Что значит ум хорошо а два лучше
Значение и смысл пословицы «Ум — хорошо, а два — лучше»
Пословицами богат наш язык, формировавшийся столетиями. Многие из них рассказывали об истинной любви, дружбе, работе, знаниях. Но были и те, что обращали свой взор на тему совместного труда. Ведь не просто так сказано, что вместе можно преодолеть любое препятствие. Человек-одиночка не обладает и частью тех способностей, что доступны целой группе людей. Поэтому и считается, что любое дело необходимо нужно обдумать с разными людьми. Пословица «Ум — хорошо, а два — лучше» наглядно показывает это. Но далеко не все знают ее значение. Вдруг необходимость совместного обдумывания — это не то, о чем она говорит? Давайте разбираться!
Пословица пытается показать, что коллективный труд в разы превосходит выполненный поодиночке. Даже банальное изучение ситуации происходит продуктивнее при наличии нескольких мнений («умов»). Разносторонний взгляд на какое-либо дело способен привнести в него новые аспекты, недоступные человеку, работающему одному. К примеру, коллективный труд является отличным решением для многоступенных задач. Люди с разными взглядами на мир способны найти собственные пути улучшения работы, ее упрощение, а может и даже избежания каких-либо рисков.
Дело в том, что наш мозг работает довольно специфично. Человек в одиночестве не способен посмотреть на ситуацию под разными углами. Он вырабатывает одну версию, которой и придерживается на протяжении всей работы. Второй же человек способен добавить новый, свежий взгляд. Его идеи могут вступать в конфликт с теми, что выдвигает первый человек. А, как известно, именно в споре и рождается истина.
Достаточно простая формулировка поговорки может говорить об одном — она была создана человеком не знатного происхождения. Вероятно, это был кто-то далекий от образования, а уж тем более литературной деятельности. Но это не отнимает у пословицы важность, даже наоборот, понятное всем выражение и его смысл однозначно ценны для развития народной мысли. Иногда различные литературные приемы способны излишне усложнить мысль, сделать ее размытой, в данном же случае выражение максимально коротко, в нем даже не используются глаголы. Это придает всей фразе максимальную точность и понятность. Конечно же, это положительно сказывается на общем понимании пословицы и ее смысла.
Такие пословицы особенно ценны для простого человека. Они не дают размытое представление о каком-либо явлении, они напрямую советуют, как нужно подходить к ситуации. Поэтому во время крупных покупок (того же автомобиля) нужно брать с собой близкого человека. Он сможет под другим углом посмотреть на объект сделки, проверить его качество и сделать заключение. Вы же в одиночку можете быть ослеплены радостью от той же покупки, поэтому с легкостью пропустите важные детали.
В таких случаях и говорят, что «Ум — хорошо, а два — лучше». Не бойтесь звать с собой близких друзей и знакомых. Они способны не только подсказать что-то в случаях сомнения, но и внести в обсуждение свое мнение, которое может изменить ход ситуации в нужную сторону. Для истины нет ничего лучше хорошего, грамотно построенного спора.
Cтарая поговорка гласит: “Одна голова хорошо, а две — лучше”
Ум хорошо, а два лучше
Ум хорошо, а два лучше (значение) — русская пословица, означающая: 1. лучшее решение может быть выработано путем совместного обсуждения всех за и против. 2. Учиться — дело хорошее. Чем больше ума у человека, тем лучше.
В пословице под фразой «два ума» понимается — два человека, совместно обсуждающие решение.
Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля (раздел — «Ум — Глупость»). Там же указаны близкие по смыслу пословицы:
— «Рубль — ум; а два рубля — два ума» (раздел «Богатство — Убожество»)
— «Один ум — пол-ума; три ума — полтора ума; два ума — ум» (раздел «Друг — Недруг»).
Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.):
Ум хорошо, а два лучше того (а три — хоть брось)
Богатая фантазия древних римлян породила сонмы богов и разных фантастических созданий. Среди этой могущественной плеяды особое место занимал Янус (от латинского слова «дверь») – бог входов и выходов. В любых молитвах римляне первыми называли его имя, надеясь, что он откроет им доступ к другим более могущественным богам и богиням.
В Европе Янус знаменит тем, что его имя дало название одному из месяцев – январю, ставшему впоследствии первым месяцем нашего года, как бы открывающего нам двери в каждый новый очередной год. В Риме в честь Януса было сооружено несколько храмов. Самый знаменитый был воздвигнут на форуме Помпилием Нумой, вторым римским царем. Храм состоял из двух арок, соединенных боковыми стенами. В мирное время ворота храма были надежно заперты. Они открывались при объявлении войны, и войска, отправляясь в поход, проходили через эти ворота. К сожалению, за 750 лет было только три достаточно длительных периода, когда ворота были на запоре: при Нуме, после 1-й Пунической войны и при императоре Августе.
Обычно Януса изображали человеком с двумя лицами, одним молодым – обращенным вперед, в будущее, и другим старым, глядящим назад, в прошлое, что символически обозначало мудрость. Это двуединое существо древних римлян весьма похоже на того Януса, что скрывается во мраке нашего черепа и является нашим истинным «я», нашей сущностью.
Нам легко рассуждать о расщеплении мозга, глядя на результаты этой операции со стороны, но трудно представить, что у каждого из нас под черепной крышкой притаились два разных человека. Подумать страшно, что я не один, нас двое! А когда первое ошеломление пройдет, приходит глубокое удивление, что мы легко уживаемся друг с другом и беспечно живем без видимых бурь и конфликтов.
Поразительно, что пока между нашими двумя «я» не нарушены обычные каналы связи, они легко и просто договариваются между собой. Но как только контакт нарушен, возникают конфликты. Давайте посмотрим, как ведут себя наши Янусы, когда их лишат возможности общаться.
Перерезка мозолистого тела мешает согласованию любых проблем. Нет ничего удивительного, что двойной мозг по каждому вопросу может выносить два прямо противоположных решения и настойчиво добиваться выполнения каждого из них, не замечая препятствий, мешающих реализации подобных намерений. В первый период после операции такие конфликты случаются особенно часто. Описан случай, когда больной обнаружил, что спускает брюки одной рукой, и подтягивает их другой. Как-то больной схватил левой рукой свою жену и начал сильно ее трясти, а правой пытался помочь жене усмирить свою агрессивную левую руку. Однажды лечивший его врач во время игры с больным в серсо увидел, что тот взял в левую руку топор. Не ожидая ничего хорошего от правого, более агрессивного полушария, врач поспешил незаметно ретироваться.
Другого больного жена застала на кухне в то время, когда он правой рукой чиркал зажигалку, чтобы зажечь газ, а левой рукой в то же самое время закрывал краны на газовой плите, предварительно открытые правой.
Отсутствие договоренности между полушариями осложняет жизнь. Единственное утешение больных – возможность с самим собою играть в шашки и шахматы. Каждое полушарие выступает как самостоятельный игрок, передвигая фигуры подчиненной ему рукой, а поскольку они действительно имеют возможность хранить свои замыслы в секрете друг от друга, игра идет всерьез, без поддавков. Правда, обособившись от своего собрата, работая только на свой страх и риск, каждое из полушарий становится весьма посредственным игроком, а потому и качество игры не очень высоко, но удовольствия от игры больные получают ничуть не меньше, чем первоклассные игроки, а может быть, и больше, ведь за двоих!
Живые, здоровые и, хочется думать, счастливые люди с расщепленным мозгом позволили ученым еще раз проверить, какое из полушарий является у нас мыслителем, а какое художником.
У нормального и здорового человека большие полушария работают так слаженно, что без заметных усилий справляются с задачей, которая для каждой половины мозга, работай она в полном одиночестве, была бы недоступна. Известный английский математик Д. Литлвуд рассказал о навязчивом аспиранте, который так надоел своему руководителю, что тот, чтобы от него избавиться, поручил разработать построение правильного многоугольника с 65537 (216 + 1) сторонами. Находчивый руководитель на 20 лет избавился от своего подопечного. С тех пор работа аспиранта занимает почетное место на полках архива Геттингенского университета.
Чтобы выполнить эту титаническую работу, интерес к которой поддерживался лишь собственной любознательностью, необходимо было привлечь весь объем пространственного воображения правого полушария и математические таланты левого. Подобное задание поручать одному из них совершенно бессмысленно. Оно с ним не справится.
Правое полушарие никоим образом не математик. Оно не понимает знаков «отнять», «умножить», «разделить» и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3.
Если не считать отсутствия речи и математических способностей, мыслительные процессы в правом полушарии развиваются нормально. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Больной, ощупав левой рукой наручные часы, способен потом из большого набора картинок, изображающих различные предметы, уверенно отобрать рисунки наручных, карманных, настенных, башенных часов любого вида и любой конструкции: песочные, механические, электронные. А если в левой руке у больного окажется сигарета, он сможет отобрать все рисунки, имеющие отношение к курению: пепельницу, зажигалку, сигару, курительную трубку.
Правое полушарие отличный конструктор. Больные с расщепленным мозгом могут левой рукой сложить из кубиков домик или нарисовать его в объеме. Левое, доминантное полушарие, используя подчиненную ему правую руку, которой этот человек до операции работал, писал, складывал кубики, в общем, манипулировал с разными предметами, справиться со столь простыми заданиями не в состоянии.
Интересно, что разобщенные двойняшки как-то умеют договариваться, кому за какую работу браться. Больному давали для ознакомления синтетическую фотографию, смонтированную из двух половин разных человеческих лиц, изображенных строго анфас. Фотографии предъявлялись таким образом, чтобы каждую половину видело только одно полушарие. Если перед испытуемым ставилась задача найти данного человека на фотографиях, разложенных перед ним на столе, то за дело бралось правое полушарие и без труда отыскивало нужное изображение, оперируя своими воспоминаниями о той половине синтетической фотографии, с которой знакомилось.
В других экспериментах синтетическому изображению на фотографиях присваивали имя. Теперь поисками руководило левое полушарие. Оно делало это явно хуже правого и могло обознаться, даже имея дело с изображением, мало похожим на любую половину синтетической фотографии. Ошибки возникали из-за того, что эталон тщательно не изучался, а внимание обращалось лишь на отдельные детали доступной для восприятия половины синтетического лица. Больные сами перечисляли признаки, которыми пользовались при поиске: «У Дика очки, у Поля усы, а у Боба ничего нет».
Аналогичные эксперименты производились с синтетическими изображениями предметов. Если затем в предъявленном наборе картинок отсутствовали рисунки предметов, использованных для создания синтетического монстра, правое полушарие «находило» что-нибудь внешне похожее. Сбитое с толку явным сходством, оно могло спутать тигра с кошкой или круглый торт, лежащий на блюде, с мужской шляпой, имеющей поля.
Левое полушарие, когда поиски увиденного предмета приходилось делать именно ему, чаще всего ошибалось. Оно меньше всего интересовалось внешним сходством, но учитывало взаимоотношения предметов. Поэтому, увидев торт, оно могло указать на вилку или ложку, познакомившись с яблоком, показывало на яблоню.
Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. У больного с расщеплением мозга этому полушарию показывали дугу или предоставляли возможность ознакомиться с ней на ощупь с помощью левой руки, а затем нужно было выбрать из трех нарисованных окружностей ту, что соответствовала по размеру дуге. Обычно задание выполнялось быстро и правильно. Правое полушарие, познакомившись с частью геометрической фигуры, могло выбрать соответствующую ему целую фигуру, а левому полушарию подобные задания недоступны.
Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Для этого, естественно, необходимо просмотреть все детали изображения, важные и второстепенные. А у правого полушария именно такой подход к анализу зрительной картины мира.
Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Различия могут быть обнаружены при знакомстве с первыми же элементами изображения, и дальнейшая работа не потребуется.
Между полушариями расщепленного мозга устраивали состязания, выясняли, какое из них быстрее обнаруживает сходство и различия. В первом случае победителем всегда становилось правое полушарие, различия быстрее обнаруживало левое.
Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением. Людям с расщепленным мозгом с помощью тахитоскопа мельком предъявлялись для опознания буквы. Оказалось, что правое полушарие узнает четыре буквы так же быстро, как две. Левому полушарию для опознания требовалось тем больше времени, чем больше предъявлялось букв.
При чтении буквы рассматриваются одна за другой слева направо или сверху вниз, но правое полушарие при резком ограничении времени опознания букв совершенно не в состоянии удержать в памяти порядок их расположения. Чтобы правое полушарие прочло слово, составив его из четырех воспринятых букв, требуется серьезная мозговая работа. Не зная их последовательности, оно может опознать слово, перебрав все возможные сочетания этих букв. А их 24! Такая работа редко заканчивается успешно. Какое уж тут чтение!
Правое полушарие человека отнюдь не лингвист, поэтому неудивительно, что больной с расщепленным мозгом левой рукой ничего написать не может. Зато она умеет рисовать, а сделать несложный рисунок правой больному не удается.
Большое впечатление производит результат раздельной работы рук. Больному предлагают изобразить домик и куб и написать названия этих предметов. Правая рука напишет соответствующие слова, а вместо рисунка у нее получится мешанина переплетающихся линий, даже отдаленно не напоминающих ни дом, ни кубик. Левая рука, напротив, сделает рисунок, правда, весьма неуверенно. Ну да и здоровые люди левой рукой толком рисовать не способны. А подписей к рисункам здесь не будет. Вместо слов отдельные закорючки, что-то среднее между китайскими иероглифами и замысловатыми буквами грузинского алфавита.
Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела. Если пальцам одной руки испытуемого придать определенное положение и попросить, не глядя на нее, воспроизвести это положение другой рукой, то даже с таким простым заданием расщепленный мозг не справится.
Исследования, проведенные на людях с расщепленным мозгом, свидетельствуют, что весьма немногие функции больших полушарий человеческого мозга в равной мере представлены у обоих двойняшек. Для нас оказалось непозволительной роскошью дублировать весь объем накопленных знаний в каждой из половин мозга, как принято у животных. Новый способ организации кладовых нашей памяти дает возможность на стеллажах тех же самых мозговых хранилищ разместить в два раза больше информации, чем вмещалось бы в них при ином, сходном с животными, способе хранения постоянно накапливаемых знаний. Уж одно это должно было бы выделить нашего человекообразного предка из среды животных и сделать его доминантом планеты Земля.
Ум хорошо, а два лучше
(значение) — лучшее решение может быть выработано путем совместного обсуждения всех за и против (русская пословица).
В пословице под фразой «два ума» понимается — два человека, совместно обсуждающие решение.
«Рубль — ум; а два рубля — два ума»
«Один ум — пол-ума; три ума — полтора ума; два ума — ум»
Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.):
Ум хорошо, а два лучше того (а три — хоть брось)
✍ Примеры
«Почти серьезно» (1976 г.):
«У коверного Павла Боровикова был свой способ поставить на место пьяного. Он подходил к нему и на весь зал проникновенно говорил:
— Дорогой товарищ! Большое вам спасибо за то, что вы помогаете мне в работе. Как говорится: «Ум хорошо, а… полтора лучше».»
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)):
«Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три. Иному три, это верно. Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума.»
«— И, однако, бедный молодой человек мог получить без сравнения лучшую участь, ибо был хорошего сердца и в детстве, и после детства, ибо я знаю это. Но русская пословица говорит: «Если есть у кого один ум, то это хорошо, а если придет в гости еще умный человек, то будет еще лучше, ибо тогда будет два ума, а не один только…»
— Ум хорошо, а два — лучше, — в нетерпении подсказал прокурор, давно уже знавший обычай старичка говорить медленно, растянуто, не смущаясь производимым впечатлением и тем, что заставляет себя ждать, а, напротив, еще весьма ценя свое тугое, картофельное и всегда радостно-самодовольное немецкое остроумие. Старичок же любил острить.
— О, д-да, и я то же говорю, — упрямо подхватил он, — один ум хорошо, а два гораздо лучше. Но к нему другой с умом не пришел, а он и свой пустил… Как это, куда он его пустил? Это слово — куда он пустил свой ум, я забыл, — продолжал он, вертя рукой пред своими глазами, — ах да, шпацирен.
— Ну да, гулять, и я то же говорю. Вот ум его и пошел прогуливаться и пришел в такое глубокое место, в котором и потерял себя. А между тем, это был благодарный и чувствительный юноша, о, я очень помню его еще вот таким малюткой, брошенным у отца в задний двор, когда он бегал по земле без сапожек и с панталончиками на одной пуговке.»
«Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше. Хоть ты парень и умный, а старика послушай.»
«За чем пойдешь, то и найдешь» (1861 г.), карт. 3, явл. 1:
«Вот разве как вдвоем с Матреной не разберем ли. Ум хорошо, говорят, а два лучше.»
«Я, г. доктор, решился послать в губернский город. Не сомневаюсь в вашем искусстве, но вы знаете сами: ум хорошо, а два лучше.»
И.И. Лажечников
«Ум хорошо, а два лучше! Худо только то совещание, где много умничанья — это знак, что совещатели думают более о себе, нежели о благе общем.»
Справедливость пословицы
Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.
В какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Ум хорошо.
Задание по Русскому языку
Есть,конечно, факты в истории человечества, когда искомое решение приходит человеку, как озарение, или во сне. Пример, таблица Д.И. Менделеева.
Данное выражение можно употребить при общении с ребенком. Дети часто пытаются сделать по принципу «Я сам», но не все получается, это и понятно.
Пример. Нужно собрать конструктор по предложенной схеме, но ребенок ещё не умеет схемы читать, пытаясь собирать интуитивно, методом подбора. В результате ничего не получается, он нервничает.
А в жизни взрослых ситуаций множество. Нужно найти причину неполадки в автомобиле, кто- то ищет причину в инструкции, а другой может определить на слух, по работе механизмов. Вместе все получается быстрее, два ума однозначно лучше.
Ситуация: Стив Джобс, как человек, изменивший наш образ жизни своим инновационным и творческим мышлением, думаю, не достиг бы и четверти своего успеха, если бы не поддержка и помощь людей, работавших с ним рука об руку. Их советы, их трезвый взгляд со стороны способствовал триумфальному продвижению IT-технологий и инноваций по всему миру.
Женщины (бабы) очень любят поговорить, обсудить последние новости, перемыть косточки своим знакомым и не очень знакомым.Правда при этом, информация, которой они обмениваются не всегда соответствует действительности. Именно эта особенность их разговоров и отражена в пословице.
Наша память напоминает собой кладовочку, в которой часто используемые вещи-воспоминания хранятся совсем рядом и найти их не составляет труда, а то, чем редко пользуются оказывается задвинуто в самый дальний уголок. И вот вроде бы помнишь, что это уже читал,изучал, проходил когда-то, а вспомнить не можешь. Слишком далеко спрятано это знание в нашей памяти.
Один мальчик обладал от природы хорошей памятью и ему достаточно было послушать один раз на уроке слова учителя, чтобы все запомнить и потом на экзамене повторить их без труда и получить хорошую оценку.
Второй мальчик такими способностями похвастать не мог и ему приходилось десятки раз перечитывать учебники, чтобы как следует запомнить тему. Он также хорошо сдавал экзамены, но занимался намного больше первого мальчика.
Через десять лет второй мальчик стал успешным ученым и все удивлялись, как ему удается помнить столько разных вещей, которые он изучал давным-давно. Первый мальчик также вырос, но особыми талантами не блистал. Он все также запоминал слова, сказанные в данный момент, но то что было десять лет назад не помнил уже совершенно.
Первый мальчик не заботился о своей памяти-кладовке, а второй чистил ее регулярно.
Роль слова в жизни человека всегда ценилась высоко, что нашло своё отражение во множестве пословиц и поговорок.
Наиболее полный список коротких народных изречений по этой теме представлен здесь. Среди них есть как хорошо известные, так и малоупотребляемые:
Смысл большинства из них понятен и без пояснений.
Собирателей русских пословиц и поговорок множество, поэтому всех перечислить невозможно, тем более, что многие сборники собирателей могли быть утеряны по разным причинам. Приведу список самых известных людей, кто занимался собиранием русских пословиц и поговорок.
Перечисленные и другие писатели-собиратели русских пословиц внесли огромный вклад в сохранение самобытности русского народа, ведь народная мудрость не стареет с веками и учит молодое поколение. Как говорят «пословица век не сломится»!
ум хорошо, а два лучше того(а три — хоть брось)
Смотреть что такое «ум хорошо, а два лучше того(а три — хоть брось)» в других словарях:
Ум хорошо, два лучше того(а три — хоть брось) — Умъ хорошо, два лучше того (а три хоть брось). Ср. Я, г. докторъ, рѣшился послать въ губернскій городъ. Не сомнѣваюсь въ вашемъ искусствѣ, но вы знаете сами: умъ хорошо, а два лучше. Тургеневъ. Яковъ Пасынковъ. 2. Ср. Это ты хорошо, Иванушка,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
УМ — муж. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная,… … Толковый словарь Даля
УМ — муж. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная,… … Толковый словарь Даля
Герцен, Александр Иванович — — родился 25 го марта 1812 г. в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколению, которое Г. впоследствии называл «иностранцами дома, иностранцами в… … Большая биографическая энциклопедия
Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия