Что значит уроки в древней руси
Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке
Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.
Князь Игорь: начало всего
Чтобы понять, что такое урок в Древней Руси, необходимо знать, с чего все началось. Мы начнем рассматривать историю со времени правления князя Игоря Рюриковича, который не стал сильной фигурой в управлении российским государством, однако вошел в историю как князь, который не смог справиться со своим народом из-за своей глупости и жадности.
Князь Игорь стал править после смерти Вещего Олега. На протяжении всего своего правления князь не проявлял себя в качестве достойного правителя. При этом он не проявлял себя в качестве плохого князя. Единственное, чем прославился князь Игорь, были неудачные попытки похода на Византию. Стоит также отметить, что благодаря Игорю был продолжен торговый договор с греками, который был заключен еще князем Вещим Олегом. Это условие было удобно для Руси того времени.
Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.
Самым странным в истории князя Игоря остается его поступок. Известно, что сбор дани на Руси был принят еще очень давно. Этот обряд, доказывающий уважение к царю, был обязателен для всех. Всем известный исторический факт: князь собрал с древлян дань, но ему показалось, что тех средств, которые он собрал, – мало. Тогда Игорь вернулся, чтобы повторно собрать дань. Так повторялось несколько раз, пока древляне не освирепели от такой наглости и несправедливости князя. По легендам, древляне и убили Игоря, считая его нечестным, недостойным и несправедливым правителем, который просто «обворовывает» свой народ. Князь Игорь был жестоко убит древлянским народом, за что тот вскоре очень сильно поплатился.
Приход княгини к власти
После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена – княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.
Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.
Начало десятого века в Российском государстве
До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.
Попытки централизации: введение погостов и уроков
В казну Руси постоянно поступали средства, которые могли обеспечить победу в завоевании Византии. Эти средства поступали в виде погостов и дани, которые платились завоеванными племенами и народами государству. Сегодня в древних документах можно найти даже размеры этих налогов. В «Русской Правде», которая считается первым законодательным документом на Руси, говорится, что размер дани составлял 300 гривен в год. Эта сумма платилась за сохранение мира между захваченным племенем и Русью.
Именно княгиня Ольга смогла разделить всю Новгородскую землю на несколько частей, которые получили название «погосты». Каждая территориальная единица имела свои обязательства перед Киевской Русью. Каждый погост был обязан ежегодно выплачивать урок – дань, размер которой был точным и фиксированным на законодательном уровне.
Органы власти в древнем государстве
В это время существовал лишь один орган власти – князь. Так же органом власти можно назвать дружину князя. Именно княжеская дружина и была официальным органом, которая осуществляла сбор дани в Древней Руси. Естественно, сбор налогов происходил под присмотром княгини. Однако это полномочие дружины регламентируется в «Русской Правде». Дружина же получала доход, который обеспечивало население. Кроме того, население было обязано предоставлять любые средства, если дружинник был на службе. Тогда в государстве появился еще один тип отношений, который получил название «нефеодально-вассальный».
Основная часть населения государства представляла собой общинников, то есть свободных крестьян, входивших в состав различных общин. Поскольку земельной собственности не было, в казну поступали доходы, которые приносили налоги. Определение слова «урок» в Древней Руси этого времени еще было неизвестно. Однако налоги носили общеобязательный характер. За неуплату налогов применялись очень жестокие нормы, вплоть до смертной казни.
Система налогообложения на Руси
Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.
Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.
До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.
Реформы княгини Ольги
Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.
Конкретные изменения в государственном строе
Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.
Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.
Погосты и уроки
Чтобы четко понимать, что на Руси значили уроки, достаточно открыть современный Налоговый кодекс Российской Федерации и прочитать 8-ю статью. Эта реформа княгини была первой попыткой установить единство в стране, сделать его правовым. Уставы в основном предназначались для лиц, которые имели какие-либо полномочия. Ведь таких лиц было достаточно: для каждого погоста были свои уполномоченные. Из-за географической удаленности погостов уполномоченные оставались управлять ими на местах. Таким образом, княгиней Ольгой был установлен порядок по обустройству внутренних дел и устранению проблем страны.
Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.
Вывод
Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.
Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.
Урок (дань)
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Введение уроков являлось частью административной реформы, проведённой княгиней Ольгой в X веке, когда она разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки, а по «Русской правде» кроме того и штраф, возмещение ущерба потерпевшему либо его семье.
