сделать вывод о том, что аттестация в 9 классе более сложная, чем в одиннадцатом. Сложность предъявляемых требований к заданию «С2» в 9 классе объясняет причины затруднений учащихся при его выполнении. (Слайд №4).
Выделим некоторые из них (слайд №5).
Предъявляемые требования к экзаменационной работе позволяют охарактеризовать сочинение на лингвистическую тему как задание олимпиадного уровня, которое теперь перенесено в разряд базовых.
Всё названное убеждает учителя в необходимости искать новые эффективные средства подготовки к экзамену. КИМы для 9 класса, в том числе и сочинение-рассуждение, сегодня строятся так, что отражают практико-ориентированный подход в обучении, поэтому следует обратиться к первейшему помощнику учителя и ученика – школьному учебнику.
Среди УМК нового поколения учебник С.И. Львовой и В.В. Львова системно готовит учащихся разного уровня подготовки к итоговой аттестации по предмету и, что очень важно, к выполнению самой трудной части экзаменационной работы «С2», написанию сочинения на лингвистическую тему. Арсенал средств, представленных в учебнике, чрезвычайно многообразен: теоретический материал, рубрики «Знайте и применяйте», «Обратите внимание», сочинения-миниатюры, типовые упражнения – всё это учитель может использовать в своей практике, чтобы сформировать предметные знания, коммуникативные умения и навыки для создания собственного высказывания, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, для развития языковой личности.
Учителю важно помнить: то, как ученик объясняет языковое явление, как строит устный ответ, определяет его успешность или неудачу на итоговой аттестации при выполнении творческого задания. Не может быть успешности письменной работы без постановки устной речи. Если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли: как говорит ученик, так и пишет, устное слово в письменной речи материализуется. В устном выступлении человек свободен в изложении мыслей, однако не всегда последователен, поэтому письмо помогает выйти на структуру сочинения, однако эта работа тормозится введением в сочинение понятийного аппарата. Становление такого вида речевой деятельности, как говорение, не проверяется на экзамене, но этот вид речи готовит к нему. К сожалению, работа над устной речью часто несправедливо игнорируется некоторыми учителями-словесниками.
Особым типом упражнений в учебнике С.И. Львовой, В.В. Львова, обучающим речи, является «Устное высказывание». Системная работа с таким упражнением готовит обучающихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в УМК, учат объяснять сущность языковых явлений, сопоставлять изучаемое явление, обобщать знания по теме, запоминать теоретические сведения. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся как лингвистических знаний, так и коммуникативных умений.
Типология упражнений «Устное высказывание» (слайды №6-7), представленных в учебниках 5-9 классов, самая разнообразная, рассчитана на детей с устойчивым лингвистическим интересом и испытывающих затруднения, для которых русский язык воспринимается вообще как неродной – устное высказывание для них – это образец, по которому они учатся строить сочинение и который оценивается по тем же критериям, что и творческая работа на экзамене.
Критерии к творческому заданию на итоговой аттестации, заставляют учителя по-другому посмотреть на этот тип упражнения.
Обратимся к критерию СК1, который проверяет наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание сути высказывания о языке и речи. На это нацелены задания в УМК, связанные с объяснением смысла высказывания о языке и речи выдающихся лингвистов и писателей. Такой тип упражнений можно классифицировать по способу предъявляемого материала:
Тема для устного высказывания – это работа с эпиграфом, который представляет собой высказывание о языке лингвиста или писателя. Они подобраны составителями учебника к каждому разделу с 5 по 9 класс, соотносятся с изучаемыми в разделе языковыми явлениями. Работа с эпиграфом интересна и тем, что развивает у школьников навыки поиска опорного слова, помогающего раскрыть основную мысль цитаты (слайд №8).
Упр.92 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова (см. эпиграф к разделу «Повторение изученного в 5-8 классах»). (… Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают).
2. Среди цитат из произведений Самуила Яковлевича Маршака (см. раздел «Высказывания о языке и речи» в приложении к учебнику) найдите и запишите те, которые созвучны по смыслу высказыванию Г.В. Степанова. (Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе).
Устное высказывание, связанное с объяснением смысла высказывания лингвиста или писателя о языке, в 9 классе расширяется и обращает учащихся к разделу словарика «Высказывания о языке и речи». Подобранные задания не только помогают соотнести то или иное высказывание с изучаемым параграфом, но и предлагают новый приём интерпретации через сопоставление с другими высказываниями, созвучными по смыслу.
Что сложного в высказываниях о языке и речи для девятиклассника? Не все они однородны. Есть такие, в которых языковое явление спрятано, не названо. На расшифровку понимания сути высказывания направлен такой приём, как выделение опорных слов, формулировка главного тезиса. Важно, чтобы в понимании смысла высказывания не было фактических ошибок.
Так как понятие «грамматика» очень сложное, оно не всегда адекватно воспринимается учащимися, требуется дополнительная работа с высказываниями, где рассматривается грамматический строй. Можно предложить такие приёмы, как работу с таблицами, схемами, объясняющими морфологические и синтаксические явления, способствующими их классификации.
Второй критерий СК2 проверяет наличие примеров-аргументов, по этому критерию оценивается умение приводить примеры-аргументы из текста, указывая их роль в речи, тексте. Устные высказывания в УМК Львовой построены на функциональной грамматике. Такие упражнения предполагают обобщение и систематизацию теоретического материала на основе работы с планом и конспектом, со схемой и таблицей, с рисунком на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в учебниках 5-9 классов содержат функциональный подход, который помогает обучающемуся понимать роль языкового явления в речи (слайды №9-10).
Упр.103 (7) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: познакомьтесь с приведённым ниже сложным планом. Опираясь на него расскажите, в чём сходство и различие между синонимами. Для чего используются в речи эти слова.
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе требует высокого (профильного) уровня обобщения и систематизации понятийного аппарата. Задания УМК отрабатывают навык иллюстрировать теоретические положения примерами. Оперировать лингвистическими терминами и понятиями, владеть словарём лингвистического минимума помогают таблицы, схемы. Это своего рода шпаргалки, доводящие теоретический материал до уровня понимания, осмысления и запоминания (слайды №11-15).
Упр. 136 (7класс) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ:
Данная система заданий может быть усилена деформированными схемами (слайды 16-17).
Чтобы создать устное высказывание, схемы должны сопровождаться системой вопросов и служить практическим материалом учителю для формирования коммуникативных умений учащихся:
Ученики, работая над устным высказыванием с деформированными схемами, запоминают лингвистические термины, учатся сопровождать высказывание примерами, делать выводы. Этот вид задания пошагово формирует учебные действия, необходимые на итоговой аттестации и в дальнейшем обучении. Работа с устным высказыванием развивает лингвистическую компетенцию учащихся. В результате такой работы на каждом уроке учащиеся не просто запоминают теоретический материал, а приобретают определённый багаж по моделированию устного высказывания на лингвистическую тему. Такая работа становится средством формирования коммуникативной компетенции, соотносимой с критериями к проверке «С2» (слайд №18):
Критерий СК4 содержит требование к построению работы в соответствии со стилем и типом речи (слайды №19-20). Упражнения УМК формируют знание норм построения текста, типовых видов речи, особенностей научного и публицистического стилей. Они также развивают навыки самоконтроля, а, следовательно, помогают редактировать написанное.
Упр.163 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. На основе данной информации расскажите о требованиях к содержанию текста.
Требования к содержанию текста:
2. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написании сочинений и изложений? Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.
Трудность при написании «С2» заключается в том, что учащиеся, приводя два примера-аргумента, должны связать их общей мыслью текста. Поэтому важно знать способы и средства связи предложений в тексте (слайд №21).
Упр.149 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите о способах связи предложений в тексте: последовательной, параллельной и комбинированной (сочетание последовательной и параллельной). 2. Изучите информацию, содержащуюся в данной таблице, и расскажите об основных средствах связи предложений в тексте. Приведите 2-3 примера из проанализированных вами текстов (упр.145, 146 или 148).
Опыт работы показывает, что монологической речью учащиеся общеобразовательных классов владеют хуже, чем диалогической. Поэтому учитель совместно с обучающимся проводит подготовительную работу по обсуждению содержания высказывания, его структуры, составлению плана в соответствии с композицией текста, по моделированию устного высказывания. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, т.е. соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.
Деятельностная форма обучения способствует более успешному усвоению знаний, умений и навыков. Критерии оценки устных ответов учащихся на лингвистическую тему на уроках адекватны критериям итоговой аттестации, предъявляемым к написанию «С2»:
Для того чтобы получить хорошую или отличную оценку, сильный ученик должен не только проговорить, но и записать то, что проговорил, т.е. выполнить двойной стандарт языкового образования. Это станет надёжным средством для воспитания и развития языковой личности.
Таким образом, содержание экзаменационной работы в 9 классе, соответствующей профильному уровню, требует от учителя в условиях учебного процесса выбора эффективных средств подготовки учащихся к успешному выполнению творческого задания на итоговой аттестации.