Что значит уметь читать 5 класс
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОксана Якушина
Похожие презентации
Презентация 5 класса на тему: «Что же значит уметь читать? Авторы презентации: ученицы 5«А» класса МОУ «СОШ 8» г.Анжеро-Судженска Агажанова Оксана Кропотова Лиза.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Что же значит уметь читать? Авторы презентации: ученицы 5«А» класса МОУ «СОШ 8» г.Анжеро-Судженска Агажанова Оксана Кропотова Лиза
2 Цель работы Помочь осознать, что такое правильное чтение, чтобы привлечь детей к этому процессу
3 Гипотеза Нас волнует вопрос: «Почему дети стали меньше читать?» Мы предполагаем, что этот процесс им не интересен, потому что они не умеют правильно читать. Мы постараемся их этому научить. Если мы научимся понимать, о чем говорится в тексте, в чем его главная мысль, то мы сможем хорошо усваивать и запоминать тексты. Значит сам процесс чтения не будет вызывать затруднений, а все, что легко дается детям, быстро осваивается
4 Задумайтесь над этим Когда ты читаешь, то не просто узнаешь и складываешь буквы в слова. Главное понять то, что ты читаешь. Понять, о чем говорится в тексте, в чем его основная мысль, как автор раскрывает ее.
5 Чтобы вершки не хватать Чтобы научиться осмысливать прочитанное, нужно развивать определенные способности. Замечали ли вы у себя способность предугадывать, предполагать, прогнозировать в процессе чтения? Эта способность начинает проявляться уже в тот момент, когда мы прочитали фамилию автора, название книги, эпиграф, оглавление. Умение предугадывать, (правильно или неправильно!) помогает проникать в смысл читаемого.
7 И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев» С.Макаров «Приключения Бобки» Справочник юного биолога Энциклопедия «Техника вокруг нас»
8 Задумайтесь над этим Ставя вопросы в процессе чтения текста, мы общаемся с автором, ведем как бы диалог с ним. И это позволяет нам более глубоко разобраться в содержании читаемого.
9 А вот еще одно упражнение Прочитайте начало параграфа «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, вы должны получить ответ в следующей части параграфа. Запишите эти вопросы. Затем сопоставьте ваши прогнозы с содержанием текста.
10 И еще раз задумайтесь… В процессе своего исследования мы пришли к выводу, что где-то 60% населения не снимает «розовых очков», и не собирается этого делать в ближайшие 10 лет (все им некогда с нами заниматься). А нам обидно, что взрослые не научили нас относиться к чтению, как их научили бабушки и дедушки! Ведь наша страна была когда-то самая читающая! Обидно, что из-за их пофигизма, страдаем МЫ – их «надежды» на лучшие времена! А с таким настроем, разве могут наступить лучшие времена.
11 И последнее Ребята, в жизни, кроме компьютера, есть еще много клёвых вещей. P.S. Читать книги можно и в Интернете, запишите ресурсы 1.Читалки, Все для чтения книг Все для чтения книг 2.Infomine виртуальная библиотека электронных изданий 3. Поисковая система онлайновых газет и журналов «Виртуальная библиотека» 4Коллекция энциклопедий «Кирилла и Мефодия»
12 Благодарим за внимание! Случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человека. (Марсель Прево)
13 Список использованных источников del=opit del=opit ица
ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЧИТАТЬ?
Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…
Вы умеете читать? «Конечно, – скажете вы, – научились еще в начальной школе!» Тогда ответьте на несколько вопросов.
Объясните, зачем Пушкин так выразился: «И синего моря обманчивый вал / В часы роковой непогоды, / И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы».
Может, лучше было бы просто сказать, что князь не утонет в море и не погибнет в бою или от руки предателя? Тем более что сам же Пушкин в статье 1822 года «О прозе» критиковал писателей, которые, вместо того чтобы сказать рано поутру, «пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее». Если вы скажете, что поэт употребил тропы, потому что это художественное лирическое произведение, то это неверно. Сам же Пушкин в статье «Отрывки из писем,
мысли и замечания», напечатанной в альманахе «Северные цветы» за 1828 год, писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Есть немало лирических произведений, где никаких тропов (слов в переносном значении) нет или почти нет, например пушкинское «Я вас любил…». А вместе с тем слова в переносном значении можно встретить и в научном тексте: склонение существительных, наклонение глагола, корень слова. Значит, чтобы объяснить смысл приведенных выражений из «Песни о вещем Олеге», надо понять, в чем их сообразность, почему для выражения определенной мысли поэту понадобились такие метонимии. И тогда они станут для вас художественными образами.