Налоги в мире
Полезное
Смотреть что такое «Урок (дань)» в других словарях:
урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов
дань — См … Словарь синонимов
Урок Фауста (фильм) — Урок Фауста Lekce Faust Жанр анимация, фантазия,сюрреализм … Википедия
Урок Фауста — Lekce Faust … Википедия
урок — дань, подать, оброк … Cловарь архаизмов русского языка
Дань — У этого термина существуют и другие значения, см. Дань (значения) … Википедия
Урок анатомии доктора Тульпа (картина, Рембрандт, 1632) — Рембрандт Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 Холст, масло. 169,5 × 216,5 см Маурицхейс, Гаага «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) картина … Википедия
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
Русская Правда — У этого термина существуют и другие значения, см. Русская правда (значения). Страница из краткой редакции «Русской Правды». Русская Правда (др. рус … Википедия
Что значит «Урок» в Древней Руси?
Что значит «Урок» в Древней Руси?
Урок — форма проведения занятия в учебном заведении.
Урок — вид дани в Древней Руси.
Печенеги в истории Древней Руси ПОМОГИТЕ?
Печенеги в истории Древней Руси ПОМОГИТЕ!
Подскажите пожалуйста категории крестьян Древней Руси?
Подскажите пожалуйста категории крестьян Древней Руси!
Кратко о монетах древней руси, пожалуйста)?
Кратко о монетах древней руси, пожалуйста).
Соединить правильно?
Вервь Наследственное земельное держание
Полюдье Размер дани, установленный в Древней Руси.
Уроки Объезд князем земель для сбора дани
Вотчина Община в Древней Руси.
Помогите пожалуйста?
Что значит деньги на руси?
Что значит деньги на руси.
Какие права и обязанности имел князь в древней руси?
Какие права и обязанности имел князь в древней руси?
) Пожалуйста срочно, помогите!
СРОЧНО?
Сообщение об одном боге древней Руси!
Византийская культура стала первой христианской культурой. Именно в Византии завершилось становления христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной, или православной версии. Так же развивая теорию римского..
Итоги Реформации : 1. Католический мир прекратил существование. 2. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей. 3. Повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы. 4. Для некоторых языков специ..
Египетские пирамиды : Древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Количество объектов идентифицируемых как египетские пирамиды варьируется от 118 до 138. Семьчудессвета(или СемьчудессветаДревнего Мира) — знаменитый спис..
Триумф(лат. Triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска.
Дании́л Па́влович Апо́стол(укр. Данило Апостол, рум. Dănilă Apostol ; 17декабря1654, [1]Большие Сорочинцы, Миргородский полк, Русское царство—17 января1734, Большие Сорочинцы, Миргородский полк, Киевская губерния, Российская империя)—миргородский п..
Наряду с крымскими татарами и ногайцами, ислам исповедовали и проживающие в крыму турки и черкесы удачи надеюсь хотя бы это хоть чем то поможет.
Как учились на Руси
Ученье — свет
Существует древний документ «Стоглав», явно указывающий на ошибочность мнения о «неучной» Руси:
«. училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам. Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле».
Окончательным же подтверждением существования училищ в Древней Руси стал достоверный исторический источник — «Азбуковник».
«Азбуковник»
Любопытная и, порой, неожиданная информация из этого документа стала доступна благодаря труду известного в XIX веке журналиста и писателя Даниила Лукича Мордовцева, получившего от епископа Саратовского Афанасия Дроздова интересные рукописи. Это были тетради XVII века, содержащие информацию об организации училищ на Руси. Рукописи состояли из нескольких учебников, часть из которых имела авторство какого-то первопроходца, часть была переписана с похожих работ, названных так же «Азбуковники». Начало рукописи датировано летом «миробытиа 7191 (1683 г.)».
«Азбуковник» представлял собой отнюдь не привычные нам «Азбуку» или «Букварь». Рукопись скорее была сборником указаний для преподавателя, а также подробные наказы для учеников. На протяжении повествования всех «Азбуковников» фразы и в стихах, и в прозе совпадают почти дословно, следовательно можно говорить о том, что в этих строках отразились общие положения для всех училищ XVII века допетровской Руси.
