Что значит участвовать в отправлении правосудия

Прокурор разъясняет

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

12 декабря 2018, 00:00

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Источник

Защита как элемент отправления правосудия и перегибы в её законодательном регулировании

Есть такая государственная функция – отправление правосудия. Её публичный характер не вызывает сомнений, поскольку судопроизводство осуществляется целой самостоятельной ветвью власти. Она содержит различные подфункции. Одной из них является подфункция защиты.

Какова её природа? Относится ли она также к категории публичных? Однозначно – нет.

Защита – подфункция частно-публичная, то есть смешанная. Почему?

Частная, поскольку в соответствии с законом человек самостоятельно выбирает средства и способы защиты. Он же и решает, нужно ли ему защищаться в принципе.

Публичность её определяется тем, что государство обязано обеспечить человека квалифицированной защитой и, следовательно, прибегнуть к соответствующему законодательному регулированию.

Возникает закономерный вопрос: как определить разумные пределы государственного регулирования защиты?

С этой позиции рассмотрим некоторые действующие положения закона, касающиеся защиты.

Статья 52 УПК РФ: «2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда».

Позвольте, а с какой радости? Эти трое лучше меня знают, как сделать мне «хорошо»? Было дело, пострадал человек от незаконного приговора. Сначала власть исполнительная (следователь) необоснованно обвинила его в преступлении и поставила вопрос об аресте. Власть судебная отправила его в СИЗО, несмотря на отсутствие доказательств (она же не предрешает вопрос о виновности, следовательно, нет надобности не только оценивать доказательства оной, но и вообще принимать их во внимание). В итоге та же власть, но в ином составе отправила бедолагу на энное количество лет в места не столь отдалённые. И защитники, ведь, были назначены, и говорили чего-то… Правда, чаще кивали. Может, так надо было? Устоял приговор. Сказали, всё правильно и права не нарушены, что, в частности, подтверждается и фактом предоставления защитников.

Парадокс: человек отсидел «за просто так», а виноватых нет. Действительно, следователь его не арестовывал и не может нести за это ответственность, а суд арестовал, не обращая внимания на обоснованность обвинения, исходя исключительно из его тяжести. Написать в подобной ситуации оправдательный приговор, подозреваю, крайне проблематично.

Кто сказал, что человек обязан доверять следователю и судье? Они, конечно, хоть, и «разных ветвей власти будут», но не плохо спелись, похоже, одним миром мазаны. Почему вопреки моей воле они навязывают мне защитника? Уж, не дружат ли они там семьями?

Иметь защитника или нет в процессе, защищаться ли с его помощью, самостоятельно или вообще не защищаться, решает исключительно обвиняемый и никто больше. Навязывание защитника, привлечение его к участию в процессе вопреки воле обвиняемого есть ни что иное, как нарушение конституционного права последнего на защиту.

Статья 49 УПК РФ: «2. В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката».

Таким образом закон ограничивает право человека на выбор защитника определённым кругом лиц. Безусловным правом защищать в уголовном процессе наделены исключительно адвокаты.

Понимаю. Так власти удобнее. Ограничительные рамки часто способствуют оптимизации администрирования тех или иных процессов. Но вспомним содержание статьи 2 Конституции РФ. У нас люди для власти или власть для людей? Судя по расстановке приоритетов, первое утверждение в большей мере соответствует действительности. Часто слышу: «люди не понимают, поэтому решать должны не они», «лечиться нужно у врача, а не у кого попало» и т. д. Вы людей за недоумков держите что ли? Так скажу: Не ваше собачье дело, где я буду лечиться, что буду есть, какие читать газеты и смотреть передачи по телевизору, у кого буду стричься и к кому обращусь за защитой. Выбор защитника – мой осознанный выбор. Он не нарушает прав и законных интересов других лиц. Если в силу каких-либо обстоятельств, человек не в состоянии определиться с защитником самостоятельно, он всегда может прибегнуть к помощи адвоката.

Правовая регламентация защиты возможна исключительно в условиях соблюдения прав и законных интересов граждан при недопустимости их подмены другими приоритетами.

Источник

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

Статья 32 Конституции РФ провозглашает:

«1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.».

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

право участвовать в референдуме;

право на равный доступ к государственной службе;

право участвовать в отправлении правосудия.

Статус депутата, выборного должностного лица налагает на гражданина, в силу федеральных законов, определенные ограничения, например, в течение срока своих полномочий депутат регионального парламента не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы. Также депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат любого уровня, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва депутатов, выборных должностных лиц избирателями.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Для организации и проведения общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Граждане должны образовать инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

На референдум не могут выноситься ряд вопросв,затрагивающих по сути конституционные устои государства, в частности, вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и др.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. За время прохождения государственной службы служащие периодически сдают квалификационные экзамены, проходят аттестационные процедуры.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется путем участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон. Выбор арбитражных заседателей осуществляется путем случайной выборки.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Право граждан Российской Федерации участво­вать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции России)

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Основные законодательные акты:

Источник

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реализуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства). Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ».

Конституция России в ч. 5 ст. 32 устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». ФКЗ «О судебной системе РФ», УПК РФ и ГПК РФ конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод о том, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия только по уголовным делам в случаях, предусмотренных УПК РФ. При этом граждане в роли присяжных заседателей участвуют по уголовным делам во всех судах общей юрисдикции среднего звена и в Верховном Суде РФ, в военных судах при рассмотрении дела Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в соответствии с ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции».

Институт присяжных заседателей был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его упразднили, и первое заседание с участием присяжных заседателей после реставрации этого суда произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. В настоящее время фактический удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных заседателей, пока что незначителен.

Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приёмов, которые обеспечили бы случайность выбора лиц, включаемых в списки кандидатов в присяжные заседатели, а в дальнейшем – в состав коллегий присяжных по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 326, 328 УПК РФ) осуществляют судьи с участием сторон.

Присяжные заседатели не имеют равных и одинаковых прав с судьёй при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьёй (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого (ст. 343 УПК РФ). Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или не заслуживает. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных заседателей судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечёт обязательно вынесение обвинительного приговора. Однако в определении меры наказания осуждённому и решении ряда важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному делу, присяжные заседатели не участвуют, вопросы наказания судья решает единолично. Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать своё решение.

В арбитражных судах принимают участие арбитражные заседатели, которые пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено в ч. 4 ст. 1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

В соответствии с российским законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами являются носителями судебной власти. Об этом говорится в ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом разновидности и способы их (граждан) участия (частный обвинитель, понятой, свидетель), кроме непосредственного отправления правосудия (в качестве присяжных и арбитражных заседателей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *