1. Промежуток времени, срок в десять лет. В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. А. Н. Толстой, Сестры. Вместе с глыбами тяжелой сырой земли в реку с шумом и свистом падали кедры, десятилетиями подпиравшие небо. Марков, Строговы.
2. Годовщина чего-л. происшедшего или начатого десять лет тому назад. Десятилетие пуска электростанции.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В календарном исчислении используются два варианта счёта десятилетий. В первом случае цифра десятков всех годов этого десятилетия одинакова, например, 390-е годы включают годы с 390 по 399. Согласно второму варианту, началом десятилетия считается год, начинающийся на 1, например, 2010-е годы включают годы с 2011 по 2020, век состоит из 10 десятилетий.
Также десятилетие свободно употребляется в смысле «любой промежуток времени в 10 лет», например: Десятилетие грамотности Организации Объединённых Наций (2003—2012 годы).
ДЕСЯТИЛЕ’ТИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Промежуток времени в десять лет. Первое д. двадцатого века.2. Годовщина события, случившегося 10 лет тому назад; десятилетнее существование чего-н. Торжества по случаю десятилетия советской власти.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
десятиле́тие
1. срок, период, промежуток времени в десять лет
2. годовщина какого-либо события, происшедшего, начавшегося и т.п. десять лет назад
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бакалея — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Десятиле́тие — под десятилетием чаще всего понимается календарное десятилетие, период времени, включающий десять лет. В календарном десятилетии цифра десятков всех годов этого десятилетия одинакова, например 390-е до н. э. (включает года с 399 год до н. э. по 390 год до н. э).
Также десятилетие свободно употребляется в смысле «любой промежуток времени в 10 лет», например: Десятилетие грамотности Организации Объединённых Наций (2003—2012 годы).
Полезное
Смотреть что такое «Десятилетие» в других словарях:
ДЕСЯТИЛЕТИЕ — ДЕСЯТИЛЕТИЕ, десятилетия, ср. (книжн.). 1. Промежуток времени в десять лет. Первое десятилетие двадцатого века. 2. Годовщина события, случившегося 10 лет тому назад; десятилетнее существование чего нибудь. Торжества по случаю десятилетия… … Толковый словарь Ушакова
десятилетие — десяток, декада; десятая годовщина Словарь русских синонимов. десятилетие сущ., кол во синонимов: 1 • годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ДЕСЯТИЛЕТИЕ — ДЕСЯТИЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в десять лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего десять лет тому назад. Д. института (десять лет со дня основания). | прил. десятилетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Десятилетие — ср. 1. Срок, период, промежуток времени в десять лет. 2. Годовщина какого либо события, происшедшего, начавшегося и т.п. десять лет назад. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
десятилетие — десятилетие, десятилетия, десятилетия, десятилетий, десятилетию, десятилетиям, десятилетие, десятилетия, десятилетием, десятилетиями, десятилетии, десятилетиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
десятилетие — десятил етие (10 л етие), я … Русский орфографический словарь
десятилетие — (10 ле/тие) (2 с), Пр. о десятиле/тии … Орфографический словарь русского языка
десятилетие — Syn: десяток, декада … Тезаурус русской деловой лексики
десятилетие — я; ср. 1. Промежуток времени, срок в десять лет. Текущее д. Первые десятилетия века. Десятилетиями сохранявшиеся устои. 2. Годовщина чего л., происшедшего или начатого десять лет тому назад. Д. пуска гидроэлектростанции. Праздновать своё д. (10… … Энциклопедический словарь
Укажите десятилетие, пропущенное в тексте. Назовите царя, имя которого пропущено в тексте.
Из сочинения историка.
«…Смутное время в России закончилось. В первые годы после смуты царь, по сути, правил совместно с Земским собором, который заседал почти непрерывно. За два десятилетия удалось в целом преодолеть самые тяжёлые последствия Смутного времени.
В _________ годах русские войска начали войну против Польши с целью отвоевания Смоленска. Война закончилась неудачей, но одним из условий мира был отказ поляков от всех прав на русский трон.
В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича — ____________ — произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства. Если при Михаиле Фёдоровиче практически осуществлялось совместное правление царя и Земского собора, то при его преемнике собор собирается всё реже, пока совершенно не прекращает свою деятельность. Соборным уложением, принятым на Земском соборе, запрещается переход крестьян от одного помещика к другому. Правительство успешно решило одну из важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией, — воссоединение Украины с Россией».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
В ответе должно быть указано предложение: «В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича — Алексея Михайловича — произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства».
Могут быть указаны следующие факты:
1) при Алексее Михайловиче Земский собор собирается всё реже, пока совершенно не прекращает свою деятельность;
2) Соборным уложением запрещается переход крестьян от одного помещика к другому;
3) Правительство успешно решило задачу воссоединения Украины с Россией.
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) десятилетие — 1630-е гг.;
2) царь — Алексей Михайлович.
Перед космическим полётом советским космонавтам пришлось выучить английский язык, так как в полёте должна была состояться стыковка с иностранным космическим кораблём. Иностранным участникам космического полёта, которых было трое, в свою очередь пришлось учить русский язык. Первоначально планировалось, что после стыковки советские и иностранные участники полёта откроют люки кораблей и совершат первое рукопожатие над Москвой, но по каким-то причинам это произошло над рекой Эльбой. Этот факт показался всем символичным.
1) Укажите название страны, с представителями которой советские космонавты осуществляли совместный полёт.
2) Укажите десятилетие, когда проходил данный полёт.
3) Почему факт первого рукопожатия советских и иностранных участников полёта именно над рекой Эльбой показался всем символичным?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название страны — США;
2) десятилетие — 1970-е гг.;
3) ответ на вопрос: 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе состоялась встреча советских и американских войск (1-го Украинского фронта и 1-й армии США.
Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.
Из сочинения историка.
«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые «потешные» полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения
В ответе должно быть указано предложение: «Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом».
Могут быть указаны следующие факты:
1) начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования;
2) содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления;
3) постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя.
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) десятилетие — 1690-е гг.;
2) название договора — Ништадтский.
Перед космическим полётом советским космонавтам пришлось выучить английский язык, так как в полёте должна была состояться стыковка с иностранным космическим кораблём. Иностранным участникам космического полёта, которых было трое, в свою очередь, пришлось учить русский язык. Первоначально планировалось, что после стыковки советские
и иностранные участники полёта откроют люки кораблей и совершат первое рукопожатие над Москвой, но по каким-то причинам это произошло над рекой Эльбой. Этот факт показался всем символичным.
1) Укажите название страны, с представителями которой советские космонавты осуществляли совместный полёт.
2) Укажите десятилетие, когда проходил данный полёт.
3) Почему факт первого рукопожатия советских и иностранных участников полёта именно над рекой Эльбой показался всем символичным?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название страны — США;
2) десятилетие — 1970-е гг.;
3) ответ на вопрос: 25 апреля 1945 г. на реке Эльбе состоялась встреча советских и американских войск (1-го Украинского фронта и 1-й армии США).
Командир полка Красной армии получил приказ срочно перебросить свою воинскую часть в восточном направлении. Командир знал, что территория союзной нам страны подверглась нападению агрессора и передовые части Красной армии уже вступили в бой.
1) Укажите десятилетие, когда происходили указанные боевые действия.
2) С войсками какой страны вступили в бой части Красной армии?
3) Чем закончились боевые действия, о которых идёт речь?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие — 1930-е гг.;
2) ответ на первый вопрос — советские войска вступили в бой с войсками Японии (Маньчжоу-Го);
3) ответ на второй вопрос — боевые действия закончились победой Красной армии.
Укажите десятилетие, когда произошли события, описанные во втором абзаце отрывка. Назовите руководителя СССР в этот период.
Из сочинения историка.
«В июле отряды маньчжурских войск разгромили советское консульство в Харбине; захватили Китайско-Восточную железную дорогу, находившуюся в совместном советско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги. Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать советские пограничные заставы и населённые пункты. Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны, оно разорвало дипломатические отношения с Китаем. Была создана Особая дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера, которая в октябре — ноябре изгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья.
Через два года на Дальнем Востоке возникла новая опасность. Именно в этот период здесь шла закладка нового советского города Комсомольска-на-Амуре и нового крупнейшего в мире авиационного завода. Япония, захватив Маньчжурию, вплотную приблизилась к границам СССР. Советское правительство предпринимало попытки заключить с Токио пакт о ненападении. Япония отказывалась подписать такой пакт. Началась интенсивная подготовка Квантунской армии к будущей войне. Советский Союз был вынужден продать Китайско-Восточную железную дорогу властям государства Маньчжоу-Го, созданного японцами на территории Маньчжурии. »
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения.
В ответе должно быть указано предложение: «Через два года на Дальнем Востоке возникла новая опасность».
Могут быть указаны следующие факты:
1) Япония, захватив Маньчжурию, вплотную приблизилась к границам СССР;
2) началась интенсивная подготовка Квантунской армии к будущей войне;
3) Япония отказывалась подписать предложенный СССР пакт о ненападении;
4) Советский Союз был вынужден продать Китайско-Восточную железную дорогу властям государства Маньчжоу-Го
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) десятилетие — 1930-е гг.;
2) руководитель СССР — И. В. Сталин.
Укажите десятилетие, к которому относится большая часть периода, упомянутого в первом предложении отрывка. Назовите руководителя страны в этот период.
Из сочинения историка.
«В период первых пятилеток было введено обязательное всеобщее начальное (четырёхклассное) образование.
В период индустриализации строятся сотни предприятий, оснащённых сложным оборудованием. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Принимались меры по развитию системы высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу Великой Отечественной войны в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. За двенадцать предвоенных лет численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс. За тот же период численность специалистов со средним специальным образованием выросла с 288 тыс. до 1,5 млн…
В этот период СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах. На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В том же постановлении шла речь о подготовке учебников по истории для школы».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
В ответе должно быть указано предложение: «Принимались меры по развитию системы высшего образования».
Могут быть указаны следующие факты:
1) были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы;
2) расширилась сеть высших учебных заведений;
3) численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс.;
4) восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.
В ответе должны быть указаны:
1) десятилетие — 1930-е гг.;
2) руководитель страны — И. В. Сталин.
Укажите десятилетие, когда реализовывался план, о котором сказано в тексте. Назовите руководителя страны в этот период.
Отрывок из сочинения историка
«…Второй пятилетний план, утверждённый XVII съездом ВКП(б), сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжёлой индустрии в ущерб отраслям лёгкой промышленности. Завершение выполнения второго пятилетнего плана было объявлено досрочным. Но развитию лёгкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания.
Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей. На призыв XVI конференции ВКП(б) организовать социалистическое соревнование откликнулись тысячи тружеников заводов и фабрик. Среди квалифицированных рабочих возникло стахановское движение. Его участники показывали пример небывалого подъёма производительности труда. На многих предприятиях выдвигались встречные планы производственного развития, более высокие по сравнению с установленными. Трудовой энтузиазм рабочего класса имел большое значение для решения задач индустриализации. Вместе с тем рабочие нередко поддавались нереальным призывам, таким, как призывы выполнить пятилетку за четыре года или догнать и перегнать капиталистические страны.
Преобразование экономики и усиление централизаторских начал в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному огосударствлению народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза потребовали изменения Основного Закона…».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
В ответе должно быть указано предложение: «Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей».
Могут быть указаны следующие факты:
1) на призыв XVI конференции ВКП(б) организовать социалистическое соревнование откликнулись тысячи тружеников;
2) среди квалифицированных рабочих возникло стахановское движение, участники которого показывали пример небывалого подъёма производительности труда;
3) на многих предприятиях выдвигались встречные планы производственного развития, более высокие по сравнению с установленными.
1) десятилетие — 1930-е гг.;
2) руководитель страны — И. В. Сталин.
Укажите десятилетие, когда произошли события, описанные в третьем абзаце данного отрывка. Назовите руководителя СССР в период, когда произошли эти события.
Из сочинения историка
«…Продолжалась фабрикация дел ”врагов народа“. Руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (“ленинградское дело”). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов – председатель Совета Министров РСФСР и др. В рамках того же ”дела“ было сфабриковано обвинение против Н. А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек к длительным срокам лишения свободы.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике (”мингрельское дело“).
Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны (”дело врачей“).
Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. ».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.
В ответе должно быть указано предложение: «Продолжалась фабрикация дел ”врагов народа“».
Могут быть указаны следующие факты:
1) руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (”ленинградское дело“);
2) было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике (”мингрельское дело“);
3) группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны (”дело врачей“).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие — 1950-е гг.;
2) руководитель СССР — И. В. Сталин.
В газете «Советская Россия» была опубликована статья преподавательницы Н. А. Андреевой «Не могу поступиться принципами». На следующий день секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачёв на заседании Политбюро назвал эту статью «образцом большевистской принципиальности». В течение следующих трёх недель, до выхода ответной статьи в газете «Правда», процесс развития «гласности» в СССР приостановился.
1) Укажите десятилетие, когда произошли описанные события.
2) В чём состояла суть статьи Н. А. Андреевой?
3) Почему сразу после описанных событий приостановился процесс «гласности»?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие — 1980-е гг.;
2) суть статьи: критика политики «гласности» и «перестройки» (как заимствованных на Западе);
3) причина, например: в обществе эти события были восприняты как сигнал руководства страны к отказу от политики «гласности» и, в частности, критики сталинизма.
Может быть названа другая причина.
Укажите фамилию одного любого члена «тройки», о которой сказано в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события
Из сочинения историка
«29 июня Пленум вынес окончательный приговор. Деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракционной. Шепилов оказался принципиальным противником Хрущёва не как сталинист, а как противник «культа личности», в том числе в его новом виде, поэтому и был назван «примкнувшим». Противников Хрущёва лишили руководящих постов и вывели из ЦК. Состав Президиума ЦК был расширен до 15 членов. В него введены сторонники Хрущёва…
Воодушевленный победой, Хрущёв решил окончательно закрепить её отставкой министра обороны. Жуков представлялся опасным своим авторитетом, независимостью суждений и решений, способностью стать реальной альтернативой первому лицу в государстве. В октябре на заседании Президиума ЦК в отсутствие Жукова было решено вывести его из Президиума и членов ЦК за недостатки партийно-политической работы в армии, преувеличение своей роли в истории Отечественной войны и бонапартизм. Армия с новым министром обороны маршалом Р. Я. Малиновским стала вновь полностью подконтрольной партийному аппарату. В конце десятилетия от власти были отстранены и другие активные участники демарша против Хрущёва (Булганин, Ворошилов)…
Таким образом, лидеры сопротивления курсу XX съезда были разгромлены. На XXII съезде партии Сталин и его защитники были в очередной раз резко осуждены за их преступления. Тело Сталина по решению съезда было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлёвской стены».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее вывод, сделанный на основе событий, описанных в тексте. Укажите не менее двух событий, на основе которых был сделан данный вывод.
В ответе должно быть указано предложение: «Таким образом, лидеры сопротивления курсуXX съезда были
Могут быть указаны следующие события:
1) деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракционной Пленумом ЦК КПСС;
2) противников Хрущёва лишили руководящих постов и вывели из ЦК;
3) в состав Президиума ЦК включены сторонники Н. С. Хрущёва;
4) были отстранены другие активные участники демарша против Хрущёва (Булганин, Ворошилов).
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) один из членов «тройки» — Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молотов;
2) десятилетия — 1950-е и 1960-е гг.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите десятилетие, когда произошло событие, которому посвящена данная марка.
Октябрьская революция — 1917 г.
Правильный ответ указан под номером 2.
На марке написано почта СССР. а СССР создан только в 1922 году. Соответственно, марка должна быть выпущена в 1920-е годы.
Когда было событие, а не когда выпустили марку
Т.к. 1917 это второе десятилетие, а 1920-е это 1921, 1922 и т.д., то есть третье десятилетие.
да, первое десятилетие − это с 1.01.1900 по 31.12.1909
Укажите десятилетие, когда был сделан доклад, о котором идёт речь в отрывке. Назовите политического деятеля, выступившего на съезде с этим докладом.
Из сочинения историка
«На съезде были подведены итоги 5-й пятилетки, приняты директивы по 6-й пятилетке, поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны «в краткие исторические сроки». Однако съезд вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу «О культе личности и его последствиях» на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС.
Доклад содержал информацию, поразившую делегатов, и выводы, которые должны были показать отсутствие связи отрицательных явлений, существовавших в жизни советского общества, с существующим политическим строем. Впервые было официально заявлено, что большинство репрессированных «врагов народа» — честные граждане. Приводились шокирующие сведения о массовых расстрелах невинных людей, о депортации народов в 30—40-е гг. Основная позиция доклада заключалась в том, что репрессии и «культ личности» Сталина являлись в первую очередь следствием отрицательных черт его характера, отступлений от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории; доклад не ставил под сомнение сложившийся при Сталине политический режим, он был призван создать впечатление, что достаточно лишь осудить и искоренить «извращения» социализма — и путь к коммунизму будет открыт. Прения по докладу не открывались.
На заседании съезда было решено ознакомить с содержанием доклада партийные организации. 5 марта Президиум ЦК принял постановление об ознакомлении с ним «всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников» и рассылке брошюры с отредактированным текстом доклада».
Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положения, которые подтверждаются фактами в последующем тексте отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение любого из положений, содержащихся в выписанном предложении.
В ответе должно быть указано предложение: «Однако съезд вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу «О культе личности и его последствиях» на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС».
Могут быть указаны следующие факты:
1) в стране начался процесс реабилитации, тысячи людей были отпущены на свободу;
2) была проведена реорганизация лагерей. многие были упразднены;
3) начались процессы демократизации в области духовной жизни.