Именно из этого документа мы узнаём важную деталь — образование на Руси в описанное время не имело связи с сословием. Обучаться могли все, за исключением, пожалуй, слишком бедных семей, которые не могли хоть чем-то оплатить учителю его труд, и родителей, не пожелавших отдавать ребёнка в школу.
Школа на Руси
Руководство для учащихся содержало настолько подробную информацию, что благодаря ей стало возможно представить традиционный день ученика. Как и в современной школе, начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем.
Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе.
Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины:
«Сим бо познается ваша личная лепота аще у вас будет школьная чистота».
«Книг аще кто не бережет, таковый души своей не бережет»
К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.
Своя атмосфера
Любопытным представляется особое правило для учеников, которое в современном мире можно было бы охарактеризовать, как: «Первое правило училища — никому не рассказывай об училище». Действительно, существовал запрет на рассказы о том, что творится в стенах школы:
В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.
«Розга ум вострит, возбуждает память»
Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков.
Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости. Как говорилось в Уложении Стоглавого Собора, учить следует, руководствуясь «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».
Окончание дня
Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».
Школьная программа
Кроме школьного распорядка дня и правил в оной «Азбуковник» рассказывает о существовании «семи свободных художеств», изучение которых наступало после получения первоначального образования. В них входили: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика и геометрия («всякое землемерие», в том числе география и космогония) и астрономия («звёздознание»). Также школьники обучались основам стихосложения, практикуясь в сочинении двустиший, сентенций и приветствиях в стихах и в прозе.
Получить больше информации об учебе допетровского времени помешало печальное обстоятельство. Как пишет Даниила Лукич Мордовцев:
«На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой „Азбуковников“, и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год».
Труд его остался неоконченным. Однако уже год спустя, после публикации монографии Мордовцева в журнал, его работу издал Московский университет. Значение проделанной им работы огромно. Монография не только восполнила многие «пробелы» в истории, но и открыла интереснейшие факты из школьной жизни семнадцатого века.
Уроки древнерусской педагогики — Древнерусская педагогическая традиция
Применение технологического подхода к обучению привело к разработке планов уроков в виде блок-схем. Новый вид методической продукции отражает процесс формирования универсальных учебных действий учащихся через специально прописанный набор планируемых результатов, на достижение которых направлено содержание деятельности учителя и учащихся. Технологические карты — это своего рода «методический календарь», позволяющий проверить темп, глубину и другие параметры разработки программы.
Содержание и структура технологических карт должны определять пути достижения личностных, метапредметных и профессиональных результатов в ходе урока, предоставляя учителю возможность определять их актуальность в соответствии с логикой и спецификой темы и даже отдельного урока.
При таком подходе появляется возможность постоянно корректировать процесс обучения, контролируя темп урока, вариативность форм контроля, оценки и самооценки. Разработка и использование ТСО позволяет учителю увидеть алгоритм работы на уроке от введения до конечного результата, увидеть уровень сформированности понятий на каждом конкретном уроке и соотнести изучаемый материал с уже изученным и изучаемым в будущем, почувствовать воспитательный и развивающий потенциал урока, определить возможность реализации межпредметных связей, установить типы и логику формирования ЗУН и, наконец, соотнести результат с целями обществознания. На каждом этапе обучения технологическая карта дает учителю возможность определить, достигает ли он намеченного результата.
Технологическая карта позволяет учителю перейти от планирования урока к проектированию процесса обучения по темам, она обеспечивает заданный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определенной структуре и последовательности. В ТКБ указывается тема и тип урока; определяются цели урока по обществознанию в полном соответствии с ФГОС; планируемые результаты (личностные, метапредметные и профессиональные); могут быть обозначены межпредметные связи с конкретным указанием тем и используемых материалов; описываются ресурсы урока (учебные материалы, интернет-ресурсы, необходимые дидактические материалы). Технологическая карта обязательно отображает содержание изучаемой темы на уровне главных идей, основных понятий и, при необходимости, организацию пространства (цель и формы работы).
Классическая структура ТСР включает в себя указание темы, типа урока, используемых ресурсов, основных этапов урока (актуализация ранее изученного материала, мотивация и организация урока, подведение итогов проделанной на уроке работы). В оглавлении отдельно указана деятельность учителя и учащихся, представленная в виде презентации основных идей урока, терминов и понятий, введенных или используемых на уроке, а также развивающих и диагностических заданий для каждого этапа урока.
Деятельность преподавателя может быть раскрыта в ТСУ в следующей формулировке.