Почему торжествует крестьянин и что он делает: «Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»?
Какое время суток изображено в строках поэмы «Руслан и Людмила»: «Уж утрохладное сияло / На темени полнощныхгор»?
Отчего Пушкин написал: «Навстречу северной Авроры…»? Что это – ошибка? Ведь наречие навстречу требует слова в дательном падеже – «Авроре».
Почему у Пушкина сказано: «Златая цепь на дубетом…» – а в народной песенке: «Сидит ворон на дубу»? Почему Пушкин пишет: «Из темного лесанавстречу ему / Идет вдохновенный кудесник…» – а Некрасов: «Однажды в студеную зимнюю пору / Я из лесувышел…»? В каком-то из текстов ошибка или употребление разных форм падежных окончаний имеет определенный смысл?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо глубоко проникнуть в смысл произведения, то есть уметь читать. Читать не как гоголевский Петрушка, которому нравился сам процесс чтения, когда «из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».
Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. А для этого необходимо почувствовать красоту и выразительность поэтического языка: не просто отметить эпитет, а восхититься его точностью, которая помогает представить предмет; не просто обнаружить удачную метафору, а понять, почему именно ее автор использовал, какую мысль передал благодаря этому тропу. Ведь все образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов, соединенных в предложения. И задача читателя – научиться проникать через словесную ткань в глубину смысла.
Но это не простое дело. Такому чтению надо учиться. Как учиться? На опыте! Не только следить за сюжетной линией, но и обращать внимание на языковые средства, посредством которых автор стремится быть максимально выразительным. А чтобы это видеть, надо знать законы словесности.
И вот один из важнейших законов. Уже приступая к чтению, мы по-разному настраиваемся на восприятие рассказа, стихотворения или пьесы, по-разному относимся к произведениям незнакомого автора или классика. Чтобы лучше понять произведение, важно знать, кто его автор (реалии его жизни и творчества), в какую эпоху и в какой стране оно написано, и судить о произведении по тем законам, по которым оно создано. Если же вы будете искать в лирике острого сюжета или попытаетесь читать поэта XVIII века, не учитывая реалий того времени, то не увидите в них самого главного. Поэтому компетентное чтение – это восприятие произведений в их жанрово-родовой и историко-литературной специфике.
Другой закон: в искусстве слова чрезвычайно важна стилистическая окраска. Сравните две фразы: «Прекрасный рыцарь низвергся с колесницы и получил жестокую рану» и «Красивый парень сверзился с повозки и расквасил рожу». Чем они различаются? Стилем, а следовательно – смыслом!
Вполне возможно, что речь идет об одном и том же событии, но рассказывают о нем разные люди: первую фразу мог сказать рыцарь или дама, а вторую – простолюдин, слуга или крестьянин. Одно высказывание принадлежит к высокому стилю, другое – к низкому, в одном слова книжные, в другом – разговорные и даже просторечные. Значит, высказывание приобретает смысл не только благодаря предметному значению слов, но и посредством их стилистической окраски.
И третий закон: поскольку мы имеем дело с явлением искусства слова, в котором язык служит «материалом» (как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор), то в художественном произведении все языковые средства служат раскрытию идеи. Поэтому здесь все имеет значение: стихи это или проза, интонация и используемая лексика, выбор средств художественной изобразительности, то как организован текст и многое другое.
Очевидно, что понять смысл произведения можно только через слово. При этом необходимо учитывать род и жанр, место произведения в литературном процессе, замечать стилистическую и эмоциональную окраску слов, которые отобрал автор для выражения своего отношения к изображаемому, понимать, какое значение имеет то или иное языковое средство для создания картины жизни. Словом, чтобы получить наслаждение от чтения, глубоко проникнуть в смысл произведения, необходимо научиться грамотно читать.
Так что же, читатель должен заниматься этой тяжелой работой? А где же увлечение интересной книгой, потрясение от стихов? Но дело в том, что умелый и грамотный читатель замечает языковые средства и вдумывается в значение слов и предложений непосредственно во время чтения, интуитивно. Хотя слово «анализ» и означает «разложение», это не значит, что надо раскладывать текст по полочкам, препарировать его, будто скальпелем, рассматривать под лупой каждое слово, каждое предложение. Нет, анализ, который совершает умелый читатель, – особый, образный, в нем соединяются эмоциональная реакция и работа мысли.
Мы говорим об умелом читателе. Есть люди, от природы наделенные таким талантом. Но что делать остальным? Научиться! Это доступно почти каждому. И в первую очередь надо много читать. Затем, уже на конкретных примерах, увидеть, как анализируется произведение, и, наконец, самому проделать такую работу. Это напоминает обучение письму: в первом классе вы писали сначала палочки и крючочки, потом – буквы, а теперь свободно владеете навыком письма, уже не вспоминая, из каких элементов состоят буквы. Так же и с процессом чтения: сначала вы будете овладевать приемами анализа, а потом,
знакомясь с новым произведением, прямо во время чтения почувствуете значимость используемых автором художественных средств и проникнете в его замысел.
В одном стихотворении вы заметите, как точны и выразительны эпитеты, и в возникшей перед вами картине откроется красота мироздания, в другом – мысль автора выявится благодаря антитезе, и вы почувствуете, как сложна и противоречива жизнь, в третьем – образ станет понятен через игру слов, и вы восхититесь свободой и виртуозностью языка автора, в четвертом – важно сопоставление картин, в пятом – несовпадение стиховых и синтаксических пауз и т. д.
Единого пути, пригодного для анализа любого произведения, не существует, в каждом случае мы заново торим дорожку от слова к смыслу. Искусство анализа как раз и состоит в выборе оптимального способа проникновения в идею произведения через его словесную ткань.
Выбор способов анализа определяется конкретным текстом, однако есть общие этапы, которые проходит каждый читатель при знакомстве с лирическим произведением. Прежде всего – имя автора, которое создает определенные ожидания: знакомство с новым поэтом или встреча с известным. У компетентного читателя с именем автора связаны представления о личности поэта, о времени создания произведения, о литературном направлении. Некую установку на понимание дает определение жанра и заглавие стихотворения или его отсутствие: по-разному вы будете воспринимать дружеское послание и эпиграмму, стихи под названием «Весна» и «Осень».
А дальше – главное: текст. Необходимо его внимательно прочесть, вникнуть в значение слов, услышать ритм стихотворных строк – музыку стиха – и вообразить нарисованную словами картину. При этом вы вспоминаете собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами, и сами создаете из них цельную картину, поэтому неудивительно, что у каждого читателя рождается своя, непохожая на другие ассоциация. Но в лирическом произведении все же главное – внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного. И вы постараетесь проникнуться этим состоянием, осмыслить переживание, научитесь сопереживать.
И наконец, не менее существенное: знакомясь с произведением искусства слова, вы испытываете особое эмоциональное состояние – эстетическое переживание. Вас не оставят равнодушными красота чувств и глубина мысли автора, а также совершенство языка, посредством которого выражаются эти мысли и чувства, – меткость и точность слов, стройность стихотворных строк и многое другое.
Но и это еще не все – это лишь описание вашего восприятия. А нужно еще дать истолкование(то есть объяснить, прежде всего самому себе, смыслстихотворения) и его оценку(то есть понять, что значит произведение для вас лично). Для этого надо внимательно вчитаться в текст, вдуматься в значение слов и предложений, вслушаться в интонацию. Ведь настоящий читатель, если стихи ему понравились, нередко вновь перечитывает их, даже заучивает наизусть, и потом стихотворные строки будто живут с ним, и при этом возникает все более глубокое понимание произведения.
Стихи сотканы не из простых слов, а из слов поэтических, особым образом организованных. Они рождены особым мировосприятием поэта, его талантом, а потому приобрели новые свойства, новые значения. Восхищаясь красотой художественного слова, читатель все глубже проникает в смысл произведения.
А сейчас давайте выйдем за пределы школьного учебника и поучимся понимать стихи: и те, которые не изучались на уроках литературы, и те, которые вы «проходили», но часто в буквальном смысле проходили мимо, потому что еще не обладали достаточным опытом и соответствующей подготовкой.
Сначала на примерах рассмотрим некоторые способы анализа лирического произведения. Это, конечно, не весь перечень «подручных средств», используемых при анализе стихотворения. Но вы убедитесь, что при чтении одних произведений важно внимание к особенностям языка, а для понимания других – нужно обратиться к своеобразию композиции или стиха. Выбор зависит прежде всего от текста стихотворения, но в немалой степени и от читателя – компетентный это человек или невежда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Знакомимся с учебником, упр. 3, стр. 5.
Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»? Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.
Мне кажется, что умение читать – это сложный навык. Если просто бежать глазами по строчкам, не вдумываясь в содержание текста, чтение не принесёт никакой пользы. Нужно учиться видеть за буквами глубокий смысл. Во время чтения в голове читателя должен создаваться образ, который задумывал автор. Это может быть что угодно – дремучий лес, быстрая река, жаркий летний день, внешность молодой девушки.
Вариантов бесконечное множество. Но автор уже сделал свою работу – написал произведение. Теперь наступает очередь читателя. Ему нужно суметь увидеть своим внутренним взором ту картину, которую писал автор. Это умение не приходит сразу и требует тренировки. Следует приучить себя к внимательному и вдумчивому чтению. Тогда можно постепенно стать человеком, который действительно умеет читать с большой пользой для себя.
Если читатель подготовлен и способен вдумчиво знакомиться с книгой, он обязательно вступает в диалог с автором. В тексте всегда можно найти что-то, что скрыто между строк; что-то, над чем можно поразмышлять на досуге. Именно в этом и заключается общение автора и читателя. Автор не просто излагает какую-то историю, но делает это так, чтобы она оживала на страницах книги, когда её берёт в руки читатель. Кроме того, часто писатель напрямую обращается в тексте к своему читателю, задаёт ему вопросы, предлагает пищу для раздумий. Это и есть доверительный разговор.
У меня такой разговор был, например, когда я читал повесть «Олеся» А. И. Куприна. В ней повествование ведётся от первого лица и автор как бы рассказывает о событиях своей жизни, комментирует происходящее, делится с читателем своими мыслями и переживаниями. Когда читаешь это произведение, сначала наслаждаешься описаниями пышной дикой природы, представляешь, что находишься в том самом девственном лесу среди далёких болот. Затем как будто бы вместе с рассказчиком влюбляешься в девушку Олесю и не можешь налюбоваться ею. А потом, ближе к концу повести, проникаешься сочувствием как к Олесе, так и к рассказчику, ведь в их судьбах случаются непоправимые изменения.
Я очень люблю это произведение и перечитывал его уже несколько раз. Изображённая в нём природа напоминает мне о моей деревне.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Умение читать
Александр Лобок
Однако великая тайна чтения заключается как раз в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение – это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение – это процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний.
В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) – это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать – т.е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат. Искусство чтения – это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.
Уже из одного этого следует, что умение читать – это вовсе не очевидное и банальное умение. Умение, неизмеримо более сложное, нежели способность складывать буквы в слова и произносить эти слова вслух. Однако не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? И не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение, зачем оно нужно, и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык, не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.
Ну так вот. Если мы способны честно и внятно сказать самим себе, в чем же на самом деле состоит умение читать, у нас появляется шанс существенно по-новому посмотреть на то, чем занимается школа, когда она пытается научить ребенка читать, ответить на вопрос, почему получается у школы это архиплохо, и можно ли что-то сделать, чтобы эта ситуация изменилась радикальным образом.
Итак, умение читать – что это?
2. Умение читать – это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинками своего воображения.
Ребенок, который научился увлеченно читать – это ребенок, который освоил искусство порождения своих собственных картинок, визуализирующих читаемый текст в его сознании. Поэтому, кстати, читающий ребенок недолюбливает книги с картинками. Книга с картинками тормозит продуцирующую силу собственного воображения. Поэтому важнейшая задача при научении чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками, а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок. Научить ребенка быть волшебником, который может представить живую картинку любого читаемого текста, и степень подробности этой картинки будет зависеть только от силы вообразительного волшебства. И самое удивительное при этом то, что у каждого читателя будет своя картинка. Текст – один, а картинок столько, сколько читателей. И все картинки разные. Совершенно разные. А степень подробности, степень детализованности воображаемых картинок – важнейший показатель вовлеченности в процесс чтения.
Многочисленные эксперименты, которые мы проводили в детских садах Москвы и целого ряда других российских городов показывают, что это невероятно эффективный способ запуска в детях потребности читать. Чтение начинается не с умения складывать буквы в слова, а с умения порождать собственные образы в процессе встречи с теми или иными словами и фразами. Ну а уже в процессе развития читателя к искусству порождать в процессе чтения собственные образы добавляется искусство порождать собственные чувства, собственные мысли и смыслы, а так же собственные интерпретации. А все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я в читаемом тексте как подлинный фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».
3. Умение читать – это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом.
Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое, он произвольно меняет темп и скорость чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. По сути дела читающий человек ИГРАЕТ с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк. И при этом не чувствует за своим плечом надзирающего ока взрослого, который контролирует его процесс чтения. Стоит ввести внешний контроль (за скоростью чтения, за порядком чтения и т.п.), как исчезнет важнейшая составляющая увлеченного чтения – способность играть с текстом, способность экспериментировать с текстом, способность быть хозяином своей читательской траектории.
Наши многочисленные эксперименты в детских садах и школах достаточно убедительно доказывают, что право на свободную игру с читаемым текстом, право на экспериментирование с траекторией внутритекстового путешествия резко активизируют читательский азарт даже в тех детях, которые совершенно не любят читать и читают очень плохо. Дети испытывают необыкновенную радость, когда обнаруживают, что текст, оказывается, может быть не занудным ментором, требующим, чтобы ты двигался по какому-то заранее определенному направлению (от «начала» к «концу», ничего не пропуская), а площадкой для веселых путешествий «наперекосяк» и «вверх тормашками», когда ты имеешь полное право «прыгать» по тексту как тебе заблагорассудится. Что вовсе не надо читать текст строчка за строчкой и абзац за абзацом. Что читать можно в любом направлении и в любой последовательности. И что это может быть невероятно забавно и интересно. И невероятно стимулирующее.
Например, начать чтение так: зажмуриться и ткнуть пальцем в любое место и посмотреть, что тебе «выпало». А потом в другое. А потом в третье…. А дальше попробовать предположить на основании выпавших кусочков, о чем же будет текст. И точно так же «потыкаться» в другие книги…. Между прочим, именно таким «методом тыка» пользуется любой взрослый, выбирая книгу в книжном магазине. Открывает ее наугад в разных местах, читает произвольные фрагменты, и на этом основании принимает решение, стоит ли эту книгу брать. У читающего человека всегда есть чувство хозяина, а не чувство раба перед книгой. Однако когда взрослые обучают чтению детей, они обычно поступают прямо противоположным образом. Они не учат ребенка свободно прыгать по книгам и текстам, а навязывают некий жесткий сценарий чтения. Что и является одной из причин того, почему потенциально интересная книга вызывает у ребенка чувство отторжения.
Огромная беда современной российской школы заключается в том, что она торопится навязать ребенку понимание того, что стоит за текстом, торопится дать готовые ключи к дешифровке текстов – тогда, когда у детей не сформирована сама потребность в этой дешифровке, и они не понимают смысла этой дешифровки. Они своё-то еще не успели сформировать, а им уже услужливо подсовывается «как надо». И всё это в условиях, когда знакомство с тем или иным художественным произведением жестко подчинено невротической гонке по освоению «учебной программы». А в результате торопливо подсовываемые ребенку связки литературоведческих ключей оказываются в его руках бессмысленными и бестолковыми погремушками, а диалогического приближения к тайнам художественного текста так и не происходит. Текст разрушается имитацией анализа, а вовсе не становится более притягательным и объемным. А значит, происходит что-то радикально не то. Благие намерения ведут, как обычно, в известное место.
Вообще говоря сформировать в ребенке способность к продуктивному пониманию и аналитическому восприятию художественного текста невозможно в условиях гонки на скорость. Чтобы освоить искусство адекватного понимания, нужна кропотливая и медленная работа на небольших островках художественных текстов. И любая торопливость здесь противопоказана. И уж во всяком случае понимание не может быть навязанным. Траектория понимания не может быть одинаковой для всех. Реконструкция авторского образа и авторской мысли требует работы медленного восхождения к другому, а не торопливого ответа на наивно-лобовой вопрос «что хотел сказать автор?».
Вот почему в своей работе с детьми детских садов и начальной школы мы начинаем с тех произвольных образов-картинок, которые продуцируют сами дети. А затем добавляем новые детали текста – и смотрим, как корректируется исходный образ-картинка. И не жалеем времени на эту увлекательную игру. Ведь задачка заключается вовсе не в том, чтобы ребенок ответил на вопрос «что хотел сказать автор?» или на другие вполне дурацкие «методические» вопросы, на которые обычно предлагается отвечать детям по прочтении того или иного текстового фрагмента. Нет, важнейшая с нашей точки зрения задача должна заключаться в том, чтобы ребенок научился корректировать свою внутреннюю картинку в процессе чтения текста. И на самом деле это очень увлекательная задачка, похожая на прохождение квеста или складывание паззла. Я читаю текст, наполняя его своим воображением, но при этом вовсе не отправляюсь в вольное, оторванное от текста вообразительное путешествие (хотя в какие-то моменты и это возможно: как же это увлекательно – сочинять свои ответвления читаемой книги, придумывать ее альтернативные варианты!), но занимаюсь постоянной корректировкой своего исходного образа. Появляются новые детали текста – и эти детали вносят свои коррективы в мою вообразительную картинку. Это и есть процесс понимания, процесс диалога в его первичном виде. И наши эксперименты с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что процесс понимания может быть невероятно увлекательным для ребенка. Оказывается, невероятно интересно замечать, как появление каких-то новых текстовых деталей вносит коррективы в ту внутреннюю картинку, которую рисует мое воображение. И если я вместил в свою внутреннюю картинку все детали текста – значит, я воспринял текст адекватно. А если во мне уже в раннем возрасте оказывается сформирована ценность адекватного прочтения, это становится основой для того, чтобы в будущем понять то, как устроен качественный литературоведческий анализ как особый инструмент понимания и интеллектуальной реконструкции текста.
5. А еще умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст
Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения. И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя. В наших экспериментах было показано, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. И это еще одна игра с текстом, которая помогает стимулировать внутреннего читателя. Один и тот же сюжет может быть описан совершенно разным языком. Одна и та же сказка может быть рассказана в совершенно разной стилистике. Оказывается, книга – это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка. И интересно, что в наших экспериментах дети, которые только-только научились читать, с большим удовольствием занимались играми по распознанию разных стилистик, разного языка. Оказывается, это невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом.
Кстати говоря, только в том случае, если у ребенка оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий, будет готов к встрече с новыми и непривычными художественными мирами, будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что так же является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий – это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.
6. Умение читать – это искусство рыться в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, искусство создавать свою персональную библиотеку как зеркало своей личности
Поясню, что я имею в виду. Библиотека в том смысле, в котором я здесь о ней говорю, это вовсе не некоторое количество книг, выставленных на домашних книжных полках. Я говорю о библиотеке как о внутриличностном процессе. О процессе, который сопровождает образованного человека на протяжении всей его жизни. Библиотека, в которой постоянно происходит перекладывание и пересортировка книг. На стеллажах этой внутриличностной библиотеки находятся, в первую очередь, конечно же, книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга эти книг. Что-то, что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины… Человек читающий – это человек, который все время занимается – зачастую неосознанно! – упорядочиванием и переупорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем самое главное во внутриличностной библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. И в любом случае длина тех или иных стеллажных полок и их наполнение является важнейшим показателем образованности.
Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более активно происходит упорядочивание и переупорядочивание этого книжного богатства, тем более живым является это внутреннее библиотечное пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения. Изменяются векторы книжного азарта, проявляющиеся в том, на что человек готов тратить деньги (хотя бы мысленно!) приходя в книжный магазин или какие книги готов заказывать, приходя в публичную библиотеку. Несомненно одно: пространство и жизнь это внутриличностной библиотеки является важнейшим показателем образованности.
Однако, что примечательно: школа вообще не занимается возделыванием в ребенке этого навыка: навыка создавать, упорядочивать и развивать свою персональную внутреннюю библиотеку. Школьное литературное образование предлагает единую на всех, а, значит, принципиально обезличенную библиотеку так называемых «программных» произведений. И это гигантская, стратегическая ошибка, в результате которой абсолютное большинство учащихся так и не научаются быть «внутренними библиотекарями», не овладевают искусство библиодрайвинга – азартного движения и персонального поиска в бескрайнем мире книг. И это так же является одной из причин того, почему у огромного количества выпускников школы так и не формируется умение читать. И наоборот: когда мы в своих многочисленных экспериментах запускали многочисленные библиодрайвинговые игры (игры, направленные на то, чтобы научиться «рыться» в книгах и осуществлять их упорядочение по самым разным произвольным основаниям), начиная со старших групп десткого сада и заканчивая старшими классами средней школы, у детей совершенно определенно развивалась устойчивая и качественная мотивация к чтению, а так же желание копаться и путешествовать в различных живых библиотечных пространствах.