Что относится к нормативной подсистеме политической системы общества
Нормативная подсистема политической системы общества
Нормативная основа – важнейшая форма регулирования политических отношений, которая обеспечивает определенный уровень общественной организации, стабильность и устойчивость отдельных политических институтов и всей системы в целом.
Элементы:
• Социальные нормы и принципы (выражены в морали)
• Правовые нормы и принципы с политическим содержанием
• Нормы и принципы актов партийных органов и общественных объединений
Парфенов
Компонентов нормативной основы политической системы:
1. Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание.
2. Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций.
3. политические традиции (например, открытие первого заседания).
4. Политические обычаи (в силу привычки).
5. Принципы и нормы нравственности и морали.
Функции политической системы общества |
Основные направления политической системы проявляются в ее функциях. Функции политической системы:
1. Интеграционная (интегральная) функция, объединительная (объединяет различных субъектов политической жизни в рамках единой политической системы. Обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов ее структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать очаги социальной напряженности);
2. Распределительная функция (в рамках политической системы распределяется политическая власть, особенно через выборный механизм одни захватывают более влиятельные рычаги);
3. Функция выявления и учета интересов различных социальных групп, так как цель политической системы наиболее эффективное управление экономикой, социальными и политическими процессами в обществе;
4. Функция определения основных направлений развития политической системы (для России актуален вопрос формирования правового государства)
5. Воспитательная функция (приобретение политического опыта, опыта социальной активности. Наибольшее влияние оказывают общественные объединения, формирования).
6. Функция упорядочения политических процессов (определяется самой природой политики, направленной на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей:
а) обновления – учет и приспособление к изменяющимся условиям жизни
б) стабилизации – сохранение социальной целостности.
7. экстракционная функция (связана с извлечением из гражданского общества его ресурсов)
8. политическое рекрутирование и символизация (выражается в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике).
9. функция регулирования режима общественно-политической деятельности
10. функция легитимации политического режима.
Место и роль государства в политической системе общества |
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его место и роль в этой системе не отождествляется с ролью и местом иных звеньев политической системы. Государство не просто массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством. В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения Марченко, что государство не выступает в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы.
Место и роль государства в политической системе общества.
1. тип политической системы.
1. Государство выступает в качестве официального представителя всего общества, выступает организацией всех граждан. Только государством и от имени государства принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны.
2. Государство наделено правом издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, осуществляет правотворчество. На основе издаваемых законов осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.
3. Государство имеет возможность применения организованного принуждения, для этого оно располагает разветвленной системой юридических средств. Государство активно использует санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений.
4. Государство обладает материальными, финансовыми, людскими и иными ресурсами, которые не идут в сравнение с ресурсами любого другого субъекта политической жизни.
5. Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого (Комаров);
6. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. Государство обладает способностью к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.
7. Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
8. государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
9. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации. В тоже время не что иное, как государство на протяжении всей истории человечества ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты.
10. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.
11.Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений находится в постоянном единстве. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда возникают чрезвычайные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в их разрешении отводится государству.
Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:
· установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
· проведения государственную регистрацию объединений и учреждений, составляющих политическую систему;
· возможности их привлечения для решения стоящих перед обществом задач;
· осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности всех остальных субъектов политической системы;
· только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) к ним за нарушение действующего законодательства.
Эти характеристики делают государство основным звеном, средством решения стоящих перед обществом задач.
Место и роль партий в политической системе общества |
Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.
Нормативная политическая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политическая система общества, опираясь на собственные экономические и политические, социальные и идеологические, а также нормативные основы, создает свой собственный базис, при помощи которого происходит ее развитие. Остановимся более подробно на нормативной основе политической системе, ответив на следующие вопросы:
В первую очередь отметим, что она служит формой регулирования политических отношений, обеспечивая необходимый уровень организации, стабильности и устойчивости всей системы.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что в виду многообразия социальных норм, разные авторы выделяют разные составляющие нормативной основы.
С точки зрения одних, ее слагаемыми следует считать право, нормы общественных организаций, нормы «государственной и общественно-политической жизни». Другие также относят нормы морали, права, общественных организаций, партийные решения, традиции политики, определенные обычаи. Однако приведенные примеры также свидетельствуют о том, что неотъемлемым атрибутом нормативной основы всегда выступают социальные нормы, под влиянием которых и происходит название рассматриваемой основы.
При этом важно сделать замечание, что далеко не все нормы будут образовывать основу нормативной системы. К числу необходимых норм следует относить только те из них, которые оказывают непосредственное регулирующее воздействие на отношения по осуществлению власти.
