Что значит учитель методист
Методист: чем он занимается?
Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.
Кто такой методист
планирование работы педагогического состава;
координация их деятельности;
организация семинаров, собраний и пр.
Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.
Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.
Источник фото: diana.grytsku/freepik
В чем заключаются обязанности методиста
Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:
оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);
организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);
поиск и прием на работу новых сотрудников.
Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы.
Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.
Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр. На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг.
Профессиональные требования к работнику
Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.
Стандартными требованиями к методисту являются следующие:
высшее педагогическое образование;
знание последних методик обучения;
грамотная речь (устная и письменная);
желание развивать профессиональные навыки.
Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.
Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.
Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.
Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.
Как стать методистом
Психология и педагогика;
Педагог начального образования;
Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.
В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).
Источник фото: prostooleh/freepik
Личностные качества методиста
Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:
Дополнительно методист должен:
обладать аналитическим складом ума;
иметь хорошо развитые внимание и память;
иметь организаторские способности;
знать психологию человека.
Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.
Где требуются методисты
Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.
Возможность карьерного роста
Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.
Сколько зарабатывает методист
Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.
Плюсы и минусы профессии
Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:
постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;
использование творческого и интеллектуального потенциала;
Профессия методист
Эта профессия получила второе рождение благодаря развитию онлайн-образования. Сегодня методисты – востребованные сотрудники, в том числе в интернете. Их ищут учебные центры, онлайн-университеты, организаторы курсов и программ дополнительного образования.
В статье расскажем, кто такой методист и что он делает. Сколько платят таким специалистам и в чем заключается их работа. Как освоить профессию с нуля.
Содержание статьи:
Кто такой методист и чем он занимается?
Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.
Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?
Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.
Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.
Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:
Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.
Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.
Плюсы и минусы профессии
Сколько получают методисты?
Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.
На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.
Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.
Что должен знать и уметь методист?
Профессиональные знания и навыки
Как стать методистом и где учиться?
Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.
Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.
Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.
Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:
Название программы и ссылка на нее
Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.
Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.
Где искать работу?
Если вы хотите работать в школе или университете, имеет смысл отнести резюме в отдел кадров соответствующего учреждения.
Диагноз или профессия: кто такие методисты и зачем они нужны школе
Мы знаем, что в школах есть учителя, завучи, директор, и примерно представляем, чем они занимаются. А ещё в некоторых школах есть методисты. И порой об их профессиональных обязанностях не знают, казалось бы, самые приближённые к ним люди — учителя. Наш блогер, бывший педагог Катерина Карпова, пытается понять, зачем и кому нужны методисты.
Методист — это диагноз такой? Или всё-таки профессия? Нет, вы реально расскажите мне, в чём смысл-то? Встречали вы хорошего методиста? Может быть, сами таковым являетесь? Я за годы практики такого ни разу не видела.
В нашей школе нет и не было такой должности, и, может, никогда и не будет. Да и как это должно выглядеть: один методист на все предметы? Или на каждый предмет — свой методист? У нас вот в школах один учитель русского, один — математики, и двое англичан. И нам, англичанам, в начале нашей учебной карьеры (а может даже и сейчас) хороший методист ох как пригодился бы.
2005 год — учёба в педагогическом колледже на математика. Методику преподавания вот уже три года ведёт женщина в возрасте — маленькая, субтильная, с монотонным голосом, изредка восклицающая какие-то пафосные и праздные вещи из разряда: «Вы же будущие учителя, вы должны знать, чем принципы отличаются от методов! Вы должны знать наизусть всё, что трактовал Выготский, Эльконин, вы должны реализовывать принцип научности и последовательности в обучении: на каждом уроке и писать конспекты, и переписывать их! Вы должны использовать принцип наглядности: мотивировать детей!». И всё в таком духе.
Была ли у меня мотивация учиться у неё? Не было. В методике её преподавания никаких наглядностей не было
Все три года мы приходили к ней, записывали полтора часа под диктовку её лекции, а потом показывали конспекты. Те, что были написаны красиво, оценивались хорошо. Учили долгие нудные красивые формулировки, что есть «знания» «умения» «навыки». Учили и забывали. А в конце третьего года обучения она впервые принесла наглядное пособие: рисунки треугольников и параллельных прямых, такие же, как шпаргалки в тетрадях по математике. Смотрели мы на неё, как на древнего мамонта, и молча всё терпели.
Когда вышли на практику в школы столкнулись с реальностью. Мне повезло: у меня и опыт был хороший, и наглость, и умение рассказывать, и учителя-практики замечательные, показывающие по-настоящему интересные упражнения, которые можно проводить с детьми в классах. Вот это было действительно интересно.
И с руководителем практики повезло: я помню, как на компьютере, в редакторе, копировала конспекты, подчищала, редактировала, печатала, сдавала. А наша «методичка», руководитель практики в другой группе, девчонок заставляла писать конспекты от руки и ей сдавать, каждый этап урока расписывать, какие принципы реализует учитель в каждую минуту урока.
Я не шучу: 45 минут возьми и распиши по принципам, и всё это с высокопарными словами про «программу» и «методику»
Когда на курсах переподготовки я столкнулась с методистами по иностранным языкам, они же — практикующие учителя, всё пошло гораздо интереснее. Нам говорили именно разработать игру, тренинг, кейс, уроки разного типа, презентовать перед группой. На курсах я познакомилась с книгами Пассова, даже выступала на конференции перед аудиторией: рассказывала, как он предлагает формировать грамматические навыки у детей. Была на видеоконференции в «Просвещении», где с нами, учителями, общался Кузовлев и Афанасьева, авторы современных учебников для иностранного языка. Они рассказывали так, что хотелось прийти в класс и начать работать.
Зачем методист идёт на урок: чек-лист проверки, отзывы и похвала
Но могу ли я считать авторов учебников — методистами или это совершенно другая «каста»? Может, разница в том, что лингвисты-методисты могут использовать больше ресурсов на уроке, чем математики-методисты? Хотя кто вас ограничивает?
Для меня слово «методист» стало нарицательным, когда я столкнулась со «специалистами», уделяющими особое внимание формулировкам. Например, когда-то я 5 лет учила в институте «знания», «умения», «навыки», а сейчас данная терминология особо не используется. Появились УУД — универсальные учебные действия. Если раньше я слышала термин «выход в речь», то сейчас это «коммуникативная компетенция». А игрища с тем, что «ученик» теперь не ученик, а «обучаемый» (или «обучающийся», поправьте меня, кто знает), и «школа» теперь «образовательная организация», а иногда «образовательное учреждение». Такое ощущение, что научные статьи, образовательные законы, методические наработки и книги оплачивают сейчас по количеству символов. Чем больше символов — тем больше денег. Отсюда и дурь в головах у особо впечатлительных.
Часто слышу разные фразы в речи начитавшихся коллег или читаю комментарии с красивыми высокопарными словами
Но за этими словами ничего нет, нет понимания темы, проблемы. Как вы отнесётесь к следующим заявлениям: «Вы пришли в чужой класс и демотивиррвали ребенка к учебе. Вы не знаете ее личные психологические особенности, не нашли к ней подход во время урока». А вы знаете, как выявляются личные психологические особенности? По каким опросникам, методикам? Сколько времени потребуется выявить психологическую особенность по одному аспекту? А вы знаете, что никаких психологических манипуляций с ребёнком в чужом классе делать нельзя без письменного разрешения родителей или их непосредственного присутствия? А вы в курсе, что в среднем на ребёнка из класса в 20 человек приходится до 2-х минут учительского внимания за урок и в эти минуты входит то самое «выявление личных особенностей»? То есть вы берёте на себя смелость за 30 секунд оценить ребёнка, навешать на него клише, подобрать методику выявления особенностей и не забыть вбить в него тему урока и желание её учить. Кто так умеет, напишите, будет очень интересно почитать.
Если копнуть ещё дальше: а где в ФГОСе прописано, какую именно методику выявления личных психологических особенностей должен использовать на уроке учитель? И на какой минуте этого урока, и сколько ему отводится на это? У меня в английском нет такого. Может, у вас есть? Буду благодарна за информацию.
Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России
Я вижу в этом утверждении два взаимоисключающих момента. То есть один не может быть вместе с другим. Если мы приходим в чужой класс мы или занимаемся психологией или выполняем программу ФГОС.
Особенно я люблю методические разговоры про предмет и оценки. «Работа обучающего характера не может оцениваться оценкой 2 по ФГОС.» Да, не может. Так написано в ФГОС. А с чего вы взяли, что у меня на уроке работа идёт именно обучающего характера? А я возьму и скомбинирую урок, прямо здесь и сейчас, решу, что ребята молодцы и отменю срез знаний, или наоборот, введу тест-проверку с самоанализом под конец урока. И у меня в английском языке в программе с 4 по 9 класс идут темы по спирали. То есть в старую тему добавляется каждый виток что-то новое и отрабатывается на фоне старого. И как мне отделить мух от котлет? И где тут работа обучающего характера? Можно считать, что у меня каждый урок — закрепление материала пройденного ранее.
И так фактически по каждой теме можно пускаться в словесные дебри. Сидеть и рассуждать, где тут что по последнему писку терминологии. А время идёт и уходит не пойми на что. Да, есть люди, которые словесно сильны и любят точные определения, но есть ли им место в школе? Или, может, именно такие люди и должны учить детей? Что думаете вы?
Иллюстрация: La1n / Shutterstock
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.
Кто такой методист?
Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.
Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.
Образование методиста
При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.
Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.
Востребованность методиста
На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.
Методист в начальных образовательных учреждениях
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.
К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.
Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.
Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.
Методист в школе и вузе
Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:
И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.
Методист в домах культуры и развивающих центрах
Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.
Зарплата
Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.
Права и ответственность
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:
Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.
Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.