Древнерусская педагогическая традиция
Однако влияние Византии было не единственным и даже не всеобъемлющим условием возникновения восточнославянской культуры и образования. Процесс развития культуры и образования в Киевском княжестве определялся развитием дохристианских традиций, развитием государственных институтов и мощной городской культуры. Не случайно норманны, пришедшие на Русь, дали ей название Гардарика (Земля городов). Педагогическая мысль и просвещение в России также отличались национальной спецификой. Возникнув в результате взаимодействия славянской языческой традиции и восточного христианства, они сохранили свою самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и образования был славянский язык со славянским алфавитом (кириллицей).
В Киевской Руси сложилась общеславянская традиция образования в виде возникшего нового письменного языка — славянского (старославянского или староболгарского) («язык словенск»). Особую роль в его создании сыграли византийские священники Кирилл (ок. 827-889) и Мефодий (815-885). Этот язык стал общим для Руси, Болгарии, Сербии и Моравии и использовался для обучения алфавиту.
Смешение язычества и христианства оставило неизгладимый отпечаток на психологии и мировоззрении русских. Возник уникальный сплав мифологического сознания и культа богочеловека. Давнее двоемыслие (языческое и христианское) в педагогической мысли привело к наложению языческих и христианских идей. Христианская идея Бога, Отца и Заступника соответствовала племенному строю восточных славян. Духовные ориентиры в виде библейских заповедей, которые легли в основу христианского воспитания («Трудись и тебе воздастся», «Возлюби ближнего своего», «Не укради» и т.д.), соответствовали духовно-нравственным воззрениям языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человечества упала на благодатную почву моральных принципов восточных славян о самопожертвовании личности ради семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое педагогическое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. Таким образом, родовые обряды посвящения во взрослую жизнь трансформировались в православный обычай первой исповеди, когда на седьмом году жизни ребенку, вступающему в школьный возраст, дарят икону его святого покровителя.
Древнерусская педагогическая мысль отражала, прежде всего, государственно-церковную идеологию, в которой нашли место идеи народной педагогики. Педагогика не рассматривалась как отдельная отрасль знаний. Однако вся литература носила обучающий, воспитательный характер. Во всей литературе большое внимание уделялось морально-этическим вопросам.
В центре внимания древнерусских мыслителей был мир и человек. Они пытались показать место России в этом мире, сформулировать идеал личности, несущей в себе общечеловеческие и национальные черты. Русские книжники понимали человека как способного выбирать между добром и злом. В воспитании они обращали внимание на связь физического и духовного развития. Требование «привести человека к Богу» было главной целью образования. Важнейшими средствами образования были провозглашаемая работа и обучение по книге.
Письменные памятники педагогической мысли
В Киевской Руси пробудилась мысль о воспитании нравственной ответственности перед отечеством наравне с религиозными святынями. Воспитание героических традиций предков, верность величию и независимости Руси считается государственной задачей: «Восхвалим и мы нашего учителя и наставника Владимира, его деда Игоря и отца Святослава, прославившихся мужеством и храбростью»; «и пока стоит мир, не отдавайте нас иноземцам», — пишет киевский митрополит Иларион (XI век) в «Слове о законе и благодати».
Повесть о минувших годах (XI — начало XII в.) была вдохновенным источником патриотического воспитания, ее авторы призывали князей к единству. О высоких идеалах воспитания, зарождении чувства национального единства в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник культуры — «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Слово» пленяет не только своими литературными достоинствами, но и всепроникающей силой любви к общему отечеству.
Уважение к образованным людям растет и крепнет: «У тебя, милый Добрынюшка Никитич младший, рука легкая, а карандаш острый». Народная педагогика свидетельствует об идеальном образе образованного богатыря, который умел не только читать и писать, но и владел иностранным языком и играл в шахматы. Люди, обладающие книжной мудростью, превозносятся. Как писал Даниил Заточник, «глаза мудрого — в разуме, а глаза глупого — как во тьме». Мудрый человек — мудрый друг, а неразумный человек — враг…. Если отправляешь в путь мудреца, наставляй его понемногу, а если посылаешь глупца, не ленись идти сам. Появляется еще один идеальный образ женщины — умной, образованной, привлекательной и благочестивой: «Ты моя невеста, ты хороша и порядочна, лицо ее должно быть красно, а ум случаен, она должна уметь читать и писать русские буквы и четки».
Проблемы познания, воспитания и обучения в свете православия были тщательно изучены первыми русскими книжниками. Они ставили задачи воспитания высоких нравственных качеств, идеалов служения Отечеству. Так, Кирилл Туровский (ок. 1130-1182) в своей «Притче о душе и теле человека», ссылаясь на ветхозаветную сентенцию «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», утверждает силу божественного знания и заявляет, что успех образования зависит от веры в Бога. Туровский фокусируется на человеческой психологии и эмоциях, показывая разнообразие человеческого поведения. Он говорит, что знания приобретаются через «человеческие йодли» (чувства). Основывая свои педагогические взгляды на борьбе добра и зла, Туровский обличает нравственные пороки одних современников и восхваляет добродетели других. Он считал правдивость главным стандартом образования: «Когда человек начинает пребывать в истине, на него снисходит божественная сила». Туровский был страстным сторонником Просвещения: «Как капля точит камень, так чтение разумных книг освободит вас от оков греха».
Климент Смолятич (ум. после 1164 г.), по свидетельству современников, был ученым человеком и обладал большими знаниями. Он считал, что источниками знаний должны быть как Библия, так и природа — творение божественной мудрости. Призывая к учению, Смолятич отстаивал право на изучение античной литературы и философии, представители которых «были самыми славными среди греческих столпов». Смолятич настаивал на роли жизненного опыта и силы разума в формировании человека: «Необходимо размышлять и знать, как все существует и направляется и совершенствуется силой Бога».
Принципы учения, воспитания высокой нравственности пронизывают «Историю минувших лет». В летописях обращение с прошлым оказывается поучительным для современников. Человеку предоставляется возможность выбора между добром и злом. Эти понятия весьма специфичны. Зло — это все, что несет гибель Родине, его носителями являются те князья, которые устанавливают трезвость, ведут «язычников» на Русь. Добро — это все, что умножает славу и процветание России, христианское просвещение. Носителей добра называют Владимир Святослав, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, первые русские князья Олег, Игорь, Святослав.
Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.).
В истории педагогики принято выделять два этапа развития образования в России до эпохи Петра I: Киевский (X-XIII век) и Московский (XIV-XVII век).
Формирование древнерусской национальности и государственности происходило в Киевский период; православие было принято в качестве официальной религии, что наложило свою печать на образование. Византийское влияние способствовало расцвету образования в Киевской Руси. Поскольку это был период расцвета Византии, смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством привело к странному слиянию древнерусского православия с оригинальной концепцией образования человека.
Разделение церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебности к католицизму, которая передалась и западноевропейской культуре. В результате он не пользовался спросом в московитской России. В результате в России сформировался особый, закрытый культурный мир, характеризующийся языковой изоляцией и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили никакого развития как языки богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античной образованности, ни системы светского образования, сложившейся в Византии.
Главным очагом образования и воспитания была семья. Церковь контролировала образование на дому. Как правило, священников приглашали в богатые семьи в качестве воспитателей. Самым важным аспектом воспитания ребенка было его приобщение к православию. Родители должны были воспитывать своих детей в строгости и «страхе Божьем».
Начальное обучение также осуществляли мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую работу с другими профессиями. Учителями грамоты были как монахи, принадлежащие к низшему духовенству, так и миряне. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII веке. века, но наибольшее распространение эта практика получила в XIII-XIV веках. Церковь с подозрением относилась к мастерам грамотности, но вынуждена была смириться с этим явлением.
Вторая ступень обучения в России традиционно называлась «школами книжного обучения». В XI-XIII веках они были открыты по всей Руси.
Образование продвинутого типа можно было получить самостоятельно через чтение и общение с духовными наставниками. Монастыри часто имели в своих стенах собрания рукописей, включая труды отцов церкви, а иногда и светские произведения. Они привлекали переписчиков и священнослужителей, которые занимались копированием и исправлением книг. Как оригинальный педагогический памятник XII века. Веком считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое является оригинальным сводом, сводом правил нравственного воспитания того времени. Князь дает своим детям советы, как жить, призывает их любить свою родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, воспитывать в себе мужество и храбрость.
Педагогическая мысль средневековой Руси была сосредоточена на проблемах воспитания. Сведения об образовании, его направлении и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV-XVI веков: «Пчела», «Домострой».
В 1574 году появился первый печатный «Букварь» печатника Ивана Федорова. Эта книга содержала продуманную систему обучения грамоте и элементарной грамматике. Автор взял на вооружение ряд текстов для закрепления и развития навыков грамотности и добавил молитвы и инструкции для обучения детей.
В XVI веке в Древней Руси сложилась оригинальная система образования, в которой обычная школа не имела характера фиксированного государственного или церковного учреждения. Образование было классовым по цели и содержанию. Государственные и церковные институты были мало развиты и не видели необходимости в подготовке специалистов.
Учебная и религиозно-педагогическая литература Древней Руси
Обучение грамоте в России шло по алфавитному методу, модифицированному Кириллом и Мефодием, который широко использовался в византийских школах и уходил корнями в античную образовательную практику. Долгое время Псалтирь была универсальной учебной книгой, служившей главной основой для толкования библейских текстов. Он также использовался для изучения грамматики, риторики и философии. Переводные сборники, упомянутые в вышеупомянутой главе, содержащие информацию по истории, географии, астрономии, минералогии и т.д., также использовались в качестве учебных пособий.
Археологические раскопки в Великом Новгороде, Киеве и других городах Древней Руси обнаружили множество писцов — полированных инструментов из бронзы, кости, железа или меди, которые использовались в древности для письма на восковых табличках (церах) или бересте. Самые ранние находки такого рода относятся к середине X века, то есть к дохристианской эпохе, и можно сказать, что письменность у славян была еще до крещения Руси. Об этом также свидетельствуют договоры Руси с Византией в 907, 911, 944 и 971 годах, а также славянский алфавит, относящийся к периоду язычества и найденный на стене Софийского собора в Киеве. «Писала» использовались в учебной и бытовой переписке жителей древнерусских городов вплоть до 15 века.
Конкретные представления о средневековых методах обучения дают берестяные грамоты мальчика Онфима, найденные в 1956 году в Новгороде в культурном слое XIII века. На одном — полный алфавит, рядом — слоги: ба, ва, га, да, к щ, затем слоги: бе, ие, ге и т.д., затем би, ви, ги и т.д. Все это не что иное, как яркий пример базового способа освоения чтения и письма, который использовался в России до начала XX века. Суть этого метода заключалась в поочередном соединении каждой из 20 согласных букв со всеми гласными по очереди. Доказав свое умение писать и, видимо, читать, Онфим, скорее всего, еще не освоил счет, потому что среди пособий, вырезанных им на бересте, не было числовых выражений, кроме одного, не совсем удачного и неполного.
Обучение счету было следующим шагом в постижении знаний. До времен Петра I цифры в России писались с помощью букв. Это значит, что прежде чем заниматься арифметикой, нужно освоить алфавит. Для записи числовых значений использовались 27 букв (б, ж, ш, щ, у, ъ в данном случае не использовались). Первые девять из них, в соответствии с алфавитным порядком, обозначали единицы, следующие девять — десятки, а оставшиеся девять — сотни. Тысячи и десятки тысяч обозначаются теми же буквами, что и единицы, но с дополнительными специальными символами.
Что касается математических знаний, то они пользовались абаками, «Русской правдой», а с XII века — «Поучением о числах» уже упоминавшегося Кирика Новгородца. Последняя работа датирована и подписана автором. Точно известно, что Кирик написал его в год 6044 «от Адама», то есть в 1136 году нашей эры, когда ему было 26 лет. Благодаря этому научно-методическому трактату, впервые опубликованному в печати в 1828 году митрополитом Евгением (Евфимием Болховитиновым), одним из основателей изучения новгородских древностей, русские и зарубежные ученые называют Кирика первым русским математиком, ни в чем не уступающий лучшим византийским и западноевропейским ученым средневековья, и основатель русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусский астроном, знакомый с античными воззрениями (особенно пифагорейской школы о круговом движении времени), и талантливый писатель.
Его по праву можно назвать выдающимся педагогом, который предвидел основные принципы современной дидактики: Последовательность, согласованность, яркость и непротиворечивость. Это наглядно отражено в структуре и содержании «Уроков по числам», которые имеют четкую, дидактически обеспеченную логику структуры и дидактическую направленность изложения, нацеленную на сознательное, самостоятельное усвоение и практическое применение знаний в реальной жизни.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института