Что значит уметь читать

Как хорошо уметь читать! А уметь хорошо читать — ещё лучше

Чтение — это особый процесс, почти сакральный для отдельных людей, семей, городов и даже наций. Кажется, что может быть более вечным, чем чтение: очень древние читали петроглифы, древние — глиняные таблички и папирусы, соседи по столетиям — рукописные книги и грамоты, потом мир наполнился печатными книгами, а сейчас мы читаем со всевозможных экранов. Всё просто: мозг сканирует и декодирует символы, распознаёт смысл, сознание его «переваривает» в нужной форме, отдельные фрагменты пишутся в память. Для айтишников так вообще знакомый инженерный процесс. Но не всё так просто: нейропсихология и нейрофизиология чтения скрывают целый пласт сложных процессов, у чтения есть феномены и патологии, а мы читаем Пушкина совсем не так, как это делал сам Пушкин.

Конечно, одной статьёй эти вопросы не закрыть, но начать вполне можно, тем более что Хабр — один из сайтов, который максимально строго «заточен» именно на чтение (да ещё и лонгридов!).

Что значит уметь читать

Чтение и мозг: нейрофизиология

Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много.

Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга.

Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).

Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.

Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.

Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.

Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).

Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).

Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).

Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.

Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И. П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.

Чтение и мозг: психология современного чтения

Итак, чтение как речевой процесс напрямую связано с ЦНС человека, оно обеспечивается согласованной деятельностью областей мозга. В свою очередь, чтение влияет на мозг человека в самом прямом смысле. Дело в том, что наш интеллект растёт не за счёт роста количества нейронов, а за счёт роста количества связей между нейронами (у одного нейрона головного мозга может быть до 4000 синапсов). В процессе овладения чтением и собственно самого чтения (форма овладения информацией) центральная нервная система как раз усложняет связи между нейронами. Более того, чтение как культурное приобретение (а не генетическое) реализуется за счёт ранее сформированных нейронов и связей между ними (после формирования речи) — именно поэтому ребёнок не начинает читать раньше, чем говорить (я сейчас об осмысленном чтении, а не об узнавании формы объёмных букв на ощупь). О том, как читают дети и их мозг «оживает» едва ли не с каждым прочитанным словом, можно послушать в лекции французского нейробиолога Станисласа Деана (англ.).

Со школьных времён мы слышим много мифов про правое и левое полушария мозга. В частности, самый распространённый из них: «Васечка гуманитарий, у него левое полушарие отключено». Люди без мало-мальских знаний анатомии и биологии радостно несут это в стройные теории взрослой жизни. Здесь, как всегда: миф, чушь, бред и компот, но взялось это не на ровном месте. Действительно, у мозга два полушария, соединённых специальной перемычкой, которая называется мозолистое тело и состоит из нервных волокон, большая часть из которых с «оплёткой» (миелинизированные аксоны). И полушария головного мозга действительно имеют свои функции и зоны ответственности, но мозг (если нет травм и патологий) функционирует всегда целиком, а не с отключением каких-то отдельных частей. Например, за чтение по большей части отвечает теменно-височно-затылочная область левого полушария, которая выполняет зрительно-речевые функции.

Кстати, начало делению мозга на речевое левое и абстрактное правое полушария положили труды Поля де Брока (того самого, в честь которого в мозге названа зона Брока — двигательный центр речи, ответственный за воспроизведение речи человеком). В течение жизни с чтением нам помогают подружиться оба полушария: у детей, осваивающих свой первый букварь, активно работает правое полушарие (которое не только за фантазию, но и за первую сигнальную систему и коды зрительной информации). А вот когда чтение становится для нас автоматическим процессом, практически рефлексом, и мы не прикладываем никаких усилий к узнаванию букв (иероглифов и т. д.), за дело берётся левое полушарие, которое занимается зрительно-пространственным анализом информации и обрабатывает полученный текст (мы его понимаем). То есть со временем для чтения задействуется меньше отделов мозга, оно становится для нас проще, привычнее и способно приносить удовольствие. Процессом чтения взрослого человека начинает управлять по большей части левое полушарие и понимание этого важно, когда анализируются вновь возникшие дислексии вследствие черепно-мозговых травм или заболеваний.

Что значит уметь читатьВо время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памяти

А как же себя ведёт наш древний мозг, лимбическая система? Откуда удовольствие-то берётся? Прежде всего оговорюсь, что термин лимбической системы весьма расплывчат и вокруг него в научных кругах идут постоянные споры — всё же это целый комплекс структур головного мозга, у каждой из которых есть своё название. Но пока его официально не отменили, будем использовать. Так вот, лимбическая система тщательно следит за тем, что мы читаем, как мы на это реагируем и помогает нам решить, читать ли дальше: если книга интересная, мозг даёт положительные эмоции — нам хорошо, мы продолжаем. А если это учебник по аналитической алгебре, мы зеваем, скучаем и испытываем негативные эмоции (простите, если у вас по-другому). Чем больше и разнообразнее человек читает, тем активнее поднимается настроение и тем больше начинает «тянуть» к книгам — мозг адаптируется к изначально сложному процессу. Плюс ко всему, важно не забывать, что разные книги мы воспринимаем по-разному: представляем образ и сопереживаем лирическому герою, если он есть; ненавидим злодея; или же просто анализируем и стремимся запомнить как можно больше информации из учебника или делового издания (а иногда даже конспектируем).

Кстати, об эмоциях. Есть разные мнения учёных: кто-то утверждает, что все буквы, сложенные в слова, хороши, кто-то топит за полезность исключительно художественной литературы (а как же учиться и работать?). К сожалению, я не проводила исследований, но субъективно могу сказать, что да, от хорошего языка, структурированности и интеллектуальной насыщенности художественной и бизнес-литературы получаешь удовольствие, а от книг инфоцыган и коучей — нет, потому что не покидает ощущение, что читаешь плохо сделанную рекламу (ну и наоборот, шедевры рекламы звучат в голове даже когда из продажи исчезли сами продукты).

А вот положительное влияние книг на стресс доказано: британский учёный Дэвид Льюис (университет Сассекс, Великобритания) после искусственного стресса (различные упражнения и тесты) предложил добровольцам-испытуемым различные методики релаксации. Оказалось, что прослушивание музыки снижает стресс на 61 %, чашка чая или кофе — на 54 %, прогулка — на 42 %, видеоигры — на 21 %, а чтение — ажна 68 %. Кстати, мнения английских учёных о роли чтения в психоэмоциональной сфере кратко изложены здесь — на мой взгляд, кое-что спорно, но в целом любопытно.

Нарушения чтения: дислексия и алексия

У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).

Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5-10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.

Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.

Что значит уметь читатьНа картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии

Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста.

Скорочтение — дурная школьная забава?

Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс.

Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).

Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом.

Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.

Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).

Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.

Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.

Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.

А что насчёт электронных книг и мониторов?

В принципе, по большому счёту человеку читающему всё равно, с какого носителя читать: с листа, читалки, планшета, монитора ПК или экрана телефона. Есть детали, касающиеся физиологии зрительного восприятия, проблем с засыпанием, некоторыми офтальмологическими нюансами, но именно с точки зрения чтения как процесса по сути всё одинаково. Ну почти.

В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось. Разница была, в основном, в удобстве, навигации и осознании объёма прочитанного (пути по книге) — по этим критериям бумажные книги лидируют.

Все «баги» чтения, которые появились благодаря технологиям, связаны с веб-привычками: например, многие из нас читают тексты не построчно, а в виде буквы F (как мы проглядываем интернет-страницы), глотая и додумывая строки. Веб же приучил человечество к разбиению текста на абзацы с интервалами между ними, к коротким форматам, невниманию к пунктуации, а иногда и к орфографии текста. Благодаря этим «поблажкам» здорово увеличивается скорость чтения — ведь мы поглощаем всё больше разнородной текстовой информации.

Но чисто биологически тактильное взаимодействие с бумажной книгой задействует дополнительные зоны головного мозга, ощущение контроля даёт дополнительный комфорт; читатель тактильно ощущает прогресс чтения (странички с одной стороны книги убывают) и замотивирован продолжить, а не остановиться. Да и в целом у бумажных книг проверенная веками навигация, структура, подача — недаром разработчики электронных книг и приложений для чтения стремятся максимально приблизить свои устройства к «живым» книгам.

Как начать читать снова?

Мы стали забывать о книгах, и это печально. Этот тренд можно видеть не только в исследованиях, но и среди знакомых. У этого есть свои предпосылки:

У нас мало времени — работа, семья, быт, обучение занимают всё свободное время. С приходом удалённой работы время стало схлопываться ещё сильнее.

Интернет выигрывает — мы поглощаем контент в огромных количествах, часто не задумываясь о качестве, мы устаём от него. Уставшие глаза, уставший мозг, сонливость, мысли обо всей полученной за день информации — и вот нам уже не до книг. К тому же, аудио и видео потеснили текст из-за удобства: можно слушать и выполнять любые дела без потери времени (правда, иногда воспроизвести услышанное не получается, так как вы отвлеклись и всё прослушали).

Увы, требования к чтению книг в школах становятся всё ниже, а хаки в виде краткого содержания произведений литературы, готовые шаблоны сочинений, замена литературы просмотром фильмов лишь усугубляют ситуацию.

После вуза мне «посчастливилось» узнать, что такое мир без любимого чтения. Почти 10 лет я читала исключительно профессиональную и техническую литературу, спецификации, технические задания, концепции рекламы, тест-кейсы и т. д. Вновь купленные книги занимали полку за полкой и оставались пролистанными, но не прочитанными — не было ни сил, ни времени, ни понимания, как это снова уединиться с книгой и забыть обо всём.

Работа по возвращению именно к книгам (бумажные + читалка) была непростой. Она началась с поездов в командировках (Нижний Новгород — Москва и обратно, за 4 часа в каждый конец много не начитаешь), а продолжилась усилием воли. Зато я с уверенностью могу дать несколько лайфхаков, как вернуться к чтению.

Начните с интересных вам тем, даже если конкретно сейчас они не имеют никакого отношения к вашей текущей деятельности. Вы не обязаны читать то, что предписывает вам трудовой договор.

Оцените состояние своей памяти и речи — вы удивитесь, насколько изменится ситуация буквально через 5-7 книг.

Уберите гаджеты, разложите книги. Например, я выселила планшет с кухни и из кровати, теперь там живут книги и они довольно быстро сменяются (осторожно, можно забыть уснуть!).

Задайте себе объём прочитанного в день — эта мера понадобится буквально первые 2-3 недели, потом втянетесь. Я задавала не по страницам, а по времени — 1 час. Но по страницам, на самом деле, лучше и продуктивнее, потому что цель конкретнее.

Если ещё не занимались, не насилуйте себя скорочтением. Скорее всего, вы читаете в приличном темпе и вам нужно вернуть навык.

Не принуждайте себя к приличному контенту: хочется читать классику — читайте, хочется страшный детектив — не сомневайтесь, после тяжёлого дня хочется чего-то лёгкого или повторного — не отказывайте себе (например, у меня зачитаны до дыр М. Зощенко и Д. Даррелл, это лекарство от всех нервов).

Покупайте любые интересные вам книги — само удовольствие от книжного магазина или распаковки побуждает к чтению.

А главное, не осуждайте себя за перерывы, которые вынужденно возникают в наше время. Книги вас ждут, и они непременно вас научат, успокоят, вдохновят.

Как писать, чтобы ваш текст «восхищал» мозг читателя?

Это точно тема отдельной большой статьи, которую мы уже готовим. Однако кое-что стоит сказать прямо сейчас. Сейчас мы собираем заявки на конкурс статей на Хабре «Технотекст 2021» и уже точно известно, что в протоколах жюри будет несколько критериев для оценки. В контексте этой статьи стоит обратиться к ним подробнее:

Актуальность темы — тема должна задевать интересы, переживания, профессиональные потребности или «головные боли» читателей, быть нужной и полезной здесь и сейчас.

Техническая грамотность — пожалуй, один из важных компонентов любой публикации (не только на Хабре). Если читатель спотыкается об ошибки и плохой фактчекинг, его внимание рассеивается и восприятие текста рассыпается.

Лаконичность — не значит что текст должен быть коротким. Это значит, не стоит повторять одну и ту же информацию, лить воду, уходить от темы, путать читателя.

Стиль, вовлечение, оформление — визуальное оформление текста всегда усиливает восприятие, помогает лучше запомнить информацию, усвоить её и при необходимости воспроизвести.

Вау-эффект, общее впечатление — абстрактная метрика. Это то самое удовольствие от чтения, которое испытывает читатель одновременно с сожалением о том, что текст закончился (не знаю, как у вас, у меня на Хабре такое случается).

Эти пять критериев возникли неслучайно: мы на протяжении нескольких лет анализировали статьи на Хабре, проводили опросы аудитории, смотрели на лучшие статьи и статьи, которые отлично написаны, но не набирают рейтинг и просмотры. Поэтому тему стоит рассмотреть детально.

Частично о ней мы расскажем на вебинаре «Хабр для взрослых» уже в этот четверг, 25 ноября, в 16:00 МСК — конечно, онлайн, бесплатно, для всех.

Мы обязательно напишем статью о том, как писать, чтобы тебя читали.

Ждём ваши заявки на «Технотекст 2021» — обещаем не только поощрить лучших, но и прочитать с жадностью каждую статью, а по итогам дать рецензии по требованию (не факт, что быстро, но никого не обидим).

Источник

Умение читать

Александр Лобок

Однако великая тайна чтения заключается как раз в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение – это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение – это процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний.

В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) – это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать – т.е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат. Искусство чтения – это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.

Уже из одного этого следует, что умение читать – это вовсе не очевидное и банальное умение. Умение, неизмеримо более сложное, нежели способность складывать буквы в слова и произносить эти слова вслух. Однако не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? И не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение, зачем оно нужно, и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык, не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.

Ну так вот. Если мы способны честно и внятно сказать самим себе, в чем же на самом деле состоит умение читать, у нас появляется шанс существенно по-новому посмотреть на то, чем занимается школа, когда она пытается научить ребенка читать, ответить на вопрос, почему получается у школы это архиплохо, и можно ли что-то сделать, чтобы эта ситуация изменилась радикальным образом.

Что значит уметь читать

Итак, умение читать – что это?

2. Умение читать – это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинками своего воображения.

Ребенок, который научился увлеченно читать – это ребенок, который освоил искусство порождения своих собственных картинок, визуализирующих читаемый текст в его сознании. Поэтому, кстати, читающий ребенок недолюбливает книги с картинками. Книга с картинками тормозит продуцирующую силу собственного воображения. Поэтому важнейшая задача при научении чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками, а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок. Научить ребенка быть волшебником, который может представить живую картинку любого читаемого текста, и степень подробности этой картинки будет зависеть только от силы вообразительного волшебства. И самое удивительное при этом то, что у каждого читателя будет своя картинка. Текст – один, а картинок столько, сколько читателей. И все картинки разные. Совершенно разные. А степень подробности, степень детализованности воображаемых картинок – важнейший показатель вовлеченности в процесс чтения.

Многочисленные эксперименты, которые мы проводили в детских садах Москвы и целого ряда других российских городов показывают, что это невероятно эффективный способ запуска в детях потребности читать. Чтение начинается не с умения складывать буквы в слова, а с умения порождать собственные образы в процессе встречи с теми или иными словами и фразами. Ну а уже в процессе развития читателя к искусству порождать в процессе чтения собственные образы добавляется искусство порождать собственные чувства, собственные мысли и смыслы, а так же собственные интерпретации. А все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я в читаемом тексте как подлинный фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».

3. Умение читать – это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом.

Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое, он произвольно меняет темп и скорость чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. По сути дела читающий человек ИГРАЕТ с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк. И при этом не чувствует за своим плечом надзирающего ока взрослого, который контролирует его процесс чтения. Стоит ввести внешний контроль (за скоростью чтения, за порядком чтения и т.п.), как исчезнет важнейшая составляющая увлеченного чтения – способность играть с текстом, способность экспериментировать с текстом, способность быть хозяином своей читательской траектории.

Наши многочисленные эксперименты в детских садах и школах достаточно убедительно доказывают, что право на свободную игру с читаемым текстом, право на экспериментирование с траекторией внутритекстового путешествия резко активизируют читательский азарт даже в тех детях, которые совершенно не любят читать и читают очень плохо. Дети испытывают необыкновенную радость, когда обнаруживают, что текст, оказывается, может быть не занудным ментором, требующим, чтобы ты двигался по какому-то заранее определенному направлению (от «начала» к «концу», ничего не пропуская), а площадкой для веселых путешествий «наперекосяк» и «вверх тормашками», когда ты имеешь полное право «прыгать» по тексту как тебе заблагорассудится. Что вовсе не надо читать текст строчка за строчкой и абзац за абзацом. Что читать можно в любом направлении и в любой последовательности. И что это может быть невероятно забавно и интересно. И невероятно стимулирующее.

Например, начать чтение так: зажмуриться и ткнуть пальцем в любое место и посмотреть, что тебе «выпало». А потом в другое. А потом в третье…. А дальше попробовать предположить на основании выпавших кусочков, о чем же будет текст. И точно так же «потыкаться» в другие книги…. Между прочим, именно таким «методом тыка» пользуется любой взрослый, выбирая книгу в книжном магазине. Открывает ее наугад в разных местах, читает произвольные фрагменты, и на этом основании принимает решение, стоит ли эту книгу брать. У читающего человека всегда есть чувство хозяина, а не чувство раба перед книгой. Однако когда взрослые обучают чтению детей, они обычно поступают прямо противоположным образом. Они не учат ребенка свободно прыгать по книгам и текстам, а навязывают некий жесткий сценарий чтения. Что и является одной из причин того, почему потенциально интересная книга вызывает у ребенка чувство отторжения.

Огромная беда современной российской школы заключается в том, что она торопится навязать ребенку понимание того, что стоит за текстом, торопится дать готовые ключи к дешифровке текстов – тогда, когда у детей не сформирована сама потребность в этой дешифровке, и они не понимают смысла этой дешифровки. Они своё-то еще не успели сформировать, а им уже услужливо подсовывается «как надо». И всё это в условиях, когда знакомство с тем или иным художественным произведением жестко подчинено невротической гонке по освоению «учебной программы». А в результате торопливо подсовываемые ребенку связки литературоведческих ключей оказываются в его руках бессмысленными и бестолковыми погремушками, а диалогического приближения к тайнам художественного текста так и не происходит. Текст разрушается имитацией анализа, а вовсе не становится более притягательным и объемным. А значит, происходит что-то радикально не то. Благие намерения ведут, как обычно, в известное место.

Вообще говоря сформировать в ребенке способность к продуктивному пониманию и аналитическому восприятию художественного текста невозможно в условиях гонки на скорость. Чтобы освоить искусство адекватного понимания, нужна кропотливая и медленная работа на небольших островках художественных текстов. И любая торопливость здесь противопоказана. И уж во всяком случае понимание не может быть навязанным. Траектория понимания не может быть одинаковой для всех. Реконструкция авторского образа и авторской мысли требует работы медленного восхождения к другому, а не торопливого ответа на наивно-лобовой вопрос «что хотел сказать автор?».

Вот почему в своей работе с детьми детских садов и начальной школы мы начинаем с тех произвольных образов-картинок, которые продуцируют сами дети. А затем добавляем новые детали текста – и смотрим, как корректируется исходный образ-картинка. И не жалеем времени на эту увлекательную игру. Ведь задачка заключается вовсе не в том, чтобы ребенок ответил на вопрос «что хотел сказать автор?» или на другие вполне дурацкие «методические» вопросы, на которые обычно предлагается отвечать детям по прочтении того или иного текстового фрагмента. Нет, важнейшая с нашей точки зрения задача должна заключаться в том, чтобы ребенок научился корректировать свою внутреннюю картинку в процессе чтения текста. И на самом деле это очень увлекательная задачка, похожая на прохождение квеста или складывание паззла. Я читаю текст, наполняя его своим воображением, но при этом вовсе не отправляюсь в вольное, оторванное от текста вообразительное путешествие (хотя в какие-то моменты и это возможно: как же это увлекательно – сочинять свои ответвления читаемой книги, придумывать ее альтернативные варианты!), но занимаюсь постоянной корректировкой своего исходного образа. Появляются новые детали текста – и эти детали вносят свои коррективы в мою вообразительную картинку. Это и есть процесс понимания, процесс диалога в его первичном виде. И наши эксперименты с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что процесс понимания может быть невероятно увлекательным для ребенка. Оказывается, невероятно интересно замечать, как появление каких-то новых текстовых деталей вносит коррективы в ту внутреннюю картинку, которую рисует мое воображение. И если я вместил в свою внутреннюю картинку все детали текста – значит, я воспринял текст адекватно. А если во мне уже в раннем возрасте оказывается сформирована ценность адекватного прочтения, это становится основой для того, чтобы в будущем понять то, как устроен качественный литературоведческий анализ как особый инструмент понимания и интеллектуальной реконструкции текста.

5. А еще умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст

Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения. И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя. В наших экспериментах было показано, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. И это еще одна игра с текстом, которая помогает стимулировать внутреннего читателя. Один и тот же сюжет может быть описан совершенно разным языком. Одна и та же сказка может быть рассказана в совершенно разной стилистике. Оказывается, книга – это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка. И интересно, что в наших экспериментах дети, которые только-только научились читать, с большим удовольствием занимались играми по распознанию разных стилистик, разного языка. Оказывается, это невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом.

Кстати говоря, только в том случае, если у ребенка оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий, будет готов к встрече с новыми и непривычными художественными мирами, будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что так же является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий – это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.

6. Умение читать – это искусство рыться в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, искусство создавать свою персональную библиотеку как зеркало своей личности

Поясню, что я имею в виду. Библиотека в том смысле, в котором я здесь о ней говорю, это вовсе не некоторое количество книг, выставленных на домашних книжных полках. Я говорю о библиотеке как о внутриличностном процессе. О процессе, который сопровождает образованного человека на протяжении всей его жизни. Библиотека, в которой постоянно происходит перекладывание и пересортировка книг. На стеллажах этой внутриличностной библиотеки находятся, в первую очередь, конечно же, книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга эти книг. Что-то, что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины… Человек читающий – это человек, который все время занимается – зачастую неосознанно! – упорядочиванием и переупорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем самое главное во внутриличностной библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. И в любом случае длина тех или иных стеллажных полок и их наполнение является важнейшим показателем образованности.

Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более активно происходит упорядочивание и переупорядочивание этого книжного богатства, тем более живым является это внутреннее библиотечное пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения. Изменяются векторы книжного азарта, проявляющиеся в том, на что человек готов тратить деньги (хотя бы мысленно!) приходя в книжный магазин или какие книги готов заказывать, приходя в публичную библиотеку. Несомненно одно: пространство и жизнь это внутриличностной библиотеки является важнейшим показателем образованности.

Однако, что примечательно: школа вообще не занимается возделыванием в ребенке этого навыка: навыка создавать, упорядочивать и развивать свою персональную внутреннюю библиотеку. Школьное литературное образование предлагает единую на всех, а, значит, принципиально обезличенную библиотеку так называемых «программных» произведений. И это гигантская, стратегическая ошибка, в результате которой абсолютное большинство учащихся так и не научаются быть «внутренними библиотекарями», не овладевают искусство библиодрайвинга – азартного движения и персонального поиска в бескрайнем мире книг. И это так же является одной из причин того, почему у огромного количества выпускников школы так и не формируется умение читать. И наоборот: когда мы в своих многочисленных экспериментах запускали многочисленные библиодрайвинговые игры (игры, направленные на то, чтобы научиться «рыться» в книгах и осуществлять их упорядочение по самым разным произвольным основаниям), начиная со старших групп десткого сада и заканчивая старшими классами средней школы, у детей совершенно определенно развивалась устойчивая и качественная мотивация к чтению, а так же желание копаться и путешествовать в различных живых библиотечных пространствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *