Что значит условия общения
УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ
Смотреть что такое «УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ» в других словарях:
условия осуществления текстовой деятельности: — 1) наличие текстовой компетентности; 2) наличие у автора цели, которая определяет текстообразующую деятельность; 3) знание языка (кода) и текстообразующих возможностей языковых единиц разных уровней; 4) наличие канала связи (слухового,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
условия осуществления текстовой деятельности — 1) наличие текстовой компетентности; 2) наличие у автора цели, которая определяет текстообразующую деятельность; 3) знание языка (кода) и текстообразующих возможностей языковых единиц разных уровней; 4) наличие канала связи (слухового,… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Нарушения перцептивной стороны общения — предполагают характерный для нейропсихологии О. системный анализ нарушений 3 взаимосвязанных звеньев перцептивной стороны О.: восприятия себя как субъекта О., восприятия Другого как субъекта О. и восприятия контекста О. (Глозман, 2005). 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Корпорация свободного общения — ЗАО «Корпорация Свободного Общения» (КСО) региональная общественная организация (ранее «Клуб Защиты Прав Потребителей»)[источник не указан 1305 дней]. Основная деятельность «КСО» направлена на подключение абонентов физических… … Википедия
Корпорация Свободного Общения — ЗАО «Корпорация Свободного Общения» (КСО) региональная общественная организация (ранее «Клуб Защиты Прав Потребителей»). Основная деятельность «КСО» направлена на подключение абонентов физических лиц на… … Википедия
Исследование общения в этнопсихологии — Активное исследование этнопсихологического О. началось в психологии во 2 й пол. XIX в. В это время в Германии в журнале «Die Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft», основанном М. Лацарусом и Х. Штейнталем, публиковались данные… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Модели общения с пациентом в медицинской среде — Основные модели: 1) три «P»: «physician prescription patient» (врач рецепт больной»), 2) три «C»: «consultant contract client» (консультант контракт клиент). Эти 2 модели различаются, прежде всего, по степени активности пациента, фокусировке… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии — Активное исследование О. в зарубеж. социальной психологии началось во 2 й пол. XIX в. и было представлено публикациями, касающимися роли языка и обычаев, связанными с психологией народов. Рост интереса к проблемам О. в ХХ в. был вызван… … Психология общения. Энциклопедический словарь
экстралингвистические условия реализации логичности — 1) Перечень внеязыковых условий, направленных на создание логичности речи. К ним, в первую очередь, относится овладение логикой рассуждений. Во вторых, важнейшим условием является также использование языковых средств в зависимости от ситуации… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Герменевтика общения — Являясь направлением философии и гуманитарных наук, герменевтика рассматривает понимание как условие осмысления бытия. К истор. разновидностям герменевтики относятся: перевод (наличного смысла на свой язык), реконструкция (воспроизведение… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ЛЕКЦИЯ 3. Значение общения. Условия общения. Функции общения
ОБЩЕНИЕ
План:
1.1 Значение общения
1.2 Условия общения
1.3 Функции общения
Таким образом, общение не является изобретением человека, потребность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что получила статус одной из самых главных, и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения.
Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, работников сферы обслуживания.
Общение— это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Еще одно условие – знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.
Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.
Основные функции общения: 1) информативно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека).
Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которыми приходится иметь дело в каждом конкретном случае.
Существуют различные подходы к классификации общения.
Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, при исполнении служебных обязанностей.
В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:
1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное – дистантное;
2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное – опосредованное;
3) с точки зрения формы существования языка – устное – письменное;
4) с точки зрения переменной и постоянной позиции я – говорящего и ты – слушающего – диалогическое – монологическое;
5) с точки зрения количества участников – межличностное – групповое – массовое;
6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное – официальное.
Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.
Главными элементами речевой ситуации и определяющими ее являются участники и отношения между ними. Партнеры по речевому общению – это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определенную роль (социальную и соответствующую ей речевую), находящиеся в определенных отношениях к речевым партнерам и выполняющие (реализующие) свои речевые цели (намерения).
Речевая ситуация –1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория); 2) предмет речи; 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия); 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется устная или письменная речь, условные знаки и пр.; 5) код (язык, диалект, стиль); 6) речевой жанр (например, полемика); 7) событие (например, церковная служба); 8) оценка эффективности речи (тронула ли церковная проповедь сердца); 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации [Педагогическое речеведение 1998].
Классификация ситуации общения (по З.А.Смелковой)
Ситуации общения | |||||
Кто я | Кому | Где | Когда | Почему | Зачем |
Говорящий адресант | Тебе слушающему адресату | Здесь место действия | Сейчас время | Мотив речевого действия | Цель (коммуникативное намерение) |
Коммуниканты Партнеры Собеседники | Внешние обстоятельства | Внутренние обстоятельства |
Коммуниканты. По количеству участников: 1:1; 1:много.
Характеристика возможных ролей в общении:
1. Симметричные – ассиметричные – равные или неравные по социальному положению и возрасту (ученик-ученик; ученик-учитель; подчиненный-начальник).
2. Социальные роли партнеров:
постоянные – пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст; переменные – социальная роль в момент общения – по отношению к партнеру (пациент-врач; пассажир-кондуктор и т.п.).
3.Официальный-неофициальный характер общения (общение в кругу семьи, в кругу коллег-сослуживцев, на отдыхе и т.п.).
Внешние обстоятельства (условия) общения:
Пространственно-временные условия – контактное (устное визуальное) общение и дистантное (письмо, разговор по телефону) общение.
Внутренние обстоятельства – мотивы и цели общения:
В коммуникативное намерение входят коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика.
Типология коммуникативного намерения (стратегия):
1. Проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;
2. убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;
3. внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;
4.Побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.
Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Для чего нужно общение
Далеко не все признаются, что зависимы от общения. Для человека находиться в социуме — жизненная необходимость. Зачем человеку общение, в чем его смысл и польза. Почему потребность взаимодействовать с другими людьми так важна для личности. Какие проблемы могут возникнуть при недостатке общения и как их избежать. На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.
Зачем нужно общение
Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.
Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он
Почему так важно общение?
Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.
Взаимопонимание в общении
Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.
Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.
Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.
Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.
Говорят: «Сытый голодному не товарищ». И это верно. Если одинокая девушка опоздает на свидание и расскажет об этом своей замужней подруге, та не поймет всю глубину ее разочарования.
Также влияет интеллект. Люди, которые любят порассуждать о глубинных вещах, мироздании, обсудить какие-то высокие темы, не смогут сделать это с людьми иного умственного строя. Так, кандидату наук по философии будет не о чем разговаривать со своей одноклассницей, которую интересуют только модные сумочки и последние новости. Многие чувствовали это на себе: не со всеми одноклассниками удавалось найти общий язык. Просто все разные. А без взаимопонимания отношений не получится.
Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.
Польза общения
Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.
Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».
Знание и опыт
Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?
Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.
Взгляд на вещи
Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.
Помощь и поддержка
Общение позволяет нам оказывать не только моральную помощь близким. Расскажите о своей беде по-настоящему близким людям, они помогут решить вопрос. Так, посредством общения, человек обретает помощников. Старая русская поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Люди помогают своим друзьям и в ответ они рассчитывают на такую же помощь. Это называется взаимностью. Она свойственна дружеским отношениям, ибо родственников мы не выбираем и они не всегда оказываются похожими на нас во взглядах на жизнь. Конечно, негласный закон предписывает и родственникам всегда помогать друг другу, но так поступают далеко не все. А друзья — это люди, которые ничем друг другу не обязаны. Как правило, именно на них и можно рассчитывать.
Способность сопереживать: эмпатия
Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.
Как отличить эмпата.
Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.
Рефлексия в общении
Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.
Общение с позиции психологии
Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.
Роль общения
Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.
Всё это человек получает посредством общения.
Условия общения
Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.
Есть и другие условия. У друзей и близких принято звонить друг другу по телефону. Условие для общения с посторонними людьми — уважение. К старшим мы обращаемся на «вы». К старшему по должности — по имени и отчеству. Это условие называется субординация. У молодёжи бывает принято обмениваться специальными рукопожатиями, запрыгивать друг другу на спину. Даже подзатыльник может служить формой общения. А форма зависит от условий: насколько люди близки, как принято у них взаимодействовать. Здесь влияние оказывает и воспитание, и культура, и социализация.
Этапы общения
На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.
Структура общения
Условно выделяют три категории общения:
Коммуникация является способом передачи информации посредством слов. Это диалог. Интерактивное общение — совместные действия. Перцептивное — взаимное восприятие. Все три составляющие являются единым целым и не существуют по отдельности.
Функции общения
Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.
Виды общения
Существует подразделение на разновидности общения.
Что помогает людям общаться
Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.
Заключение
Общение является важнейшей потребностью человека. Это необходимо ему на психологическом, сознательном и подсознательном уровне. Таково устройство нашей психики: без коммуникации человек теряет связь с миром, теряет себя, дичает. Именно по этой причине психологи называют душевный разговор — лучшим средством от стресса и депрессии. Общайтесь, контактируйте с близкими, заводите новые знакомства — это нужно каждому для психологического здоровья.
Понятие об общении. Виды общения. Условия эффективного общения
Правила эффективного общения — для чего нужны, как их соблюдать
Эффективное общение подразумевает не только принятие и передачу информации, поскольку здесь также имеется ввиду понимание жестов, эмоций, а также намерений, которые скрываются за словами.
Правила эффективного общения позволят полностью уяснять смысл сказанного собеседником.
Однако для этого необходимо правильно построить собственную речь, чтобы беседа смогла превратиться в эффективный контакт для обеих сторон.
Методы эффективной коммуникации очень важны для бизнеса. Однако и в повседневной жизни от них есть немалая польза.
Благодаря этому человек способен научиться:
В правилах эффективного общения акцент создается таким образом, чтобы у собеседника появилось ощущение того, что его слушают и понимают.
Поэтому человек, использующий их, может склонять людей на свою сторону, мотивировать к нужным действиям и даже заводить новые связи. Польза от правильно построенного разговора может быть неоценима для современных людей.
Правила эффективного общения — как им научиться
Методы могут как вербальными, так и невербальными. Нужно уметь понимать не только слова, но и жесты собеседника, чтобы создать атмосферу доброжелательности и обоюдной эмпатии. Этому придется учиться. Соблюдение основных правил эффективного общения не требует больших затрат душевных сил.
Рекомендаций всего 10:
Таким образом можно постичь азы эффективного общения.
Методы полезного общения
Эффективное общение подразумевает дипломатичное поведение и уважение чужого мнения. Необходимо давать собеседнику высказаться, чтобы завоевать его доверие. Не стоит забывать про правило 20 секунд. Именно за это время составляется первое впечатление. На его результат на 38% влияет голос, 55% от визуальной части (язык жестов). При этом только 7% зависит от вербальной части общения.
Чтобы расположить к себе человека, следует вспомнить о правилах эффективного общения. Желательно сделать ему комплимент, а также сохранять доброжелательную улыбку.
Затем необходимо придать собеседнику значимости. Для этого используется простой прием — просьба о помощи.
Достаточно попросить совета в каком-то вопросе, чтобы собеседник решил, что он значим и приподнял свою самооценку. Однако это работает только при искренней просьбе.
Таким образом можно завоевать доверие и начать строить действительно эффективное общение, поддерживая взаимопонимание со своим собеседником.
Универсальные правила эффективного общения с мужчинами — видео
Условия успешного общения.
4.1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, т.е. коммуникативная заинтересованность. На уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. Так, на заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); б) степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). В любом случае при заинтересованности имеет место согласие «внимать», «солидарность». И это первая ступень к успешному завершению разговора.
4.2. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанрах успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.
Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намеки, аллюзии, эллипсис; имплицитные (или, наоборот, эксплицитные) способы передачи информации, паузы, молчание и т. п.
4.3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего. Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла сказанного происходит параллельно линейному развертыванию высказывания, слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и «реконструкции» замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, как и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия.
Однако можно заметить некоторые закономерности. К примеру, по комбинации языковых единиц можно судить о фоновых знаниях говорящего, его памяти, способах использования знаний, о передаваемой информации.
Иными словами, надо развивать свою коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров; например, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения. Большую роль при этом играет знание говорящим известных адресату выражений с «приращенным» смыслом, прошедших в различных речевых ситуациях процесс «вторичного означивания»: афоризмов, пословиц, поговорок, текстовых клише, прецедентных текстов, аллюзий, например: посчитали – прослезились; Я сказал!
(поговорка Глеба Жеглова в к/ф «Место встречи изменить нельзя»);
дамоклов меч; ахиллесова пята; домашняя заготовка
(в игре «КВН»);
поезд ушел; хотели как лучше, а получилось как всегда; я другой такой страны не знаю; шинель Акакия Акакиевича; не по хорошу мил, а по милу хорош; парад победителей.
Аллюзии и прецедентные тексты в речи говорящего свидетельствуют о высокой степени владения социальными нормами языка; реакция на них собеседника однозначно предопределена национальными, культурными традициями, «народной смеховой культурой».
Важно понять, что коммуникативная компетенция, помогая слушающему распознать «истинные иерархии» в высказывании, тексте, позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта (слова, выражения, синтаксической модели) с замыслом говорящего. Это можно назвать залогом адекватного понимания.
4.4. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира.
Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует свой стиль письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл. Ср.: Волна захлестнула лодку; Лодку захлестнуло волной; Лодку захлестнуло.
Кроме различных способов «сценарного» представления реальных событий, говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также (прямо или косвенно) к адресату. Так, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных встречаются в речи, если адресат близок или симпатичен говорящему (или в каких-либо ситуациях говорящий хочет продемонстрировать это); например (разговор подруг): Этот блузончик так идет к твоим фиалковым глазкам.
Таким образом, в построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой (типизированный или индивидуальный) взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу. В языке существует набор стереотипизированных конструкций, которые «подсказывают» реакцию собеседника; например:
Страшно то, что…; Необходимо представить себе…; Важно то, что…; Естественно…; Как известно; Вообще
и т. д.
Говорящий строит свою речь с ориентацией на мир знаний адресата, приспосабливая форму подачи информации к возможностям ее интерпретации. Ср.: А. — Трава сухая. Б. — Ну и что? А. — Росы не было. Б. — Что это тебя волнует? А. — Дождь будет. Б. — Да?
В данном фрагменте разговора показывается различие в осведомленности говорящего и адресата, поэтому для скорейшего понимания говорящему следовало построить свою информацию в виде высказывания, выражающего причинно-следственные отношения между фактами. Это могли бы быть два простых предложения, или сложноподчиненное предложение, или бессоюзное сложное; например:
Росы нет – дождь будет; Трава сухая вечером – к дождю.
Основное правило поведения говорящего – это иерархизация содержания сообщаемого, которая должна основываться на осведомленности говорящего в том или ином вопросе; сначала сообщается та информация, которая может быть использована при интерпретации последующей. Личность адресата (а при полилоге – характер аудитории) обусловливает и стилистику информации.
Тема разговора «диктует» говорящему способы ее представления в речи. Так, темы патриотизма, личности и общества, долга, любви требуют особой лексики, средств субъективной авторской модальности, отличных от тех, которые могут быть употреблены при обсуждении кулинарных рецептов или в рассказе о шумном застолье.
Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь является воплощением чувства-мысли, если она образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника.
Таким образом, для успешного речевого общения говорящий не должен стремиться сообщить собеседнику только факты, «голую правду», объективную истину: он все равно обнаружит свое мнение. Следует, напротив, сознательно соединять «прямое» общение (информацию) и «косвенное», облекая сообщение в «оболочку», «флер» собственного осмысления, которое ищет сочувствия у адресата. Это может быть ирония, юмор, парадокс, символ, образ. Такая речь – всегда поиск согласия.
4.5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние – все это может предопределить судьбу разговора. Общение будет более успешным, если оно протекает в устной форме, собеседники находятся наедине. Но даже благоприятные обстоятельства еще не гарантия успеха, согласия. Разговор «творят» речевые отрезки (реплики), паузы, темп, жесты, мимика, взгляды, позы, разговор развивается во времени, и каждая последующая реплика «наслаивается» на все сказанное ранее, взаимодействует с ним, и результат этого взаимодействия непредсказуем.
Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание, и потому «стихия» разговора все более увлекает собеседников.
4.6. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые «предписывают» адресату определенную форму ответа. Например, для людей, владеющих языком, не представляет трудности толкование вопроса Как ваши дела?
Существует стереотип ответа, речевое этикетное поведение в качестве реакции на выражения
Как ваши дела? Как вы поживаете?
и тому подобные. В конкретных ситуациях общения слушатель правильно понимает коммуникативную цель говорящего, даже если высказывание не шаблонно, и в соответствии с этим строит ответную реплику. Так, фраза
Холодно
с интонацией понижения тона может означать исходя из коммуникативных намерений говорящего: 1) просьбу закрыть окно; 2) информацию о низкой температуре на улице; 3) предупреждение адресата («Нельзя купаться!»; «Ты легко одет»); 4) жалобу на озноб, плохое самочувствие; 5) сигнал в игре «горячо-холодно»; 6) объяснение причин каких-либо действий, например, заклеивания окон, укутывания детей.
Этикетное речевое поведение жестко предопределено не только «традиционными» вопросами, но и обстоятельствами разговора, тональностью общения, его стилистикой. Основное правило для ответного высказывания адресата: реплика должна вписываться в «контекст» диалога, т. е. быть уместной. Для этого каждому владеющему языком необходимо знать смысл «небуквальных выражений», т. е. выражений, смысл которых не выводится из значений составляющих их словоформ; например, на просьбу Не могли бы вы передать хлеб?
или
Вы не передадите хлеб?
адресат должен ответить:
Да, пожалуйста
, но
не могу
или
передам / не передам
.
4.7. Необходимо говорить на одном языке, то есть учитывать индивидуальные особенности собеседника:возраст, пол, образование и т.д. Это сделает беседу полезной и принесет удовлетворение от разговора.
Если вы хотите начать диалог, необходимо учесть, имеет ли время (желание) ваш собеседник для диалога.
Тема должна интересовать обоих. Самое главное, что полезным и содержательным такой разговор будет в том случае, если собеседники владеют этой темой, она интересует их обоих, и, более того, каждый может изложить свои взгляды относительно этой темы.
Помните имя собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.
Для достижения цели общения можно использовать метод «поднятия значимости собеседника». Он детально описан психологами. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.
Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.
Средств поднятия значимости собеседника существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами. Например, фраза Я хотел бы с Вами посоветоваться!
Люди читают их так:
Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?
Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.
Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.