Таким образом нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Нормативная подсистема политической системы общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Акты нормативной основы политической системы общества
Самыми важными из их числа являются конституции. Своим содержанием он отражают духовный и политический, а также социальный и экономический строй. Поэтому конституции следует рассматривать не только с точки зрения правового или материального аспекта, но и в рамках других аспектов, которые способны отразить все стороны разных сфер общества.
Не стоит забывать, что довольно важную роль в данном случае имеет два аспекта: политико-идеологический и юридический. В связи с этим конституции можно разделить на две группы:
Отдельно рассмотрим каждую из групп. Для большей наглядности приведем для начала ряд примеров. К первой группе относятся конституции: США, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Швейцарии и многие другие. Ко второй: Италии, ФРГ, Японии и Греции и другие.
Первая группа конституций была призвана отражать и защищать послефеодальную эволюцию на следующих этапах. Однако на отдельной «ступени» располагаются конституции Англии и Австрии, Ирландии и некоторых других государств.
Вторая группа была призвана отражать и закреплять лишь отношения, такие как общественные, институты или учреждения, которые, как было отмечено выше, складывались в период после Второй мировой войны.
Нормы права, составляющие конституции хоть и являются важной составляющей, но не исчерпывающей частью нормативной политической системы общества. В связи с этим отдельно остановимся на других составных частях нормативной политической системы.
Составные части нормативной основы политической системы
Как отмечалось выше, нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
Важно отметить, что большое значение играют политические нормы, отражающиеся в уставах, нормативных актах. Они образуются целостность и единство организаций, фиксируя единство власти – «превращение авторитета идей в авторитет власти». Говоря о политических традициях и обычаях, следует понимать, что характерными для них чертами являются повторяемость, относительная устойчивость, преемственность, эмоциональность.
Примечателен также тот факт, что в современных политических отношениях применяется немалое количество обычаев и традиций, в качестве примера которых можно назвать:
Особенностью таких традиций и обычаев является тот факт, что они очень тесным образом связаны с государством и его политической жизнью. В ряде случаев такая связь и сочетание приобретает санкционированный характер, в ряде случаев с законодательным закреплением. Таким примером может служить Акт о министрах короны 1937 г, в котором законодательно закрепляется оппозиция. Из данного Акта следует, кого можно рассматривать лидером оппозиции, каким образом решается вопрос оппозиционной партии. Вместе с тем, влияние политических обычаев и традиций не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а функционируют во всех возможных направлениях, конкретизируя определенные нормы поведения.
Однако такую же важную роль как традиции и обычаи играет и моральная основа политической системы, устанавливая к участникам отношений требования и обязанности шире, нежели возлагают другие нормы. Нормы морали служат не только отражением общественных обязанностей, но и показывают процесс осознания личностью своего значения на уровне общества. Одной из отличительных черт норм морали можно отметить тот факт, что благодаря своей гибкости принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно, не пересекаясь с другими принципами и нормами.
Отметим, что особенно важным для нормативной основы является тот факт, чтобы политические нормы опирались на нормы и принципы морали человечества, давай ей возможность пронизывать их и определять черты.
Нормативная подсистема политической системы
Что такое нормативная подсистема политической системы
Политическая система — это совокупность отношений политических субъектов страны, опирающаяся на единую ценностно-нормативную основу.
Нормативная подсистема политической системы — это традиции и нормы, определяющие политическую жизнь общества и регулирующие ее.
Наличие развитой нормативной подсистемы дает возможность поддерживать общественную организацию государства, стабильность отдельно взятых государственно-правовых институтов, всю систему социального устройства в целом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Поскольку политическая система направлена на управление политической жизнью общества, предметом регулирования нормативной подсистемы выступают социально-правовые отношения, образующиеся в ходе реализации власти.
Помимо нормативной основы каждая политическая система имеет идеологическую, экономическую и социальную основу.
Основные элементы
В качестве основных элементов политологи выделяют:
Поскольку для каждого развитого общества характерно наличие множества традиций, обычаев, ценностей и норм, важно выделять из них те, которые способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникающие в процессе осуществления власти отношения.
Акты нормативной основы политической системы общества
Важнейшими актами являются:
Эти документы могут утверждаться путем проведения общенародного референдума или рассмотрения представительными органами государственной власти.
На другом уровне — внутри каждой партии принимаются такие документы, как партийный устав, партийная программа. Они входят в перечень важнейших актов наряду с отображением идеологии, фиксацией избранных идеалов.
Право не может регламентировать политическую жизнь общества в полном объеме, так как не все ее аспекты находятся в поле правового регулирования. Поэтому набор законов в рамках нормативной подсистемы всегда дополняется другими социальными принципами и нормами. К примеру, нормами морали, религии, национальной культуры.
К чему ведет пересмотр системы, возникающие проблемы
Правовой характер нормативной основы позволяет учитывать интересы общественных организаций, течений, партий и направлений с одной стороны, и государства — с другой. Поэтому малейшие изменения незамедлительно сказываются на всех участниках процесса.
Пересмотр легитимных норм становится своеобразной революцией — отказом от старых и утверждением новых стандартов этики, культуры. В ходе процесса нормативная подсистема перестает выполнять возложенные на нее функции:
История показывает, что та форма, в которой существует политическая система государства, а также ее нормативная основа, являются результатом развития общества на протяжении нескольких поколений. Ничто не может лучше характеризовать социальную ситуацию в стране, чем напряженность или стабильность политической обстановки. Поэтому любые изменения должны быть тщательно продуманы, просчитаны.
Политическая система общества
Содержание:
↑ Политическая система
↑ Подсистемы политической системы (структура политической системы)
↑ Институциональная (организационная) подсистема
Институциональная (организационная) подсистема – это различные социальные институты, учреждения и организация, чья деятельность связанна с политикой (государство, органы государственной власти, политические партии и общественно-политические движения, профсоюзы, средства массовой информации и др.)
По степени политизированности все организации делятся на 1) собственно-политические, 2) несобственно-политические и 3) организации, имеющие незначительный политический аспект.
1) К первой группе относятся государство, политические партии и массовые политические движения.
Цель таких организаций: формирование политической воли населения, образование органов публичной власти, выработка внутренней и внешней политики государства и ее осуществление, иными словами, непосредственное осуществление политических функций.
2) Ко второй группе относятся профсоюзы, кооперативы и творческие союзы.
Так, профсоюзы обеспечивают социально-трудовые права работников (участвуют в коллективных переговорах, в подготовке, обсуждении и заключении генеральных и тарифных соглашений, а также при осуществлении контроля за обеспечением социально-трудовых прав работников). Профсоюзы оказывают влияние на формирование государственной политики.
Организации, относящиеся ко второй группе, не ставят перед собой цель непосредственного формирования государственной политики, но фактически участвуют в этом.
3) К третьей группе относятся такие организации, которые в политике практически не участвуют. Например, различного рода объединения граждан по интересам (нумизматов, филателистов, любителей животных и т.п.).
Их таких организаций: реализация частных интересов граждан. Такие организации выполняют в политической системе своеобразную роль. Напрямую не участвуя в политических процессах, они, тем не менее, являются индикаторами политического режима, т.е. показывают, насколько обеспечены в государстве индивидуальные интересы и потребности личности.
Главный элемент политической системы – государство, поскольку оно имеет самую широкую социальную основу, выражает в той или иной степени интересы всего населения, располагает огромными материальными ресурсами, а также специальным аппаратом и соответствующими правовыми средствами, который позволяют быстро реализовывать политические программы.
Роль государства в политической системе:
↑ Нормативная подсистема
Нормативную подсистему составляет совокупность социальных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственной (публичной) власти.
Нормативная подсистема включает в себя нормативно-правовые акты (законы), которые регулируют формирование и деятельность политических институтов и учреждений, устанавливают правила политического процесса и взаимоотношений, придавая политической системе упорядоченность, направленность на достижение и поддержание стабильности. К нормативной подсистеме относят политические программы, уставы и инструкции, регулирующие деятельность граждан и т. д. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи.
↑ Коммуникативная подсистема
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, которые возникают в процессе деятельности политических организаций и социальных институтов (в том числе связанных с борьбой за власть и использованием властных ресурсов).
Коммуникативная подсистема включает в себя совокупность связей и взаимодействий:
между подсистемами политической системы;
между политической системой и сферами общественной жизни (социальной, экономической и др.);
между политическими системами разных стран.
↑ Культурная подсистема
Культурная (политико-идеологическая/ культурно-идеологическая) подсистема включает в себя политическую культуру, это принципы, идеи, лозунги, идеалы, мнения, которые связаны с политическим процессом.
Политическая культура – это часть человеческой культуры, которая представляет собой совокупность норм, ценностей, правил, установок, убеждений и выражающих их символов (герб, флаг, гимн), которые являются общепринятыми и служат для регулирования политического поведения всех членов общества.
Типы политической культуры
В зависимости от критерия существуют различные классификации политической культуры:
– с точки зрения формационного подхода: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая культуры
– по идеологии: коммунистическая, анархистская, либеральная, консервативная и др. культуры
– по политическому режиму: тоталитарная, авторитарная, демократическая култьуры.
Функции политической культуры
В обществе политическая культура выполняет ряд важных функций:
Политическая система, её функции и подсистемы
Содержание:
Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.
Основные признаки политической системы:
Подсистемы политической системы
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
Общепринятая классификация систем:
Классификация политических систем
В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).
Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.
В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.